Что дает замена салонного фильтра. Где находится и как часто менять салонный фильтр. Как часто менять салонный фильтр

Воздух в салон автомобиля поступает из окружающей среды постоянно через воздуховоды вентилятора, чтобы сохранять достаточное количество кислорода внутри машины для водителя и пассажиров. В плотном потоке машин навстречу транспортному средству направляется воздух в смеси с отработавшими газами, выходящими из машины встречного автомобиля. Дышать таким воздухом небезопасно, и для удержания вредных примесей устанавливается салонный фильтр.

Зачем нужен в автомобиле салонный фильтр

Многие водители недооценивают значимость элемента, фильтрующего воздух, который поступает в салон автомобиля. Согласно проведенным исследованиям, салонный фильтр способен удерживать до 99,5% вредных примесей, содержащихся в поступающем воздухе. При отсутствии фильтрующего элемента водителю и пассажирам приходится дышать продуктами сгорания топлива, в которых содержится: сажа, оксиды азота, серы и углерода, тяжелые металлы, альдегиды и более 200 других вредных для организма веществ.

Согласно исследованиям служб экологического мониторинга ситуации, в крупных мегаполисах загрязненность воздуха на автомобильных дорогах превышает в 20-40 раз установленные нормы. Проводя в автомобиле по несколько часов в день, водитель рискует получить хронические заболевания дыхательных путей и нервной системы. Помимо воздействия токсичных веществ, вред органам дыхания водителя наносят микрочастицы пыли от шин, копоти, асфальта и прочего.

Помимо сохранения здоровья водителя, салонный фильтр выполняет задачу по замедлению устаревания машины. Не пропуская в салон пыль и гарь, фильтрующий элемент позволяет предотвратить помутнение стекол.

Как часто менять салонный фильтр

Нет однозначного ответа на вопрос о том, как часто требуется производить замену салонного фильтра. Каждый производитель автомобиля устанавливает свои рекомендованные сроки замены фильтрующего элемента, которые, в большинстве случаев, варьируются от 20 до 25 тысяч километров пробега машины. Следует отметить, что данные значения заданы для европейских городов, где с экологией лучше, чем в крупных российских мегаполисах. Российские специалисты в области экологии рекомендуют водителям менять салонные фильтры каждые 10-15 тысяч километров.

Поскольку ориентироваться по столь разрозненным рекомендациям достаточно сложно, проще определить засоренность салонного фильтра по явным симптомам:

  • При включении системы вентиляции воздуха в салоне появляется пыль;
  • Во время движения автомобиля в салоне начал ощущаться неприятный запах;
  • Стекла начали часто запотевать изнутри.

Если беспокоят перечисленные проблемы, правильным решением будет снять салонный фильтр и убедиться в его загрязненности или чистоте.

Важно: Грязный салонный фильтр оказывает негативное влияние на воздух в салоне. Со временем в фильтре развиваются вредные бактерии, грибок и плесень. Если фильтр из-за загрязненности не сможет удерживать микроэлементы, они начнут поступать в салон, оказывая негативное влияние на здоровье водителя.

Где находится салонный фильтр

Производители автомобилей могут устанавливать салонный фильтр в различные места салона, но они стараются учитывать тот факт, что фильтрующий элемент приходится довольно часто менять, соответственно, доступ к нему должен быть облегченным. Однозначно сказать где находится салонный фильтр может только книга по эксплуатации конкретной модели автомобиля, в которой данная информация должна быть отображена.

Наиболее часто салонный фильтр устанавливается за бардачком или под ним. Можно встретить автомобили, в которых поступающий в салон воздух элемент фильтрации устанавливается со стороны водителя, например, под приборной панелью. Некоторые производители машин ставят фильтр на входе воздуха, то есть располагают его под капотом в специальном корпусе или углублении, в таком случае его заменить наиболее просто.

