Байкеры субкультура кратко. Субкультура "байкеры": история возникновения. Кто такие байкеры

Нижегородский институт менеджмента и бизнеса

кафедра философии и социальных наук

Реферат по культурологии

Тема: Современная субкультура байкеров (рокеров)

Выполнил:

Проверил:


Введение 3

Культура и субкультура 5

Субкультура байкеров: 8

· Из истории возникновения 8

· Внешний вид байкера 9

· Символика байкера 9

· Мотоклубы 12

· Мотоциклы байкеров 14

· Музыка 14

· Убеждения байкера 14

Байкеры и популярная культура 16

Заключение 18

Литература 19

Введение

Характеризуя то или иное общество, мы говорим об определенном уровне его развития, развития творческих сил и способностей его членов, находящих свое выражение в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Таким образом, мы говорим о культуре общества как совокупности достижений членов этого общества в производственной, общественной и духовной жизни.

Каждое общество имеет некоторую совокупность культурных образцов, которые принимаются и разделяются всеми членами общества.

В то же время культура любого общества неоднородна, поскольку в нем существуют разные нации и народности, различные социальные группы и подгруппы, у которых имеются свои ценностные традиции и свое понимание социальных норм. Такие культурные группы принято называть субкультуры. Выделяют различные субкультуры: этнические, религиозные, классовые, молодежные и др.

Субкультура – это понятие, которое можно рассматривать как: совокупность некоторых негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующей в качестве культуры определённого слоя общества; особую форму организации людей (чаще всего молодежи), автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышления её носителей, отличающееся своими обычаями, нормами, комплексами ценностей и даже институтами; трансформированную профессиональным мышлением систему ценностей традиционной культуры, получившую своеобразную мировоззренческую окраску.

Молодежное движение существует как стихийный, не управляемый государством процесс, обособленный и противостоящий существующей социальной ситуации. Возникновение и существование этого явления не сводится лишь к особенностям возрастной психологии, оно связано с целым рядом объективных причин.

В большинстве молодежных субкультур возникают своеобразные родоплеменные отношения. Это в каком-то смысле община со своей мистической взаимосвязью, предметной магией, харизматическими лидерами. Присущую им символику можно рассматривать не только как явление эстетическое, социальное, психологическое, но и как этнографическое способ выживания и самоорганизации большого числа людей.

Каждая субкультура явление архаичное по своей организации и всегда постмодернистское по содержанию. Это своеобразная игра культурными контекстами.

Основными источниками для изучения проблемы явились труды М.В. Шакуровой, Б.А. Грушина, Р.Г.Гуровой, Л.Н. Жилиной, Н.Т. Фроловой, где освещаются отдельные аспекты, связанные с проблемами молодежных субкультур.

Культура и субкультура

Субкультура (буквальный перевод - «подкультура») трактуется в несколь­ких смыслах. Этим термином называют: специфическую часть системы ценностей традиционной культуры; автоном­ную форму организации людей внутри господствующей куль­туры; совокупность норм и ценностей, образующих культу­ру преступников. В американской социологии с 20-х гг. про­шлого века существует традиция исследования девиантного поведения. Несколько позже в Англии сложилась традиция изучения альтернативного молодежного движения как мо­лодежных субкультур. В целом исследователи рассматрива­ют современные субкультуры как специфический способ диф­ференциации развитых этнических и региональных культур, предполагающей сосуществование доминирующей традиции и порождаемой ею совокупности своеобразных феноменов данной культуры.

От господствующей культуры ее субкультуры отличаются по форме и содержанию. Социальной основой субкультуры могут быть возрастные группы (в первую очередь, моло­дежь), социальные слои, неформальные объединения. Они становятся субъектами собственной культурной среды: твор­цами и носителями норм, действий и ценностей, объединя­ющих группу в субкультуру. Субкультурные различия опре­деляются полом, возрастом, родом занятий, национально­стью, сословием и другими признаками. Каждое общество имеет мозаику по - разному взаимодействующих субкультур. Жизнь индивида протекает главным образом в рамках суб­культуры.

В силу ряда социальных факторов субкультура может ут­верждать образцы мировоззрения и поведения, противопо­ложные доминирующей культуре. Некоторые исследовате­ли используют термин «контркультура» применительно к суб­культурам групп, бросающих вызов традиционной культу­ре. Субкультура может стать контркультурой в результате непродуктивного конфликта с господствующими культур­ными нормами и образцами.

Итак, субкультура является способом бытия культу­ры, посредством которого специфические группы пыта­ются адаптировать доминирующую систему ценностей и (или) противостоять ей. Субкультуры предлагают систе­му символов, помогающую индивиду или группе осмыс­лить специфику своего особого положения и формировать (поддерживать) устойчивую культурную идентичность. Культурные значения субкультуры помогают каждому участнику в создании своего образа и соответствующей ему связи - сплочению с другими членами субкультуры. Воз­никновению или развитию субкультур содействуют соци­альные события, приводящие к изменению образа и уров­ня жизни общества.

Ведущим признаком субкультуры является наличие стиля. В структуре стиля выделяют: образ (одежда, при­ческа); манеру поведения (походка, мимика); сленг (на­бор слов и характер их использования). Стиль создается на основе элементов данной культуры; новый контекст придает иное значение предметам, вещам и словам, заим­ствованным из доминирующей традиции. Среди ведущих функций стиля называют обособление от других групп и формирование собственной. Совокупность функций обес­печивает роль субкультуры в обществе и ее ценность для членов группы. Субкультура решает проблемы, смягчая социально-экономические противоречия. Она предлагает стиль и ценности, позволяющие сформировать особую идентичность. Элементы субкультуры дают возможность создать значимый досуг. Форма общения, принятая в суб­культуре, предлагает индивиду варианты решения лично­стных проблем.

Субкультура как альтернативная форма социальной ак­тивности осваивается непосредственно (фактическим член­ством в группе субкультуры) и опосредованно (под влияни­ем средств массовой коммуникации).

Субкультуры способны решать специфические потреб­ности индивидов и определенных социальных групп в ком­муникации; об этом весьма убедительно говорит факт появ­ления и развития субкультур.

Среди молодежных субкультур Запада выделяют две группы: субкультуры низшего класса (рокеры, бритоголо­вые, панки, футбольные фанаты и др.) и субкультуры среднего класса (битники и хиппи). Эти разновидности получи­ли распространение на постсоветском пространстве культу­ры. Субкультуры низшего класса получили свои названия, как правило, за яркую особенность внешнего вида или пове­дения. Субкультуры среднего класса менее распространены и сложнее по содержанию. К элементам их стиля исследо­ватели относят поиск духовного удовлетворения в творче­стве, стремление к формированию и выражению индивиду­альности вплоть до индивидуализма, сознательный отказ от материальной обеспеченности.

Субкультуры существуют столько, сколько существует культура. В отличие от господствующей культуры, конкрет­ная субкультура недолговечна, но каждая новая субкультура повторяет характерные черты исчезнувших и современных форм. Множественные новообразования в культуре могут привести к появлению субкультуры или остаться внутри су­ществующей субкультуры. Исследователи не исключают их влияния на социокультурный процесс. В социальных груп­пах с субкультурами идет творческий процесс взаимодей­ствия, в рамках которого происходит разработка стиля микрокультуры. Как субъекты культуры, носители субкультур при определенных обстоятельствах способны повлиять на развитие культуры человечества.


Субкультура байкеров

Из истории возникновения

Байкеры (англ. biker , от bike motorbike motorbicycle «мотоцикл») - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

Байкерами также себя иногда называют поклонники велосипедов, мотоциклистов же они при этом называют мотобайкерами. Тем не менее, традиционно слово «байкер» связывают именно с водителями мотоциклов.

Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, проникло в Европу и Россию (в СССР в 1980-ых годах их называли «рокеры»), какое-то время входило в состав субкультуры, когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.

До недавнего времени понятие «байкер» распространялось исключительно на владельцев «чопперов» и непременно ассоциировалось с вынесенным далеко вперед передним колесом, обилием хрома, кожи, длинными волосами и бородой мотоциклиста. Однако, с конца 90-х годов на дорогах все чаще стали появляться мотоциклы с высокооборотистыми двигателями, закованные в пластиковые обтекатели - спортбайки, или «спорты». На протяжении долгого времени спортбайкеры не признавались «истинными» байкерами как члены байкерского сообщества, даже такой жест, как приветственное поднятие руки при встрече на дороге, на них не распространялся. За характерную посадку водителя спортбайк и его водитель удостоились звания «креветка». В ответ на это чопперисты были прозваны «чопперастами». Причина такой конфронтации крылась в облике мотоцикла и манере езды. Высокая скорость спортбайка и мотоциклист в полной экипировке, больше похожий на космонавта в скафандре, не вязались в понимании байкеров старой формации с обликом настоящего байкера. Но постепенно эта конфронтация сошла на нет, поскольку идеалы свободы близки и тем и другим.

