Чистокровные иномарки: изучаем рынок импортируемых автомобилей в России. Какая страна производит лучшие легковые автомобили

https://www.сайт/2013-05-27/inomarki_otechestvennogo_proizvodstva_v_kakih_gorodah_rossii_sobirayut_mashiny_izvestnyh_avtomobilny

Иномарки отечественного производства. В каких городах России собирают машины известных автомобильных брендов

Здравствуйте! В этом году планирую менять машину. Сейчас езжу на автомобиле отечественного производства и, мягко говоря, не совсем доволен качеством. Хочу пересесть на иномарку. Сейчас многие зарубежные авто производят у нас. Не навязываю свою точку зрения, но мне кажется, что качество от этого страдает. Подскажите, какие иномарки сейчас собирают в России?

Михаил, Первоуральск

Вы правы, сегодня, многие известные автоконцерны размещают производство в России. Как информируют открытые источники, автомобили марки Nissan (Nissan Teana, Nissan X-Trail, Nissan Murano), марки Toyota (Camry), Hyundai (Solaris), Kia (Rio), Chevrolet (Cruze, Captiva), Opel (Antara, Astra) сейчас производят в Санкт-Петербурге.

Автомобили марки Mazda (CX-5, Mazda 6), Toyota (Land Cruiser Prado), SsangYong (Rexton, Actyon, Actyon Sports, Kyron) собирают во Владивостоке.

Машины марки Ford (Focus, Mondeo) производят во Всеволожске. А Ford (Kuga, Galaxy, Transit, S-MAX) - в Татарстане. Автомобили Renault (Logan, Sandero, Megane, Fluence, Duster) делают в Москве.

Входящие в концерн «Volkswagen Group» марки Skoda (Octavia, Superb, Roomster, Fabia, Yeti), Volkswagen (Passat, Passat CC, Tiguan, Golf, Touareg, Jetta, T5, Caddy), а также Audi (A4, A5, A6, Q5, Q7) собирают на заводах в Калуге и Нижнем Новгороде.

Peugeot (308, 408, 4007), Citroen (C4, C-Crosser) также делают в Калуге.

Автомобили марки Mercedes (Mercedes-Benz Actros, Mercedes-Benz Axor) собирают в Набережных Челнах.

Автоконцерн «Автотор» производит в Калининграде марки BMW (3, 5 и 7 серии, а также модели Х1, Х3, Х5, Х6), Chevrolet (Tahoe), Cadillac (СTS, SRX, Escalade), Chevrolet (Aveo, Epica, Malibu, Lacetti, Captiva), Opel (Astra, Antara, Zafira, Meriva, Insignia, Mokka), Kia (Сeed, Sportage, Rio, Soul, Carens, Mohave).

Как сообщается в тех же открытых источниках, иномарки местной сборки имеют по сравнению с импортированными ряд особенностей. Экономия на транспортировке, логистике, локализации производства, а также налоговые льготы для инвесторов и низкие пошлины на импорт запчастей позволяют производителям снизить себестоимость автомобиля. В результате иномарка российской сборки может быть намного дешевле для покупателя, чем импортированная из США, Западной Европы или Японии.

Россияне все чаще предают мечту 90-х ездить на полноценной иномарке, и сегодня рынок привозных автомобилей – это лишь 17% от общего числа проданных новых машин. Однако купить чистокровную иномарку еще возможно. Какую и за сколько – разбирался наш сайт.

Решение поставлять Twizy в Россию – это такой французский юмор

Из более-менее вменяемых вариантов Hyundai предлагает чешский i30 (от 870 тысяч рублей), однако модель готовится к смене поколений, и Hyundai распродает запасы 2016 года выпуска. Недавно протестированный Suzuki SX4 венгерской сборки от 1,129 млн рублей выходит почти на 200 тысяч рублей дороже локализованной Hyundai Creta, что как нельзя лучше иллюстрирует масштаб бедствия – ввозимые иномарки перестали быть конкурентоспособными из-за радикального роста цен, обусловленного как пошлинами, так и не выгодными для импорта курсами валют.

Доля импорта в 2016 году сократилась до 16,8% от объема рынка, и на каждую ввезенную иномарку приходится 3,5 произведенных в России. Еще в 2012 году иномарки занимали треть рынка, а в 2007 году – более половины.

