Биография Некрасова: жизненный путь и творчество великого народного поэта. Некрасов николай алексеевич Н.А.Некрасов - поэт страдания

Хронологическая таблица Некрасова – это один из лучших способов кратко ознакомиться с периодами жизни великого поэта. Именно в ней сконцентрированы все самые важные события, повлиявшие на судьбу автора. Эти значимые этапы его биографии помогут как школьникам, так и выпускникам лучше понять мотивы деятельности поэта и особенности его характера.

По сути, вы сможете проследить жизнь и творчество Некрасова Николая Алексеевича по датам. Такой формат рассчитан на тех, кто хочет быстро и четко получить основную информацию и факты. Помимо стандартных данных о рождении и смерти поэта, памятка ознакомит вас с ключевыми периодами его творческой деятельности. Вы узнаете много нового о любимом авторе и его работах, сможете быстро запомнить важные даты. На нашем сайте представлена детальная биография Некрасова в таблице.

1821 год, 28 ноября (10 декабря) – Родился Н.А. Некрасов на Украине в местечке
Немиров Подольской губернии в дворянской семье отставного поручика Алексея Сергеевича и Елены Андреевны Некрасовых.

1824-1832 – Жизнь в селе Грешнево Ярославской губернии

1838 – Покидает имение отца Грешнево, чтобы по его воле поступить в Петербургский дворянский полк, но, вопреки его желанию, решает поступать в Петербургский университет;
отец лишает его средств к существованию.

1840 – Первый подражательный сборник стихов "Мечты и звуки".

1843 – Знакомство с В. Г. Белинским.

1845 – Стихотворение "В дороге";
восторженный отзыв В.Г.Белинского.

1845-1846 – Издатель двух сборников писателей натуральной школы – "Физиология Петербурга" и "Петербургский сборник".

1847-1865 – Редактор и издатель журнала "Современник".

1853 – Цикл "Последние элегии".

1856 – Первый сборник "Стихотворения Н.Некрасова".

1861 – Поэма "Коробейники";
выход второго издания "Стихотворений Н.Некрасова".

1862 – Поэма "Рыцарь на час", стихотворения "Зеленый шум", "В полном разгаре страда деревенская";
приобретение усадьбы Карабиха близ Ярославля.

1863-1864 – Поэма "Мороз, Красный нос", стихотворения "Орина, мать солдатская", "Памяти Добролюбова", "Железная дорога".

1868 – Выход первого номера нового журнала Н.А.Некрасова "Отечественные записки" с поэмой "Кому на Руси жить хорошо".

1868-1877 – Совместно с М.Е.Салтыковым-Щедриным редактирует журнал "Отечественные записки".

1870 – Поэма "Дедушка".

1871-1872 – Поэмы "Княгиня Трубецкая" и "Княгиня Волконская".

1876 – Работа над четвертой частью поэмы "Кому на Руси жить хорошо".

1877 – Выходит из печати книга "Последние песни".

1877, 27 декабря (1878, 8 января) – Умер Некрасов в Петербурге. Похоронен на кладбище Новодевичьего монастыря.

Самые популярные материалы августа для вашего класса.

1. Детство
Некрасов Николай Алексеевич родился 28 декабря 1821 года в тихом городке Подольской губернии Немирово, где в тот год временно располагался полк, в котором проходил службу его отец, Некрасов Алексей Сергеевич, происходивший из рода мелкопоместных дворян.
Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Возможно, поэтому в произведениях Некрасова можно разглядеть нотки жалости к собственной матери. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку.
2. Молодость
В 1832 - 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.
В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. В 1838, против воли отца, будущий поэт пытается поступить в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".
Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским. Вскоре дела Некрасова «пошли в гору» , он дает уроки, пишет небольшие статьи для местных газет, что позволяет ему даже откладывать сбережения) .
3. Литературная и публицистическая деятельность
Дела Николая Алексеевича пошли настолько успешно, что в 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал «Современник» , основанный А. С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.
После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76), написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 - 72). Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875).
4. Болезнь
Но эйфория от хорошей жизни продлилась недолго, ибо уже в 1850 году писатель сильно заболел (медики даже предрекали ему скорую смерть) , но поездка в Италию значительно улучшила здоровье Некрасова. В 1875 году у Некрасова нашли рак кишечника, после чего жизнь писателя превратилась в медленный уход в иной мир. Именно в период перед смертью Некрасов, получив поддержку от близких людей, занялся творчеством с новой силой. Умер Николай Алексеевич в декабре 1877 года. Похороны этой неординарной, но, несомненно, великой личности в русской литературе, были организованны многочисленными поклонниками и состоялись на Новодевичьем кладбище.

Уроки 88–89 Н. А. НЕКРАСОВ – ПОЭТ «МЕСТИ И ПЕЧАЛИ» (ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА С ОБОБЩЕНИЕМ РАНЕЕ ИЗУЧЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ)

30.03.2013 17204 0

Уроки 88–89
Н. А. Некрасов – поэт «мести и печали»
(Очерк жизни и творчества с обобщением
ранее изученных произведений)

Цели : вспомнить основные факты биографии поэта, повлиявшие на формирование его мировоззрения; показать, какова роль Белинского в судьбе Некрасова; охарактеризовать деятельность Некрасова как редактора и издателя журналов «Современник», «Отечественные записки».

Ход уроков

Эпиграфы к урокам :

Не принижая ни на минуту ни великих алтарей Пушкина и Лермонтова, ни более скромных, но прекрасных памятников Алексея Толстого, Тютчева, Фета и других, мы все же говорим: нет в русской литературе, во всей литературе нашей такого человека, перед которым с любовью и благоговением склонялись бы ниже, чем перед памятью Некрасова.

А. В. Луначарский

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество Н. А. Некрасова

Николай Алексеевич Некрасов (1821–1876) – поэт-гражданин. В его творчестве отразилась целая эпоха развития русской литературы и русской общественной жизни. Основная тема его произведений – изображение жизни русского народа. Поэт выступает как страстный защитник и выразитель народных интересов. Н. Некрасов: «Важно только одно – любить народ, родину, служить им сердцем и душой». Напряженно размышляет поэт о судьбе русского народа, его духовных силах, его настоящем и будущем.

Одной из самых ярких примет некрасовской поэзии является злободневность.

Огромная заслуга в формировании Некрасова как поэта и общественного деятеля принадлежит В. Г. Белинскому. Именно он первым оценил поэтические опыты начинающего поэта. В 1841 г. Н. Некрасов сказал: «Моя встреча с Белинским была для меня спасением». И это так. На долгие годы они стали друзьями и соратниками. Белинский ценил в Некрасове острый критический ум, поэтический талант, глубокое знание народной жизни и организаторские способности.

В суровых условиях, в упорном сопротивлении обстоятельствам складывался не только характер поэта, но и оттачивалось мастерство Некрасова – руководителя передовых литературных сил, редактора журналов «Современник», а затем и «Отечественных записок». Заслуга его в том, что, обладая редкой проницательностью, он выступал в роли «первооткрывателя» новых литературных имен. Некрасов «угадывал» талантливых писателей, оказывал им всестороннюю помощь…

Через некрасовские журналы прошли известные И. Тургенев, А. Гончаров, великий Л. Толстой; в некрасовских журналах были опубликованы стихи Ф. Тютчева, раскрылся критический талант Н. Чернышевского и Н. Добролюбова. Можно сказать, что работа Некрасова в качестве редактора – беспримерный литературный подвиг.

Н. Г. Чернышевский был убежден, что «его [Некрасова] слава будет бессмертна, что вечна любовь России к нему, гениальнейшему и благороднейшему из всех русских поэтов… он действительно был человек очень высокого благородства души и человек великого ума. И, как поэт, он, конечно, выше всех русских поэтов».

II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве Н. А. Некрасова с обобщением ранее изученных произведений.

1. Детство и юность Некрасова

Родился в 1821 г. в местечке Немирове, на Украине, в дворянской семье. Детство прошло в селе Грешнево, неподалеку от Ярославля, на берегу Волги. «Судьбе угодно было, чтобы я пользовался крепостным хлебом только до шестнадцати лет».

В Петербурге. «Восемь лет боролся я с нищетой, видел лицом к лицу голодную смерть».

2. «Мечты и звуки» (1840)

«Мечты и звуки» – первый подражательный сборник стихов. Знакомство с В. Г. Белинским. Отзыв Белинского о сборнике «Мечты и звуки»: «Знакомые и истертые чувствованьица, общие места, гладкие стишки…» Великий критик помог Некрасову «найти себя».

3. Стихотворение «В дороге» (1845)

Образ дороги становится излюбленным образом поэзии Некрасова.

В. Г. Белинский Некрасову после прослушивания стихотворения: «Да знаете ли вы, что вы поэт, и поэт истинный?» А ведь Некрасову всего 24 года!

4. Редакторская и издательская деятельность
Н. А. Некрасова

С 1847–1865 гг. Н. А. Некрасов – редактор журнала «Современник», а с 1868–1876 гг. – совместно с М. Е. Салтыковым-Щедриным издает «Отечественные записки». Некрасов был чрезвычайно требователен к своей работе и творчеству. Эти журналы «почти безраздельно властвовали над умами той эпохи».

5. Поэзия Н. А. Некрасова в 50- е годы

Сборник «Стихотворения Н. А. Некрасова» (1856). Первый раздел сборника – стихи о народной судьбе. Образ дороги. Второй раздел – сатирическое изображение недругов народа. Третий раздел – рождение «новых людей», борцов за народное счастье. Четвертый раздел – любовная лирика.

Характер сборника определялся вступлением, роль которого сыграло знаменитое стихотворение «Поэт и гражданин» (1856) . В нем Некрасов выразил свои взгляды на роль поэта и поэзии. Поэт должен быть гражданином, верным сыном своей родины и народа.

Выразительное чтение стихотворения, анализ.

«Размышления у парадного подъезда».

Чтение стихотворения.

Стихотворение впервые напечатал А. Герцен в «Колоколе» с примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить».

Так как стихотворение уже ранее учащимися изучалось, можно вспомнить, как создавалось это произведение, назвать прототипов «владельца роскошных палат».

По воспоминаниям А. Я. Панаевой, Некрасов из окна своей петербургской квартиры увидел пришедших издалека к подъезду богатого дома крестьян, но их… прогнали. За образом владельца богатого дома стоит образ реального человека – графа А. И. Чернышева, более 20 лет служившего николаевскому режиму. Не случайно поэт обронил презрительное – «герой», на счету бывшего военного министра А. И. Чернышева и такое «геройское» дело, как расправа над декабристами.

Исследователи творчества Некрасова установили еще одно обстоятельство. Во время написания стихотворения в «роскошных палатах» жил министр государственных имуществ М. Н. Муравьев, будущий усмиритель польского восстания, которое произойдет через четыре года после написания стихотворения, в 1863 году. Н. Некрасов выступил как бы в роли пророка, заклеймив не только жестокого правителя прошлого, но и вещателя будущего. Но образ «владельца роскошных палат» много шире своих реальных прототипов, это, скорее всего, барин, вельможа, погруженный в роскошь.

Вопрос : Расскажите о мужиках, подошедших к богатому подъезду («…мужики, деревенские русские люди». За ними – вся крестьянская Русь, от лица которой они явились.)

Отрывок «Родная земля». Это размышления, раздумья поэта о судьбах русского народа. («Ты проснешься ль, исполненный сил…».)

6. Стихи и поэмы Н. А. Некрасова в 60–70- е годы.
Работа над поэмой «Кому на Руси жить хорошо»

(«Коробейники», 1861 г.; «Мороз, Красный нос», 1863 г.; «Железная дорога», 1864 г.; «Рыцарь на час», 1862 г.; «Русские женщины, 1872– 1873 гг.; «Элегия», 1874 г.; «Памяти Добролюбова», 1864 г.).

Стихотворение «Железная дорога».

Чтение стихотворения.

Вопросы :

1) Кто же присваивает себе плоды народного труда?

2) Почему стихотворение «Железная дорога» преследовалось цензурой?

Один из цензоров «Современника» отметил, что стихотворение «является страшной клеветой и возбуждает негодование против высшего правительства ».

3) Как в «Железной дороге» сочетается сатира (в изображении угнетателей) с печалью и революционной страстью?

7. «Я лиру посвятил народу своему».
Последние годы жизни Н. А. Некрасова

«Элегия» (1874).

Чтение стихотворения.

Поэт назвал это стихотворение «самым… задушевным и любимым». Смысл своего творчества поэт видел в служении народу.

Поэт тяжело болен. В дневнике он записал: «Мой дом – постель, мой мир – две комнаты». Но работать продолжал!

Поэма «Кому на Руси жить хорошо», сборник «Последние песни».

Поэтом-гражданином Некрасов оставался до последних дней своей жизни. Еще раз являл он не только силу поэтической энергии, но и могучую силу духа.

Домашнее задание.

Стихотворение выучить наизусть. Письменный анализ. (Восприятие, истолкование, оценка.)

По группам :

1) Стихотворение «В дороге».

2) Стихотворение «Тройка».

3) «Памяти Добролюбова».

4) «Я не люблю иронии твоей…».

Творчество Н.А. Некрасова актуально сейчас, как и в XIX веке. Гражданская позиция молодёжи должна быть активной, именно к этому призывал великий русский поэт. Истоки творчества Н. Некрасова помогает понять изучение его биографии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Николай Алексеевич Некрасов

(1821-1878)

Очерк жизни и творчества

Гражданственность лирики, обострённая правдивость и драматизм в изображении жизни народа

Цели занятия:

Расширить знания студентов о жизни и творчестве Некрасова (условия жизни - формирование его личности и таланта);

Помочь студентам определить основные темы лирики Некрасова;

Совершенствовать технику выразительного чтения;

Воспитывать гражданственность, патриотизм.

После изучения темы студенты должны

Знать:

Биографию Н. Некрасова, условия формирования его личности и таланта:

Деятельность Некрасова как редактора журналов «Современник» и «Отечественные записки»:

Основные темы лирики Н.Некрасова.

Уметь:

Анализировать лирические произведения;

Теория литературы: народность

Оснащение:

Портрет Н. Некрасова;

И. Фогельсон «Литература учит», М., Пр., 1990 г., стр. 116;

Н. Некрасов «Стихотворения и поэмы», М., 1984 г.

Тип занятия: комбинированный

Методы работы: анализ лирического произведения

ВПС: поэзия Ф.Тютчева и А. Фета

Поэзия А. Пушкина и М. Лермонтова

Структура занятия

  1. Оргмомент
  2. Мотивация темы

Русская лирика первой половины XIX века описывала с болью и сочувствием, негодуя и протестуя, страдания народа, выражала любовь и внимание к народной жизни. Вспомните «Деревню» А. Пушкина, «Родину» Лермонтова. И это было величайшим завоевание нашей литературы. Однако, авторское «я» в таких стихотворениях выражала эти чувства как бы «со стороны» - с позиции духовного мира передового человека, но другой социологической среды - дворянина.

Лирика Некрасова сделала следующий шаг. Поэт наглядно слился с народом, с его представлениями, идеалом, что в лирике авторским «я» стал сам человек из народа - городской бедняк, солдатский рекрут, крепостной мужик, женщина- крестьянка. Это их голоса, их чувства и настроения мы ощущаем у Некрасова, это они сами говорят о своей боли, страданиях, мечтах, любви, ненависти.

Стихи мои! Свидетели живые

За мир пролитых слёз!

Родились вы в минуты роковые

Душевных гроз

И бьётесь о сердца людские,

Как волны об утёс.

(1858 г.)

Творчество Н.А. Некрасова занимает особое место в истории литературы. С одной стороны, Н. Некрасов связан с традициями А. Пушкина и М. Лермонтова, а с другой - является одним из зачинателем нового направления.

Чем отличается лирика Некрасова от лирики Тютчева и Фета, от представителей «чистого мастерства? От лирики Жуковского, Дельвига?

Давайте сравним отрывки из стихотворений поэтов-романтиков с соответст- t вующими строками из лирики Некрасова. Что нового появляется в его поэзии? (Фогельсон, стр. 122)

мы находим в лирике Некрасова новизну проблематики, композиции, жанров, своеобразие авторского видения мира, гражданственность.

Как формировался Некрасов как поэт и личность? Что знаете о его детстве?

  1. Изложение нового материала. Творчество Н.А. Некрасова.

Я лиру посвятил народу своему

I. Детство, ярославская гимназия. Первые годы жизни в Петербурге (1821- 1840). После отказа сына поступить на военную службу, отец лишил его наследства и содержания. «Петербургские мытарства» - нищета, провал на экзаменах в университет, разнос в критике сб. «Мечты и звуки» (подражательный характер).

II.Сближение с В. Белинским - переломный момент в творческой биографии Некрасова.

(ст., «Родина» (1846)

Ш.Некрасов - издатель и редактор журнала «Современник» (1847-1866) Тематическое и жанровое богатство творчества Некрасова:

  1. цикл лирических стихотворений;
  2. стихотворения о городских бедняках («На улице», «О погоде...»)
  3. стихотворения о женской доле («Свадьба», «В полном разгаре страда деревенская...»);
  4. стихотворения о тяжёлой судьбе народа («Несжатая полоса», «Арина, мать солдатская», «Внимая ужасам войны», «Железная дорога», поэмы «Крестьянские дети», «Коробейники», «Мороз, Красный нос»);
  5. гражданская лирика («Поэт и гражданин»);
  6. тема России, самосознание и общественное назначение русского человека («Саша», «Тургеневу»);
  1. Некрасов - издатель и редактор журнала «Отечественные записки» (1867-1877)
  2. Творчество Некрасова 1867-1877 гг.:
  1. поэма «Кому на Руси жить хорошо» (1863-1877 гг.);
  2. поэмы о декабристах и их жёнах («Дедушка», «Русские женщины»);
  3. поэма о бюрократах, буржуазии и либеральных дельцах («Современники» - сатира);
  4. стихотворения, проникнутые элегическими настроениями («Три элегии», «Утро», «Уныние», «Элегия»);
  5. стихотворения, выражающие веру поэта в будущее России, народа («Пророк»).

Анализ лирических произведений

«Родина» (1846) - своеобразный итог идейных исканий Некрасова.

В основу стихотворений легли факты биографии поэта, но эти детали биографии перерастают в исторические закономерности судеб людей крепостной России.

Для Некрасова нет даже первоначального радостного пушкинского переживания при виде сада, дома.

«Родина» написана в форме лирического монолога. Новаторство Некрасов заключается не только в новизне проблематики, но и в том, что Некрасов, разрушая жанровые перегородки (включает элементы сатиры, элегии, пейзаж лирики), он создаёт новые по форме лирическое стихотворение, насыщенное социальным содержанием.

«Поэт и гражданин»

(стихотворение «Поэт и гражданин», видеопроект т/к «Культура»)

вопросы для обсуждения:

  • К чему призывает поэта гражданин?
  • В чём своеобразие композиции стихотворения?

(столкновение двух характеров, двух типов отношения действительности. В жанровом отношении - это философский спор в форме драматургии.

  • Каков жанр стихов?
  • Почему Некрасов выбирает форму диалога? (раздвоенность автора)

- Каков мотив стихотворения?

Мотив - основное настроение поэта, чувство, которое он испытал во время написания стихотворения

Диалог в стихотворениях мог быть воспринят как полемика между представителями «чистого искусства» и революционно-демократического.

В стихотворениях Некрасов излагает свои взгляды на роль и назначение поэта. Содержание стихотворения - разговор между условными персонажами - Поэтом и Гражданином. Перед нами не столкновение двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначение поэзии в общественной жизни. Автор высказывает следующую мысль: роль художника в жизни общества настолько значительна, что требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений, активной борьбы за эти убеждения.

Не может сын глядеть спокойно

На горе матери родной,

Не будет гражданин достойный

К Отчизне холоден душой

Поэтом можешь ты не быть,

Но гражданином быть обязан.

«Элегия» (1874)

(Элегия - стихотворение, в котором выражены настроения, грустные раздумья, скорбь, философские размышления)

Какова обстановка в России; обстоятельства жизни Некрасова в годы создания «Элегии»? (первая половина 70-х годов XIX в)

Почему Некрасов выбрал жанр элегии?

Стихотворение посвящено А.Н. Ермакову, другу Некрасова, инженеру путей сообщения.

Почему посвящение Ермакову включено в текст? Что это даёт читателю?

Посвящение делает это стихотворение личным документом, лирическим произведением, посвящённым двум общественным темам: положению народа и роли певца в обществе, а также призванию каждого человека, его месту в обществе.

В это время (время написания стихотворения 15 августа 1874 г.) в стране спад революционного движения. Разгромлена Парижская коммуна. Н.Некрасов много болеет, он теряет голос, жалуется на желудок, потом выясняется, что у него рак. Друзей рядом становилось всё меньше. Поэт сомневается в отношении молодёжи к себе теперешнему. Главный вопрос - что с народом, каков он и что с ним будет? Поводов для размышлений много.

Поэтому Некрасов избирает жанром своего стихотворения «Элегию», что является выражением преимущественно грустных раздумий.

Что в этом стихотворении личного?

«Я» поэта существует в трёх из четырёх строф стихотворения:

во второй Некрасов думает о сущности своей поэзии, о своей совести;

в третьей - об увиденном и услышанном в жизни;

в четвёртой - о том, как к нему приходит вдохновение .

Каков Некрасов в этом стихотворении?

Это человек, умеющий думать («Ответа я ищу не там?)

Это человек, работающий не ради славы, а ради своей совести.

В чём Некрасов видит существо своей поэзии?

Цель поэзии - служение народу. Поэт прославляет союз музы с народом («И в мире нет прочней, прекраснее союза!») и подтверждает личным примером:

Я лиру посвятил народу своему

Как он воспринял реформу 1861 года? Стало ли легче крестьянину?

Есть ли в стихах описание природы?

Природа соответствует настроение поэта: задумчива, грустна

Что в этом стихотворении общезначимого для всех эпох? для потомства?

Мы разобрали несколько стихотворений, и в каждом из них услышали неповторимо своеобразный голос поэта, ощущали особенности его стиля.

- Что же такое стиль писателя?

Стиль - это единство всех средств художественного изображения жизни в произведении писателя.

Своеобразие стиля зависит от его взглядов на жизнь и искусство, нравственных и эстетических идеалов, политических и художественных убеждений, особенностей его личности и таланта.

Некрасову свойственны важные черты:

Изображение жизни с присущими ей сложностью и противоречивостью;

Стремление к правде, постижению закономерных (типических) процессов и явлений действительности;

Критика несправедливого социального устройства;

Выражение передовых общественных идеалов;

Поэтизация мира крестьянина.

(Стр. учебника. Стиль писателя)

Основные мотивы лирики:

Назначение поэта и поэзии;

Тема народа;

Образ нового человека, героя времени;

Тема России.

IV. Закрепление

Что можно сказать о детстве и отрочестве писателя?

Как проходила его жизнь в Петербурге?

Какую роль в его жизнь сыграло знакомство с Белинским?

Что можно сказать о Некрасове-журналисте?

Чем отличалась Муза Некрасова от музы Пушкина, Лермонтова?

Каково назначение поэта в общественной жизни?

Что говорит Некрасов о судьбе русского народа и русской женщины- крестьянки?

Как раскрывается образ Родины в поэзии Некрасова?

Важно только одно -

Любишь народ, родину,

Служить им сердцем и душой.

Н. Некрасов

VI. Домашнее задание:

Написать сочинение «Я призван был воспеть твои страдания, терпеньем изумляющий народ».

Список использованной литературы:

1. Некрасов Н.А.. Собрание сочинений. Стихи. Поэмы.

2. Некрасов Н.А.. Кому на Руси жить хорошо. Серия «Классика для школы». М.: «Стрекоза-Пресс», 2005.

3. Коровин В.И. Русская поэзия ХIХ века. М., 1983.

4.Живые страницы. Н.А.Некрасов в воспоминаниях, письмах, дневниках, автобиографических произведениях и документах. М., 1974;

5. Скатов Н.Н. «Н.А. Некрасов. Жизнь замечательных людей.», М.,1994


Некрасов Николай Алексеевич родился 28 декабря 1821 года в тихом городке Подольской губернии Немирово, где в тот год временно располагался полк, в котором проходил службу его отец, Некрасов Алексей Сергеевич, происходивший из рода мелкопоместных дворян.

Детские годы прошли в селе Грешневе, в родовом имении отца, человека деспотического характера, угнетавшего не только крепостных, но и свою семью, чему стал свидетелем будущий поэт. Возможно, поэтому в произведениях Некрасова можно разглядеть нотки жалости к собственной матери. Мать поэта, женщина образованная, была первым его учителем, она привила ему любовь к литературе, к русскому языку.

2. Молодость

В 1832 - 1837 Некрасов учился в Ярославской гимназии. Тогда же начал писать стихи.

В 17 лет переехал в Петербург, но, отказавшись посвятить себя военной карьере, как настаивал отец, был лишён материальной поддержки. В 1838, против воли отца, будущий поэт пытается поступить в университет. Не выдержав вступительные экзамены, определился вольнослушателем и в течение двух лет посещал лекции на филологическом факультете. Бедствия, выпавшие на долю Некрасова, нашли впоследствии отражение в его стихах и незаконченном романе "Жизнь и похождения Тихона Тростникова".

Для того чтобы не умереть с голоду, стал писать стихи по заказу книготорговцев. В это время он познакомился с В. Белинским. Вскоре дела Некрасова "пошли в гору", он дает уроки, пишет небольшие статьи для местных газет, что позволяет ему даже откладывать сбережения) .

3. Литературная и публицистическая деятельность

Дела Николая Алексеевича пошли настолько успешно, что в 1847 Некрасов и Панаев приобрели журнал "Современник", основанный А. С. Пушкиным. Влияние журнала росло с каждым годом, пока в 1862 правительство не приостановило его издание, а затем и вовсе запретило журнал. В этот год Некрасов приобрел усадьбу Карабиха, недалеко от Ярославля, куда приезжал каждое лето, проводя время на охоте и в общении с друзьями из народа.

После закрытия журнала "Современник" Некрасов приобрел право на издание "Отечественных записок", с которыми были связаны последние десять лет его жизни. В эти годы работал над поэмой "Кому на Руси жить хорошо" (1866 - 76) , написал поэмы о декабристах и их женах ("Дедушка", 1870; "Русские женщины", 1871 - 72) . Кроме того, создал серию сатирических произведений, вершиной которых стала поэма "Современники" (1875) .

4. Болезнь

Но эйфория от хорошей жизни продлилась недолго, ибо уже в 1850 году писатель сильно заболел (медики даже предрекали ему скорую смерть) , но поездка в Италию значительно улучшила здоровье Некрасова. В 1875 году у Некрасова нашли рак кишечника, после чего жизнь писателя превратилась в медленный уход в иной мир. Именно в период перед смертью Некрасов, получив поддержку от близких людей, занялся творчеством с новой силой. Умер Николай Алексеевич в декабре 1877 года. Похороны этой неординарной, но, несомненно, великой личности в русской литературе, были организованны многочисленными поклонниками и состоялись на Новодевичьем кладбище.