Безопасно ли покупать автомобиль после угона. Если угнан автомобиль и перебиты номера Продать машину после угона перебитым vin вин

Новые разъяснения по регистрации угнанных, но вернувшихся к своим хозяевам машин дали в Госавтоинспекции.

Напомним историю вопроса. После вступления в силу нового регламента о регистрации автомобилей, машины с криминальным прошлым перестали ставить на учет. Речь идет об автомобилях, на которых была изменена заводская маркировка, то есть идентификационный номер VIN. Представим себе ситуацию: у автовладельца угнали автомобиль. Найти его быстро не получилось. А когда нашли, то оказалось, что у него уже перебили номер. Прежний владелец вместо радости от неожиданно вернувшегося обратно транспортного средства испытывает только головную боль. Ведь что делать с этим "счастьем" - непонятно. Номера перебиты, значит, на учет ее уже не поставишь. Продать - не продашь.

Политика МВД в этом вопросе понятна. Криминальные машины необходимо удалить с рынка. То есть сделать так, чтобы не было даже лазейки, через которую ее можно легализовать. Таким образом, сам угон делается малорентабельным занятием. Однако пока все это налаживается, страдают в том числе и те, кто уже раз пострадал от действий угонщиков.

В связи с обращениями, Госавтоинспекция дала разъяснения по этому вопросу. Если маркировка не соответствует той, что указана в паспорте транспортного средства, в ГИБДД откажут в регистрационных действиях. Однако если эксперту удастся установить первоначальный номер, нанесенный заводом-изготовителем, то после проверок будет принято процессуальное решение о возможности проведения регистрационных действий либо об отказе в них.

При этом сведения о проведенных проверках будут внесены в особые отметки паспорта транспортного средства, а также в учетные данные автомобиля. Сейчас готовятся поправки в действующий регламент, которые отдельно пропишут порядок действий в отношении похищенных, но возвращенных машин.

Одновременно с этим готовятся и дополнения в проект закона "О регистрации транспортных средств", который ожидает второго чтения в Госдуме. В них предлагается наносить дублирующую маркировку, если родная была изменена угонщиками.

Надо сказать, что этот вопрос очень спорный. Дело в том, что для легализации криминального транспорта достаточно любого самого ничтожного пробела в законодательстве. Корреспонденту "РГ" довелось присутствовать на суде, где оспаривался отказ в регистрации ранее угнанной машины. Машину угнали, потом ее нашли. Прежний собственник ее продал, и новый автовладелец пытался через суд поставить ее на учет. При этом реальных доказательств того, что якобы найденный автомобиль действительно тот, практически не было. Некий непонятный эксперт установил номер этого автомобиля по наклейке под сиденьем. То есть по обычной бумажке. Понятно, что наклеить их можно в любом количестве и куда угодно. Суд согласился с доводами ГИБДД и оставил жалобу без удовлетворения. Примечательно, что подобных исков было огромное количество. И сценарий у них примерно одинаковый. То есть в суд обращается третье лицо, которое купило машину, бывшую в угоне, у собственника. Приметы, по которым эти машины были идентифицированы, - достаточно сомнительны. Даже неискушенный человек с легкостью увидит в этом откровенные попытки легализовать криминальный транспорт.

Примечательно, что при возможности легализации пышным цветом расцвел и другой вид криминального бизнеса. Якобы розыск похищенных автомобилей. У человека угнали машину. Некий предприниматель берется ее найти, и действительно находит нечто похожее той же марки и того же цвета. Только номера перебиты. И кузов сильно деформирован. В общем, внешнее сходство есть. А уверенности, что это та же машина нет. Тем не менее этот предприниматель получает свой гонорар. Но на самом деле никто машину не разыскивает. Просто угоняется другой похожий автомобиль, который уродуется до неузнаваемости и на котором перебиваются номера.

Так что любая возможность легализации криминального транспорта - палка о двух концах.