Импорт по странам

В списке стран-импортеров – практически все автомобильные державы, но во многих случаях ассортимент насчитывает пригоршню моделей. Из США к нам везут в основном лишь тяжелые кроссоверы, для которых Штаты – основной рынок сбыта, и единственным исключением остается спорткар Chevrolet Corvette.

Chevrolet Tahoe едет к нам из США. Но в данном случае альтернатив нет

Таможня со стороны Германии видит лишь Volkswagen, из Англии приходит Honda CR-V, французы поставляют пару моделей Peugeot да Smart, Южная Корея – KIA Soul и Picanto, а также Ssangyong Tivoli (если предположить, что его продажи все-таки стартовали). Ручеек из Таиланда жив благодаря пикапам, Toyota упорно делает Corolla для России в Турции, некогда популярная в России испанская сборка сошла на нет (ну разве что Twizy). Отдельно отметим восточноевропейские страны: Венгрия, Чехия, Словакия, Словения… Но и от них в Россию приходит по 1-2 модели только.

Японцы рулят

Наиболее активно Россия ввозит японские автомобили, причем как в смысле ассортимента, так и в абсолютных значениях – на Японию приходится более 40% всего автоимпорта. Остается японской марка Subaru, Mazda ввозит «трешку», Mitsubishi – Pajero, Nissan – Patrol. Из хитов продаж – Toyota Land Cruiser 200, репутацию которого не способны обрушить никакие курсы.

Старина Pajero всем хорош, да еще и чистый «японец», но цена за 2 млн делает мечты о нем гипотетическими даже для фанатов модели

В непремиальном сегменте иномарки стали настоящей экзотикой, а с учетом блокировки импорта подержанных авто российский рынок семимильными шагами движется к полной изоляции. Впрочем, есть в этом и плюсы: так, российская сборка иномарок не схлопнулась даже в кризис, и крупные игроки, кроме GM, сохранили производство в стране.

Импорт прямой и косвенный

Хотя само понятие «российская сборка» весьма расплывчато, например, большинство моделей KIA и Hyundai на «Автоторе» собирают отверточным методом без фактической локализации, «УАЗ-Патриот» имеет до половины импортных компонентов (в денежном выражении), а локализация Lada X-Ray – лишь 22% . Другими словами, граница между иномаркой и российским авто сегодня размылась до такой степени, что сама терминология устарела. Пора забыть слово иномарка в исконном смысле: сегодня рынок контролируют полукровки всех мастей.

Уже давно ушли в историю те времена, когда отечественный автопром предлагал покупателям всего несколько марок автомобилей. «Москвич», «Жигули» и «Волга» - вот, пожалуй, и все основные производители транспортных средств времен СССР. Сегодня количество легкового автотранспорта, производимого в России, выросло многократно и представлено не только отечественными автомобилями, но и знаменитыми BMW, Volkswagen, Toyota и другими. Так какие именно автомобили производятся на территории современной России?

Начиная с далекого 1999 года, всемирно известная компания BMW первой из зарубежных производителей начала выпуск BMW 3 серии на предприятии «Автотор» в Калининграде. Сегодня там изготовляются несколько самых популярных моделей, среди которых кроссоверы BMW X3, X5, X6 и легковые седаны BMW 3 и 5 серии. В 2007 году на территории Калужской области начал свое функционирование завод Volkswagen Group Rus. Первая машина, выпущенная здесь – Volkswagen Passat. Затем было освоено производство Polo и Touareg. Спустя год налажено прозиводство Jetta и Tiguan. Сегодня здесь собираются Golf и Variant, Passat и Passat CC, Touareg и Tiguan, Polo, Caddy и Transporter. Помимо автомобилей Volkswagen, здесь же выпускаются некоторые модели Skoda: Octavia, Fabia, Fabia Combi, Superb, Yeti, Roomster и Superb Combi. Знаменитая немецкая Audi входит в состав Volkswagen Group и также изготовляет свои автомобили в Калужской области. Сегодня в Калуге осуществляется сборка Audi A1, A4, A5, A6, внедорожников Q5 и Q7. Южнокорейская KIA Motors также не обошла стороной рынок России. Автомобили под ее логотипом собираются на двух предприятиях - «Автотор» в Калининграде и «ИжАвто» в Ижевске. Первыми автомобилями KIA, сделанными на территории России, были Carnival и Magentis. Сегодня почти вся линейка этих южнокорейских автомобилей изготовляются на этих двух заводах: Rio, Cee’d, Soul, Sportage 3, Carens и другие.


С 2001 года начинается российская история корейского Hyundai. Выпуск автомобилей этой марки налажен на заводе в Таганроге. Первой моделью, собранной здесь, был Hyundai Accent. Помимо основного производства в Таганроге, несколько моделей Hyundai делают в Ленинградской области. На этих двух заводах сегодня производятся не только легковые Sonata, Elantra XD, Accent, Solaris, внедорожник Santa Fe, автобусы County, Aero Town, но и тяжелые грузовики Porter и Hyundai HD 500. Автомобили Renault с 1998 года выпускаются на столичном предприятии «Автофрамос», созданному благодаря плодотворному сотрудничеству Правительства Москвы и концерна Renault. Сегодня здесь осуществляется производство нескольких моделей: Fluence, Logan, Megane, Sandero и Duster. С 2007 года в населенном пункте Шушары, расположенном невдалеке от Санкт-Петербурга, Toyota открыла собственный автостроительный завод, на котором осуществляется сборка всего одной модели - седана Camry. На мощностях дальневосточного СП «Соллерс-Буссан» изготовляется внедорожник Land Cruiser Prado.


Помимо Toyota, у нас собираются и другие марки японских автомобилей. Mitsubishi Outlander выпускается в Калужской области, а в промышленной зоне Каменка, находящейся на территории Ленинградской области, осуществляется производство Nissan Murano, X-Trail и Teana. Американский Ford также наладил сборочное изготовление своих европейских моделей на территории нашей страны. Начав с выпуска Ford Focus, сегодня этот автогигант производит тут такие популярные модели, как Mondeo, Transut и Trend.


Как видно, сегодня на территории России выпускается просто умопомрачительное количество зарубежных автомобилей. Такие машины по качеству сборки не уступают своим зарубежным аналогам, но благодаря специальным финансовым льготам, предоставленным предприятиям-изготовителям, имеют значительно меньшую цену, что делает их очень привлекательными для обычных граждан.

Автопроизводство России, 20 лет назад, вряд ли могло похвастаться разнообразием моделей автомобилей. Поэтому, неудивительно, что многие, от мала до велика, были прекрасно осведомлены о модельном ряде всего российского автопрома. К счастью, современная ситуация кардинально изменилась.

Сегодня на вопрос о том, какие автомобили собирают в России, с легкостью ответит далеко не каждый. Немногие знают, что в России, набирая обороты, активно развиваются сборочное производство американских, японских и еврейских марок. На российских автопредприятиях успешно собирают как легковые, так и грузовые иномарки, что, несомненно, радует автолюбителей России: себестоимость иномарки отечественной сборки значительно дешевле заграничной.

Бытует мнение, что иномарки, собираемые в России, уступают зарубежным моделям в качестве. В действительности же, иностранные производители авто очень дорожат своей репутацией, поэтому ведут постоянное наблюдение за качеством сборки. На сегодняшний день российские предприятия Санкт-Петербурга, Калуги, Москвы, Таганрога и Поволжья собирают 70 моделей 24 зарубежных производителей, что в сумме составляет, приблизительно, два миллиона авто.

Автомобили, собираемые в Москве

Наиболее успешной московской автомобилестроительной компанией является «Автофрамос» с мощностью производства 160 тыс. авто в год. Компания занимается крупноузловой сборкой модельного ряда французской марки Renault, в частности:

  • Logan (в дальнейшем выпуском этой модели также займется АвтоВаз),
  • Sandero,
  • Fluence,
  • Megane.

В скором времени совместное предприятие Renault и Подмосковья планируют начать сборку кроссовера Duster.

Автомобили, собираемые в Петербурге

Санкт-Петербург славится своими сборочными производствами таких автомобильных брендов, как:

Модельный ряд, выпускаемый перечисленными предприятиями, впечатляющий. Наиболее популярными среди российских покупателей являются модели:

В течение года продано 97 243 авто.

