Бум "зеленых" машин в мире: почему Украина до сих пор не производит электромобили. История украинских электромобилей

В этом году в акции "Автоцентра" "Автомобиль года в Украине" принимают участие сразу три электромобиля. Это машины, которые были представлены украинцам в уходящем году: Bio Auto evA-4, i-MiEV">Mitsubishi i-MiEV и BYD E6. Причем первые два соревнуются в одной номинации: "Легковой автомобиль малого класса". Я все же отдал голос за "Еву" - она пока ближе к украинскому народу, чем Mitsubishi. Ну а в номинации "Легковой автомобиль компактного класса", конечно же, проголосовал за электрический BYD E6. К сожалению, рейтинг не дает возможности видеть текущие позиции в номинациях, что говорит не в пользу его честности. И все же, если вы доверяете будущее электромобилям, потратьте две-три минуты на регистрацию и проголосуйте за них в данной акции.

Напомню, автомобилем 2013 года в США по версии двух авторитетных изданий . Вы можете посмотреть о том, как создавалась эта машина, и у вас тоже не останется сомнений - он, действительно, лучший.


Столичный завод прицепов "Титан" известен своей продукцией не только в Украине, но и за рубежом. Его директор Александр Туз является фанатом электромобилей и сам уже довольно давно ездит на редком спортивном электрокаре Tropica. Неудивительно, что он постоянно искал возможности наладить производство электромобилей в Украине, и, кажется, нашел ее. Сегодня завод "Титан" всерьез занялся переделкой бензиновых авто известных брендов в электромобили. В нашем

29-04-2016 22:02

История украинских электромобилей

История электромобилей не так коротка, как может показаться нынешним поклонникам Tesla. Первый автомобиль, приводимый в движение не с помощью двигателя внутреннего сгорания, а электричества был создан еще в 1841 году. Но наиболее примечателен тот факт, что история украинских электромобилей насчитывает более полувека. Об этом пишет Styer.

Первый серийный электромобиль в СССР начал выпускать Львовский автосборочный завод еще в 50-х годах ХХ века. С тех пор разного рода электротранспорт строили в Запорожье, Львове, Харькове и других городах, но до серийного производства дело доходило лишь в редких случаях. И все же гордиться нам есть чем. Проследим историю отечественного электромобилестроения от середины прошлого века до наших дней.

Львов

26 апреля 1949 года Совет Министров СССР вынес постановление, которым обязал Госплан СССР выделить средства для организации завода по производству электромобилей и автобусов. Этим же постановлением автосборочное предприятие переименовывалось во Львовский автобусный завод.

ЛАЗ-750 и ЛАЗ-751

Молодому предприятию установили план на производство 3000 автокранов, 1000 электромобилей и 2000 автобусов. Одним из первых продуктов Львовского автобусного завода стал электрический грузовик, выпущенный в 1951 году в двух модификациях. ЛАЗ-750 (грузоподъемностью 0,5 тонны) и ЛАЗ-751 (грузоподъемностью 1,5 тонны) предназначались для доставки почты: они должны были забирать корреспонденцию из почтовых ящиков и доставлять ее на Главпочтамт.

Для своего времени электрические грузовички львовского завода имели неплохие характеристики. Фургоны были оборудованы двумя электромоторами, размещенными сзади на поперечине рамы, крутящий момент передавался на задние колеса. Кузова электромобилей был выполнены из алюминия и фанеры для максимального облегчения машин.

Электромоторы ЛАЗ 750 развивали 5,7 кВт суммарной мощности. Их питали 40 аккумуляторов емкостью 200 А ч и напряжением 80 В. Максимальная скорость машины составляла 33 км/ч, а запас хода - до 50 км/ч.

Старшая модель с индексом 751 перевозила полторы тонны груза и оснащалась 42 аккумуляторами. Электродвигатели развивали в сумме 8 кВт. Максимальная скорость машины была меньше, чем у 750-й, - 30 км/ч, но запас хода был немного выше - до 60 км.

Во Львове сделали по десять машин каждой модели. Все 20 электромобилей отправили работать в Москву и Ленинград, где они исправно трудились вплоть до 1958 года. Электрогрузовики хорошо справлялись со своей задачей, но в холодную пору запас хода сильно падал. Батареи были недостатком электромобилей ЛАЗ. Тяжелые свинцовые аккумуляторы, установленные под полом фургонов, были очень тяжелыми и выдерживали всего 200-300 циклов зарядки. Их необходимо было менять примерно раз в 20 тысяч километров, к тому же были довольно дорогими.

Оказалось, что электромобили в эксплуатации не так просты, еще и начальная стоимость машины выходила в 2 раза дороже бензинового аналога. Экономически невыгодный электромобильный проект в конце-концов решили закрыть, тем более, что ЛАЗ к тому времени уже массово выпускал большие автобусы и для производства электротранспорта не было свободных производственных мощностей.