Внешний вид байкеров

Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или черная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы.

Тем не менее, в среде байкеров такой внешний вид не всегда является обязательным. Байкер может носить спортивную мотоодежду и экипировку.

Символика байкеров

Флаг Конфедератов, Naval Jack Цвета клуба, нашитые на спину

Наиболее часто используемая символика:

· Флаг Конфедерации (точнее, его вариант - Naval Jack). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Он символизирует нонконформизм байкеров. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.

· Изображение черепа . Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров - защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.

· Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому мотоклубу принадлежит байкер. Цвета обычно состоят из трех частей. В верхней дугообразной части (называемой «рокер») указывают название клуба, на нижнем рокере - страну или город, в котором организован мотоклуб, на центральной - логотип и статус клуба. Распространённой является подпись «МС», свидетельствующая о принадлежности клуба к категории «MC» клубов (аббревиатура от английского слова «Motorcycle Club»). Бывают и другие формации клубов, такие как «MG» или «MCC». Некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав куртки или на грудь на жилетке (с левой стороны), где указан статус или должность (Президент, Вице-президент, Казначей и т. д.) байкера в клубе, название клуба. На груди также помещается нашивка с прозвищем байкера.

· 1 % . Иногда на жилетах байкеров можно увидеть нашивку «1 %». Этот термин появился после выступления главы Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА), в котором тот сказал, что все мотоциклисты законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушают закон (outlaws). После этого выступления, на фоне и так существующей жесткой конфронтации между АМА и клубами, которые относились к категории МС, последние избрали «1 %» символом, отличающим их от АМА - клубов. С тех пор нашивка «1 %» означает, что МС или независимый байкер относят себя к outlaws 1 %» - это не только наиболее известные и крупные МС (Outlaws MC, Hells Angels MC, Bandidos MC, Pagans MC, Mongols MC), но и менее известные клубы и многие байкеры - одиночки. Западные средства массовой информации, в том числе кинематограф, стремятся представить 1 % клубы, как криминальные банды. Иногда это действительно так, иногда не соответствует действительности, но положение outlaws клуба определяется тем, что он живет по законам МС и сложившимся неформальным традициям.

· Татуировка . Иногда высказывается мнение, что байкерская татуировка («biker’s tattoo») есть отдельный вид этого искусства.

· Железный крест . Перенят у американских солдат после Второй мировой войны, когда, собственно, и возникло байкерское движение. Носив награды врага, солдаты выражали протест против американской власти. Многие байкеры, особенно в России и в Германии, изображают железный крест без свастики.

· Свастика . На многих байкерах можно увидеть изображение свастики. Вопрос об этом символе неоднозначен. С одной стороны, большинство американских outlaw - йкеров, в силу многих причин, отличаются правыми взглядами.

С другой стороны, есть обоснованные сомнения, что эти байкеры убежденные, «идейные» наци. Во многом (но далеко не во всем) это идет от желания эпатировать «цивилов», то есть обычных, добропорядочных мирных граждан. Однако, нельзя говорить обо всех outlaw в общем - то-то может действительно быть наци, кто-то вешает знаки просто из эпатажа, кто-то - отому что в их MC так принято или потому что так принято изображать байкеров.

Мотоклубы

Для байкеров характерно объединение в клубы. Несмотря на достаточно распространённый стереотип, такие объединения в настоящее время носят, в подавляющем большинстве случаев, мирный характер.

Появившись после Второй мировой войны, с течением времени мотоклубы приобрели более или менее стандартную структуру. Она может отличаться в зависимости от конкретных уставов клубов, от страны, от местных условий и традиций, но в целом имеет ряд схожих черт и традиций.

Путь нового члена в состав клуба обычно достаточно долог. Начинается все с личного знакомства с уже действующим членом клуба. Если новичок внушает доверие, то он представляется другим членам клуба, причем на представляющего (поручителя) автоматически возлагается ответственность за все дальнейшие действия протеже. При положительном впечатлении на членов клуба, ему присваивается статус support (поддерживающий). После определенного времени (это может быть и год, и более, в зависимости от ряда обстоятельств), если «суппорт» положительно зарекомендовал себя в клубе, на общем собрании поднимается вопрос о его принятии в клуб. При наличии у «суппорта» поручителя, вопрос может быть решен положительно и ему присваивается ранг hang around.

Hang around - первая, низшая из ступеней в байкерской иерархии, за ней следует prospect и member. Из «мемберов» (полноправных челнов MC) выбираются или назначаются руководители клуба: президент, вице-президент, treasure (казначей), sergeant at arms (начальник службы безопасности и первая инстанция по разрешению споров между членами клуба), road captain (дорожный капитан, выполняет обязанности по проведению «выездов», организации маршрутов, определению необходимых затрат и т. д.) и др. офицеры.

Каждый MC имеет свою символику (colours - цвета»). Обычно это три нашивки на спине кожаного или джинсового жилета – верхний и нижний «рокеры» и центральная «мишень». «Hang around», как правило, имеет право носить только нижний рокер, «prospect» нижний и верхний, «member» - все три. Хотя у «Ангелов ада» hang around носит лишь маленькую «ненастоящую» нашивку на левом борту жилета, prospect получает нижнюю нашивку на спину, а member также носит все три. Офицеры носят специальную нашивку с обозначением звания на левом борту жилета. Иногда там же носится нашивка с именем или кличкой владельца.

Отношения в клубе строятся по принципу жесткой иерархии - «хэнгэраунд» подчиняется «проспектам» и «мемберам», «проспект» - «мемберам» и все три категории - требованиям устава, офицерам и президенту. Главная фигура - президент, который возглавляет клуб и ведет собрания. В некоторых клубах он имеет право дополнительного голоса. Президент и офицеры образуют Совет клуба, который обладает исполнительной, законодательной и судебной властью, может вносить изменения в устав и налагать дисциплинарные взыскания на членов клуба и «суппортов». Основные поощрения - это быстрое продвижение по иерархической лестнице и освобождение от членских взносов. Наказания - непопулярные работы, денежный штраф, временное лишение прав и привилегий и изгнание из клуба. Последнее считается самым серьезным и происходит на общем собрании клуба, если обвиняемый имеет низкий ранг, или на собрании только «мемберов», если рассматривают проступки «мембера» и тем более «офицера». Все допущенные могут выразить свое мнение, но в любом случае только «мемберы» имеют право голоса. Если принято решение об изгнании члена клуба, то он немедленно снимает жилет с «цветами», оставляет его и покидает здание клуба.

Мотоциклы байкеров

Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классу чопперов, или кастомов (собранный вручную мотоцикл с использованием большого количества тюнингованых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность. Некоторые клубы выставляют определённые требования к объёму двигателя (например, не менее 750 см 3), цвету (например, сине – бело - красный) или марке мотоцикла.

Как отдельный человек, байкер может любить и слушать любую музыку - от симфоний до поп-музыки и шансона. Но в среде байкеров более распространенными являются рок, хард - рок, метал, блюз. В популярной музыке, притом и в лёгких её формах, часто обыгрывается образ байкера,

Музыкальные группы, связанные с байкерской тематикой и байкерским движением: Judas Priest, Mötley Crüe, Guns N" Roses, Iron Maiden, Manowar, Bad Company, ZZ Top, Led Zeppelin, Metallica, Ария и др.

Убеждения байкера

Байкер верит в две вещи - в себя и свой мотоцикл. Это, однако, может стать проблемой, когда байк подводит своего хозяина. В таком случае рушится целый мир и вся система взглядов. Байкеры, как правило, атеисты, хотя есть и такие, которые поклоняются дьяволу, и такие, которые являются христианами.

Байкерская философия - это дружба, в определенной степени превращенная в братство. Братство по духу, интересам, взглядам.

