Больше экономии топлива при длительной эксплуатации. Экономичные шины: можно ли снизить расход топлива за счет покрышек

Шины расходуют топливо, потому что поглощают энергию, деформируясь при каждом повороте колеса. Один бак топлива грузового автомобиля из трех расходуется за счет шин. Тем не менее не все шины обладают одинаковыми характеристиками, поэтому топливная экономичность во многом зависит от правильного выбора шины. Владельцы парков грузовых автомобилей поняли это, в частности благодаря испытанию Michelin Challenge. Теперь они знают, что установка на их автомобили шин с низким сопротивлением качению Michelin Energy способствует снижению расхода топлива, значительно уменьшая таким образом второй по размеру после заработной платы пункт расходов. Сегодня компания Мишлен идет еще дальше и демонстрирует, каким образом шина на каждом этапе своей эксплуатации вносит вклад в повышение топливной экономичности. Если автомобили парка используют соответствующие шины Michelin, которые обслуживаются должным образом, автопредприятия могут экономить топливо и значительно повысить объемы чистой прибыли.

В сентябре 2006 года два идентичных грузовика приняли участие в пробеге Challenge, преодолев расстояние в 1250 километров от Клермон-Феррана (Франция) до Ганновера (Германия). Разными были только шины. По прибытии в Ганновер было установлено, что грузовик, оборудованный шинами Michelin A2 Energy, расходовал на 2,3 литра топлива меньше на каждые 100 километров, чем другой грузовик. Для автотранспортного предприятия с автомобильным парком из 50 грузовых автомобилей, каждый из которых проходит 120000 километров в год и экономит по меньшей мере один литр топлива на каждые 100 километров, экономия составит 60000 литров, что приблизительно равняется 51000 евро (из расчета 0,85 евро за 1 литр).

Но не только новые шины способны экономить топливо. Шины Michelin имеют высокотехнологичную конструкцию, позволяющую как минимум один раз нарезать протектор, затем его восстановить и, наконец, нарезать восстановленный протектор во второй раз. То есть одна шина «проживает четыре жизни». В результате шина Michelin Energy способна сэкономить до:

  • 2,3 литра топлива на каждые 100 километров для новой шины (при использовании в таких же условиях, как и во время пробега Challenge);
  • 2 литра на 100 километров после первой нарезки протектора (увеличивающей общий пробег на 25% по сравнению с новой Energy A2);
  • 2,3 литра на 100 километров после восстановления протектора по технологии Michelin Remix компании Мишлен, после чего шины становятся «точно как новые» даже в том, что касается топливной экономичности;
  • 2 литра на 100 километров после второй нарезки протектора.

Таким образом, за весь срок эксплуатации шины Michelin гарантируют значительную экономию топлива.

Эти показатели могут быть еще выше, если шины эксплуатируются и обслуживаются должным образом, а поэтому представители Мишлен дают перевозчикам действительно конкурентоспособное преимущество. Более 1000 специалистов компании Мишлен в Европе посещают компании грузового автотранспорта и помогают им оптимизировать работу их автомобильного парка, а также выбрать, содержать и использовать свои шины для достижения максимальной топливной экономичности. Они также обучают представителей дилеров, чтобы те, в свою очередь, могли более эффективно работать с потребителями, помогая им получить максимум от продукции Michelin.

Топливная экономичность не только позволяет грузовым компаниям повысить свою прибыль, но также благотворно сказывается на окружающей среде. Экономия одного литра топлива эквивалентна сокращению выбросов углекислого газа в 2,66 кг. В процессе роста дерево поглощает 25 кг углекислого газа в год, поэтому десять литров сэкономленного топлива позволяют спасти одно дерево. Вот почему теперь европейское законодательство признает, что шины играют значительную роль в сокращении объема вредных выбросов.

Использование шин Michelin Energy, последующая нарезка и восстановление протектора для большей топливной экономичности действительно представляют собой «движение к совершенству».

Часть I

Экономия топлива с самого первого километра эксплуатации с шинами серии Michelin Energy

Более 15 лет исследователи компании Мишлен работают над уменьшением расхода топлива за счет снижения сопротивления качению, то есть той энергии, которую поглощает колесо движущегося автомобиля.


Шины серии Michelin Energy

В 1992 году компания Мишлен стала первым производителем, использующим в протекторе кремний вместо технического углерода, который придает шине ее традиционный цвет. Изготовленный путем переработки песков высокой степени чистоты, кремний обладает особыми свойствами, среди которых способность улучшить сопротивляемость резины порезам и разрывам. В сочетании с синтетическим эластомером и при помощи химического связующего вещества он помогает снизить сопротивление качению, не ухудшая при этом такие качества шины, как сцепление, особенно на мокрых поверхностях, и износ протектора. Адаптированная в 1994 году для производства грузовых шин, эта технология использовалась в разработке уже нескольких поколений шин.

