Буксировка на гибкой сцепке, памятка водителю. Правила пдд о буксировке автомобилей Виды жесткой сцепки автомобилей и их применение


Машина, как и любая другая техника ломается. В ситуации, если автомобиль из-за какой-либо поломки не может самостоятельно двигаться, и если нет возможности устранить поломку на месте, автовладельцы прибегают к буксировке авто при помощи другой машины, используя для этих целей специальные приспособления.

При осуществлении буксировки транспортного средства необходимо четко и беспрекословно соблюдать правила, иначе это может быть чревато ДТП, особенно, если нужна буксировка автомобиля зимой . В автошколе данная тема затрагивается поверхностно, но знания эти необходимы и рано или поздно могут пригодиться.

Достаточно часто можно видеть, как перемещают автомобиль при помощи буксировки, при чем разными способами. Но целесообразна ли буксировка автомобиля зимой? Дорога может быть скользкой, снежные осадки, плохая видимость. Некоторые автовладельцы отказываются от данной затеи и прибегают к услугам эвакуатора, которые стоят, кстати немало.

Причин , по которым необходима буксировка авто зимой может быть множество:

  1. Неисправность автомобиля в случае ДТП;
  2. Неисправность двигателя, кпп, других узлов, которые не позволяют автомобилю двигаться самостоятельно;
  3. Закончилось топливо;
  4. Машина застряла в снегу.

Самостоятельная буксировка машины самое недорогое и эффективное мероприятие. Однако он требует от водителей предельной осторожности, внимательности и четкого соблюдения правил, особенно, если выполняется буксировка автомобиля зимой.

Как пригнать машину в автосервис, если не заводиться, и нет денег на услуги эвакуатора? В сложившейся ситуации можно обратиться за помощью к товарищу, и попросить отбуксировать вашу машину при помощи его автомобиля. Какие есть варианты буксировки автомобиля зимой:

  1. Способом частичной погрузки.

Рассмотрим подробнее разновидности сцепок при буксировке механических транспортных средств.

Самостоятельная буксировка автомобиля зимой может стать причиной повреждения кузова, автомобиля, в худшем случае — ДТП. Прибегать к такому способу стоит, когда профессиональная помощь эвакуатора оказаться не может.

Буксировка автомобиля зимой способом жесткой сцепки выполняется с использованием специальной металлической конструкции . Преимущество такого способа транспортировки авто заключается в стабильном сохранении одинакового расстояния между ТС. Такая сцепка применяется, когда нужно перебросить авто с нерабочими тормозами, либо грузовой автомобиль.

Конструкция может собой представлять кусок трубы, на концах которой приварены проушины, но и сварную конструкцию из труб, образующих треугольник (еще называют «вилка»). Легковую машину при помощи второго варианта («вилка») отбуксировать невозможно, т.к. у него не предусмотрены крепления для такой тяжелой конструкции.

Таким способом разрешается буксировать автомобиль без присутствия водителя в нем, при условии, что применяется сцепка, имеющая конструкцию треугольник («вилку»).

Распространённый метод транспортировки автомобиля. Буксировка автомобиля зимой таким методом выполняется при помощи прочного троса , имеющий на концах специальные захваты (карабины). Буксирующие тросы бывают следующих видов:

  • Тканевый трос;
  • Стальной трос;
  • Трос из полипропилена.

Под нагрузкой трос слегка растягивается, за счет чего уменьшается шанс повредить кузов при транспортировке. Места для зацепа троса есть у каждого авто спереди и сзади, устанавливаются они сразу с завода.

Мы рекомендуем всегда держать при себе буксировочный трос. Тканевый можно постоянно возить в багажнике. И отпадет необходимость просить его у других автовладельцев. При покупке смотрите на максимальное усилие, оно не должно быть меньше 10 тонн. При меньшем он может сразу же порваться, а это только зря потраченное время и деньги.

Буксировка автомобиля зимой с применением троса не допустима при наличии гололеда !

Буксировка методом частичной погрузки применяется, когда у буксируемого авто имеются неполадки с тормозной системой, отвалилось колесо, либо не работает рулевой механизм. Либо инспекторами ГИБДД, при серьезном нарушении правил парковки.

Зимой буксировку автомобиля лучше всего осуществлять именно таким способом, т.к. он наиболее безопасен для всех участников движения. При наличии гололеда – это единственный выход , позволяющий перевезти авто на СТО.

Буксировка выполняется специальным автомобилем, который имеет кран для частичного поднятия передней части буксируемой машины.

Правильная буксировка зимой – гарантия защиты от вмятин

Сломались, застряли в сугробе или закончилось топливо? Хотите попросить друга отбуксировать Вас, но не знаете справится ли он? Не рискуйте! Позвоните в сервисный центр «Анкар»! Мы пришлем надежный эвакуатор с опытным водителем!

Как правильно буксировать автомобиль зимой по ПДД и не получить за это штраф? Какая максимальная скорость и как правильно трогаться – вопросы, которые мучают каждого неопытного автолюбителя, попавшего в такую ситуацию.