Байкеры и популярная культура

На протяжении десятилетий сложилось два противоречивых, почти взаимоисключаемых образа байкеров. С одной стороны, это свободный и сильный человек, не боящийся «ни Бога, ни черта», ни смерти и риска, ни дождя и ни ветра, ни скорости и опасностей дальних дорог. Особенно этот образ культивируется именно внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в средствах массовой информации, а, следовательно, и в обыденном, обывательском, массовом сознании, стереотипами стали неуважительное отношение байкеров к закону и обывателям (цивилам, на жаргоне байкеров), разрушителей, врагов общества и законов, тесно связанных с преступлениями. Образ жизни байкеров и особенно членов мотоклубов (MC) середины 60-х годов XX века серьёзно повлиял на массовую культуру, что в первую очередь отразилось в кинематографе. Благодаря масс - медиа в сознании обывателя стал формироваться расплывчатый, но однозначный образ «байкера» - пьяного, беспощадного и жестокого. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ отвратительно - притягательным и привнесла в него ряд стереотипов, мифов и прочей всячины. На волне популярности Hells Angels и других outlaw-клубов стали в массовом порядке сниматься фильмы, писаться книги и выпекаться жареные публицистические статьи.

Единственное, что не смогли донести до «простых людей» Америки десятки и сотни вышедших в 60-70-е годах байкерских фильмов, книг и репортажей - так это смысл существования outlaws. «Ангелы Ада» и другие MC были названы «отверженными» из-за того, что они были отвергнуты Американской Мотоциклетной Ассоциацией, объединяющей «приличных мотоциклистов», за превышение скорости, неправильную парковку и отсутствие талона техосмотра. Во всеуслышание было сказано, что их всего один процент среди нормальных и аккуратных водителей двухколесного транспорта. Но режиссеры и журналисты не сказали, что outlaws байкер - это не стиль езды на мотоцикле, а стиль жизни. Байкеры презирали окружавшее их общество, и они создали собственное - со своими правилами и моралью. Именно в тот момент глава «Ангелов Ада» Ральф Сонни Баргер произнес гордую фразу «It’s better to rule in hell than serve in heaven» (Лучше править в аду, чем прислуживать в раю). Не все мотоклубы относятся к «1 %» и не все байкеры пришивают себе на куртки этот гордый знак, а только те, что выступают против всего того, что составляет институт «общества» - против цивильных норм, государственного закона и бюрократических ограничений, автоматически становясь «врагами государства номер один» и преступниками.

Наиболее популярной тема байкеров как outlaws в масс - медиа была в середине 60-х и начале 70-х годов XX века. К настоящему времени этот образ угасает, постепенно теряя популярность в массах и уступая его более пафосным, «модным», современным молодёжным течениям, особенно связанными с так называемыми «спорт-байками». За редким исключением современные мотоциклисты не имеют даже малейшего представления, как нужно вести себя в той или иной ситуации и как поддерживать имидж истинного байкера. Только некоторые клубы и отдельные free riders (независимые байкеры) пропагандируют «старые добрые» порядки и передают традиции из поколения в поколение.


Заключение

Байкеры стали по-настоящему первой белой молодежной субкультурой со своим стилем, языком и манерой поведения. Массовая культура сделала из них миф, настолько притягательный в своей «наоборотности» и «отвратности», что мотоциклетные субкультуры оказались самыми живучими – существуя по сей день, они так и не пережили своего упадка.

Себя они называют также «hardcore» (настоящие). Они неохотно идут на контакты, нелюбопытны, неразговорчивы. Байкеры или рокеры являются аутсайдерами презираемого ими изнеженного общества, у них считается позором быть такими как все. Они создали свое собственное общество со своими правилами и понятиями о морали (причем секс и преступления далеко не играли ту архиважную роль в их среде - это делала ненавидимая ими пресса). Они - пламенные патриоты (абсолютный патриотизм отчасти выражался в признании только отечественных мотоциклов – «Харлей Дэвидсон»), отчасти расисты (особенно в южных штатах, где одной из байкерских эмблем был старый флаг Конфедерации), уважают (в общем и целом) сильную государственную власть и хотят быть уважаемыми в своей местности.

Байкеры явили собой образец субкультуры, в которой ценностный акцент делался именно на вещи, считавшиеся низкими и незаконными. Их ценности формировались спонтанно, на бессознательном уровне, поэтому-то они и остались особой молодежной субкультурой, племенем, куда доступ посторонним был, как правило, закрыт. Новичкам необходимо пройти через ряд достаточно суровых испытаний, и только тогда им будет выдана джинсовая жилетка с обрезанными рукавами, с эмблемой той или иной мотоциклетной банды. Байкерская субкультура, пожалуй, явилась единственной эксклюзивной, отвергавшей все, что связано с этническими и иными меньшинствами, а также с женским началом в культуре.

Литература

1. Воронова В. Что нужно знать о молодежной субкультуре?// Воспитание школ. - 2001. - №4. - С. 20-25.

3. Культурология: Учебное пособие для вузов / П.Ф. Дик, Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 384 с.

4. Культурология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под научн. ред. проф. Г.Д. Драча. Изд. 14-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 570 с.

5. Румянцев О.К. Культура и культурология: тенденции и проблемы// Философские науки. -2002. - №4. - С.87-103.

6. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И., Ганиева Р.Х., Гулиев М.А. Культурология: учебное пособие. Изд. 3-е. – Москва: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2007. – 352 с.

7. материалы сайта http://ru.wikipedia.

О байкерах и мото-движении в целом уже достаточно долгое время ходят различные слухи и вымыслы. У некоторых мотоциклисты ассоциируются с крепкими бородатыми мужиками, которые постоянно пьют пиво, устраивают дебоши, гоняют на мотоциклах и слушают тяжёлую музыку. Другие же знают, что философия байкеров не ограничивается вышеперечисленным, и сами мотоциклисты, помимо свободного образа жизни, занимаются благотворительностью, а также всегда готовы прийти на помощь .

Стереотипы и влияние кинематографа

По большому счёту отрицательный образ байкера у многих людей складывается при просмотре фильмов о мотоциклистах. Западный кинематограф хорошо постарался в плане создания образа типичного байкера – мотоциклиста, имеющего проблемы с законом, который свободно размахивает оружием, употребляет наркотики, грабит банки и т. д.

Но несмотря на такую пропаганду мотоциклетное движение во многих странах мира разительно отличается от таких стереотипов. К примеру, многие , само понятие которых появилось на западе, сегодня активно помогают различным благотворительным организациям – поддерживают детские дома, сдают кровь, показывают интересные шоу, отдавая вырученные средства на лечение больных детей и т. д. Конечно, в каждой стране байкерское движение имеет свои отличия, но в целом его суть можно выразить в нескольких словах:

честь, братство, взаимовыручка

Байкерское движение изнутри и классификация мотоциклистов

Зачастую люди, которые решились приобрести мотоцикл, сразу же начинают считать себя частью байкерской культуры, сообщества. Некоторые представители молодого поколения Next вообще покупают двухколёсную технику из-за сложившейся стереотипной цепочки: крутой красивый мотоцикл – доступные девушки – зависть у друзей и знакомых.

Таких мотоциклистов настоящие байкеры, ездящие на своём мотоцикле уже несколько десятилетий, а также состоящие в различных мотоклубах, вообще не воспринимают всерьёз. И неудивительно! Ведь философия байкера не заключается в навороченности мотоцикла, агрессивной манере поведения, дорогой мотозащиты и обилии символики.

На сегодняшний день сами байкеры определили несколько типов мотоциклистов, которые принадлежат или считают, что являются частью мотоциклетного сообщества. Стоит перечислить их для того, чтобы развеять некоторые стереотипы.

  • Тип №1 — «Я байкер, потому что у меня есть крутой мотоцикл».
  • К этому типу следует отнести мотоциклистов, покупающих себе навороченную технику, на которой можно покрасоваться перед друзьями на вечеринке, а затем снова поставить в гараж. Ездят на мотоцикле они неохотно, чаще всего одеты в чёрную кожаную одежду, которую считают одним из символов байкерского сообщества. Такие люди редко ведут себя на дорогах грамотно, соблюдая правила дорожного движения, так как главной их целью является показ максимального количества эффектных трюков на мотоцикле.

    Большая часть таких мотоциклистов разбивается во время никому, кроме них самих, ненужных представлений. Существуют также и исключения из правил: мотоциклист начинает через какое-то время задумываться о самом мото-движении, смысле жизни, начинает искать близких по духу людей и, в конце концов, примыкает к какому-либо мото-клубу.

  • Тип №2 — воинствующий байкер
  • Мотоциклисты, выросшие на различных боевиках с участием байкеров, в какое-то время решают, что в реальной жизни можно вести себя как герои любимых фильмов. Именно поэтому они игнорируют законы и ведут себя так, как будто им все обязаны. Такие люди предпочитают оставаться в одиночестве или сколачивают небольшую компанию, которая с течением времени превращается в обычную преступную группировку.

    Философию и культуру байкеров такие мотоциклисты полностью отвергают, поэтому члены мото-клубов не принимают их в своё сообщество и даже не тратят время на общение с ними. В плане внешней составляющей воинствующие сильно походят на байкеров – также небрежно и неряшливо одеты, не любят шумные тусовки, незаметны, одиноки. Такой тип мотоциклистов существует недолго, так как обычно их наплевательское поведение приводит к тюремному заключению или же смерти во время бандитских разборок.


  • Тип №3 — скамейкеры
  • Людей, которые рьяно хотят научиться ездить на мотоцикле, но не имеющих возможности даже приобрести технику, часто называют скамейкерами. Именно они присутствуют на различных мото-представлениях, в барах для мотовладельцев, участвуют в спорах о мото-культуре, хотя мало что понимают в этом. Даже если у скамейкера появляется собственная техника, то влиться в байк-сообщество ему мешают непоколебимость принципов и несоответствие представлений о мото-культере с реальностью. Такие поведение и представления отталкивают байкеров, вследствие чего скамейкеры отходят от мотоциклов и езды на них.

  • Тип №4 — болтуны
  • С популяризацией интернета и появлению большого количество мото-форумов и специализированных сайтов возник ещё один тип мотоциклистов – болтуны. Они время от времени ездят на мотоцикле на работу, вечеринки, байк-фесты, любят покрасоваться перед окружением, но всё же, в большей степени, их активность происходит во Всемирной паутине. Именно там они высказывают свои «неповторимые» мысли, идеи, собственные представления о философии байкеров.

    Если вы встретите такой тип мотоциклистов на дороге – не рассчитывайте на помощь, так как болтуны всегда сошлются на занятость или «не мои проблемы». Мото-клубы никогда не принимают в свои ряды болтунов, так как зачастую за последними наблюдаются отсутствие пунктуальности, ответственности, чувства долга и соблюдения дорожного кодекса.

  • Тип №5, или собственно байкер
  • Люди, которым с самого детства привили любовь к мотоциклам, духу свободы и уважение к дороге зачастую становятся настоящими байкерами. Такой тип мотоциклистов не признаёт езду на мотоцикле как обычное перемещение из пункта A в пункт B.

    Для них дорога и открытие новых горизонтов – смысл жизни, а мотоцикл – самый лучший друг.

    Вся атрибутика и символы, которые любят использовать остальные типы мотоциклистов, у байкеров возникли в связи с особенностью стиля жизни. К примеру, ту же косуху они носят, чтобы защитить себя от холода и пыли, а небрежный внешний вид обусловлен отсутствием возможности привести себя в порядок в долгих поездках.

    Помимо байкеров-одиночек в последние 30 лет в России появилось множество мото-клубов, главным отличием которых являются чёткая иерархия, соблюдение дорожного кодекса и правил клуба, а также строгий отбор будущих членов клуба по возрасту, полу, увлечениям и даже виду мотоцикла (встречаются мото-клубы, где члены ездят исключительно чопперах или спорт-байках). Многие закостенелые мотовладельцы не принимают мото-клубы, оставаясь всю жизнь одинокими странниками, так как по их мнению мото-организации убивают на корню само понятие свободы и движения.

    В заключение необходимо сказать, что не стоит судить о человеке не мотоцикле поверхностно и стереотипно . Как и в любом другом сообществе, в мото-движении есть и плохие, и хорошие представители. Люди, выбравшие для себя определённый образ жизни (мотоциклы, дорога, свобода, братство и взаимопомощь), заслуживают по меньшей мере уважения.

    Крепкие небритые парни, обладатели огромных хромированных мотоциклов – это крайне интересная субкультура. Ее, как и хиппи, сформировали совсем не музыкальные предпочтения, как это практически всегда бывает с такими обособленными группами. Байкеры имеют собственное мироощущение и свой стиль жизни, в который густо замешаны двухколесная техника, дух коллективизма и непреодолимое желание оставаться свободным.

    Зарождение

    Первые байкеры появились в Соединенных Штатах Америки в конце 1940-х годов. К своему расцвету это движение пришло в середине 1960-х. Во многом этому способствовала позиция прессы тех времен, которая с воодушевлением раздувала мифы о владельцах двухколесных железных коней, колесящих по просторам Америки. Самый большой и известный клуб байкеров под названием Hells Angels создал и продолжает поддерживать красивую легенду о своих основателях. По версии байкеров, в 1948 году после окончания Второй мировой войны военные летчики из США, летавшие в расформированной эскадрилье «Ангелы ада», не смогли более бороться с адреналиновым голоданием и пересели с летающей техники на двухколесную. Так они бросили вызов обществу, которое отказалось от своих ставших ненужными героев. При внимательном рассмотрении оказывается, что данная легенда не соответствует действительности. Среди основателей мотоклуба Hells Angels на самом деле был только один списанный американский летчик, но его членство в общине байкеров оказалось мимолетным. Этот факт наглядно иллюстрирует основы мифологии байкерского движения и их коллективное самосознание.

    Количество мотоклубов, появившихся в Америке после Второй мировой войны было достаточно большим. В ряды байкеров записывались, в основном, представители низших слоев общества, либо не имевшие профессии, либо работавших на американских заводах. Автор первого настоящего журналистского исследования байкерского сообщества (научных работ по этой теме нет и не планируется) Хантер Томпсон, написавший известную и скандальную книгу «Ангелы Ада» не стеснялся в эпитетах при описании одного из таких «ангелов», Терри, рабочего завода General Motors. По словам Томпсона, Терри в свои 27 лет имел большой шлейф полицейских приводов. Его арестовывали за мелкие кражи, побои, изнасилования, шалости с наркотиками, секс в общественном месте, однако при всем этом за Терри не числилось ни одного тяжкого преступления. Ну а сам Терри искренне всех убеждал в том, что список его геройств от начала до конца сфабрикован полицией.

    Сложности с законом были обязательными для биографий всех первых байкеров. Небольшой частный бизнес, каким-либо образом связанный с мотоциклами или автомобилями, либо работа на конвейере одного из американских заводов (отличительной особенностью которых было отсутствие сильных профсоюзов, как в Европе) позволяли членам мотоклубов иметь небольшие средства для поддержания своего существования. В то же время все это давало им возможность практически не участвовать в общепринятой системе общественных связей.

    Один процент

    Байкеры никогда не становились массовой субкультурой. Даже самые крутые мотоклубы насчитывают несколько сотен, в пределе – тысячу членов. Причины здесь, скорее всего все те же – военизированная структура и суровый нонконформизм. При этом такая малочисленность позволила не размазать дорогие настоящим байкерам жизненные принципы по толстому слою обычных людей, купивших от скуки мотоцикл и выезжающих на нем раз в году в соседний штат. Небольшое количество истинных членов позволило субкультуре пройти процедуру самоидентификации. Например, после состоявшегося в 1947 году погрома в Холистере во время моторалли было заявлено, что байкерами (а значит, и нарушителями законов) можно считать только 1 процент из всех участников мероприятия. Все остальные 99 процентов Американской мотоциклетной организацией были названы законопослушными гражданами, имеющими мотоциклы, но не относящимися к байкерскому движению. Идея «одного процента» байкерам очень понравилась, так как они ни во что не ставили АМА, а всех ее членов считали слишком «чистенькими» и благопристойными. В результате даже сегодня у байкеров можно найти нашивки, татуировки или значки с изображением того самого одного процента. То, с помощью чего общество заявило о нахождении членов байкерского движения вне закона, последние восприняли как признание и признак собственной крутизны.

    Для многих ранних байкеров противопоставление себя всем остальным было существенной частью образа жизни. Однако при этом не стоит переоценивать наличие у парней на железных конях стройной идеологии. Никто из них не занимался разработкой специальной программы. Все их представления о свободе и жизни в целом являются гипертрофированными взглядами обычного американского обывателя, являющегося потомком покорителей Дикого Запада и живущего в небольшом сельском городке. При более пристальном рассмотрении оказывается, что «байкерский миф» почти по всем параметрам соответствует «ковбойскому мифу». Разница заключается только в том, что прерии сменились асфальтированными дорогами, кони – мотоциклами, а враги индейцы – полицейскими. Основная идея движения состоит в культе обычного человека-одиночки, которому для жизни не требуется общество и государство.

    Байкеры и черный пиар

    Без тени сомнения можно говорить о том, что субкультура байкеров по всему миру распространилась во многом за счет стараний американских средств массовой информации, в которых самим «отверженным» отводилась пассивная роль освещаемого и осуждаемого объекта. Первым «выстрелил» в 1953 году фильм «Wild One», в котором главную роль сыграл Марлон Брандо. По сюжету кинокартины небольшой американский провинциальный городок подвергается нападению банды байкеров, который избивают и насилуют каждого встречного. Частично фильм основан на реальных уже упомянутых событиях в Холистере. Создатели картины заложили в нее четкую антибайкерскую мораль, но актерский талант Брандо придал образу вожака байкеров мрачно-романтические оттенки, очень привлекательные для молодежи.

    Второй раз взлет темы байкеров состоялся в 1960-х годах в связи с гигантской травлей в СМИ американских любителей железных коней и свободы. Газеты ополчились на байкеров из-за рядовой криминальной истории, связанной с групповым изнасилованием несовершеннолетних, оказавшейся в дальнейшем от начала и до конца липовой. В многочисленных статьях членов байкерских клубов рисовали натуральными демонами. В обществе поднялся резонанс, большие чины в полиции грозились ликвидировать всех байкеров как класс, политики почуяли возможность получить голоса электората и начали вбрасывать один за другим свои лозунги. На слова политиков вновь отреагировала пресса, усилив накал разоблачений и написания статей-небылиц из своих уютных офисов в Лос-Анджелесе и Нью-Йорке. В итоге круг замкнулся, а Голливуд, также среагировав на общественный запрос, разродился серией фильмов про байкеров. Их сюжеты были простыми и примитивными: грязные дикие байкеры пьют, дерутся друг с другом и полицией, кого-то насилуют. Среди череды откровенного трэша выделяется яркой звездой культовый фильм «Easy Rider», в котором авторы вышли далеко за пределы байкерской темы и попытались показать все бунтарское поколение 1960-х годов.

    Символика байкеров

    Флаг Конфедерации (точнее, его вариант - Naval Jack). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Он символизирует нонконформизм байкеров. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению.

    Изображение черепа. Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров - защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.

    Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому мотоклубу принадлежит байкер. Цвета обычно состоят из трех частей. В верхней дугообразной части (называемой «рокер») указывают название клуба, на нижнем рокере - страну или город, в котором организован мотоклуб, на центральной - логотип и статус клуба. Распространённой является подпись «МС», свидетельствующая о принадлежности клуба к категории «MC» клубов (аббревиатура от английских слов «Motorcycle Club»). Бывают и другие формации клубов, такие как «MG» или «MCC». Некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав куртки или на грудь на жилетке (с левой стороны), где указан статус или должность (Президент, Вице-президент, Казначей и т. д.) байкера в клубе, название клуба. На груди также помещается нашивка с прозвищем байкера.

    1 %. Иногда на жилетах байкеров можно увидеть нашивку «1 %». Этот термин появился после выступления главы Американской мотоциклетной ассоциации (АМА), в котором тот сказал, что все мотоциклисты - законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушают закон (outlaws). После этого выступления, на фоне и так существующей жесткой конфронтации между АМА и клубами, которые относились к категории МС, последние избрали «1 %» символом, отличающим их от АМА-клубов. С тех пор нашивка «1 %» означает, что МС или независимый байкер относят себя к outlaw. «1 %» - это не только наиболее известные и крупные МС (Outlaws MC, Hells Angels MC, Bandidos MC, Pagans MC, Mongols MC), но и менее известные клубы и многие байкеры-одиночки. Западные средства массовой информации, в том числе кинематограф, стремятся представить 1%-клубы, как криминальные банды. Иногда это действительно так, иногда не соответствует действительности, но положение outlaw-клуба определяется тем, что он живёт по законам МС и сложившимся неформальным традициям.

    Татуировка. Иногда высказывается мнение, что байкерская татуировка («biker’s tattoo») есть отдельный вид этого искусства. Очень часто байкеры выбирают татуировки с изображением мотоцикла, символику и логотипы Harley-Davidson, символы свободы и дороги.

    13. В книге Хантера С. Томпсона «Ангелы Ада» упоминается, что нашивка в виде числа 13 означает употребление марихуаны (в английском алфавите буква «M» тринадцатая по счету).

    Железный крест. Перенят у американских пилотов после Второй мировой войны, когда, собственно, и возникло байкерское движение. Надев награды врага, лётчики выражали протест против американской власти.

    Свастика. На многих байкерах можно увидеть изображение свастики. Вопрос об этом символе неоднозначен. С одной стороны, большинство американских outlaw-байкеров, в силу многих причин, отличаются правыми взглядами. С другой стороны, есть обоснованные сомнения, что эти байкеры убеждённые, «идейные», нацисты. Во многом (но далеко не во всём) это идёт от желания эпатировать «цивилов», то есть обычных, добропорядочных мирных граждан. Однако, нельзя говорить обо всех outlaw в общем - кто-то может действительно быть наци, кто-то вешает знаки просто из эпатажа, кто-то - потому что в их MC так принято или потому что так принято изображать байкеров.

    Вот отрывок из книги Хантера Томпсона «Ангелы Ада» («обыватель» увидел свастику на фургоне и на байкерах):

    " Ещё один тип неслышно подобрался ко мне и спросил шепотом:

    Скажите, ребята, вы на самом деле наци?

    Только не я, - ответил я. - Я из Kiwanis.

    Он многозначительно кивнул, как будто наперед знал всё, что я ему скажу.

    А как же тогда быть со всем тем, о чём вы любите читать? - спросил он. - Ну, ты понимаешь, все эти штуки, связанные со свастиками…

    Я обратился к Сонни, который показывал нашим добровольным помощникам, как ставить ящики на заднем сиденье: «Эй, этот парень хочет знать, наци ты ли нет?». Вопреки моим ожиданиям, Баргер не рассмеялся, а погнал свою обычную телегу относительно свастик и железных крестов («Да это вообще не имеет никакого значения. Мы покупаем это добро в дешёвых магазинчиках.»).

    Но именно в тот самый момент, когда мужчину вроде бы всё в ответе Баргера устроило, немедленно последовала грубая подъёбка, и Сонни выдал один из тех раздражающих провокационных экспромтов, которые сделали его любимцем среди репортеров Бэй Эреа. «Но эти штучки во многом связаны со страной, которой мы восхищаемся», - продолжил он, имея в виду довоенную Германию. - У них была дисциплина. И никакого пиздобольства. Не все идеи у них были правильными, но, по крайней мере, они уважали своих лидеров и могли доверять друг другу. "

    Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классу чопперов, или кастомов (собранный вручную мотоцикл с использованием большого количества тюнинговых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность. Некоторые клубы выставляют определённые требования к объёму двигателя (например, не менее 750 см³) или марке мотоцикла.

    Байкеры в вышиванках

    На просторы нынешней Украины байкерское движение пришло в семидесятых годах прошлого столетия. По словам фрирайдера со стажем Сергея, известного в узких кругах как Хаммер, было нелегко. «Во-первых, отношение властей – все-таки западная музыка и манера одеваться, сами понимаете. Во-вторых – отношение обывателей. Если в Украине все было сравнительно спокойно, то в Беларуси и, особенно, в России байкеры постоянно дрались с люберами. Сейчас о последних никто не помнит, а тогда это была большая и агрессивная субкультура. Любер, на мой взгляд, мало чем отличается от простого гопника, разве что идеологией. Они не хотели видеть на своих улицах «гривачей», так они называли тогда неформалов. Ситуацию усложняло то, что любера почти всегда были спортсменами – тяжелоатлеты, борцы, боксеры… Но если хиппи или панк был относительно легкой добычей для любера, то с байкерами такой номер не проходил. Дрались часто и жестоко – до травм, а иногда и смерти. Но как только СССР распался, субкультура люберов тут же приказала долго жить. Байкеры продолжали развиваться, и в девяностых годах появился первый крупный, на моей памяти украинский МС - Silver Bullets, то есть «Серебряные Пули», - рассказывает Хаммер.

    Silver Bullets возник в двухтысячном году в Киеве. Сами «Пули» позиционируют себя как последователей традиционного МС движения. «Жить и действовать сообразно принципам традиционных мотоклубов» - жизненный девиз членов клуба. Отзывы о них в байкерской среде очень разные. «Пули» ездили в эскорте у Шона Карра. Лично мне этого хватает с головой, чтобы не испытывать к ним симпатии, – делится впечатлениями Хаммер. – Они – богатые люди, у многих из них очень крутые байки – «Харлеи» и «Черные вдовы»… А еще в начале двухтысячных, они привозили в Киев группу «Ария» за свои кровные. Но это не показатель».

    Однако большинство представителей МС движения относятся к «Пулям» с глубоким почтением. Ведь их объединяет одно – приверженность к старым порядкам и ортодоксальному кодексу байкеров, возникшему еще в США. В целом, старый кодекс мало чем отличается от нового. Но есть один пункт, который в корне меняет не просто отношение между байкерами и обывателями, но и сам образ жизни члена МС.

    Настоящий всплеск байк-движения в Украине начался только в конце 90-х. К традиционным бунтарям и нонконформистам: художникам, поэтам, рок музыкантам, присоединилась ещё одна мощная волна - закованные в кожу изгои на ревущих двухколёсных машинах.

    Клубы

    Мощные клубы в Киеве, Днепропетровске, Харькове и Крыму определяют стратегию байкерского движения в Украине, однако, их стиль далёк от опостылевшего партийного руководства. Они занимаются организацией байкерских мероприятий и концентрируют вокруг себя людей увлечённых мотоциклами. Эти замкнутые системы, по своему характеру, напоминают полюбившиеся писателям-фантастам астрономические объекты - "нейтронные звёзды". Попадая в область их притяжения, любое тело достаточной величины неизбежно начинает вращаться вокруг массивного объекта. В сферу притяжения попадают, как правило, сильные и интересные личности, которые приносят с собой новые идеи, богатый жизненный опыт и энергию. Мотоциклы объединяют людей, которые в обычной жизни никогда бы не встретились, и, возможно, даже не стали бы друг с другом разговаривать. Это - люди разных возрастов, с разными характерами и социальным положением. Всех их затягивает одна общая страсть - мотоциклы. Это тот материал, из которого формируются клубы.

    Продвинутые клубы проводят ежегодные мероприятия, которые постоянно совершенствуют мотоциклетное движение. Малые города, которые даже трудно отыскать на карте Украины, так же включаются в увлекательную мотоциклетную тусовку. Жизнь не стоит на месте и байкерская Украина уже сейчас имеет очень плотный и интересный календарь сезона. Событиями всеукраинского масштаба являются: ежегодно проводимый киевлянами "Байконур" на автодроме "Чайка", днепропетровское байк-шоу, одесская "Гоблин-пати" (вечеринка у Гоблина), чемпионат страны по кольцу (организованный силами ФМУ, а так же харьковского и днепропетровского байк-клубов), ежегодный съезд украинских байкеров в Судаке, международная байк-пати на "Острове Солнца" под Евпаторией и многое другое.

    Одиночки

    Конечно, не стоит думать, что все мотоциклисты страны стройными рядами вливаются в организованные структуры байк-клубов. Свойственный этим людям эгоизм (в моём понимании - безусловный комплимент) и обострённое чувство личной свободы, породили ещё одну категорию байкеров. Условно назовём их "изи-райдеры" - одиночки получившие имя по названию одноимённого фильма Денниса Хоппера. Сотни "изи-райдеров" бороздят дороги страны в поисках того состояния, когда их душа сольётся с бесконечной дорогой, в полной гармонии с этим непростым миром.

    "Одинокие райдеры" вовсе не так одиноки, как может показаться на первый взгляд. Они пользуются уважением у байкеров страны и, со временем, становятся теми ядрами кристаллизации, вокруг которых возникают новые байк-клубы, или чепты уже существующих организаций.

    Спортсмены

    Мир мотоциклов разнообразен и даёт возможность проявиться любому сильному характеру. Многих байкеров буквально затягивает мотоспорт, где результат виден сразу, а количество адреналина в крови взрывообразно возрастает с отмашкой стартового флага. Чемпионаты Украины по кольцу, ещё недавно, были малоинтересным, рутинным мероприятием, которое проходило на единственной столичной трассе "Чайка". В 2000-м году в дело включились байк-клубы Украины и уже в этом сезоне, календарь чемпионата состоит из 5 этапов, в трёх городах: Киев, Харьков и Днепропетровск. Байкерское движение дало спорту "свежую кровь" и вынесло на поверхность целую когорту молодых, талантливых спортсменов, которые на равных сражаются с именитыми мастерами кольца.

    Байкерское движение многолико и включает в себя самые разные направления, на первый взгляд, не имеющие общих точек соприкосновения. В этом движении можно выделить три основных потока, которые текут параллельно, не соединяясь в общее русло. Сольются ли они в один мощный вал - покажет время, а пока... процитирую строки песни неизвестног исполнителя:

    « Многие ищут свой путь, и лишь некоторые врываются в него на огромной скорости, под рев двигателя, мчась на встречу ветру сквозь дождь и туман.

    Возможно жизнь начинается и впрямь после 40, но настоящей она становится только после 150 км/ч.

    Жизнь слишком коротка что бы провести ее на двух ногах или четырех колесах.

    Всего лишь несколько минут на мотоцикле могут быть интересней целой человеческой жизни.

    Мы ценим то что многие даже не видят, наш образ жизни, наш стиль, наши принципы предмет завести тех кто даже не имеет понятия о том что такое настоящая свобода. Единственное о чем я буду жалеть когда на порог моей жизни придет седая старость, мне не хватит времени то что бы рассказать своим внукам о том, как безумно прошла моя молодость, а пройдет ли она? Едва ли . ДУША ТОГО КТО ХОТЯ БЫ РАЗ В ЖИЗНИ УКРОТИЛ БАЙК, НА ВСЕГДА ОСТАЕТСЯ МОЛОДОЙ

    Вопрос Crazy Frog - Кто такие байкеры?
    Этот вопрос, который уже звучал неоднократно в письмах наших читателей и на который мы давали ответы, еще раз прозвучал в письме нашего читателя:

    Здравствуйте Biker News. У меня есть вопрос для Crazy Frog.
    Очень многие называются себя байкерами. Существуют ли какие либо критерии и правила кого можно считать байкером, а кого нет? Если есть правила для мотоциклетных клубов, то возможно есть правила и для точного определения этого слова "байкер", которые многие используют в самых разных значениях.

    Biker News, ранее публиковал статью, написанную нашим техническим консультантом, человеком который имеет 55 летний опыт жизни в мире мотоцикла. Статья была опубликована под названием Bikers and Riders. Возможно пришло время более четко обозначить критерии определяющие значение слова "байкер".

    Не лишне напомнить, что все правила, традиции, мотоциклетной и клубной жизни берут свое начало в Америке. Именно там родилась эта культура, основанная на любви к свободе, мотоциклу, и ощущении братства и покорении пространства.

    Каждый кто ездит на мотоцикле, скутере или трайке, называется райдером. Райдер это общее слово для всех и оно является синонимом слова мотоциклист. Так как мотоцикл появился первым, а все другие его разновидности (скутера, трайки, и прочее) намного позже, то именно слово "мотоциклист" обозначает человека управляющего этим транспортным средством. Термин "райдер" получил такое же значение, как и мотоциклист, чуть позже, так как первоначально обозначал человека на лошади.

    История появления слова "байкер" насчитывает несколько разных смысловых истоков. С одной стороны, первые мотоциклетные клубы были созданы в начале прошлого века на основе велосипедных клубов. И слово "байкер" носило значение принадлежности к мотоциклетному клубу.
    Вторым рождением слова "байкер" стали 60 - е годы, когда на мотоциклетные клубы обратила внимание пресса и слово "байкер" попало на первые полосы газет и журналов. Это было время, когда это слово повторно, более широко вошло в обиход, и вместе с ростом популярности и количества мотоциклетных клубов, стало обретать новые свои понятия, становясь более четким и определенным.

    Опираясь на этот пласт традиций и мотоциклетной культуры можно сформулировать четыре основных критерия, которые определяю райдера, которого можно назвать байкером, а он сам может считать себя таковым. Понятие "байкер" носит философский смысл и поэтому некоторые плнятия основываются на сложившихся традициях.

    1. Байкер ездит на большом дорожном мотоцикле. Следует добавить, что мотоциклы разделяются на две группы - дорожные и мотоциклы для развлечений. Мотоциклы для развлечений это кросс, эндуро, спортивные и все остальное, включая спортивные версии предназначенные для туризма. Так как байкеры признают только один "правильный" дорожный мотоцикл - Harley-Davidson, то байкер должен ездить на Harley. Конечно бывают исключения из этого правила. Но это исключения по бедности. Например в России сложно купить Harley, или построить кастом, за небольшие деньги.

    2. Байкер сам ремонтирует и обслуживает свой мотоцикл. Тут действует правило - Никто не трогает мой байк и мою женщину! Только байкер занимается своим мотоциклом. Он сам делает все операции, начиная заменой масла и заканчивая переборкой двигателя. Как правило в Америке, байкеры имеют несколько мотоциклов и они все или их часть построены собственными руками или перестроены из стоковых Harley. Занимаясь своим мотоциклом Байкер реализует свое видение мотоцикла и создает свою духовную идею в техническом воплощении. Знание мотоцикла является неотъемлемой чертой байкера. Конечно не все сразу могут сделать все сами. Но даже если у вас есть друзья, которые будут вам помогать и подсказывать, то делать все должны вы своими руками. Заниматься обслуживанием или переделкой мотоцикла для байкера, это не необходимость, а потребность. В этом он находит огромное удовольствие.

    3. Мотоциклетная культура (biking and motorcycling) является неотъемлемой частью жизни байкера. Знание мотоциклетной культуры, истории, традиций и правил поведения, считаются необходимыми для байкера. Для Байкера понятия свобода, уважение, братство не являются пустыми словами. Эти понятия пронизывают его жизнь каждый день и каждый час. Байкер живет мотоциклетной жизнью вне зависимости от погоды, сезона и иных жизненных причин. Для байкера мотоцикл и все что с ним связано, всегда стоит на первом месте и является красной линией.

    4. Байкер активно участвует в мотоциклетной жизни и делает что-то для мотоциклетного сообщества. Его деятельность может быть самой различной, но никогда не замкнутой в рамках узкого круга людей. Области применения этой деятельности также весьма широки. Это могут быть: знакомство новичков с мотоциклетным миром, культурой и традициями, организация и проведение различных мероприятий, обучение молодых райдеров, просто человеческая помощь членам мотоциклетного сообщества. Сфера деятельности безгранична, но делается она байкером как мотоциклистом и представителем лучшей части мотоциклетного сообщества, со всей доле ответственности.

    Как правило общность интересов приводит к тому, что байкеры объединяются в клубы, которые, опять же, в соответствии с традицией называются мотоциклетными клубами (Motorcycle club). Термина "байкерский клуб" не существует, это обозначение используется обывателями или прессой, но никогда не используется членами мотоциклетного сообщества.
    В частности, практически все мотоциклетные клубы, относящиеся к категории МС, имеют в условиях членства обязательное использование Harley. Другие пункты хотя и не определены жестко, но предусматриваются, тем самым обеспечивая состав МС из байкеров.
    Многие мотоциклетные клубы особенно в России, не имеют возможности иметь Harley. Многие клубы которые считают себя мотоциклетными на самом деле являются райдерскими клубами, использующими атрибутику и символику мотоциклетных.

    Мы писали о различных мотоциклетных и райдерских клубах, из отличиях, формах управления и организации.

    В России мотоциклетное движение только развивается и многие устоявшиеся правила и традиции только начинают пускать корни. О широком распространении этой культуры говорить пока очень рано. Именно поэтому в головах многих путаница и неразбериха. Многие называют себя байкерами, таковыми не являясь. Самым очевидным примером таких "небайкеров" являются RUBs (Rich urbun bikers). RUBs это богатые владельцы Harley, имеющие весь внешний антураж как у настоящих байкеров, иногда ведущие себя, особенно в группах, привлекая внимание и даже вызывающе. Однако, кроме внешней похожести, не имеющие ничего общего с реальными байкерами. Но не только эта группа грешит этим. Многие, кто начал ездить на мотоцикле, одел кожу, стали именовать себя байкерами.

    Представители прессы называют всякого кто едет на мотоцикле "байкером".
    Стоит заметить, что даже Европейская, а тем более Американская пресса более деликатно использую этот термин. Как правило он применяется, когда дело качается клубов и мероприятий с большим количеством организованных райдеров.

    И последнее. Чтобы стать байкером надо пройти определенный путь, многое понять и сделать выбор, о необходимости этого, как части вашей жизни.

    Ба́йкеры (англ. biker, от bike ← motorbike ← motorbicycle «мотоцикл») - любители и поклонники мотоциклов. В отличие от обычных мотоциклистов, у байкеров мотоцикл является частью образа жизни. Характерным также является объединение с единомышленниками на основе этого образа жизни.

    Байкерское движение зародилось в 1950-х годах в США, проникло в Европу и Россию[когда?] (в СССР в 1980-х годах их называли «рокеры»), какое-то время входило в состав субкультуры[уточнить], когда байкеры были разделены на несколько агрессивных и враждующих группировок.

    До недавнего времени понятие «байкер» распространялось исключительно на владельцев чопперов и непременно ассоциировалось с вынесенным далеко вперед передним колесом, обилием хрома, кожи, длинными волосами и бородой мотоциклиста. Однако, с конца 90-х годов на дорогах все чаще стали появляться мотоциклы с высокооборотистыми двигателями и улучшенной пластиковыми обтекателями аэродинамикой - спортбайки, или «спортачи». На протяжении долгого времени спортбайкеры не признавались «истинными» байкерами как члены байкерского сообщества, даже такой жест, как приветственное поднятие руки при встрече на дороге, на них не распространялся. За характерную посадку водителя спортбайк и его водитель удостоились звания «креветка». В ответ на это чопперисты были прозваны «чоперастами». Причина такой конфронтации крылась в облике мотоцикла и манере езды. Высокая скорость спортбайка и мотоциклист в полной экипировке, больше похожий на космонавта в скафандре, не вязались в понимании байкеров старой формации с обликом настоящего байкера.

    СИМВОЛИКА

    Флаг Конфедерации (точнее, его вариант - Naval Jack). Традиция его применения пошла от американских байкеров. Он символизирует нонконформизм байкеров. Стоит отметить, что не все представители байкерского движения имеют представление об историческом значении символа или не придают ему значения, используя флаг Конфедерации только как знак причастности к этому движению[.

    Изображение черепа. Обычно символизирует бесстрашие перед лицом опасности и смерти. Другой смысл использования символа черепа у байкеров - защита от смерти. Существует поверие, что когда приходит Смерть, она оставляет на умершем свой знак - череп, а если на человеке уже есть этот символ, она думает, что здесь уже была и не трогает человека.

    Эмблема (у байкеров эмблема обычно называется «Цвета») клуба, нашитая на спину (зачастую её нашивают на кожаные или джинсовые жилетки, которые надевают поверх косухи, но могут нашивать и на куртку), которая показывает к какому мото-клубу принадлежит байкер. Цвета обычно состоят из трех частей. В верхней дугообразной части (называемой «рокер») указывают название клуба, на нижнем рокере - страну или город, в котором организован мото-клуб, на центральной - логотип и статус клуба. Распространённой является подпись «МС», свидетельствующая о принадлежности клуба к категории «MC» клубов (аббревиатура от английских слов «Motorcycle Club»). Бывают и другие формации клубов, такие как «MG» или «MCC». Некоторые клубы делают специальные нашивки на рукав куртки или на грудь на жилетке (с левой стороны), где указан статус или должность (Президент, Вице-президент, Казначей и т. д.) байкера в клубе, название клуба. На груди также помещается нашивка с прозвищем байкера.

    1 %. Иногда на жилетах байкеров можно увидеть нашивку «1 %». Этот термин появился после выступления главы Американской Мотоциклетной Ассоциации (АМА), в котором тот сказал, что все мотоциклисты законопослушные люди, и только один процент из них являются «отверженными» и нарушают закон (outlaws). После этого выступления, на фоне и так существующей жесткой конфронтации между АМА и клубами, которые относились к категории МС, последние избрали «1 %» символом, отличающим их от АМА-клубов. С тех пор нашивка «1 %» означает, что МС или независимый байкер относят себя к outlaw. «1 %» - это не только наиболее известные и крупные МС (Outlaws MC, Hells Angels MC, Bandidos MC, Pagans MC, Mongols MC), но и менее известные клубы и многие байкеры-одиночки. Западные средства массовой информации, в том числе кинематограф, стремятся представить 1 % клубы, как криминальные банды. Иногда это действительно так, иногда не соответствует действительности, но положение outlaw клуба определяется тем, что он живёт по законам МС и сложившимся неформальным традициям.

    Татуировка. Иногда высказывается мнение, что байкерская татуировка («biker’s tattoo») есть отдельный вид этого искусства. Очень часто байкеры выбирают татуировки с изображением мотоцикла, символику и логотипы Harley-Davidson, символы свободы и дороги.

