Багдадская батарейка: описание, предназначение, применение и интересные факты

1. Основу создания элементов питания в 1800 году заложил итальянский физик Алессандро Вольта. Он соединил проволокой медную и цинковую пластины, а затем погрузил их в емкость с кислотой. Вольта установил, что между пластинами создается поток электричества. Пригодная для массового производства батарея была создана в 1802 году. Она представляла собой листы меди и цинка одинакового размера, которые были спаяны между собой на концах. Эта конструкция была помещена в деревянную коробку, наполненную кислотой или морской водой и запечатанную цементом.

2. Первый аккумулятор, который можно было перезаряжать, создал в 1859 году французский ученый Гастон Плантэ. В гальваническом элементе, который он разработал, функцию электродов выполняли свинцовые пластины, а в качестве электролита использовалась серная кислота.

3. Невозможно найти лучший аккумулятор на все случаи жизни. Каждый тип аккумулятора обладает набором характеристик (емкость, срок службы, потребность в обслуживании и т.п.), которые в определенной ситуации могут быть важны или бесполезны. В каждом конкретном случае оптимальным будет аккумулятор определенного типа.

4. Не стоит менять аккумулятор при работающем двигателе. Отключение и подключение АКБ вызывает перепады напряжения, которые способны вызвать неполадки в работе электрооборудования автомобиля.

5. Разогревать аккумулятор зимой бесполезно. В свое время было принято «будить» АКБ при помощи включения фар. Технология изготовления аккумуляторов изменилась, а традиция (теперь уже бесполезная) осталась. Современные АКБ, в отличие от батарей предыдущего поколения, отдают максимальную энергию при запуске двигателя, а при простое не происходит сульфация пластин, поэтому нет необходимости их «будить».

6. Зимой может сесть даже новый заряженный аккумулятор на регулярно используемом автомобиле. При низких температурах батарея принимает заряд хуже, чем в теплое время года. По этой причине исправный аккумулятор зимой может сесть, особенно если автомобиль используется для коротких поездок по городу, когда обороты двигателя не превышают 3 тыс.

7. Во время холодов аккумулятор нужно периодически снимать и заряжать. Перед зарядкой его следует оставить на некоторое время в теплом помещении, но не нагревать в воде, поскольку из-за быстрой смены температур может осыпаться активная масса пластин.

8. Если внезапно разрядился стартерный аккумулятор вашего автомобиля, не стоит отчаиваться и переживать. Конечно, ситуация не самая приятная, с севшей батареей вы никуда не уедете. Но этот вопрос можно решить предельно просто и быстро. Наиболее доступный и верный вариант – использовать специальные пусковые устройства, которые благодаря наличию функции пуска, могут завести мотор даже с целиком севшим авто аккумулятором под капотом. Если специального прибора у вас в наличии по тем или иным причинам нет, то нужно искать другие подручные варианты. Например, можно просто попросить «прикурить» у соседа по гаражу, или найти крепких парней, которые запустят вас с «толкача».
В идеале, этого следует избегать и не допускать ни при каких условиях полного отказа АКБ. Каждый авто аккумулятор – это надежный восполнимый источник электроэнергии. Поэтому время от времени можно проводить зарядку, если делать это вовремя, то АКБ будет работать без сбоев и каких-либо проблем очень долго.
Однако, если по неосторожности вы допустите полный глубокий разряд, помочь вам смогут только в сервисе при помощи мощного пуско-зарядного устройства. Эти приборы могут подавать ток большой величины на аккумулятор, заводя мотор, даже если батарея разряжена на все 100%. Сейчас в магазинах предлагают широкий ассортимент зарядных и пуско-зарядных устройств разных типов. ПЗУ может запустить бензиновый двигатель всего за пару минут. Только не стоит забывать о том, что после подобного пуска, даже если он был успешен, по окончанию поездки рекомендуется все же снять аккумулятор, чтобы провести полноценный заряд. На это обычно требуется не менее 12 часов. Для современных необслуживаемых батарей лучше использовать более современные автоматические импульсные ЗУ, они имеют все необходимые защиты и подходят для работы с АКБ всех типов.
Если даже после нескольких зарядок аккумулятор больше не способен гарантировать стабильный пуск двигателя, это свидетельствует, что он вышел из строя и полностью исчерпал свой рабочий ресурс. В этом случае вам потребуется замена, все знают, что купить автомобильный аккумулятор в Киеве легко в любом из специализированных авто магазинов. Вы также можете заказать нужную батарею через интернет, этот вариант может быть более доступен по цене, да и ассортимент в он-лайн магазинах часто больше. Не забывайте при покупке выбирать аккумулятор с учетом технических особенностей легкового авто.

Следует знать, что различные типы аккумуляторов обладают разными особенностями, которые не позволяют однозначно назвать "лучший" тип аккумулятора.

Можно говорить только о лучшей применимости различных типов аккумуляторов в разных условиях. Так, например, современные "кальциевые" аккумуляторы обладают низким саморазрядом, не требуют никакого обслуживания, однако не терпят глубоких разрядов, например, при коротких поездках в зимние морозы, или длительной стоянке автомобиля. Напротив, для "обслуживаемых" (практически не производятся) и "малообслуживаемых" аккумуляторов глубокий разряд не столь губителен, но такие типы аккумуляторов требуют доливки дистиллированной воды (при исправном электрооборудовании и среднем пробеге - примерно 1 раз в 4-7 месяцев). Дистиллированную воду можно купить в аптеке или на автозаправочных станциях.

  • С понижением температуры падает и способность аккумулятора "принимать заряд". Поэтому короткие поездки в зимние морозы, особенно с фарами, могут довольно быстро привести к полному разряду даже абсолютно исправного аккумулятора. Это приводит не только к невозможности запуска мотора, но и к сокращению срока службы аккумулятора, особенно "кальциевого".
  • Зимой аккумулятор рекомендуется периодически снимать с автомобиля и заряжать зарядным устройством после согревания на воздухе до положительной температуры. Согревать холодный аккумулятор в горячей воде нежелательно по причине возможного частичного осыпания активной массы пластин из-за быстрых температурных деформаций.
  • В среде автомобилистов распространен миф о том, что перед пуском двигателя в мороз полезно «прогреть» АКБ непродолжительным включением дальнего света. Это заблуждение пришло из 70-80х годов, когда технологии производства АКБ были не на высоте, и для активизации химических процессов в активной массе действительно необходимо было разбудить батарею (именно разбудить, а не прогреть, поскольку реакция разряда эндотермическая). Для современного аккумулятора этот способ неактуален, поскольку сульфатации пластин не происходит, ведь стартерные батареи специально предназначены для быстрой отдачи больших токов. Кроме того, сила тока, потребляемая фарами дальнего света (порядка 10 А) на порядок меньше силы тока, потребляемой стартером в момент пуска (порядка 200-300 А в заторможенном состоянии). Кроме того, сила отдаваемого аккумулятором тока возрастает не одномоментно, а постепенно, поскольку с нагрузкой возрастает и сопротивление. Сначала преодолевается внутреннее сопротивление АКБ, затем сопротивление проводов, тягового реле, ЭДС самоиндукции обмоток стартера, и только потом ток достигает пикового значения, после чего (при исправной АКБ) даже снижается.
  • Также имеет место быть другой миф, о недопустимости установки на автомобиль аккумулятора с повышенной емкостью. Заблуждение касается того факта, что при большей ёмкости АКБ якобы не будет успевать заряжаться. Однако, энергия, потраченная на пуск двигателя, не зависит от ёмкости, поэтому при исправном генераторе будет восполнена в АКБ за одно и то же время. Также опасение у некоторых вызывает возможность сгорания стартера, однако потребленный стартером ток также не зависит от ёмкости АКБ, а только от его внутреннего сопротивления и условий пуска. Для районов с суровыми зимами рекомендуется установка АКБ повышенной ёмкости. При этом аккумулятор способен будет отдать больший ток при пуске, увеличивается количество попыток пуска, уменьшается относительный разряд батареи, что увеличивает надёжность и продлевает срок службы.
  • Однако, следует иметь ввиду, что аккумулятор большей ёмкости (нежели штатный) требует и большего времени для полной зарядки, если он сильно разряжен. А это случается зимой довольно часто, так как такой аккумулятор позволяет долго крутить стартер. Также, чем больше ёмкость, тем желательнее больший зарядный ток. Особенностью свинцово-кислотных аккумуляторов является то, что они сильно снижают свой ресурс, если заряжены не на 100%, вследствие возникающей необратимой сульфатации. Поэтому, если в зимнее время аккумулятор с большей ёмкостью будет всё-таки сильно разряжен долгими попытками пуска, то вероятность выхода его из строя будет выше из-за нехватки времени на полный восстановительный заряд, что в ряде случаев усугубится также недостаточно сильным током, выдаваемым штатным генератором, особенно в режиме холостого хода. Следовательно, для продления ресурса аккумулятора большей ёмкости зимой следует его периодически снимать, отогревать и заряжать. Иначе, постоянно недозаряженный аккумулятор прослужит не долго, и единственным плюсом его применения будет увеличенное время прокрутки мотора и величина стартового тока, которые начнут неуклонно уменьшаться вследствие сульфатации, вплоть до полной непригодности аккумулятора.
  • Крайне нежелательно заменять аккумулятор при работающем двигателе, поскольку связанные с отключением и подключением аккумулятора скачки напряжения могут вывести из строя электрооборудование автомобиля. При необходимости замены аккумулятора при работающем двигателе, для минимизации скачка напряжения необходимо перед отключением аккумулятора включить в автомобиле максимальное количество электроприборов (фары, мотор "печки", магнитолу, обогрев заднего стекла и т.д.). Подключение каждой клеммы должно производиться быстро, без многократного касания клеммой вывода аккумулятора. Обороты двигателя не должны превышать холостых. В идеале отключаемый, подключаемый аккумуляторы и клеммы автомобиля необходимо временно соединить параллельно проводами, после чего отсоединить все провода от отключаемого аккумулятора, установить подключаемый, одеть на него клеммы, и в самом конце отсоединить временные провода от клемм автомобиля и от подключенного аккумулятора. Таким образом достигается заведомо постоянное соединение какой-либо из АКБ, и практически нивелируются нежелательные скачки напряжения.
  • При севшем аккумуляторе, т. н. «прикуривание» от другой автомашины необходимо осуществлять с тщательным соблюдением определенного набора правил, определяемых производителем автомобиля. Нарушение этих правил может оказаться причиной выхода из строя оборудования или даже взрыва АКБ.

