Что будет, если в авто поставить аккумулятор большей емкости? Можно ли ставить в авто аккумулятор повышенной ёмкости Почему нельзя ставить аккумулятор большей емкости

Среди автомобилистов бытует мнение, что в машину можно ставить аккумулятор только рекомендуемой по инструкции емкости, так как при меньшем ампераже он закипит, а при большем – будет постоянно находиться в недозаряженном состоянии. Но на самом деле это глубокое заблуждение, давайте порассуждаем, почему.

Немного теории.

Если не углубляться в различные технические термины, автомобильную сеть можно представить, как цепочку взаимосвязанных элементов: АКБ – генератор – стартер – бортовая система. Последняя при отсутствии дополнительного энергоемкого оборудования энергии потребляет немного, впрочем, как и стартер, выступающий потребителем лишь в моменты пуска двигателя (в остальное время он не работает). Остается связка «аккумулятор – генератор».

Первый – дает электроэнергию для пуска движка и снабжает ею все дополнительные электропотребители (магнитолу, фары, подсветку салона, сигнализацию и др.), пока машина пребывает в незаведенном состоянии.

Второй – восполняет потери тока первого (подзаряжает его) и обеспечивает постоянное поддержание энергии в системе автомобиля. Это система имеет свои характеристики, сходные и взаимосвязанные с характеристиками АКБ, – это напряжение и мощность. Стандартное напряжение бортсети практически не меняется, равно разности вольтажа сети и аккумулятора и находится в пределах 13,8-14,2 В. А вот мощность отождествляется с мощностью генератора, которая может быть разной (и 40 А, и 80 А). При этом совсем необязательно, что бы данные характеристики у названного устройства и аккумулятора были равны. Данные цифры являются лишь информацией от производителя об их пропускной способности: сколько они могут отдать/потребить электричества за 1 час. Вообще же ток подзарядки автомобильной батареи всегда меньше того, что способен выдать генератор, поэтому ответ на вопрос, можно ли ставить аккумулятор большей емкости на автомобиль, звучит однозначно: да, можно!

В чем смысл?

Другими словами, если поставить под капот машины аккумулятор помощнее, но с тем же вольтажом, он просто будет дольше заряжаться и разряжаться, что в морозы будет гарантировать максимальное количество холодных пусков.

Для непонятливых.

Для тех, кто все равно ничего не понял, поясним на абстрактном примере. У вас есть 2 бочки: на 55 и 65 литров. У вас есть возможность за 1 секунду подать весь необходимый объем, но вы это не делаете, так как, во-первых, так быстро вам просто не нужно, а, во-вторых, это может привести к разрыву этих самых бочек, поэтому воду решено подавать через шланги с одинаковым напором. Та бочка, что меньше, естественно, наполнится быстрее, та что крупнее – медленнее. Но и хватит последнюю на дольше, ведь жидкости в ней больше. Так же и в автомобиле, только вместо бочки там аккумулятор, вместо воды – электрический ток, а вместо литража – емкость, измеряемая в А/часах. Отсюда и получается, что при одинаковой силе (а сегодня практически во всех авто одинаковая сила тока), одна батарея скорее восполнит свой заряд, нежели вторая. Вот такая вот разница.

Есть ли какие-то ограничения.

Наверняка, никому не нужно объяснять, что всему должна быть мера. Емкость аккумулятора не исключение, так что, если и устанавливаете батарею побольше, то делайте это без «фанатизма», поскольку:

  1. слишком большое устройство может просто не поместиться в отведенное для него место в подкапотном пространстве;
  2. чем существеннее разница, тем вероятнее риск перегрузки.

К слову, не спешите списывать со счетов аппарат штатной емкости, поскольку производители всегда предусматривают наличие достаточного запаса для того, чтобы:

  • поддержать при отрицательном балансе напряжение бортсети;
  • иметь запас пусковых свойств даже при наличии всевозможных осложняющих обстоятельств;
  • гарантировать достаточный срок службы;
  • дать возможность доехать до места стоянки/ремонта после выхода источника питания из строя;
  • питать все приборы при заглушенном двигателе.

Так что прежде, чем экспериментировать, хорошенько все обдумайте. И наш вам совет: если в вашем авто не установлены мощные электропотребители при выключенном двигателе (подогрев системы, мощная аудиосистема и пр.), используйте то, что рекомендует производитель!

Несколько мнений автовладельцев.

Игорь:

«Как бы то ни было, никогда не стоит забывать о характере совершаемых поездок. Если вы передвигаетесь только по городу и часто стоите в пробках, АКБ большого ампеража лучше не ставить, так как он и правда будет постоянно находиться в недозаряженном состоянии».

Сергей:

«Мне кажется, все даже еще проще: при запуске двигателя аккум теряет n-ную часть своего заряда, вне зависимости от того, какую пропускную способность он имеет (55, 70 А/ч или др.), и то, как скоро батарейка эту «потерю» восстановит, зависит не от вместимости этой батарейки, а от мощности генератора и вольтажа бортовой сети».

Егор:

«Не забываем, что накопитель, превышающий штатный по пропускной способности, при полной зарядке будет иметь меньшее (в сравнении со стандартным) сопротивление, а при полной разрядке – большее. Отсюда при наличии определенного заряда, все будет ок, но, если имеет место глубокий разряд, а в бортсети транспортного средства нет запаса энергии и ограничителя тока, установка устройства повышенной пропускной способности чревато перегревом сети».

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-1", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-1", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Можно ли поставить аккумулятор большей емкости на машину?

Автомобилисты часто задаются вопросом, что будет, если на автомобиль поставить аккумулятор большей мощности, чем предусмотрел производитель?

Редакция портала сайт отвечает, если клеммы подходят и аккумулятор имеет такие же габариты, то использовать его можно, даже если его мощность превышает мощность аккумулятора поставляемого с завода.

Почему тогда возникает столько споров?

Существует два мифа:

  1. Если поставить аккумулятор меньшей емкости, он закипит.
  2. Если поставить аккумулятор большей емкости, он не зарядится до конца и может спалить стартер.

Чтобы развеять данные заблуждения, представим себе 2 бочки с водой разного объема. В одну бочку входит 100 литров воды, в другую 200 литров. Подключим к ним источник воды, который будет наполнять каждую бочку с одинаковой скоростью. Естественно, первая бочка будет наполняться в 2 раза быстрее.

Теперь сольем с каждой бочки по 20 литров воды. В первой бочке у нас останется 80 литров, во второй - 180 литров. Снова подключим наш источник и добавим в каждую бочку по 20 литров воды. Теперь каждая бочка снова наполнена.

Как это происходит в автомобиле?

Теперь представьте, что генератор - это наш источник воды. Он заряжает аккумуляторы (бочки) с постоянной скоростью до тех пор, пока это необходимо. Генератор не может дать аккумулятору больше энергии, чем тот способен взять. Точнее сказать, генератор вырабатывает энергию тогда, когда для нее есть потребитель. Аккумулятор берет ее тогда, когда это необходимо и столько, сколько необходимо (полная бочка).

Теперь стартер (шланг). Он забирает энергию у аккумулятора. Допустим, за 1 пуск двигателя, стартер забирает 20 А*ч. Какой бы мощности аккумулятор не стоял, он все равно заберет свои 20 А*ч. Когда двигатель завелся, в работу вступает генератор. Он должен восполнить потери. И он восполняет - те же 20 А*ч. Независимо от того, какой мощности аккумулятор установлен в автомобиле.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-3", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-3", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Кроме стартера, энергию аккумулятора могут потреблять и бортовые системы автомобиля, если они работают при выключенном двигателе. Часто автомобилисты попадают в неприятные ситуации, когда завести автомобиль с помощью стартера не удается, сел аккумулятор. Происходит так потому, что водитель забыл выключить свет или аудиосистему.

Мы видим, что емкость аккумулятора никак не влияет на работу автомобиля. Какой бы аккумулятор не стоял в автомобиле, генератор зарядит его ровно настолько, насколько посадили потребители.

Тогда на чем основаны мифы? Дело в подмене понятий. Есть принципиальная разница между понятиями «аккумулятор заряжается» и «аккумулятор дозаряжается». Это как в нашем примере выше, если мы подаем постоянный ток в 1 А на каждый аккумулятор в 100 А*ч закипит через 100 часов, а второй, в 200 А*ч еще не дозарядится. Через 200 часов закипит второй аккумулятор, в то время, как первый будет уже 100 часов кипеть. Конечно, цифры приведены условно, только чтобы объяснить сам процесс. Ни один аккумулятор 100 часов кипеть не будет.

Вышеописанный процесс называется зарядкой аккумулятора, но это - не тот случай, о котором идет речь.

Когда мы говорим о работе аккумулятора в автомобиле, то имеем ввиду процесс дозарядки, а не зарядки с нуля. Потребители взяли какое-то количество, не всю. Это количество одинаково для обоих аккумуляторов. Значит, не имеет значения какой из них заряжается дольше.

Если же аккумулятор сел полностью, мы не сможем завести от него стартер. Тогда аккумулятору придется передать мощность, необходимую для стартера с внешнего устройства («прикурить»). Опять же, когда стартер заведет двигатель и генератор заработает, тот факт, что один аккумулятор будет заряжаться дольше другого, не будет иметь для нас никакого практического значения. Во время движения за энергоснабжение отвечает генератор, а вовсе не аккумулятор. Если мы заглушим двигатель, к примеру, через 5 минут, оба аккумулятора зарядятся на одну и ту же величину. Во время следующего пуска двигателя зарядка аккумуляторов продолжится также равномерно.

Чтобы понять причину возникновения этих мифов, стоит вернуться в 70-е года прошлого века. Все дело в разбитых дорогах. Когда водители застревали где-то, они выходили «на стартере». Естественно, он перегорал. Поэтому производители и пошли на этот шаг, ограничив мощность.

(function(w, d, n, s, t) { w[n] = w[n] || ; w[n].push(function() { Ya.Context.AdvManager.render({ blockId: "R-A-136785-2", renderTo: "yandex_rtb_R-A-136785-2", async: true }); }); t = d.getElementsByTagName("script"); s = d.createElement("script"); s.type = "text/javascript"; s.src = "//an.yandex.ru/system/context.js"; s.async = true; t.parentNode.insertBefore(s, t); })(this, this.document, "yandexContextAsyncCallbacks");

Во время приобретения аккумулятора у очень многих возникают закономерные вопросы о том, не стоит ли выбрать аккумулятор, например, с запасом, большей ёмкости? Или с более сильными токами зарядки? Многие мечтают за раз избавиться от тех многочисленных проблем, которые им обещает обслуживание аккумулятора или какие-то проблемы с ним. При этом бытуют ещё и специфические страхи того, что если на машину ставить более ёмкий аккумулятор, чем положено по инструкции к машине, то он будет недозаряжатся от генератора, а если с меньшей ёмкостью, то он тогда закипит. При любых подобных обстоятельствах аккумулятор намного быстрее выйдет из строя и перестанет работать сколько-нибудь адекватно.

Специалисты указывают, что подобный стиль мышления имеет мифологическую природу. Генератор напряжения, который составляет из себя сеть питания автомобиля, независимо от того, какой ток потребляет эта самая бортовая сеть, поддерживает в ней стабильное постоянное напряжение. Соответственно, то напряжение, которое выводится на аккумулятор всегда имеет постоянные характеристики. Фактически, ток, который идёт на заряд для аккумулятора от бортовой сети, определяется только самой батареей, а не генератором или состоянием сети.

Когда мотор машины заводится, часть энергии из аккумулятора уходит на потребности стартера, напряжение на клеммах у него падает. Разница напряжений в сети и в аккумуляторе возрастает и ток зарядки становится сильнее, но только до тех пор, пока напряжение не выровняется. В первые секунды после того, как двигатель запущен, в аккумуляторе сила тока поднималась на величину от пяти до десяти ампер, а после некоторого времени падала до стабильных полампера. Если двигатель работал от часа до двух, то ток питания аккумуляторной батареи падал уже аж до значений 0.3 - 0.1 ампера. Многие считают, что это - вообще разновидность токов утечки, связанных с тем, что КПД батареи далеко не 100%.

На генераторе указан максимальный ток, на генерирование которого он способен. Однако, он не способен делать так постоянно. Более того, генератор выдаёт такой ток, которого потребуют бортовые потребители в сети, среди которых оказывается и аккумулятор. Таким образом, любой генератор, какую бы мощность он не развивал, дадут батарее именно то количество тока, которое она «попросит». Произойдёт нормальный полный заряд только на ту величину, на которую рассчитана батарея, и не больше. При этом нужно понимать, что аккумулятор потребляет очень малое количество тока – его можно считать самым малым потребителем из всех.

Многие автомобилисты придерживаются мнения, что авто АКБ должна строго соответствовать заявленным нормам - или возникнут проблемы. Конкретно: батарея, имеющая меньшую емкость, в процессе зарядки закипит, АКБ с большим показателями останется недозаряженной. Вывод из этого утверждения таков - срок работы батареи значительно сократиться. Почему такое утверждение неверно?