Как заменить салонный фильтр

Салонный фильтр очень просто заменить, достаточно обнаружить его местоположение в салоне автомобиля и добраться до него. Важно при снятии пластиковых вставок, за которыми находится фильтрующий элемент в салоне, не повредить защелки, на которых они держатся. Лучше лишний раз посмотреть в инструкции по автомобилю, как снимается крепление, чем восстанавливать его или полностью менять деталь из-за поломки.

Вынув старый салонный фильтр, не спешите устанавливать новый на его место. Рекомендуется пропылесосить или другим образом очистить место, где был установлен фильтрующий элемент. Далее установите деталь на место старой, обращая внимание на указатели на нем, которые подскажут какой стороной вставить салонный фильтр правильно.

Типы салонных фильтров

Выбирая фильтр, первым образом следует ориентироваться на его размеры. В зависимости от модели автомобиля, размеры салонных фильтров отличаются, и на упаковке с расходным элементом производители указывают, для каких машин он подходит. При этом отличаются салонные фильтры не только по размерам, но и по материалам, из которых они изготовлены.

Любое транспортное средство состоит из множества составляющих, причём одна часть агрегатов готова активно функционировать на протяжении не одного года, в то время как другие элементы устройства приходится регулярно менять, чтобы обеспечить общую работоспособность автомобиля. Например, такое устройство, как фильтр салона, предназначено для очистки воздуха, который попадает в салон авто посредством . Многие автомобилисты не знают о том, как часто менять салонный фильтр в авто, хотя специалисты сервисных центров считают замену этого типа элемента неотъемлемой частью любых технических работ. Оборудованный, например, угольным приспособлением автомобиль «оберегает» водителя и пассажиров от неприятных запахов, попадающих с улицы. Поэтому агрегат, который напитывает в себя пыль и грязь, должен регулярно меняться. Рассмотрим причины и частоту замены салонных фильтров в авто.

Частота замены салонного фильтра

Как часто менять салонный фильтр, необходимо обратить внимание на среду «обитания» транспортного средства, кроме того, на периодичность смены расходника влияет такое свойство, как производитель. Практическое большинство зарубежных автопроизводителей рекомендуют менять этот важный компонент очистительной системы после того, как автомобиль «прошёл» очередные 20–25 тыс. км. Стоит отметить, что более точные грани периодичности, позволяющие узнать через сколько менять салонный фильтр, каждый автомобилист может почерпнуть из руководства по использованию своего транспортного средства. Правда, в тех автомобилях, которые функционируют в крупном мегаполисе, замену агрегата следует производить каждые 10 тыс. км.

Причины замены приспособления

Если не может поменять салонный фильтр и, что главное, не видит надобности в замене компонента очистительной системы, он должен узнать о тех преимуществах, которые даёт эта манипуляция.

Во-первых, интересующиеся необходимостью замены этого расходника должны знать, что после проведения работы увеличится воздушный поток, поступающий через печку. Во-вторых, новый компонент очистительной системы позволяет в несколько раз снизить попадание неприятных запахов в салон транспортного средства. В-третьих, сменённый салонный агрегат кондиционера в жаркую погоду и печки в холодное время года.

Кроме всего перечисленного, автомобилист, который не знает зачем менять салонный фильтр в автомобиле и не интересуется состоянием этого элемента очистительного комплекса, подвергает своё авто значительному риску. Например, в машинах с климат-контролем использование морально устаревшего элемента грозит серьёзным ремонтом. Из-за неисправного агрегата ухудшается состояние воздушной системы, зачастую автомобилисты сталкиваются с обмерзанием радиатора-испарителя. Всё это провоцирует благоприятную среду для развития микробов, вместе с тем в салоне появляется отвратительный запах, который не может скрыть даже дорогой освежитель.

Менять очищающее устройство следует в тех случаях, когда внутри машины держится влажность и стёкла часто запотевают.

Салонный фильтр используется в автомобилях для очистки воздуха, поступающего в салон из окружающей атмосферы через воздуховоды вентилятора. Многие водители не придают им большого значения, считая, что от них мало пользы, так как много воздуха и так проходит в салон, минуя фильтр, при открытии окон, форточек, дверей и через щели в уплотнениях кузова. Это в определённой мере справедливо, однако, как говорят: «бережёного бог бережёт». Поэтому, если посмотреть на результаты исследования, проводимые органами контроля над экологической безопасностью, то становится ясно, какая польза от установки салонного фильтра в автомобиль.

В автомобильных «пробках» наличие салонного фильтра крайне необходимо

Зачем нужен салонный фильтр автомобилю?

Организация Мосэкомониторинг провела исследования по содержанию вредных выбросов на столичных дорогах и их влиянию на состояние водителя. По их данным установлено, что общий фон загрязнённости атмосферы города характеризуется как повышенный относительно принятой нормы 142 дня в течение года. Основу вредных компонентов, содержащихся в воздухе, представляют углеводороды, формальдегид, оксиды серы и азота, угарный газ.

Примерно так выглядят новые фильтры всех автомобилей

При этом даже в те дни, когда экологическая обстановка в городе считается благоприятной, концентрация диоксида азота NO 2 на пешеходных дорожках превышает ПДК в 1,4 раза, на самих дорогах – в 3 раза, в кабине легковых машин – в 7 раз. Ежедневное вождение автомобиля в таких условиях, особенно с многочасовыми пробками на дорогах, способствует развитию хронических заболеваний и появлению стрессов с психическими расстройствами.

В неблагоприятные в экологическом отношении дни превышение допустимых норм может достигать 15-20 кратного значения. Можно сказать, что водитель транспорта весь день в такие дни находится под действием «дозы» токсикомана. По тяжести последствий наиболее опасен угарный газ. Он может привести к внезапному обмороку. На МКАД и Садовом кольце в часы пик превышение нормы в салоне нередко достигает 25 кратной величины, а за бортом автомобиля в 40 раз выше.

Кроме токсических вредных веществ воздух над проезжей частью содержит большое количество обычной и шинной пыли, копоти, солей, которые поднимаются с поверхности дорожного покрытия и напрямую проникают в салон автомобиля. Они незаметно наносят ущерб дыхательным органам водителей и пассажиров. Нередко виновниками ДТП становятся водители, страдающие аллергической реакцией организма на пыль и грязный воздух.

Кроме того, применение фильтров значительно уменьшает концентрацию пыли и гари в салоне, что предотвращает появление , ухудшающего их прозрачность и создающего на них отражения. Тот, кто дорожит своим здоровьем, обязательно купит и установит на автомобиль салонный фильтр, однако знает ли он —

Какой должен быть фильтр и где его нужно устанавливать?

Салонный фильтр находится или под капотом или за бардачком

Наружный воздух поступает в салон через входные отверстия воздухозаборников отопительной системы автомобиля. Он может проникать самотёком или нагнетаться принудительно вентилятором. Поэтому фильтр должен устанавливаться в корпус отопительного устройства. Классический фильтрующий элемент выполняется из тонкой бумаги, заряженной электростатическим зарядом и пропитанной фенолоальдегидным раствором.

Такая технология фильтра позволяет ему не только задерживать в себе крупнозернистые примеси в атмосферном воздухе, но и притягивать более мелкие взвеси, а также нейтрализовать неприятные запахи. Его использование особенно эффективно для лиц, страдающих болезнями дыхательных органов, астматиков, аллергиков, которые болезненно реагируют на пыль, запах, растительную пыльцу и другие микроскопические частицы воздуха.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Сегодня производители выпускают большое количество фильтров, использующих разные способы очистки и выполненные из разных материалов, цены на которые колеблются в значительных пределах. В основном по способу очистки их можно разделить на 5 типов:

Видео: Салонный фильтр Toyota Corolla (Axio / Fielder) и его замена

  • барьерные или обычные фильтры, которые изготавливаются из бумаги, натурального или синтетического нетканого полотна и предназначены для задерживания мелких механических примесей в воздухе. Они очищают поступающий в салон воздух только от пыли и насекомых;
  • угольные фильтры на поверхности материала имеют слой активированного угля, который способен абсорбировать вредные газы, содержащиеся в воздухе, а также нейтрализовать неприятные запахи. Они отличаются более высокими фильтрующими качествами по сравнению с обычными фильтрами. Но следует помнить, что со временем абсорбирующие свойства угля истощаются, и они превращаются в обычные фильтры;
  • угольные фильтры с полифенольным антиоксидантным покрытием. Такие фильтры предназначены для нейтрализации аллергенов. Одна сторона пористого материала у фильтрующего элемента покрыта слоем активированного угля, а другая сторона покрыта слоем полифенола – естественного антиоксиданта. Они более дорогие по цене и пользуются спросом в весенне-летний сезон, когда активность аллергенов повышена;
  • электретные фильтры, содержащие кроме обычного барьерного слоя нетканого полотна, осуществляющего механическую фильтрацию, ещё дополнительный электрически заряженный слой тонких волокон, который притягивает мельчайшие частицы примесей в составе воздуха. Производители заявляют, что такой фильтр способен задерживать: 99% взвесей диаметром 5-100мкм, к которым относятся пыльца растений, споры грибов, шинная и цементная пыль; 65-99% веществ диаметром 0,3-1мкм, к которым относятся частицы дыма, сажи и бактерии; до 30% мельчайших частиц размером в сотые доли микрона;
  • комбинированные фильтры, представляющие собой сочетание угольных фильтрующих элементов с электретными слоями и имеющие несколько уровней очистки. Существуют также многослойные фильтры, обладающие слоями механической, электростатической, антисептической и угольной очистки.

Устройство салонного фильтра

Наибольшей популярностью на российском рынке пользуются обычные и угольные салонные фильтры, обладающие минимальными ценами. Антиаллергенные фильтры пока ещё являются товаром премиум класса.

Когда нужно производить замену?

О том, что пришла пора менять салонный фильтр автомобиля, можно узнать по следующим признакам:

  • появление запаха в поступающем в салон воздухе;
  • появление пыли при включении вентилятора;
  • недостаточная сила потока воздуха;
  • повышенное запотевание стёкол.

Степень засорения фильтра можно определить только визуально. Снимать фильтр должен знающий специалист, так как неопытный водитель может легко повредить при демонтаже панели и крепёжные фиксаторы. Некоторые модели автомобилей имеют труднодоступное расположение фильтров, требующее демонтажа окружающих деталей.

Точные сроки замены салонного фильтра при их наличии в базовой комплектации автомобиля указываются в его инструкции по эксплуатации, которые определены для нормальных условий вождения. В среднем периодичность замены составляет 15000 км пробега. В условиях загазованного мегаполиса этот срок должен сокращаться вдвое. Однако наиболее рациональным способом является замена фильтра по его фактическому состоянию, но не реже 1 раза в полугодие.

Несвоевременная замена салонного фильтра приводит к накоплению грязи, которая является благоприятной средой для развития грибков, плесени и других болезнетворных бактерий, быстро распространяющихся по каналам системы кондиционирования и вентиляции. Таким образом, фильтр может превратиться из средства очистки воздуха в средство распространения болезней. Также следует иметь в виду, что стирка, промывка и обработка пылесосом не могут восстановить фильтрующие свойства отработавших материалов.

На большинстве моделей современных автомобилей – обыденная процедура, необходимая для обеспечения нормальной работы системы отопления и вентиляции.

  • При эксплуатации техники на территории больших городов или промышленных центров с атмосферой, насыщенной внутренними выбросами.
  • В регионах, где воздух сильно загрязнён из-за природных факторов – песчаных бурь или вулканической активности.
  • В районах с увеличенной влажностью, благоприятствующей образованию болезнетворных бактерий.

Во всех этих случаях необходимо если не полностью исключить возможность попадания загрязнений в салон, то хотя бы значительно сократить их количество.

Для чего нужна замена?

Частицы вредных для здоровья веществ, вредоносные микроорганизмы и даже обычная пыль причиняют вред не только при непосредственном попадании внутрь дыхательных органов. Следует учитывать и другие факторы:

Чтобы избежать описанных проблем, следует регулярно производить замену недорогой детали.

Замена фильтра салона. Видео:

Какие бывают салонные фильтры и на что обращать внимание при выборе?

Конструкторы автомобилей разработали и опробовали различные системы для очистки воздуха , отличавшиеся размерами и принципом работы. На сегодняшний день наибольшее распространение получили устройства в виде одноразовых сменных картриджей. Они бывают двух типов:

Угольные фильтры не только очищают воздух от твёрдых частиц. Они поглощают вредные вещества и устраняют неприятные запахи. Ресурс деталей, вне зависимости от их особенностей, ограничен. Необходимо производить их своевременную замену.

Выбирать тип картриджа следует с учётом условий, в которых эксплуатируется автомобиль. В регионах с высокой влажностью, высокой вероятностью вредных химических выбросов в атмосферу имеет смысл отдать предпочтение угольным фильтрам. В остальных случаях будет достаточно бумажных сменных элементов.

На характеристики картриджа влияет длина фильтрующих лепестков и плотность материала, из которого они изготовлены. Более длинные и плотные лепестки лучше очищают воздух и служат дольше. Но скорость прохождения воздуха через них снижается, что сказывается на эффективности работы вентиляционной системы.

Важно! Следует учитывать, что на окончательный выбор материала и варианта исполнения картриджа могут влиять аллергические заболевания.

При покупке новой детали уделите внимание её размерам, которые должны точно соответствовать установленным. В противном случае фильтр просто не встанет на место или будет пропускать грязный воздух через зазоры и неплотности.

Как узнать, что пора менять?

Сроки замены картриджей оговариваются в инструкции по эксплуатации автомобиля. Обычно это 10 – 15 тыс. км .

Однако нередко необходимость в установке нового фильтрующего элемента возникает раньше. На дорогих моделях машин иногда устанавливаются датчики запылённости фильтров. Владельцам техники попроще придётся ориентироваться на признаки , по которым можно определить, что настало время провести необходимое обслуживание. Среди этих признаков:

В некоторых случаях необходимость в замене салонного фильтра возникает из-за попадания на него влаги.

Наиболее распространённая причина – засорение каналов, предназначенных для отвода воды от мест забора воздуха в вентиляционную систему.

Избежать этого удаётся, производя регулярную очистку водостоков от попавшего в них мусора. Чаще всего это опавшие с деревьев сухие листья.

Замена фильтра салона на Приоре без кондиционера. Видео:

Где находится салонный фильтр?

Разумеется, хотелось бы иметь свободный доступ к месту расположения фильтра салона. Однако разработчики размещают деталь в самых разных, при этом не всегда удобных местах. Хорошо, если она расположена в мотоотсеке. Тогда, в большинстве случаев, добраться до неё можно без особых проблем.

Но иной раз компоновка системы отопления и вентиляции такова, что фильтр размещают внутри салона, под панелью приборов. В этом случае доступ к нему бывает затруднён, а для проведения замены приходится производить частичную разборку панели приборов.

Оптимально, если картридж расположен в месте, откуда воздух поступает внутрь вентиляционных каналов. Но иногда разработчики пренебрегают этим правилом, жертвуя эффективностью системы очистки ради решения других проблем.

В зависимости от модели автомобиля может устанавливаться не один сменный картридж, а два или более. Точно определить, где находится салонный фильтр на вашей машине, вы сможете, ознакомившись с технической документацией по её обслуживанию.

Как заменить салонный фильтр?

Проще всего для этого посетить станцию технического обслуживания и доверить работу профессионалам. Это позволит избежать лишних проблем. Но если по каким-либо причинам сделать это нет возможности, решить проблему можно самостоятельно .

Придётся заранее запастись пластиковыми клипсами, которыми крепятся многие детали кузова. Обеспечить их сохранность при разборке не всегда удаётся даже специалистам, хорошо знающим, как поменять салонный фильтр .

Нет ничего страшного в том, если, извлекая старый картридж, вы его повредите. Но новую деталь приходится вставлять предельно аккуратно. С этим из-за ограниченного пространства салона и неудобного доступа к месту монтажа часто возникают сложности. Людям, имеющим солидные габариты или недостаточно ловким, такая работа может оказаться не по плечу.

Не совершайте ошибок

Некоторые автовладельцы не видят особой необходимости в очистке воздуха и просто снимают картридж. Это плохая идея. Даже если человек не дорожит своим здоровьем, ему стоит задуматься о том, что попавшая внутрь воздуховодов грязь станет причиной поломки компонентов вентиляционной системы, ремонт которых может оказаться сложным и дорогостоящим.

Куда дешевле и проще производить необходимое обслуживание и наслаждаться чистым воздухом в салоне своего автомобиля. Зная, как поменять салонный фильтр , это не так уж и сложно.

30.08.2016

На первый взгляд такое изделие, как салонный фильтр, кажется малозначимым элементом автомобиля. Это так только применительно к функционированию авто. Если рассуждать с позиции здоровья людей в салоне, то от наличия и чистоты салонного фильтра зависит многое. Объяснить это легко. Главная задача устройства - очистка воздушного потока, который поступает с улицы в салон автомобиля от разных примесей - пыли, пыльцы, запахов и даже бактерий. В чем же особенности устройства? Можно ли чистить или мыть салонный фильтр? Какие бывают виды, и в чем особенности этих устройств? Рассмотрим все подробнее.




Для чего устанавливается салонный фильтр?

Как упоминалось, главной задачей фильтрующего элемента является очистка воздуха, поступающего с улицы в салон машины. В основе большей части изделий лежит активированный уголь, вбирающий в себя вредные вещества по принципу противогаза. Минус в том, что ресурс фильтра не вечен и устройство время от времени требует замены. Если этого не сделать, что элемент начинает задерживать только механические примеси, а в остальном будет бесполезен.


Мало кто знает, но у салонного фильтра есть еще одна интересная опция - защита испарителя кондиционера от различных загрязнений (это устройство расположено возле отопителя). Вот почему от качества работы фильтрующего элемента во многом зависит не только здоровье, но и ресурс упомянутого узла.


Насколько оправданы затраты на покупку качественного устройства? Недавние эксперименты Мосэкомониторинга показали, что в течение почти полугода уровень загрязнений в воздухе столицы превышает допустимую норму. При этом наиболее опасными для организма является азот, оксид серы, углеводороды и прочие элементы. Все они негативным образом сказываются на здоровье.


Даже в периоды, когда общая экологическая ситуация в городе благоприятна, уровень загрязнения на дорогах превышает норму в 6-7 раз. При отсутствии фильтра весь поток загрязненного воздуха оказывается в салоне машины. Нахождение в таких условиях приводит к ухудшению иммунитета, появлению многих хронических заболеваний, развитию стресса и многим другим проблемам. Сложно представить, насколько высок уровень загрязнения в неблагоприятные периоды. По этой причине каждый водитель получает убойную дозу угарных газов, способных привести к обмороку. По статистике участниками ДТП все чаще становятся люди, остро реагирующие на загрязнения.


Нельзя забывать еще одну вещь. Кроме упомянутых выше вредных элементов, на дороге присутствует пыль от шин, копоть и прочие загрязнения, которые поднимаются над поверхностью и неизбежно попадаются в машину. Итог - проблемы с дыхательными системами и развитие аллергии. Применение фильтрующего элемента снижает уровень загрязнения в салоне, делает поездки в автомобиле более безопасными (даже в час пик). Люди, которые ценят свое здоровье, периодически меняют или чистят фильтрующие элементы, не затягивая с этим. На этом фоне возникает вопрос, можно ли мыть салонный фильтр, или же лучше его заменять в срок, рекомендованный производителем.




Когда менять салонный фильтр?

Многие автолюбители даже не представляют, в какие сроки должна производиться замена или очистка салонного фильтра. Здесь стоит учесть несколько моментов - условия эксплуатации и тип фильтрующего элемента. К примеру, при эксплуатации машины в условиях города фильтр забивается быстрее. Заводы-изготовители, как правило, рекомендуют производить замену через каждые 10 тысяч километров. Есть и такие устройства, которые выхаживают 25-30 тысяч километров.


Если машина больше эксплуатируется в условия города, то замена производится раньше - через 5-7 тысяч километров. При этом стоит ориентироваться на ряд дополнительных признаков, к примеру, повышение объема пыли в салоне (при закрытых окнах), по запотеванию стекол и так далее. Ответственные автолюбители не обращают внимания на километраж, а производят замену раз в год. В такой ситуации можно быть уверенным, что фильтрующий элемент справится с возложенной на него задачей.




Виды фильтров и их особенности?

Чтобы ответить на вопрос, можно ли мыть салонный фильтр, стоит учесть еще один момент - особенности е конструкции. Воздух с улицы через специальные отверстия поступает в отопительную систему машины. При этом поток может поступать самотеком или с помощью вентилятора. Классическое изделие выполнено из специальной и весьма тонкой бумаги, которая заряжена и пропитана особым раствором. Благодаря такой технологии, фильтр не только отсеивает пыль, но и устраняет неприятные запахи. Последнее свойство особенно полезно для людей-аллергиков, болезненно реагирующих на пыльцу растений и прочие микроскопические элементы.


Существует мнение, что все салонные фильтры имеют одинаковую конструкцию. Но это не так. Сегодня производителями выпускается множество типов фильтров, принцип работы которых слегка различается. Даже изготавливаются устройства из разных материалов. Всего же существует пять типов изделий:


  • Обычные (барьерные) фильтры. При изготовлении таких устройств применяется искусственное или натуральное полотно (чаще всего бумага), которая задерживает мелкие фрагменты пыли и насекомых. В вопросе устранения запахов такая защита бесполезна;


  • Угольный фильтр. Особенность устройства - в наличии в составе активированного угля, который играет абсорбирующую функцию. Плюс такого устройства - способность впитывать вредные газы, которыми насыщен воздух на дороге. Большая часть таких изделий обладает отличными фильтрующими свойствами (если сравнивать с прошлым типом устройств). Но здесь стоит помнить, что абсорбирующие качества активированного угля не бесконечны и рано или поздно устройство требует замены. В противном случае остается только одна функция - очистки от пыли;


  • Угольный фильтр, оборудованный специальным покрытием (с антиоксидантной опцией). В отличие от прошлых изделий, такие виды фильтров имеют полифенольное покрытие, благодаря которому «отсеиваются» опасные для организма аллергены. С одной стороны устройство покрывается угольным слоем, а с другой - полифенолом. Такие изделия обходятся дороже и пользуются наибольшим спросом летом и весной, когда в воздухе присутствует больше всего аллергенов;


  • Фильтры электретного типа. Главное отличие от конкурентов - наличие нескольких слоев, а именно барьерного (устраняет механические загрязнения) и электрического слоя. Благодаря наличию заряда на электрическом слое, проходящий в салон воздух очищается практически от всех примесей. По заявлению производителей степень очистки составляет 99%, если диаметр поступающих элементов находится в диапазоне 5-100 мкм. Задерживает фильтр и более мелкие частицы, имеющие диаметр от 0,3 до 1 мкм, но в этом случае эффективность снижается до 60-70%;


  • Комбинирующие устройства. Особенность таких фильтрующих элементов в том, что в них сочетается несколько вариантов очистки. Также существуют фильтрующие элементы, в которых присутствует большое число слоев - механический, антисептический, электростатический и прочие.


Наиболее востребованными на рынке являются классические и угольные фильтры Но в последнее время на современных иномарках все чаще встречаются более эффективные изделия, обеспечивающие несколько степеней защиты.