Вкратце, суть такова: если угонщики «перебили» номера, то владелец должен получить заверенную копию справки от криминалиста, установившего факт «перебития». Ещё потребуется постановление следователя того УВД, что открывало уголовное дело по факту угона. Я не говорился - именно открывало, так как расследованием таких дел полицейские почти не занимаются. Просто открывают - и впоследствии закрывают, за невозможностью установить виновника.

С этими документами владелец идёт в ГАИ, где ему выдают новое свидетельство о регистрации. В ПТС при этом вносится пометка об изменении ВИНа. Не требуется даже повторный осмотр автомобиля, достаточно справки.

Вроде, всё логично: пришёл, поставил отметку, катайся на здоровье, твоей вины в произошедшем нет.

Но ГИБДД не было бы ГИБДД, если бы разъясняя, не запутала бы ситуацию ещё больше. Приведём цитату:

«При обнаружении признаков скрытия, подделки, изменения, уничтожения идентификационной маркировки, нанесенной на транспортные средства, либо подделки представленных документов, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) в предоставлении государственной услуги по постановке на регистрационный учет транспортного средства гражданину будет отказано».

Если продраться сквозь суконность стиля, то станет ясно, что ГБДД противоречит сама себе.

Смотрите. Мы находим собственный автомобиль с перебитыми номерами. Нам великодушно предлагают его перерегистрировать. Но если обнаружат, что маркировка изменена или уничтожена, то в регистрации откажут.

Те, кто писал это разъяснение, находятся не в ладах со здравым смыслом. Ведь если угонщики изменили маркировку, то они её изменили. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы при перерегистрации обнаружить этот факт и на этом основании вынести отказ. То есть, мы приносим справку, что Волга впадает в Каспийское море и что мы в этом не виноваты. А нам вежливо так: погодите, не трясите тут своими бумажками. Сейчас мы всё проверим, и если окажется, что Волга впадает в Каспийское море, то пеняйте на себя!

Шестым чувством я понимаю, что ГИБДД хотела сказать что-то другое, более осмысленное. Но сказала именно это.

Ладно, предположим ГИБДД завтра выпустит разъяснение к разъяснению, где процент казуистичности будет поменьше и мы поймём смысл происходящего. Тогда появится другая проблема. Не проблема, даже, а окошко для тех, у кого машина УЖЕ «перебита». Для легализации её нужно будет объявить в угон, потом прийти в полицию с заявлением о том, что машину видели там-то. Машину счастливо «находят», устанавливают факт «перебития», передают владельцу - и вуаля, он со справочкой от криминалиста идёт машину перерегистрировать.

А что ему сможет помешать? Какие аргументы «против» будут у регистрационного отделения?

Видимо, предвидя такое развитие событий, ГИБДД и подстраховалась канцелярской фразой, приведённой в качестве цитаты выше.

Что ж, ждём дополнительных разъяснений.

По данным статистики, которая ведется Госавтоинспекцией, каждый год на территории Российской Федерации угоняется более 50 000 автотранспортных средств, что приводит к большой вероятности приобретения гражданами угнанного ранее автомобиля.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Как не стать жертвой мошенников и что делать, если уже приобретено похищенное транспортное средство, читайте далее.

Стоит ли брать

Продажа после угона автомашин осуществляется:

  • частными лицами через специализированные площадки (авторынок) или сеть интернет (сайты, на которых размещаются объявление о продаже);
  • страховыми компаниями после выплаты компенсации владельцу транспортного средства по в связи с угоном автомобиля;
  • автосалонами. В организации автомашины могут попадать от частных лиц или страховых компаний;
  • иными лицами (частными), действующими на основании доверенности.

Меньше всего шансов приобрести нелегальный автотранспорт у страховой компании, так как каждая организация старается минимизировать свои убытки за счет реализации имущества.

Если по действующему страховому полису автовладельцу выплачена компенсация, то автоматически новым собственником становится страховая компания. В данной ситуации сделка по покупке похищенного автомобиля является полностью законной.

Больше всего проблем может возникнуть, если автомашина приобретается не у собственника, а у доверенного лица. Хозяин автомобиля может не знать о продаже транспортного средства и тогда на нового владельца может быть заведено уголовное дело.