Помните, что согласно ПДД РФ водитель, у которого стаж менее 2 лет, не имеет право совершать буксировку механического транспортного средства. Буксируемая машина при помощи троса тоже относится к участникам дорожного движения. Поэтому водителю обязательно необходимо при себе иметь стандартный набор документов.

Основные правила , которые необходимо выполнять в обязательном порядке:

  1. Перед началом буксировки убедитесь в надежности крепления троса, и его состоянии.
  2. На буксируемом авто обязательно должна быть включен световой аварийный сигнал. Если же его включить невозможно (сел аккумулятор, авто не заводится), сзади машины закрепляется знак аварийной остановки.
  3. Чтобы при повороте в буксируемой машине внезапно не заблокировался руль, необходимо включить зажигание.
  4. Для гарантии безопасности движения масса буксировщика должна быть выше буксируемого.
  5. Соблюдайте плавное и без резких рывков движение.
  6. Водитель буксируемого авто обязан следить за натяжением троса, именно он контролирует натяжение.
  7. Двигайтесь со скоростью не выше 50 км/ч.
  8. Запрещается перевозить пассажиров в буксируемом ТС.

Можно ли буксировать авто с прицепом ? Нет, это запрещено правилами ПДД.

Буксировка автомобиля зимой методом жесткой сцепки должна осуществляться при выполнении следующих правил:

  • За рулем буксируемой машины обязательно должен быть водитель, для поддержания траектории движения (исключение конструкция треугольник).
  • Если у буксируемого автомобиля неполадки с тормозной системой, то его масса должна быть в 2 раза меньше буксировщика.
  • Минимальное расстояние между двумя автомобилями в жесткой сцепке составляет 4 метра.
  • Если у буксируемого авто неполадки с рулевым механизмом, то транспортировка этим методом не допускается.

Буксировка автомобиля зимой методом гибкой сцепки обязана происходить при соблюдении правил:

  • Буксировать в гололед на гибкой сцепке не разрешается.
  • Длина троса должна быть не меньше 4 метров.
  • Необходимо постоянно следить и не допускать провисания, и касания тросом земли.
  • В буксируемой машине в обязательном порядке должен находиться водитель.
  • Таким методом запрещена буксировка ТС с неисправными тормозами и рулевым механизмом.

Да, можно , вопреки мнению многих автолюбителей. Но обязательно необходимо не нарушать следующие правила:

  1. Максимальное расстояние при перемещении ТС составляет 50 км.
  2. Буксировщик по весу должен быть больше буксируемого.
  3. Двигаться необходимо со скоростью не больше 40 км/ч.
  4. Автоматическая коробка передач должна быть в положении либо «2», либо «L», но никак не в «D».
  5. Не рекомендуется переключать на пониженные передачи, чтобы не возникали дополнительные нагрузки.
  6. Для буксировки лучше всего подойдет жесткое сцепление.

Буксировка автомобиля с АКПП зимой

Буксировка автомобиля зимой с АКПП выполняется по следующей инструкции :

  • Коробка должна быть всегда в положении «N» или «2».
  • Скорость движения не более 40 км/ч.
  • Перед началом движения обязательно убедитесь, что при повороте руль не заблокируется. Для этого необходимо включить зажигание.
  • В зимнее время рекомендуется применять способ жесткой сцепки.
  • Если АКПП у буксируемой машины не исправна, то применяется способ частичной погрузки.

Буксировать транспортное средство необходимо предельно осторожно , и отнестись к этому стоит со всей ответственностью. Если у Вас нет опыта, и не уверены в своих силах, лучше прибегнуть к услугам эвакуатора. Так безопаснее.

При буксировке автомобиля зимой необходимо двигаться плавно и без резких ускорений и рывков. Троганье (начало движения) – самое сложное при транспортировке другого ТС. Начинать движение необходимо плавно, резкое ускорение может привести к плохим последствиям. К тому же может оборваться трос.

Помните, что лучше ехать постоянно со скоростью 20-30 км/ч, и это намного легче, чем постоянно тормозить и опять стартовать

Если у Вас механика, то перед натяжением троса выжмите сцепление, так это смягчит рывок, после натяжения необходимо нажимать на газ, не позволив тросу провиснуть. Переключайте передачи быстро и без задержек , в противном случае рывки неотвратимы, что со временем может вызывать обрыв троса.

Двигаться по дороге необходимо расчетливо , заранее продумывайте путь и маневры. При повороте обязательно берите больший радиус поворота, буксируемый авто едет по меньшей траектории.

Многие водители задаются вопросом, а как выполняется буксировка автомобиля с акпп с неработающим двигателем . Мы крайне не советуем в таком случае совершать буксировку, лучше обратиться к профессионалам, вызвав эвакуатор. Однако, если Вы все же решили это сделать, то четко соблюдайте следующие рекомендации :

  • Избегайте долгой буксировки, т.к. шанс выхода АКПП из строя увеличивается;
  • При нажатии на педаль тормоза прилагайте больше усилий, т.к. не будет работать усилить тормозов;
  • Не забудьте включить световой аварийный сигнал.
5 (100%) 2 голос(ов)

От неприятностей на дороге не застрахован никто. Почти любой водитель рано или поздно участвует в процессе буксировки: либо он кого-то буксирует, либо его тянут на буксире. Чтобы буксировка была безопасной и для участников процесса, и для окружающих, необходимо соблюдать целый ряд правил.

Начнем с того, что буксировать автомобиль можно разными способами. Все зависит от неисправности буксируемого автомобиля, а также от возможностей буксирующего.

Буксировка на гибкой сцепке. Это самый распространенный и простой вид буксировки, трос или лямку для которого можно найти в багажнике практически любого автомобиля. Помимо буксировочного троса для буксировки на гибкой сцепке нужны также буксировочные крюки или проушины на обоих автомобилях.

Правила буксировки на гибкой сцепке

  • Расстояние между буксируемым и буксирующим транспортным средством – от 4 до 6 метров.
  • В буксируемом автомобиле обязательно должен находиться водитель.
  • На тросе, который используется для буксировки, должны размещаться как минимум два световозвращающих элемента размером не менее 200х200 мм с диагональными полосами красного и белого цвета.
  • Запрещено буксировать автомобиль на гибкой сцепке, если у него неисправно рулевое управление или тормозная система.
  • Запрещено буксировать автомобиль на гибкой сцепке в условиях гололеда.

Буксировка на жесткой сцепке. В отличие от гибкой сцепки, где в качестве буксировочного приспособления используется мягкий трос, здесь для соединения автомобилей применяется металлическое приспособление. В зависимости от конфигурации, оно может иметь одну или несколько точек крепления к буксируемой и буксирующей машине.

Правила буксировки на жесткой сцепке

  • Расстояние между буксируемым и буксирующим транспортными средствами не должно превышать 4 м.
  • За рулем буксируемого автомобиля обязательно должен находиться водитель, за исключением случаев, когда жесткая сцепка обеспечивает полный контроль над траекторией движения буксируемого автомобиля.
  • Запрещено буксировать на жесткой сцепке автомобиль с неисправным рулевым управлением.
  • Запрещено буксировать на жесткой сцепке автомобиль с неработающей тормозной системой. Исключение составляет только один случай: когда фактическая масса буксирующего автомобиля в 2 и более раза больше, чем масса буксируемого – в этом случае буксировка на жесткой сцепке допускается.

Буксировка методом частичной погрузки. Это один из самых сложных способов буксировки автомобиля, для него необходим специальный буксирующий автомобиль. При этом способе передние колеса буксируемого автомобиля грузятся на грузовую платформу буксирующего автомобиля. Погрузка может осуществляться с помощью специального крана или своим ходом, по специальным рельсам. Обратите внимание, что если автомобиль погружен целиком, то это уже не буксировка, а перевозка груза.

Правила буксировки методом частичной погрузки

Запрещено перевозить людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

Запрещено буксировать методом частичной погрузки автомобиль с неисправной тормозной системой. Исключение такое же, как и для жесткой сцепки: если фактическая масса буксирующего автомобиля в 2 и более раза больше, чем фактическая масса буксируемого.

Обязательна буксировка методом частичной погрузки при неисправном рулевом управлении.

Буксировка в ПДД

В Правилах дорожного движения есть целый раздел, посвященный буксировке автомобилей

Для начала, пару слов о световой сигнализации при буксировке

  • На обоих транспортных средствах, как и во всех других случаях, должны быть включены ДХО, противотуманки или ближний свет.
  • На буксируемом транспортном средстве должна быть включена аварийка (если она не работает, сзади должен быть закреплен знак аварийной остановки).
  • В темное время суток, а также в тоннелях на буксируемом ТС обязательно должны быть включены габариты.

Максимальная скорость движения при буксировке – 50 км/ч и в городе, и на трассе.

Буксировка запрещена в зоне действия знака 3.7 «Движение с прицепом запрещено».

Запрещена буксировка нескольких транспортных средств одновременно (при этом буксировать несколько прицепов одним тягачом не запрещается).

За нарушение правил буксировки в КоАП предусмотрен штраф в размере 500 рублей .

Если в ходе буксировки произойдет ДТП и буксируемый автомобиль «догонит» буксирующий, виновником ДТП, скорее всего, признают водителя автомобиля, который тащат на буксире.

Статья о правилах буксировки автомобиля. Особенности выбора буксировочного троса, инструкция правильного буксирования машины. В конце статьи - видео о мелких, но важных нюансах процесса.


Содержание статьи:

Как часто водитель задумывается о буксировке транспортного средства? Обычно, лишь когда автомобиль заглохнет в самый неподходящий момент. Тогда и приходится столкнуться с некоторыми затруднениями - где взять трос, как происходит процесс буксировки, является ли то или иное действие нарушением ПДД и пр. А ведь избавить себя от лишних хлопот просто. Достаточно лишь подготовиться.

Приобретение буксировочного троса, особенности выбора


Надежды на старое доброе «авось пронесет» и веревку непонятного происхождения, брошенную когда-то в багажник, мало, когда дело доходит до практики. Отсутствие троса или его аналог домашнего производства могут доставить немало неприятностей, например, придется вызывать эвакуатор или простаивать в луже, пока не найдется автомобилист, имеющий буксировочный ремень и желание помочь.

А ведь все проблемы решаются одним походом в магазин и покупкой буксировочного троса.

На что обращать внимание при выборе?

Материал изготовления

Трос может быть металлическим, капроновым и синтетическим.

Стальной трос

Представляет собой свитый в несколько стальных нитей жгут. Технические характеристики изделия зависят от количества свитых проволок и метода скручивания.

Плюсы металлического каната:

  • прочность (выдерживает большие нагрузки);
  • надежность;
  • устойчивость к перетиранию.
Минусы:
  • большой вес;
  • подвержен воздействию коррозии;
  • занимает много места;
  • если лопнет, может причинить вред человеку и/или транспортному средству;
  • не эластичен.

Синтетические ремни для буксировки

Изготавливаются из:

  • нейлона;
  • кевлара;
  • поливинилхлорида.
По методу изготовления могут быть плетеными (плоский ремень) или витыми (канат).
Уступают металлическому тросу по прочности, за исключением изделий из кевлара. Последний даже превосходит стальное изделие по выносливости, но и стоит соответственно.

Плюсы синтетики:

  • малый вес;
  • компактность;
  • длительный эксплуатационный срок;
  • эластичность и способность амортизировать рывок;
  • невысокая стоимость (за исключением кевларовых).
Минусы:
  • не способны выдержать слишком большие нагрузки (опять же, за исключением троса из кевлара);
  • склонны к перетиранию.
Что же выбрать?

Для легкового автомобиля вполне достаточно синтетического варианта. Такую нагрузку способен выдержать любой буксировочный ремень, сделанный относительно качественно. Для большегрузов придется обзавестись стальным тросом, толщина которого подбирается в зависимости от тоннажа машины.

Длина


В соответствии с требованиями, прописанными в ПДД, длина буксировочного приспособления должна быть от 4 до 6 метров.

Использование слишком короткого ремня может привести к столкновению буксирующей и буксируемой машин. А слишком длинный не позволит сохранить машине-прицепу траекторию движения ведущего авто. На ровной трассе это на страшно, а вот на поворотах опасно.

Максимальная нагрузка троса

В среднем, на 2-тонный автомобиль выбирается трос, имеющий максимальную нагрузку от 3-х до 4-х тысяч тонн. Желательно покупать трос с более высоким уровнем нагрузки, чем требуется. Если, например, машина застряла в грязи, то в процессе вытаскивания трос, рассчитанный на стандартную нагрузку, может лопнуть.

Тип крепления

Крепежные детали на буксировочных ремнях выполняются чаще всего в виде петли или крюка/карабина. У каждого варианта есть плюсы и минусы.

Петли обычно изготовлены из того же материала, что и сам трос, и приспособление является цельным. Это большой плюс, так как место соединения не порвется. Но синтетические петли быстрее перетираются, особенно при буксировке рывками. Поэтому многие водители отдают предпочтение металлическим карабинам, которые на порядок выносливее.

Места соединения троса и крепления

Выбирая буксировочный ремень, особенно тканевый, следует уделить большое внимание местам, где к нему крепится стальная петля или карабин. Это самый уязвимый участок во всей конструкции. Поэтому, если соединение вызывает подозрение, лучше поискать другую модель.

По этой же причине не следует прибегать к самодельным тросам или хотя бы делать их на профессиональном уровне.

Цена

Буксировочные приспособления стоят недорого, однако приобретать откровенную дешевку не стоит. В случае чего, ремонт автомобиля обойдется дороже качественного троса.

Наличие предупредительных меток

Трос должен быть оснащен как минимум двумя красно-белыми метками - флажками или специальными щитками. Ширина красных и белых светоотражающих (обязательно) полос - 50 мм. Эти требования так же прописаны в своде правил дорожного движения.

В каких ситуациях буксировка транспортного средства запрещена


Штраф за нарушение правил буксировки автомобиля составляет порядка 500 рублей. Стоит заранее знать, в каких ситуациях следует вызвать эвакуатор сразу, а не после уплаты штрафа.
  1. Транспортировка автомобиля с помощью гибкой сцепки запрещена в случае полной неисправности рулевого управления и тормозной системы.
  2. При частичной неисправности РУ и тормозной системы разрешена буксировка на ограниченной скорости.
  3. Запрещена тяговая транспортировка нескольких автомобилей одновременно.
  4. Нельзя буксировать и использовать в качестве тягача двухколесный транспорт - мотоциклы, мопеды, велосипеды. Исключение составляют мотоциклы с боковым прицепом.
  5. Нельзя буксировать автомобили на тросе в гололед; это возможно только с помощью жесткой сцепки.
  6. Буксировка запрещена и в том случае, если водитель буксировщика получил водительское удостоверение менее 2 лет назад. По поводу стажа водителя неисправной машины отграничений пока нет. Это нововведение было узаконено в начале 2017 года.
  7. Нельзя буксировать машину по дорогам, где запрещено движение транспорта с прицепами. Следует обращать внимание на соответствующие ограничительные знаки.