ЛАЗ-360ЭМ


В 1970 специалисты Головного Союзного Конструкторского Бюро во Львове разработали уникальный автобус. Он был низкопольным, работал от 180-сильного ДВС и пары электродвигателей, которые питались от генератора на 132 кВт. Гибридный городской автобус был оборудован электрической трансмиссией, передающей крутящий момент на две задние оси, а еще был выполнен в футуристичном дизайне. Несмотря на передовые технологии и прекрасные характеристики, в серию автобус не пошел.

Стоит отметить, что массовое производство низкопольных автобусов началось лишь через 20 лет после появления ЛАЗ-360ЭМ.

Наше время

В январе 2016 года на дороги Львова для тестовых испытаний вышел первый украинский электробус, выпущенный на львовском заводе "Электрон".
Электробус оснащен батареей, которая обеспечивает ему запас хода в 220 километров. Разгоняется такой электробус до 70 километров в час. 12-метровый низкопольный электробус способен перевозить одновременно 100 пассажиров.

Харьков

В истории отечественного электромобилестроения Харьков отличился в двух областях: создании троллейвозов и спортивных электромобилей. Первые представляли собой тяжелые грузовики, питающиеся от троллейбусных линий проводов. Спортивные электромобили строили, преимущественно, студенты Харьковского автодорожного института. О массовом производстве речь не шли ни в одном из этих случаев, но наработки, появившиеся при их создании, вполне можно использовать в серийных автомобилях и сегодня.

ЯАЗ-210Е ХТТУ

В конце 1952 года в одном из депо Харьковского трамвайно-троллейбусного управления был построен так называемый троллейвоз - грузовая машина с электрическими двигателями, получающими электроэнергию от троллей.

Троллейвозы разработал Институт горного дела Академии наук УССР по заказу Главного управления промышленности нерудных ископаемых. В сентябре 1952 года был построен трехосный троллейвоз ЯАЗ-210Е ХТТУ Опытный. Грузовик получил электродвигатель мощностью 86 кВт, а вместо родной кабины установили переднюю часть троллейбуса. Хотя троллейвоз неплохо показал себя на испытаниях и даже послужил основой для создания в 1956 году еще 6 подобных машин, но в серию не пошел.

МАЗ-525 ХТТУ

Следующим этапом совместной работы украинских конструкторов в области электроттранспорта стал выпуск еще одного троллейвоза.
В 1954 году совместными усилиями “МАЗа”, Института горного дела АН УССР и Харьковского троллейбусного депо был создан уникальный самосвал-троллейвоз, получивший название МАЗ-525 ХТТУ. Автомобиль оснащался двумя троллейбусными электродвигателями общей мощностью 172 кВт, которые управлялись одним контроллером и четырьмя контактными панелями. От электродвигателя также приводились в действие гидроусилитель руля и подъемное устройство самосвальной платформы.

В отчетах по испытаниям МАЗ-525 ХТТУ отмечалось, что по сравнению с традиционными самосвалами, труд водителей на таких машинах был легче, производительность троллейвозов - на 76% выше, а стоимость тонно-километра ниже на 39%. Несмотря на это, эксплуатация троллейвозов была признана в целом нецелесообразной. Вернее, целесообразной, но при выполнении целого ряда условий, недостижимых в реальной жизни.

Спортивный родстер

Харьковский автодорожный институт в 1961 году выпустил уникальный спортивный родстер с кузовом из стеклопластика, получивший название ХАДИ-2. Он был спроектирован и построен студенческим конструкторским бюро института. Кузов не имел дверей и был изготовлен путем выклейки из стеклоткани в 10 слоев.
Изначально автомобиль оснащался мотором и сцеплением от мотоцикла М-72. Позже мотоциклетный мотор заменили на электрический. На Выставке Достижений Народного Хозяйства в Киеве и Москве харьковский электрический родстер завоевал награды за передовые технологии в конструкции автомобиля.

Харьковчанам даже удалось официально зарегистрировать свое творение и получить на него государственные номерные знаки. После этого создатели ХАДИ-2 совершили на нем несколько длительных пробегов по Украине и даже доехали до Москвы.

По информации из некоторых источников ХАДИ-2 дожил до наших дней и каждый год используется в церемонии посвящения первокурсников в студенты.

Рекордно-гоночные электрокары

Следующим электромобилем харьковской разработки и первым рекордным стал ХАДИ-11Э, выпущенный в 1972 году. Автомобиль получил компаундный электромотор мощностью 30 кВт, работающий от свинцово и серебряно-цинковых аккумуляторов.

В 1973 году во время заездов на автополигоне “НАМИ” в Дмитрове, электромобиль ХАДИ-11Э стал обладателем сразу трех всесоюзных рекордов. Первый рекорд был установлен за максимальную скорость на дистанции 0,5 км с места - электрокар разогнался до 93,7 км/час. На дистанции 1 км с хода машина разогналась до 145,7 км/час. Оба рекорда превышали мировые достижения. При старте с места ХАДИ-11Э проезжал 1 км со средней скоростью 109,1 км/час.