Принцип работы бортовой сети электропитания

Каждый автомобиль имеет сеть электропитания, и она действует по следующей схеме: от АКБ энергия поступает к автомобильному генератору, стартеру и бортовой сети (оборудованию).

Для работы стартера энергия расходуется лишь во время, когда осуществляется запуск двигателя. Однако, стоит учитывать - на один пуск тратиться незначительный процент энергии АКБ. В абсолютных цифрах это не более 2-х Ампер из имеющихся 40 и более. Правда, в холодное время года эта цифра возрастает.

Задача генератора в том, чтобы восполнить энергию, потраченную при пуске двигателя, то есть зарядить аккумулятор. Что касается напряжения в сети электропитания, то оно поддерживается на относительно стабильном уровне (около 14 вольт).

Ток, который задействован в сети, есть отношение показателя напряжения к значению сопротивления. Первый показатель представляет собой разность двух значений, напряжения в бортовой сети минус и батареи. А сопротивление батареи находятся на постоянном уровне.

В момент начала работы двигателя аккумулятор теряет некоторый процент заряда, происходит понижение напряжения на его клеммах. Это приводит к возникновению разницы напряжений, о которой сказано выше. Также, возрастает зарядный ток.

Если проанализировать эти показатели, станет ясно, что непосредственно после того, как двигатель завелся, уровень тока вырастает до 10 Ампер, но затем многократно снижается. При длительной работе двигателя (свыше часа), уровень тока заряда ограничивается одним ампером, средний показатель соответствует нескольким амперам.

Основной вывод: емкость используемой аккумуляторной батареи может варьироваться

Процесс приведения двигателя в рабочее состояние требует энергии, которая почти всегда одинакова, вне зависимости от цифры ёмкости. То есть, для генератора эта цифра не имеет принципиального значения. Важно напряжение в бортовой сети. Аккумуляторная батарея задействует незначительный процент мощности, который имеется у генератора. То есть, можно смело выбирать АКБ, имеющий большую емкость. Нужно будет лишь дольше его заряжать. Но в таком случае увеличивается время разрядки аккумулятора. Главное — чтобы не менялись показатели напряжения батареи и бортовой сети.

Следовательно, при выборе батареи нужно соблюдать следующие правила: емкость может быть любой - главное, чтобы она обеспечивала такой пусковой ток, который необходим.

В чем отличия батарей разной емкости? Покажем на практическом примере

Показатели тока равны - это характерно для современных машин. АКБ с меньшей емкостью будет быстрее подзаряжаться, чем АКБ с большей — вот единственное отличие.

Допустим, на автомобиле стоит батарея в 55 Ah. Возьмем две АКБ с разными показателями. Первую - меньше, чем базовая - к примеру, на 50Ah. Вторую - на 70 Ah. Представим, что они подверглись полному разряду. После 55 часов зарядки током в 1 Ампер первая батарея полностью зарядиться и начнет кипеть, вторая на 70Ah все еще останется дозаряжаться. После 70 часов зарядки закипит и вторая батарея, а первая будет находиться в состоянии кипения уже часов 15. Но нужно принимать во внимание тот факт, что задача генератора не заряжать, а подзаряжать аккумулятор до нужных значений. И израсходованный при запуске 1% емкости компенсируется в обоих случаях за примерно равное время - независимо от того, насколько отличается емкость.

Какие факторы необходимо учесть

1. Характеристики мощности, которые отличают тот или иной генератор, многие путают с показателями, необходимыми при выборе батареи. Но характеристики свидетельствуют о другом: максимальный ток, при котором будет функционировать генератор. Но практика показывает: батарея при подзарядке задействует малую часть этой мощности (в десятки раз меньше).

2. Сколько электрического оборудования установлено на конкретной машине. Если нет дополнительных опций, для бортовой сети задействуется небольшое количество энергии. При наличии энергоемкого оборудования эти показатели, естественно, будут возрастать.

3. Нужно принять во внимание размеры (габариты) — иначе АКБ просто может не поместиться или же не зафиксироваться в отведенном для нее месте.

4. Условия эксплуатации. При низких температурах имеет смысл выбирать как раз аккумулятор с большей емкостью.

Итак, помимо аккумулятора рекомендованной ёмкости, Вашему автомобилю вполне подойдёт АКБ несколько большей ёмкости, при соответствии остальным параметрам. А вот батарею меньшей ёмкости брать не стоит, так как она быстрее разрядится в экстремальных условиях и может подвести.