Признаки загрязнения салонного фильтра

Как упоминалось выше, для установленных в салоне фильтров не существует точных требований в отношении замены. По этой причине стоит ориентироваться на косвенные признаки загрязнения, среди которых:


  • Снижение потока воздуха, поступающего в салон с улицы (даже при движении на большой скорости);


  • Чрезмерное запотевание стекол;


  • Загрязнение воздуха в салоне, появление пыли;


  • Усиление неприятного запаха, который поступает с улицы.


Упомянутые выше факторы свидетельствуют об ухудшении состояния фильтра. В такой ситуации его необходимо чистить или менять. При этом уровень загрязнения можно оценить только путем визуального осмотра. Для этого потребуется снятие элемента, которое не вызывает проблем. Сделать работу может как опытный специалист, так и человек без определенных навыков. Главное - не повредить крепежные элементы.


Но, к сожалению, процесс демонтажа не всегда проходит просто. В некоторых моделях фильтр салона расположен неудобно и для его снятия приходится разобрать чуть ли не половину панели. В таком случае стоит обращаться к специалистам, которые знают особенности конкретной модели и произведут демонтаж без повреждения основных элементов.


Если же «передержать» салонный фильтр и не почистить (заменить) его вовремя, то неизбежно проявляются упомянутые выше признаки. Кроме того, возникает благоприятная среда для различных болезнетворных бактерий, плесени и так далее. Это значит, что грязный фильтрующий элемент не только не выполняет своих прямых функций, но и сам становится главным источником загрязнения. Кроме того, стоит учитывать, что промывка, очистка и прочие мероприятия не способны вернуть полную функциональность устройству. Такая методика допускается только для незначительного продления срока службы устройства.




Какой фильтр лучше ставить?

После рассмотрения разновидностей фильтрующих элементов и особенностей каждого из них возникает вопрос, какой фильтр лучше выбрать. Если задача - защитить салон только от поступления пыли, то подойдет самый обычный вариант. При этом удается сэкономить определенную сумму на покупку. Классический фильтр задерживает крупные частички пыли, насекомых, пыльцу и прочие потенциально опасные элементы.


С другой стороны, в воздухе над дорогой присутствует и ряд других опасных элементов, способных вызвать аллергические реакции или даже привести к обмороку (об этом уже упоминалось выше). Чтобы повысить эффективность очистки, предпочтение стоит отдавать угольному фильтру. Его особенность - снижение диоксида и оксида азота, поступающего в салон, в 10-15 раз. Главное - своевременно производить замену.


Если требуется более точная очистка, то предпочтение лучше отдавать более современным устройствам, с несколькими слоями защиты и очисткой поступающего воздуха даже от мельчайших элементов. Минус в этом случае только один - высокая стоимость фильтра. Но здесь стоит сразу определиться, что дороже - здоровье или деньги.




Как чистить салонный фильтр?

Теперь рассмотрим, можно ли чистить или мыть салонный фильтр. Как правило, автолюбители принимаются за очистку при появлении описанных выше признаков или когда по километражу подходит срок замены устройства. Считается, что чистка фильтра - вопрос нескольких минут. Но это не так. Если задача - сделать работу качественно, то потребуются определенные навыки, сноровка и 2-3 часа времени.


Первое, с чего стоит начать - демонтаж фильтрующего элемента. Как правило, устройство смонтировано в передней части машины, под торпедой. В некоторых моделях салонный фильтр монтируется в подкапотном пространстве (этот нюанс стоит уточнить в инструкции по эксплуатации авто). Фиксация устройства производится с помощью шурупов или специальных защелок.


Как только все крепления демонтированы, можно доставать кассету из пазов (именно в ней и закреплен фильтрующий элемент). И здесь может ожидать неприятный сюрприз. Если устройство оригинальное, то фильтр с большой вероятностью впаян в кассету. В таком случае при демонтаже стоит быть особо осторожным.



  • Для классических фильтров, выполненных на бумажной основе, подойдет вариант очистки с применением сжатого воздуха или пылесоса. При этом отдельное внимание уделяется труднодоступным местам, где набивается больше всего пыли;