Чем отличаются тосол от антифриза. Что лучше тосол или антифриз: сходства и различия жидкостей. История возникновения названий ОЖ

Большинство автолюбителей не задумываясь заливают любую понравившеюся охлаждающую жидкость в радиатор. Однако некоторое количество из них все-таки интересуется тем, и антифриз. Но еще более интересует данную группу автовладельцев вопрос о том, какая разница существует между этими охлаждающими жидкостями и каково отличие тосола от антифриза? Что выбирают в России? В нашей стране особой популярностью среди охлаждающих жидкостей у водителей пользуются Разница между данными жидкостями заключается в итоговом воздействии на систему охлаждения и на двигатель в общем. Зато в основных функциях эти продукты имеют одинаковое значение.

Охлаждающая жидкость антифриз

Тосол является первым представителем антифриза. То есть тосол - это жидкость, которая предназначена для охлаждения двигателя в летний период, предотвращая тем самым его перегрев. В зимнее время, благодаря присадкам, он не замерзает, позволяя запускаться двигателю при установленных температурах.

Состав, как правило, изготавливается из этиленгликоля, в процессе создания к которому добавляет некоторое количество присадок. При этом, в зависимости от производителя, набор присадок значительно отличается. Присадки в тосоле призваны защищать двигатель от коррозии, а также производить очищение системы от посторонних веществ. Тосол, характеристики которого могут быть известны многим водителям, производится с давних времен, именно в нашей стране. Из чего он состоит? В состав тосола и антифриза могут входить различные элементы. Например, тосол состоит из некоторого количества неорганических кислот. Это нитраты, силикаты, нитриты, фосфаты и амины. Например, если на тосоле имеется буквенная маркировка, то это означает, что он предназначен для автомобилей. Имеющиеся цифры говорят о температуре, при которой тосол начинает замерзать. Стоит помнить, что плотность жидкости должна составлять 1.08 на 1 см куб.

Сроки замены

Данный вопрос наиболее актуален для начинающих водителей. Стоит отметить, что примерно через 30-40 тысяч километров пробега тосол начинает терять свои свойства, поэтому замена жидкости необходима один-два раза в год. Помимо пробега, на замену жидкости влияет ее цвет. Например, появление рыжеватости говорит о необходимости срочной замены. Также об этом свидетельствует и появление посторонних резких запахов из расширительного бачка. Нормальная жидкость должна быть без резкого запаха, а на ощупь хороший тосол всегда скользкий и маслянистый.

Если производится замена его, то перед заливкой новой жидкости нужно промыть систему охлаждения двигателя с помощью специальных средств. После чистящего средства производится промывка водой. Желательно произвести промывку несколько раз, и только после этого нужно залить новый тосол.

Выбор

Жидкость (тосол) не будет стоить очень дешево, именно поэтому при покупке в первую очередь нужно обращать внимание на цену за 5-литровую канистру. Помимо этого, продукт низкого качества может продаваться в канистрах без маркировок.

Чтобы уберечь себя от подделки, нужно опираться на некоторые факторы:

  • Тосол покупается непосредственно под конкретную марку, так как из-за неправильной жидкости может снизиться ресурс двигателя.
  • Покупать жидкость нужно в крупных специализированных магазинах.
  • На упаковке должны указываться контактные данные производителя.
  • Если проверять тосол с помощью лакмуса, то на бумаге (если это качественный продукт) должен быть слегка зеленоватый оттенок.

Стоит помнить, что если в тосол регулярно добавляется дистиллированная вода, через год необходимо произвести замену жидкости в системе охлаждения.

Что же такое антифриз?

Он представляет собой с набором различных свойств. По своему составу антифриз также включает этиленгликоль, однако, наряду с данным веществом, в жидкость стали добавлять дополнительные химвещества. Полученный в результате продукт получил свое название. Продукт имеет заграничное происхождение и характерное имя «антифриз».

Характеристики иностранной жидкости

Характерными особенностями антифриза является высокая температура кипения и выдерживание низких температур. Закипает антифриз при температуре примерно в 180 градусов. Морозостойкость определяется наличием присадок, потому что не для всех регионов необходима жидкость, которая прекрасно охлаждает двигатель в жару и быстро набирает рабочую температуру в холода. В среднем антифриз замерзает при температурах ниже -45 градусов. Стоит отметить, что при замерзании антифриз может максимум расшириться только на 1,5%, что является весьма приемлемым результатом.

Если смотреть на состав с химической точки зрения, то антифриз представляет собой жидкость на основе дистиллированной воды и этиленгликоля, в которую впоследствии добавили спирты и глицерин. Как отличить тосол от антифриза? В настоящее время возможно приобрести антифриз различных цветов. Тосол же продается только синим.

Покупка антифриза

В настоящее время рынок охлаждающих жидкостей заполнен различными Купить можно любой. Однако при покупке антифриза необходимо опираться на самое главное правило: следует приобретать антифриз только той маркировки, которую рекомендует завод изготовитель ТС. В противном случае очень быстро могут начаться проблемы с автомобилем, вплоть до перегрева двигателя.

Стоит отметить, что в настоящее время некоторые производители стали использовать вместо этиленгликоля метанол, который разрушает сплавы из алюминия. Поэтому необходимо покупать товар в специализированных центрах, попросив предоставить при покупке соответствующий сертификат.

Замена антифриза

Производителями антифриза утверждено, что можно эксплуатировать транспортное средство до пробега в 100 тысяч километров. Стоит учесть тот факт, что в нашей стране на двигатель оказывают непосредственное влияние климатические условия. Именно поэтому лучше всего производить через 40 тысяч километров. Многие специалисты упросят автовладельцев производить замену жидкости через каждый год эксплуатации, даже если пробег при этом минимален.

Особенности антифриза

При эксплуатации ТС и использовании в системе охлаждения антифриза необходимо четко знать его маркировку. Данные знания необходимые в первую очередь для того, чтобы при необходимости доливать именно такой же антифриз. Изготовителями не рекомендовано производить смешивание антифризов различных цветов, так как это может повлиять на их состав и приведет к разрушению некоторых узлов двигателя. Состав тосола и антифриза отличается не только по добавкам. Его различают по используемым красителям.

В итоге, рассмотрев обе жидкости, многие автолюбители теперь зададутся вопросом «что выбрать: тосол или антифриз». Разница между жидкостями будет рассмотрена далее.

Отличия

На первый взгляд это абсолютно идентичные продукты. Но отличие тосола от антифриза заключается как раз в используемых при производстве добавках. Помимо этого, о характеристиках той или иной жидкости может подсказать автолюбителю цвет. Качество срока службы напрямую зависит от используемых компонентов. Например, в состав тосола и антифриза входят присадки. Основное отличие - для отечественной жидкости используется неорганика, а для антифриза - органические вещества. Именно из-за этого температуры кипения жидкостей немного отличается друг от друга.

Стоит рассмотреть основные особенности работы двигателя при использовании тосола или антифриза. Если в систему охлаждения залит тосол, то во всей системе образуется антикоррозийная корка. В результате происходит ухудшенная передача тепла от металла. Главным итогом использования плохого тосола со временем станет выход из строя двигателя. При этом в процессе эксплуатации наблюдается увеличенный расход топлива. Как говорилось ранее, тосол быстро теряет свои основные свойства, а также при длительном воздействии высоких температур происходит ухудшение всего состава присадок. Если температура двигателя будет постоянно держаться в диапазоне 105 градусов и более, то разрушение агрегата при использовании тосола произойдет намного быстрее. Если говорить об антифризе, то данная жидкость более долговечна. При этом антикоррозийный слой будет образовываться только на самых проблемных участках в системе охлаждения, что, несомненно, продлит срок службы силового агрегата. По времени замены тосол также уступает иностранному продукту. В итоге автовладелец сам выбирает, что ему заливать - тосол или антифриз. Разница, как правило, заключается не только в добавках, но и в цене.

Заключение

Стоит отметить тот факт, что многие развитые страны уже отказались от использования тосола. В первую очередь это связано с тем, что технология производства сильно устарела и отстала от времени. В итоге производимый в настоящее время тосол становится малоэффективным при защите двигателя от перегрева, коррозии и других случаев.

При изготовлении антифриза используются более современные технологии, благодаря чему он активнее защищает двигатель от коррозии. Антифриз, по сравнению с тосолом, стоит гораздо дороже, а для многих цена - решающий фактор. Однако экономия на охлаждающей жидкости может сыграть с водителем злую шутку.

При покупке не стоит обращать внимание, какого цвета тосол или антифриз. Разница между жидкостями состоит в их технических характеристиках. О которых, кстати, теперь известно многим автолюбителям. Благодаря данной статье каждый автовладелец, слегка разбирающийся в автомобилях, сможет понять, как отличить тосол от антифриза.

Инструкция

Антифризом называются все охлаждающие жидкости, независимо от того, когда и где они выпущены. Тосол представляет собой разновидность антифриза, которая была создана в советское время институтом «ГосНИИОХТ». Поскольку альтернативы этому виду охлаждающей жидкости не было, скоро название торговой марки стало нарицательным. В течение долгого времени так называли и другие антифризы, которые попали на советский, а затем и российский рынок. ТОСОЛ – это аббревиатура. Первые 3 буквы расшифровываются как «технология органического синтеза». Что касается окончания «ол», оно пришло из химической терминологии.

В составе тосола, как и в других охлаждающих жидкостях, присутствует вода и этиленгликоль. В тосоле применяются присадки на основе солей неорганических кислот, к примеру, силикатов, фосфатов, нитритов и нитратов. В составе антифриза тоже имеются вода и этиленгликоль, пропиленгликоль, глицерин и спирт. Иными словами, антифриз – это пропиленгликоль (или этиленгликоль), присадки и вода. Особенно важны в составе именно присадки, поскольку они повышают антикавитационные, антипенные, антикоррозийные возможности антифриза. В отличие от тосола, в составе этой охлаждающей жидкости имеются присадки на основе солей органических кислот.

Благодаря тосолу на поверхности металлов образуются защитный слой. Обычно его толщина не превышает 0, 5 мм, однако такая защита имеет недостаток - низкую теплопередачу. Из-за этого расход топлива увеличивается, а сам двигатель изнашивается быстрее. Тосол утрачивает свою охлаждающую способность через 30-40 тысяч километров пробега. Поскольку в составе антифриза имеются такие неорганические соли, как силикаты и фосфаты, возможно образование осадков и гелей, которые способны послужить причиной засорения радиатора. При высоких температурах тосол функционирует в системе до предела в 105°С.

Антифриз, в свою очередь, образует защитный слой лишь на подверженных коррозии стенках. Поскольку на остальном металле защитного слоя не имеется, теплопередача остается ненарушенной. Такая охлаждающая жидкость не утрачивает своих свойств при пробеге легкового авто более 250 тысяч километров. Поскольку в карбоксилатных жидкостях применяются органические соли, какие-либо осадки не образуются. Антифриз способен закипать при температуре 115°С.

Таким образом, можно обозначить следующие отличия тосола от антифриза:
- тосол представляет собой марку антифриза, разработанную в СССР, антифриз – это общее название для любых охлаждающих жидкостей;
- присадки в составе антифриза – органические соли, а в составе тосола – неорганические;
- антифриз образует защитный слой лишь в местах коррозии металла;
- тосол образует защитный слой в 0,5 мм, ухудшая при этом теплообмен;
- антифриз утрачивает охлаждающую способность через 250 тысяч километров, а антифриз - через 30-40;
- антифриз закипает при температуре 115°, а тосол менее устойчив к высоким температурам.
Теперь вы знаете, чем кардинально отличается тосол от антифриза.

400 062 88

Чем «Тосол» отличается от антифриза? Тем же, чем селедка отличается от рыбы! Это — название древней жидкости, со временем ставшее именем нарицательным.Сравнивать тосолы и антифризы – то же самое, что рассуждать о различиях между «жигулями» и автомобилями! Потому что «Тосол» – это тоже антифриз .

Откуда же пошла путаница в терминах?
Давным-давно в радиаторы автомобилей заливали воду. На морозе ее разбавляли этиленгликолем, что позволяло избегать замерзания жидкости. Такая смесь не угрожала разрывом блока цилиндров и радиатора, поскольку превращалась в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для древних автомобилей с чугунными моторами и латунными радиаторами такая жидкость была, к тому же, безопасна в отношении коррозии, а потому решение казалось идеальным. Именно так появился на свет первый антифриз. Потому что в переводе антифриз означает: «против мороза»!
Проблемы начались с приходом более современных авто. Циркулируя по новеньким системам охлаждения, нагретый антифриз буквально пожирал металл, выгрызая куски крыльчатки и стенок каналов головки блока… Поэтому в институте «ГосНИИОХТ» создали оригинальный состав охлаждающей жидкости, способный обуздать коррозионную активность «обычного» антифриза. В его состав стали вводить добавки на основе неорганических солей – они образовывали на металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю.
Название новинки возникло так. Первые три буквы взяли с таблички над дверью отдела: «Технология органического синтеза». Окончание «ол» пришло из химической терминологии. В итоге на свет появился «Тосол»!
Название показалось настолько удачным, что из аббревиатуры поти-хоньку превратилось в имя нарицательное . А поскольку «жигули» в семидесятые годы были у нас символом жизненного успеха, то и «Тосол» попал в разряд элитных жидкостей для избранных. Именно тогда в головах и сформировался стереотип: мол, «Тосол» – это жидкость, пригодная только для «жигулей»!
Спустя несколько десятков лет ситуация в стране резко изменилась: термин «жигули» стал чуть ли ни ругательством, а любой «жигулевский» компонент – синонимом низкопробной халтуры. В итоге «Тосол» в устах продавцов по инерции стал считаться некой жидкостью для отечественных – читай, «плохих» – автомобилей! Более того – этим именем почему-то начали называть любые антифризы для «нашенских» машин! Так же, как джипом обыватель уверенно называет любой вседорожник, а не только американский «Джип»….
Напомним еще раз: любая охлаждающая жидкость – это антифриз! Точно так же, как «Мерседес», «Калина» и ЗИЛ – это все автомобили! А «Тосол» – это тоже антифриз! Другое дело, что современные антифризы так же отличаются от смеси воды с этиленгликолем, как автомобиль третьего тысячелетия от первых самодвижущихся экипажей. Но –увы: «тосол» и «антифриз» уверенно стали именами нарицательными, а также чуть ли не синонимами терминов «плохой « и «хороший»!
К сожалению, данное разделение охлаждающих жидкостей охотно поддержала вся «цепочка» посредников, начиная от оптовиков и заканчивая розничными торговцами. В то, что сегодня называют «Тосол», производители чаще всего добавляют присадки, обеспечивающие разве что минимальные антикоррозионные свойства – и это вполне объяснимо! Во-первых – дешево, во-вторых – чаще будут покупать, в-третьих – для «жигулей» и так сойдет. А вот многочисленным жидкостям с надписью типа «АНТИФРИЗ» повезло куда меньше. Некоторые, даже крупные производители не утруждают себя новыми разработками и внедрениями, а льют в такие канистры все тот же «тосол» 70-х – 80-х годов прошлого столетия. А что там внутри – какой он, этот антифриз? Силикатный, карбоксилатный, лобридный? Таких слов многие продавцы даже не знают.
Так что же покупать? Ответ один: для «серьезных» современных машин подходят исключительно антифризы продвинутых производителей! Лучшее подтверждение такой «продвинутости» – ссылка на одобрение продукта серьезным автопроизводителем, будь то «Мерседес», «Фольксваген» и т.п. Поэтому любые неизвестные бренды лучше сразу обходить стороной – хуже не будет. Конечно, подделать можно любую «фирму», а на канистре написать любую чушь, но тут может помочь… Интернет. На сайте любого серьезного автопроизводителя точно указано, кому он выдавал свое одобрение.

История эволюции автомобильных двигателей включает в себя внедрение системы охлаждения в общую конструкцию. Охлаждающая система может быть двух видов: воздушная и жидкостная. Сейчас в большинстве автомобилей используется второй вариант. При этом внутри циркулирует антифриз или тосол.

Внимание! Тосол является всего лишь разновидностью антифриза.

Антифриз — это международное название охлаждающей жидкости для автомобиля. Тосол был придуман в СССР . В связи с этим многие владельцы не желают заливать его в свои иномарки, связывая это с низким качеством жидкости.

Особенности жидкостных систем охлаждения

Жидкостные системы не только более компактны, они ещё и более функциональны. Благодаря им удаётся значительно быстрее остудить горячий двигатель. При этом внутри циркулирует антифриз или тосол.

Жидкостная система охлаждения устроена довольно интересно. Самой важной частью является радиатор. Именно через него проходит антифриз или тосол. Всё это происходит на большой скорости: жидкость передаёт часть тепла биметаллическим пластинам, а встречный поток воздуха охлаждает их.

Немного истории

Чтобы понять, в чём отличие тосола от антифриза, необходимо немного углубиться в историю. Для этого нужно вернуться на 30-40 лет назад, когда на наших дорогах иномарки были редкими гостями. Все автомобили производились у нас, как и расходные материалы к ним. Проще говоря, к иностранной охлаждающей жидкости не было доступа.

Тосол действует также, как и антифриз. Но много лет назад он представлял собой не столько имя собственное, сколько аббревиатуру. После развала Советского Союза у нас с каждым годом начало появляться всё больше иномарок. По привычке автовладельцы заливали в охлаждающие системы то же самое. Естественно, что деликатная зарубежная техника такого выдержать не могла.

Результатом заправки тосола стало то, что системы охлаждения начинали функционировать гораздо хуже. Мало того, в связи с развалом СССР отечественную охлаждающую жидкость делали всё хуже и хуже. Как результат все стали охотиться исключительно за антифризом.

Также стоит отметить, что разница между тосолом и антифризом кроется в самой формуле вещества. Этапы разработки двух жидкостей существенно отличаются друг от друга, хотя в их основе лежит спирт. Вторым компонентом является простая дистиллированная вода.

Спирт позволяет в значительной мере понизить температуру, при которой охлаждающая жидкость будет замерзать. В результате двигатель нормально охлаждается даже в мороз. К тому же температура закипания вещества лежит за пределами 100 градусов по Цельсию и может достигать 110-115. Это позволяет сделать систему охлаждения ещё более эффективной.

Как видите, основа у тосола и антифриза одинаковая. Главные отличия кроются в присадках, которые используют производители для придания охлаждающей жидкости дополнительных качеств. Проще говоря, эти два средства отличатся друг от друга за счёт специальных добавок.

Особенности двух охлаждающих жидкостей

Каким бывает антифриз

Антифриз делится на три класса в зависимости от своих свойств:

  • органический,
  • неорганический,
  • гибридный.

Каждый класс имеет как преимущества, так и недостатки. К примеру, неорганика стоит сравнительно недорого, но имеет короткий срок эксплуатации. Органика, в свою очередь, может эксплуатироваться около пяти лет. Гибридный класс сочетается с двумя предыдущими.

Отличия антифриза от тосола

Как уже говорилось, антифриз от тосола отличается разнообразными присадками, которые добавляют производители к основной формуле. В результате даже цвет может сказать об основных качествах и свойствах охлаждающей жидкости.

Начнём с главного отличия между тосолом и антифризом. В первом присадки являются неорганическими. В свою очередь импортные производители добавляют в продукт органические добавки. Это в значительной мере влияет на качество и срок службы. Мало того, плотность и температура закипания также отличаются.

Чтобы лучше понять отличие тосола от антифриза, нужно внимательно оценить эти два средства по всем параметрам. Начать стоит с того, что тосол, с технической точки зрения, куда менее совершенный. Из-за этого, при его использовании, антикоррозийный слой наносится на всю систему. В противном случае агрессивные вещества со временем разъедят конструкцию.

Как результат металл значительно хуже передаёт тепло. Проще говоря, использование тосола в значительной мере снижает эффективность функционирования системы охлаждения. Это негативно влияет на двигатель. Скорость его износа вырастает в несколько раз.

Внимания! Свои свойства тосол может сохранять не более чем 35 тысяч километров. После этой отметки жидкость нужно поменять.

Чтобы понять, насколько антифриз более эффективен, нужно также рассмотреть его принцип работы: защитный слой при использовании вещества образуется именно на проблемных участках. Как результат теплоотдача находится на стабильно высоком уровне. Поэтому менять жидкость нужно не чаще чем раз на 250 тысяч километров.

Если подвести итог всему сказанному, то два вещества отличаются друг от друга по таким параметрам, как:

  • температура кипения и замерзания,
  • смазывающие свойства,
  • антикоррозийные качества.

В зависимости от каждого из этих параметров определяется конечная ценность средства. На видео наглядно показаны чем отличаются антифриз и тосол:

Процесс замены

Несмотря на то, что антифриз обладает отличными эксплуатационными качествами, даже его нужно менять. Процесс замены тосола и антифриза имеет свои особенности, о которых нужно знать.

Внимание! Ни при каких обстоятельствах не мешайте тосол с антифризом. Это может привести к непредвиденным последствиям.

Если же вы точно не знаете тосол или антифриз залит в вашем двигателе, просто смешайте новую и старую охлаждающие жидкости в какой-нибудь посудине. Если в результате этого процесса образуется осадок в виде хлопьев или гелия, значит, вещества несовместимы.

Подобный осадок быстро забьёт систему охлаждения. В результате её работа станет невозможной. К сожалению, даже при положительных результатах теста нет никакой гарантии, что система охлаждения будет работать нормально. Смесь может вспениться внутри, тем самым доставив вам массу проблем. Обычно это происходит при достижении определённой температуры.

Дело в том, что из-за добавок антифриз приобретает уникальный цвет. Поэтому смешивание двух сортов этого вещества не приводит ни к чему хорошему. Чтобы не навредить машине, перед заменой нужно полностью слить всю охлаждающую субстанцию и залить внутрь новую.

Замена тосола или антифриза начинается с покупки новой охлаждающей жидкости. Не стоит экономить и покупать дешёвые средства. Обычно в них используются самые низкокачественные присадки, которые негативно сказываются на работе двигателя.

Перед заменой тосола или антифриза систему нужно промыть, чтобы в ней не осталось следов старого охлаждающего вещества. Эта несложная процедура позволит избежать смешивания. В результате риск того, что шланги забьются, будет минимальным.

Внимание! Перед промывкой старый антифриз или тосол нужно слить полностью. То есть охлаждающей жидкости не должно быть в цилиндрах, радиаторе и бачке.

Чтобы полностью слить тосол или антифриз - машину желательно поставить на склон. Вам нужно сделать так, чтобы передняя часть была наклонена немного вниз. Для промывки понадобится простая дистиллированная вода. В неё нужно добавить немного специальной очистительной смеси. Полученная субстанция заливается в систему.

После того как очистительная смесь залита нужно закрыть все пробки и включить двигатель. Тоже нужно сделать и с печкой. Вам необходимо дождаться, когда откроются клапаны. Субстанция, залитая внутрь, должна пройти по всем трубам. После этого жидкость сливается.

Совет! Процедуру очистки нужно повторить несколько раз.

Для продолжения процесса замены снова поставьте автомобиль под уклон. Только теперь передняя часть должна быть вверху. При этом охлаждающая субстанция заливается по максимуму.

Внимание! Крышка радиатора должна быть открыта.

Запустите двигатель. После этого долейте ещё охлаждающей субстанции и закройте крышку.

На видео показано как поменять антифриз в машине:

Итоги

Если провести различие между этими двумя веществам, то антифриз выигрывает по всем параметрам, кроме цены. Именно его заправляют в дорогие иномарки, чтобы продлить срок эксплуатации системы охлаждения и гарантировать долгую работу двигателя.