Как правило, угнанные автотранспортные средства реализуются по более низкой цене, что и привлекает большое количество покупателей. Такие автомашины так же имеют «идеальное» техническое состояние и небольшой пробег.

Однако наряду с положительными аспектами сделки необходимо пояснить и ее отрицательные стороны, к которым относятся:

  • невозможность проведения регистрационных действий. В большинстве случаев после угона на автомобиле перебиваются номерные знаки, присвоенные транспортному средству при выпуске. В соответствии со статьей 24 обнаруженные признаки скрытия, фальсификации, деформации и подделки номеров на агрегатах машины являются основанием для отказа в постановке на учет;
  • сложность перепродажи. Данный фактор так же мотивируется статьей 24 Административного регламента;
  • возможность стать обвиняемым по уголовному делу о краже автомобильного транспорта ();

    Если транспортное средство, числящееся в розыске, будет обнаружено, то новому владельцу придется самостоятельно доказывать свою непричастность к совершенному преступлению.

  • возможность остаться без автомашины и денег, затраченных на его покупку. Если автомобиль будет обнаружен, то он будет возвращен законному владельцу, то есть лицу, у которого автотранспортное средство было угнано.

В этой ситуации получить денежные средства можно исключительно с продавца авто, если последний будет найден и правоохранительными органами будет доказано проведение сделки.

Таким образом, взвесив все существующие «за» и «против» каждому человеку самостоятельно решать, стоит ли приобретать ранее угнанный автомобиль.

Какие могут возникнуть трудности при покупке машины после угона

Итак, если сотрудник ГИБДД обнаружит автомашину, которая числится в базе розыска, то:

  1. Автомобиль будет перемещен на штрафную стоянку независимо от обстоятельств сделки по покупке, так как транспортное средство в данной ситуации является вещественным доказательством по заведенному ранее уголовному делу ().

    При изъятии автотранспортного средства составляется протокол, в котором указываются: причина задержания, место хранения, ФИО владельца, ФИО водителя, реквизиты автомашины и так далее.

  2. Водителю будет необходимо дать показания, от которых в дальнейшем зависит развитие событий.

В ходе проведения проверки по факту угона правоохранительными органами производится следующий комплекс мероприятий:

  • экспертиза на установление номерных знаков агрегатов автотранспорта;
  • розыскная деятельность;
  • проверка документов и так далее.

Если правоохранительными органами будет доказано, что новый собственник приобрел автомашину на законных основаниях, то есть он может предоставить ПТС, ТО (техосмотр), регистрационное свидетельство, договор купли-продажи, то человек будет проходить по уголовному делу свидетелем.

Данное обстоятельство не является «страшным», то требует определенного наличия времени (на посещение ОВД, суда, сбор документов, доказательств при необходимости и так далее).

Если в результате проверки будет выявлено, что сделка по купле транспортного средства произведена не вполне законно, например, отсутствует ПТС, то новый автовладелец может быть привлечен к уголовной ответственности.

Что делать владельцу при возврате угнанной машины

Узнать, числится ли автомобиль в розыске при его покупке можно:

  • при совершении регистрационных действий. Если транспортное средство является похищенным, то на регистрацию автотранспорта будет наложен запрет;
  • при проверке документов сотрудниками автоинспекции;
  • самостоятельно на сайте ГИБДД или ином стороннем интернет ресурсе, предоставляющим подобную услугу.

Для проверки на сайте автоинспекции необходимо в специальную форму, находящуюся в разделе «Сервисы» — «Проверка автомобиля» ввести номер VIN, номера кузова или шасси, которые необходимо предварительно уточнить у продавца.

Если проверяется автомобиль с перебитыми номерами, то в результате проверки будет выведено сообщение об отсутствии транспортного средства с указанными знаками отличия.

Если угнанное авто было приобретено и в ходе эксплуатации или регистрации выявлен данный фактор, то после эвакуации транспортного средства на штрафную стоянку и возврата его законному собственнику необходимо попытаться вернуть затраченные денежные средства:

  • если автомашина была приобретена в автосалоне и данная организация на момент обнаружения факта продажи угнанного авто существует, то вернуть деньги не составит большого труда. Достаточно обратиться непосредственно в автосалон, предоставив квитанцию об оплате и документы об изъятии машины. В крайнем случае, вернуть деньги можно через суд;
  • если автомобиль приобретен у частного лица, то ситуация с возвратом денежных средств может сложиться двумя способами:
    • личность продавца установлена. Покупателю необходимо собрать все документы о покупке и изъятии машины и обратиться в суд. Если продавец является платежеспособным или имеет какое-либо имущество, находящееся в собственности, то денежные средства будут возвращены в указанный в решении суда срок. Если продавец краденного авто не является платежеспособным, то деньги будут возвращаться покупателю по частям. Процедурой возврата денежных средств по решению суда занимаются приставы;
    • личность продавца не установлена. В данной ситуации будет заведено уголовное дело по факту мошенничества, и продавец будет устанавливаться следственными органами. Если полиции удастся обнаружить продавца, то к нему можно будет предъявить иск о возврате денег. Если продавец угнанного транспортного средства не будет найден, то и деньги вернуть не получится.
  • если машина приобретена по генеральной доверенности, то доказать факт получения денег злоумышленником практически не получится.

Основной фактор, который имеет существую роль, заключается в том, что предъявить исковые требования по возврату затраченной денежной суммы может исключительно собственник автомобиля, а лицо, действующее на основании доверенности, таковым не является.

На сколько отличаются в цене такие транспортные средства

Кадр из оперативной съемки

После вступления в силу нового регламента о регистрации автомобилей машины, на которых была изменена заводская маркировка (VIN), перестали ставить на учет, когда они возвращались к законным владельцам. Например, у владельца угнали автомобиль, но через какое-то время нашли, правда, оказалось, что номера на нем уже перебиты. В результате непонятно, что делать хозяину возвращенного автомобиля. Номера перебиты, значит, на учет его уже не поставишь, продать тоже не получится. Как пишет «Российская газета», политика МВД в этом вопросе объяснима: криминальные машины необходимо удалить с рынка, и сделать это так, чтобы угон стал малопривлекательным занятием. Однако попутно страдают и те, кто стал жертвой самих угонщиков.

Госавтоинспекция разъяснила, что если маркировка на автомобиле не соответствует той, что указана в паспорте транспортного средства, в регистрации откажут. Однако если эксперту удастся установить первоначальный номер, нанесенный заводом-изготовителем, то после проверок будет принято процессуальное решение о возможности проведения регистрационных действий. Сведения о проведенных проверках будут внесены в особые отметки паспорта транспортного средства, а также в учетные данные автомобиля. Сейчас готовятся поправки в действующий регламент, которые отдельно пропишут порядок действий в отношении похищенных, но возвращенных машин.

Одновременно с этим готовятся и дополнения в проект закона «О регистрации транспортных средств», который ожидает второго чтения в Госдуме. В них предлагается наносить дублирующую маркировку, если родная была изменена угонщиками. Однако специалистов это несколько настораживает - здесь достаточно любого самого ничтожного пробела в законодательстве, чтобы криминальный бизнес нашел лазейку.

«РГ» рассматривает такой случай из судебной практики: машину угнали, а потом нашли. Прежний собственник ее продал, и новый пытался через суд поставить ее на учет. При этом реальных доказательств того, что якобы найденный автомобиль действительно тот, практически не было. Некий непонятный эксперт установил номер этого автомобиля по сомнительной наклейке под сиденьем. Суд согласился с доводами ГИБДД и оставил жалобу без удовлетворения. Таких исков - огромное количество.То есть в суд обращается третье лицо, которое купило машину, бывшую в угоне, у собственника. Причем приметы, по которым эти машины были идентифицированы, достаточно сомнительны.

Страховщики на основе статистических данных составили рейтинг городов с наиболее высокой частотой угонов автомобилей в 2013 году. Лидируют в этом списке Самара, Пермь и Москва. По мнению экспертов, самыми рисковыми для автовладельцев всегда будут города-миллионники, крупные транспортные узлы и населенные пункты вблизи границы.