Чип тюнинг двигателя: выполняем все операции сами. Перепрограммирование «мозгов» бортового компьютера автомобиля Прошивка двигателя своими руками

С недавнего времени стало распространенным управление транспортом с помощью электроники. Тогда же и появилось понятие чип-тюнинга. Эта процедура интересует многих владельцев авто, ведь с её помощью можно полностью поменять характер любой машины. Где сделать чип тюнинг можно будет узнать в этой статье.

Что такое чип-тюнинг? Где его делают? Эти и другие вопросы вызывают повышенное внимание водителей автомобилей.

Чип-тюнинг можно определить как способ изменения режима контроля за движением авто при помощи коррекции программ управления. Основная цель проведения чип-тюнинга - полностью модернизировать систему управления двигателем и увеличить его мощность. Но и это не все, на что способен чип-тюнинг. Где делают такую процедуру, можно узнать в автосервисе.

Возникает вопрос: почему производителей автомобилей сразу не выпускают модели с высокой мощностью? На это у них есть причины. Один из вариантов - это уменьгение выброса в атмосферу углекислого газа путём снижения работоспособности двигателя. В качестве примера можно взять Ssang Yong Actyon с мощностью двигателя в 175 лошадиных сил, который работает на дизельном топливе, и его аналог - та же модель авто, только со 149 лошадиными силами. Хотя двигатели этих автомобилей не имеют значительных отличий.

На каких моторах можно делать чип-тюнинг?

Не желательно проводить данную процедуру, если у автомобиля имеется атмосферный двигатель. Все просто: у таких моторов мощность получится увеличить только лишь до 7%. На практике такая разница не будет заметна.

Процесс прошивки двигателя осложняется тем, что блок управления работой мотора имеет крепкую связь с остальными важными системами и трансмиссией. Вот почему корректировка работы двигателя может отрицательно повлиять на функционировании коробки передач. Не менее важное значение имеет уровень профессионализма мастера, от которого зависят перемены в характере авто и сохранность его первоначальных характеристик.

Если откорректировать ECU, то сразу нужно будет заняться изменением коробки передач. Процедура эта не из лёгких. Иногда это просто невозможно, например, в случае с BMW 7-series. В данном авто присутствует около 80 блоков, крепко связанных друг с другом.

Стоимость процедуры прошивки

В зависимости от марки автомобиля и от профессионального уровня мастера цена на чип-тюнинг варьируется в пределах 10-25 тыс. рублей. Можно, конечно, сэкономить и откорректировать мотор и за тысячу рублей, вот только эта работа будет кустарного типа. Обратившись в солидное предприятие, где сделать чип-тюнинг можно, надо будет выложить и пару тысяч долларов, а то и больше.

Марка авто также имеет значение. Если, к примеру, прошить “Ниву”, то можно отдать 2000 рублей, за BMW попросят 5000 минимум, а чип-тюнинг спортивного авто обойдётся в несколько тысяч долларов. Подробнее о ценах и методах проведения можно узнать на чип-тюнинг.ru.

Преимущества “чипования” мотора

Говоря о достоинствах прошивки двигателя, следует добавить, что все плюсы и минусы этой процедуры относятся

к субъективному мнению. Ведь для кого-то плюс может показаться минусом и наоборот.

К основным достоинствам чип-тюнинга можно отнести:

  • Заметная экономия расхода топлива;
  • Дополнительные лошадиные силы;
  • Улучшенная динамика движения;
  • Высокая отзывчивость педали газа;
  • Исправление программы и характеристик двигателя.

Положительным сторонам чип-тюнинга не уделяют особого внимания всилу их очевидности и неоспоримости.

Минусы чип-тюнинга

Рассуждая о влиянии прошивки на ресурс двигателя, следует заявить, что никакого положительного воздействия на мотор эта процедура не оказывает. Однако в её проведении нет ничего критичного. Любой мастер, проводящий чип-тюнинг, не может дать никакой гарантии безопасной работы двигателя после корректировки. Поэтому лучше все же обратиться к проверенным специалистам, которые доведут двигатель до пределов безопасности.

Самая важная отрицательная сторона “чипирования” - то, что после него двигатель уже не будет экологичным из-за увеличения выделения выхлопных газов в атмосферу.

Не лишним будет упомянуть и о заводской гарантии, которая автоматически утрачивает действие с момента “чипования” движка. Ведь ни у одного производителя не возникнет желания оплачивать ремонт мотора, который не соответствует начальным показателям. Почти все чип-тюнеры настойчиво убеждают владельцев машин, что никто не сможет увидеть изменения в работе двигателя.

Но ведь изготовитель не может быть столь глупым, чтобы не увидеть разницы? С помощью специальных приборов можно легко определить наличие вмешательства. Даже если отогнать машину в сервис, нужно сначала вернуть двигателю заводские настройки.

Каждый владелец решает для себя, стоит ли заниматься этим, где можно сделать чип-тюнинг и так ли он необходим. При это важно понимать, что прошивка мотора значительно увеличит потенциал водителя. Ведь не от проведённых изменений зависит срок службы двигателя. а от стиля езды и правильного ухода за машиной. Главное - научиться беречь и грамотно эксплуатировать своё авто вне зависимости от вида двигателя, будет ли он перенастроенным или заводским.

Панюшкин В.В.

(«ХиЖ», 2014, №4)

Производство крошечных чипов, дающих жизнь ноутбуку, — одно из самых сложных и изощренных. Оно состоит более чем из трех сотен операций, и один производственный цикл может длиться до нескольких недель. Как выглядит этот процесс в упрощенном виде?

Наносим слой кремния

Первое, что необходимо сделать, - создать на поверхности кремниевой подложки диаметром в 30 см дополнительный слой. Атомы кремния наращивают на подложку методом эпитаксии: они постепенно оседают на кремниевую поверхность из газовой фазы. Процесс протекает в вакууме, ничего лишнего здесь нет, поэтому в результате на поверхности образуется тончайший слой чистейшего кремния с той же кристаллической структурой, что и кремниевая подложка, только еще чище. Иными словами, мы получаем несколько улучшенную подложку.

Наносим защитный слой

Теперь на поверхности подложки надо создать защитный слой, то есть попросту окислить ее, чтобы образовалась тончайшая пленка оксида кремния SiO 2 .

Ее функция очень важна: оксидная пленка в дальнейшем будет мешать электрическому току утекать с пластины. Кстати, в последнее время вместо традиционного диоксида кремния компания Intel стала использовать high-k-диэлектрик на основе оксидов и силикатов гафния, у которых более высокая по сравнению с оксидом кремния диэлектрическая проницаемость k. Слой high-k диэлектрика делают примерно в два раза толще, чем слой обычного SiO 2 , за счет сужения соседних областей, но благодаря этому при сравнимой емкости ток утечки удается уменьшить в сто раз. Это позволяет продолжать миниатюризацию процессоров.

Наносим слой фоторезиста

На защитный слой оксида кремния необходимо нанести фоторезист - полимерный материал, свойства которого изменяются под воздействием излучения. Чаще всего в этой роли выступают полиметакрилаты, арилсульфоэфиры и фенлформальдегидные смолы, которые разрушаются под воздействием ультрафиолета (этот процесс называется фото- литографией). Их наносят на вращающуюся подложку, опрыскивая ее аэрозолем упомянутого вещества. В принципе можно также использовать электронный луч (электронно-лучевую литографию) или мягкое рентгеновское излучение (рентгеновскую литографию), подбирая к ним соответствующие чувствительные вещества. Но мы рассмотрим традиционный процесс фотолитографии.

Облучаем ультрафиолетом

Теперь подложка готова к контакту с ультрафиолетом, но не прямому, а через посредника - фотомаску, которая играет роль трафарета. По сути, фотомаска - это рисунок будущей микросхемы, только увеличенный в несколько раз. Чтобы спроецировать его на поверхность подложки, используют специальные линзы, уменьшающие изображение. Это дает поразительную четкость и точность проекции.

Ультрафиолет, проходя через маску и линзы, проецирует изображение будущей схемы на подложку. На фотомаске будущие рабочие участки интегральной микросхемы прозрачны для ультрафиолета, а пассивные участки - наоборот. В тех местах на подложке, где должны быть расположены активные структурные элементы, облучение разрушает фоторезист. А на пассивных участках разрушение не происходит, потому что туда ультрафиолет не попадает: трафарет он и есть трафарет. Химическая реакция, которая происходит в слое под воздействием ультрафиолета, очень похожа на реакцию в пленке, происходящую во время фотографирования. Разрушенный фоторезист легко растворяется, поэтому убрать с подложки продукты разложения несложно. Кстати, для создания одного процессора бывает необходимо до 30 различных фотомасок, поэтому этап повторяют по мере нанесения слоев друг на друга.

Травим

Итак, рисунок будущей схемы со всеми элементами размером вплоть до нескольких нанометров перенесен на поверхность подложки. Области, где защитный слой разрушился, теперь должны быть вытравлены. При этом пассивные участки не пострадают, поскольку они защищены полимерным слоем фоторезиста, который не разрушился на предыдущей стадии. Облученные области вытравливают либо химическими реагентами, либо физическими методами.

В первом случае, чтобы разрушить слой диоксида кремния, используют составы на основе фтористоводородной кислоты и фторида аммония. Жидкостное травление - дело хорошее, но есть проблема: жидкость так и норовит затечь под слой резиста на соседних пассивных участках. А в результате детали вытравленного рисунка по размеру оказываются больше, чем предусмотрено маской. Поэтому предпочтительнее сухой физический метод - реактивное ионное травление с помощью плазмы. Для каждого материала, подвергаемого сухому травлению, подбирают соответствующий реактивный газ. Так, кремний и его соединения травят хлор- и фторсодержащей плазмой (CCl 4 + Cl 2 + Ar, ClF 3 + Cl 2 , CHF 3 , CF 4 + H 2 , C 2 F 6). Правда, у сухого травления тоже имеется недостаток - меньшая по сравнению с жидкостным травлением селективность. К счастью, на этот случай есть универсальный метод - ионно-лучевое травление. Оно пригодно для любого материала или сочетания материалов и обладает наивысшей среди всех методов травления разрешающей способностью, позволяя получать элементы с размером менее 10 нм.

Легируем

Теперь настало время ионной имплантации. Она позволяет внедрить практически любые химические элементы в необходимом количестве на заданную глубину на протравленных участках, где обнажилась кремниевая подложка. Цель этой операции - изменить тип проводимости и концентрацию носителей в объеме полупроводника для получения нужных свойств, например - требуемой плавности p-n-перехода. Самые распространенные легирующие примеси для кремния - это фосфор, мышьяк (обеспечивают электронную проводимость n-типа) и бор (дырочную проводимость p-типа). Ионы имплантируемых элементов в виде плазмы разгоняют до высоких скоростей электромагнитным полем и бомбардируют ими подложку. Энергичные ионы проникают в незащищенные участки, погружаясь в образец на глубину от нескольких нанометров до нескольких микрометров.

После внедрения ионов фоторезистивный слой удаляют, а полученную конструкцию отжигают при высокой температуре, чтобы восстановилась нарушенная структура полупроводника и ионы лиганда заняли узлы кристаллической решетки. В целом первый слой транзисторов готов.

Делаем окна

Поверх полученного транзистора необходимо нанести изолирующий слой, на котором тем же методом фотолитографии вытравливают три «окна». Через них в дальнейшем будут создаваться контакты с другими транзисторами.

Наносим металл

Теперь всю поверхность пластины покрывают слоем меди с помощью вакуумного напыления. Медные ионы проходят от положительного электрода (анода) к отрицательному электроду (катоду), роль которого играет подложка, и садятся на него, заполняя окна, созданные с помощью травления. Затем поверхность полируют, удаляя лишнюю медь. Металл наносят в несколько этапов, чтобы создать межсоединения (их можно представить как соединительные провода) между отдельными транзисторами.

Раскладка таких межсоединений определяется архитектурой микропроцессора. Таким образом в современных процессорах устанавливаются связи между примерно 20 слоями, формирующими сложную трехмерную схему. Количество слоев может меняться в зависимости от типа процессора.

Тестируем

Наконец наша пластинка готова к тестированию. Главный контролер здесь - зондовые головки на установках автоматической разбраковки пластин. Прикасаясь к пластинкам, они измеряют электрические параметры. Если что не так - помечают бракованные кристаллы, которые затем отбрасывают. Кстати, кристаллом в микроэлектронике называют единичную интегральную микросхему произвольной сложности, размещенную на полупроводниковой пластине.

Режем

Далее пластины разделяют на единичные кристаллы. На одной подложке диаметром 30 см помещается около 150 микросхем размером примерно 2х2 см. Для разделения пластину либо надрезают алмазным резцом или лазерным лучом, а потом разламывают по готовым надрезам, либо сразу разрезают алмазным диском.

Процессор готов !

После этого соединяют контактную площадку, обеспечивающую связь процессора с остальной системой, кристалл и крышку, отводящую тепло от кристалла к кулеру.

Процессор готов! По моим (наверняка очень неточным) прикидкам, на изготовление одного современного процессора, такого, например, как четырехъядерный Intel Core i7, необходимо затратить около месяца работы сверхсовременной фабрики и 150 кВт.ч электроэнергии. При этом масса кремния и химикатов, расходуемых на один кристалл, исчисляется максимум граммами, меди - долями грамма, золота для контактов - миллиграммами, а лигандов вроде фосфора, мышьяка, бора - и того меньше.

Словарик

Для тех, кто рискует запутаться в подложках, чипах, процессорах и кристаллах, приводим маленький словарик терминов.

Подложка - круглая монокристаллическая кремниевая пластина диаметром от 10 до 45 см, на которой выращивают полупроводниковые микросхемы методом эпитаксии.

Кристалл, чип, интегральная микросхема - не связанная с другими часть подложки с выращенной на ней многослойной системой транзисторов, соединенных медными контактами. В дальнейшем используется как основная часть микропроцессора.

Лиганд (легирующая примесь) - в случае полупроводниковых материалов вещество, атомы которого встраиваются в решетку кристалла кремния, изменяя его проводимость.

Процессор, микропроцессор - центральный вычислительный элемент современных компьютеров. Состоит из кристалла, помещенного на контактную площадку и закрытого теплоотводящей крышкой.

Фотомаска - полупрозрачная пластина с рисунком, сквозь который проходит свет при облучении фоторезиста.

Фоторезист - полимерный светочувствительный материал, свойства которого, например растворимость, изменяются после воздействия на него определенного типа излучения.

Эпитаксия - закономерный ориентированный рост одного кристалла на поверхности другого. В данном случае слово «кристалл» употребляется в своем основном значении. Существует множество методов получения упорядоченных кристаллов, основанных на эпитаксиальном наращивании.

Принцип работы дизельного двигателя и бензинового силового агрегата отличаются друг от друга. Однако можно выделить общие моменты, которые связаны непосредственно с чип-тюнингом своими руками:

  1. Параметры впрыска топлива, ограничение по выбросам CO в атмосферу, основные параметры в разных режимах двигателя контролируются электронным блоком управления.
  2. В каждом электронном блоке управления (ЭБУ) независимо от его типа имеются предустановленные версии ПО, в которых указаны конкретные параметры во всех режимах работы двигателя. При работе электронный блок управления сравнивает текущие параметры, получая соответствующие сигналы с датчиков, и изменяет работу отдельного оборудования для получения заводских параметров.

Справка: ЭБУ(электронный блок управления), ПЗУ(постоянное запоминающее устройство), ПО(программное обеспечение)

Возникает вопрос – как увеличить мощность двигателя своими руками за счет корректировки параметров ПО блока управления и реальная ли это задача? Для этого рассмотрим подробнее основы чип тюнинга.

Какие существуют методы увеличения мощности

Чип-тюнинг – это изменение параметров программного обеспечения электронного блока управления с целью повышения мощности и улучшения динамики автомобиля без внесения изменений в конструкцию двигателя. Серийная прошивка имеет ограничения по мощности, крутящему моменту, максимальным оборотам силового агрегата. Использование этого резерва с целью улучшения характеристик авто называется перепрошивкой или чип-тюнингом.

Помимо чип-тюнинга с использованием специального ПО и снятия блока управления (или перечиповки через диагностический разъем) существуют и другие инновации в автомобилестроении по снижению расхода топлива с использованием дополнительного оборудования. Но ощутимых результатов такое оборудование (например, Tuningbox) может и не дать – такие устройства по факту «обманывают» датчики автомобиля, что позволяет влиять на отдельные параметры.

К таким же устройствам относится и блок увеличения мощности дизельного двигателя, работающего параллельно с блоком управления, и, по заявлению производителей, способного увеличить мощность силового агрегата до 30%. При этом вероятность выхода из строя ТНВД (для дизеля) возрастает многократно, сокращается ресурс деталей двигателя, поэтому лучше использовать прошивки и чип-тюнинг автомобиля для повышения мощности силового агрегата, уменьшения расхода топлива.

Особенности работы ЭБУ и заводские прошивки

Разработчики ПО для контроллеров систем впрыска учитывают экономичность, ресурс мотора, токсичность выхлопа, уровень расхода топлива, и на основании этой информации предлагают стандартные (заводские) настройки программного обеспечения. Программа хранится непосредственно в постоянном запоминающем устройстве (ПЗУ) блока управления – это ПО для обработки данных, таблицы с коэффициентами для всех режимов работы мотора.

Но что такое прошивка двигателя и как она связана с изменениями данных в ПО электронного блока управления и чип-тюнингом автомобиля? ЭБУ получает данные с различных датчиков и обеспечивает управление исполнительными устройствами с учетом заводских коэффициентов. Если же изменить эти данные посредством чип-тюнинга, то можно повлиять на работу любых устройств, управление которыми осуществляется посредством блока.

Самостоятельный чип-тюнинг двигателя автомобиля

Самостоятельная перечиповка двигателя выполняется легко и быстро, если в ЭБУ установлено Flash ПЗУ. Если же в блоке используется ПЗУ типа EEPROM с УФ стиранием, то потребуется использование программатора или готовая микросхема. Под самостоятельной перепрошивкой и чип-тюнингом автомобиля подразумевают в основном первый способ – его и рассмотрим.

Потребуется:

  • Адаптер K-Line для подключения ноутбука к разъему на блоке (готовый или сделанный самостоятельно).
  • Прошивка для чип-тюнинга двигателя вашего автомобиля.
  • Программное обеспечение для загрузки прошивки (например, ChipLoader, Delco Suite или аналогичный софт).

Порядок действий при перепрошивке двигателя с использованием компьютера следующий:

  1. Определить тип используемого ПЗУ и версию заводской прошивки. Как правило, всю необходимую информацию можно найти на крышке блока управления.
  2. Найти прошивку под ваш автомобиль. Какие способы увеличения мощности двигателя с помощью прошивок существуют? Можно скачать готовую версию в интернете, купить коммерческие прошивки на специализированных сайтах, использовать редактор прошивок для самостоятельного изменения параметров, влияющих на мощность двигателя (если, конечно, в вашем конкретном случае есть смысл увеличивать именно мощность).
  3. Тюнингованную прошивку с компьютера загрузить через лоадер (ПО для загрузки) или программатор для выполнения чип-тюнинга двигателя автомобиля своими руками

Программатор – это специальное оборудование для чип тюнинга иномарок, которое подключается через ноутбук или напрямую к блоку Bosch, Delphi, Siemens и др.

Рассмотрим, как сделать чип тюнинг самому с использованием лоадера. Если вы хотите поэкспериментировать с различными параметрами – рабочие режимы, холостой ход, пуск, прогрев, время впрыска и др., то следует скачать и установить специальное ПО – ChipTuningPRO. Это коммерческое программное обеспечение, предназначенное для редактирования и создания прошивок. Можно использовать и бесплатные программы для чип тюнинга авто. В программе можно выполнить калибровку различных параметров и сохранить в виде файла, готового для загрузки во Flash память, но делать это придется на свой страх и риск. ПО ChipTuningPRO или схожие редакторы позволят выполнить чип тюнинг самостоятельно и получить заметный результат в работе двигателя.

Если вы выбрали быстрый способ тюнинга двигателя с использованием готовой прошивки (бесплатной, коммерческой), то потребуется выполнить следующее:

  1. Подключить адаптер к ноутбуку с ОС Windows. Компьютер присвоит кабелю виртуальный COM-порт. Узнать, какой именно был присвоен порт, можно непосредственно в панели управления. Здесь же можно задать скорость порта, что потребуется для загрузки прошивки с помощью бесплатной программы ChipLoader. Драйверы устанавливать не нужно.

  1. Снять ЭБУ, подключить блок к адаптеру по схеме. Для каждого блока в зависимости от производителя и модели потребуется самостоятельно найти схему подключения.

  1. Запустить программу для чип-тюнинга ChipLoader или аналогичный бесплатный загрузчик. В программе настроить COM-порт, который был присвоен ноутбуком, и его скорость для передачи данных от компьютера к Flash.

  1. Подключить кабель к ноутбуку. Нажать на кнопку «Установить связь». Не всегда это удается сделать с первого раза.

  1. Как только связь с блоком будет установлена, задать путь в программе к готовой прошивке и нажать на кнопку «Загрузить Flash».

  1. Отключить кабель. Установить блок в авто.

  1. Включить зажигание, подождать до 5 секунд, выключить зажигание.
  2. Всё – чип-тюнинг выполнен. Можно запустить мотор и проверить результат перепрошивки.

Вся информация, потерянная при отключении питания, самостоятельно восстановится через некоторое время. Никаких других действий после установки электронного блока управления выполнять не нужно.

Преимущества и недостатки чип-тюнинга своими руками

Человека, не знакомого с основами работы современных двигателей внутреннего сгорания, могут отпугнуть и озадачить минусы чип тюнинга. Давайте рассмотрим плюсы и минусы чип-тюнинга.

К плюсам чип-тюнинга двигателя относятся:

  • Заметное снижение расхода топлива и увеличение мощности двигателя.
  • Увеличение крутящего момента силового агрегата.

Среди минусов перепрошивки можно отметить:

  • Снижение ресурса дизельного двигателя при агрессивном стиле вождения.
  • Снижение ресурса коробки переключения передач.
  • Возможность повреждения микросхем при неправильном подключении, попытки установки неподходящих версий прошивок, выполнения операций с ошибками при изменении параметров и установки прошивки своими руками.

Поэтому на вопрос о том, вреден ли чип тюнинг для двигателя автомобиля, каждый автовладелец должен отвечать сам. Всё зависит от целей перепрошивки, стиля езды, своевременной диагностики ошибок.

Следует понимать, что установка готовой прошивки или редактирование существующих версий – это распространенные пути снижения расхода топлива на автомобилях с бензином, дизелем, ГБО. Но даже в простейших программах вы не найдете параметров, позволяющих напрямую изменить максимальную скорость или снять ограничение по скорости, расход топлива и т.д. В коммерческих программах можно изменить поведение двигателя в различных режимах, но менять параметры без минимальных знаний о том, что это даст – далеко не лучший вариант, если вы не знаете основы чип тюнинга двигателя авто. Лучше хотя бы использовать готовые прошивки – экономные, мощностные и т.д.

Чип тюнинг дизельного двигателя плюсы и минусы имеет фактически такие же, как и бензиновый мотор. Только среди минусов чип-тюнинга можно отметить негативное влияние изменения параметров на топливный насос ТНВД.

Эффективность чип-тюнинга: стоит ли делать

Учтите, что:

  1. Никто не скажет, как влияет чип тюнинг на ресурс двигателя при самостоятельной перпрошивке. Официальная заводская прошивка – это проверенный и многократно протестированный производителем программный продукт, в котором используются рекомендуемые для конкретного двигателя параметры.
  2. Перепрошивка и изменение даже отдельных параметров может значительно повлиять на АКПП. Например, значительное увеличение максимального крутящего момента может быстро вывести из строя коробку автомат.
  3. Производитель знает, как повысить мощность двигателя без негативных последствий – проводятся многочисленные исследования, завод несет гарантию за увеличение мощности за счет изменения параметров работы мотора.

Если всё это вас не останавливает, то можете смело приступать к чип тюнингу своими руками. Главное – изучите заранее форумы о вашем автомобиле, скачайте необходимое ПО и прошивки, купите адаптер для подключения ноутбука к вашему ЭБУ. Заводскую прошивку вы всегда сможете загрузить заново (откатить) если и не самостоятельно, то обратившись в автосервис.

FAQ для Начинающих:

1.
Вопрос: В чем смысл тюнинга?
Ответ: Представим что двигатель это насос по перекачке воздуха. Каждый заводской двигатель имеет свой объем и свои особенности конструкции. Для примера возмём 2 двигателя, это 8кл. двигатель 2111 и 16кл. двигатель 2112. Если снять логи с каждого из этих двигателей и проанализировать их, то мы увидим что 16кл. двигатель 2112 потребляет больше воздуха чем 8кл. 2111, может быть не во всем диапазоне оборотов, но по крайней мере на высоких оборотах дв.2112 потребляет больше воздуха. Соответственно автомобиль с дв.2112 будет быстрее ехать и быстрее разгоняться. Потому что у дв.2112 большее потребление воздуха (4 клапана на цилиндр), вместо 2-х у дв.2111. Таким образом когда мы ставим тюнинг железки, распредвалы, ресивер, дроссель, прямоточный выпуск, растачиваем каналы ГБЦ, увеличиваем объем двигателя или ставим турбину мы тем самым добиваемся 2-х факторов, это более большего потребления воздуха двигателем и более лучшей пропускной способности. Чем больше двигатель потребляет воздуха тем выше его мощность и момент. Для примера заводской 16кл. двигатель 2112 потребляет около 320 кг воздуха/час, турбированный уже около 900 кг воздуха/час.
Итог: больше воздуха>больше мощности, меньше воздуха>меньше мощности.

2.
Вопрос: Зачем после тюнинга надо калибровать прошивку?
Ответ: У каждого заводского инжекторного автомобиля в электронный блок управления записана прошивка, которая была откалибрована в соответствии с конфигурацией двигателя. Т.е прошивка была откалибрована в соответствии с объемом двигателя, параметрами распредилительных валов, фазой распредилительных валов, конструкцией ресивера, конструкцией дроссельного узла, выпускной системы, производительностью форсунок и т.д. Двигателем управляет прошивка, углом опережения зажигания, составом смеси, хол. ходом и тд. И когда мы ставим скажем тюнинг распредвалы и ресивер, мы тем самым кардинально меняем систему впуска и систему газораспределения двигателя. Таким образом после тюнинга мы получили новые динамические характеристики двигателя, это требует новой калибровки прошивки, под нашу новую конфигурацию двигателя. Потому что заводская прошивка была настроена на заводскую конфигурацию, и на новой тюнинг конфигурации она не будет правильно работать. Будут рывки и провалы в движении, авто не будет развивать максимальной мощности и максимальной скорости, хол. ход будет не стабильным. Кроме того работа двигателя на не настроенной прошивке может вызвать продолжительную детонацию, это прогар клапанов, раскол поршней, повреждение шатунов и стенок цилиндров, в общем в лучшем случае ремонт двигателя в худшем его замена.
Итог: прежде чем тюнить авто, надо найти настройщика или самому обладать хотя бы начальным уровнем знаний. И конечно иметь оборудование для калибровки прошивки. В идеале любая установка тюнинг железки на двигатель, например прямоточного выпуска ТРЕБУЕТ новой калибровки прошивки.

3.
Вопрос: Какое оборудование мне нужно для калибровки прошивки?
Ответ: Когда мы нафаршировали двигатель кучей нестандартного железа, распредвалы, ресивер, выпуск и тд., мы выполнили только 50% работы. Нихрена все это никуда не поедет без калибровки прошивки. Остальные 50% это настройка всего этого фарша) Так вот, для этого нужна система, которая позволит нам все это дело настроить. Под словом система я имею ввиду инженерый блок управления двигателя и проводка к нему до датчиков двигателя. Инженерный блок управления отличается от обычного тем, что на инженернике можно калибровать прошивку в режиме реального времени, этот режим называется онлайн. Т.е. едите вы за рулем, а настройщик в это время сидит рядом с вами с ноутбуком, подключившись через адаптер к вашему эбу и калибрует прошивку получая данные в реальном времени, такие как состав смеси, угол опережения зажигания, температуру впускного воздуха и тд. и соответственно также изменяет эти параметры в реальном времени. Систем для калибровки прошивки в режиме онлайн масса, это январь, корвет, мегасквирт, инвент и тд. Суть у них одна, настраивать прошивки в режиме онлайн. Далее, одного инженерника мало, нужен еще широкополосный датчик кислорода чтобы видеть состав смеси в выпускном коллекторе. Обычного заводского датчика кислорода будет мало, он видит лишь состав смеси равной 14.7, это означает что чтобы сжечь одну часть бензина, нужно 14.7 частей воздуха, а шдк видит смесь от 10 до 20, как раз таки в этом диапазоне смеси работают 99% двигателей. Для всего этого оборудования нужна прошивка и программы, которые позволят нам все это дело настроить, без программ любое оборудование куча бесполезного металла и пластика. Как правило всегда при покупке оборудования в комплекте идут программы и прошивки, либо продаются отдельно. Это минимальный набор настройщика. Существует еще масса устройств для облегчения настройки прошивки, в частности датчик ЕГТ который вкручивается в выпускной коллектор и позволяет видеть температуру выхлопных газов, это нужно для настройки зажигания.
Итог: для калибровки онлайн нужны, инженерный блок с проводкой, шдк, набор кабелей для подключения/перепрошивки блока, программное обеспечение и прошивки. Ну и знания всего этого дела)

4.
Вопрос: С чего начать тюнинг, что сделать в первую очередь?
Ответ: Прежде чем тюнинговать свою тачку нужно перейти на систему позволяющая настроить прошивку в режиме онлайн. Под словом система имеется ввиду электронный блок управления. Например если у вас на авто с завода идет блок управления бош 7.9.7, то прежде чем тюнить свою тачку нужно заменить этот блок на Январь 7.2, если у вас блок бош 7.9.7 или 7.9.7+ то просто покупаем Январь 7.2 и ставим его т.к. проводка между этими 3-мя блоками взаимозаменяемая. Если у вас блок скажем м74 с электронной педалью газа, то здесь нужно произвести эти же действия, установить эбу Январь 7.2 или 5.1 но с заменой проводки, потому что проводка от м74 не подходит к любому из Январей. Т.к любой из Январей не поддерживает е-газ, то соответственно нужно будет перейти на механический дроссель, да и вообще е-газ это сплошная головная боль, от него больше гемороя чем пользы. Когда вы перейдете на любой из эбу Январь, уже можно ставить тюнинг железки. Первым что нужно сделать это установить выпускную систему паук 4-1 или 4-2-1 или вставку вместо катализатора, тем самым вы дадите лучше дышать двигателю, это сыграет огромную роль в дальнейшем тюнинге. А потом когда у вас уже будет конфигурация двигателя по серьезнее, вы без труда сможете обратиться практически к любому настройщику чтоб он вам настроил прошивку. При этом эбу Январь у вас может быть обычный(заводской, не инженерный), когда настройщик настроит вам прошивку на своем инженерном эбу эта прошивка будет прекрасно работать на вашем заводском эбу. Правильно настроенная прошивка при тюнинге это залог успеха. Скачивая уже готовые прошивки на просторах интернета для тюнинг конфигурации двигателя, вы совершаете ошибку и занимаетесь онанизмом, машина может будет ехать но не так как она должна ехать. Будет дерготня, рывки и провалы во время движения, увеличенный расход. Прошивка настраивается индивидуально для каждого двигателя это еще один залог успеха. Бесплатный халявный сыр бывает только в мышеловке. А хороший и вкусный сыр покупается за средства.
Итог: сначало переходим на эбу Январь 5.1/7.2, потом ставим выпуск паук, а потом уже распредвалы/ресивер/дроссель и на последок четыре турбины, на каждый цилиндр)


Спасибо за статью

Водители подходят к выбору автомобиля достаточно ответственно и с большим трепетом. Тем не менее со временем может оказаться недостаточно. С другой стороны, покупка новой и более мощной машины - это крайне недешевое решение. Идеальным выходом из этой неприятной ситуации является чип-тюнинг двигателя, который в последние годы набрал действительно бешеную популярность. В этой статье мы расскажем о том, как произвести чип-тюнинг своими руками и что необходимо знать и уметь начинающему мастеру, чтобы не допустить досадных ошибок и не загубить программную начинку дорогостоящих узлов.

Идеальная альтернатива

Не так уж давно сделать чип-тюнинг казалось невозможным. Почему? Дело в том, что современные ДВС в обязательном порядке комплектуются ЭБУ, или попросту электронными блоками управления. Электронная начинка позволила программным методом регулировать характеристики как самого ДВС, так и каждого отдельного его узла.

У ДВС автомобилей старого образца такой электроники нет, поэтому все настройки производятся исключительно механическим путем. Что же является прародителем чип-тюнинга, и какие методы были популярны до появления электроники в конструкции современных двигателей? К таким операциям по модификации моторов можно отнести применение турбонаддува, поршней и шатунов, изготовленных из облегченных материалов, и другие виды вмешательства в штатную конструкцию.

Сделать такую операцию самостоятельно без определенных навыков и оборудования практически невозможно. Кроме того, не стоит забывать и об элементарных рисках: любой ремонт, проведенный неграмотно, может плачевно сказаться на состоянии как двигателя, так и автомобиля в целом.

По этой причине произвести чип-тюнинг оказывается гораздо проще. Кроме того, в этом случае не придется вмешиваться в конструкцию ДВС, изменять параметры его составляющих и разбирать сложный и чувствительный механизм.

Самостоятельно чип-тюнинг ДВС производят не всегда, однако в любом случае эта операция проще и быстрее привычных способов модернизации ДВС. В чем же она заключается?

Дело в том, что электронный наделяется программой, которая представляет собой транслированный двоичный код и при помощи компьютера записывается на встроенный носитель данных. Эта программа, по сути, контролирует и изменяет режимы работы ДВС, позволяя ему раскрывать свой потенциал в той или иной степени.

Современная автомобильная промышленность старается сделать автомобиль транспортом не столько мощным и комфортным, сколько экологичным и безопасным для окружающей среды. По этой причине многие модели моторов не пытаются сделать максимально мощными, урезая их характеристики искусственно в угоду более низкому расходу топлива и выбросам продуктов горения в окружающую среду.

Чтобы вернуть мотору тот потенциал, которым он обладает, разработчики прошивок изменили стандартные программы блоков управления таким образом, чтобы ДВС выдавал свои максимальные параметры. При этом количество выбросов повышается, но, несмотря на это, расход топлива становится меньше, а комфорт управления и динамика разгона несравнимы с теми, что были до процедуры перепрошивки.

Как это делается?

Чтобы произвести чип-тюнинг своими руками, помимо самого автомобиля, необходимо иметь две важные составляющие, без которых эта операция, по сути, не может быть выполнена. Первая составляющая - это специальный адаптер. Его задача - производить взаимодействие ноутбука или персонального компьютера с машиной посредством подсоединения к ее диагностическому разъему. Обычно такой разъем нужно искать под рулевой колонкой, однако не лишним будет уточнить этот момент в прилагаемой к машине документации.

Вторая составляющая - это программное обеспечение и программа прошивки, которая и будет в конечном счете внедрена в электронный блок управления двигателем. Программное обеспечение, которое должно быть установлено на компьютере, обычно прилагается на компакт-диске в комплекте с самим адаптером. Если такого диска нет, обычно в инструкции по эксплуатации указывается сайт, с которого можно скачать нужный дистрибутив.

Со второй частью все несколько сложнее. Несколько программ обычно поставляются на том же компакт-диске, где располагается установочный файл компьютерной программы. Но проблема заключается в том, что для каждой отдельной модели двигателя применяется своя программа, которая может не находиться в открытом доступе. Обычно в этих случаях программу приобретают на специализированных сайтах, а потом переносят ее на компьютер и производят прошивку.

Как же производится сама процедура? Первым делом необходимо отыскать диагностический разъем и подключить к нему адаптер. Затем к адаптеру подключают ноутбук с запущенной программой и ждут, пока ПО «найдет» машину и подключится к ее блоку для записи.

Приложенная программа позволяет читать файлы только определенного формата. По этой причине не стоит удивляться, если неправильно подобранный файл не будет загружаться или станет вызывать ошибку памяти, что будет свидетельствовать о невозможности перепрошивки.

Если с форматом нет никаких проблем, то следующим этапом будет непосредственно процесс запуска прошивки, который может продлиться от 5 до 10 минут, в зависимости от модели ДВС, адаптера и версии программного обеспечения. В это время глушить и запускать двигатель категорически запрещается. Также стоит контролировать состояние заряда батареи самого ноутбука, ведь если процесс внезапно прервется, ЭБУ запросто может превратиться в «кирпич».

По окончании процесса программа выведет сообщение об успешно завершенной операции. Если все хорошо, то ДВС запустится без проблем и не будет издавать посторонних шумов. Обычно разница чувствуется при разгонах: машина начинает ехать быстрее, а ее динамика становится на порядок лучше старой.

Стоит или нет?

Безусловно, сделать чип-тюнинг бесплатно не выйдет в любом случае. Если производить его своими силами, то в копеечку обойдется адаптер, который в свободной продаже не всегда найти достаточно просто. Если обратиться в стороннюю фирму, это будет стоить дешевле. Так, обычно стоимость прошивки варьируется до 5 до 30 тысяч рублей, в зависимости от марки и модели автомобиля.

Если прошивается мотор, который не наделен турбиной, эффект будет не столь ощутимым. Так, в среднем прирост по мощности и крутящему моменту составляет 10–15 процентов, а расход топлива снижается не более чем на один литр на сто километров пути. Правда, и цена такой прошивки будет минимальной.

Владельцы турбированных ДВС ощутят разницу практически во всех случаях. В среднем прирост характеристик составляет от 30 до 40 процентов: в два раза больше, чем у любого атмосферного ДВС. Кроме того, снижение расхода топлива также более ощутимо: в различных случаях разница может составлять до 30 процентов во всех ездовых режимах.

Резюме

Подводя итоги, можно уверенно сказать одно: чип-тюнинг является самым современным и безопасным способом увеличить потенциал автомобиля и его характеристики. Несмотря на то, что такая процедура стоит недешево, она позволяет не вмешиваться в механику работы ДВС и повышать его возможности. Главное - не экономить и приобретать официальное оборудование и программное обеспечение: в этом случае проблем с прошивкой обычно не возникает.