Брдм 1 технические характеристики. Бронированная разведывательно-дозорная машина. Двигатель и трансмиссия

После Второй мировой войны стандартной разведывательной машиной в Советской Армии был легкий бронеавтомобиль БА-64 (созданный в 1942 г.). С конца 1950-х гг. он быстро замещался плавающей разведывательной машиной БРДМ-1 (4x4), которая использовалась также странами Варшавского договора и экспортировалась во многие страны Африки и Ближнего Востока. Она не использовалась Венгрией, т.к. эта страна сама производила подобную машину FUG (или ОТ-65), которая внешне очень похожа, но имеет двигатель сзади. FUG также применяется в Чехословакии и Польше. В большинстве частей вооруженные силы Союза Независимых Государств БРДМ-1 в настоящее время заменен на более совершенные БРДМ-2.

Компоновка БРДМ-1 подобна автомобильной — моторно-трансмисионное отделение спереди, места механика-водителя и командира (отделение управления) в центре и небольшое обитаемое отделение в корме. Единственный вход в машину — через люки в крыше и кормовом листе обитаемого отделения. Между передними и задними колесами с каждой стороны корпуса есть по два дополнительных колеса, которые опускаются водителем на грунт при пересечении канав или при движении по пересеченной местности. Эта особенность позднее перешла и к БРДМ-2. Имеется обязательная централизованная система регулирования давления в шинах, которая позволяет водителю менять давление в шинах в зависимости от дорожных условий: например, шины спущены при движении по песку, а на дороге они полностью надуты. БРДМ-1 полностью амфибийна, по воде перемещается со скоростью 9 км/ч, приводимая одним ВД на задней стороне корпуса. Перед вхождением в воду поднимается волноотбойный щит на передней части корпуса, включаются откачивающие насосы.

Стандартное вооружение БРДМ-1 — один 7,62-мм пулемет СГМБ, установленный на передней части крыши с углами обстрела по горизонтали 90° (по 45° влево и вправо), по вертикали — от минус 6 до +23,5°. Боекомплект — 1070 патронов. Некоторые машины видели с таким же пулеметом сзади и с 12,7-мм пулеметом ДШКМ спереди.

Командная машина БРДМ-У имеет дополнительное оборудование связи, а машина радиологической и химической разведки БРДМ-РХ применяется для определения путей прохода через зараженную местность. В кормовой части корпуса последняя имеет два штатива, содержащих шесты и флажки; при необходимости эти штативы разворачиваются на 90° над кормой машины, что дает возможность втыкать шесты с флажками в грунт.

Есть также три модификации БРДМ-1, вооруженные противотанковых управляемых ракет. Первая модель имеет три противотанковые управляемые ракеты AT-1 «Снэппер» с дальностью стрельбы 2500 м. Ракеты на своих направляющих размещены под броневой защитой и для пуска поднимаются над крышей машины. Вторая модель — такая же, но с четырьмя противотанковыми управляемыми ракетами «Суэттер» с дальностью 3000 м; запасные ракеты размешены внутри корпуса. Ракета, управляемая по проводам и оказавшаяся очень эффективной в войне 1973 г. на Ближнем Востоке, может запускаться и управляться как из машины, так и от выносного блока управления с прицелом, удаленного от машины на расстояние до 80 м.

Тактико-технические характеристики БРДМ-1

  • Экипаж, чел.: 3;
  • Масса, т: 5,6;
  • Размеры, м: длина 5,70; ширина 2,25; высота 1,90;
  • Силовая установка: один 6-цилиндровый бензиновый двигатель мощностью, л.с. (кВт): 90 (67);
  • Максимальная скорость, км/ч: 80;
  • Запас хода, км: 500;
  • Преодолеваемые препятствия:
    • крутизна склона, %: 60;
    • высота вертикальной стенки, м: 0,40;
    • глубина брода —


Колесные бронированные машины в Советской Армии традиционно использовались для ведения разведки, связи, транспортировки командного состава. Резкое повышение мобильности и технической оснащенности Сухопутных войск потребовало создания боевой разведывательно-дозорной машины нового поколения, соответствующей требованиям времени. Машина должна была обладать плавучестью, преодолевая без предварительной подготовки весьма солидные водные преграды с высотой волны до 0,5 м, повышенной скоростью движения, проходимостью (в частности, выдвигалось требование преодоления рвов и траншей шириной до 1,2 м), иметь достаточные объемы для размещения группы разведчиков, необходимого вооружения и специального оборудования.

Разработка бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ) началась в конце 1954 г. в КБ Горьковского автомобильного завода под руководством ведущего конструктора В. К. Рубцова. Этот коллектив уже обладал достаточным опытом в создании колесных бронированных машин (БТР-40 и его модификации), а также плавающих автомобилей.



Первоначально предполагалось создать БРДМ как плавающую модификацию хорошо отработанного и освоенного в войсках бронетранспортера БТР-40 (машине был присвоен индекс БТР-40П). Но в ходе работ стало очевидно, что ограничиться простой модификацией уже существующего изделия не удастся. Начала вырисовываться совершенно новая машина, не имеющая не только отечественных, но и мировых аналогов. Требования военных по преодолению окопов и траншей, обусловленные опытом Второй мировой войны, когда эти весьма распространенные на поле боя препятствия иногда надолго задерживали продвижение колесных боевых машин, обусловили разработку уникального шасси, состоящего из четырехколесного основного движителя и четырех дополнительных колес, установленных в центральной части машины и служащих для преодоления траншей. Колеса при необходимости могли опускаться и приводились в движение при помощи специальной трансмиссии. Таким образом, БРДМ-1 трансформировалась из четырехколесной в восьмиколесную машину, способную форсировать траншеи шириной до 1,22 м. Основные колеса имели централизованную систему подкачки, отработанную на БТР-40 и БТР-152.



Для движения по воде первоначально предполагалось использовать традиционный гребной винт. Однако в дальнейшем было решено использовать водомет, разработанный для плавающего танка ПТ-76. Подобный движитель был более компактным и «живучим». Кроме того, водомет мог использоваться и для откачивания воды из корпуса машины. Повысилась и маневренность на воде радиус разворота составлял всего 1,5 м.

Первый опытный образец БРДМ-1 был изготовлен в феврале 1956 г. В дальнейшем к нему присоединилось еще несколько машин, подвергнутых весьма строгим испытаниям (в частности, одна из БРДМ форсировала вплавь Керченский пролив). В конце 1957 г. была выпущена опытная серия БРДМ-1, а в 1958 г. БРДМ-1 была официально принята на вооружение и запущена в большую серию, продолжавшуюся до 1966 г.



Машина в больших количествах поставлялась в Советскую Армию, а также передавалась союзникам по Варшавскому Договору и поставлялась на экспорт. Ею были оснащены части кубинской армии. Использовалась БРДМ и в джунглях Южного Вьетнама, где как нельзя кстати проявилась ее высокая проходимость. Советские разведывательные подразделения на БРДМ первыми вступали на улицы чехословацких городов в августе 1968 г., а в октябре 1973-го египетские «коммандос», посаженные на БРДМ-1, неожиданно для израильтян форсировали Суэцкий канал, удерживая плацдарм до подхода основных сил.
Несмотря на то что в Российской армии БРДМ-1 заменена на более совершенную машину БРДМ-2, эти носатые юркие броневички продолжают исправно нести службу в армиях и полицейских подразделениях многих стран «третьего мира
БРДМ-1 имеет герметизированный несущий корпус, сваренный из броневых катаных листов толщиной 6, 8 и 12 мм. Тщательно отработанная гидродинамика корпуса обеспечила минимальное сопротивление движению на плаву. На корпусе приварена открытая сверху бронированная рубка с двумя смотровыми люками, снабженными пуленепробиваемыми стеклоблоками. В задней стенке рубки расположен двухстворчатый люк.

Потрясающее предложение! Продажа БРДМ Бронированная разведывательно-дозорная машина (БРДМ-1) знаменитое детище Опытно-Конструкторского Бюро Горьковского Автомобильного Завода середины 50-ых годов.Была принята на вооружение Советской Армии в 1958 году в качестве лёгкой разведывательной машины для обеспечения радиосвязи и управления в тактическом звене пехоты. Использовалась машина в основном сухопутными, морской пехотой и воздушно-десантными войсками. Пятитонный броневик служил отличной защитой для всего экипажа.

На базе БРДМ был основан целый ряд боевых машин:

  • БРДМ-РХ - оснащена приборами для проведения радиационной и химической разведки;
  • 2П27 - создана для борьбы с бронированными целями;
  • 2П32 - оснащена противотанковым ракетным комплексом;
  • 9П110 - оснащена противотанковым ракетным комплексом;
  • 2П32М - оснащена противотанковым ракетным комплексом.

БРДМ 1 имеет отличную проходимость за счёт большого запаса хода, амфибийной способности и применения двух дополнительных пар колёс, всего которых - восемь. Окопы и траншеи не станут серьёзным препятствием. У бронемашины обе ведущие оси, присутствует централизованная система подкачки шин через ступицу колеса, независимая подвеска, с гидравлическими амортизаторами, на листовых рессорах. Отличные эластичные колёса, усиленные рессоры, прочный руль позволяют бронеавтомобилю эффективно справляться с ездой по бездорожью. БРДМ может преодолевать снег глубиной до метра, подъём до 31 градуса, переплывать реки и проходить любые пески. Пуленепробиваемые стёкла, две кормовые двери для выхода экипажа, бронированная сталь. Корпус такого бронеавтомобиля сварен из листов катаной брони толщиной 6, 8 и 12 миллиметров.

И всё это теперь можно приобрести в личное пользование! Купить БРДМ действительно реально! Давно «демобилизовавшиеся» броневики сейчас в моде! На переоборудованной бронемашине можно кататься по городским дорогам, и не только дорогам, и дворам, ездить загород, на природу, путешествовать. Можно без опасений пересекать перепаханные поля, заболоченные участки, переплывать реки, и различные ухабистые участки дорог и бездорожья.

Бронированная разведывательно-дозорная машина, переоборудованная под гражданский транспорт, не застрянет в нашем глубоком снегу, не побоится крутого подъёма в 31 градус, с лёгкостью перемахнёт через метровые траншеи. Это ли не сказка!? Для поездок на рыбалку или на охоту в русскую тайгу - самое оно! Экстрим, путешествия, море впечатлений и эмоций! С такой техникой чувствуешь себя настоящим королём дорог!

На гражданке многие БРДМ с консервации служат исправно. Используются машины и в рядах полиции, пожарной охраны, политических партий, и просто у частных лиц в коллекции или же для ежедневной езды. Даже тюнинг уместен. Если объявление «Продам БРДМ» раньше вызывало только смех, то сейчас это современная реальность! Советская боевая бронемашина, переоборудованная под гражданский транспорт - настоящая мощь, дух времени! Гражданский бронеавтомобиль амфибия это настоящая свобода! Такая бронемашина достаточно проста в эксплуатации и соответствует всем требованиям Госавтоинспекции.

Бронированная разведывательно-дозорная машина

Разработка бронированной разведывательно-дозорной машины (БРДМ) началась в конце 1954 года в КБ Горьковского автомобильного завода и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 10.01.1958 г. Она находилась в серийном производстве с 1957 г. по 1966 г. Ведущий конструктор В. К. Рубцов.

По техзаданию новый бронеавтомобиль должен был уверенно плавать, даже когда высота волн достигала 0,5 м, преодолевать на суше сложные профильные препятствия, в том числе рвы и траншеи шириной до 1,2 м.

Первоначально предполагалось создать БРДМ как плавающую модификацию хорошо отработанного и освоенного в войсках БТР-40 (машине даже был присвоен индекс БТР-40П). Но в ходе работ стало очевидно, что ограничиться простой модификацией уже существующего изделия не удастся. Начала вырисовываться совершенно новая машина, не имеющая не только отечественных, но и мировых аналогов. Требования военных по преодолению окопов и траншей, обусловили разработку уникального шасси, состоящего из основного четырехколесного движителя и четырех дополнительных колес, установленных в центральной части машины, служащих для преодоления траншей. Колеса при необходимости могли опускаться и приводились в движение при помощи специальной трансмиссии. Таким образом, БРДМ-1 трансформировалась из четырехколесной в восьмиколесную машину, способную форсировать траншеи шириной до 1,22 м. Основные колеса имели централизованную систему подкачки, отработанную на БТР-40 и БТР-152.

Первый образец БРДМ был построен в феврале 1956 года. В дальнейшем к нему присоединилось еще несколько машин, подвергнутых весьма строгим испытаниям (в частности, одна из БРДМ форсировала вплавь Керченский пролив). В конце 1957 года была выпущена опытная серия БРДМ Через год БРДМ оснастили бронироваиной крышей с двумя люками, что значительно повысило живучесть машин, а потом вооружили более современным пулеметом ПКТ. В 1958 году БРДМ-1 официально приняли на вооружение и запустили в большую серию, продолжавшуюся до 1966 года.В целом машина получилась удачной - подвижной, маневренной, обладавшей высокой проходимостью и хорошей плавучестью. По основным показателям БРДМ, широко применявшаяся разведывательными подразделениями, офицерами связи, превосходила зарубежные боевые машины аналогичного назначения.

БРДМ-1 имеет герметизированный несущий корпус, сваренный из броневых катанных листов толщиной 6, 8 и 12 мм. Верхний лобовой лист имел угол наклона 85 градусов. На корпусе приварена бронированная рубка с двумя смотровыми люками, снабженными пуленепробиваемыми стеклоблоками. В задней стенке рубки расположен двухстворчатый люк.

В конструкции БРДМ-1 были использованы принципиальная схема компоновки и основные агрегаты бронетранспортёра БТР-40. Установка двигателя в удлинённой передней части корпуса предусматривала спешивание членов экипажа через две кормовые двери, однако ухудшала обзорность с места водителя.

В отделении управления, расположенном в средней части корпуса, были размещены водитель и командир машины. Отделение силовой установки и отделение управления разделялось перегородкой. Боевое отделение занимало среднюю и кормовую часть корпуса. Впереди, на вертлюге, открыто устанавливался станковый пулемет СГМВ (боезапас 1250 патронов), обычно находившийся в рубке. На корме и в бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия экипажа и десантников. Все машины оснащались танковыми рациями.

На машину устанавливался форсированный шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-40П. Для обеспечения ему «комфортных» условий работы на плаву, когда крышки воздухозаборника задраены, охлаждение осуществляется забортной водой через теплообменник. Радиатор увеличенных размеров оснащен системой обратного тока воздуха и имеет мощный вентилятор, приводимый от двигателя посредством карданного вала. В состав механической трансмиссии входили однодисковое сцепление, 4-х ступенчатая коробка передач, 2-х ступенчатая раздаточная коробка, карданные передачи, главные передачи с коническими дифференциалами, от которых осуществлялся привод к ведущим колёсам.

Подвеска состояла из четырёх продольных полуэллиптических рессор и 8 гидроамортизаторов. Самовытаскивание машины при застревании осуществлялось при помощи кабестана с длиной троса 50 м, смонтированного в передней части корпуса машины.

На этой машине впервые применили герметичные, саморегулируемые тормоза, полностью защищенные от влаги и пыли. Их наружные барабаны хорошо охлаждались даже при напряженной работе. Шины увеличенного размера с регулируемым давлением имели централизованную систему подкачки с внутренним - через ступицу колеса - подводом воздуха. Мощный компрессор с ресивером в случае прострела шин восполнял утечку воздуха.

Эластичные шины, прочный руль, усиленные рессоры на резиновых подушках с восемью гидроамортизаторами позволяли значительно поднять средние скорости при движении по бездорожью. Машина могла преодолевать подъемы до 31°, снег глубиной до 0,65 м и любые пески.

Для движения по воде первоначально предполагалось использовать традиционный гребной винт. Однако в дальнейшем было решено использовать водомет, разработанный для плавающего танка ПТ-76. Водомёт был установлен в кормовой части корпуса. Подобный движитель был более компактным и «живучим». Кроме того, водомет мог использоваться и для откачивания воды из корпуса машины. Повысилась и маневренность на воде - радиус разворота составлял всего 1,5 м. Четырёхлопастной винт засасывал воду через приёмный патрубок, расположенный на днище и выбрасывал её через отверстие в кормовом листе корпуса. Во время движения по суше это отверстие закрывалось бронированной заслонкой. Задний ход на воде обеспечивается изменением направления вращения винта. Для управления машиной на плаву использовались водяные рули, смонтированные в трубе водомёта, и передние поворачивающиеся колёса машины. Привод к рулям был объединён с приводом управления колёсами. В случае выхода из строя водомёта машина могла двигаться за счёт вращения колёс при включении второй или третьей передачи. Для предотвращения заливания силового отделения через вентиляционные отверстия во время плавания на машине устанавливался волноотражательный щит. При передвижении по суше он устанавливался в нижнее положение для улучшения обзора и повышения защиты нижней части корпуса.

БРДМ в больших количествах поставлялась в Советскую Армию, а также передавалась союзникам по Варшавскому договору и экспортировалась. Ей были оснащены части кубинской армии. Использовалась БРДМ и в джунглях Южного Вьетнама, где как нельзя кстати проявилась ее высокая проходимость. Советские разведывательные подразделения на БРДМ первыми вступали на улицы чехословацких городов в августе 1968 году, а в октябре 1973-го египетские «коммандос», посаженные на БРДМы, неожиданно для израильтян форсировали Суэцкий канал, удерживая плацдарм до подхода основных сил.

Серийное производство БРДМ осуществлялось с 1957 по 1966 год, последние годы машина выпускалась параллельно с улучшенной БРДМ-2, созданной на её основе.

В настоящее время БРДМ-1 находится на вооружении армии Сирии, Египта, Израиля, Кубы, Албании, Мозамбика, Конго, Анголы, Эфиопии, России, Боснии-Герцоговины, Болгарии, Венгрии, Намибии, Замбии, Вьетнама.

Технические характеристики БРДМ-1

Классификация боевая разведывательная машина / бронеавтомобиль
Боевая масса 5,6 т
Компоновочная схема силовое отделение в лобовой части машины, объединённое боевое и управления - в кормовой
Экипаж 2 чел
Десант 3 чел
Длина 5,7 м
Ширина 2,25 м
Высота по крыше 1,9 м
Высота по пулемёту 2,295 м
Колея 1,65 м
База 2,8 м
Клиренс 0,315 м
Бронирование
Тип брони стальная катаная
Лоб корпуса 7-11 мм
Борт корпуса 7 мм
Корма корпуса 7 мм
Днище 4 мм
Крыша корпуса 5 мм
Лоб рубки 11 мм
Борт рубки 7 мм
Корма рубки 7 мм
Крыша рубки 5 мм
Пулемёты 7,62-мм СГМБ обр. 1949 г.
Тип двигателя рядный, 6-цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность 85-90 лс
Скорость по шоссе 80 км/ч
Скорость по пересечённой местности 9 км/ч на плаву
Запас хода по шоссе 500 км
Запас хода по пересечённой местности 85 км
Удельная мощность 15,2-16,1 лс/т
Колёсная формула 4x4 + 4x4
Удельное давление на грунт 0,5-3,0 кг/см 2
Преодолеваемый подъём 30°
Преодолеваемая стенка 0,4 м
Преодолеваемый ров 1,22 м
Преодолеваемый брод плавает

Более полувека назад на вооружение Советской армии поступила БРДМ-2. Россия продолжила создание военной техники. Данную машину можно встретить на военных полигонах до сих пор. Причем не только в России, но и в других странах. Имеется даже возможность приобрести БРДМ-2 с консервации в личное пользование. Правда, в такой ситуации неизвестно, как будет вести себя машина после спячки продолжительностью несколько десятков лет. Такая машина прекрасно справляется с возложенными на нее задачами. Ее можно считать лучшим вариантом транспортного средства, которое "может все".

Бронированная машина обладает высокой проходимостью по суше, водным преградам, в условиях бездорожья, по оврагам и траншеям. Выехать из любого места помогут дополнительные колеса, которые можно подключить при необходимости. Если они не справятся, поможет лебедка. Автомобиль обладает высокой степенью вооружения и защиты от внешних повреждений. Боевой модуль включает пулеметы, гранатометы и другое оружие разного калибра.

Производитель

Бронированная разведывательно-дозорная машина-2 (БРДМ-2) производилась на Горьковском автомобильном заводе в период с 1963 по 1982 г. После этого еще 7 лет машина выпускалась на Арзамасском машиностроительном заводе. Одновременно с этим производство было налажено и в других странах. Среди них были Польша, Чехословакия, Югославия.

История создания

В 1962 году существующие бронеавтомобили России дополнились новой моделью, которая получила название БРДМ-2. Она была разработана конструкторами Специального бюро Горьковского автомобильного завода под руководством В. А. Дедкова. Данная боевая машина должна была стать заменой устаревшей к тому времени БРДМ-1.

Первая модель характеризовалась наличием существенных недостатков. Среди них были расположенный спереди мотор с мощностью всего 90 л. с., слабая огневая мощь, большой вес, не позволяющий укомплектовать машину дополнительным вооружением. Поэтому в начале 1959 года бронетанковое управление страны выдало техническое задание машиностроительному заводу на создание машины с улучшенными показателями.

Военные автомобили БРДМ-2 должны были преодолевать водные преграды и широкие траншеи. С этой целью машина оснащалась водометным движителем на корпусе, выдвижными катками, которые приводились в действие основным двигателем.

В это время на предприятии началось производство грузовика ГАЗ-66 (известного больше под названием «Шишига»). Благодаря этому конструкторы могли взять более усовершенствованные элементы для создания БРДМ-2. Тюнинг базовой модели производился с использованием многих деталей от «Шишиги». Это были мосты, трансмиссия, силовой агрегат и другие узлы.

Отличие новой модели от базовой версии

Колесные вездеходы двух поколений отличались между собой техническими характеристиками. БРДМ-2 обладала рядом преимуществ перед своим предшественником:

  • Улучшенные ходовые качества.
  • Усиленные боевые возможности.
  • Высокая степень безопасности.
  • Имелась противоатомная защита.
  • Двигатель установили сзади, благодаря чему улучшилась проходимость по водным преградам.
  • Для работы с информацией (ее получением, передачей) использовалась система радиосвязи.

Такими характеристиками отличалась новая модель БРДМ-2. Фото подскажет изменения, которые затронули внешний облик автомобиля. Бронезащитные корпуса были готовы к середине 1960 года. Но новые элементы ходовой части и трансмиссии были еще не изготовлены. Поэтому их пришлось брать те же, что и в предыдущей версии. В такой комплектации военные вездеходы поступили на испытания. Но привело это к массе отрицательных отзывов.

Недостатки модели и их устранение

Военные автомобили в ходе испытаний получили следующие отзывы:

  • Крутящий момент, который вырабатывался более мощным мотором, передавался трансмиссией не в полном объеме.
  • Машина оказалась неустойчивой на поворотах. Этому способствовала узкая автомобильная колея, которая образовывалась за счет установленных мостов от «шишиги». По этой же причине автомобиль не мог двигаться по танковой колее.
  • Открытая турель, на которой размещалось вооружение, не защищало стрелка. Кроме этого, открытый участок сводил на нет противоатомную защиту.
  • Внутри машины было очень мало места, которого было недостаточно для работы экипажа.
  • Плохой обзор, который закрывался корпусом машины (вид сзади) и водителем (вид справа).

Опытные образцы БРДМ-2, тюнинг которых продолжился далее, были приняты на вооружение армии. Но что удивительно, серийное производство так и не началось. Этому мешали споры по поводу открытой турели, которая не устраивала военных. Поэтому конструкторам пришлось внести изменения в свой проект. Они установили спарку и КПВТ прямо посередине корпуса машины. Такое расположение не оказывало влияния на проходимость (в том числе и по водным преградам). Но при этом стрелок был спрятан внутри машины, мог вести круговой обстрел. Работа системы противоатомной защиты не нарушалась. Недостатком стало уменьшение количества экипажа на 1 человека. Внутренне пространство стало еще меньше.

Серийное производство шло очень медленно. За 25 лет было выпущено всего 9,5 тысячи машин.

БРДМ-2: тюнинг на заводе

За время своего производства машина несколько раз была усовершенствована. Даже при внешнем осмотре можно отличить модели первых и последних лет.

Так, ранние военные вездеходы имели два лючка, по которым поступал воздух. Имея трапециевидную форму, они закрывались крышками, которые открывались назад. В середине производства два люка имели прямоугольную форму и закрывались жалюзи. В моделях, выпущенных в семидесятых, над люками размещались 6 колпаков, внешне напоминающих гриб. Подобная конструкция позволяла защитить двигатель.

Экипаж

Бронеавтомобили России укомплектовывались экипажем из 4 человек:

  • Командир.
  • Водитель-механик.
  • Разведчик.
  • Разведчик, который одновременно является стрелком пулемета.

Командир вместе с водителем в походных условиях проводит наблюдение через смотровые окна, которые при необходимости могут закрываться бронированными крышками. Во время боевых действий для наблюдения командир пользуется перископом. В дополнение имеются призменные приборы. Их 4 единицы для командира, и еще 6 - для механика. Для осмотра местности в ночное время командир и водитель-механик пользуются ТВН-2Б и ТКН-1С соответственно. Проникнуть в салон можно через люки, расположенные сверху кузова.

Разведчики размещаются у бортов боевого отделения. Для каждого из них предусмотрено полужесткое сиденье. Наблюдение за горизонтом осуществляется сквозь ниши с расположенными внутри них тремя призменными приборами. Рядом расположены лючки с крышками, которые используются для ведения огня из личного оружия.

Особенности конструкции

Компоновка БРДМ-2 выглядит следующим образом:

  • Спереди - отделение управления. Здесь находятся органы управления, радиостанция, приборы для навигации, места для расположения водителя и командира, приборы для наблюдения за местностью.
  • В середине - боевое отделение. Центром его является башня, на которой установлен пулемет. Там же расположены боекомплект, гидроподъемники дополнительных колес, два сиденья для разведчиков.
  • В корме - моторный отсек. Он изолирован от остальной части машины герметичной перегородкой с фильтровентиляционной установкой. Попасть к силовому агрегату можно через откидные дверцы.

Сам корпус изготавливается из катаных стальных листов, покрытых слоем брони (6-10 мм). Это защищает машину от осколков, стрелкового оружия и разрыва мин малого калибра.

Технические характеристики БРДМ-2

Двигатель для машины используется карбюраторный V-образный с 8 цилиндрами. Мощность мотора составляет 140 л. с. Без дозаправки машина может проехать 750 км по суше или 15 часов при движении по воде. Объем топливного бака 280 л. Имеется привод ручного пуска двигателя.

Охлаждение жидкостное, закрытого типа. Хладагент циркулирует по системе принудительно.

Ходовую часть БРДМ-2 тюнинг мало затронул. В целом она очень похожа на части БРДМ. Машина работает на двух ведущих мостах. При движении по бездорожью имеется возможность подключить еще два моста. Сделать это можно с помощью гидропривода.

Габаритные размеры машины:

  • Высота - 2395 мм.
  • Ширина - 2350 мм.
  • Длина - 5750 мм.
  • Колесная база - 3100 мм.
  • Клиренс - 330 м.
  • Передняя колея - 1840 мм.
  • Колея задних колес - 1790 мм.

Весит машина порядка 7 тонн. При этом давление на грунт составляет 0,5-2,7 кг/см 2 .

Подвеска рессорная. Рессоры имеют полуэллиптическую форму. Колесная формула - 4х4, при подключении дополнительных двух мостов - 8х8.

Давление в колесах можно проверить централизованно. Останавливаться для этого вовсе не обязательно, выполнить регулировку можно даже на ходу. При движении по снегу, слой которого не превышает 30 см, давление в шинах уменьшать не нужно. Машина проваливается сквозь снег, и колеса сцепляются с грунтом.

Спереди корпуса установлена лебедка. Она позволяет машине самовытаскиваться. Лебедка обладает тяговым усилием 3,9 т. Длина ее троса составляет 50 м.

Скорость движения, которую развивают колесные вездеходы при движении по дороге, составляет 95-100 км/час. При движении по воде данный параметр снижается до 8-10 км/час.

Машина способна преодолевать преграды, высота которых достигает Глубина рва, который может преодолеть машина, достигает 1,22 м. Преодолимый подъем равен 30 градусам.

Модификации

Выпускаются колесные вездеходы БРДМ-2 в нескольких модификациях. Они производились в различных странах.

На кроме базовой версии выпускалась также версия БРДМ-2М(А). В данной модели колесные бортовые механизмы заменены на трапециевидные двери. Это позволило снизить массу машины. Подвеска позаимствована от БТР-80. В качестве силового агрегата установлен дизельный двигатель с турбонаддувом. Его мощность составляет 136 л. с. Версия БРДМ-2А дополнена радиостанциями двух видов на выбор. Вооружение представлено пулеметом (7,62 и 14,5 мм).

На территории Украины было выпущено сразу несколько модификаций. В 1999 году в Николаеве собрана версия БРДМ-2ЛД с новым двигателем. Эта модель была использована во время военного конфликта в Косово. Спустя 6 лет в Николаеве выпустили еще одну модификацию - БРДМ-2ДИ «Хазар». Установлен дизельный двигатель «Ивеко» с предпусковым подогревом, тепловизор и новое вооружение.

Еще две модификации были собраны в Киеве. Первая получила название БРДМ-2ДП. Она отличалась меньшим весом, для чего были сняты боковые механизмы повышения проходимости. Вместо этого были установлены новый двигатель, конструкция для преодоления окопов (траншей), дверь сбоку кузова для десантников. Изменился комплект вооружения. Вторая киевская модификация появилась в 2013 году. Дополнительные колеса сняты. Добавились радиостанция, дизельный мотор с мощностью 155 л. с., габаритные фонари сзади и спереди, люки для десантников. Изменены боевые модули.

Несколько модификаций предложила Польша. Первая БРДМ-2М-96И появилась в 1997 году. Она отличалась новой тормозной системой и дизельным двигателем «Ивеко» с 6 цилиндрами. Вторая модификация появилась в 2003 году. Она получила название БРДМ-2М-96ИК «Шакал». Установлен новый улучшенный дизельный двигатель «Ивеко» с 6 цилиндрами. Дополнилась машина радиостанцией, кондиционером, противокуммулятивными решетчатыми экранами. Изменен калибр установленного пулемета. Последняя модификация, произведенная на территории Польши - БРДМ-2М-97 «Збик Б». На данную модель кроме нового шестицилиндрового дизельного мотора «Ивеко» установили новую трансмиссию и другое дополнительное оборудование.

Еще одна модификация была собрана в Беларуси. Она получила название БРДМ-2МБ1. На ней сняли дополнительные колеса и движители, позволяющие ездить по воде. Оснащалась модель 155-сильным дизельным мотором, радиостанцией, видеонаблюдением, люками для десантников по бокам кузова. Изменено вооружение. Экипаж увеличен до 7 человек.

В 2013 году свою версию «Зубастик» предложил Азербайджан. и дополнительные колеса сняты. Установлен силовой агрегат мощностью 150 л. с. Улучшена противоминная защита. Установлены люки для десантников, пулемета, башни для военных модулей (гранатометов разного калибра, двуствольной пушки).

Казахстан предложил свою модификацию в том же году. Силовой агрегат заменен на дизельную установку «Ивеко». Заменены мосты. Их взяли от БТР-80. За счет этого увеличилась колея. Подвеска рессорная осталась от базовой версии. Модификация получила название БРДМ-КЗ.

Своя модификация была в Чехии (LOT-B, LOT-V), Сербии (Курјак).

БРДМ-2 как основа для создания автомобилей

На базе БРДМ-2 (фото которой можно было увидеть в данной статье) начали разрабатываться машины специального назначения. Началось это практически сразу после начала производства БРДМ-2.

Уже в 1964 году конструкторы начали разработку модели для химической разведки. Она получила название БРДМ-2РХ или «Дельфин». Данная машина разрабатывалась с целью ведения разведки химической, бактериологической, радиационной направленности. Особенностями комплектности данной версии являлись:

  • Прибор для измерения степени заражения воздуха радиацией (радиометр).
  • Анализатор газа, работающий в автоматическом режиме.
  • Рентгенометр.
  • Устройство для обнаружения химических загрязнений, работающее в полуавтоматическом режиме.
  • Автоматический сигнализатор, который определял в воздухе наличие примесей бактериального характера.

Воздух для проведения анализа поступал к приборам по воздухопроводу. После испытания воздух выводился наружу. Процесс подачи и выброса анализируемого воздуха контролируется водителем. Для этого перед ним находятся два рычага. После себя машина оставляла след из ограждающих знаков. Они представляли собой надпись «Заражено» на флаге желтого цвета. Это делалось с целью определения безопасного маршрута. Флажки устанавливались специальным механизмом машины, управлять которым можно было из кабины.

Кроме описанных выше отличий «Дельфин» отличался пулеметом другого калибра. Количество человек экипажа сокращено до трех: командира, водителя (который дополнительно выполнял работу механика), разведчика (по сути являлся химиком).

В 1967 году на основе БРДМ-2 была разработана машина для командного состава. На ней не было башни. Вместо нее установили люк, открывающийся вперед. Внутреннее пространство вмещало командира, радиста.

В восьмидесятых появилась версия БРДМ-2У. Она интересна тем, что вместо электронного оборудования (которое было сокращено) установили башню для оружия.

Разрабатывались также звуковещательные машины, которые обладали средней мощностью передачи звуков. Это были модели:

  • 3С-72Б, на которой не устанавливали вооруженные модули. Башня в ней заменена на штангу с громкоговорителем. Производитель предусмотрел дальность вещания 7,5 км. Передавать сообщения можно было даже дистанционно. Только при этом диктор должен был находиться на расстоянии не более полукилометра от машины.
  • 3С-82, на которой были установлены боевые модули. Правда, сохранили на башне только один пулемет. Рядом с ним на башне был закреплен громкоговоритель, который было слышно на расстоянии до 6 км.

Были разработаны также машины для транспортировки ракетных комплексов («Малютка-М», «Конкурс», «Глаз», «Фаланга-П» и других), аварийно-транспортные, транспортные с возможностью преодоления водных преград, инкассаторская модель. Обучаться экипаж мог на специально разработанном учебном стенде.