Быт или не быт? Осторожнее с лодкой! Польский фиат. не "жигули" - история в фотографиях

detroit_diesel8 в П-позорный или польский?

Первоначально польский Фиат оснащался мотором 1,3 литра 60 л.с., позже 1,5 л 75 л.с. (еще позже 82 л.с.) Скорость 140-155 км/ч. Как писали в справочнике по импортным автомобилям некого И.И. Карбановича: "Легковой малолитражный автомобиль "Польский Фиат-125П" выпускается автомобильным заводом FSO в г. Варшаве (ПНР) с 1967 года по итальянской лицензии и предназначается для эксплуатации по усовершенствованным дорогам". Что забыли сказать, что "поляк" был симбиозом FIAT старой модели 1300 и новой 125. Предлагались варианты с кузовом универсал

И даже пикап. Машина пережила пару рестайлингов в 1973 и 1975 годах. После чего на ней появилась черная радиаторная решетка и плоские ручки дверей

После второго рестайлинга интерьер стал современнее. Хотя в элегантности, ИМХО, он сильно проигрывал первоначальному итальянскому первой половины 60-х...

Почему же тогда позорный? На этот вопрос ответит Крейг Читэм, известный историк и автор книги "150 самых неудачных автомобилей".

"Качество было такое низкое, что FIAT попросил FSO удалитть все ссылки на его имя, опасаясь, что плохая репутация 125р плохо отразится на его имидже... Дешевые кабюраторы при работе разрушались, от чего стружка попадала в топливо, рессоры просаживались без всяких причин, а кузов и шасси ржавели быстрее, чем судно после кораблекрушения. Если вы положили какой-либо груз в изношенную машину, то он мог провалиться сквозь пол багажника вместе с бензобаком!"

Даже не знаю, что сказать. Качество было хуже, чем у продукции АвтоТАЗа? Гм...

Последние модификации пытались осовременить пластиковыми колпаками и надписью "классик".

Polski FIAT-125p - родной брат жигулёвской «шестёрки» January 8th, 2015

Polski Fiat 125p — автомобиль, производившийся в Польской Народной Республике на заводе FSO с 1967 по 1991 год. Почти, как наши Жигули в Тольятти. Но наши «копейки» — это ФИАТ 124. В братской Польше сохранилось довольно много автомобилей Fiat 125p родом из семидесятых годов. Некоторые из них прекрасно себя «чувствуют» и даже отлично бегают. Вот один из них — родной брат отечественной «шахи», нашей привычной «шестёрки» — Фиат 125p.




Смотрите, как похож! Только поворотники сразу бросаются в глаза.
Кстати, FSO — это польский завод Fabryka Samochodów Osobowych S.A. да-да... Фабрика особовых самоходов.

Вид сзади. Нет замка багажника. А задние фонари — как на жигулёвской "трёшке".

В 1970 году модификация "Special" второй раз подверглась модернизации. Изменения коснулись в основном внешности машины, но было также и одно важное техническое нововведение — в качестве опции появилась 3-ступенчатая автоматическая коробка передач. Но это не про нашего героя.


Пришло время заглянуть внутрь салона. Как всё знакомо!

В Южной Америке эту модель производили до начала 80-х. Производственная программа, кроме седана, включала модификации с кузовами "универсал" и "купе". В Польше 125-й производился на заводе ФСО (не путать с Федеральной Службой охраны). Позже на базе 125-го в Польше разработали 5-дверный хэтчбек, который производился под названием Полонез. Кроме того ФИАТ 125 производили и в Египте.


Спидометр заметно отличается от привычного в жигулях.

А под задним стеклом — газета "Варшавское житие" 1967 года. Сколько же тогда стоил этот автомобиль? Выяснить удалось не сразу.
Примерно 370 000zł стоил этот автомобиль в 1979 году. С тех пор много воды утекло... Средняя зарплата у полького рабочего тогда была примерно 2000 злотых. Считаем?)) Почти 15 лет работать не тратя ни на что. Возможно, я ошибаюсь. Поправьте, кто знает. И у нас жигули стоили сильно больше средних зарплат...