На сегодняшний день сопротивление качению грузовых шин Michelin снизилось на 6% (по сравнению с показателями шин E2 для региональных грузовых перевозок), в результате чего достигается экономия топлива от 1 до 2 литров на 100 километров.

Поскольку каждая ось имеет свои специфические требования, серия Michelin Energy представлена тремя типами шин:

Michelin XZA 2, XFA 2 Energy и новая шина X Energy XF (с использованием Michelin Durable Technologies) для рулевой оси.

Michelin XDA 2 + Energy и X One XDA 2 Energy (с использованием Michelin Durable Technologies) для ведущей оси.

Michelin XTA 2 Energy для прицепной оси.


Доказано в испытаниях Challenge

Расходы на топливо составляют приблизительно 27% расходов среднего европейского перевозчика. Дизельное топливо, цены на которое за пять лет выросли на 40%, все более и более неблагоприятно сказывается на прибылях. В результате этого снижение расходов на топливо стало критической проблемой для современных грузовых автопарков.

Статьи расходов в сфере автомагистральных перевозок в Европе


Составляя всего 2,3% расходов компаний грузового автотранспорта, шины расходуют один бак топлива из трех. Вот почему они играют такую важную роль в топливной экономичности.

Компания Мишлен решила доказать это утверждение, организовав в сентябре 2006 пробег Challenge.

В этом объективном испытании в реальных условиях два идентичных грузовика 25 сентября отправились из исследовательского центра Ladoux компании Мишлен близ Клермон-Феррана (Франция) на автосалон IAA в Ганновере (Германия), куда они прибыли на следующий день. Оба грузовика преодолели одинаковое расстояние в 1250 километров, следуя по одному и тому же маршруту, двигаясь с одинаковой скоростью и имея одинаковую нагрузку. Они отличались только шинами: один автомобиль был оснащен шинами Michelin E2+, а другой — шинами с низким сопротивлением качению Michelin A2 Energy.

Система контроля расхода топлива, установленная на обоих грузовиках, показала, что в результате шины Michelin A2 Energy сэкономили 28,69 литра топлива по сравнению с шинами Michelin E2+, в среднем экономия составила 2,3 литра на каждые 100 километров.

Нижеприведенная таблица демонстрирует экономические показатели, рассчитанные для руководителя компании грузового автотранспорта с автомобильным парком средних размеров.

Цена дизельного топлива 0,85 евро за литр
Экономия топлива
благодаря шинам Michelin A2 Energy
1 литр (1) / 100 км
Количество грузовиков
в автомобильном парке (пример)
50
Среднее пройденное расстояние
каждым грузовиком (в км)
120 000
Годовая экономия
на автомобильный парк из 50 грузовиков
51 000 €
Экономия в переводе на шины 128 шин (2) (почти годовая стоимость шин для автомобильного парка из 50 грузовиков)

(1) Средняя экономия топлива, достигаемая шинами до нарезки или восстановления протектора по технологии Michelin Remix.
(2) Из расчета средней цены одной шины в 400 евро.

Часть II

Экономия топлива благодаря «четырем жизням» шины Michelin

Нарезка протектора, а также последующее восстановление способствуют увеличению пробега шины без снижения уровня безопасности. Технологии, разработанные компанией Мишлен, увеличивают срок эксплуатации шин в 2,5 раза, при этом затраты на сырье снижаются до уровня от 70 до 75%. Менее известным является тот факт, что оба эти процесса также приводят к значительной экономии топлива.


Нарезка протектора — это важный этап в жизни шины, для осуществления которого уже в процессе разработки шины инженеры компании Мишлен предусматривают достаточный подпротекторный слой резиновой смеси, что в дальнейшем дает возможность выполнения высококачественной нарезки без потери шиной прочности и жесткости, которые являются основой ее безопасности.

Обычно нарезка протектора производится, когда глубина рисунка протектора еще составляет 2-4 миллиметра (приблизительно 50000 километров пробега по автомагистралям). Нарезка осуществляется техническим специалистом, восстанавливающим оригинальный рисунок протектора с помощью специального инструмента для нарезки, активируемого при нагревании. В результате шина приобретает новые грунтозацепы и глубина рисунка протектора восстанавливается до 6-8 миллиметров без снижения прочностных свойств.

Нарезанная шина считается окончательно изношенной, когда протектор достигает максимально допустимого предела износа в один миллиметр. После этого она демонтируется и восстанавливается. Далее шина может повторно использоваться до тех пор, пока глубина рисунка протектора не достигнет 2-3 миллиметров, после чего ее во второй раз нарезают, давая шине четвертую жизнь.

Практически все шины Michelin имеют индикаторы глубины нарезки, расположенные в центре индикатора износа, позволяющие выполнять высококачественную нарезку.


Восстановление по технологии Michelin Remix придает шине характеристики новой продукции, при этом повторное использование изношенной шины способствует уменьшению расхода сырья. Компания Мишлен является единственным производителем, восстановленные грузовые шины которого имеют такой же протектор и резиновую смесь, как и новые шины. Это достигается благодаря применению технологии Michelin Remix «точно как новые».

После проведения многочисленных проверок и подготовительных этапов на каркас шины Michelin накладывается новый протектор и боковины, и шина помещается в пресс-форму, придающую ей ее окончательный вид. По составу резиновые смеси идентичны применяемым при производстве новых шин. Восстановление шины по технологии Michelin Remix, являющееся по сути частью производственного процесса новых шин, гарантирует постоянную толщину между верхним слоем протектора и защитными слоями. В результате этого позже шина может быть нарезана так же, как и новая шина.

Компания Мишлен постепенно расширяет применение технологии Michelin Remix для грузовых шин: теперь она используется также для восстановления боковин. Это технологическое усовершенствование применяется сегодня в шинах серии A2 Energy. Для поддержки этого ноу-хау в промышленных масштабах компания Мишлен оборудует свои заводы инновационным микроэкструзионным оборудованием.

Влияние на расход топлива

Потребитель №1: с нарезанными шинами

На этом этапе жизни шины расход топлива минимален, а пробег шины увеличивается приблизительно на 25% + 25% = 50% от новой шины до момента нарезки.


Нарезка протектора производится, когда сопротивление качению шины падает до минимума. Поскольку изношенный протектор испытывает меньшую деформацию, он меньше нагревается, что приводит к снижению сопротивления качению и расхода топлива. Когда шина 40-тонного автопоезда изнашивается до уровня показателя износа, ее сопротивление качению составляет лишь 60% от сопротивления качению новой шины, а расход топлива снижается на 6-10%.

Для автопоезда экономия топлива может составить до двух литров на 100 километров по сравнению с грузовиком, оборудованным новыми шинами, в зависимости от количества осей с нарезанными шинами.

Поскольку шина, восстановленная при помощи технологии Michelin Remix, становится «точно как новая», уровень сопротивления качению у нее такой же, как и у новой шины. Например, шина Michelin A2 Energy, восстановленная при помощи технологии Michelin Remix, экономит до 2,3 литра топлива на каждые 100 километров.


Влияние на окружающую среду

Увеличивая срок эксплуатации шины, нарезка протектора снижает количество непригодных для переработки старых шин. Помимо того, что нарезанная шина выделяет меньше углекислого газа в атмосферу, она расходует меньше топлива.

(1) Средняя экономия дизельного топлива за весь срок эксплуатации шины
(2) Один литр израсходованного дизельного топлива равняется 2,66 килограмма углекислого газа, выброшенного в атмосферу

Восстановление протектора также снижает расход сырья, поскольку количество резиновой смеси, требующейся для восстановления протектора, составляет около 20-30% необходимого количества для производства новой шины, что обеспечивается за счет того, что большая часть материалов уже использована.

Часть III

Экономия топлива благодаря профессионализму и высокому уровню обслуживания специалистов компании Мишлен

Регулярное техническое обслуживание позволяет оптимизировать эксплуатационные характеристики шины, тем самым, увеличивая доходность компаний грузового автотранспорта. Эффективное управление шинным хозяйством способно рационализировать затраты, сэкономить топливо, снизить время техобслуживания и содержать парк грузовых автомобилей в безопасном рабочем состоянии.

В Европе более 1000 представителей компании Мишлен помогают компаниям грузового автотранспорта выбрать подходящие шины в зависимости от условий эксплуатации и применимости по осям. Например, шины серии A2 Energy рекомендованы для установки на транспорт для дальних перевозок, а шины XDN2 Grip — для региональных перевозок в сложных погодных условиях. Специалисты Мишлен также дают потребителям советы относительно сроков и способов нарезки протектора, а также оптимальных программ ротации шин. Более того, они обеспечивают раннюю диагностику состояния транспортных средств и в случае возникновения необычных проблем могут обратиться к сети высокопрофессиональных технических специалистов компании Мишлен.

Езда на недокаченных или неверно подобранных шинах напрямую влияет на эффективность по трем направлениям: создавая угрозу безопасности, увеличивая расход топлива и/или снижая срок эксплуатации шин.

У автомобиля, движущегося с постоянной скоростью 90 км/ч на шинах, накаченных на 1 бар ниже, чем рекомендовано, расход топлива увеличивается на одну четверть литра на 100 километров, а пробег шины снижается приблизительно на 5%.

Консультанты компании Мишлен также используют программный продукт, называемый Michelin Value Added, который позволяет подсчитать возможную экономию топлива, в зависимости от типа шины, условий эксплуатации и использования «четырех жизней» шин Michelin. Консультант вводит в программу данные потребителя, такие как размер автомобильного парка, размерность шин, количество осей, тип дорожного покрытия и средний расход топлива. Эти данные служат базой для сравнения, которое может быть использовано для подготовки финансового прогноза влияния шины на расход топлива и поиска наиболее оптимального решения для потребителя.



В то же время, представители компании Мишлен по всей Европе проводят сравнения топливной экономичности в автопарках потребителя в реальных условиях эксплуатации.