Процесс буксировки, правила и особенности


Что необходимо учитывать при буксировке в первую очередь:
  1. Ограничение скорости. Буксировка транспортного средства осуществляется на скорости, не превышающей 50 км/ч, причем не важно, на какой дороге вы находитесь - в населенном пункте или за его пределами. Это может вызвать проблемы при движении по магистрали - буксировать машину не запрещено, но движение на скорости ниже 40 км/ч является нарушением.
  2. Аварийное обозначение. Буксируемый автомобиль должен быть обозначен световой сигнализацией. Если же она не исправна, на заднюю часть машины необходимо прикрепить знак аварийной остановки.
  3. Габаритные огни. Если процесс происходит в темное время суток или при плохой видимости, на буксируемом автомобиле обязательно должны гореть габаритные огни.
  4. Световое обозначение. Как ведущий, так и ведомый автомобиль должны себя обозначить включенными фарами. Это может быть дневной свет, противотуманные фары или лампы дальнего света.

Правила буксировки автомобиля на гибкой сцепке


К категории гибкой сцепки относятся все разновидности тросов: металлические, нейлоновые, матерчатые.
  1. Трос крепится только к специально предназначенному для этого устройству - металлической проушине, расположенной под бампером, и фаркопу. Попытка буксировать машину, зацепив за бампер или другую деталь, приведет к поломке, так как они не приспособлены к подобным нагрузкам. Вызов эвакуатора обойдется дешевле ремонта.
  2. Чтобы сцепить две машины было удобно, буксировщик должен сдать задом к стоящему автомобилю и остановиться в 2 - 3 метрах от него.
  3. Перед тем, как закрепить трос, следует проверить карабин и устройство буксировочного крепления на автомобиле. На них не должно быть серьезных повреждений ржавчиной.
  4. Чтобы канат не соскочил в процессе движения, цеплять карабин нужно не за саму проушину, а, пропустив его через проем, за сам трос.
  5. Если буксировочный ремень не имеет креплений, завязывать его следует незатягивающимся узлом. Иначе развязать потом будет невозможно, придется резать. И хорошо, если под рукой в нужный момент окажется нож.
  6. Буксировщик начинает движение плавно, избегая резких рывков. Особенно это важно при использовании стального троса, так как он не эластичен и может лопнуть под резкими нагрузками. Не говоря уже о том, что он не сглаживает удар и вся сила последнего приходится на машину.
  7. Буксируемым автомобилем необходимо управлять. Как бы смешно ни звучал подобный совет, некоторые все еще пренебрегают им.
  8. Перед поворотом ведущий автомобиль обязан включить поворотник, чтобы водитель сзади идущей машины мог вовремя ориентироваться.
  9. Водитель неисправного автомобиля должен следить за дистанцией и за тем, чтобы канат был постоянно натянут.
  10. Не стоит слишком усердствовать с тормозом. Многие водители неисправного транспортного средства настолько «внимательны» к тому, чтобы трос не провисал, что давят на тормоз на протяжении всего пути. Делать этого не стоит, так как с подобной нагрузкой тормозная система начнет капризничать, а то и вовсе откажет. Не говоря уже о том, что постоянное торможение машины-прицепа создает дополнительное сопротивление для ведущего автомобиля. Жать на тормоз необходимо во время рывка, а затем, когда движение нормализовалось, плавно его отпустить. Тормозить следует лишь в том случае, если дистанция между машинами сокращается и канат начинает провисать. После того, как дистанция выровняется, тормоз снова плавно отпускается.
  11. После переезда через препятствия (ямы, ж/д пути, лежачие полицейские) водитель впереди идущего автомобиля должен дождаться, когда препятствие минует буксируемая машина и только после этого ускоряться.


Жёсткая сцепка представляет собой фиксированное сцепное устройство, обычно стальное. Применяется довольно редко, так как вряд ли кто-то постоянно будет возить с собой железную планку длиною несколько метров.

Жесткие сцепные устройства различаются по конструкции и методу крепления. Одни закрепляются на машине в одной точке, другие в нескольких. Часто жесткая сцепка позволяет сделать из двух автомобилей своеобразный монолитный поезд, где ведомая машина полностью повторяет траекторию движения ведущей.

Жесткие сцепки характеризуются большей выносливостью, поэтому обычно применяются для буксировки грузовых автомобилей.

Буксировка легковых и грузовых автомобилей

Буксируем легковую машину

  1. Буксировка легкового автомобиля может осуществляться при помощи динамичной и фиксированной сцепки, а также методом частичной погрузки.
  2. Наиболее удобный вариант - прибегнуть к использованию троса.
    Метод неполной погрузки актуален лишь в том случае, если необходимо перегнать неисправную машину на большое расстояние (для этого используют специальный прицеп-подкат и правила поведения на дороге соответствуют правилам буксировки прицепа легковым автомобилем). Для доставки на небольшие расстояния проще вызвать эвакуатор.
    Жесткая сцепка чаще всего фиксируется в двух местах, а найти два буксировочных крюка на легковом автомобиле довольно проблематично.
  3. Если ТС буксируется с помощью жесткой сцепки, которая обеспечивает буксируемому автомобилю полное соответствие траектории движения буксировщика, то управление неисправным автомобилем не требуется.
  4. Перевозка пассажиров во время буксировки разрешена, за исключением метода частичной погрузки.

Нюансы буксировки грузовых автомобилей

  1. Буксировка может осуществляться при помощи гибкого/фиксированного сцепного устройства и способом неполной погрузки.
  2. Рекомендуется использовать жесткую сцепку или погрузку, так как нагрузки на трос слишком велики и он может лопнуть.
  3. Если используется гибкая сцепка, то трос должен соответствовать необходимым для конкретного авто требованиям. Особенно важно сопоставить тоннаж автомобиля и максимально возможную нагрузку сцепки.
  4. В буксируемой грузовой машине, автобусе, троллейбусе, сельскохозяйственной технике запрещена перевозка пассажиров.
  5. Если у автомобиля неисправна тормозная система и перевозка осуществляется методом частичной погрузки, ведущий автомобиль должен иметь массу в два раза превышающую массу ведомого. Это позволит выдержать накат буксируемой машины во время торможения.
  6. Длина жесткой сцепки не должна превышать 4 метров.

Возможна ли буксировка машины с «автоматом»


Бытует мнение, что автомобили с АКПП ни в коем случае нельзя брать на буксир. Но это не совсем верно. Все зависит от конструктивных особенностей коробки передач.

Лучше всего заранее изучить документы на машину и выяснить, можно ли буксировать конкретный автомобиль, и если да, то при каких условиях.


Часто буксировка возможна на небольшие расстояния (до 50 км) и на малой скорости. В некоторых случаях такой вид транспортировки возможен для машин с АКПП, только если двигатель включен. Но бывает, что производитель строго-настрого запрещает буксировку в любом виде, все зависит от конструкции.

Чтобы избежать неизвестности и лихорадочных поисков документов, стоя на обочине с заглохшим двигателем, нужно заранее выяснить все нюансы.

Рано или поздно любой автомобилист попадает в ситуацию, когда приходится прибегнуть к помощи буксировки. Кто-то засел в грязи, у кого-то отказала двигательная система или зимний дизель объявил бойкот, а машину нужно доставить в гараж или сервисный центр.

На самом деле все не так страшно, как может показаться на первый взгляд. Ключ к решению проблемы - в подготовке. Покупка троса и предварительное ознакомление с правилами и особенностями инструкции буксировки автомобиля поможет в дальнейшем сэкономить время, силы и содержимое кошелька.

Мелкие нюансы буксировки автомобиля - смотрим:

Каждый водитель, так или иначе, сталкивался с буксировкой транспортного средства, когда одному из автомобилистов нужна помощь другого в силу определенных причин. В вашей машине, помимо аптечки, огнетушителя, запаски и знака аварийной остановки, наличие которых обязательно, нелишним будет и буксировочный трос. Чтобы буксировать автомобиль, водителю нужно знать общие правила буксировки ТС. Собственно, об этом, об особенностях буксировки с АКПП, а также о видах буксировки мы и будем говорить ниже.

1. Общие правила буксировки транспортных средств

Машина, которую в силу определенных обстоятельств пришлось взять на буксир, должна быть обозначена аварийной световой сигнализацией или же , который можно использовать в случае неисправности аварийной световой сигнализации. Тогда знак аварийной остановки фиксируется на заднем бампере буксируемой машины. Если вы буксируете автомобиль в темное время суток, то на буксируемой машине нужно включить габаритные огни.

Помимо этого, на всех движущихся автомобилях должны быть включены либо фары ближнего света, либо противотуманные, либо же дневные ходовые огни. Максимальная скорость, при которой можно буксировать ТС, составляет 50 км/ч – это касается и населенных пунктов, и трассы. Трос при буксировке должен быть постоянно натянутым, иначе при резких рывках его можно оборвать, а также на провисший трос можно наехать колесом буксируемого автомобиля.

К буксировочному тросу установлены четкие требования ПДД: расстояние между двумя автомобилями на гибкой сцепке должно быть от четырех до шести метров, а при жесткой – не более четырех метров. Правила дорожного движения запрещают буксировку транспортного средства в следующих случаях:

- если используется гибкая сцепка во время гололеда или на скользкой дороге;

Буксирование транспортным средством с прицепом, или же, когда буксируются несколько транспортных средств за один раз;

Буксировка прицепов любого типа автобусами;

Если вес буксируемого автомобиля с поврежденной тормозной системой превосходит половину веса буксирующего автомобиля;

При плохой видимости в связи с погодными условиями;

Если длина всей конструкции сцепленных машин превышает 22 метра, а в случае маршрутного транспорта – 30 метров;

Буксировка мотоциклов без присоединенного бокового прицепа;

Буксировка мопедов и велосипедов.

За игнорирование правил буксировки транспортных средств вы можете получить административный штраф или предупреждение.

2. Виды буксировки транспортных средств

Можно назвать три наиболее распространенных способа буксировки: на жесткой сцепке, на гибкой сцепке, методом частичной погрузки. Наиболее распространенным способом считается буксировка на гибкой сцепке – она не требует специальной подготовки ни машины, ни водителя; а самым же редким способом – метод частичной погрузки, его практически не используют автолюбители. Что касается жесткой сцепки, то ее используют в основном для грузовых и крупнотоннажных автомобилей.

Для буксировки автомобиля на гибкой сцепке используется трос из металла либо из специального эластичного материала, такого как капрон. Он должен быть достаточной длины и оборудован фиксирующим приспособлением – кольцо, кронштейн, крюк.

На этот способ буксирования накладывается очень много ограничений: за рулем буксируемого транспортного средства должен быть опытный водитель; перевозка пассажиров в буксируемом автомобиле строго запрещается; нельзя буксировать машину с неисправными тормозами; дистанция между автомобилями должна быть не меньше четырех метров и не больше шести; на буксировочном тросе должны быть светоотражающие элементы с диагональным рисунком в виде чередующихся красных и белых полос, не менее двух, и размером 20 на 20 сантиметров.

Буксирование производится со специальным жестко закрепленным сцепным приспособлением, и его конструкция может быть в виде простой металлической трубы или балки с проушинами, или же в виде сложных устройств, которые позволяют буксируемому транспортному средству двигаться по траектории буксира. Такая сцепка более безопасна и надежна в силу того, что обеспечивает стабильное расстояние между машинами, а, следовательно, исключает рывки и сближение, также имеет меньше ограничений, но в то же время требует больше мастерства от водителя буксира.

Но ограничения все же есть : за рулем буксируемой машины должен находиться водитель; дистанция между автомобилями должна быть до 4 метров; перевозка людей в буксируемой машине запрещается; запрещена буксировка с неисправными тормозами и рулевой системой.

Такой вид буксировки более сложный, для его реализации нужен грузовой буксирующий автомобиль и кран, который будет осуществлять частичную погрузку. Этот метод чаще всего используют для перегона новых грузовых машин, применять его для легковых автомобилей не очень целесообразно. Следует сказать, что полная погрузка автомобиля в кузов другого не является методом буксировки – это перевозка груза, в данном случае транспортного средства.

Буксировка с частичной погрузкой также имеет некоторые ограничения: не разрешается перевозка людей в буксируемом автомобиле и в кузове буксирующего; запрещена буксировка машин с неисправной тормозной системой. Но при этом разрешается буксировка с недействующим рулевым управлением, что категорически запрещается при буксировке на гибкой и жесткой сцепке.

3. Особенности буксировки с АКПП

Буксирование автомобиля с АКПП проводится с запущенным двигателем, потому что масляный насос, который обслуживает коробку передач, работает лишь при запущенном двигателе, в обратном случае детали трансмиссии будут функционировать без смазки. Коробку передач необходимо поставить в положение «N». Скорость при буксировке автомобиля с «автоматом» не может превышать 50 км/ч, или же указанной в руководстве по эксплуатации, а расстояние буксировки должно быть не более 50 км.

В том случае, когда автомобиль с автоматической коробкой передач выступает как буксир, нужно придерживаться следующих правил: буксируемый автомобиль не должен превышать вес буксировщика; ограничение скорости буксировки 40 км/ч; коробка передач в положении «2» или «3», и ни в коем случае не в положении «D»; и буксировка на жесткой сцепке. Буксирование автомобилей с АКПП не очень безопасное, и если есть такая возможность, то его лучше избежать и воспользоваться услугами эвакуатора.

Вопрос Ответ
Разделом 20 Правил дорожного движения РФ (ПДД РФ).
Нет, пассажиров быть не должно.

При неисправностях тормозной системы или рулевой колонки.

В таком случае стаж водителя должен составлять два и более года.
При гололедице в зимнее время года.

При неисправностях рулевой колонки ведомого авто.

Если присутствуют пассажиры, то в буксируемом транспортном средстве.

Нет, такая буксировка не рекомендуется.
Буксирование грузовиков обычно производится через жесткое сцепление или частичную погрузку.

Буксировка транспортного средства (ТС) применяется для транспортировки машины, которая не может продолжать движение по техническим или другим причинам, до станции техобслуживания или для того, чтобы буксируемое транспортное средство не создавало помех другим участникам движения.

Раздел 20 Правил дорожного движения Российской Федерации (ПДД РФ) содержит описание всех норм, регулирующих процесс буксировки транспортных средств по российским дорогам.

Когда буксировка запрещена или разрешена?

ПДД РФ описывают следующие случаи, при которых нельзя брать автомобиль на буксир:

  • В случае неисправности системы рулевого управления у буксируемой машины запрещено брать такой автомобиль на буксир методом гибкой или жесткой сцепки. Тем не менее, в данном случае можно транспортировать транспортное средство путем частичной погрузки.
  • Запрещено буксировать два и более ТС. Таким образом, водитель может взять на буксир только одну автомашину.
  • Запрещается транспортировать таким образом мотоциклы. Исключение составляют мотоциклы с коляской.
  • Мотоциклист также не может буксировать другие транспортные средства, если его мотоцикл не оборудован коляской.

В кузове или салоне авто, взятого на буксир методом гибкой или жесткой сцепки, не должно быть пассажиров.

Если же речь идет о частичной погрузке, людей не должно быть в кузовах обоих машин, причем в кабине буксируемого авто также не должно быть людей.

При транспортировании автомобиля данным способом должны также быть соблюдены следующие условия:

  • Водительский стаж лица, управляющего буксирующим автомобилем, должен быть не меньше двух лет.
  • Водитель буксируемого автомобиля обязан находиться за рулем своей машины. Это условие необязательно к выполнению в случае, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает точное следование буксируемого автомобиля траектории буксирующей машины.

Виды буксировки

Правила дорожного движения России регламентируют три вида буксировки: с использованием гибкой сцепки, на жесткой сцепке, а также с помощью частичной погрузки.

На гибкой сцепке

Для транспортирования неисправной автомашины таким способом необходим гибкий стальной трос и буксировочные крепления, устанавливающиеся на бампер авто. Такой вид транспортировки может быть применен любым водителем с водительским стажем от 2 лет при условии наличия у него с собой водительских прав.


При использовании гибкого стального троса должны соблюдаться следующие правила:

  1. Длина данного троса должна составлять от 4 до 6 метров.
  2. На тросе должно быть как минимум два опознавательных знака, представляющих из себя прямоугольники размером 20х20 с чередующимися красными и белыми полосами.
  3. Обязательно присутствие водителя буксируемой машины за рулем данного авто.

Использование метода гибкого сцепления запрещается в следующих случаях:

  • При гололедице зимой.
  • При любых неисправностях, затрагивающих работу тормозов или рулевой колонки.

Штраф за невыполнение любого из вышеперечисленных условия составляет 500 рублей.

На жесткой сцепке

При транспортировании машины подобным способом применяется специальная жесткая металлическая конструкция, обеспечивающая постоянное расстояние между машинами, с помощью которой два транспортных средства соединяются между собой. Как правило, данный метод применяется при транспортировании крупногабаритных авто, грузовиков и автобусов.

При подобной буксировке обязательно выполнение следующих правил:

  • Устройство, обеспечивающее сцепление между автомашинами, должно иметь длину, не превышающую 4 метра.
  • При наличии трех точек крепления наличие водителя в машине, взятой на буксир, не обязательно.

В свою очередь, если устройство имеет два крепежных узла, в ведомом автомобиле обязательно должен быть водитель.

При неисправностях тормозной системы ведомого авто, взять его на буксир может только водитель машины, масса которой превышает массу буксируемого авто на 50%.

Перемещение автомашины с использованием жесткого сцепления запрещена в нижеперечисленных случаях:

  • Во время зимнего гололеда.
  • При неполадках, связанных с рулевой колонкой ведомой машины.
  • При присутствии пассажиров в буксируемой машине.

Частичная погрузка

Для использования данного метода транспортировки автомашины необходим специальный прицеп, на который погружается передняя колесная база машины. Такой метод разрешен к использованию в гололедицу, а также при неисправностях системы рулевого управления и тормозов.


Важно отметить, что при частичной погрузке запрещено нахождение людей в ведомом автомобиле, а в машине, взявшей на буксир, запрещена перевозка пассажиров.

Буксировка транспорта с АКПП

Буксирование автомашин, оснащенных автоматической коробкой переключения передач (АКПП), не рекомендуется. При подобной транспортировке авто с АКПП происходит вращение колес автомобиля, вследствие чего начинается движение некоторых механизмов внутри авто. В то же время гидронасос, обеспечивающий подачу масла в двигатель, не функционирует из-за того, что двигатель не заведен. Таким образом, при буксировке машины с АКПП высок риск износа и выхода из строя некоторых деталей двигателя.

Буксирование машины с коробкой «автомат» нужно осуществлять с запущенным силовым агрегатом, если есть такая возможность.

Также перед осуществлении подобной операции необходимо ознакомиться с руководством по эксплуатации автомобиля, который планируется буксировать, так как устройство некоторых АКПП требует соблюдения дополнительных мер предосторожности при буксировании.

Буксировка грузового автомобиля

Буксирование грузовиков как правило осуществляется посредством жесткого сцепления или частичной погрузки, так как эти методы обеспечивают более надежное соединение между буксиром и грузовиком, а также облегчает управление обеими машинами.

При транспортировании грузовика путем буксировки обязательно отсутствие грузов в кузове авто. Также желательно разгрузить машину перед взятием ее на буксир.

Буксировка мотоцикла

Правила дорожного движения России запрещают перемещать двухколесные мотоциклы путем буксирования. Помимо данного запрета, мотоциклистам также запрещено брать на буксир другие транспортные средства. Исключением из первого правила являются мотоциклы с коляской, которые можно брать на буксир.

Буксировка автобуса

Буксирование автобуса идентично подобному перемещению грузовых машин. Также как и в случае с перемещением грузовиков, для буксирования подобных автомашин используется способ частичной погрузки или буксировка с применением жесткого сцепления. Не допускается буксировка автобуса с пассажирами.