    Железный крест. Перенят у американских пилотов после Второй мировой войны, когда, собственно, и возникло байкерское движение. Носив награды врага, летчики выражали протест против американской власти.

    Свастика. На многих байкерах можно увидеть изображение свастики. Вопрос об этом символе неоднозначен. С одной стороны, большинство американских outlaw-байкеров, в силу многих причин, отличаются правыми взглядами. С другой стороны, есть обоснованные сомнения, что эти байкеры убежденные, «идейные» наци. Во многом (но далеко не во всём) это идет от желания эпатировать «цивилов», то есть обычных, добропорядочных мирных граждан. Однако, нельзя говорить обо всех outlaw в общем - кто-то может действительно быть наци, кто-то вешает знаки просто из эпатажа, кто-то - потому что в их MC так принято или потому что так принято изображать байкеров.

    ВНЕШНИЙ ВИД

    Стереотипный внешний вид байкера: бандана (головной платок тёмных тонов, завязанный на пиратский манер на затылке) или чёрная вязаная шапочка, «косуха» (кожаная куртка с замком наискосок) или кожаная мотокуртка (часто поверх мотокуртки надевается джинсовая или кожаная жилетка без рукавов с «цветами» (символикой) мотоклуба), кожаные штаны. Байкеры часто отпускают длинные волосы, усы, бороды. Для защиты глаз от ветра носят очки, нередко игнорируют шлемы

    МОТО КЛУБЫ

    Для байкеров характерно объединение в клубы. Несмотря на достаточно распространённый стереотип, такие объединения в настоящее время носят, в подавляющем большинстве случаев, мирный характер.

    Появившись после Второй мировой войны, с течением времени мотоклубы приобрели более или менее стандартную структуру. Она может отличаться в зависимости от конкретных уставов клубов, от страны, от местных условий и традиций, но в целом имеет ряд схожих черт и традиций.

    Путь нового члена в состав клуба обычно достаточно долог. Начинается все с личного знакомства с уже действующим членом клуба. Если новичок внушает доверие, то он представляется другим членам клуба, причем на представляющего (поручителя) автоматически возлагается ответственность за все дальнейшие действия протеже. При положительном впечатлении на членов клуба, ему присваивается статус support (поддерживающий). После определенного времени (это может быть и год, и более, в зависимости от ряда обстоятельств), если «саппорт» положительно зарекомендовал себя в клубе, на общем собрании поднимается вопрос о его принятии в клуб. При наличии у «саппорта» поручителя, вопрос может быть решен положительно и ему присваивается ранг hang around.

    Hang around - первая, низшая из ступеней в байкерской иерархии, за ней следует prospect и member. Из «мемберов» (полноправных челнов MC) выбираются или назначаются руководители клуба: президент, вице-президент, treasurer (казначей), sergeant-at-arms (начальник службы безопасности и первая инстанция по разрешению споров между членами клуба), road captain (дорожный капитан, выполняет обязанности по проведению «выездов», организации маршрутов, определению необходимых затрат и т. д.) и др. офицеры.

    Каждый MC имеет свою символику (colors - «цвета»). Обычно это три нашивки на спине кожаного или джинсового жилета - верхний и нижний «рокеры» и центральная «мишень» (см. выше в разделе «Символика»). «Хэнгэраунд», как правило, имеет право носить только нижний рокер, «проспект» нижний и верхний, «мембер» - все три. Хотя у «Ангелов ада» hang around носит лишь маленькую «ненастоящую» нашивку на левом борту жилета, prospect получает нижнюю нашивку на спину, а member также носит все три. Офицеры носят специальную нашивку с обозначением звания на левом борту жилета. Иногда там же носится нашивка с именем или кличкой владельца.

    Отношения в клубе строятся по принципу жесткой иерархии - «хэнгэраунд» подчиняется «проспектам» и «мемберам», «проспект» - «мемберам» и все три категории - требованиям устава, офицерам и президенту. Главная фигура - президент, который возглавляет клуб и ведет собрания. В некоторых клубах он имеет право дополнительного голоса. Президент и офицеры образуют Совет клуба, который обладает исполнительной, законодательной и судебной властью, может вносить изменения в устав и налагать дисциплинарные взыскания на членов клуба и «саппортов». Основные поощрения - это быстрое продвижение по иерархической лестнице и освобождение от членских взносов. Наказания - непопулярные работы, денежный штраф, временное лишение прав и привилегий, применение физических мер и изгнание из клуба. Последнее считается самым серьёзным и происходит на общем собрании клуба, если обвиняемый имеет низкий ранг, или на собрании только «мемберов», если рассматривают проступки «мембера» и тем более «офицера». Все допущенные могут выразить свое мнение, но в любом случае только «мемберы» имеют право голоса. Если принято решение об изгнании члена клуба, то он немедленно снимает жилет с «цветами», оставляет его и покидает здание клуба.

    МОТОЦИКЛЫ

    Наиболее уважаемыми среди байкеров считаются мотоциклы, сделанные своими руками с умением и богатой фантазией. Чаще всего они относятся к классу чопперов, или кастомов (собранный вручную мотоцикл с использованием большого количества тюнинговых запчастей), сильно отличающийся от сошедшего с заводского конвейера и имеющий ярко выраженную индивидуальность. Некоторые клубы выставляют определённые требования к объёму двигателя (например, не менее 750 см3) или марке мотоцикла.

    КУЛЬТУРА

    На протяжении десятилетий сложилось два противоречивых, почти взаимоисключаемых образа байкеров. С одной стороны, это свободный и сильный человек, не боящийся «ни Бога, ни черта», ни смерти и риска, ни дождя и ни ветра, ни скорости и опасностей дальних дорог. Особенно этот образ культивируется именно внутри байкерских сообществ. С другой стороны, в средствах массовой информации, а следовательно, и в обыденном, обывательском, массовом сознании, стереотипами стали неуважительное отношение байкеров к закону и обывателям (цивилам, на жаргоне байкеров), разрушителей, врагов общества и законов, тесно связанных с преступлениями. Образ жизни байкеров и особенно членов мотоклубов (MC) середины 60-х годов XX века серьёзно повлиял на массовую культуру, что в первую очередь отразилось в кинематографе. Благодаря массмедиа в сознании обывателя стал формироваться расплывчатый, но однозначный образ «байкера» - пьяного, беспощадного и жестокого. Массовая культура, в свою очередь, сделала этот образ отвратительно-притягательным и привнесла в него ряд стереотипов, мифов и прочей всячины. На волне популярности Hells Angels и других outlaw-клубов стали в массовом порядке сниматься фильмы, писаться книги и выпекаться жареные публицистические статьи.

    Единственное, что не смогли донести до «простых людей» Америки десятки и сотни вышедших в 60-70-е годах байкерских фильмов, книг и репортажей - так это смысл существования outlaw. «Ангелы Ада» и другие MC были названы «отверженными» из-за того, что они были отвергнуты Американской Мотоциклетной Ассоциацией, объединяющей «приличных мотоциклистов», за превышение скорости, неправильную парковку и отсутствие талона техосмотра. Во всеуслышание было сказано, что их всего один процент среди нормальных и аккуратных водителей двухколесного транспорта. Но режиссёры и журналисты не сказали, что outlaw байкер - это не стиль езды на мотоцикле, а стиль жизни. Байкеры презирали окружавшее их общество, и они создали собственное - со своими правилами и моралью. Именно в тот момент глава «Ангелов Ада» Ральф Сонни Баргер произнес гордую фразу «It’s better to rule in hell than serve in heaven» (Лучше править в аду, чем прислуживать в раю). Не все мотоклубы относятся к «1 %» и не все байкеры пришивают себе на куртки этот гордый знак, а только те, что выступают против всего того, что составляет институт «общества» - против цивильных норм, государственного закона и бюрократических ограничений, автоматически становясь «врагами государства номер один» и преступниками.

    Наиболее популярной тема байкеров как outlaw в массмедиа была в середине 60-х и начале 70-х годов XX века. К настоящему времени этот образ угасает, постепенно теряя популярность в массах и уступая его более пафосным, «модным», современным молодёжным течениям, особенно связанными с так называемыми «спорт-байками». За редким исключением современные мотоциклисты не имеют даже малейшего представления, как нужно вести себя в той или иной ситуации и как поддерживать имидж истинного байкера. Только некоторые клубы во главе с ортодоксальными руководителями и отдельные free riders (независимые байкеры) пропагандируют «старые добрые» порядки и передают традиции из поколения в поколение