Для крупных компаний-перевозчиков компания Мишлен разработала комплекс предложений Michelin Fleet Solutions полную систему управления шинным хозяйством автомобильного парка, разработанную для повышения доходности. Основанная на уникальной бизнес-модели, при которой счета клиентам выставляются в зависимости от пробега, а не от количества купленных шин, она позволяет клиентам сосредоточиться на своем основном бизнесе, таким образом, высвободив дополнительные ресурсы для его ведения.

С помощью регулярного контроля состояния шин и применения концепции «четырех жизней» шин компании Мишлен достигаются оптимальные эксплуатационные характеристики при высоком уровне безопасности и работоспособности автомобиля. Правильный выбор шины, поддержание рекомендованного давления, своевременная нарезка и восстановление изношенных шин при помощи технологии Remix — все это важные факторы снижения расхода топлива и себестоимости километра пути.

Благодаря регулярно проводимым проверкам такой превентивный подход также снижает количество непредвиденных поломок и простоев автомобилей, приводя к повышению производительности компаний грузового автотранспорта.


Приложение 1

Сопротивление качению

Хотя расход топлива зависит от многих факторов, один бак топлива из трех идет непосредственно на преодоление сопротивления качению. При качении колеса шина деформируется и давит на дорогу. При этом компоненты шины нагреваются, и часть энергии, передаваемой двигателем, теряется на создание противодействующей силы. Сопротивление качению и есть та самая теряемая за счет шин энергия, в противоположность энергии, приводящей автомобиль в движение.



В представленных с 1992 года для легковых и с 1995 года для грузовых автомобилей шинах с низким сопротивлением качению серии Michelin Energy использована резиновая смесь, разработанная для максимального снижения энергетических потерь. Кроме этого, особая конструкция шины уменьшает ее деформацию при качении.

Сегодня шины Michelin Energy снижают сопротивление качению примерно на 6% (по сравнению с показателем шин E2 для региональных грузовых перевозок) и экономят около 1-2 литров топлива на каждые 100 километров.

Во времена, когда цены на бензин и дизтопливо неудержимо лезут вверх, большую актуальность приобретает экономия моторного топлива, особенно на многотонных грузовиках. Факторы, влияющие на расход жидкого топлива автомобиля, давно известны. В основном они одинаковы – как для большегрузного состава, так и для легковушки. Их можно сгруппировать в четырех пунктах:

  1. Сопротивление качению автомобиля;
  2. Воздушное сопротивление;
  3. Условия движения;
  4. Индивидуальный стиль вождения.

Но все-таки главное условие – думать! Причем: не как украсть его из бака эксплуатируемой машины, а как сэкономить – на благо себе или хозяина.

Топливные кризисы заставляют конструкторов изобретать все более экономичные двигатели автомобилей, искать и другие пути экономии топлива (электропривод, различные приспособления исключающие пробуксовку колес, улучшения аэродинамики и др.).

Применяя на грузовых автомобилях специальные синтетические масла – можно облегчить запуск двигателя в холодное время, сократить время на его прогрев. Но нужна внимательность при выборе масла: ведь даже известный бренд производителя не может гарантировать универсальности и нужного качества для всех марок грузовиков.

А вот к всевозможным топливным присадкам нужно относиться с осторожностью. Если на этот счет есть рекомендации производителя или советы бывалого водителя такой же марки – к ним стоит прислушаться.

Не зевай за рулем

Крайне важно уметь прогнозировать обстановку и не давить на педаль газа, когда на перекрестке впереди горит красный свет. На тяжелых автомобилях (фура, автопоезд) чрезвычайно значимо уметь использовать накат и силу инерции. К светофору нужно так суметь подъехать, чтобы дальше продолжить движение без остановки. Известно, что расход топлива при разгоне с места или с небольшой скорости – будет отличаться в разы.

Желательно избегать продолжительной работы двигателя на холостых оборотах при остановке на длительную стоянку. Подсчитано, что потребление автомобилем этого топлива составляет от 10 до 15% перерасхода. Многие водители после запуска начинают прогревать двигатель на холостом ходу. Этого делать не рекомендуется. Гораздо лучше начать движение на пониженной передаче сразу после устойчивой работы двигателя. В этом случае вместе с ним прогреется и ходовая система.

Минимального расхода дизтоплива можно добиться, если ездить плавно без резких торможений и разгонов, рывков. Нужно поддерживать в шинах нормальное давление. Опытные водители почти на каждой остановке проверяют накачаность колес пинками по ним. Гораздо эффективнее постукивание баллонным ключом: глухой звук подскажет, какое колесо требует подкачки. Но самый достоверный способ – шинный манометр. Кондиционер использовать умеренно, машину стараться летом парковать в тени.

На спусках не рекомендуется двигаться накатом, так как это может лишить грузовик маневренности, а то и возможности экстренно затормозить. Если спуск затяжной – эффективнее пользоваться самой высокой передачей, не нажимая на педаль газа.

Следи за весом и тонусом автомобиля

На расход горючего влияет общая масса автомобиля. Сегодня можно признать неоправданной постановку емкости под дизтопливо на 1000 литров на автопоезда. Это раньше было выгодно, когда сильно разнились цены по регионам, а заправок было маловато – особенно в сельской местности. Сейчас обстановка кардинально изменилась и возить с собой тонну лишнего груза накладно.

Давно считается нужным установка спойлера на кабинах автопоездов. Если он поставлен правильно, экономия топлива очень ощутима, особенно при движении со скоростью 100 км/час и выше. При перевозке сыпучих грузов на открытых грузовиках необходимо обязательно использовать тент. Крайне важно с точки зрения экономии горючего, чтобы он был хорошо натянут, – не пузырился. Так он и дольше прослужит, и аэродинамику улучшит.

И не забывать следить за техническим состоянием автопоезда. Здесь нет мелочей. Своевременная регулировка топливной аппаратуры, постоянный осмотр агрегатов ходовой части, тормозной системы, состояние протектора автошин – все важно для безопасной езды и экономной эксплуатации транспортного средства.

Расход топлива грузовиков – это тема, которая волнует всех грузоперевозчиков и дальнобойщиков. Все стремятся его снижать, однако далеко не всегда это получается. Водители часто жалуются на то, что нормы, которые они получают на выполнение транспортной работы являются не реальными и уложиться в них никак нельзя. В свою очередь, владельцы автопарков (перевозчики) утверждают, что наёмные водители все время сливают и продают топливо, поэтому, какую норму им не давай, толку все равно не будет, так как они не уложатся в нее. Но если разобраться в каждом отдельном случае, то картина может проясниться. Именно поэтому была написана эта статья. Если вы ее внимательно прочтете и сделаете правильные выводы, то вы поймете, как снизить расход топлива грузовика.

Экономичная эксплуатация грузового автомобиля

Экономичная эксплуатация автопоезда – это заботливая эксплуатация рачительного хозяина, поскольку она не возможна без заботливого и бережного отношения к своему грузовику.

Стабильно экономно работает лишь тот, кто подходит к делу хозяйственно, организованно и дисциплинированно. Также отметим, что правильная экономичная эксплуатация автопоезда – это еще и безопасная езда. Сейчас мы все объясним более подробно.

Некоторые начинающие предприниматели и дальнобойщики наивно полагают, что существуют какие-то чудо рецепты, позволяющие практически на воздухе перевозить грузы. Именно на этих заблуждениях, а также на фоне постоянного подорожания топлива была создана целая индустрия производства разных катализаторов, ионизаторов, модификаторов и другой бесполезной ерунды. Но рецепт тут один – энергию просто нужно беречь и правильно ее расходовать.

Главный секрет достижения экономии топлива заключается в водителе . Вот так все просто! Он должен правильно управлять автомобилем, своевременно проводить ремонт и техническое обслуживание. Только от его умения управлять машиной, выбирать правильный скоростной режим и правильное время движение зависит конечный расход топлива.

Порожний автопоезд – враг экономии!

Запомните простую вещь – пустой автопоезд никогда ничего не сэкономит. Хорошо, если бы он уложился в реальную норму расхода дизтоплива, которую ему определили. Только груженый автомобиль может сэкономить.

Пустой автопоезд имеет небольшую массу (относительно парусности), не позволяющую аккумулировать в инерции движения затраченную на разгон энергию, а также успешно преодолевать аэродинамическое сопротивление, различные уклоны, встречный ветер. На пустом автопоезде намного тяжелее двигаться в снегопад и гололёд. По большому счету, шквальный ветер может сдуть с дороги пустой автопоезд при скользком дорожном покрытии. Автопоезд без груза даже не будет эффективно двигаться вниз на повышенной передаче без дополнительной подачи топлива. К тому же, пустое авто и прицеп (даже с пневмоподвеской) больше подвержен поломкам и амортизационному износу, чем подгруженный.

Поэтому старайтесь снизить количество передвижений порожняком, сокращая до минимума количество холостых пробегов!

Правильное распределение груза в кузове

Старайтесь равномерно распределять груз по всему кузову. И хорошо его закрепляйте.

Если груз плохо закреплён, то существует опасность того, что он «уйдёт» на правый или левый бок, тент раздует, что может привести к опрокидыванию прицепа на уклонах. В этом случае, ни о какой экономичной езде речи быть не может. Когда груз погрузили таким образом, что вся нагрузка приходится на ведущую ось тягача, а колёса полуприцепа пустые, водитель испытывает неуверенность и дискомфорт. При этом ходовая часть тягача работает с максимальной нагрузкой, а полупустой полуприцеп не позволяет автопоезду эффективно тормозить и останавливаться. Это происходит потому, что в этом случае регулятор давления на тормозные колодки тягача испытывает максимальную нагрузку, а регулятор давления на колодки полуприцепа – минимальную. Хотя должно быть все наоборот – задние колёса автопоезда должны «брать» первыми, тогда как передние – последними (в крайнем случае одновременно). На скользкой дороге это очень важно!

Если груз расположен в задней части полуприцепа (либо только в прицепе), на неровностях автопоезд испытывает постоянные рывки, которые уменьшают скорость, мешают нормальному движению, а также отрицательно сказываются на состоянии трансмиссии, сцепного устройства и работе двигателя. Подобная загрузка может привести к пробуксовке и остановке автопоезда на первом же подъеме. Причем для этого гололед не нужен, достаточно будет просто влажной дороги.

Если груз нельзя разместить в кузове равномерно, советуем смещать его поближе к седельному тягачу либо размещать на буксирующем прицеп автомобиле (паровозе).

Выбор правильного маршрута

Тщательно разрабатывайте маршрут и согласовывайте его с заказчиком перевозки.

Далеко не все короткие дороги являются самыми быстрыми, безопасными и позволяют сэкономить топливо и выиграть время. Езда по хорошей трассе, пусть даже большее расстояние, зачастую получается гораздо выгоднее, нежели движение по короткому маршруту, но по плохой дороге. Вы сами меньше мучаетесь, и свой автомобиль не гробите. К тому же, движение по хорошим ровным дорогам приводит к снижению расхода топлива.

Выбор правильного графика движения

Правильный график движения позволит выбрать и соблюдать нужный скоростной режим, который приведет к экономии топлива. Старайтесь избегать движения в неблагоприятных условиях – заторы, пробки, туман, сильная жара, гололёд, сильный встречный ветер. Если впереди вас большой затор, связанный с дорожными работами или ДТП, лучше переждите в каком-то месте, пока он не рассосётся. Вместо того чтобы ползти на пониженных передачах и даром жечь дорогущее топливо, лучше отдохните и перекусите. Затем на свободной дороге спокойно наверстаете упущенное!

Это же касается и движения в неблагоприятных погодных условиях. Зачастую их лучше переждать, чем ехать неэффективно и не экономично. Кроме того, вы не будете подвергать опасности свою жизнь и жизнь других участников движения, груз и доверенную вам технику. Как правило, нескольких часов хватает, чтобы развеялся туман, утих сильный, встречный ветер, очистили дорогу от снега, разбили либо посыпали песком ледяную корку на проезжей части дороги.

Старайтесь не заезжать в крупные города в пиковое время. По возможности делайте это раньше. Стройте свой график таким образом, чтобы максимально снизить количество остановок и трогания с места. При остановках более чем на 2-3 минуты глушите двигатель.

Тепловой режим работы двигателя

Соблюдайте правильный тепловой режим работы мотора. Обязательно перед началом движения прогрейте двигатель, ведь эксплуатация холодного двигателя вызовет преждевременный износ поршневой группы и перерасход топлива. Если автомобиль пустой, пусть он поработает на холостых оборотах от трех до пяти минут, потом можете ехать, не допуская высоких оборотов, окончательно прогревая мотор уже в движении. Груженый автомобиль следует прогревать дольше, поскольку нагрузка на двигатель будет сразу достаточно большой.

Температура двигателя должна составлять 75–85 градусов Цельсия . Двигатель перегретый или с пониженной температурой не может работать экономично. Если нужно, в зимний период дополнительно его утепляйте.

В жаркий летний день, когда температура окружающего воздуха превышает 30 градусов Цельсия, в нем резко снижается содержание кислорода. При работе в таких условиях мотор теряет свою экономичность, поскольку ухудшается наполнение цилиндров воздухом и для приготовления рациональной горючей смеси не хватает кислорода. В сильную жару заметно снижается мощность двигателя.

При такой температуре плавится асфальт. Он становится липким и клейким, что увеличивает сопротивление качению. Кроме того, машина на таком покрытии не чувствует себя устойчиво и уверенно. В дополнение к этому, колёса тоже греются, и температура резины зачастую превышает допустимые эксплуатационные нормы. В результате покрышки «стреляют», а стоят они недешево!

Поэтому советуем воздержаться от движения по сорокаградусной жаре. Лучше ездить по ночной прохладе. Мотор будет «дышать» чистым воздухом, резина не будет греться, а грузовик не будет водить по расплавленному асфальту. К тому же, водителю намного комфортнее двигаться в ночную прохладу, чем в сумасшедшую жару, когда нечем дышать.

Техническое состояние грузовика

Автомобиль нужно содержать в технически исправном состоянии, так как это прямо влияет на его расход топлива. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что расход зависит только лишь от исправности двигателя и топливной системы автомобиля.

В автомобиле практически все влияет на его расход:

  • Состояние топливных и воздушного фильтров . Они должны быть обязательно чистыми и продуктивно обеспечивать мотор чистым топливом и воздухом.
  • Состояние двигателя . Компрессия должна быть нормальной, зазор клапанов отрегулирован правильно, турбокомпрессор эффективно работать, выхлопной коллектор, катализатор и выхлопная труба должны иметь нормальное состояние. Не стоит этим пренебрегать, ведь от состояния выхлопной трубы напрямую зависит вентиляция цилиндров, что влияет на мощность мотора и расход топлива.
  • Состояние интеркулера . Проверьте его герметичность во всех соединениях и чистоту самого радиатора.
  • Состояние аккумуляторных батарей . Тут комментировать нечего.
  • Состояние колёс автопоезда . Резина должна быть накачена соответственно тем требованиям, которые предъявляет завод-изготовитель. Приспущенная резина сильно греется и быстрее изнашивается. При этом автомобиль не будет иметь нужного наката для экономичной езды.
  • Состояние пневмосистемы . Не должно быть утечки воздуха. Бывает, что у автопоезда сразу после остановки «падают» подушки (пневморессоры), потом водителю приходится полчаса газовать, расходовать дорогое топливо, чтобы накачать воздух в систему.
  • Состояние тормозных накладок . Тормоза на автопоезде должны всегда быть в исправном состоянии, правильно отрегулированными и эффективно работать. Без этого невозможно ездить безопасно, плавно и в экономичном режиме.
  • Состояние амортизаторов . С неисправными амортизаторами вам придется притормаживать перед каждой неровностью дороги, чтобы тягач или полуприцеп/прицеп не достигли критической амплитуды вертикального колебания, что может привести к неисправностям и потере управления автопоездом.
  • Состояние топливной аппаратуры . Она должна быть в порядке. Её нужно беречь от попадания грязи, воды и других инородных механических и химических примесей. Все начинается со своевременной замены топливных фильтров, чистки сеточек, отстойников, профилактической проверки распылителей форсунок, кончая заправкой качественным дизтопливом. Следите, чтобы был правильно выставлен угол впрыска топлива на ТНВД.

Отметим, что цвет выхлопных газов подскажет вам о проблемах топливной системы автомобиля.

  • Чёрный (тёмно–серый) цвет дыма сигнализирует о сильно большой подаче топлива, неэффективной работе турбокомпрессора, забитом воздушном фильтре, износе и загрязнении форсунок или неправильной установке момента впрыска ТНВД. Черный дым также может говорить о низком качестве используемого дизельного топлива.
  • Голубой (голубовато–серый) дым говорит о том, что в цилиндрах мотора сгорает моторное масло, плохая компрессия или неэффективно работают маслосъёмные поршневые кольца.
  • Белый (серовато–белый, сизый) дым свидетельствует, что двигатель плохо прогрет, или топливо утекает с форсунок, либо топливо попадает в масло по причине утечки из «обратки» форсунок, либо сбит момент впрыска ТНВД.

В конце дадим довольно банальный совет – заправляйтесь качественным дизельным топливом. Качественное топливо обеспечит хорошую тягу двигателя и снизит расход топлива. С качественным топливом снижается вероятность возникновения поломок топливной системы, а значит, двигатель прослужит дольше. А это ведь тоже значительная экономия денег.

Также читайте .

Регулярные скачки цен на топливо заставляют водителей и транспортные компании серьезно задумываться о том, как добиться экономии и какие установки для этого есть. И одним из быстро окупаемых способов является установка на полуприцепы специальных обтекателей – боковых «юбок» (англ: Trailer Skirt) и тыльных «хвостов» (англ: Trailer Tail).

Боковые и задние обтекатели – что это?

Боковой базовый обтекатель, или «юбка», представляет собой специальную панель, которая крепится к нижней базе полуприцепа. Юбка-отражатель успешно защищает полуприцеп от турбулентности под днищем и порывов бокового ветра. В дождливую погоду боковые обтекатели существенно уменьшают разбрызгивание из-под шин автопоезда воды, которая снижает видимость для водителей легковых автомобилей.

Классическая прямая форма юбки может быть усовершенствована специальными аэродинамическими отверстиями, сделана из сегментов, которые можно заменять по отдельности, или даже иметь стреловидную форму. Изготавливаются юбки-отражатели из легких и прочных материалов, а монтаж осуществляется в течение 3-5 человеко-часов.

Тыловой обтекатель, или «хвостовик», напоминает кормовую часть фюзеляжа самолета и крепится к задним дверцам полуприцепа. Его назначение — уменьшение разрежения позади трейлера и ослабление вихревого следа, которые ухудшают управление автопоездом при обгоне или встречном разъезде.

Форма, размер и материалы могут быть различными – от пирамидальных или конусообразных «коробок» из пластика или металла до надувных рамок из синтетических полимеров. В зависимости от модели установка хвостовика может занимать полтора-два человека-часа.

Почему устанавливать обтекатели выгодно?

Установив боковые и тыльные обтекатели, можно добиться уменьшения расхода топлива до 8%! Преимущества обтекателей:

  • стоимость в США и Канаде – цена юбки-отражателя, в зависимости от модели, варьируется в пределах 1,500-3,000$, а хвостовика — в пределах 1,500 -3,000$;
  • экономия топлива при использовании самого простого бокового обтекателя – 4%, улучшенного – 7%;
  • хвостовик экономит минимум 1% топлива, по некоторым данным до 5%;
  • окупаемость юбок – от 10 месяцев для стандартных моделей и от 7 месяцев – для улучшенных;
  • окупаемость тыльных обтекателей – от 4 лет.

Не так давно цены на нефть были достаточно невысокими, а наша страна не успевала выплачивать долги другим странам. После роста цен на нефть стоимость топлива увеличилась не только на мировом, но и на внутреннем российском рынке.

Эффективное использование топлива стало наиболее выгодным делом не только в плане денежных расходов, но и экологических норм. На сегодняшний день автомобильный рынок представлен моделями грузовиков на любой случай жизни. Словосочетание «базовая модель» вышло из употребления. Зато вошло «модельный ряд», в котором несколько различных моделей, различающихся по мощности двигателя и по другим параметрам.

Современные компьютерные расчеты позволяют выбирать оптимальные характеристики дизеля связанные с условиями эксплуатации и маршрутом, на котором предстоит перемещаться машине. Делают расчет показателей предварительно или непосредственно в салоне при приобретении автомобиля: представитель компании, сидя за компьютером, расспрашивает у покупателя об условиях, в которых будет работать автомобиль, узнает, для перевозки каких грузов он нужен.

Для экономии расхода топлива нужно учитывать ряд параметров.

Стиль вождения

Водитель автопоезда должен уметь применять силу инерции. Ехать в накат – не значит осуществлять движение на нейтралке после ускорения. Нужно двигаться на передаче не газуя и клапан подачи топлива закрывается, а расхода бензина не происходит.

Опытные водители экономят при приближении к светофору – они рассчитывают движение так, что приближаются накатом к моменту загорания зеленого света. Если набирать скорость не с места, расход горючего уменьшается.

Условия движения и климат

При передвижении в дождь колеса поглощают в себя жидкость, поэтому при высокой скорости при сырой погоде горючей смеси расходуется больше. Желательно ехать как можно медленнее.

Снижение температуры воздуха на каждые 6 градусов увеличивает топливный расход на 1-1.5%.

При переходе грузовика с сухой трассы на мокрую, скользкую дорогу расход топлива увеличивается на 3-10%.

Расходники

После своевременного технического обслуживания грузовика расход топлива нормализуется. Поэтому нужно следить за исправной работой всех механизмов и систем.

Сопротивление воздуха

При движении машина со значительной лобовой поверхностью преодолевает сильное воздушное сопротивление. Для решения данной проблемы водители пользуются специальным спойлером. Правильная установка устройства на крышу и по бокам автопоезда позволяет снизить расход топлива на 10-20% из-за увеличения обтекаемости ТС.

Сопротивление качению

Этот показатель зависит от массы автопоезда, накачки колес, состояния подвески. Под оптимизацией всех процессов грузовика тратящего минимальное количество горючей смеси подразумевается нормальная скорость на высоких передачах. Легкое движение машины поддерживается частотой вращения в экономичном режиме. При этом сохраняется резерв мощности, а грузовик легко преодолевает подъемы. Порывы ветра также не влияют на скорость транспорта.

Согласно обобщенным данным, загруженная машина преодолевает на высшей передаче подъем 1.2-1.5%. Более 80% пути по равнине она едет на повышенной передаче. Двигатель работает в диапазоне 1400-1500 оборотов в минуту.

Если энерговооруженность будет снижена, переключение скоростей участится, а это не способствует экономии горючего. Получится перерасход и из-за неправильного переключения передач.

При «межгороде» расход горючего минимально зависит от мощности мотора. На загородных дорогах мощнейшая техника оказывается экономичнее. В городе – наоборот: дополнительная мощность может обернуться большим расходом.

На расход сильно влияет:

  • совершенство механизмов автомобиля (двигателя, трансмиссии и шин);
  • мешающие езде груженого ТС инерция машины, сопротивление качению колес и сопротивляемость воздуха.

В среднем количество расходов на содержание грузового автомобиля на треть составляет заправка топливом. Инженеры постоянно работают над возможными способами снижения этих показателей. Каждый водитель должен самостоятельно позаботиться о том, чтобы расход горючих средств был меньше.

Способы экономии топлива для грузовика:

  • плавное торможение;
  • регулярный осмотр и обновление шин;
  • внедрение передовых технологий при перевозке грузов;
  • целесообразное использование набранной скорости;
  • движение на высоких передачах;
  • грамотное использование педали сцепления – двигатель не должен без нужды работать на высоких оборотах;
  • подбор стиля вождения;
  • нахождение скорости, при которой расход топлива для определенной марки автомобиля оптимален;
  • выбирать качественное моторное масло;
  • оснащение тормозной системы ретардером.