Еще забавная информация о прозвищах этой машины — из Википедий, правда...
В Польше Fiat 125p назывался "Креденс" (шкаф) или "Bandyta"/"Bandzior" (бандит/cut-throat). Наиболее распространенные прозвище — "Дужи Фиат" (большой "Фиат"), в отличие от Fiat 126p который называется "Maluch (Малух)"/"Малый "Фиат".
В Венгрии называли его "Nagypolski" или "Nagypolák" (большой Polski), а 126 окрестили "Kispolski" или "Kispolák" (малый Polski).
В бывшей Югославии ФИАТ 125p называлась "Pezejac", а 126p прозвали "Peglica", что означает "маленький утюг".
В Чехословакия называлась "Полак".

Компактная машинка в своё время стала для поляков тем же, чем для восточных немцев был "Траби", а для советских граждан – . Ведь 126-й был заметно доступнее полноразмерных автомобилей, но при этом позволял небогатой польской семье обрести собственное средство передвижения. При этом владельцы умудрялись не только просто ездить на этих машинах, но и путешествовать: в благополучные восьмидесятые в качестве автотуристов, а чуть позже – отправляясь в своеобразные "бизнес-туры". Именно на таких машинках в конце восьмидесятых годов многие польские семьи везли нехитрый товар в «приоткрывшиеся» западные регионы СССР, с выгодой продавая одежду, косметику и аксессуары в стране "вечного товарного голода". Несмотря на, казалось бы, смехотворные размеры багажного отсека (да и самого автомобильчика в целом), предприимчивые поляки навьючивали своих "тружеников", как могли, забивая салоны товаром, что называется, под самый потолок.

Когда финансовое положение Польши улучшилось, многие из этих машин снова отправились на просторы "1/6 суши" – только теперь уже навсегда, обретя новых владельцев в странах СНГ. До наших же дней в бывших советских республиках сохранились буквально единицы 126-х, причем практически все – в той или иной мере , то есть с неродными агрегатами, деталями интерьера и колесами.

Технический вопрос

Что же представлял собой Fiat 126? В 1972 году на Туринском автосалоне итальянская компания Fiat представила новую модель – 126, которая должна была заменить откровенно устаревшую "пятисотку". Именно поэтому многие технические решения, а также колесная база 126-го идентичны Fiat 500. Сохранилась и заднемоторная компоновка, при которой был установлен позади задних сидений и приводил в движение задние ведущие колеса. Несмотря на то, что весь мир в начале семидесятых активно переходил на передний привод (разумеется, при переднем расположении силового агрегата), итальянцы в этой модели остались верны проверенной временем (но, увы, не имевшей перспектив) заднемоторной схеме. Возможно и потому, что эта модель создавалась "с прицелом" на выпуск по лицензии в Польше, а в самой Италии 126-й так и не стал полновесным правопреемником знаменитой "пятисотки". Вполне благополучные к тому времени итальянцы отдавали предпочтение чуть более просторной модели "со следующим номером" – 127, у которой, к тому же, был обычный ДВС с жидкостным охлаждением, расположенный спереди. Да и привод на передние колеса, опять же, способствовал популярности именно 127-го... Кроме того, Fiat 127 даже умудрился стать Европейским автомобилем года-1972!

Внешне обе модели (126 и 127) были выполнены в одном дизайнерском ключе – угловатые формы, капот, заходящий на передние крылья с разъемом в вертикальной плоскости, прямоугольные фары небольшого размера с расположенными под ними подфарниками. Даже спустя сорок лет после начала выпуска Fiat 126 не выглядит откровенно устаревшим или архаичным, поскольку его внешность лишена спорных или скоротечных решений.

Интересно, что на базе 126-го в 1976 году была создана пара любопытных концептов.

Концепт-кар Vettura Urbana от ателье Michelotti на базе Fiat 126 (1976 г.)

Прототип утилитарного автомобиля Cavaletta на базе Fiat 126 (1976 г.)

Под покатым задним «капотом» Fiat 126 скрывался двухцилиндровый двигатель Straight-2 объемом 594 см³ c воздушным охлаждением. Такое тщедушное "сердечко" развивало 23 л. с. и обеспечивало "фиатику" посредственные скоростные характеристики. Так, разгон до сотни занимал целую вечность (48 секунд!), а ускорение прерывалось на 105 км/ч – показатель послевоенной "Победы" М-20. Даже наш Запорожец был куда динамичнее...

В 1977 году рабочий объем увеличили до 652 "кубиков", что не сказалось на максимальной мощности, но привело к увеличению крутящего момента с 39 Нм до 43 Нм. В 1987 году мотор 126p претерпел более радикальную модернизацию и получил оппозитное расположение цилиндров и жидкостное охлаждение. Модель под названием 126 Bis развивала 26 л. с. – то есть была даже слабее "инвалидной" версии ЗАЗ-968М-005. Зато вожделенную «сотку» Фиат стал набирать за «каких-то» 33 секунды…

Внешне машину осовременили чуть раньше – в 1984 году. "Фейслифтинговый" 126-й получил пластиковые бамперы и более современную приборную панель, несколько улучшилась в мелочах и другая отделка кузова. Отличить "осовремененный" Фиатик можно по колесным дискам, зеркалам и бамперам.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Fiat 126 Personal

Конечно, уровень комфорта в машинке длиной всего три метра был спартанским, да и просторностью багажного отделения (100 л) 126-й похвастать не мог. Тем не менее, при необходимости четыре человека внутрь все же помещались, но обычно на заднем сидении перевозили детей или багаж. Впрочем, благодаря отдельным техническим решениям (например, маленьким 12-дюймовым колесам) пассажирскому отсеку было отдано максимум пространства, а компоновка силового агрегата и других узлов была максимально плотной и компактной. Этому способствовала и конструкция двухцилиндрового воздушника, лишенного громоздкой системы охлаждения.

Ходовая часть и силовой агрегат Fiat 126

Производство

В Италии Fiat 126 выпускался до 1980 года на заводах в городах Кассино и Термини-Имерезе. При этом «итальянский подданный» модели 126 попал в социалистическую Польшу практически сразу же после начала выпуска. Ведь еще в 1971 г. "с прицелом" под выпуск такой машины на базе небольшого завода по производству мотопомп "Polmo" в г. Бельско-Бяла было создано предприятие FSM (Fabryka Samochodow Malolitrazowych). Такой завод на основании соглашения между польской компанией FSO и концерном Fiat и должен был выпускать по лицензии Fiat 126.

Первый Polski Fiat 126p был собран в Бельско-Бяла из итальянских комплектующих 6 июня 1973 года, а уже месяц спустя началось полноценное производство польских 126-х. Кроме фабрики в Бельско-Бяла, FSM располагало и производственными мощностями в городе Тыхы, которые и позволили выйти на требуемый уровень производства. Основное количество автомобилей было изгодовлено именно на новом заводе в Тыхы, а в Бельско-Бяла производили двигатели. Кроме того, Fiat 126 по лицензии выпускался в Югославии на заводе Zastava. Именно поэтому в Сербии встречалось довольно много 126-х.

Интересно, что около 2 000 экземпляров было произведено и в... Австрии под брендом Steyr 126 P4, а на рынке Дании автомобиль носил «историческое» название Topolino (мышонок). Маленький Фиатик существовал и в праворульных версиях для рынка Великобритании – под именами Saloon и De Ville.

1 / 2

2 / 2

Даже после перехода Польши "на капиталистические рельсы" производство модели 126р не было свернуто. В 1994 году машина пережила очередной "фейслифт" с использованием деталей от итальянского Fiat Cinquecento, получив при этом индекс 126EL. В 1997 году появилась модификация (ELX), оснащенная катализатором.

В 2000 году закончился двадцатый век – и одновременно век 126-го, поскольку производство модели прекратили в октябре, выпустив «финальную» партию автомобилей под названием «Happy End» с кузовами желтого цвета. И в этом же 2000-м польская группа «Big Cyc» выпустила композицию «Maly fiat», посвященную модели 126р.

За без малого три десятилетия 126-х было выпущено 1,35 миллиона экземпляров в Италии и 3,32 миллиона в Польше. Таким образом, Fiat 126p является наиболее массовым польским автомобилем.