Автомобили, собираемые в Поволжье

Вне конкуренции по количеству продаж, без сомненья, – Волжский автозавод (АвтоВАЗ). На нем производят машины модельного ряда LADA, а именно модели:

  • Priora,
  • Kalina,
  • Granta
  • ВАЗ 2107,
  • Samara
  • ВАЗ 4х4.

За минувший год продано 138 697 единиц LADA Priora и 142 930 единиц LADA Kalina. Не менее успешным является и Горьковский автомобильный завод (ГАЗ), который производит очень популярные бюджетные микроавтобусы «Соболь», «Газель» и несколько моделей грузовых авто. В свою очередь, ИжАвто занимается сборкой автомобилей известной во всем мире марки KIA, в частности моделей KIA Sorento и KIA Spectra. УАЗ же специализируется на производстве внедорожников Hunter, Patriot и Pickup. В Тольятти выпускают Chevrolet Niva.

Автомобили, собираемые в Калуге

В Калужской области обосновалось несколько автомобильных предприятий с мощностью около 100 тыс. автомобилей в год. На них собирают машины зарубежных марок:

  • Peugeot (Peugeot 208, 4007),
  • Citroen (Citroen C4, C-Crosser),
  • Mitsubishi (Outlander),
  • Volkswagen Group Rus (Tiguan, Polo)
  • Skoda (Octavia, Fabia).

Автомобили, собираемые в Таганроге

Таганрогский автомобильный завод характеризуется производством легковых и коммерческих автомобилей марки Tagaz:

  • Road Partner,
  • Tager,
  • C 190,
  • C 10.

Также успешно ведется сборка моделей азиатской марки Hyundai, среди них: Sonata, Santa Fe Classic, Accent. Активно развивается производство:

  • Vortex Corda,
  • Estina,
  • BYD F3
  • Tingo.

Черкесский автозавод Derways специализируется на сборке внедорожников китайских фирм Great Wall:

  • Lifan,
  • Smily,
  • Breeze,
  • Hover Solano
  • MK Cross.

В последнее время, объемы продаж иномарок, собранных на российских автомобильных производствах, резко увеличились. Этот факт свидетельствует о перспективах открытия новых сборочных предприятий. Теперь вы знаете, какие машины собирают в России.

С 2019 г. в России начнут собирать легковые автомобили Mercedes. Предприятие построят в индустриальном парке Есипово примерно в 40 км от Москвы. На заводе, в который инвестируют не менее 250 млн евро, будут собирать седаны и кроссоверы Е-класса. Завод станет семнадцатым предприятием России, где массово выпускают легковушки.

Интересно, что иностранные автомобилестроительные предприятия начали появляться на территории России только в самом конце ХХ века. Даже с распадом Советского Союза, в котором подобных заводов, конечно же, не существовало, иностранцы боялись заходить на нестабильный постсоветский рынок и, тем более, вкладывать в него значительные инвестиции.

Ситуация более-менее стабилизировалась только в начале 2000-х годов. Но здесь также следует отметить, что первоначальное функционирование автопредприятий на территории России имело свои отличительные особенности. Они занимались сборкой моделей исключительно из готовых автокомплектов, которые приходили из-за рубежа. Подобный вид сборки представлял собой комплектацию автомобиля деталями и элементами, уже произведенными на материнских заводах компаний. Более того, поначалу иностранцы даже не доверяли российским специалистам собирать особо сложные системы и механизмы автомобилей.

Российский таможенный сбор на импорт запчастей был намного ниже, чем на тот же импорт уже готовых автомобилей. Поэтому многие автомобилестроительные компании этим эффективно пользовались. Но вскоре на территории России появились заводы полного цикла, которые и по сегодняшний день продолжают продуктивно функционировать.

Отверточная сборка или производство полного цикла?

Та самая «отверточная сборка» (SKD - Semi Knocked Down), что была у всех на слуху во время появления у нас иностранных автопроизводств, - это просто один из популярных способов снизить цены на растаможку автомобиля. Полностью готовую машину частично разбирают (снимают колеса, двигатель, коробку передач), завозят по частям, а потом просто собирают обратно как конструктор. Таким способом производили машины, например, калининградский «Автотор» или московский «Автофрамос» (модели Koleos, Fluence и Latitude).

Сборка CKD (Сomplete Knock Down) подразумевает, помимо закручивания гаек, еще и штамповку панелей, сварку кузова, а также последующую окраску, то есть производство полного цикла. На этот вид производства сейчас переходят почти все российские предприятия: так выпускаются самые популярные модели типа Ford Focus, Volkswagen Polo Sedan или Hyundai Solaris.

Есть ли разница

Автомобили отечественного производства и импортные аналоги обычно немного отличаются между собой. Начнем с того, что на иномарки российского выпуска устанавливают более надежные и жесткие амортизаторы и стабилизаторы, поскольку наши дороги далеко не такие, как в Европе, Америке или Японии. По этой же причине на российских аналогах на картер мотора ставят защиту и делают больше клиренс (это расстояние от земли (напольного покрытия) до нижней центральной части автомобиля, в России принято также называть - «дорожный просвет»). А вся электроника автомобиля, выпущенного в РФ, рассчитана для эксплуатации при очень низких температурах. В остальном же, автомобили внешне не отличаются.

Lada - тоже иномарка

Вот когда начинаешь думать, а может зря так долго и качественно высмеивался отечественный автопроизводитель? В КВН и ещё нескольких крайне популярных в нашей стране юмористических передачах, ненароком, да пройдутся по вазовским моделям. А когда АвтоВАЗ контролирует иностранная компания, стало немного жалко…

Теперь АвтоВАЗ - часть альянса Renault-Nissan, поэтому альянс может им невозбранно пользоваться. По соседству с основной веткой, где идут Lada 4x4, Granta и Kalina, есть конвейер под сборку машин на платформе В0. Часть - под собственным именем Lada, часть - Renault и Nissan.

По сути, из одних компонентов в Тольятти собирают аж 6 моделей: Granta/Kalina и близнецы Datsun on-Do и mi-Do, а также Lada Largus/Renault Logan, Sandero/Nissan Almera, представляющие собой, по сути, вариацию одной и той же машины, но в разных типах кузова. То есть, АвтоВАЗ, помимо автомобилей Renault и Nissan, выпускает также модели Datsun, которые являются, по большому счёту, переработанными «Ладами». Потому машины под японским брендом на 70% российские.

Что и где собирают

В России достаточно много иностранных сборочных производств, при этом, общая география сборок довольно широкая. Собираются разные модели (примерно до 100 разновидностей иностранных автомобилей). Также в России производится целая россыпь китайских автомобилей: Chery, Geely, Lifan и др. И эти марки не собираются менять грандиозные планы по освоению нашей страны. Например, Haval строит в Туле завод для выпуска машин по полному циклу.

Всего же в России сейчас 16 заводов, на которых производят:

Санкт-Петербург - завод Hyundai (Hyundai Solaris, Creta; Kia Rio);

Санкт-Петербург - завод Nissan (Nissan X-Trail, Murano, Pathfinder и Qashqai);

Санкт-Петербург - завод Toyota (Toyota RAV4 и Camry);

Санкт-Петербург - завод General Motors (Законсервирован);

Всеволожск - Ford-Sollers (Ford Focus, Mondeo);

Калининград - «Автотор» (Kia cee’d, Sportage, Soul, Venga, Optima, Quoris, Prime, Mohave, Cerato, Sorento; Hyundai, i40, Elantra; BMW X3, X4, X5, X6);

Москва - Renault (Renault Duster, Kaptur; Nissan Terrano);

Калуга - Volkswagen (VW Polo, Tiguan, Touareg, Multivan; Skoda Rapid; Audi A6, A8);

Калуга - Peugeot Citroen Mitsubishi Automotive (Mitsubishi Outlander; Peugeot 408; Citroen C4);

Нижний Новгород - ГАЗ (Volkswagen Jetta; Skoda Octavia и Yeti);

Черкесск - Derways (Lifan BREEZ, Solano, Smily; Haima 3; Geely MK, MK Cross, Emgrand; Great Wall Hover);

Тольятти - АвтоВАЗ (Renault Logan, Sandero; Nissan Almera);

Набережные Челны - Ford-Sollers (Ford Fiesta, EcoSport);

Елабуга - Ford-Sollers (Ford Kuga, Explorer, Transit);

Ижевск - «ИжАвто» (Nissan Sentra);

Владивосток - Sollers (Toyota Land Cruiser Prado; Mazda6 и CX- 5).

По материалам открытых источников подготовил