Чертежи тягача т 20 комсомолец. Лёгкий артиллерийский тягач "Комсомолец". В годы Великой Отечественной войны

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Краткое описание конструкции трактора Т-20 «Комсомолец»

Компоновка машины была выполнена с передним расположением ведущих колес и кормовым размещением двигателя. Отделение управления с рабочими местами для двух членов экипажа (водителя и стрелка) располагалось в передней части броневого корпуса в специальной броневой кабине. В крыше кабины, над местами водителя и стрелка, находились люки-лазы, закрывав-ши-еся откидными крышками.

Для наблюдения из кабины имелись три откидных щитка со смотровыми щелями (на машинах 1-й серии). На машинах 2-й и 3-й серий щитки были снабжены смотровыми приборами триплекс. Один из них располагался прямо перед водителем, а два других - на боковых стенках кабины. На машинах 2-й серии все три смотровых прибора были одинаковыми, а на машинах 3-й серии на переднем щитке устанавливался смотровой прибор другой конструкции, имевший броневую заслонку со смотровой щелью.

За кабиной находилось моторное отделение (двигатель был развернут маховиком вперед), закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками на петлях. В средней и кормовой части корпуса над моторным отделением располагалось грузовое отделение, в котором вдоль продольной оси машины устанавливались два сиденья для перевозки артиллерийского расчета, состоявшего из шести человек. При перевозке артиллеристы размещались спинами друг к другу. Бортовые сиденья подвешивались к корпусу на двух серьгах, вращавшихся вокруг осей, закрепленных на корпусе и кормовых листах кабины, что позволяло устанавливать сиденья в трех положениях: для сидения расчета, доступа к моторному отделению и при котором образовывалась закрытая платформа для перевозки грузов грузоподъемностью 500 кгс.

В машинах 3-й серии спинка и сиденье были выполнены отдельно. Сиденье можно было переставлять из положения для посадки расчета в положение закрытой с четырех сторон платформы, причем из спинки образовывалась платформа, а из сидений - борта.

Для защиты артиллерийского расчета от непогоды мог устанавливаться брезентовый тент, в котором для наблюдения за местностью имелись специальные окна; с тентом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Для буксирования артиллерийских систем в кормовой части корпуса имелось прицепное устройство с буксирным крюком, отвечавшее требованиям соединения с дышлами легких орудий и их передков. При необходимости трактор мог буксировать за собой прицеп грузоподъемностью до 2 тс (при включении замедленной передачи демультипликатора - до 3 тс).

Броневая защита машины - противопульная. Клепано-сварной корпус был изготовлен из катаных броневых листов толщиной 7 и 10 мм. Лобовые листы корпуса, лобовой и бортовые листы рубки устанавливались с рациональными углами наклона от вертикали. Для тушения пожара трактор снабжался ручным и стационарным тетрахлорными огнетушителями или только одним ручным огнетушителем.

В передней стенке кабины была смонтирована специальная рубка для установки 7,62-мм пулемета ДТ. На машинах 1-й серии рубка имела клепано-сварную конструкцию. Правый бортовой лист рубки был выполнен заодно с бортовым листом кабины. На машинах 2-й и 3-й серии рубка была заменена специальной бронировкой штампованно-болтовой конструкции. Корпус бронировки круглой или овальной формы изготавливался штамповкой, а ее лобовой лист с вырезом под шаровую опору пулемета крепился к штампованному корпусу болтами с пулестойкими головками. Сама бронировка крепилась с помощью заклепок над вырезом в левой части переднего листа кабины. В лобовом листе бронировки, слева от выреза под монтаж шаровой опоры пулемета, имелось отверстие для вентиляции кабины в боевых условиях, которое закрывалось броневой заслонкой. При необходимости это отверстие могло использоваться для наблюдения и стрельбы из личного оружия. На бронировке пулемета с круглой формой ее корпуса это отверстие отсутствовало. Слева от бронировки пулемета в лобовом листе кабины перед водителем и в бортах кабины имелись вырезы под смотровые люки.

В передней части бортов корпуса находились вырезы для кронштейнов бортовых передач. В кормовом листе корпуса машин 1-й и 2-й серий для установки заводного механизма двигателя были сделаны отверстия, у машин 3-й серии - в нижнем лобовом листе корпусе. Кроме того, в кормовой стенке корпуса имелось отверстие для выхода выхлопной трубы и установки глушителя.

В средней части корпуса с обеих сторон под бортовыми сиденьями были выполнены боковые воздухопритоки для системы охлаждения двигателя. На машинах 3-й серии на капоте над двигателем был сделан еще один, средний, воздухоприток. В холодное время года он закрывался внутренней перегородкой.

Для выхода охлаждающего воздуха в кормовой части корпуса имелся специальный люк. В тракторах 1-го выпуска этот люк был защищен от пулевых поражений броневыми жалюзи, а в машинах последующих выпусков - перекрывающими друг друга броневыми листами. Снаружи люк закрывался защитной металлической сеткой.

Для исключения забрызгивания корпуса трактора грязью от гусениц устанавливались передние и кормовые грязевые щитки (крылья).

В качестве основного оружия использовался 7,62-мм пулемет ДТ, устанавливавшийся в шаровой опоре справа в специальной бронировке, которая крепилась на лобовом листе кабины.

Боекомплект к пулемету составлял 1008 патронов (для машин 1-й и 2-й серий) и 1071 патрон (для машин 3-й серии). Пулеметные диски укладывались в двух стеллажах внутри кабины экипажа. Один стеллаж с гнездами для шести дисков (на машинах 3-й серии - для пяти дисков) располагался за сиденьем водителя. Второй стеллаж устанавливался справа от стрелка (на три диска). Один диск - на пулемете. Еще шесть дисков укладывались в специальных станках. На машинах 3-й серии к спинкам сидений водителя и стрелка сзади приваривалось еще по одному станку для пулеметного диска.

На тракторе устанавливался четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель ММ-6002 (двигатель М-1 с коробкой передач грузового автомобиля ГАЗ-АА) мощностью 50 л.с. (37 кВт). Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера или от заводной рукоятки. Как правило, для сбережения ресурса аккумуляторной батареи рекомендовалось производить пуск двигателя с помощью заводной рукоятки.

На машинах 1-й и 2-й серий заводной механизм устанавливался в кормовой части корпуса. Заводная рукоятка пропускалась через отверстие в кормовом листе и непосредственно связывалась с коленчатым валом двигателя. На машинах 3-й серии заводная рукоятка пропускалась через отверстие в нижнем лобовом листе и соединялась с храповиком, который через карданный вал был связан с механизмом для пуска двигателя.

Общая емкость двух топливных баков составляла 121,7 л (или 118 л - в зависимости от емкости дополнительного бака). Основной топливный бак емкостью 115 л располагался внутри корпуса, справа от двигателя. Дополнительный (малый) топливный бак емкостью 6,7 л (для машин 3-й серии - 3 л) крепился к верхнему листу капота над двигателем.

Воздух в карбюратор поступал через воздухоочиститель типа М-1, который устанавливался в левом заднем углу кабины водителя.

Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухопритоки над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На 3-й серии тягачей воздухозаборники перенесли в более чистую зону - между спинками сидений.

Система смазки двигателя - комбинированная. Коренные подшипники коленчатого вала и подшипники распределительного вала смазывались под давлением, а все остальные части - разбрызгиванием.

Система охлаждения двигателя - жидкостная, принудительная. Водяной радиатор устанавливался в кормовой части корпуса. Выхлопная труба двигателя через промежуточную трубу соединялась с глушителем, который крепился к кормовому листу корпуса.

В состав трансмиссии входили: однодисковый главный фрикцион (сцепление) сухого трения; четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавшая четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода; одноходовой демультипликатор для получения прямой или замедленной передач; коническая главная передача; два многодисковых сухих бортовых фрикциона с двойными ленточными тормозами с накладками из феродо и два бортовых одноступенчатых редуктора. Главный фрикцион и коробка передач были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА, а демультипликатор - у ГАЗ-ААА. На случай выхода из строя водителя трактор имел дублирующую систему управления движением с места стрелка.

Подвеска трактора - балансирная, с листовыми рессорами. В ходовой части использовались опорные и поддерживающие катки, направляющие колеса с механизмами натяжения, ведущие колеса, а также мелкозвенчатые гусеницы, конструкция которых была заимствована у танка Т-38. Со стороны каждого борта устанавливалось по две тележки с двумя опорными катками в каждой и два поддерживающих катка. Все четыре тележки были одинаковы по своей конструкции, каждая из которых, помимо опорных катков, включала кронштейн, два балансира (малый и большой) с втулками и две листовые рессоры. При монтаже тележки устанавливались таким образом, чтобы малые балансиры были обращены к середине машины.

На первых машинах 1-й серии задние опорные катки выполняли роль направляющих колес. В дальнейшем на части тракторов 1-й, а также на машинах 2-й и 3-й серий были введены приподнятые направляющие колеса.

Каждая гусеница состояла из 79 траков шириной 200 мм (на первых машинах 1-й серии - из 76 траков). Для повышения проходимости трактора по обледенелой дороге были введены съемные шпоры, устанавливавшиеся на каждом пятом траке (на борт - 16 шпор). Шпоры входили в индивидуальный комплект ЗИП каждой машины.

В опытном порядке на одном из тракторов были испытаны бесшумные резинотросовые гусеницы с металлическими плицами. Однако их использование себя не оправдало: гусеницы часто соскакивали.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В.

Для наружного освещения ночью по бокам верхнего лобового листа корпуса устанавливались две фары, а на верхних листах кормовых жалюзи - задний габаритный фонарь. При дневной работе на передние фары надевались брезентовые защитные чехлы. В боевой обстановке передние фары и задний габаритный фонарь снимались и убирались внутрь машины. На левом переднем крыле корпуса устанавливался электрический звуковой сигнал марки ВГ-2 или СЕ.

В дивизионной артиллерии

Нехватка тягачей вынуждала использовать «Комсомольцы» для буксировки более тяжелых артсистем, например, пушек дивизионной артиллерии. В качестве примера можно привести описание деятельности специальной батареи полка Артиллерийских краснознаменных курсов усовершенствования командного состава (АККУКС). По директиве начальника Генерального штаба № 395889 от 23 декабря 1937 г. в районе Луги в период с 14 февраля по 17 марта предполагалось провести испытания пушек Ф-22 с участием вновь сформированной по особому штату четырехорудийной батареи артполка АККУКС.

По штату, разведка и связь должны были перевозиться тракторами «Комсомолец», а пушки - СТЗ-5. Однако тракторы СТЗ-5 не были готовы вовремя, и буксировку пушек было решено осуществлять «Комсомольцами». Это позволяло выяснить их возможности по обеспечению необ-ходимой маневренности батареи 76-мм пушек Ф-22 на походе и в бою, определить тактическую подвижность батареи, установить прочность и надежность трактора в целом и отдельных его механизмов, а также удобство прицепки орудий, укладки имущества разведки и связи, размещения личного состава.

Всего на испытания поступили одиннадцать тракторов «Комсомолец», прибывших непо-сред-ственно с завода №37. В состав батареи были введены восемь тракторов: четыре из них предна-зна-чались для возки орудий и четыре - для перевозки разведки и связи. Пушка Ф-22 весила 1670 кг, а в походном положении с груженым передком - 2400 кг, и была для «Комсомольца» явно тяжела, поэтому в ходе испытаний перевозилась без передка. Сцепное устройство трактора позволяло цеплять Ф-22 без передка только за одну проушину, что затрудняло поворот с пушкой и приводило к порче хоботовых листов сошника и их креплений по-походному.

В ходе испытаний батарея выполнила дневные марши протяженностью 100 км (длительностью 5 ч 40 мин) и 150 км (8 ч) по скользкому, накатанному снежному шоссе. Предполагался и ночной марш на 35 км по лесному проселку, который начался в 2 ч, но из-за тяжелых дорожных условий (глубина снега до 0,5 м) он длился 10 ч и закончился в 12 ч дня, т.е. большая часть пути была пройдена при дневном свете. Хотя средняя скорость составила 3,5 км/ч, фактически на преодоление отдельных участков протяженностью всего 500 м было потрачено до 3 ч.

В ходе испытаний были выявлены: средняя тактическая скорость батареи при движении по шоссе, покрытому плотным, накатанным и скользким снегом (фактически гололед) - 19 км/ч; средняя техническая скорость - 22 км/ч; максимальная скорость - 40 км/ч. Средние техническая и тактическая скорости при движении по целине днем и ночью с зажженными фарами были примерно одинаковыми и составляли около 3,5 км/ч. Снежная целина глубиной более 350 мм оказалась практически непроходимой для «Комсомольца», так как он садился на брюхо и буксовал.

С орудием на прицепе тракторы Т-20 по мерзлому песчаному грунту преодолевали подъемы в 25° и косогоры до 25°. При снежном покрове глубиной более 200 мм они из-за буксования не могли преодолеть подъемы более 11°.

В целом тракторы Т-20 «Комсомолец» показали удовлетворительную проходимость на местности, преодолевая присыпанные снегом разрушенные окопы, ямы глубиной 1 м и шириной 3,5 м. Однако их надежность на этих испытаниях оставляла желать лучшего.

Эксплуатационные удобства были охарактеризованы как недостаточные. В частности, указывалось на жесткость сидений, малую длину брезентовых поясов, предназначенных для привязки личного состава (своеобразный аналог современных автомобильных ремней безопас-ности), и неудачную конструкцию их пряжек. Испытатели носили буденовки, которые цеплялись за тент, что, как отмечалось, «нервирует людей».

В целом, несмотря на букет производственных дефектов, было признано, что до поступления в армию транспортных тракторов СТЗ-5 «Комсомольцы» могут применяться для возки орудий дивизионной артиллерии (исключая 152-мм орудия обр. 09/30 г.), но без передков.

Также отмечалась необходимость создания прицепной повозки для перевозки выстрелов за трактором «Комсомолец», вес которой с грузом не должен был превышать 1,5 т. Такие специальные одноосные прицепы были изготовлены и прошли испытания. Выпуск прицепов, различавшихся конструктивно, осуществлялся на нескольких предприятиях.

В боях и сражениях

Тракторы Т-20 «Комсомолец» получили широкое распространение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Эти машины активно применялись в боевых действиях.

Боевое крещение «Комсомольцы» прошли в 1939 г. на реке Халхин-Гол, где они использовались для буксировки 45-мм противотанковых пушек. Полубронированные тягачи служили в артил-ле-рий-ских полках 36-й моторизованной дивизии и 57-й стрелковой дивизии (командир - полковник Галанин). В ходе боевых действий на Халхин-Голе были потеряны девять «Комсомольцев».

В ходе советско-финляндской войны 1940 г. «Комсомольцы» применялись, в частности, в качестве тягачей для буксировки 45-мм противотанковых пушек в полосе боевых действий 7-й, 8-й и 9-й армии, а также на Мурманском направлении.

О необходимости широкого использования тракторов «Комсомолец» в ходе боевых действий указывалось в директиве Ставки Главного командования от 9 декабря 1939 г., направленной командующим 14-й, 9-й и 8-й армиями, об использовании артиллерийских частей в наступлении. В этом документе говорилось:

«Тактика противника - строить везде заграждения - вызывает необходимость быстрой поддержки пехоты стрелковых дивизий в районе боевых действий артиллерией 45-мм и 76-мм полковой. Без этой поддержки артиллерии невозможно продвинуть вперед пехоту.

Поэтому приказываю там, где 45-мм батареи не могут продвигаться на тягачах «Комсомолец», перевести их на конную тягу. Там, где наоборот, дороги позволяют и при наличии тракторов «Комсомолец» переводить на них 76-мм полковую артиллерию. «Комсомольцы» будут дополнительно присланы в армию».

Так, например, в начале боевых действий в 15-й стрелково-пулеметной бригаде (командир - полковник Гаврилов), находившейся в составе 10-го танкового корпуса в полосе наступления 7-й армии (командующий - командарм 2-го ранга Б. Яковлев, с 9 декабря и до конца войны - К. Мерецков), использовались 24 трактора-транспортера «Комсомолец».

В ходе боев в полосе 9-й армии (командир - комкор М. Духанов, с 22 декабря - комкор В. Чуйков) был потерян 21 трактор «Комсомолец», семь из которых пришлось оставить на территории противника. В этой армии имели место случаи использования тракторов-транспортеров «Комсомолец» в качестве эвакуационных тягачей для вышедших из строя танков. Однако эти попытки не увенчались успехом из-за недостаточного сцепления гусениц трактора с грунтом. На Мурманском направлении в стрелковых частях 14-й армии (командир - комкор В. Фролов) насчитывалось 35 тракторов-транспортеров этого типа.

В ходе боевых действий финны в качестве трофеев захватили 56 тракторов «Комсомолец», которые впоследствии поступили на вооружение финской армии. Одна из этих машин использовалась до 1961 г.

Самый высокий процент обеспеченности артиллерии тракторами и автомобилями в довоенные 1939-1940 гг. в связи с советско-финляндской войной имел Ленинградский военный округ. Согласно отчету об использовании средств механической тяги артиллерийскими частями, принимавшими участие в боевых действиях, обеспеченность 26 артиллерийских полков и отдельных дивизионов большой мощности тракторами в этот период достигала 68% (1733 трактора), грузовыми автомобилями - 111 % (2024 машины). Однако подавляющая часть тракторного парка (94%) состояла из машин сельскохозяйственного типа, в том числе тракторов СТЗ-3 (48%), С-60 (26%) и С-65 (20%). Остальные 6% приходились на тягачи «Коминтерн» и «Комсомолец» (5%) и транспортные тракторы СТЗ-5 (1 %).

Как указывалось в упомянутом отчете, техническое состояние тракторов, ранее находившихся в войсках, было вполне удовлетворительным, за исключением С-60, большинство их которых имело значительный износ и уже подвергалось капитальному ремонту. После убытия артиллерийских частей на фронт в пунктах комплектования оставались 354 непригодных для эксплуатации машины, в числе которых 171 трактор С-60, 36 - С-65 и 147 - СТЗ-3. Основным средством в этой войне для буксировки 45-мм противотанковых пушек и частично 76-мм полковых пушек были тракторы «Комсомолец».

Новое поколение

Артиллерийские части РККА остро нуждались в специализированных артиллерийских тракторах. На несоответствие производства и укомплектования артиллерии средствами механической тяги неоднократно обращалось внимание еще в довоенное время. Так, в сохранившемся проекте доклада народного комиссара обороны председателю Комитета обороны при Совете народных комиссаров СССР в декабре 1940 г. отмечалось:

«Производство артиллерийских тракторов для противотанковой, дивизионной, зенитной, корпусной артиллерии и артиллерии большой мощности далеко отстает от существующей потребности в них, а тракторов (кроме «Комсомольца») по своим тактико-техническим данным не удовлетворяют требованиям современных артиллерийских систем, находящихся на вооружении в Красной Армии. Вследствие чего, обеспеченность тракторами артиллерийских частей на механической тяге в настоящее время крайне низка.

…Основными причинами крайне тяжелого положения со средствами механической тяги в артиллерийских частях являются: а) отсутствие специальных заводов по производству артиллерийских тракторов, а переделка тракторов сельскохозяйственного типа в артиллерийские на существующих тракторных заводах не дает положительных результатов; б) отсутствие специальных конструкторских бюро по разработке артиллерийских тракторов, вследствие чего конструирование и научно-исследовательская работа по созданию артиллерийских тракторов возникает стихийно и никем не руководится; в) несоответствие поступающих на снабжение артиллерийских частей тракторов сельскохозяйственного типа как в количественном, так и в качественном отношении.

Обеспеченность частей указанными тракторами удовлетворительного технического состояния составляет около 30-35%.

Вследствие указанного считаю необходимым просить Вас о постановке вопроса перед Комитетом Обороны при СНК СССР о строительстве двух специальных заводов по производству артиллерийских тракторов: одного по производству тракторов противотанковой, малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, а другого - для тракторов корпусной и зенитной (76 и 85-мм пушек) артиллерии и артиллерии большой мощности.

Исходя из потребности в артиллерийских тракторах на 1941 год, с учетом покрытия общей потребности в них в течение 3-4 лет. Проектная мощность указанных заводов должна быть: а) по тракторам противотанковой и малокалиберной зенитной артиллерии - 7000 штук; б) по тракторам дивизионной артиллерии - 6000 штук; в) по тракторам корпусной и зенитной артиллерии - 4500 штук; г) по тракторам для артиллерии большой мощности - 2600 штук.

Учитывая крайнюю потребность в обеспечении артиллерийских частей специальными тракторами, вышеуказанной проектной мощности заводы должны достигнуть к 1 января 1943 года.

В основу производства специальных артиллерийских тракторов на вновь создаваемых заводах принять: а) для противотанковой, малокалиберной зенитной и полковой артиллерии и 76-мм пушки образца 1939 года (УСВ) - существующий в производстве трактор «Комсомолец» завода № 37; б) для дивизионной артиллерии - опытный образец трактора Т-22 (на базе танка Т-40) завода ГАЗ; в) для корпусной и зенитной артиллерии и артиллерии большой мощности - тип немецких тракторов «Краус-Маффей» и «Фамо».

Временно, впредь до создания производственной базы по производству двигателей дизелей соответствующих мощностей, на вышеуказанные тракторы ставить существующие двигатели, изготавливаемые для машин отечественного производства».

Перспективными тягачами дивизионной артиллерии должны были стать небронированные тракторы типа «Комсомолец-2». Еще в 1939 г. в Москве на заводе №37 под руководством Г. С. Суреняна на базе трактора Т-20 «Комсомолец» выпустили опытные образцы быстроходных артиллерийских тракторов ЛТ-1 и ЛТ-2 с автомобильными двигателями. Аналогичные тракторы изготовили на ГАЗе под маркой ГАЗ-20. Был спроектирован также трактор ГАЗ-21, отличавшийся величиной колеи.

В целом конструкции тракторов «Комсомолец-2» заводов №937 и ГАЗ были схожи и отличались производственным исполнением. Эти машины имели задние ведущие звездочки, были унифицированы по ходовой части с трактором «Комсомолец» и с легкими танками. Кабина была аналогична кабине грузового автомобиля ГАЗ-MM. Грузовая платформа позволяла перевозить орудийный расчет. По своим тяговым свойствам новые тракторы могли буксировать орудия дивизионной и зенитной артиллерии. На тракторах использовались моторы ГАЗ-MM мощностью 50 л.с. (ЛТ-1 и ГАЗ-20 №1) и ГАЗ-11 мощностью 76 л.с. (ЛТ-2 и ГАЗ-20 №2). Установка более мощного мотора потребовала усиления системы охлаждения, что на тракторе ЛТ-2 внешне проявлялось в установке капота с логотипом ЗИС.


Тракторы ЛТ-1, ЛТ-2 и ГАЗ-20 серийно не выпускались и существовали в единичных экземплярах, поскольку в этот период был сконструирован перспективный легкий танк Т-40, созданный для замены Т-37 и Т-38. В 1940-1941 гг. на ГАЗе с использованием узлов и агрегатов этого танка был разработан и изготовлен в опытных образцах артиллерийский трактор ГАЗ-22. Он должен был строиться серийно с мотором ГАЗ-11. Допускалась и возможность установки на ГАЗ-22 мотора ГАЗ-MM, но это существенно снижало эксплуатационные параметры машины. Выявленные в ходе испытаний дефекты устранить до лета 1941 г. не успели, поэтому ГАЗ-22 серийно не выпускались.

В годы Великой Отечественной войны

Как уже отмечалось, перед войной производство тракторов «Комсомолец-2» освоить не успели, поэтому Т-20 оставался самым массовым специализированным артиллерийским тягачом в Красной Армии. Так, по состоянию на 1 января 1941 г., в войсках насчитывалась 4401 машина этого типа (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штату, утвержденному в апреле 1941 г. (штат № 904/400 от 5 апреля 1941 г.), в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 99 тракторов, в том числе 21 «Комсомолец», 48 СТЗ-3, 5 СТЗ-5 и 25 ЧТЗ-65.

В корпусных артиллерийских полках и в артиллерии РВГК для буксировки орудий также применялись тракторы. Только 37-мм зенитные пушки в зенитных дивизионах стрелковых дивизий и в противотанковых артиллерийских бригадах буксировались автомобилями ЗИС-5. Накануне войны в стрелковой дивизии 50% орудий были на конной тяге и 50% - на механической тяге, причем средства механической тяги на 88% состояли из тракторов и на 12% - из автомобилей.

По данным инвентаризации тракторного парка артиллерии, на 1 января 1941 г. около 1/5 всех тракторов требовало среднего и капитального ремонта, а незадолго до войны, в апреле 1941 г., в 17 военных округах около 15 тыс. тракторов нуждались в капитальном, среднем или текущем ремонте. В трех округах (Приволжском, Западном и Одесском) 50% тракторного парка требовало среднего и капитального ремонта. При этом ремонтные средства артиллерийских полков находились в неудовлетворительном состоянии. Например, в Киевском особом военном округе недоставало 110 ремонтных летучек типа «Б» и 51 - типа «А». Ремонтным инструментом мастерские были укомплектованы лишь на 50-60%, а заявки на запасные части в большинстве случаев не удовлетворялись.

Непосредственно перед началом Великой Отечественной войны в тракторном парке РККА насчитывалось около 45 тыс. тракторов и гусеничных тягачей, из которых примерно половина находилась в артиллерии, остальные - в других родах войск. В основном (65%) тракторный парк состоял из сельскохозяйственных машин типа С-60, С-65 и СТЗ-3. Но по своим техническим характеристикам они мало подходили для службы в армии, тем более в боевых условиях.

Ко второй по численности группе машин относились специальные гусеничные тягачи «Комсомолец», «Коминтерн» и «Ворошиловец». Они составляли примерно 20% парка армии. К третьей по численности группе машин относились транспортные тракторы - СТЗ-5, С-2, «Коммунар», составлявшие в общей сложности не более 15% парка.

В тракторном парке артиллерии РККА, по данным инвентаризации на 1 января 1941 г., имелось 21,5 тыс. тракторов всех марок, против 20,1 тыс. положенных по штатам. Тракторный парк артиллерии в общем парке армии составлял около 53%. Специальных артиллерийских тягачей «Ворошиловец», «Коминтерн» и «Комсомолец» имелось всего 5646, или 26,3% всего тракторного парка.

Число ходовых машин из общего парка составляло около 70%, а 30% тракторов нуждалось в среднем и капитальном ремонте. Тракторный парк артиллерии был в несколько лучшем состоянии: в нем общее количество тракторов всех марок, требовавших среднего и капитального ремонта, было немногим больше 4,1 тыс., или 19% парка.

Таким образом, за полгода до начала войны специальные артиллерийские тягачи «Комсомолец», «Коминтерн» и «Ворошиловец» составляли всего лишь 26% тракторного парка артиллерии, а 74% парка приходилось на сельскохозяйственные и транспортные тракторы, причем транспорт-ных СТЗ-5 было всего 13%.

По состоянию на 22 июня 1941 г., специальные гусеничные тягачи составляли всего 20% тракторного парка, из которых «Комсомольцев» было 14,9% (6700 машин). В дальнейшем качественный состав парка еще больше изменился в сторону насыщения его сельскохозяйственными машинами.

С началом войны выпуск гусеничных тягачей и тракторов значительно сократился. В конце июля 1941 г., в связи с расширением производства легких танков, московский завод №37 прекратил производство артиллерийских тягачей «Комсомолец». Всего с начала войны до окончания производства собрали 75 этих машин. По этой же причине в ноябре 1941 г. завершилось производство тракторов на Челябинском тракторном заводе, а в сентябре того же года - на Харьковском тракторном заводе и паровозостроительном заводе им. Коминтерна. Эти заводы в течение 1941 г. поставили в армию в общей сложности 9,1 тыс. тракторов. Единственным заводом, который продолжал выпуск тракторов в 1942 г., оставался Сталинградский, но и он работал лишь до августа в связи с начавшимися боевыми действиями. До августа 1943 г. промышленность не поставляла тракторов в армию.

Перед войной «Комсомольцы» в основном поступали в моторизованные дивизии мехкорпусов. Поскольку изначально они предназначались для буксировки 45-мм противотанковых и 76-мм полковых или дивизионных пушек, то для использования в батальонной и полковой артиллерии подходили мало. Кроме того, для перевода батальонной и полковой артиллерии на механическую тягу перед войной потребовалось бы свыше 8 тыс. тягачей, а в то время имелось только 4,4 тыс. тракторов «Комсомолец», причем из них 2,8 тыс. использовались для буксировки орудий противотанковых дивизионов стрелковых дивизий. Следовательно, батальонная и полковая артиллерия перед началом войны не могла быть обеспечена тягачами «Комсомолец», тем более с развертыванием новых соединений.

По штатам военного времени, моторизованная дивизия должна была насчитывать 11650 человек, 275 легких танков, 51 бронемашину, 44 орудия (12 - 152-мм, 16 -122-мм гаубиц, 16 - 76-мм противотанковых), 12 зенитных орудий (8 - 37-мм и 4 -76-мм), 72 миномета (12- 82-мм и 60 - 50-мм минометов). Иногда «Комсомольцы» буксировали 120-мм минометы корпусного подчинения.

Летом 1941 г. при нанесении контрударов по врагу артиллерийские тягачи Т-20 «Комсомолец» иногда использовали как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Во второй половине 1941 г. и в начале 1942 г. их количество стремительно сокращалось в связи с боевыми потерями и по техническому состоянию.

Так, например, во второй половине августа 1941 г. в противотанковых дивизионах 89-й и 91-й стрелковых дивизий Западного фронта было 14 тягачей «Комсомолец». В 16-й армии эти тягачи составляли 56% тракторного парка стрелковых дивизий, остальные 44% относились к числу сельскохозяйственных машин. Стрелковые дивизии Западного фронта были неравномерно обеспечены средствами тяги и транспортом. Это объяснялось тем, что в ходе Смоленского оборонительного сражения некоторые армии понесли большие потери в технике. По сведениям штаба артиллерии Западного фронта, за первые два месяца войны при выходе из окружения 15 артиллерийских полков и 18 отдельных дивизионов была полностью потеряна материальная часть артиллерии и средств тяги. Среди них - шесть гаубичных артиллерийских полков, пять артиллерийских полков и 15 противотанковых дивизионов стрелковых дивизий 16-й, 19-й, 20-й и 22-й армий. Кроме того, 46 артиллерийских полков (в числе которых были семь гаубичных артиллерийских полков и семь артиллерийских полков стрелковых дивизий) вообще не вышли из окружения.

В сентябре 1941 г. восемь тракторов «Комсомолец» находились в 142-й танковой бригаде, где использовались для транспортировки 45-мм противотанковых пушек. На ремонтных базах № 1, 2 и 81 в ожидании ремонта находились 37 тракторов «Комсомолец».

С переводом стрелковых дивизий на сокращенный штат № 904/600 гаубичные артиллерийские полки и противотанковые дивизионы исключили из состава дивизий, однако имевшиеся в дивизии тракторы были оставлены в артиллерийских полках для буксировки 122-мм гаубиц, а при недостатке лошадей - и 76-мм дивизионных пушек. В отдельных случаях тягачи «Комсомолец», ранее использовавшиеся в противотанковых дивизионах, передавались в полковые батареи вместе с 45-мм пушками.

На 25 декабря 1941 г. во внутренних округах Советского Союза находилось 18 «Комсомольцев»: восемь - в 38-м запасном полку, по одному - в 30-м и 31-м запасных полках и восемь - в 23-м запасном полку, который дислоцировался в Казани.

К осени 1942 г. удельный вес специальных гусеничных тягачей «Ворошиловец», «Коминтерн» и «Комсомолец» в тракторном парке армии уменьшился до 7%. По данным ГАБТУ РККА, на 1 сентября 1942 г. в армии насчитывалось 39 990 тракторов, в числе которых 29 583 (или 74% всего тракторного парка) были сельскохозяйственные гусеничные С-60, С-65 и СТЗ. В это время в частях действующей армии находилась половина всех тракторов: в войсках дальневосточных фронтов - около 10,6 тыс., остальные - в военных округах, учебных центрах (лагерях) и т.д.

Тракторы «Комсомолец», захваченные немцами в качестве трофеев, использовались как по своему прямому назначению - в качестве легких артиллерийских тягачей, так и в качестве базы под установку 37-мм противотанковых пушек РАК 36/37. В немецкой армии эти импрови-зи-ро-ван-ные самоходные установки именовались Gepanzerter Artillerieschlepper S7Z 3 (R), Kenn-Nummer 630 (R). Один образец такой машины был захвачен советскими войсками под Киевом осенью 1943 г.

К осени 1943 г. тракторы-транспортеры Т-20 «Комсомолец» практически исчезли из состава противотанковых дивизионов стрелковых дивизий.

Несмотря на прекращение серийного производства полубронированных тракторов-транспортеров Т-20 «Комсомолец» в июле 1941 г. и постепенную их убыль в войсках по боевым повреждениям и техническому состоянию в 1941-1943 гг., потребность в подобных машинах была очевидной. Поэтому в конце 1944 г. в КБ завода № 940 был разработан проект полубронированного тягача АТП-1, предназначавшегося для буксирования противотанковых орудий. Для самообороны на тягаче в лобовом листе корпуса в шаровой опоре предполагалось устанавливать 7,62-мм пулемет ДТ. Проект был рассмотрен, одобрен и утвержден для изготовления опытного образца. Однако в связи с получением заводом №40 задания по организации серийного производства артилле-рий-ских тягачей типа Я-12 и Я-13Ф опытный образец АТП-1 изготовлен не был.

Использованы иллюстративные и документальные материалы РГВА, ГАРФ и частных коллекций.

«Комсомолец» — легкий полубронированный тягач переднего края, предназначенный для противотанковой артиллерии.

Предшественником «Комсомольца» был легкий тягач «Пионер», спроектированный в 1935 году в Научном автотракторном институте (НАТИ) под руководством А. С. Щеглова по образцу быстроходного американского трактора «Мармон-Херингтон» с автомобильным двигателем «Форд» V-8.

НЕДОРАБОТКИ ПРЕДШЕСТВЕННИКА

Машина была очень короткой и узкой. Масса ее составляла всего 1500 кг, скорость до 50 км/ч. Водитель сидел посередине, прямо над коробкой передач, и был прикрыт спереди защитным кожухом. За ним по бортам имелось шесть сидений, по три в ряд, установленных спинками внутрь, на которых боком, тесно, размещались бойцы орудийного расчета.

Первую партию «Пионеров» (50 единиц, по другим данным — 25) выпустили на московском заводе № 37 им. Орджоникидзе в 1936 году. А 7 ноября того же года тягачи уже приняли участие в параде на Красной площади. Производство их продолжалось по 1937 год. В войсках они не прижились из-за неустойчивости при езде и на поворотах, низких тяговых свойств и малой вместимости.

ИСПЫТАНИЯ

Проектированием нового легкого тягача занималось КБ НАТИ под руководством Н. А. Астрова. Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе — ноябре 1937 года, показали, что он при условии устранения отдельных недоработок может быть принят на снабжение Красной армии. При движении по шоссе максимальная скорость доходила до 50 км/ч. С буксируемым 2-тонным прицепом и полной массе 4100 кг скорость снижалась до 40 км/ч, а среднетехническая составляла 15-20 км/ч в зависимости от типа покрытия дороги. На бездорожье скорость снижалась до 8-10 км/ч, но при этом тягач мог двигаться с креном 40° и валить деревья диаметром 18 см. Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°. При полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг — до 18°. Радиус разворота на месте составлял всего 2,4 м, что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. Тягач А-20 мог буксировать за собой прицеп грузоподъемностью 2 т, но при включении понижающей передачи демультипликатора этот показатель возрастал до 3 т. Такие показатели вполне подходили под армейские требования.

К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя. Однако других подходящих моторов тогда в СССР просто не было.

ПРОИЗВОДСТВО

Производство «Комсомольцев» развернули с декабря 1937 года на заводе № 37, где также изготавливали плавающие танки Т-38 и комплектующие к ним, а также на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ.

Благодаря простой конструкции и унификации отдельных ее элементов выпуск проходил высокими темпами. В результате на 1 января 1941 года заказчик в лице РККА принял 4401 машину трех серий (20,5 % парка специальных тягачей), при положенных по штату 2810. Далее, к 22 июня 1941 года общее количество тягачей составило уже 6700 единиц. Машина оказалась простой в эксплуатации и надежной в техническом плане. Выпуск ее мог продолжаться значительно дольше, если бы не начавшаяся война с Германией. Уже в июле завод № 37 получил заказы на легкие танки Т-40, а затем на Т-30 и Т-60. С августа «Комсомольцы» больше не выпускались. До этого времени удалось собрать 7780 машин, большинство из которых попало на фронт.

В ходе оборонительного сражения июня — августа 1941 года Западный фронт безвозвратно потерял 46 артиллерийских полков, которым не удалось выйти из окружения. Вся материальная часть, включая тягачи и трактора, была оставлена на территории, занятой противником. Одних только тягачей Т-20 было потеряно около 1 тыс. единиц. К концу Великой Отечественной войны тягачи Т-20 продолжали широко эксплуатировать лишь в составе Дальневосточного и Забайкальского военных округов, где их насчитывалось не менее 800 машин.

КОНСТРУКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

Используя опыт, накопленный при создании плавающих танков Т-37А и Т-38, проект КБ Н. А. Астрова предусматривал полное бронирование кабины механика-водителя и командира-стрелка.

Входе короткой эксплуатации «Пионеров» выявилась необходимость в броневой защите водителя, двигателя, радиатора и бензобака от огня стрелкового оружия, так как тягач должен работать в непосредственной близости от противника — в зоне вероятного обстрела.

ОПИСАНИЕ КОНСТРУКЦИИ

Корпус тягача конструктивно делился на три части. Впереди размещалась трансмиссия. Она состояла из однодискового главного фрикциона сухого трения четырехступенчатой коробки передач, одноходового демультипликатора (от автомобиля ГАЗ-AAA) для получения прямой или замедленной передач, конической главной передачи, двух многодисковых сухих бортовых фрикционов с ленточными тормозами с накладками из ферродо и двух бортовых одноступенчатых редукторов. Главный фрикцион, коробка передач и коническая главная передача были заимствованы у грузового автомобиля ГАЗ-АА. Коробка передач обеспечивала четыре передачи вперед и одну назад.

За трансмиссией находилось отделение управления, защищенное бронированной кабиной. Место водителя располагалось слева, а командира машины, одновременно выполнявшего обязанности пулеметчика, — справа. Пулемет ДТ калибра 7,62 мм размещался в шаровой установке справа и имел относительно небольшой сектор обстрела. Боекомплект, состоявший из 1008 патронов, размещался на двух стеллажах. Один стеллаж на шесть дисков находился сзади сиденья водителя. Второй, на три диска — справа от командира. Еще шесть дисков укладывались в специальных станках, а последний 16-й сразу устанавливали на пулемет. Боекомплект тягачей 3-й серии увеличили на один диск, он состоял из 1071 патрона.

Для обзора использовали люки в лобовом и бортовых бронелистах кабины, в крышках которых имелись смотровые щели, а начиная с машин 2-й серии — стеклоблоки «триплекс». В крыше кабины были выполнены два прямоугольных люка для посадки и высадки экипажа. В открытом положении они удерживались фиксаторами-крючками, а в закрытом запирались «задрайками».

Моторное отделение располагалось в средней части корпуса. Здесь устанавливался 4-цилиндровый карбюраторный двигатель М-1 мощностью 50 л. с. (37кВт), оснащенный жидкостной системой охлаждения, с карбюратором «Зенит», экономайзером и обогатителем. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. Отдельный люк под выход охлаждающего воздуха, сделанный в кормовом бронелисте, на прототипе и машинах 1-й серии прикрывался бронированными жалюзи. Максимальная емкость двух топливных баков составляла 121,7 л, причем на основной приходилось 115 л, а дополнительный вмещал до 6,7 л горючего. Моторный отсек закрывался броневым капотом с откидными крышками. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л. с. (0,6-0,7 кВт) или от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003.

Грузовое отделение размещалось над двигателем за броневой перегородкой. В грузовом отделении вдоль продольной оси машины устанавливали два сиденья для перевозки орудийного расчета, состоявшего из шести человек. Будучи повернутыми наружу, они образовывали своими спинками борта грузовой платформы для перевозки боезапаса и артиллерийского снаряжения. В ненастную погоду при длительных маршах устанавливали закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м. В днище корпуса было сделано шесть круглых люков, закрываемых лючками с прорезиненными прослойками. Люки располагались под спускными пробками картера двигателя, коробки передач, демультипликатора, главной передачи, топливного бака и радиатора.

Бронирование корпуса было дифференцированным и имело рациональную форму. Лобовые бронелисты, защищавшие трансмиссионный отсек и отделение управления, имели толщину по 10 мм. Борта и корма закрывались 7-мм броней. Практически все броневые листы соединялись на металлическом каркасе при помощи заклепок и болтов. От попадания снарядов 10-мм броня не спасала, но надежно защищала от пуль и осколков.

Элементы ходовой части — опорные и поддерживающие катки, ведущие колеса и мелкозвенчатые гусеницы — заимствовали у плавающего танка Т-38. Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами — она часто соскакивала.

Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А-ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В мощностью 60-80 Вт. Средства внешней и внутренней связи на машине не устанавливали. Наружное освещение обеспечивалось двумя фарами, закрепленными на лобовом листе корпуса, и одним габаритным фонарем на кормовом бронелисте. В боевых условиях фары снимали и укладывали внутрь корпуса.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯГАЧЕЙ Т-20 «КОМСОМОЛЕЦ»

  • Масса в снаряженном состоянии без груза, кг: 3460
  • Грузоподъемность платформы, кг: 500
  • Масса буксируемого прицепа, кг: 2000
  • Число мест в кабине: 2
  • Число мест в кузове: 6
  • Габаритные размеры, мм:
    — длина:3450
    — ширина: 1859
    — высота по кабине: 1580
    — клиренс: 300
  • Макс, скорость, км/ч: 50
  • Запас хода, км: 250

Это конечно не танк, а танкетка, служившая в роли артиллерийского тягача. Во многом несовершенная на момент поступления в армию, но между тем.

Советский гусеничный бронированный артиллерийский тягач межвоенного периода - Т-20 "Комсомолец"

Исторические сведения.

Трак-то-р-транс-пор-тёр Т-20 «Ком-со-мо-лец» был раз-ра-бо-тан в кон-це 1936 го-да в Мо-ск-ве в кон-ст-рук-тор-ском бю-ро за-во-да №37 под ру-ко-во-дством H.A. Ас-т-ро-ва с ис-поль-зо-ва-ни-ем уз-лов и аг-ре-га-тов ма-ло-го пла-ваю-ще-го тан-ка Т-38. Опыт-ный об-ра-зец бы-ст-ро-ход-но-го трак-то-ра-транс-пор-те-ра, по-лу-чив-ше-го за-во-дское обо-зна-че-ние "0-20", был из-го-тов-лен в НА-ТИ в 1937 го-ду. Он пред-на-зна-чал-ся для об-слу-жи-ва-ния раз-ных час-тей и под-раз-де-ле-ний про-ти-во-тан-ко-вой, а так-же пол-ко-вой ар-тил-ле-рии.

В ав-гу-сте-сен-тяб-ре 1937 го-да бы-ли про-ве-де-ны вой-ско-вые ис-пы-та-ния трак-то-ров, ко-то-рые пред-на-зна-ча-лись к ис-поль-зо-ва-нию в РККА в ка-че-ст-ве ме-ха-ни-че-ской тя-ги ар-тил-ле-рии для бук-си-ро-ва-ния ар-тил-ле-рий-ских ору-дий раз-лич-ной мас-сы. Ис-пы-та-ния вы-яви-ли ряд су-ще-ст-вен-ных не-дос-тат-ков и по-ка-за-ли, что при-ня-тые на снаб-же-ние ар-мии сред-ст-ва ме-ха-ни-че-ской тя-ги не от-ве-ча-ли тре-бо-ва-ни-ям ар-тил-ле-рии, а не-ко-то-рые из них не мог-ли быть ис-поль-зо-ва-ны без су-ще-ст-вен-ных пе-ре-де-лок. Ис-пы-та-ни-ям бы-ли под-верг-ну-ты гу-се-нич-ные тя-га-чи "Ко-мин-терн" и "Ком-со-мо-лец", сель-ско-хо-зяй-ст-вен-ные трак-то-ры С-60 и СТЗ-3.

Трак-то-р-транс-пор-тер "Ком-со-мо-лец" ока-зал-ся при-год-ным для бук-си-ров-ки 45-мм про-ти-во-тан-ко-вой пуш-ки об-раз-ца 1932 го-да и 76,2-мм пол-ко-вой пуш-ки об-раз-ца 1927 го-да, од-на-ко у не-го бы-ли об-на-ру-же-ны та-кие не-дос-тат-ки, без уст-ра-не-ния ко-то-рых его нель-зя бы-ло при-ни-мать на снаб-же-ние ар-тил-ле-рии. Так, на-при-мер, во вре-мя дви-же-ния грязь из-под гу-се-ниц трак-то-ра от-бра-сы-ва-лась на ору-дие, ко-то-рое за-гряз-ня-лось до та-кой сте-пе-ни, что для при-ве-де-ния его в бое-вое со-стоя-ние тре-бо-ва-лось до 2 ча-сов вре-ме-ни и на-ли-чие во-ды. Кон-ст-рук-ция бук-сир-но-го при-спо-соб-ле-ния ока-за-лась не-при-год-ной, то-п-лив-ный бак да-вал течь, дол-го-веч-ность гу-се-ниц Т-20 бы-ла не-дос-та-точ-ной, ино-гда про-ис-хо-ди-ло са-мо-вы-клю-че-ние треть-ей пе-ре-да-чи и де-муль-ти-п-ли-ка-то-ра, име-лись не-по-лад-ки в ра-бо-те дви-га-те-ля (про-би-ва-ние про-кла-док го-лов-ки бло-ка, течь мас-ла че-рез саль-ни-ки ко-лен-ча-то-го ва-ла и др.).

На ос-но-ва-нии всех ре-зуль-та-тов ис-пы-та-ний бы-ла со-став-ле-на таб-ли-ца тя-го-во-ско-ро-ст-ных ха-рак-те-ри-стик трак-то-ров, бук-си-ро-вав-ших ору-дия. Со-об-щая на-чаль-ни-ку Ге-не-раль-но-го шта-ба о ре-зуль-та-тах ис-пы-та-ния ука-зан-ных ма-шин, ко-ман-дую-щий ар-тил-ле-рии РККА пи-сал: "Ско-ро-сти дви-же-ния ар-тил-ле-рии на ме-ха-ни-че-ской тя-ге, по-лу-чен-ные при ука-зан-ных вы-ше кон-ст-рук-ци-ях ору-дий и трак-то-ров, со-вер-шен-но не-удов-ле-тво-ри-тель-ны (за ис-клю-че-ни-ем пол-ко-вых и про-ти-во-тан-ко-вых на трак-то-рах ти-па "Ком-со-мо-лец"). Их не-об-хо-ди-мо уве-ли-чить в 2-3 раза, для че-го все-мер-но фор-си-ро-вать ра-бо-ты по усо-вер-шен-ст-во-ва-нию ма-те-ри-аль-ной час-ти ору-дий и трак-то-ров со-от-вет-ст-вен-но ут-вер-жден-ным так-ти-ко-тех-ни-че-ским тре-бо-ва-ни-ям. Кро-ме от-ме-чен-ных не-дос-тат-ков трак-то-ров, име-ет-ся еще мно-го, хо-тя и мел-ких, по так-же су-ще-ст-вен-но сни-жаю-щих бое-вую го-тов-ность ар-тил-ле-рии на ме-ха-ни-че-ской тя-ге".

По ре-зуль-та-там раз-ных вой-ско-вых ис-пы-та-ний кон-ст-рук-ция трак-то-ро-в-транс-пор-те-ров Т-20 "Ком-со-мо-лец" бы-ла усо-вер-шен-ст-во-ва-на в по-сле-дую-щих двух се-ри-ях. По-сле ор-га-ни-за-ции и на-ча-ла се-рий-но-го про-из-вод-ст-ва по-лу-бро-ни-ро-ван-ный трак-то-р-транс-пор-тер "Ком-со-мо-лец" стал по-сту-пать на ос-на-ще-ние РККА.

Се-рий-ное про-из-вод-ст-во трак-то-ра-транс-пор-те-ра "Ком-со-мо-лец" бы-ло ор-га-ни-зо-ва-но на за-во-дах №37 и ГАЗ в 1937-1941 го-дах. В хо-де се-рий-но-го про-из-вод-ст-ва трак-то-ра Т-20 в его кон-ст-рук-цию вно-си-лись су-ще-ст-вен-ные из-ме-не-ния, в свя-зи с чем ма-ши-на бы-ла вы-пу-ще-на в трех се-ри-ях, от-ли-чав-ших-ся ме-ж-ду со-бой уст-рой-ст-вом гру-зо-вой плат-фор-мы, си-де-ний, смот-ро-вых при-бо-ров и при-спо-соб-ле-ний, свя-зан-ных с обес-пе-че-ни-ем нор-маль-но-го тем-пе-ра-тур-но-го ре-жи-ма ра-бо-ты дви-га-те-ля и улуч-ше-ни-ем хо-до-вой час-ти.

Про-из-вод-ст-во ма-ши-ны бы-ло пре-кра-ще-но в кон-це ию-ля 1941 го-да в свя-зи с рас-ши-ре-ни-ем про-грам-мы за-во-да №37 по вы-пус-ку лег-ких тан-ков. Все-го за го-ды се-рий-но-го про-из-вод-ст-ва бы-ло вы-пу-ще-но 7780 бро-ни-ро-ван-ных трак-то-ров.

По-лу-бро-ни-ро-ван-ные трак-то-ры-транс-пор-те-ры Т-20 "Ком-со-мо-лец" по-лу-чи-ли ши-ро-кое при-ме-не-ние в Крас-ной Ар-мии и сыг-ра-ли за-мет-ную роль в ее мо-то-ри-за-ции.

Впо-след-ст-вии по-лу-бро-ни-ро-ван-ные трак-то-ры-транс-пор-те-ры мо-де-ли Т-20 "Ком-со-мо-лец" ак-тив-но при-ме-ня-лись со-вет-ским ко-ман-до-ва-ни-ем в бо-ях на ре-ке Хал-хи-н-Гол, в со-вет-ско-фин-лянд-ской, а так-же в Ве-ли-кой Оте-че-ст-вен-ной вой-нах.

На 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов, тягачи «Комсомолец» иногда использовались, как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Использовали «Комсомольцев» и партизаны — они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.

Технические характеристики.

Классификация.................Бронирован ный артиллерийский тягач
Боевая масса, т.................3,5
Экипаж, чел......................2
Десант, чел.......................6
Годы разработки..........................1936 — 1937
Годы производства......................1937 — 1941
Годы эксплуатации......................1937 — 1945
Количество выпущенных, шт.......7780
Длина корпуса, мм.................3450
Ширина корпуса, мм...............1860
Высота, мм..............................1580 (по кабине)
Тип брони................................... .......Стальная катаная
Лоб корпуса, мм/град.........................10
Борт корпуса, мм/град........................7
Корма корпуса, мм/град......................7
Пулемёты................................ ............1 × 7,62-мм ДТ
Тип двигателя.........................ГАЗ-М, карбюраторный, рядный, 4-цилиндровый, жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с........50
Скорость по шоссе, км/ч..........50
Запас хода по шоссе, км..........250
Удельная мощность, л. с./т......14

Годы разработки - Годы производства 1937 - Годы эксплуатации 1937 - Количество выпущенных, шт. 7780 Основные операторы Размеры Длина корпуса , мм 3450 Ширина корпуса, мм 1860 Высота, мм 1580 (по кабине) Бронирование Тип брони Стальная катаная Лоб корпуса, мм/град. 10 Борт корпуса, мм/град. 7 Корма корпуса, мм/град. 7 Вооружение Пулемёты 1 × 7,62-мм ДТ Подвижность Тип двигателя ГАЗ-М, карбюраторный , рядный, 4-цилиндровый , жидкостного охлаждения Мощность двигателя, л. с. 50 Скорость по шоссе, км/ч 50 Запас хода по шоссе , км 250 Удельная мощность, л. с./т 14 Тип подвески блокированная, на полуэллиптических рессорах Удельное давление на грунт, кг/см² 0,54 (с грузом на платформе) Преодолеваемый подъём, град. 32° (без прицепа) Преодолеваемая стенка, м 0,47 Преодолеваемый ров, м 1,4 Преодолеваемый брод , м 0,6

История создания

Развитие артиллерийского вооружения в межвоенный период шло по пути непрерывного усиления огневого могущества орудий, повышения дальности их стрельбы, скорострельности и маневренности на поле боя. Конная тяга, до тех пор господствовавшая в артиллерии, уже не могла обеспечить необходимую подвижность новых артсистем, особенно корпусных и большой мощности, масса которых с учетом возимого боекомплекта и снаряжения существенно возросла. Особое положение в Красной Армии начала 1930-х годов стала занимать зарождающаяся как особый вид войск противотанковая и батальонная артиллерия, представленная тогда лёгкими 37-мм пушками образца 1930 года и 45-мм пушками образца 1932 года , а также полковой 76,2-мм пушкой образца 1927 года . Ей требовалась особо высокая маневренность при смене огневых позиций, не уступавшая подвижности противостоящих танков, стрельба прямой наводкой на дистанции 500-1000 м в условиях переднего края, быстротекущего боя и мощного ружейно-пулеметного огня противника. И здесь конная тяга, при всем уважении к ней тогда в Красной Армии, уже не годилась. Нужен был лёгкий, подвижный и малогабаритный гусеничный тягач «переднего края», созданный с полным учетом специфики его нового применения, массовое производство которого для быстрого и полного насыщения противотанковых дивизионов и артиллерийских полков было бы под силу промышленности. Такими возможностями тогда обладали автотракторные заводы и те машиностроительные предприятия, которые с их помощью строили танкетки и легкие разведывательные танки. Очевидно, что легкий артиллерийский тягач такого класса целесообразно было создавать на их базе с использованием хорошо освоенных агрегатов шасси и ходовой части, вполне подходивших для этой цели по своим техническим параметрам. Силовым агрегатом мог стать бензиновый 4-цилиндровый двигатель ГАЗ-А мощностью 40 л.с., вместе с автомобильными сцеплением и коробкой передач, широко применявшийся практически на всех производимых тогда малых танках.

На фронтах войны «Комсомольцы», количество которых непрерывно убывало (на 1 сентября 1942 года в армии осталось 1662 машины), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей они применялись и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, работая с перегрузкой. Кроме того, летом 1941 года при обороне и нанесении контрударов по врагу тягачи «Комсомолец» иногда использовались, как пулеметные танкетки для борьбы с пехотой. Использовали «Комсомольцев» и партизаны - они оказались идеальными машинами для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченными автомобильными запчастями.

Машины на базе «Комсомольца»

САУ ЗиС-30

  • В июле 1941 года на Горьковском артиллерийском заводе № 92 по инициативе главного конструктора В. Г. Грабина на сотне «Комсомольцев» были смонтированы 57-мм противотанковые орудия модификации ЗИС-2 . Быстро пройдя в конце июля войсковые испытания, полученные открытые самоходные пушки ЗИС-30 , хотя и оказались неустойчивыми при стрельбе (малая опорная база, большая высота линии огня), тем не менее были распределены по танковым бригадам и использованы в битве под Москвой .

Литература

Е. Прочко. Тягач… в броне и с пулемётом // Моделист-конструктор . - 1994. - № 7.

Ссылки

  • Тягач «Комсомолец» . The Russian Battlefield . Архивировано
  • Лёгкий тягач Т-20 «Комсомолец» . 1941-1945 . Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.
  • Детальные фотографии тягача Т-20 «Комсомолец» 1-й серии . Dishmodels.ru . Архивировано из первоисточника 19 мая 2012.

Очень часто встречал кривотолки об известной фотографии, где сфотографирован Т-20 с моряками. Как только не комментировали это транспортное средство: танк и лёгкий танк, и трофейная танкетка в большей степени немецкого производства, чем румынского.

Но на фото отечественный артиллерийский тягач Т-20 «Комсомолец» и не более того.

Т-20 «Комсомолец»


лёгкий бронированный артиллерийский тягач

Лёгкий быстроходный гусеничный тягач Т-20 «Комсомолец» многие принимают за танкетку. И действительно, во время героической обороны Одессы этот образец советской боевой техники, вооружённый танковым пулемётом ДТ , использовался как лёгкий танк и воспринимался штурмовавшими город румынами как грозное боевое оружие.

«Комсомолец» был разработан в конце 1936 года в КБ завода №37 в Москве под руководством главного конструктора завода Н. А. Астрова. Это был полноценный быстроходный бронированный артиллерийский тягач.

Машина имела просторный клепано-сварной корпус из бронелистов толщиной 7-10 мм, защищавших экипаж - водителя и командира-стрелка - от пуль винтовочного калибра и мелких осколков. Кроме того, командир получил оборонительное вооружение - танковый пулемет ДТ в подвижной маске, отнюдь не лишний в зоне переднего края, где для артиллеристов был весьма вероятен непосредственный контакт с противником. Кабина экипажа, бронированная со всех сторон, имела сверху два люка, а впереди и по бортам - откидные бронещитки, прикрывавшие смотровые щели, позже замененные пулестойкими блоками «триплекс». За кабиной находилось моторное отделение, закрытое сверху броневым капотом с откидными крышками. Двигатель тягача располагался сзади и был развернут маховиком вперед. Над ним, за бронеперегородкой, размещалось грузовое отделение с двумя блоками продольных трехместных сидений. При перевозке расчёта, спинки были повёрнуты вовнутрь, а при перевозке боезапаса их поворачивали наружу, и они образовывали своими спинками борта грузовой платформы. В ненастную погоду при длительных маршах над грузопассажирским отделением мог устанавливаться закрытый тент с окошками, при этом высота машины увеличивалась до 2,23 м.

Продольный разрез трактора-транспортера Т 20 "Комсомолец" 2-й серии: 1 - педаль главного фрикциона; 2 - главная передача; 3 - рычаг управления бортовым фрикционом; 4 - смотровой прибор; 5 - рычаг управления демультипликатором; 6 - рычаг переключения передач; 7 - пулеметные диски; 8 - сиденье стрелка; 9 - дополнительный топливный бак; 10 - кормовой ящик ЗИП; 11 - запасной опорный каток; 12 - прицепное устройство; 13 - радиатор системы охлаждения двигателя; 14 - вентилятор системы охлаждения; 15 - выхлопной патрубок двигателя; 16 - двигатель; 17 - главный фрикцион с коробкой передач; 18 - стеллаж для укладки пулеметных дисков; 19 - рукоятка включения стартера; 20 - демультипликатор; 21 - соединительная муфта.

Силовой установкой тягачу служил четырехтактный четырехцилиндровый карбюраторный двигатель от легковушки ГАЗ-М-1 , оснащённый французским карбюратором «Зенит» с экономайзером и обогатителем. Его рабочий объём при 98,43-миллиметровом диаметре цилиндра и 107,95-миллиметровом ходе поршня равнялся 3286 куб. см, а мощность при 2800 об/мин составляла 50 лошадиных сил. Пуск двигателя осуществлялся с помощью электростартера МАФ-4006 мощностью 0,8-0,9 л.с. (0,6-0,7 кВт) или от заводной рукоятки. В системе зажигания применялась бобина ИГ-4085 и прерыватель-распределитель ИГФ-4003. Двигатель располагался за кабиной и был защищен броневым капотом. Воздух для системы охлаждения первоначально забирался вентилятором через боковые воздухозаборники над гусеницами, что при движении в сухую погоду вызывало загрязнение двигателя и его быстрый износ. На последней серии тягачей воздухозаборники были перенесены в более чистую зону - между спинками сидений. Для повышения живучести машин у командира-стрелка имелось дублированное управление (кроме переключения передач), что в годы войны не раз выручало при ранении или гибели водителя. Емкость бензобака, оборудованного бензоуказателем, составляла 115 л. Кроме того, имелся расходный бачок емкостью 3 - 6,7 л (в зависимости от серии).
Четырехступенчатая коробка передач, обеспечивавала четыре передачи вперед и одну передачу заднего хода. Одноходовый демультипликатор от трехосного автомобиля ГАЗ-ААА удваивал число ступеней в трансмиссии и позволяло иметь два диапазона: тяговый и транспортный. Отсюда и возможность минимальной («ползучей») скорости движения в 2-2,5 км/ч при тяговом усилии на крюке до 3000 кг. Остальные агрегаты трансмиссии: главную передачу, бортовые фрикционы с тормозами, бортовые передачи с ведущими звездочками, а также мелкозвенчатую гусеницу, опорные и поддерживающие обрезиненные катки использовали от танка Т-38 .
Тележки с блокированными попарно опорными катками, в отличие от танковых, имели более компактную рессорную подвеску, что позволило снизить высоту гусеничного обвода для удобного размещения расчета. Первоначально задний опорный каток выполнял роль и направляющего колеса, но из-за частых случаев опрокидывания тележки, которые не удалось предотвратить установкой ограничителя, пришлось ввести отдельное направляющее колесо. К сожалению, не оправдало себя и применение в опытном порядке бесшумной резинотросовой гусеницы с металлическими плицами - она часто соскакивала.
Электрооборудование машины было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение бортовой сети составляло 6 В. В качестве источников электроэнергии использовались аккумуляторная батарея ЗСТЭ-100 емкостью 100 А.ч и генератор ГБФ-4105 напряжением 6-8 В и мощностью 60-80 Вт.
Армейские испытания «Комсомольца», проведенные в августе - ноябре 1937 года, показали, что он, при условии устранения отдельных недоработок, может быть принят на вооружение РККА. Средняя скорость движения тягача с прицепом по шоссе достигала 15-20 км/ч, по проселку и бездорожью - до 8-11 км/ч, что было признано как высокая. Машина преодолевала ров 1,4 м, брод 0,6 м, стенку 0,47 м, валила деревья толщиной 0,18 м. Движение было возможно при крене 40° (правда, при этом иногда спадали гусеницы с короткими перьями траков). Максимальный преодолеваемый подъем с экипажем из двух человек и полной заправкой без прицепа доходил до 45°; при полной боевой массе и прицепе массой 2000 кг до 18°. Радиус поворота составлял всего 2,4 м (разворот на месте), что также оценивалось положительно, учитывая высокие требования к маневренности машины. К сожалению, автомобильный двигатель, не рассчитанный для длительной напряженной работы на гусеничном тягаче, был перегружен и нередко преждевременно выходил из строя (износ шатунных подшипников, пробой прокладки головки, течи через сальники). Однако других подходящих, легких и компактных, моторов тогда в стране не было.

Захваченный финнами «Комсомолец» буксирует захваченную финнами нашу сорокопятку . В 1941 году армия Финляндии имела 56 Т-20, в 1944 году - 215 единиц, а в конце 1959 года - 11. Трофейные «Комсомольцы» служили финнам до 1961 года.
Были отмечены и недостатки, позже устраненные: непригодность буксирного приспособления (впоследствии установили резиновый амортизатор крюка), малая живучесть гусениц (траки стали отливать из марганцовистой стали), самовыключение передач (ввели блокировку в КП). Пробуксовку тягача на обледенелой дороге ликвидировали введением съемных шипов, прикрепляемых болтами к каждому пятому траку гусеницы (всего на борт - 16 шипов). Шипы стали придаваться каждой машине в индивидуальный комплект ЗИП.


Выпускать «Комсомолец» начали в 1937 году на головном заводе № 37 и на спецпроизводствах СТЗ и ГАЗ, а прекратили выпуск прекратили в июле 1941 года: армии в большей степени требовались легкие танки. Всего было изготовлено 7780 машин трех производственных серий, несколько отличавшихся устройством платформы, сидений, системы охлаждения, ходовой части, вооружения. Они получили широкое применение в Красной Армии и сыграли заметную роль в ее моторизации. Так, по состоянию на 1 января 1941 года в войсках насчитывалось 4401 «Комсомольца» (20,5% парка специальных тягачей) при положенных по штату 2810. Кстати, по штатам, утвержденным в апреле 1941 года, в каждой стрелковой дивизии полагалось иметь 21 машину; к началу войны число тягачей этого типа в войсках достигло 6700 единиц.

Тягачи «Комсомолец» сыграли огромную роль в процессе моторизации Красной армии. В состав каждой стрелковой дивизии должно было входить как минимум 60 тягачей этого типа. Иногда вместо них применяли танкетку Т-27. До начала войны советская промышленность не смогла полностью обеспечить потребности армии. Поэтому на практике «Комсомольцами» были укомплектованы только ударные части, а также подразделения мотопехоты в составе стрелковых частей. Тягачи Т-20 участвовали в боях с Японией у озера Хасан в 1938, у реки Халхин-Гол в 1939, в советско-финской войне и, конечно же, в Великой Отечественной .
На фронтах войны тягачи «Комсомолец», количество которых непрерывно сокращалось (на 1.9.1942 в армии осталось 1662 машины, на 1.1.1943 - 1048), продолжали нести свою нелегкую службу. При отсутствии других тягачей их применяли и для буксировки более тяжелой малокалиберной зенитной и дивизионной артиллерии, конечно, работали машины при этом с перегрузкой. Использовали Т-20, оказавшиеся идеальными для лесных дорог, к тому же всегда обеспеченные автомобильными запчастями, и партизаны.

В июле 1941 года Василий Гаврилович Грабин , служивший на Горьковском артиллерийском заводе № 92 главным конструктором, предложил создать на базе «Комсомольцев» противотанковые САУ, и вскоер на свет появилась ЗиС-30 . Подробнее о ней читайте .
Большое количество тягачей было захвачено немецкими войсками в исправном состоянии. «Комсомольцы» в вермахте состояли под обозначением leicht gepanzerter Artillerie Schlepper 630®.