ХАДИ-13Э

Гоночный автомобиль ХАДИ-13Э был создан специально для проведения рекордных заездов на скорость - по сути это был чистый дрэгстер. Электродвигатель мощностью 30 кВт располагался в задней части стеклопластикового кузова, а в действие приводился десятком серебряно-цинковых батарей.

В 1977 году ракетоподобный электромобиль установил несколько рекордов. Так, на дистанции 1 км со стартом с хода машина развила 161,7 км/ч, а при старте с места - 115,9 км/ч. За 500 метров при старте с места электрокар успевал набрать скорость 96,2 км/ч. При этом до 100 км/ч ХАДИ-13Э разгонялся за 9,5 секунды.
По расчетам максимальная скорость машины весом в 450 кг должна была составлять 250 км/ч.

ХАДИ-21Э

В 1983 году харьковские конструкторы представили еще одну рекордную модель электрического спорткара с индексом ХАДИ-21Э.

Автомобиль оснастили двумя силовой установкой, представляющей собой два танковых стартера-генератора по 30 кВт каждый. Крутящий момент передавался на общий редуктор. Питание обеспечивали 12 серебряно-цинковых аккумуляторов, причем конструкторы предусмотрели возможность отключения четырех из них.
Автомобиль принимал участие в заездах на установление рекорда скорости. Стартуя с места на дистанции 0,5 км он установил всесоюзный рекорд скорости достигнув отметки в 99 км/ч. Максимальная расчетная скорость 600-килограммовой машины составляла 250 км/ч.

В 1983 году на ХАДИ-21Э установили обтекаемый кузов с закрытыми колесами, после чего электромобиль получил обозначение ХАДИ-23Э.

ХАДИ-28Э

Электродрегстер был построен в 1985-87 годах для участия в рекордных заездах, но до соревнований так и не доехал.

Отличительной особенностью машины был электромотор постоянного тока от подводной торпеды. Мощность этого электродвигателя составляла 100 кВт.

Запорожье

Один из центров украинского автомобилестроения - Запорожский автозавод - на протяжении всей своей истории неоднократно пытался поставить на конвейер электромобиль. Так или иначе все эти попытки завершились ничем.

ЗАЗ-968 Электро

В 1973 году в Запорожском машиностроительном институте на базе модели ЗАЗ-968 был создан опытный электромобиль. “Электрозапорожец” оснастили электродвигателем мощностью 4 кВт, который позволял развивать максимальную скорость в 60 км/час. Но главной изюминкой машины стал импульсный полупроводниковый преобразователь, выгодно отличавший украинский электромобиль от машин со ступенчатым регулятором. Такая конструкция позволяла плавно изменять режимы работы электродвигателя, избежать потерь на сопротивлениях, а самое главное - производить автоматическое рекуперативное торможение с подзарядкой аккумуляторных батарей.

Электромобиль получил название “ЗМИ – электро”. Аккумуляторная батарея машины весила около 400 кг, а на одной зарядке прототип мог преодолеть расстояние в 100 км.

На Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи (ВДНХ) в 1974 году “ЗМИ – электро” заслужила золотую медаль и была признана готовой для запуска в серию. Однако, в серийное производство машина так и не пошла.

ЗАЗ Таврия 11091 Электро

Через 20 лет - в 1994 году Запорожский завод представил прототип автомобиля 1109 ЗАЗ Таврия Электро на базе ЗАЗ 1102-60.

В движение автомобиль приводил электродвигатель максимальной мощностью 25 кВт. Посредством механической 3-ступенчатой трансмиссии крутящий момент передавался на переднюю ось машины. Максимальный запас хода на одном заряде батарей составлял 140 км, а для полной зарядки батареи емкостью 160 А*ч требовалось 8 часов. Максимальная скорость машины достигала 90 км/ч.

Система рекуперативного торможения позволяла экономить до 15% заряда свинцово-кислотных батарей. Такие батареи выдерживали около 400 циклов зарядок, обеспечивая межсервисный пробег без замены батарей до 40 тысяч километров.

До запуска электромобиля в серийное производство дело так и не дошло из-за нехватки средств на заводе.

ЗАЗ Таврия 110206 Гибрид

Специалистами того же института был создан гибридный автомобиль на базе "Таврии", совмещающий электромотор с бензиновым ДВС. Автомобиль приводил в движение электродвигатель, энергию для которого вырабатывал одноцилиндровый бензиновый мотор мощностью 11 л.с.

При выключенном ДВС емкости десяти батарей (100 А*ч) хватало на 50 км пробега, а с работающим бензиновым мотором запас хода увеличивался до 750 км.

ZAZ Lanos Pick-up Electro

Очередной попыткой запустить электромобили в серийное производство на Запорожском автозаводе предприняли в 2010 году, когда на “Столичном Автошоу 2010” в Киеве представили ZAZ Lanos Pick-up Electro.