Каждый раз, покупая батарейки, я задумывался: какие лучше. Есть много батареек приблизительно по одной цене, есть дешёвые батарейки, продающиеся только в определенных магазинах — Ikea, FlexPower, Окей, есть дорогие батарейки Duracell, Energizer. Всегда ли дорогие батарейки лучше дешёвых?

Я давно хотел сравнить батарейки, и наконец-то я это сделал:

Для испытаний использовался iMAX B6. Каждая батарейка разряжалась током 0.2А до тех пор, пока могла выдать такой ток. Для подтверждения результатов я протестировал по два экземпляра некоторых батареек. Мои эксперименты заняли почти два месяца, ведь на тестирование каждой батарейки уходило около десяти часов. Все результаты в таблице.

Измеренная ёмкость батареек в миллиампер-часах. Напряжение замерялось на батарейке через две минуты после начала теста. После того, как батарейка «сдохла» она оставлялась на некоторое время (обычно полчаса) и тест проводился ещё раз, при этом она отдавала ещё некоторое количество энергии — «Ёмкость 2». Стоимость одного ампер-часа указана в последней колонке.

Более наглядно результаты выглядят на диаграмме.

Upd.: Табличка, отсортированная по стоимости ампер-часа показывает, какие батарейки самые выгодные.

1. Обычные батарейки Duracell и Energizer покупать бессмысленно. Они ничем не лучше батареек, которые дешевле в 2-4 раза.
2. Duracell Turbo Max за 38 рублей штука конечно хорошие батарейки, но не настолько, сколько за них просят.
3. Ёмкость солевых батареек втрое меньше, чем у самых дешёвых щелочных (алкалиновых).
4. Трофи, Окей — не очень хорошие батарейки.
5. Duracell лучше, чем Energizer. :)
6. GP, Фотон, Эра, Космос — хорошие батарейки, разница в ёмкости у которых меньше 10%.
7. Самые выгодные батарейки — Ikea и FlexPower, но они продаются только в магазинах Икеа и Ф-центр соответственно.
8. Ёмкость батареек AAA почти втрое меньше, чем АА.
9. Возможно в определенных условиях (например при разряде большими токами) дорогие батарейки Duracell могут быть более эффективны, чем при разряде средним током, но вряд ли их ёмкость будет настолько же выше, тех же Ikea, насколько выше их цена (в 5.5 раз).

И немножко бекстейджа моей эпопеи.

Участники:

Я хотел ещё сравнить батарейки FlexPower и Duracell Turbo Max при больших импульсных токах, для этого я взял старый фотоаппарат Canon и решил посчитать, сколько кадров со вспышкой он сможет сделать. Я предполагал, что будет кадров сто, но с батарейками FlexPower получилось целых 500 кадров, поэтому с Duracell я даже не стал пробовать — слишком долго и муторно.

Отработанные батарейки, выброшенные на обычную мусорную свалку, представляют значительную опасность. Интересный факт : в Москве ежегодно выкидывается 15 миллионов батареек. Их вес составляет 2-3 тысячи тонн. Но очень многие наши сограждане представления не имеют об ущербе, наносимом природе выброшенными батарейками.

Даже весьма образованные люди, аккуратные в быту, выбрасывают использованные батарейки в обычное мусорное ведро. Например, моя подружка, закончившая университет, законопослушная, так с батарейками и поступает. Тогда что говорить об остальных? У нас в универмаге емкость для сбора износившихся батареек заполнена мусором. И продавцам безразлично, как происходит утилизация батареек, хотя, конечно, они возмущены поведением нерадивых покупателей.

Так вот, по мнению ученых, одна небольшая пальчиковая батарейка загрязняет тяжелыми металлами 20 квадратных метров земли — территорию обитания двух деревьев, двух кротов, одного ежика и нескольких тысяч дождевых червей. При этом отравляется 400 литров воды. Металлическая часть батарейки нарушается и тяжелые металлы — ртуть, никель, свинец, кадмий, литий (щелочной), марганец, цинк попадают в почву и грунтовые воды.

Но недавно финская компания Enfucell разработала технологию производства гибкой батарейки толщиной с лист бумаги и напряжением полтора вольта. Производство ее просто и недорого, и она настолько экологически безопасна, что ее можно скатать в шарик и выбросить вместе с бытовым мусором.

Американские ученые работают над производством безопасных батареек, сырье для которых добывается из растений, в частности из корней марены. А компания «Сони» предлагает батарейки на основе оксида серебра.

Related posts: