Через какое расстояние менять масло в двигателе. Когда нужно менять моторное масло в двигателе. Факторы, влияющие на частоту замены

Срок службы двигателя автомобиля напрямую зависит от состояния моторного масла в нем. Если пропустить срок замены масла и оно перестанет выполнять свои функции, то начнется интенсивный износ механизмов двигателя. А это приблизит сроки ремонта мотора и может вылиться в недешевые затраты.

Рекомендации производителей по замене масла в двигателе

Каждый новый автомобиль снабжается сервисной книжкой, в которой среди прочих инструкций можно найти рекомендуемые интервалы замены масла в двигателе, чтобы тот работал до капитального ремонта максимально долгое время. Обычно интервалы до замены масла исчисляются в километрах. Это может быть 5, 10, 20 тысяч километров.

Пока авто находится на гарантии, сроки замены масла соблюдаются неукоснительно автовладельцем. После окончания гарантийного термина владелец машины самостоятельно решает, когда менять масло в моторе.

Почему так важно вовремя менять масло в двигателе

Масло в двигателе меняют потому, что по мере эксплуатации авто оно утрачивает свои функции эффективно смазывать трущиеся детали в моторе, после чего начинается их интенсивный износ.

Заметить сразу происходящие негативные изменения в моторе владелец не может, поэтому он должен регулярно отслеживать состояние масла визуально: его уровень, цвет, запах, чтобы вовремя принять решение о замене. Каждый водитель перед выездом из гаража должен проверять состояние масла, особенно если после замены пройдено несколько тысяч километров.

На качественные характеристики масла существенно влияет режим эксплуатации автомобиля. Можно выделить несколько моментов, при наличии которых масло нужно менять чаще.

  • Нечастое использование автомобиля, существенные перерывы в выездах, например, в зимний период машина не эксплуатируется. Отложения и конденсат разъедают детали, примеси потом попадают в места трения, и происходит износ. Следует помнить народную мудрость “Машина ездит, пока ездит”.
  • Движение на постоянно нагруженном авто, транспортировка прицепа.
  • Движение по холмистой местности.
  • Постоянные поездки на короткие расстояния – двигатель при этом не прогревается.
  • Стояние в пробках и движение в тянучках.
  • Движение в условиях загрязненного воздуха.
  • Качество бензина. Как правило, отечественный бензин далек от стандартов, на которых должны работать автомобили, к тому же нередки случаи разбавления его на автозаправочных станциях.
  • Пользование некачественными расходными материалами.
  • Вакуумная замена масла, при которой часть не слитого масла остается в двигателе. Остаток интенсивно выполняет свое “черное” дело по ускоренному утрачиванию свежего масла своих физико-химических характеристик.

Все перечисленные условия присутствуют на наших автомобильных просторах, поэтому масло нам нужно менять чаще, чем это рекомендует делать сервисная книжка.

Замена масла на старом автомобиле

Вопрос, как часто менять масло в двигателе обретает актуальность с возрастом машины. Износа деталей двигателя избежать невозможно, а вот продлить жизнь мотору частой сменой качественного масла вполне реально.

К замене масла в авто, купленном на рынке, следует подходить особенно внимательно. Все истории рыночных торговцев об идеальном состоянии двигателя нужно принимать во внимание, однако масло следует заменить сразу. Если, конечно, прежний хозяин перед продажей его не поменял сам.

Тем не менее, даже если масло в двигателе свежее, это не гарантия того, что раньше оно менялось регулярно. Желательно менять масло раньше рекомендуемых сроков. Тем самым можно вымыть из внутренностей двигателя вредные отложения имеющимися в масле специальными присадками.

Longlife или увеличенный интервал замены масла

Современные моторные масла обладают отменными характеристиками. Если покупать моторное масло у известных производителей, то можно быть спокойным за работу двигателя в любых условиях. Некоторые производители выпускают масла с увеличенным термином замены, так называемое longlive.

Потребители покупают его и думают, что тем самым уберегут двигатель своего авто и свой кошелек. При этом не учитывают, что масло с указателем longlife может быть эффективно использовано только в том двигателе, для которого оно предназначено. Производители автомобилей информируют об этом потребителей.

Когда нужно менять масло в двигателе машины, каждый автолюбитель решает сам, однако не лишним будет напоминание ему о том, что процедура замены масла, выполненная в срок, – это залог долговечности автомобильного сердца – мотора.

Мы постарались рассказать о том, почему столь важны качества моторного масла, что с ним происходит в недрах двигателя и какие факторы влияют на его старение. Осталось рассказать о том, как эти факторы связаны с интервалами замены масел и как часто придется менять масла в процессе реальной эксплуатации.

Город и трасса

Надо сказать, что замена масла "по пробегу" почти всегда будет неоптимальной. Одинаковый пробег по трассе и в городском режиме - это более чем четырехкратная разница в моточасах и огромная разница по части деградации масла. Например, при стандартном интервале замены в 15 тысяч километров в пробках масло проработает все 700 часов, а на трассе - даже меньше 200.

Для качества работы масла эта более чем трехкратная разница - колоссальная, ведь даже при работе на малой нагрузке термическое воздействие на масло очень велико. В современных моторах ситуация усугубляется высокой температурой термостатирования, плохой вентиляцией картера и отсутствием его охлаждения на стоящей в пробках машине, что вызывает резкое снижение его ресурса.

На трассе нагрузка тоже может быть очень разной. На скорости до 100-130 километров в час у большинства машин нагрузка на мотор ниже средней, температуры невелики, а вентиляция картера работает хорошо. У мощных моторов нагрузка и вовсе оказывается минимальной, а значит, и очень слаба нагрузка на масло.

При скоростях побольше, по мере возрастания нагрузки на двигатель, растет и нагрузка на масло. На малолитражных моторах с "короткой" трансмиссией мотору и маслу уже может приходиться совсем несладко. На более мощных моторах нагрузка будет увеличиваться плавнее.

Вместе с увеличением нагрузки на мотор ухудшаются и условия работы масла: возрастает температура поршней, начинает увеличиваться поток разрушающих картерных газов. Таким образом, оптимальным режимом работы и для масла, и для мотора являются средняя скорость в половину от максимальной и малое время работы на холостом ходу после прогрева.

При подсчете моточасов оказывается, что типичный интервал замены масла в 15 тысяч километров в моточасах составляет от 200 до 700, в зависимости от режима движения. Судя по работе счетчиков регламентного пробега на BMW и интервалов замены масла на технике, у которой срок замены указан именно в моточасах, при типичной эксплуатации его можно удерживать в пределах от 200 до 400 часов для разных режимов эксплуатации, за исключением постоянной работы в режиме максимальной мощности.

Случаи явного превышения при использовании стандартных полусинтетических масел и синтетики на гидрокрекинговой основе чреваты "осложнениями" для двигателя в виде закоксовывания и уменьшения подвижности поршневых колец.

Как ни странно, но 400 моточасов на типичных городских скоростях в 20-25 км/ч - это как раз те самые 8-10 тысяч километров пробега на одной порции масла. А 400 моточасов на скорости в 80 км/ч - это уже кажущиеся нереальными 32 тысячи километров, хотя вряд ли стоит стремиться к такому показателю.

Что ж, немногие из нас могут похвастаться, что эксплуатируют автомобили в загородном цикле с постоянной скоростью. Так что же делать, если пробеги в основном городские, а двигатель к тому же форсированный? Например какой-нибудь 1.2 TSI? Очевидно, что масло нужно менять чаще.

Впрочем, не только от режима езды зависит интервал замены. Еще немаловажное значение имеет, какое именно масло залито в мотор.

Виды моторных масел

Выбор масел в магазинах очень широк, если не сказать огромен. Некоторые из них недалеко ушли от советских минеральных масел, некоторые выглядят в сравнении с ними как космический корабль рядом с телегой.

Прежде всего, нужно усвоить один важный тезис: любое масло состоит из основы и пакета присадок. Основа бывает минеральной, полусинтетической и полностью синтетической, во множестве вариаций.

Полусинтетика

Примеры: Esso Ultron 2000.

Чисто минеральные масла уже почти не встречаются, их заменила "полусинтетика", у которой гораздо выше содержание присадок. Среди таких масел нет долгоживущих, продукты распада их достаточно сильно загрязняют мотор, а присадки держатся недолго, и вязкость сильно меняется со временем. Но интервалы замены порядка 10-15 тысяч километров им вполне по силам. Но чуть сложнее условия и выше количество моточасов, и лучше бы этот интервал сократить.

Синтетические гидрокрекинговые масла

Примеры: Mobil 1 New Life 0w40.

Их часто считают почти такой же "полусинтетикой", но они заметно лучше в реальной эксплуатации. Чуть более дорогая "основа" позволяет сделать скачок в стабильности вязкости и способности удерживать пакет присадок. Большая часть "штатных" масел от автопроизводителей относится как раз к этому семейству. Они позволяют в тепличных условиях получить пробег от замены до замены и в 30 тысяч километров, но на практике в наших условиях лучше вспомнить, что масла этой серии почти все малозольные и сильно зависят от мотора и бензина.

Зато при пробегах даже в 15 тысяч километров до замены они оказываются заметно лучше "минералки": у них обычно меньше вредных продуктов разрушения и лучше моющие свойства.

Но зачастую дело не только в гидрокрекинге. В основе таких масел есть и ПАО, и эстеры, о которых чуть ниже. Существенной особенностью является то, что так называемые малозольные масла Low-SAPS на этой основе имеют значительно сниженный пакет присадок для минимизации количества сульфатной золы, фосфора и серы, что, возможно, продлевает поначалу ресурс катализаторов, но явно уменьшает срок жизни мотора.

Синтетические масла на основе полиальфаолефинов

Примеры: Ravenol VPD/VDL 5W40, Liqui Moly Synthoil High Tech 5W- 40.

Это хиты прошлых лет и основа многих чисто гоночных масел. Их основа еще дороже, но у них лучше текучесть, а температуры замерзания способны справиться с сибирскими морозами - без всяких присадок они могут быть ниже минус 60 градусов! Они почти не угорают, а продукты их распада максимально чисты и не образуют закоксовываний поршневых колец.

К сожалению, это не продукты массового применения, и цена их значительно выше цены гидрокрекинговой синтетики, а еще у них менее стойкая масляная пленка и хуже коэффициент трения.

Говорить об интервале замены сложнее, но основа такого масла стареет очень медленно. Впрочем, пакеты присадок остаются сложными и все равно имеют свой срок службы, да и механические загрязнения не исчезают. Но такие масла действительно способны реализовать LongLife программы замены без снижения ресурса мотора, может быть, даже превысить стандартный интервал в 400 моточасов.

Надо заметить, что гидрокрекинговая синтетика малой вязкости часто содержит значительный объем ПАО, и в реальной эксплуатации разница между разными типами "синтетики" куда меньше, чем разница между чистыми основами. Малозольные масла с этой основой тоже могут иметь слабый пакет присадок.

Эстеровые масла

Примеры: Motul V300, Хenum WRX, GPX.

Масла на основе диэфиров и полиэфиров - следующий шаг эволюции. Они еще лучше, чем ПАО-масла. Их выкипаемость ниже, ниже и коэффициент трения. Они имеют очень стойкую масляную пленку и отличные моющие свойства самой основы. Но такая основа еще дороже, и многие масла, в названии которых присутствует слово "эстеры", на самом деле не являются чисто эстеровыми, а состоят из смеси продуктов гидрокрекинга, эстеров и ПАО.

Ресурс до замены у таких масел теоретически заметно выше, но в силу особенностей эксплуатации и наличия множества масел с малым пакетом присадок многие считают такие масла "спортивными" и не способными даже на работу со стандартным интервалом замены.

На самом деле, эстеровые масла требуют меньше противозадирных и стабилизирующих присадок, и результаты тестов успешно опровергают теорию о малом ресурсе. Так что не стоит менять эстеровые масла каждые 6 тысяч километров, если только вы не хотите перестраховаться при эксплуатации их на очень форсированных тюнинговых моторах.

Масла этого типа способны "промыть" даже весьма загрязненные моторы, так что после эксплуатации с большими интервалами замены на маслах с минеральной или гидрокрекинговой основой это то, что нужно двигателю.

Для большинства автовладельцев вопроса: как часто и когда менять масло в двигателе просто не существует. Ведь есть же сервисная книжка, где ясно написано: через 10 ― 15 тыс. км пробега, о чем тут думать? Но как мы видим, здесь не принимается во внимание ни режим эксплуатации авто, ни качество залитого. На самом деле все несколько сложней, и если учитывать только пробег, определяя когда поменять масло в двигателе, и не обращать внимания, на условия работы двигателя и характеристики моторного масла, выбор периодичность замены будет сделан не оптимально. Єксплуатирую автомобиль в особо суровых зимних условиях, не забывайте весной поменять масло на летнее, а осенью поменять масло на зимнее.

Влияние условий работы двигателя на масло

Равный километраж пробега в городе и по автомагистрали ― это почти трехкратное различие во времени работы мотора. К примеру, для преодоления 15 тыс. км в городском режиме с пробками и ограничениями скорости мотору придется проработать около 600 часов, за городом же не более 250. Эта громадная разница во времени работы приводит к тому, что в городском режиме эксплуатации масло теряет свои свойства гораздо быстрее, если считать по пробегу. Ведь температурное воздействие на него даже при работе мотора с небольшой нагрузкой достаточно велико. В современных силовых агрегатах довольно высокая рабочая температура, что усиливает это воздействие.

На трассе нагрузки тоже могут значительно различаться. Машине на скоростях до 130 км/час не приходится испытывать даже средние нагрузки. Поэтому масло в двигателе на таких скоростях испытывать незначительные нагрузки и почти не теряет своих качеств. Машины же с мощным мотором на таких скоростях и вовсе испытывают минимальную нагрузку. Значит, их негативное воздействие на моторное масло в таких условиях будет небольшим.

При больших скоростях вместе с увеличением нагрузки на силовой агрегат, возрастает и нагрузка на масло.

На автомобилях же с маломощными моторами и с небольшим передаточным отношением трансмиссии, при скоростях выше 130 маслу приходится совсем тяжело. С ростом нагрузки на двигатель, ухудшаются условия его работы ― растет температура поршней, возрастает объем и давление картерных газов, разрушительно действующих на его основу.

Оптимальные условия работы для моторного масла

  • скорость движения, составляющая половину максимально допустимой для этого транспортного средства;
  • небольшое время работы на холостом ходу после прогрева;
  • хорошая вентиляция картера;
  • соблюдение температурного режима работы ДВС.

Если ориентироваться на производителей автомобилей, дающих рекомендации, по интервалу замены моторного масла в моточасах, то типичный срок его замены составляет от 200 до 400 часов суммарной работы двигателя в различных режимах, исключая долговременную работу с максимальной отдачей. Несложные вычисления показывают, что 400 моточасов работы двигателя в городе при средней скорости движения около 25 км/ час соответствуют пробегу в 10.000 км. А те же часы движения за городом со средней скоростью в 60 км/ час ― это уже 24.000 км пробега, хотя сомнительно что нужно так затягивать с заменой.

Далеко не всем автовладельцам выпало ездить исключительно по автострадам, да еще и неспешно. Что же делать тем, кто ездит в основном по городу да к тому же обладает машиной с форсированным двигателем. Видимо, сокращать интервалы замены масла.

Немалое влияние на периодичность замены оказывает и то какой именно вид моторного масла используется.

Свойства моторных масел

Огромный выбор этого расходного материала в магазинах частенько ставит автовладельца в тупик и заставляет его задать продавцу довольно глупый вопрос ― а какое лучше? Но ведь они не делятся на хорошие и плохие, они все предназначены для разных типов двигателей. Например, то, которое подойдет для дизельного двигателя, не годится для бензинового, но это не значит что оно хуже.

Любое масло состоит из основы и добавленных в нее присадок. Виды основ:

  • минеральная;
  • полусинтетическая;
  • синтетическая;
  • синтетическая гидрокрекинговая.

Минеральные встречаются в наше время крайне редко. Им на смену пришли полусинтетические, с более высоким содержанием присадок. Их основа не отличается стойкостью ― продукты ее распада сильно загрязняют двигатель. Присадки удерживаются тоже не очень надежно. Да и вязкость значительно меняется со временем. Несмотря на все это стабильности этой основы хватает на рекомендованные 10 ― 15 тыс. км пробега. Но при более сложных условиях эксплуатации этот интервал следовало бы сократить.

Масла с синтетической гидрокрекинговой основой считают обычной полусинтетикой, но они значительно лучше, так как их вязкость стабильнее, и присадки удерживаются надежнее. Большая часть масел от автопроизводителей, изготавливаются на этой основе. Даже при больших пробегах они ведут себя лучше своих конкурентов на минеральной основе. У них меньше вредных продуктов распада и лучшие моющие свойства.

Виды классификаций

  • SAE ― классификация по вязкости;
  • API ― классификация по назначению и качеству.

Класс по SAE указывает на температурный диапазон, в котором масло позволяет прокручивание коленвала стартером и прокачивается насосом по системе смазки не допуская сухого трения.

Зимние классы:


Летние классы:

  • 20 ― мин вязкость при 100 °С 5,6 мм2/с;
  • 30 ― мин вязкость при 100 °С 9,3 мм2/с;
  • 40 ― мин вязкость при 100 °С 12,5 мм2/с;
  • 50 ― мин вязкость при 100 °С 16,3 мм2/с;
  • 60 ― мин вязкость при 100 °С 21,9 мм2/с.

Всесезонные обозначаются двумя номерами один зимнего класса, другой летнего, например: SAE 5W-30 или SAE 10W-40. Каждое из них соответствует параметрам одного зимнего и одного летнего класса.

По версии API масла делятся на следующие эксплуатационные категории:

  • S (Service) ― для бензиновых двигателей, подразделяющиеся на группы качества, представленные в хронологической последовательности;
  • С (Commercial) ― для дизельных двигателей, подразделяющиеся на группы качества и назначения, представленные во временной последовательности;
  • ЕС (Energy Conserving) ― энергосберегающие: новая группа масел высокого качества, обладающих не чрезмерной вязкостью, хорошей текучестью и уменьшающих расход топлива по свидетельству испытаний, проведенных на бензиновых двигателях.

Каждый новый класс обозначается следующей по алфавиту буквой. Универсального применения (для бензиновых и дизельных двигателей) обозначаются двумя буквами первая в обозначении является основной вторая говорит о возможности применения в двигателях другого типа.

Классы качества API

Для бензиновых:

  • SM ― от 30.11.04 г. для актуальных многоклапанных и турбированных двигателей, масло защищено от окисления с улучшенными качествами при низких температурах;
  • SL ― для многоклапанных и турбированных двигателей выпуска позже 2000 года, работающих на обедненных топливных смесях. Допустимо, использовать при рекомендации производителем масла класса SJ и более раннего.
  • SJ ― для двигателей легковых авто, микроавтобусов и легких грузовиков после 1996 года выпуска. Масла этого класса могу применяться при рекомендациях класса SH и более ранних.
  • SH ― для двигателей выпуска позже 1994 года.
  • SG ― для двигателей выпуска позже 1989 года.
  • SF ― для двигателей выпуска позже 1980 года.
  • SE ― для двигателей выпуска позже 1972 года.

Для дизельных:

Последствия превышения сроков работы масла

В случаях значительного превышения сроков работы полусинтетики или синтетики в двигателе, на поршнях происходит закоксовывание, приводящее к потере подвижности колец, падению компрессии и повышенному износу деталей поршневой группы, а также к росту расхода масла из-за залегания колец.

Как известно, моторное масло является рабочей жидкостью в . Основной функцией материала выступает защита нагруженных сопряженных элементов от сухого трения посредством создания масляной пленки. Также смазка позволяет производить эффективную очистку масляной системы, выступает нейтрализатором окислительных процессов, отводит избыточное тепло от деталей и узлов для предотвращения локальных перегревов и т.п.

С учетом значительных колебаний температур и высокого нагрева, а также по причине активных химических процессов, которым подвержен смазочный материал внутри , моторное масло склонно к ускоренному старению и быстрой потере своих полезных свойств. Становится понятно, что смазка является расходным материалом, при этом для любого двигателя строго определена необходимая частота замены масла. Параллельно с этим на срок службы материала может дополнительно влиять целый ряд определенных факторов.

Далее мы поговорим о том, зачем менять масло в моторе и как часто нужно менять масло. Также будут рассмотрены такие вопросы, как минимальный интервал замены масла, через сколько нужно менять масло в двигателе по времени и пробегу, менять ли часто масло в двигателе и от каких условий зависят интервалы замены.

Читайте в этой статье

Почему нужно менять масло в двигателе

Как уже было сказано, смазочный материал даже в абсолютно исправном двигателе подвержен процессу естественного старения. Это значит, что его свойства, так или иначе, ухудшаются в результате окисления, а также в связи с постепенным прекращением работы (срабатыванием) активных присадок и моющих добавок в составе смазки.

В конечном итоге масло накапливает в себе большое количество сажи, продуктов износа и других загрязнений, нарушаются вязкостно-температурные характеристики (смазка густеет, чернеет), изменяется стабильность сдвига под нагрузками, прочность масляной пленки и т.д. Продолжительная езда на грязной смазке приводит к тому, что происходит забивание отложениями фильтров и каналов масляной системы, ресурс ДВС также сильно сокращается.

Дело в том, что двигатель в этом случае намного хуже защищен от механического износа в местах сопряжения нагруженных элементов. Также в результате значительного изменения показателя вязкости в сторону увеличения происходит общее ухудшение прокачиваемости масла по системе. В совокупности со снижением пропускной способности и/или закупориванием масляных каналов (силовой агрегат начинает испытывать ) происходит значительный износ мотора.

Параллельно следует отметить, что различные неисправности ДВС также влияют на свойства масла. Например, попадание пыли и грязи через впуск, разжижение масла в результате протечек в картер топлива, проникновение . В этих случаях также значительно усиливается износ, может произойти заклинивание двигателя.

Определяем, когда менять масло в моторе

Итак, вполне очевидно, что смазку в моторе необходимо заменять. При этом важно четко понимать, когда нужно менять масло. С учетом того, что материал в ДВС стареет, получается, чем чаще производить замену, тем лучше. Однако необходимо учесть и то, что слишком ранние замены во многих случаях не нужны.

Данный подход является иррациональным, так как приведет к серьезным финансовым затратам, а польза для мотора может оказаться не такой очевидной. По этой причине межсервисные интервалы следует рассчитывать с учетом ряда дополнительных факторов и особенностей. Если иначе, нужно знать, на основании чего и как правильно подобрать интервалы для замен.

В самом начале отметим, что однозначного и точного ответа, через сколько километров, моточасов или месяцев менять масло, просто не существует. Есть только рекомендованный производителем двигателя интервал замены масла, который указан в руководстве по эксплуатации. При этом во многих случаях периодичность замен остается достаточно индивидуальной.

  • Самое главное, не превысить срок службы смазки. Для этого не следует полагаться только на рекомендации производителей автомобиля. Например, если в мануале написано, что замена должна производиться каждые 15 тыс. км., тогда это еще не значит, что всегда нужно придерживаться только такого интервала.
  • Также не нужно рассчитывать и на заявления изготовителей масел на рынках ГСМ. Если даже используется качественное масло из линейки Longlife (например, с увеличенным сроком службы до 30 или 50 тыс. км.), нет никаких гарантий, что смазочный материал нормально выходит весь заявленный ресурс или даже половину такого пробега.

Дело в том, что производители как ДВС, так и масел указывают сильно усредненные показатели. Другими словами, многие внешние факторы, которые уменьшают срок службы масла, попросту не учитываются. Давайте разбираться.

Начнем с сервисного интервала в мануале. Как правило, можно встретить указание, что масло нужно менять, например, каждые 15-20 тыс. км. или не реже 1 раза в 12 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше). Однако следует понимать, что подобные рекомендации авто производителей являются средними для того или иного типа двигателя.

При этом не учитывается общая загрязненность воздуха, качество горючего, отдельные свойства того или иного моторного масла, индивидуальные особенности эксплуатации ТС и т.п. Только в некоторых случаях производитель может отдельно учитывать региональные особенности, но такая практика больше свойственна автомобилям, которые специально разрабатываются под конкретные рынки. На массовые модели это не распространяется.

Также необходимо добавить, что сам завод-изготовитель автомобиля не особенно заинтересован в том, чтобы двигатель отработал максимально возможный срок. Главной задачей становится исправная работа ДВС в течение гарантийного периода, затем агрегат должен пройти еще некое среднее количество моточасов для сохранения престижа и подтверждения конкурентоспособности марки.

Получается, изготовителю выгоднее растянуть межсервисный интервал для нового авто на гарантии, что позволяет сделать продукт более привлекательным и удобным для клиента, однако в ущерб ресурсу ДВС. При этом никакой особой заинтересованности в дальнейшем продлении этого ресурса также нет. Более того, поломки после окончания гарантийного периода являются проверенным способом заставить клиентов сменить свой автомобиль на новый, а не заниматься ремонтами.

Становится понятно, что для авто производителей сервисный интервал сегодня является маркетинговым ходом, так как предполагает возможность предложить клиентам сниженные затраты на гарантийное обслуживание. Если же говорить о моторе и его ресурсе в долгосрочной перспективе, тогда интервал, заявленный в руководстве по обслуживанию и эксплуатации ТС, может быть сильно увеличен.

Теперь перейдем к маслам. Многие современные продукты позиционируются как автомасла с увеличенным сроком службы (сервисным интервалом). Как правило, такая смазка имеет дополнительную отметку Longlife. При этом ошибочно полагать, что это масло можно спокойно заливать в любой двигатель и менять по увеличенному интервалу.

  1. Прежде всего, производитель ДВС должен отдельно указать, что в случае использования группы масел Longlife допускается увеличение межсервисного интервала на конкретном типе двигателя.
  2. Масло типа Longlife также должно быть допущено производителем двигателя к использованию в своем моторе, то есть продукт того или иного бренда должен пройти отдельную сертификацию.
  3. Изготовитель двигателя допускает использование масел по cхеме Longlife только в том случае, если автомобиль эксплуатируется исключительно в предписанных режимах и находится в условиях, подходящих для использования смазок по схеме с увеличенным интервалом замены.

Если с первым и вторым пунктом все более-менее понятно, то по третьей позиции сразу возникают вопросы. Обычно детальное описание «оптимальных» режимов отсутствует, при этом заявленные увеличенные интервалы замены масла высчитываются с опорой именно на эти режимы.

Добавим, что исходя из практического использования, увеличение интервала для масла Longlife возможно в том случае, если автомобиль постоянно ездит по трассе в режиме средних нагрузок на двигатель. При этом заливается качественное горючее, установлены высококачественные фильтры, на дорогах нет пыли и т.п.

Примечательно то, что такие условия вполне реальны для развитых стран, чего не скажешь об автомобилях, которые эксплуатируются в крупных городах или ездят по шоссе на территории стран СНГ. Для таких машин более актуальны так называемые тяжелые условия эксплуатации, при этом любая смазка стареет очень быстро. С учетом вышесказанного замена старого отработанного масла, (как обычного, так и Longlife) желательна исключительно с уменьшением, а не с увеличением интервала.

Что влияет на срок службы масла в двигателе

  • сезонность;
  • режимы эксплуатации;
  • качество горючего;
  • масляная основа;
  • эффективность работы фильтров;
  • общее состояние ДВС;

На некоторые из этих факторов может повлиять сам водитель (выбирать качественные масла и фильтры, следить за работой мотора и своевременно устранять неполадки), тогда как другие особенности изменить нельзя, то есть остается их дополнительно учитывать. Последующий анализ позволяет точнее определить, в каких условиях эксплуатируется автомобиль.

Дело в том, что частота замены моторного масла сильно зависит от условий эксплуатации. Если машина попадает в так называемые тяжелые условия, интервал замены масла обязательно сокращается.

  • Под тяжелыми условиями следует понимать определенные режимы. К таковым можно отнести длительные простои автомобиля, после чего совершаются поездки, но затем автомобиль снова стоит. Особенно сильно такой режим сокращает ресурс смазки зимой. Дело в том, что внутри двигателя накапливается конденсат, активизируются химические процессы, происходит окисление масла.

На моторах, которые эксплуатируются ежедневно и прогреваются до рабочих температур, образование конденсата менее интенсивное. При этом даже постоянные, но короткие поездки, во время которых ДВС не выходит на рабочие температуры, все равно не позволяют предотвратить образование конденсата.

  • Езда в городе на малых скоростях, пробки, частые ускорения и остановки. Такой режим является тяжелым для мотора, так как большие нагрузки на ДВС возникают именно во время начала движения с места. При этом на низких оборотах давление масла не высокое, увеличивается его нагрев, происходит коксование двигателя и т.д.

Что касается пробок и простоев на светофорах, мотор в этом случае работает на холостых. Режим холостого хода также считается тяжелым для двигателя, так как силовой агрегат хуже охлаждается, работает на бедной смеси, давление масла не высокое.

  • Горючее низкого качества также сильно влияет на свойства масла. Дело в том, что продукты горения накапливаются в смазке, ухудшая полезные свойства материала. Важно понимать, что рекомендации по интервалам замены в сервисной книге часто указаны для топлива, которое соответствует европейским стандартам. На территории СНГ такого горючего попросту нет.
  • Частые нагрузки на автомобильный двигатель, езда с максимальной скоростью на высоких оборотах, буксировка прицепа, постоянная перевозка большого количества пассажиров и грузов.

В этих случаях двигатель необходимо «крутить», чтобы получить от него больше мощности. Вполне очевидно, что масло в этом случае быстрее окислятся и теряет свойства. Кстати, езда в горной или холмистой местности с чередующимися затяжными подъемами и спусками также относится к тяжелым условиям. На подъемах водитель нагружает мотор, а на спусках часто задействуется режим торможения двигателем.

  • Езда по грунтовым дорогам, эксплуатация ТС в условиях повышенной загрязненности воздуха. В этом случае масло активно накапливает в себе загрязнения из окружающей среды, ресурс смазки заметно снижается.

Как видно, отечественные условия эксплуатации далеки от «расчетных» идеальных и в полной мере могут считаться тяжелыми. По этой причине нужно отдельно корректировать интервалы замена смазки с поправкой на указанные выше факторы.

Эксплуатация масла на практике

Для определения того, какого интервала замены лучше придерживаться, следует исходить из:

  • особенностей эксплуатации;
  • режимов эксплуатации;
  • качества (базовой основы) масла;

Если автомобиль эксплуатируется в СНГ, причем используется минеральное или , тогда рекомендуется сокращение интервала замены на 50-70% от заявленного в мануале. Другими словами, если в инструкции плановая замена предусмотрена через 10 или 15 тыс. км. по пробегу, а также не реже одного раза в год по времени, тогда смазку нужно менять каждые 5 тыс. км. или каждые 6 месяцев (в зависимости от того, что наступит раньше).

Проверка уровня масла в моторе, определение точного показателя. Когда лучше проверять уровень смазки, на холодном или горяечем двигателе. Полезные советы.



Трудно переоценить значение масла в двигателе. Именно благодаря ему мотор способен работать исправно в течение длительного времени. Известно, что смазывающая жидкость регулярно должна меняться. Производят эту процедуру через определенный пробег. Зачем менять масло в двигателе и через сколько километров это делать, рассмотрим в данной статье.

Что происходит с маслом при работе

При работе смазка в моторе загрязняется отходами от сгорания топлива, пылью и иным мусором, в число которого входят продукты сгорания жидкости. Помимо этого, в результате химической реакции происходит окисление, и в масле может образоваться конденсат. В результате оно становится агрессивнее для элементов мотора.

С течением времени смазка значительно густеет, теряет свои полезные моющие свойства, так как при постоянной работе входящие присадки в масло двигателя растворяют отходы от сгорания топлива, а потому она смывается подобно мылу. Двигателю изнутри нечем промываться, и на нем возникает нагар. Возникает вопрос: через сколько менять масло в двигателе? Через пять тысяч километров, десять, двадцать или тридцать?

Точного универсального километража просто не существует, так как на это значение влияет множество факторов. В первую очередь, конечно, ориентируются на те рекомендации, которые указаны в руководстве по эксплуатации транспортного средства производителем. Но помимо них есть и другие показатели. Изучив их, можно точнее подгадать необходимые интервалы, через сколько менять масло в двигателе.

Эксплуатация и конструкция мотора

Различные движки имеют характерные для них режимы эксплуатации. Бюджетные варианты не вынесут жесткой езды. Поэтому если на таком авто постоянно выжимать все возможное, то смазка израсходуется гораздо быстрее, вследствие чего и износ увеличится, и угара будет в разы больше. Более мощные дизельные автомобили ездят при повышенных нагрузках. Износ деталей у них высокий. Поэтому масло для дизельных двигателей должно иметь большее количество присадок. Но сколько бы их ни было, сгоревшая жидкость будет промываться собственными же присадками и быстро приходить в негодность. Это необходимо понимать и учитывать, задумываясь о том, когда менять

Замена в норме будет составлять один раз в десять тысяч километров. А если езда все же активная, то и на две, и на три тысячи меньше.

Город — трасса

Интересно, что при преимущественной эксплуатации автомобиля в городе масло необходимо менять чаще, чем при постоянной езде по трассе.

Происходит это потому, что на трассе можно ехать спокойно, без остановок и с определенной скоростью. В то же время в городе постоянно загораются светофоры, образуются пробки, где нужно стоять с работающим мотором. Поэтому в таких условиях правильнее было бы считать не километраж, а моточасы. Ведь вполне можно зачесть сто километров на трассе за час, в то время как двадцать километров по городу — за все восемь моточасов.

Получается, что за городом пробег для мотора проходит в более щадящем режиме, поэтому и масло для дизельных двигателей или бензиновых будет пригодно дольше. Но когда постоянно приходится то ускоряться, то замедляться, это сильно влияет и на расход бензина, и на рабочий ресурс смазки. В то же время многочасовые холостые обороты в пробках и на светофорах не учитываются в пробеге производителем.

Нагрузки

В автомобиле можно ездить как в спокойном режиме, так и в загрузочном состоянии, например с прицепом. Дополнительная нагрузка приобретается также при езде в гору. Все это, естественно, влияет на мотор и на масло. При большей нагрузке масло менять нужно чаще.

Уровень нагрузки сказывается и на расходе топлива. Поэтому немало специалистов считают, что замену смазочной жидкости необходимо проводить при связывании с израсходованным бензином. В идеале получится десять литров топлива на сто километров пробега. Поэтому при необходимом пробеге для в десять тысяч километров потребуется тысяча литров бензина. Исходя из этого, можно посчитать, через сколько менять масло в двигателе. То есть при израсходованной тысяче литров бензина можно производить замену. Ведь пробег будет таковым лишь тогда, когда машина едет и расходуется бензин. А последний уходит всегда больше из-за простоев в пробках, на светофорах и прочих остановках при работающем двигателе.

Рабочая температура

Идеалом для смазки считается девяносто градусов. Примером могут послужить движки «Порше» и «БМВ». На первом рабочая температура являлась и продолжает оставаться девяносто градусов. При этом машина считается одной из самых надежных в настоящее время. С другой стороны, «БМВ» когда-то тоже относили к одним из самых надежных. Однако в наши дни двигатель стал изнашиваться значительно раньше. Многие из них даже не успевают пробежать первые сто тысяч километров.

А произошло это по простой причине: в автомобилях «Порше» продолжают удерживать ту же рабочую температуру, что и была раньше. В то же время в «БМВ» с каждой новой моделью двигателя она повышается. Добились в компании в итоге обратных результатов. Понятно, что на старых «БМВ» ресурс будет больше, чем на новых.

Прогрев мотора

Касательно температуры интересен и такой показатель, как прогрев движка. Если автомобиль ездит больше на коротких расстояниях и не успевает прогреться до необходимой температуры, то безусловно, это плохо отразится на двигателе. Пока он стоит, в нем формируется конденсат. Особенно это свойственно для холодного времени года. Чтобы вся влага успела испариться до смешивания с маслом, двигатель должен постоянно прогреваться и проезжать немалые расстояния. Но при простое зимой конденсата образуется большое количество. Поэтому в таких случаях лучше сразу же ехать в техцентр и менять масло, даже не задумываясь, через сколько менять масло в двигателе.

Качество

Тенденции в мире таковы, что во всех производимых процессах стараются минимизировать наносимый вред окружающей среде. В том числе это коснулось и эксплуатации масла. Сроки увеличивают и сами производители, подстраиваясь под эти нормы. Поэтому и продолжают разрабатывать, изобретая все новые решения, для того чтобы увеличить срок пробега, добавляя всевозможные присадки в масло двигателя. И такие смазочные жидкости действительно способны отрабатывать даже тридцать тысяч километров.

В то же время должны учитываться все вышеуказанные факторы. К примеру, это касается жесткой езды или, наоборот, частого многочасового простаивания в пробках. Поэтому замену следует производить раньше указанного срока пробега.

В то же время не надо забывать о том, что производителю выгодно, чтобы авто пришло в негодность вскоре после окончания срока эксплуатации. Потому такие технологии большого пробега и разрабатываются.

Прозрачность

Предположим, что приближается срок, когда можно и нужно производить замену масла. Как проверить это фактически? Одним из способов является визуальная оценка. Производится это сравнение со свежим, не отработанным маслом.

При этом масло не должно быть холодным. Потому что его вязкость отличается от горячего. Автомобиль заводят на несколько минут, а затем выключают и проверяют щупом. При виде оттенка кока-колы замена требуется незамедлительно.

Однако если быстро потемнело новое масло, то это еще не говорит однозначно о его плохом качестве. В него просто могут входить специальные моющие присадки. Поэтому для более точной диагностики одной визуальной оценки недостаточно.

Слив

Если по совокупности параметров все же вывод один - требуется замена, то производят ее следующим образом. Машину поднимают в техцентре или загоняют на эстакаду и сливают отработанное масло. Для этого:


Замена смазки

По-разному определяется ее необходимое количество. Масло в двигателе меняют, в первую очередь ориентируясь на рекомендации производителя. А если руководства по эксплуатации, где эта информация указана, на руках нет, то можно найти ее по конкретной модели на сайте производителя. В среднем для легкового автомобиля требуется от трех с половиной до пяти с половиной литров. К примеру, масло в двигатель «Фольксваген Джетта» заливается в объеме 3,6 литра, а в «Тигуан» - четыре литра.

Для того чтобы заменить масло, специальных знаний не нужно. Просто следует быть предельно аккуратным, чтобы не обжечься и не испачкаться. Масло может загореться при нагреве, поэтому лучше специально использовать воронку. Холодная смазка двигается медленнее, поэтому стоит подождать, пока она дотечет до поддона, а уже потом проверять уровень щупом.

Недолитое или перелитое масло ничего хорошего для мотора не сулит. Например, может оказаться двигатель в масле. Причина случившегося, конечно, скрывается в переизбытке состава. При этом последствия для мотора будут со временем очень печальными. Поэтому такую ситуацию оставлять без изменений нельзя, и следует немедленно избавиться от излишков. Для этого существует несколько способов, и по крайней мере, один из них можно легко осуществить самостоятельно при помощи медицинского шприца и трубки для переливания крови.

Недостаток смазочной жидкости еще более губителен для двигателя, так как трущиеся бок о бок детали без масла очень быстро придут в негодность, тем самым ресурс всего мотора существенно сократится.

Следите за уровнем и состоянием масла в двигателе. При бережном отношении он будет работать исправно и долго.