Электрический пикап оснащался электродвигателем производительностью 15 кВт и 8-ю аккумуляторами, обеспечивающими пробег до зарядки около 100 км. Один блок аккумуляторов украинского производства располагался под капотом, другой - в грузовом отсеке.

Пожалуй, это был тот момент, когда "ЗАЗ" был ближе всего к конвейерному производству электромобилей. Но дело "заглохло" на нескольких машинах. Хотя в интернете можно найти сайты, предлагающие электрический пикап Lanos, изготовленный "в Киеве или Москве" на заказ.

Энтузиасты


Время от времени в украинских СМИ появляется информация о независимых разработках электромобилей инженерами-энтузиастами. Например, недавно мы писали о том, что киевский пенсионер-конструктор создал ряд дешевых электромобилей. Эдуард Рудик своими силами и за собственные средства построил больше 20 электромобилей, причем умудрился потратить на каждый из них не более 5 тысяч долларов. Одно из последних творений киевлянина - компактный электромобиль “Панько", способен проехать 100 км и разгоняться до 70 км/час.

В сети можно легко найти массу сайтов и форумов, где украинские энтузиасты делятся опытом по переоборудованию обычных автомобилей в электрические и созданию таких машин с нуля.

Мысли о будущем

Пожалуй, самым значимым событием последнего времени для украинского автопрома стала новость о том, что в Монако представили первый украинский электромобиль, получивший имя Synchronous. Создатели диковинного электромобиля-кареты со всей серьезностью заявляют о намерении наладить серийный выпуск машины.

И пока клиенты Tesla ждут заказанную Model 3, у украинских производителей есть время, чтобы с толком применить все разработки предыдущих лет и наконец сделать украинский электромобиль - реальностью.

В Украине все больше людей, которые, отчаявшись ждать, когда же бензин и «солярка» подешевеют, начали присматриваться к электромобилям. И если учитывать причины, по которым у нас такой , ход мыслей у этих людей верный – с нынешними налогами ждать падения цен на топливо вряд ли стоит.

Однако с электромобилями есть одна проблема – они далеко не дешевые по сравнению со своими бензиновыми и дизельными «собратьями». Например, официальный импортер Mitsubishi в Украине за скромный электрический хетчбэк i-MiEV просит около $50 000. За такие деньги можно купить автомобиль премиум-класса.

Но не спешите отчаиваться. Есть в нашей стране и бюджетный варианты. Правда, скорее всего, выбирать вам придется между китайскими и подержанными электромобилями.

Итак, давайте разберемся, какие же электромобили можно купить в Украине относительно недорого.

Bio Auto

Дешевые электромобили evA

  • Максимальная скорость : 80 км/ч.
  • Запас хода : 120 км.
  • Время полной зарядки : 8 часов.
  • Стоимость электромобиля : от $6 100.

Электромобили evA – самый дешевый вариант в Украине. Во всяком случае, если речь идет о новых электрокарах. Но при покупке этих авто придется смириться с некоторыми минусами.

Во-первых, не очень понятен производитель. На сайте импортера написано, что автомобили выпускает предприятие в Гонконге, которое называется BIO Automotive Co. Но отыскать сайт компании мы так и не смогли.

Во-вторых, не радует срок службы батареи – всего пять лет. И у представителя бренда не указано, сколько будет стоить ее замена.

С другой стороны, ждать от автомобиля за $6 000 чего-то выдающегося было бы глупо. Пожалуй, его стоит рассматривать как бюджетный вариант для поездок на работу.

  • Максимальная скорость : 100 км/ч.
  • Запас хода : 140 км.
  • Время полной зарядки : 9 часов.
  • Стоимость электромобиля : от $13 600.

Tazzari Zerro – итальянский электромобиль. Официальных представителей в Украине у марки нет. Но авто можно купить «под заказ». На одном из специализированных сайтов – EcoElectro – за электромобиль просят менее $14 000, что для подобного авто относительно дешево.


Smart ForTwo

Smart Fortwo EV

  • Максимальная скорость : 125 км/ч.
  • Запас хода : 170 км.
  • Время полной зарядки : 8 часов.
  • Стоимость электромобиля : от $11 000.

За $11 000 вы, конечно, не купите новый Smart Fortwo EV. Из салона такой автомобиль в нашей стране будет стоить, как минимум, в три раза дороже. Но подержанный электрический «Смарт» за эти деньги взять можно. В частности, недорого подержанные Smart продает «Энтерпрайз ».


Nissan Leaf

Nissan Leaf

  • Максимальная скорость : 150 км/ч.
  • Запас хода : 170 км.
  • Время полной зарядки : 8 часов.
  • Стоимость электромобиля : от $15 000.

Как вы понимаете, в данном случае речь тоже идет о подержанном автомобиле. Цена выше, чем у вышеописанных моделей. Однако и сам автомобиль более функционален.

К тому же для «Ниссана Лиф» не составит труда найти комплектующие, так как построен он на базе хорошо известной модели – Tiida.

Официально в Украине Leaf не продается. Так что придется брать у «серых» дилеров. Один из них – уже названная компания «Энтерпрайз». Также японский электромобиль есть в каталоге онлайн-магазина EcoElectro. Стоит он там около $17 000.

Украина в пятерке стран по развитию рынка электрических машин. В 2017 году украинцы купили 2697 авто - это в 2,3 раза больше, чем в 2016-м. В основном это поддержанные Nissan Leaf.

В этом году спрос на электромобили будет еще больше - парламент снизил налоги, и купить электрокар стало дешевле на 17%. К 2035 году каждый четвертый автомобиль в Украине будет электрическим, прогнозирует Центр Разумкова.

Переориентация на электромобили - глобальный тренд. Страны Европы, Китай и Индия заявили, что откажутся от продаж машин с двигателем внутреннего сгорания (ДСВ) через 10-25 лет.Да и сами автопроизводители начали ориентироваться на производство гибридов и электромобилей. Например, Volvo объявила, что к 2019 году у всех новых машин будет аккумулятор и электродвигатель. Планы перехода на электрические приводы объявили BMW, Daimler и Volkswagen Group.

Украинские автопроизводители проиграли в производстве машин с ДСВ. Но занять свою нишу в электромобилестроении еще не поздно.

Экспериментальные разработки электрокаров в Украине появились еще в 1973 году, также были несколько моделей после провозглашения Независимости. Однако в серийное производство они так и не пошли, хотя в стране есть все условия для строительства электрических машин: потребительский спрос, залежи лития и машиностроительные заводы.

Что мешает Украине производить электрокары.

Пять попыток наладить производство электромобилей

В Украине не раз пытались выпустить электромобиль. Первым считается ЗАЗ-968 Электро. Экспериментальную машину разработал Запорожский машиностроительный институт в 1973 году. Автомобиль имел электродвигатель мощностью 4 Квт и систему рекуперации энергии - то есть, батареи подзаряжались при торможении. Батарея машины весила около 400 кг, а на одной зарядке "Электрозапорожец" мог преодолеть 100 км. Через год электромобиль получил золотую медаль на Всесоюзной выставке научно-технического творчества молодежи. Его собирались запустить в серийное производство. Но финансирование на ЗАЗ-968 Электро так и не выделили.

После выхода Украины из состава СССР Институт электродинамики НАН и ЗАЗ представили "Таврию-Электро". ЗАЗ 11091 оснастили электромотором мощностью 25 Квт. Заявленный запас хода - 130 километров, максимальная скорость - 90 километров в час. Для полного заряда батареи требовалось восемь часов. Завод продал несколько партий кузовов электромобилей Германии и Швейцарии. До запуска электромобиля в серийное производство дело так и не дошло из-за нехватки средств на заводе.

В 2005 году Институт электродинамики и ЗАЗ разработали гибрид ЗАЗ 110206 "Таврия-Гибрид". Одной емкости десяти батарей хватало на 50 км пробега, а с работающим бензиновым мотором запас хода увеличивался до 750 км.

Еще через пять лет ЗАЗ представил Lanos Pick-up Electro на "Столичном Автошоу 2010". Электрический пикап оснастили электродвигателем производительностью 15 кВт и восемью аккумуляторами, заряда хватало на 100 км. Тогда же руководство завода заявило, что серийного выпуска электропикапа не будет, поскольку он обходится на 60% дороже бензиновой версии.

В 2016-м компания Electric Marathon International презентовала в Монако электромобиль Synchronous. Машину представили как украинский электромобиль. Дизайн авто выполнен киевской студией Prystrast, двигатель "Славянка" - разработка одесской компании EcoFactor, изготовление кузова также проводилось в Одессе. Запас хода на одной зарядке аккумуляторов - 130-160 км. На крыше автомобиля размещены солнечные батареи. Synchronous развивает скорость 60-70 км/ч. По словам разработчиков, внешний вид, напоминающий средневековую карету, позволяет электромобилю стать идеальным средством передвижения в городе в качестве такси, шаттла для гостиниц и экскурсионного авто.

Господдержки - нет, рынок - маленький, а инвесторы не заинтересованы

Производить электромобили дорого. Себестоимость даже промышленных партий электрических машин в Китае - самом крупном автопроизводителе в мире - очень большая. Поэтому большинство стран поощряет производство и продажи электрокаров. В том же Китае Chery QQ стоит 6000 долл., а его электрическая версия Chery EQ - 15000 долл. Но государство компенсирует покупателю 60% стоимости машины, поэтому Chery EQ обходится в 6000 долл., как и бензиновый аналог.

Электрокары станут дешевле автомобилей с ДВС только через 10 лет, прогнозирует Bloomberg New Energy Finance. Сейчас батарея составляет примерно половину стоимости электрокара. Через семь лет цены на "зеленые" авто будут на уровне машин на бензине и дизеле. А в 2030-м электрокары станут на 10-20% дешевле и продолжат снижаться в цене.

Поэтому пока в Украине невозможно производить электрокары без господдержки автопроизводства в целом и стимуляции покупки таких авто, считают в "Укравто", которой принадлежит ЗАЗ.

"Последние изменения в законодательстве поставили украинского производителя в неравные условия с импортером. При импорте электрокара не уплачивается 20% НДС, а по Налоговому кодексу украинский электрокар освобождается только на 1,5%-2%, а не на 20%, потому что производитель должен весь входной НДС отнести к расходам", - поясняют в пресс-службе корпорации.

Еще одна причина - низкая платежеспособность населения. Украинцы, которые ездят на евробляхах за 1500 евро, вряд ли могут позволить себе электромобиль.

Госпрограммы действительно не хватает, считает исполнительный директор Центра глобалистики "Стратегия ХХІ" Андрей Чубик: "Но, прежде всего, украинский автопром отстает от мировых производителей как технически, так и дизайнерски. Самая большая проблема - отсутствие технологий производства современных аккумуляторов".

Плюс, бизнес-климат в Украине не привлекает инвесторов, говорит директор компании-импортера электромобилей "Грин вилс" Олег Маслов. Внутренний рынок не готов и не может переварить промышленные, рентабельные партии электромобилей. Экспорт тоже пока не выгоден.

"По условиям договора об ассоциации с ЕС украинские автомобили облагаются таможенной пошлиной. Восточное направление, конечно, закрыто". - отмечает Маслов.

Есть ли у украинского электромобиля будущее

В 2015 Институт электродинамики попытался собрать самостоятельно 20 тыс. грн на производство электромобиля. Ученые разместили проект на краудфандинговой площадке "На старте" и назвали его "Доступный украинский электромобиль". Планировался запуск серийного производства электрических ЗАЗ Lanos-pickup и ЗАЗ Lanos Sedan с пробегом 250 км на одном заряде. Стоил бы такой электромобиль 15 тыс. долларов. Украинцы перечислили на проект только 17 351 гривню.

Вероятность запустить национальный электрокар мизерная. Пока украинские разработчики пытались сделать Lanos электрическим, производство электромобилей в мире шагнуло далеко вперед. В Украине больше перспектив производить комплектующие для электромобилей, считает Ярослав Пилипчук, эксперт по экономическому анализу и транспортной инфраструктуре аналитического центра "Украинский институт будущего".

"По электромобилям больше вероятность сделать чью-то локализацию и поставлять комплектующие. Мы проводили исследование, в Украине можно локализовать производство электрокаров на уровне 60-70%", - комментирует Ярослав Пилипчук.

К тому же, в стране спрос опережает развитие инфраструктуры, отмечает аналитик. Украинец, купивший электромобиль, может обратиться за сервисом всего в пару точек в Киеве. При дальнейшем развитии рынка проблема будет только расти.

"Здесь сразу есть ниша - создать сервисное обслуживание, делать комплектующие. В этом направлении сейчас больше потенциала. Но в будущем мы можем производить электромобили. В Украине должны делать экономические расчеты и планировать разработку электрокаров, потому что спрос и инфраструктура будут развиваться", - добавляет Пилипчук.

Украинский электрокар может быть создан только при условии, что рынок будет потреблять несколько сотен тысяч машин. При продажах 80 тысяч авто по итогам прошлого года производство электрокаров - скорее далекая перспектива, чем потребность рынка, отмечают в "Укравто".

При этом компания "Еврокар", которая выпускает автомобили Skoda, рассматривает возможность производства электромобилей и комплектующих на рынок ЕС. Об этом сообщил Олег Боярин, владелец группы "Атолл Холдинг" (в нее входит "Еврокар"). Предприятие рассматривает несколько вариантов. Первый - наладить сотрудничество с американскими и европейскими брендами для запуска производства электромобилей и аккумуляторов. В Европе таких производств практически нет. Второй - стать площадкой для производства китайских электрокаров для поставки на Запад. Но для начала в Украине нужно подготовить инфраструктуру и законодательство, говорит Боярин.

Над этим работает Министерство инфраструктуры. В прошлом году ведомство представило концепцию развития рынка электротранспорта. Она состоит из трех этапов.

Первый - развитие рынка электрического транспорта на протяжении пяти лет. На втором десятилетнем этапе министерство планирует привлекать инвесторов для производства электромобилей и зарядных станций. И финальный этап, который продлится 15 лет, направлен на локализацию производства комплектующих и батарей для электрокаров.

Для стремительного развития рынка министерство планировало до 2023-го года освободить от НДС и акциза ввоз в страну электротранспорта и зарядных станций. До 2028 года отменить НДС на комплектующие к электротранспорту. И до 2033-го планировалось введение нулевой ставки НДС на производимый в Украине электрический транспорт, комплектующие к нему, зарядные станции. Однако пока что законопроект даже не зарегистрировали в парламенте.

По словам министра инфраструктуры Владимира Омеляна, иностранные инвесторы уже заинтересовались производством электромобилей в Украине - они ждут принятия закона. Министр пообещал зарегистрировать законопроект в Раде в ближайшее время.

Выпускать свои электромобили Украина пока не готова. Не готовы и украинцы покупать отечественный автомобиль. Вряд ли бы покупатели поддержанных Nissan Leaf переориентировались на электрический Lanos, если бы ЗАЗ вдруг бы запустил его в производство. Несмотря на высокие темпы роста рынка электрокаров, только 3,3% машин, которые купили украинцы в прошлом году - электрические. Этого недостаточно, чтобы заинтересовать Nissan или Tesla хотя бы открыть официальные точки продаж в Украине, не говоря уже о производстве.

Но производители могут начать с комплектующих и аккумуляторов. На них найдется спрос и на внутреннем рынке, учитывая, что украинцы покупают в основном б/у электрокары. Инвесторы и производители начнут выпускать электромобили, как только доходы украинцев вырастут, а спрос на машины станет существенней нескольких процентов. Пока причин выпускать электрокары в Украине нет.

Парадокс, но самые популярные электромобили в Украине не завозят официально. Почти все электрические бестселлеры пригоняют частные лица или специализированные компании. Но надо сказать, что список официальных импортеров электрокаров всё же растет и обещает стать достаточно обширным уже в 2017 году. Так, например, о поставках машин «на батарейках» заявили Hyundai и Renault.

В Украине самый популярный автомобиль с электродвигателем – Nissan Leaf. Хотя самый дорогой электромобиль на рынке (Tesla) недалеко ушел в рейтинге. В Украине можно найти разные машины с приставкой EV (Electro Vehicle).

Nissan Leaf

Самый популярный электромобиль в Украине является одним из самых дешевых, в частности, если говорить о б/у авто. При этом запас хода не самый худший, но всё зависит от года выпуска. Так, например, запас хода Ниссан Лиф 2010 года – 160 км. Но подержанный Leaf преодолевает меньшее расстояние. Электромобили Nissan 2011-2012 гг изначально обеспечивали запас хода в 175 км, а время зарядки Лиф – 7 часов (у предыдущей модели – 8 ч). На специальных станциях зарядка займет меньше трех часов, а Supercharger зарядит за полчаса батарею до 80%.

На новый Leaf 2016 устанавливают более емкую батарею, которая дает возможность проехать до 250 км на одном заряде. Правда, зимой реальная дальность поездки на одном заряде может существенно уменьшиться. Есть мнение, что при 20-градусном морозе б/у Nissan Leaf проезжает 90 км.

Цена Ниссан Лиф бу – от 12 до 20 тыс. долларов. Естественно, самые дешевые варианты – это Лифы первых годов выпуска и с изрядно изношенной силовой батареей.

Tesla Model S

Стоимость Tesla с пробегом стартует от 50 тыс. долларов. Запас хода Теслы – самый большой среди других электрокаров. В частности, топовая версия P100D может преодолевать больше 600 км без подзарядки. Версия с аккумулятором 85 кВт/час – 426 км, а с батареей на 60 кВт/час – 335 километров.

У Tesla алюминиевый кузов, который не поддается коррозии, но при мелких повреждениях его сложно восстанавливать. Эта машина не лишена недостатков. На старших моделях первого могли возникать проблемы с преобразователем тока – из-за неудачного места на конвертор попадала вода. Также есть мнение, что при агрессивной езде могут прогорать силовые контакты.

Разгон Тесла может впечатлить даже владельцев самых быстрых суперкаров. Во-первых, он прямолинейный, во-вторых, электромобиль Тесла способен разгоняться почти как спортбайк. Так, например, самая быстрая Tesla Model S может набирать первую сотню за 2,5 секунды!

Tesla Model S P85 2013 года выпуска с пробегом около 50 тысяч км пробега обойдется в 50-60 тысяч долларов. Цена Tesla Model S 85D 2016 года выпуска и без пробега – от 130 тыс. долларов.

Tesla Model X

Электрический кроссовер построен на базе седана Model S. Он получил версии с батареями емкостью 60, 75, 90 и 100 кВт/час. Дальность поездки на одном заряде у версии P100D – почти 600 км, у 90D составляет 411 км; P90D – 400 км; 70D – 354 км. Машина заинтриговала покупателей не только характеристиками и экологичностью, но и дверьми в «крылья сокола».

Первый кроссовер попал в Украину в сентябре 2016года. Цена на новую Model X 90D в Украине – без малого 175 тыс. долларов, но стоимость зависит еще и от поставщика, а также спецификации электромобиля (для США или Европы). Уже встречаются предложения по б/у Тесла Модель Икс за 100-120 тысяч в американской валюте.

Renault Fluence ZE

Время зарядки меньше чем у Nissan Leaf на час, но это не единственное преимущество – батарею можно заменить за несколько минут на специальной станции. В Украине, кстати, уже оборудован первый официальный сервис электромобилей Рено.

Запас хода Renault Fluence ZE не особо впечатляет – 150 км. Fluence сильно унифицирован со своим «братом», который имеет двигатель внутреннего сгорания. Поэтому проблем в Украине с запчастями к машине нет. Разве что, это может касаться контролеров или другого специального электрооборудования. Цена электромобиля Renault Fluence 4-5-летного возраста – порядка 15 тыс. долларов. К слову, Fluence ZE уже сняли с производства, а компания Renault сосредоточилась на электрических моделях Zoe и Kangoo.

Renault ZOE

Французский электромобиль 2012-2015 годов выпуска на одном заряде преодолевает 150 км, но это заявленные цифры от производителя. Такой пробег возможен в идеальных условиях. Как и Leaf, в холодную пору Рено Зое проедет меньше километров – около 100 км. после 2015 года выпуска имеет батарею, которая позволяет проехать 210 км.

В этом году представили Zoe 2017 модельного года. Главная особенность новинки – дальность путешествия без подзарядки выросла до 400 км.

Машина 2014 года выпуска в Украине стоит около 18 тысяч долларов. Renault Zoe без пробега обойдется почти вдвое дороже.

Renault Kangoo Z.E.

“Электрокаблук” Renault начали продавать с 2011 года. Renault Kangoo ZE проезжает 160 км на одном заряде, но эта цифра может меняться не только из-за температуры воздуха. В данном случае дальность пробега электрического Кангу может меняться в зависимости от загрузки. К слову, максимальный вес багажа – 650 кг.

Электромобиль Kangoo 2012 года продают за 12-13 тысяч долларов. Есть 2 варианта – обычный Kangoo и Maxi. Среди них можно выбирать грозовую или грузопассажирскую версию. Осенью 2016 года новый Renault Kangoo Z.E. продается в официальной дилерской сети Рено.

BMW i3

С 170-сильным электродвигателем при 100% заряда проедет 150 км. Еще 60 км пути можно проехать в энергосберегающем режиме. Но это не все – дополнительные 130 км обеспечивает 650-кубовый двигатель на 2 цилиндра. Это оптимальный вариант для тех, кто боится купить электромобиль и оказаться в ситуации, когда заряд аккумуляторов закончился, а розетки рядом нет.

Еще один плюс, который есть у BMW i3 – электромобиль БМВ продается в Украине официально. Это вопрос не только удобства покупки, но и обслуживания. Цена электрического BMW – около 50 тыс. долларов.

Ford Focus Electric

Электрический Ford Focus создали по принципу «ДВС – выбросить, электромотор – установить», поэтому у топливного и электро Фокуса есть много унифицированных деталей. Если сравнивать с Nissan Leaf, запас хода почти такой же (около 160 км).

В США владельцы некоторых Ford Focus сообщали об ошибках в работе машин, которые вызывали блокировку всей электроники и принудительное снижение скорости вплоть до требования полной остановки. Дилеры устраняли проблемы, поэтому вероятность купить машину с такой проблемой очень низкая. А вот чего не избежать, так это небольшого объема багажного отделения, который «съели» батареи. У электрического Форд Фокус багажник вмещает 390 л. Цена Ford Focus Electric с пробегом стартует от 15 тысяч долларов.

Hyundai IONIQ

Электроверсия корейской новинки получила аккумулятор емкостью 28 кВт/час. Он обеспечит запас хода в 250 км. Также IONIQ предлагается в виде гибрида – обычного и подзаряжаемого Plug-in. Корейцы провели мировую премьеру трех версий IONIQ в Женеве в марте 2016 года.

Электромобиль Hyundai IONIQ официально будут поставлять в Украину, но информации пока что мало. Но главное, что официальные продажи предполагают официальное обслуживание электромобилей и, возможно, гибридов Хюндай.

Резюме

Наиболее чувствительны к уменьшению пробега дешевые автомобили. Причина проста – у них слабее аккумуляторы, поэтому в случае с рынком б/у снижение запаса хода на недорогом электромобиле будет ощутимей, чем на дорогих электрических моделях с изначально большей дальностью хода на одном заряде. Ведь одно дело минус 30 километров у Ниссан Лиф при общем запасе в 160-200 км, и совсем другое – минус 30 км у Теслы с запасом хода в 400-600 км. Конечно, в идеале покупать новый электромобиль, но его цена неподъемна даже для некоторых состоятельных украинцев.

Купить подержанный электромобиль одни побаиваются из-за рисков приобретения машины с «убитыми» батареями, другие же, наоборот, не понимают смысл существенного переплаты за электромобиль без пробега. Поэтому однозначных рекомендаций по выбору и покупке электрического автомобиля нет. Одно можно сказать точно: появление официальных станций по ремонту и обслуживанию электромобилей на руку всем – и нынешним, и будущим владельцам автомобилей на электротяге, независимо от марки и года выпуска.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .