Авторевю шины. Отличники и хорошисты

В марте в 2018 года автомобильный журнал Авторевю провел тест летних шин. В тестах провели испатания 14 комплектов шин на лето в размере 195/65 R15. Для тестов использовали автомобиль Фольксваген Гольф.

Полигон для тестов 2018 года

Испытания были проведены на полигоне в Южно-Африканской Республике. Длинна этого полигона составляет ни много ни мало целых 15 киллометров. Полигон ежедневно используется для нужнд армии и для проведения частных тестов автопроизводителей. Полигон имеет не только асфальтовое покрытие, но и грунтовые треки для тестов на проходимость. ЮАР является африканской страной и как большинство стран данного региона имеет пробелмы с водой. Пробелмы настолько серьезные, что воды не хватает не то чтобы на проведение тестов для Авторевю, но и просто чтобы напоить свою население. Вода на вес золота, ее можно и на свадьбу подарить и девушке на 8 Марта. Тест на полигоне Gerotek провоодился далеко не в первый раз, и конечно же, в очередной раз были сложности с орошением трассы.

Технически летние шины должны уметь отлично выводить воду из пятна контакта, иначе шина будет плыть под воздействием аквапланирования. Поэтому проводить тесты без воды смысла не было. Воду нашли. Все решили. Тест провели.

Для теста отобрали доступные шины сегмента эконом и сравнили их с идеалами - Бриджстоун, Нокиан, Пирелли и Мишлен. Эталонные шины купили по цене свыше трех тысяч рублей за штуку, а цена на эконом была у некоторых моделей на 25% дешевле. 25% - это серьезная цифра, способная поменять мнение покупателя в сторону более дешевый покрышек.

Так как при изготовлении шин, на их поверхности остается жирная пленка, первым испытанием выбрали сухие тесты. Самым популярным сухим тестом является тест на торможение – автомобиль разгоняется до сотни и потом резко тормозит с максимальным усилием на педаль тормоза и срабатыванием антиблокировочной системы. Результаты теста слегка удивили редакцию журнала Авторевю: лидер Нокиан Хакка Грин 2 проиграла Максис первую позицию.

После сухого торможения, в 2018 году запустили на том же участке испытание на мокрую остановку. Трассу намочили специальной установкой и поехали тестировать. В идеале, разрыв между сухим торможением и мокрым должен быть минимальным. Это позволяет автовладельцу чувствовать стабильность в характеристиках у шины, избегая характеристик шин «слик», когда при отличных показателях на сухом асфальте, на влажном покрытии показатели очень сильно падают, и на простых дорогах это может вызвать печальные последствия.

Победителем в серии торможений стали Nokian Hakka Green 2. За ней идут Maxxis, Michelin, Cordiant. Худшие показатели с тормозным путем более 9 метров показали Белшина, GT Radial, Formula.

Для летних шин важно уметь выводить воду из пятна контакта избегая аквапланирование. Авторевю провели слегка необычный тест на авквапланинг. Автомобиль на малом ходу заезжал на участок трассы, равномерно покрытый слоем воды 8 мм и начинал разгон. Как только шины начинали испытывать аквапланрование и терять сцепление с дорогой, набор скорости прекращался. Чем выше испытательный Гольф показывал скорость, тем лучше отвод воды.

В ванну, заполненную восьмимиллиметровым слоем воды, Golf въезжает на скорости 75 км/ч на второй передаче - и газ «в пол»! Чем дольше ведущие колеса сохраняют контакт с дорогой, тем выше скорость на выходе (ее фиксирует измерительный комплекс VBox Sport).

В данном тесте лучше себя как ни странно проявили отечественный Кордиант (84,1 км/ч). Хуже всех себя показали Пирелли, ДжТи и корейская Кумхо – их скорость не достигла 77 км/ч.

Движение по орошаемому кругу с максимально возможной скоростью - это оценка поперечных сцепных свойств шин на мокром асфальте. Автомобиль на скорости 90 км/ч входит в «мокрые» повороты и тестируется на управляемость. Предельные боковые ускорения, четкость реакций и уверенность при быстром прохождении поворотов - слагаемые экспертной оценки управляемости.

В аналогичном «сухом» тесте хорошую оценку завоевал премиальный Мишлен, а вот наша Кама и корейский Кумхо тест завалили – им вряд ли будут когда-либо комплектовать автомобили со спортивным характером.

14 место Kumho Ecowing ES01 KH27

13 место Belshina Artmotion

12 место GT Radial Champiro Eco

11 место Кама Евро-129

10 место Formula Energy

9 место Nexen Blue HD Plus

8 место Bridgestone Ecopia EP150

7 место Toyo Proxes CF2

6 место Matador MP44 Elite 3

5 место Pirelli Centurato P1 Verde

4 место Cordiant Comfort 2

3 место Maxxis HP5 Premitra

2 место Michelin Energy Saver +

1 место Nokian Hakka Green 2



Журнал "Авторевю" провёл тестирование 16 различных видов автомобильных шин. Испытывались шины размера 205/55 R16 двух линий. К "первой линии" относятся дорогие модели, ко "второй линии" - бюджетные. Главной целью теста является сравнение шин в одинаковых условиях и выявление самой достойной модели автомобильных шин на современном рынке. Может потребитель зря платит больше за определённый бренд?

К тестированным покрышкам "линии №1" относятся:

Pirelli Cinturato P7;

Bridgestone Turanza T001;

Yokohama C.Drive2 AC02;

Continental ContiPremiumContact 5;

Cooper Zeon CS6;

Michelin Primacy 3;

Nokian Hakka Blue;

Toyo Proxes CF2;

Pirelli Cinturato P7;

Goodyear EfficientGrip Performance.

К "линии №2" относятся следующие модели:

Nokian Nordman SX;

Formula Energy;

Viatti Strada Asimmetrico (V-130);

Cordiant Sport 3;

Matador MP 44 Elite 3.

С выбором автомобиля, на котором будут тестироваться автопокрышки, долго спорить не пришлось. Skoda Octavia, которая сейчас на пике популярности в Москве, стала идеальным вариантом. Данное авто и на треке, и на больших расстояниях будет в самый раз, так как полигон концерна Michelin находится во Франции почти за три тысячи километров от Москвы.

Ни для кого не секрет, что многие производители выпускают свои покрышки не под одним брендом, а под несколькими. Если название бренда и название компании идентичны, то можно с уверенностью заявить, что их шины отличного качества и изготовлены по инновационным технологиям. Также компании могут выпускать более бюджетные модели, такие как Matador, Sava, Nordman и другие. Они относятся к шинам "линии №2". К ним можно приписать шины отечественного производства - Cordiant и Viatti. В размере 205/55 R16 ценовая разница между первой и второй линией не столь велика, как в шинах большего размера. Цена автошин "линии №1" - от 3000 до 4500 рублей, а цена №2 - до 3000 и ниже.

Мокрое асфальтированное покрытие - не самый лучший друг для летних шин. На нём и начинается тестирование. Поездка осуществлялась на время по кольцу диаметром 220 метров и по трассе длинной больше 2-х километров. На кольцевой трассе с крутыми поворотами, где скорость автомобиля снижалась до 30 км/ч, и прямым движением, где Skoda Octavia двигалась со скоростью 140 км/ч, провели первый этап тестирования.

Перед тем как осуществить заезды по кругу, необходимо осуществить подготовку. При условиях если асфальт покрыт скользким налётом, то он убирается путём большого количества проездов в обе стороны. Проехать следует около десяти подходов. Выполнив такое количество кругов из выхлопной трубы автомобиля стал виден белый дым, в салоне запахло гарью. Мотор заглох - приехали! После того, как автомобиль завели снова он стал работать на холостых оборотах, но спустя несколько минут всё наладилось. После нескольких экспериментов пришли к выводу, что причина неполадки в отливе масла. Когда движение автомобиля происходит с постоянным боковым ускорением, то масло попадает в камеру сгорания. Если двигаться против часовой стрелки, этого не происходит. Следовательно проводить тестирование можно только в этом направлении.

Незаметно прошло время и протестировали все шестнадцать комплектов шин. Самыми лучшими оказались Continental, Pirelli и Toyo. Менее приспособленными к данной дороге, как и следовало ожидать, стали шины "второй линии" - Sava и Viatti.

Проезд по скользкому покрытию:

По поводу того, какое качество управления на трассе, то тут аналогичная ситуация. Здесь берётся в расчёт не только временной интервал, но и удобство в управлении. На определённых моделях шин предоставляется возможным двигаться быстро,но при этом резко работать рулём и газом. Не каждому асу по вождению это придётся по силам, не говоря уже про новичков. Также не стоит особо рассчитывать на систему стабилизации, работа которой сильно зависит от качества шин и их свойств. При тестировании одной автошины автомобиль едет мягко, а при других может неожиданно дёргаться.

Для более точного тестирования шин автомобиль передвигался с системой стабилизации, которую специально не включали. На шинах Continental и Goodyear были наилучшие результаты и во времени прохождения и в удобстве управления. А вот на таких шинах как Viatti и Sava ездить по мокрому покрытию очень скользко, как будто по ледяной дороге. Они отставали в круге на десять секунд от лидирующих моделей.

Пока проходило тестирование на трассе началась подготовка асфальта в секторе торможения. Такой же принцип - около десятка заездов, пока покрытие не приобретёт нужный вид. Потом тестирование - больше десятка приторможений на каждой покрышке.

Фаворитом в секторе торможения опять оказался бренд Continental. Менее приспособленными по результатам теста - Sava, которые делаю длиннее тормозной путь на десять метров.

Торможение и управление на мокрой поверхности:

В дождливую погоду, когда не удаётся избежать поездок по воде, шины плохо контактируют с асфальтом. Это приводит к потере контроля над автомобилем на некоторое время. Это состояние называется аквапланирование. Чтобы тестировать комплекты шин на сопротивление аквапланированию был использован автомобиль Audi A4. Можно сказать что потерян контакт с асфальтом в том случае, если при наборе скорости проявляется пробуксовка передних колёс. Основная задача - определить насколько хороша сопротивляемость шин к аквапланированию. Главную роль в этом играет рисунок протектора - его ширина, то как расположены канавки и какова их глубина. Был проведён тест на треке, который был покрыт большим количеством воды (слоем 8 мм). В результате было видно, что лидерами в этой категории стали шины Hankook, Pirelli и Formulа. Шины Cooper оказались проигравшими, так как обладаои не очень хорошими дренажными свойствами.


Следующий на очереди - сухой асфальт. При движении по трассе и при торможении разные комплекты шин уже не имеют серьёзных отличий. Тестирование проходит на сухой поверхности по кольцу длинной почти 3 километра. когда Octavia совершала торможение при скорости 100 км/час разница между результатами всех 16-ти комплектов шин не было больше четырёх метров. Шины Continental оказались лучшими при торможении на сухом асфальте.

Тест на торможение и прохождение извилистой трассы на сухой поверхности:

Вот и близится к финалу программа по тестированию шин. Последняя задача состоит в том, чтобы оценить зависимость между тем, как плавно движется автомобиль и как тихо, от того какого вида шины на нём стоят. Машина проезжает по дороге, которая имеет определённые неровности, такие как канализационные люки и стыки. Наиболее комфортно было передвигаться на шинах Toyo, Continental и Goodyear. Шины Bridgestone и Nordman оказались одни из самых шумных и наиболее жёстких.

Плавность хода и комфортная аккустика:

Несмотря на то, что на сегодняшний день трудно определить какую-то особую разницу между шинами известных брендов, всё-таки шины Continental ContiPremiumContact 5 оказались наилучшими из всех представленных. Они достаточно комфортабельные и имеют хорошие сцепные качества на мокрой поверхности.Единственным минусом по заездам на сухом асфальте оказалась низкая износостойкость.

После проведения тестирования были определённые сомнение, так как шины для испытания нам поставляли непосредственно с завода-производителя. Для закрепления результатов шины Continental были закуплены в обычном магазине автозапчастей. Результаты были одинаковы. Теперь можно с уверенностью заявлять, что шины СontiPremiumContact 5 - самого высоко качества среди всех выше предоставленных.

Для очередного сравнительного теста мы собрали 16 комплектов летних шин популярной размерности 205/55 R16. Сюда вошли как более дорогие шины «первой линии», так и относительно доступные покрышки «второй линии». Цель испытаний - не только определить лучшую модель в каждой группе, но и сравнить все шины в одних и тех же условиях.

Может, и не стоит переплачивать за громкий бренд?

Долгих дискуссий о выборе автомобиля не было: в Москве только-только появилась Skoda Octavia нового поколения. Прекрасный вариант - машина и на треке хороша, и дальняя дорога не будет в тягость. А дорога была дальней: от Москвы до французского городка Клермон-Феррана, где расположен полигон компании Michelin, три тысячи километров!

За окнами золотые нивы белорусских полей, нескончаемые яблоневые сады в Польше, скучные отбойники безлимитных немецких автобанов, на которых Octavia 1.8T легко держит 220 км/ч… Можно даже добавить: машина «обута» в отечественные шины Viatti Strada Asimmetrico c индексом V, допускающим и 240 км/ч.

Трасса «мокрой» управляемости имеет «быструю» и «медленную» конфигурации. Мы использовали вторую, длиной 2,3 км, - с медленными поворотами, где скорость падала до 30 км/ч, ходовыми дугами и прямиком, на котором Octavia успевала разогнаться до 140 км/ч.

На излете третьего дня добрались. C одной стороны подъемника - стопки шин «первой линии»: это Continental ContiPremiumContact 5, Pirelli Cinturato P7, Michelin Primacy 3, Goodyear EfficientGrip Performance, Bridgestone Turanza T001, Hankook Ventus Prime2, Toyo Proxes CF2, Nokian Hakka Blue, Yokohama С.drive 2 и Cooper Zeon CS6. Всего десять комплектов. По другую сторону - шесть комплектов шин «второй линии»: Matador MP 44 Elite 3, Formula Energy, Nordman SX, Sava Intensa, Cordiant Sport 3 и Viatti Strada Asimmetrico.

Для испытаний шин на сопротивление аквапланированию мы использовали Audi A4. Измерительная аппаратура фиксирует скорость, когда при разгоне начинается активная пробуксовка передних ведущих колес - верный признак потери надежного контакта с покрытием.

Тут стоит пояснить, что нынче все крупные шинные концерны выпускают продукцию под несколькими брендами. Если бренд совпадает с названием компании, то это верный признак того, что перед нами шины «первой линии», в которых воплощены самые передовые технологии. Это Continental, Pirelli, Goodyear, Nokian… Наряду с «первой линией» эти же компании производят шины попроще и подешевле: Matador, Formula, Sava, Nordman. Их принято называть шинами «второй линии». Сюда же мы отнесли и российские шины Cordiant и Viatti. Разница в ценах между шинами первой и второй линий, особенно если это большие шины, может быть двукратной, но в нашем размере 205/55 R16 она не столь существенна. Шины «первой линии» стоят от 3100 до 4400 рублей, а цены шин «второй линии» не превышают 3000 рублей. Причем в прошлом году цены на эти же шины были выше, но спрос отставал от предложения, на складах скопились остатки - и сейчас их можно купить по весьма привлекательным ценам. А вот импортные шины из новых поставок будут дороже - хотя бы по причине выросшего курса евро.

Самое опасное покрытие для летних шин - мокрый асфальт. С него и начнем - поездим на время по кругу диаметром 220 метров и по кольцевой трассе длиной 2300 метров.


Прежде чем приступить к зачетным заездам на кругу, надо подготовить покрытие: раз десять проехать в одну и другую сторону - и снять скользкий налет, которым покрывается асфальт за то время, пока отключена оросительная система. Сделал десять кругов против часовой стрелки, меняю направление, а на втором кругу - ба-бах! Из выхлопной трубы повалил густой белый дым, в салоне запахло горелым маслом. Приехали… Испытания не начались, а я уже мотор прикончил?

Заглушил автомобиль и завел снова. Какое-то время мотор неустойчиво работал на холостых оборотах, но через минуту все пришло в норму - даже лампочка «Check Engine» не загорелась. Проверили уровень масла - максимум, без эмульсии, повторили опасный эксперимент - и поняли, что причина «взрыва» - в отливе масла. Когда автомобиль движется несколько минут с постоянным боковым ускорением около 0,7 g, под действием центробежной силы масло приливает к задней части двигателя и попадает в камеру сгорания. К счастью, при движении в обратном направлении ничего подобного не происходило. Значит, будем ездить только против часовой стрелки.

Торможение на мокром асфальте. Главное - держаться одной и той же траектории, как можно ближе к конусам разметки. Десять сантиметров в сторону - и коэффициент трения уже другой. Оценку управляемости мы проводили с отключенной системой стабилизации. На Октавии это можно сделать, удалив один из предохранителей, который попутно отключает еще и АБС.

Один комплект, второй, третий, шестнадцатый… Лучшие времена круга на счету шин Continental, Pirelli, Toyo, а самыми «скользкими» ожидаемо оказались шины «второй линии» - Sava и Viatti.
На трассе управляемости похожая расстановка сил. Но помимо времени круга здесь в зачет идет и удобство управления. На каких-то шинах можно ехать быстро, показывать хорошее время, но приходится очень точно, иногда с опережением работать рулем и газом. Не всякий опытный водитель справится, а новичок и подавно. И не стоит уповать на систему стабилизации - ее работа тоже зависит от сцепных свойств шин. При одних покрышках система работает мягко, комфортно, при других одергивает автомобиль резко, пугая водителя.


Впрочем, для более точной оценки шин по трассе я ездил с полностью отключенной системой стабилизации. Проще всего было на шинах Continental и Goodyear, и именно на них мне удалось пройти трассу быстрее всего. А вот на шинах Viatti и Sava езда по мокрому асфальту сродни езде по льду - очень скользко. Отставание от лидеров превышало десять секунд с круга!

Пока я наматывал круги по трассе, дядя Ваня с Андреем Моховым «прикатывали» покрытие в секторе торможения. Тоже мокрый, покрытый миллиметровым слоем воды асфальт - и вновь десяток-другой заездов, пока результаты не стабилизируются. Только затем - десять-двенадцать торможений на каждом комплекте шин.

Если бы в этот момент машинист «ударил по тормозам», мы бы могли сравнить остановочные пути пассажирского состава и нашей Октавии со 100 км/ч. На хороших шинах Октавии нужно менее 40 метров.

Фаворит все тот же - шины Continental. А в аутсайдерах Sava - эти шины увеличивают тормозной путь со скорости 80 км/ч аж на десять метров!

Но в сильный дождь приходится ездить и по глубоким лужам, а это грозит аквапланированием: шина теряет надежный контакт с опорной поверхностью, что на какое-то время грозит полной потерей контроля над автомобилем. Какова способность шин сопротивляться аквапланированию? Здесь на первый план выходит рисунок протектора - ширина, глубина канавок, их расположение. Проведя цикл испытаний на треке, залитом уже семимиллиметровым слоем воды, мы выяснили, что наилучшими дренажными свойствами обладают шины Pirelli, Formula и Hankook. А раньше других «всплывут» шины Cooper.

Теперь - сухой асфальт. Разница между шинами и при торможении, и при езде по извилистой трассе уже не столь велика. При торможении со 100 км/ч разброс результатов не превышал четырех метров, а лучший результат и здесь на счету шин Continental.

В финале программы - оценка влияния шин на плавность хода и на акустический комфорт. На каждом комплекте мы проезжаем по небольшому маршруту спецдорог, где есть участки неровного асфальта «а-ля рюс», есть уступы, стыки, колодезные люки. Больше других комфортом порадовали шины Continental, Goodyear и Toyo. А самые жесткие и шумные - Bridgestone и Nordman.

Несмотря на то что из года в год нам становится все труднее определять разницу между шинами, особенно теми, что выпускаются ведущими компаниями, на этот раз шины Continental ContiPremiumContact 5 продемонстрировали безоговорочное лидерство. Выдающиеся сочетаются с самым высоким комфортом!

Единственное, что насторожило по ходу заездов по трассе сухой управляемости, - это износостойкость. После шести «боевых» кругов в плечевой зоне покрышек появилась выработка резины, которой не наблюдалось у остальных шин.

И все же, видя столь явное преимущество шин ContiPremiumContact 5, мы терзались сомнениями. Ведь эти шины были предоставлены нам производителем - компанией Continental. Может, для нас «сварили» специальные покрышки? Теоретически такая возможность есть. Чтобы облегчить душу, мы в ближайшем шинном магазине купили комплект таких же шин - и сравнили их с шинами из «победного» комплекта. Результаты совпали, и уже теперь мы утверждаем без тени сомнения: шины ContiPremiumContact 5 - лучшие.

Каждое утро на трассу «мокрой» управляемости выезжает эта цистерна - чтобы хорошенько промочить асфальт перед заездами. А уже потом работает основная оросительная система - вода подается с одной стороны дороги и стекает в дренажную канаву с другой.

Среди остальных участников теста образовалась плотная группа пусть не столь выдающихся, но очень достойных шин: в их числе Pirelli Cinturato P7, Hankook Ventus Prime2, Toyo Proxes CF2, Michelin Primacy 3, Goodyear EfficientGrip Performance. Все они набрали в итоговом рейтинге почти одинаковое количество баллов.


Шины «первой линии»
Шины «второй линии»

Стоит обратить внимание и на шины Matador MP 44 Elite 3 - они не только стали лучшими среди шин «второй линии», но и по числу набранных баллов практически сравнялись с шинами Michelin и Goodyear. Не сильно отстали и шины Formula Energy - из относительно доступных это тоже хороший вариант.

Замеры твердости резины протектора дядя Ваня выполняет после того, как шины прошли несколько тестов - твердость резины протектора новых, необкатанных шин, как правило, выше на три-четыре единицы по Шору. На этой «плохой», по мнению французов, дороге мы оценивали влияние шин на комфорт.

Не обошлось и без разочарований - покрышки Cooper Zeon CS6 выступили крайне слабо, особенно на мокром асфальте.

А среди шин «второй линии» в аутсайдерах покрышки Sava Intensa и Viatti Strada Asimmetrico.

На трассе «мокрой» управляемости важна не только скорость, но и надежность управления: на одних шинах скольжения плавные, легко контролируемые, на других - резкие срывы. Все это учитывается в субъективных оценках.

Общая оценка: 9,6

  • Сцепные свойства на мокром асфальте
  • Комфорт
  • Недостаточная износостойкость при активной езде

Безоговорочная победа во всех упражнениях на мокром асфальте! На извилистой трассе - идеальный баланс между сносом и заносом, начало скольжений мягкое, легко прогнозируемое. Шины дождя? Не совсем: в сильный дождь они будут «всплывать» на лужах чуть раньше, чем покрышки Pirelli или Formula. И на сухом асфальте - минимальный тормозной путь и лучшие показатели комфорта: это самые тихие и мягкие шины в нашем тесте. Но на трассе сухой управляемости эта мягкость оказалась во вред: реакции автомобиля не блещут четкостью. К тому же после шести быстрых кругов плечевая зона протектора оказалась изношена сильнее, чем у шин-конкурентов.

Прекрасные шины для нормальных условий эксплуатации. А для трек-дней лучше подобрать что-нибудь другое.

Общая оценка: 9,1

  • Сцепные свойства на мокром асфальте
  • Акустический комфорт
  • Склонность автомобиля к заносу на мокром асфальте
  • Недостаточная плавность хода

Модели Pirelli Cinturato P7 пошел уже пятый год, но второе место в нашем рейтинге подтверждает, что шины были подвергнуты успешной модернизации. В сцепных свойствах на мокром асфальте они уступают только шинам Continental, а аквапланированию сопротивляются лучше всех. На трассе мок­рой управляемости не всегда уместно проявляется спортивный характер шин Pirelli - срывы в скольжения резковаты, отмечена и порой излишняя склонность к заносу.Зато повороты на сухом асфальте проходятся как по рельсам. И без шума. Мелкие швы и стыки сглаживаются хорошо, а вот ухабы покрупнее заметно отдаются в салоне. Чувствуется высокая «каркасная жесткость».

Хороший вариант для активных водителей.

Общая оценка: 8,95

  • Сцепные свойства на мокром асфальте
  • Управляемость на сухом асфальте
  • Акустический комфорт
  • Недостаточная
  • Недостаточная плавность хода

Общая оценка: 8,9

  • Сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте
  • Надежность управления на мокром асфальте
  • Невысокие сцепные свойства на мокром асфальте
  • Недостаточные показатели комфорта

Шины Michelin Primacy 3 появились в прошлом году. На мокром асфальте тормозной путь на 2,5 метра больше, чем на шинах Continental, заметно отставание и на трассе управляемости. В поворотах преобладает снос передней оси, зато нет и намека на занос задней оси, отчего легко ехать даже без системы стабилизации.На сухом асфальте шины Michelin традиционно хороши и в секторе торможения, и на трассе управляемости. И качение хорошее - легче катятся только шины Goodyear. Хуже с комфортом: шум ненавязчив, но его уровень выше, чем у ведущих конкурентов.

Жаль, что за рамками наших испытаний остается оценка долговечности шин, а ведь именно ходимость - традиционное преимущество шин Michelin. Впрочем, и без этого мы можем рекомендовать шины Michelin Primacy 3 - особенно тем, кто живет в южных регионах и любит быструю езду. Главное - не увлекаться ею на мокрых покрытиях.

Общая оценка: 8,9

  • Управляемость на мокром асфальте
  • Комфорт
  • Низкое сопротивление качению
  • Невысокие тормозные свойства на мокром асфальте
  • Управляемость на сухом асфальте

Общая оценка: 8,2

  • Надежность управления на мокром асфальте
  • Надежность управления на сухом асфальте
  • Низкое сопротивление аквапланированию
  • Низкая плавность хода

На наших тестах уже побывали и «зеленые», и «черные» шины Nоkian - модели Hakka Black и Hakka Green (АР № 6, 2012, АР №6, 2013). Результаты не были выдающимися. В случае с «голубыми» шинами картина похожая. На мокром асфальте, несмотря на заявленные производителем новые технологии (полированные канавки протектора, специальный состав силики), шины не смогли на равных соперничать с лидерами. Хотя поведение автомобиля на трассе управляемости понравилось: автомобиль мягко переходит в скольжения, их легко контролировать. Главное - избегать глубоких луж: на них шины Nokian «всплывают» рано.На сухом асфальте реакции быстрые и точные, но движение сопровождается повышенным шумом и тряской. Отчасти это можно объяснить маркировкой «Extra Load» - шины рассчитаны на высокую нагрузку и, соответственно, имеют усиленную, более жесткую конструкцию каркаса. А более «мягких» вариантов и нет: вся линейка шин Hakka Blue имеет маркировку «Extra Load».

Общая оценка: 8,05

  • Управляемость на мокром асфальте
  • Низкая плавность хода

Если раньше на российский рынок поставлялись шины Yokohama, произведенные в Японии или на Филиппинах, то с позапрошлого года некоторые модели производятся и в России - на новом заводе в Липецке. Среди них и шины Yokohama С.drive 2.В торможении - даже лучше, чем покрышки Goodyear! Однако на извилистой трассе не хватает сцепных свойств - автомобиль резко срывается в затяжные скольжения. Как результат - более семи секунд отставания от лидера теста на треке длиной 2,3 км. А вот к дренажным свойствам протектора претензий нет - шины Yokohama уверенно противостоят аквапланированию.

На сухом асфальте тормозные свойства и показатели управляемости на среднем уровне, а вот комфорт - ниже среднего (на мелких неровностях на кузов передаются ощутимые удары). Отчасти это предопределено тем, что и эти шины - повышенной грузоподъемности. Утешением может служить лишь то, что извечный конкурент, шины Bridgestone, еще жестче.

Общая оценка: 7,7

  • Средние сцепные свойства на мокром асфальте
  • Низкая надежность управления на мокром асфальте
  • Низкая плавность хода

Общая оценка: 8,05

  • Высокое сопротивление аквапланированию
  • Сцепные свойства на мокром асфальте

После того как компания Pirelli приобрела два российских шинных завода (предприятия обанкротившейся фирмы Amtel в Кирове и Воронеже), возникла необходимость и в новом бренде, под которым на российских заводах выпускались бы шины «второй линии». Шины Formula производятся на новом оборудовании в Воронеже, и там же параллельно выпускают и шины Pirelli. Асимметричный протектор шин Formula Energy сопротивляется аквапланированию не хуже протектора шин Pirelli. Но на мокром асфальте, где важен состав резиновой смеси, Formula заметно отстает. Хотя в подгруппе шин второй линии выступает неплохо. Быстро мчать по мокрому асфальту мешают резковатые срывы в скольжения, но в скольжениях автомобиль остается управляемым.

На сухом асфальте показатели средние, а по акустическому комфорту и плавности хода шины Formula предпочтительнее более дорогих покрышек Nokian и Bridgestone. Да и в итоговом рейтинге шины Formula стоят выше, чем Bridgestone: на одной ступеньке с покрышками Yokohama.
Дебют удался.

Общая оценка: 7,4

  • Высокое сопротивление аквапланированию
  • Сцепные свойства на мокром асфальте
  • Управляемость на мокром асфальте
  • Низкий уровень комфорта

Если другие производители создают для шин «второй линии» новые рисунки протектора и, соответственно, вынуждены изготавливать пресс-формы «с нуля», то компания Nokian Tyres поступает более рационально, используя для шин Nordman пресс-формы покрышек Nokian предыдущих поколений. По рисунку протектора шины Nordman SX - точь-в-точь как шины Nokian i3. Тот же рисунок - и те же цифровые индикаторы износа. Удобная, кстати, штука - водитель видит, какова остаточная глубина протектора в миллиметрах.Основное достоинство - хорошее сопротивление аквапланированию. А вот сцепные свойства на мокром асфальте невысоки. Особенно остро это чувствуется на трассе мокрой управляемости - автомобиль резко срывается в занос, на торможении не всегда удается нащупать тонкую грань блокировки колес.

Да и на сухом асфальте сцепные свойства не впечатляют - на счету шин Nordman SX максимальный тормозной путь. К тому же они шумные и жесткие.

Новые модели шин Cordiant подозрительно напоминают шины Nokian. Вот и протектор шин Cordiant Sport 3 во многом повторяет протектор покрышек Nokian Hakka Blue. Даже индикатор износа есть - правда, упрощенный, в виде прорези переменной глубины. Впрочем, с темой плагиата пусть разбираются заинтересованные стороны, а наше дело - реальные показатели шин.На мокром асфальте они невысоки - и при торможении, и в поворотах сцепных свойств не хватает. На трассе управляемости срывы в скольжения резковаты, а в случае ошибок эти скольжения слишком растянуты - ширины трассы едва хватает. Зато на «большой воде» шины Cordiant работают даже лучше, чем Nokian, позволяя набирать в специальной ванне скорость на 3 км/ч выше.

На сухом асфальте сцепные свойства на среднем уровне, с управляемостью особых проблем не возникает. Хотя ни о каком «спорте», декларируемом в названии модели, говорить не приходится. Обычные шины экономкласса. К тому же достаточно шумные - подвывают и на гладком, и на шершавом асфальте.

Шины с красивым итальянским названием производят по технологии off-take на Нижнекамском шинном заводе. Мы уже тестировали зимние покрышки Viatti, и в некоторых видах испытаний они выглядели достойно. Но летние шины Viatti Strada Asimmetrico проявили себя хуже. На мокром асфальте резина протектора работает плохо - и в продольном, и в поперечном направлении сцепные свойства явно недостаточны. На трассе управляемости автомобиль почти все время скользит.На лужах протектор, отдаленно напоминающий шины ContiPremiumContact первого поколения, «всплывает» рано.

На сухом асфальте шины Viatti также демонстрируют низкие сцепные свойства и при торможении, и на трассе управляемости. Реакции на повороты руля «размазанные».

Показатели комфорта посредственные, и с точки зрения экономии топлива эти шины самые невыгодные - у них самое высокое сопротивление качению.

Единственное неоспоримое достоинство этих покрышек - низкая цена.

Словенская фирма Sava с 2004 года полностью принадлежит компании Goodyear, а сотрудничество между этими фирмами началось еще в 1995 году. То есть все продаваемые сейчас шины Sava созданы под контролем или непосредственно специалистами фирмы Goodyear. Зная сильные стороны шин Goodyear, мы полагали, что и покрышки Sava будут хорошо работать на мокром асфальте.Увы. Сцепные свойства крайне низкие - при торможении со скорости 80 км/ч автомобилю потребуются дополнительные десять метров свободной дороги! И на трассе управляемости - худшее время. Разогнаться не получается, хорошо хоть, скольжения начинаются плавно, а затем столь же плавно возвращается надежное сцепление с асфальтом.

Стреловидный рисунок протектора ожиданий не оправдал: аквапланирование начинается очень рано.

На сухом асфальте тормозные свойства посредственные, а на трассе управляемости в пределе «уплывает» задняя ось. Приходится напряженно корректировать траекторию рулем: если опоздал, автомобиль проваливается в опасный занос. Зато при спокойной езде наслаждаешься тишиной в салоне - шины Sava не самые мягкие, но одни из самых тихих в нашем тесте.

Впрочем, модель Intensa уходит с рынка - на смену ей приходят шины Sava Intensa HP. Будем надеяться, более качественные.

На полигоне компании Pirelli рядом с миланским аэропортом Мальпенса мы обосновались на неделю: нам нужно было испытать девять моделей летних шин размерности 225/45 R17.

Список протестированных шин:

На этом полигоне мы работали впервые и, признаться, опасались за успех предприятия. Во-первых, итальянцы, как известно, не славятся пунктуальностью, а во-вторых, на полигоне было... тесно! Он расположен на территории национального парка Тичино — и оттого не может разрастаться. Треки скомпонованы плотненько, и порой нам приходилось делить дороги с другими испытателями. А еще — то и дело расходиться с автомобилем, который таскал за собой прицеп с установленными на него шинами для Формулы-1! Для проведения «натурных» тестов гоночных покрышек места здесь мало, а мы застали «лабораторные работы» по исследованию пятна контакта «формульных» шин.

И все же мы сделали все, что наметили, причем вовремя! Наш «зачетный» автомобиль — Audi A3 Sedan.

В целом, программа испытаний стандартная, и основное внимание, как водится, мы уделили безопасности на мокром асфальте — самом опасном летнем покрытии.

Впрочем, тормозной путь со скорости 100 км/ч на половине зачетных шин оказался меньше 40 метров. В этом, конечно, есть заслуга прекрасно настроенной АБС нашего автомобиля, но главное — качество шин. Особенно порадовали ContiSportContact 5: автомобиль замирает через 37,6 метра! Но нужно еще раз напомнить, что методика измерений несколько отличается от той, что мы применяем по ходу наших сравнительных тестов автомобилей: там водитель начинает торможение со скорости 101—102 км/ч, и на результат влияют запаздывания в срабатывании привода тормозов, а при испытаниях шин замедление начинается со 110 км/ч, при 100 км/ч прибор начинает отсчет пути до остановки — и в итоге он получается на пару метров короче. Все равно — прекрасные результаты! Точнее, были прекрасными до тех пор, пока на машину не установили шины Dunlop SP Sport LM704. При первом же торможении Дяде Ване не хватило длины мокрого трека — и автомобиль выскользнул на сухой асфальт. Пришлось сдвинуть точку начала торможения, а результат — 55,5 метра! Мокрая дорога и впрямь коварна...

Стоит ли говорить, с какой опаской я выруливал на мокрую трассу управляемости? Трек небольшой, зоны безо-пасности узкие… Отключаю систему стабилизации — и вперед. На скоростной дуге автомобиль разгоняется до 90 км/ч, в поворотах скользит всеми четырьмя колесами, причем контролировать скольжения труда не составляет. Особенно на шинах Continental или Michelin.

Обошлось без происшествий и на шинах Dunlop, хотя и пришлось ехать медленней.

А на треке, залитом слоем воды толщиной 7 мм, шины Dunlop и вовсе подтянулись к другим участникам теста. Здесь уже важен не столько состав резиновой смеси, с которым у покрышек Dunlop явно беда, сколько дренажные свойства протектора.
После серии замеров, в которых фиксируется скорость начала пробуксовки ведущих колес, выяснилось, что лучший водоотвод обеспечивают шины Hankook, а замыкают протокол все те же покрышки Dunlop.

Программа испытаний на сухом асфальте свелась к торможению со скорости 100 км/ч и маневру «переставка», имитирующему объезд неожиданного препятствия.

В первом упражнении в лидерах оказались шины Continental и Michelin, во втором, с изрядным отрывом, — покрышки Pirelli P Zero, но они — вне зачета, поскольку представляют собой топ-модель Pirelli, выбранную на роль своеобразного эталона, а в основном зачете шины на класс, а то и два, ниже. Из них лучше других на «переставке» выступили шины Сontinental.

Теперь — о комфорте. На полигоне есть несколько участков с искусственными неровностями, есть брусчатка, есть асфальт разной шероховатости. Поездили — и пришли к выводу, что с точки зрения акустического комфорта все шины очень близки. Разве что покрышки Bridgestone Turanza T001 чуть шумнее других на шершавом асфальте.

А вот различия по плавности хода заметней. Лучше других — шины Michelin Primacy 3, Nokian Hakka Blue и Pirelli Cinturato P7 Blue. А сильнее трясут Bridgestone Turanza T001, Continental ContiSportContact 5, Hankook Ventus S1 Evo 2 и Pirelli P Zero.

В заключение, как водится, «ударные тесты» — проезды через металличес-кий брусок высотой 81 мм. Увеличивая с каждым заездом скорость на 5 км/ч, Дядя Ваня не успокаивался, пока шина окончательно не испускала дух.

Самыми «дубовыми» — в хорошем смысле! — стали внезачетные шины Pirelli P Zero, продержавшиеся до 75 км/ч. Из основной группы лучше других противостояли ударам покрышки Toyo и Dunlop. А хуже всех — Pirelli Cinturato P7 Blue: пробились на 55 км/ч. Закономерно! Эти шины обладают наименьшим сопротивлением качению, а это достигается и путем уменьшения толщины боковин. Кстати, и весят они меньше других. Но цены…

Шины Pirelli Cinturato P7 Blue — новинка, и продают их в России уже по «новому» курсу евро, а это почти 9000 рублей за покрышку размерности 225/45 R17. Кстати, шины более высокого класса Pirelli P Zero в конце февраля еще можно было найти в интернет-магазинах по 5800 рублей за штуку. Спешите!

По результатам наших испытаний победу одержали шины Continental ContiSportContact 5. Рекомендуем! А вот от покупки шин Dunlop SP Sport LM704 лучше отказаться.

Днем погода на итальянском полигоне была идеальной — 18—20 градусов тепла, а вот ночи были холодными, и в один из дней мы выехали на дороги полигона совсем рано, чтобы поставить эксперимент.

Было семь градусов тепла — при такой температуре уже рекомендуется менять летние шины на зимние. Но Дядя Ваня этого не делает, а выезжает на покрышках Pirelli Cinturato P7 Blue на мокрый трек, чтобы вновь измерить тормозной путь. Десяток торможений — и механики меняют эти шины на Pirelli P Zero. Задача — понять, как снижаются сцепные свойства шин разного класса с понижением температуры. Итак, если при 20 градусах тормозной путь на шинах Pirelli Cinturato P7 Blue составил 39,9 метров, то при понижении температуры до плюс семи он увеличился до 42,8 метров. Почти три метра разницы. Запомнили? А в случае с шинами Pirelli P Zero тормозной путь при низкой температуре увеличился уже на пять метров — и вот об этом уж точно нужно не забывать!

Это, как утверждает специалист отдела разработок шин Pirelli Стефан Кюстер, общая закономерность, и относится она не только к покрышкам Pirelli. Смеси, которые используются для производства спортивных шин класса UHP, рассчитаны именно на высокие температуры, чтобы обеспечить лучшие сцепные свойства при темпераментной езде, включая заезды на гоночном треке. А при низких температурах такие шины «дубеют» сильнее.

Такие же замеры мы произвели еще на «обычных» шинах класса HP — Continental и Dunlop. На первых тормозной путь увеличился на два метра, а вот на тормозные свойства покрышек Dunlop температура почти никакого влияния не оказала: как было плохо, так и осталось.

Мнения экспертов о протестированных шинах представлены ниже

Место Шина Мнение экспертов
1

Оценка: 9,15

Индекс нагрузки/скорости: 94Y
Масса, кг 9,26
59
8,1
Страна-производитель: Германия
Доступно 253 типоразмера от 205/50 R17 до 275/40 R22

Шины Continental вновь порадовали сцепными свойствами на мокром асфальте. Самый короткий тормозной путь, а на трассе управляемости — лучшее время!

Правда, на «большой воде» шины всплывают раньше, чем лидирующие в этом зачете шины Hankook или Nokian.

Были подозрения, что столь выдающиеся «водяные» показатели станут причиной повышенного износа и посредственных сцепных свойств на сухом асфальте. Но после серии «переставок» и езды по кругу с максимальными боковыми ускорениями шины Continental были потрепаны не сильней конкурентов. Кстати, на сухом асфальте — самый короткий тормозной путь и второе место при выполнении «переставки».

Из побочных эффектов отметим лишь повышенную жесткость при проезде стыков асфальта. Зато при наезде на крупные неровности боковины этих шин неплохо противостоят пробоям.

+
+
- Недостаточная плавность хода

2

Оценка: 8,80

Индекс нагрузки/скорости: 94W
Масса, кг 9,44
Твердость резины по Шору, ед. 60
Глубина рисунка протектора, мм: 7,1
Страна-производитель: Германия
Доступно 33 типоразмера от 205/60 R16 до 275/40 R19

В разработке протектора этих шин, похоже, дизайнеры активного участия не принимали — всего-то четыре продольных канавки и параллельные слегка изогнутые насечки. Зато отставание от лидера теста минимально, а по надежности управления на мокром асфальте его нет вовсе.

Но на сухом покрытии на «переставке» вялые реакции помешали выполнить маневр на высокой скорости. Хотя на торможении отставание от лидера свелось к исчезающе малым десяти сантиметрам.

Стыки асфальта и закатанные в покрытие камушки эти покрышки словно не замечают, да и на ударных испытаниях шины Michelin показали себя лучше обычного, заняв место в середине протокола.

Хорошо сбалансированные по соотношению безопасности и комфорта шины, обладающие низким сопротивлением качению. Рекомендуем.

+ Сцепные свойства и управляемость на мокром асфальте
+
+ Плавность хода
-

3

Оценка: 8,65

Индекс нагрузки/скорости: 94Y
Масса, кг 9,77
Твердость резины по Шору, ед. 62
Глубина рисунка протектора, мм: 7,8
Страна-производитель: Южная Корея
Доступно 24 типоразмера от 225/45 R17 до 275/40 R19

От теста к тесту шины Hankook поднимаются в наших рейтингах все выше и выше. Специалисты корейской компании все плотнее работают с производителями автомобилей — и вот уже эти покрышки поставляются на первичную комплектацию многих европейских моделей, включая даже Mercedes-Benz S-класса.

Шины Ventus S1 Evo2 уверенно выступили как на мокром, так и на сухом асфальте, а особенно удачно — на «большой воде».

На сухом асфальте баланс качеств смещен в пользу безопасности: автомобиль хорошо тормозит и выполняет скоростные маневры, но комфорт — не на высшем уровне. Как и стойкость к ударам и сопротивление качению.

Говорить о лидерстве в общем зачете пока рановато, но претензии, причем вполне обоснованные, уже налицо. И при этом — божеская цена.

+
+ Сцепные свойства и управляемость на мокром асфальте
+ Цена
- Недостаточная плавность хода
- Недостаточная противоударная стойкость

4

Оценка: 8,60

Индекс нагрузки/скорости: 94W
Масса, кг 9,97
Твердость резины по Шору, ед. 62
Глубина рисунка протектора, мм: 7,8
Страна-производитель: Финляндия
Доступно 26 типоразмеров от 185/55 R15 до 215/45 R18

По стойкости к аквапланированию шины Nokian уступают в нашем тесте лишь покрышкам Hankook. И сцепные свойства на мокром асфальте опасений не вызывают — как в продольном, так и в поперечном направлениях.

Но на сухом покрытии шины Nokian сдают позиции: тормозной путь великоват, а при скоростном маневрировании реакции становятся размазанными. Зато хороша плавность хода.

Противоударная стойкость на среднем уровне, равно как и сопротивление качению. А в целом — еще один вариант относительно доступных шин с упором на безопасность на мокрой дороге.

+ Высокое сопротивление аквапланированию
+ Сцепные свойства и управляемость на мокром асфальте
+ Плавность хода
- Сцепные свойства на сухом асфальте
- Управляемость на сухом асфальте

5

Оценка: 8,35

Индекс нагрузки/скорости: 91Y
Масса, кг 8,13
Твердость резины по Шору, ед. 59
Глубина рисунка протектора, мм: 8,5
Страна-производитель: Италия
Доступно 23 типоразмера от 205/60 R16 до 245/40 R18

Шины отличаются минимальными потерями при качении, не вызвал опасений и тормозной путь на мокром асфальте. По трассе «мокрой» управляемости автомобиль хорошо едет на грани скольжений, но срывы порой резковаты. В лужах проблемы уже заметней: автомобиль всплывает уже на скорости 74,4 км/ч (хуже только Dunlop).

На сухом асфальте сцепные свойства и показатели управляемости средние. Комфорт — на высоком уровне, а вот с прочностью боковин беда: уже на скорости 55 км/ч зачетная покрышка испустила дух.

Достойные шины для хороших дорог — без глубоких луж и выбоин.

+ Сцепные свойства на мокром асфальте
+ Низкое сопротивление качению
+ Плавность хода
-
- Низкая ударная прочность

6

Оценка: 8,25

Индекс нагрузки/скорости: 94V
Масса, кг 10,26
Твердость резины по Шору, ед. 62
Глубина рисунка протектора, мм: 8,2
Страна-производитель: Япония
Доступно 33 типоразмера от 175/60 R13 до 235/45 R17

На мокром асфальте шины Toyo немного проигрывают всем европейским моделям. На трассе управляемости один раз даже пришлось «заступить» за поребрик…

На сухом асфальте — неплохое торможение, но при выполнении «переставки» точность реакций низкая. Мелкие неровности демпфируются хорошо, но на коротких волнах асфальта уже ощущается «эффект мячика». При наезде на бордюр шины Toyo теряют герметичность на скорости 70 км/ч — прочнее только шины Pirelli P Zero, выступавшие вне зачета.

Покрышки Toyo вполне подойдут для российской глубинки — там дороги похуже, да и зарплаты поменьше.

+ Высокая ударная прочность
+ Плавность хода
+ Цена
- Управляемость на сухом асфальте
- Средние сцепные свойства на мокром асфальте

7

Оценка: 7,80

Индекс нагрузки/скорости: 91W
Масса, кг 9,58
Твердость резины по Шору, ед. 66
Глубина рисунка протектора, мм: 8,4
Страна-производитель: Япония
Доступно 28 типоразмеров от 185/60 R14 до 225/45 R19

Репутацию шин Bridgestone Turanza T001 спасли шины Dunlop. Если бы не они, то в большинстве испытаний покрышки Bridgestone оказались бы в аутсайдерах. Более-менее достойно они выглядят лишь в секторе аквапланирования, а вот на мокром асфальте скользят сильнее конкурентов. Хорошо хоть, что при этом они сохраняют неплохой баланс между сносом и заносом.

На сухом покрытии — максимальный тормозной путь, хотя на «переставке» результат лучше: до начала скольжений автомобиль очень хорошо реагирует на руль, но затем «зависает» в сносах и заносах.

Шины жесткие и шумные. Была надежда, что, как в былые годы, покрышки Bridgestone окажутся самыми прочными при наезде на бордюр. Но пробой случился уже на скорости 65 км/ч. Трудно отнести к конкурентным преимуществам и цену, а потому — заслуженное предпоследнее место.

+ Сопротивление аквапланированию
- Сцепные свойства и управляемость на мокром асфальте
- Тормозные свойства на сухом асфальте
- Низкий уровень комфорта

8

Оценка: 5,75

Индекс нагрузки/скорости: 94W
Масса, кг 10,91
Твердость резины по Шору, ед. 59
Глубина рисунка протектора, мм: 8,0
Страна-производитель: Таиланд
Доступно 36 типоразмеров от 155/65 R13 до 245/40 R18

Это новая для нашего рынка модель, представленная на сайте компании Dunlop как шины «для самого широкого диапазона современных автомобилей, которым важны не только отличная управляемость, но и высокий уровень комфорта, экономичность, а также продолжительный срок эксплуатации». На сухом асфальте все и впрямь неплохо. Но на мокрой дороге шины становятся попросту опасными: тормозной путь со скорости 100 км/ч увеличивается на 18 метров! В поворотах любое неосторожное нажатие на педаль газа оборачивается пробуксовкой ведущих колес и затяжным скольжением.

Впечатление такое, что в современную пресс-форму на заводе в Таиланде залили резиновую смесь тридцатилетней давности. Возможный ареал применения — крайне засушливые регионы, где осадки бывают пару раз в году. За руль в дождь — ни-ни!

+ Цена
+ Ударная прочность
- Крайне низкие сцепные свойства и управляемость на мокром асфальте
- Низкое сопротивление аквапланированию
- Высокое сопротивление качению

--

Оценка: 9,00

Индекс нагрузки/скорости: 94Y
Масса, кг 9,46
Твердость резины по Шору, ед. 61
Глубина рисунка протектора, мм: 8,1
Страна-производитель: Италия
Доступно 185 типоразмеров от 205/45 R17 до 335/25 R22

Выбранные в качестве своеобразного эталона шины Pirelli P Zero должны были, по идее, продемонстрировать отличия шин класса UHP (Ultra High Performance) от шин класса HP (High Performance). Однако далеко не во всех дисциплинах «эталон» оказался предпочтительнее. На мокром асфальте Pirelli P Zero не смогли оторваться от шин ContiSport-Contact 5, а сопротивление аквапланированию и вовсе оказалось слабенькое. Но если бы мы включили в зачет езду по кольцевой трассе, то минимальное время было бы за шинами Pirelli P Zero. Об этом свидетельствует и скорость выполнения «переставки»: отрыв от лучших зачетных шин — 3 км/ч. Реакции на руль мгновенные, скольжения минимальные.

Расплата за управляемость — неважный комфорт: шины «замечают» все мелкие неровности. Зато они самые стойкие на пробой.

+ Сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте
+ Ударная стойкость
+ Сцепные свойства и управляемость на мокром асфальте
- Недостаточная плавность хода
- Недостаточное сопротивление аквапланированию

Для очередного сравнительного теста мы собрали 16 комплектов летних шин популярной размерности 205/55 R16. Сюда вошли как более дорогие шины «первой линии», так и относительно доступные покрышки «второй линии». Цель испытаний — не только определить лучшую модель в каждой группе, но и сравнить все шины в одних и тех же условиях.

Может, и не стоит переплачивать за громкий бренд?

Долгих дискуссий о выборе автомобиля не было: в Москве только-только появилась Skoda Octavia нового поколения. Прекрасный вариант — машина и на треке хороша, и дальняя дорога не будет в тягость. А дорога была дальней: от Москвы до французского городка Клермон-Феррана, где расположен полигон компании Michelin, три тысячи километров!

За окнами золотые нивы белорусских полей, нескончаемые яблоневые сады в Польше, скучные отбойники безлимитных немецких автобанов, на которых Octavia 1.8T легко держит 220 км/ч... Можно даже добавить: машина «обута» в отечественные шины Viatti Strada Asimmetrico c индексом V, допускающим и 240 км/ч.

Трасса «мокрой» управляемости имеет «быструю» и «медленную» конфигурации. Мы использовали вторую, длиной 2,3 км, — с медленными поворотами, где скорость падала до 30 км/ч, ходовыми дугами и прямиком, на котором Octavia успевала разогнаться до 140 км/ч.

На излете третьего дня добрались. C одной стороны подъемника — стопки шин «первой линии»: это Continental ContiPremiumContact 5, Pirelli Cinturato P7, Michelin Primacy 3, Goodyear EfficientGrip Performance, Bridgestone Turanza T001, Hankook Ventus Prime2, Toyo Proxes CF2, Nokian Hakka Blue, Yokohama С.drive 2 и Cooper Zeon CS6. Всего десять комплектов. По другую сторону — шесть комплектов шин «второй линии»: Matador MP 44 Elite 3, Formula Energy, Nordman SX, Sava Intensa, Cordiant Sport 3 и Viatti Strada Asimmetrico.

Для испытаний шин на сопротивление аквапланированию мы использовали Audi A4. Измерительная аппаратура фиксирует скорость, когда при разгоне начинается активная пробуксовка передних ведущих колес — верный признак потери надежного контакта с покрытием.

Тут стоит пояснить, что нынче все крупные шинные концерны выпускают продукцию под несколькими брендами. Если бренд совпадает с названием компании, то это верный признак того, что перед нами шины «первой линии», в которых воплощены самые передовые технологии. Это Continental, Pirelli, Goodyear, Nokian... Наряду с «первой линией» эти же компании производят шины попроще и подешевле: Matador, Formula, Sava, Nordman. Их принято называть шинами «второй линии». Сюда же мы отнесли и российские шины Cordiant и Viatti. Разница в ценах между шинами первой и второй линий, особенно если это большие шины, может быть двукратной, но в нашем размере 205/55 R16 она не столь существенна. Шины «первой линии» стоят от 3100 до 4400 рублей, а цены шин «второй линии» не превышают 3000 рублей. Причем в прошлом году цены на эти же шины были выше, но спрос отставал от предложения, на складах скопились остатки — и сейчас их можно купить по весьма привлекательным ценам. А вот импортные шины из новых поставок будут дороже — хотя бы по причине выросшего курса евро.

Самое опасное покрытие для летних шин — мокрый асфальт. С него и начнем — поездим на время по кругу диаметром 220 метров и по кольцевой трассе длиной 2300 метров.

Прежде чем приступить к зачетным заездам на кругу, надо подготовить покрытие: раз десять проехать в одну и другую сторону — и снять скользкий налет, которым покрывается асфальт за то время, пока отключена оросительная система. Сделал десять кругов против часовой стрелки, меняю направление, а на втором кругу — ба-бах! Из выхлопной трубы повалил густой белый дым, в салоне запахло горелым маслом. Приехали... Испытания не начались, а я уже мотор прикончил?

Заглушил автомобиль и завел снова. Какое-то время мотор неустойчиво работал на холостых оборотах, но через минуту все пришло в норму — даже лампочка «Check Engine» не загорелась. Проверили уровень масла — максимум, без эмульсии, повторили опасный эксперимент — и поняли, что причина «взрыва» — в отливе масла. Когда автомобиль движется несколько минут с постоянным боковым ускорением около 0,7 g, под действием центробежной силы масло приливает к задней части двигателя и попадает в камеру сгорания. К счастью, при движении в обратном направлении ничего подобного не происходило. Значит, будем ездить только против часовой стрелки.

Торможение на мокром асфальте. Главное — держаться одной и той же траектории, как можно ближе к конусам разметки. Десять сантиметров в сторону — и коэффициент трения уже другой. Оценку управляемости мы проводили с отключенной системой стабилизации. На Октавии это можно сделать, удалив один из предохранителей, который попутно отключает еще и АБС.

Один комплект, второй, третий, шестнадцатый... Лучшие времена круга на счету шин Continental, Pirelli, Toyo, а самыми «скользкими» ожидаемо оказались шины «второй линии» — Sava и Viatti.
На трассе управляемости похожая расстановка сил. Но помимо времени круга здесь в зачет идет и удобство управления. На каких-то шинах можно ехать быстро, показывать хорошее время, но приходится очень точно, иногда с опережением работать рулем и газом. Не всякий опытный водитель справится, а новичок и подавно. И не стоит уповать на систему стабилизации — ее работа тоже зависит от сцепных свойств шин. При одних покрышках система работает мягко, комфортно, при других одергивает автомобиль резко, пугая водителя.

Впрочем, для более точной оценки шин по трассе я ездил с полностью отключенной системой стабилизации. Проще всего было на шинах Continental и Goodyear, и именно на них мне удалось пройти трассу быстрее всего. А вот на шинах Viatti и Sava езда по мокрому асфальту сродни езде по льду — очень скользко. Отставание от лидеров превышало десять секунд с круга!

Пока я наматывал круги по трассе, дядя Ваня с Андреем Моховым «прикатывали» покрытие в секторе торможения. Тоже мокрый, покрытый миллиметровым слоем воды асфальт — и вновь десяток-другой заездов, пока результаты не стабилизируются. Только затем — десять—двенадцать торможений на каждом комплекте шин.

Если бы в этот момент машинист «ударил по тормозам», мы бы могли сравнить остановочные пути пассажирского состава и нашей Октавии со 100 км/ч. На хороших шинах Октавии нужно менее 40 метров.

Фаворит все тот же — шины Continental. А в аутсайдерах Sava — эти шины увеличивают тормозной путь со скорости 80 км/ч аж на десять метров!

Но в сильный дождь приходится ездить и по глубоким лужам, а это грозит аквапланированием: шина теряет надежный контакт с опорной поверхностью, что на какое-то время грозит полной потерей контроля над автомобилем. Какова способность шин сопротивляться аквапланированию? Здесь на первый план выходит рисунок протектора — ширина, глубина канавок, их расположение. Проведя цикл испытаний на треке, залитом уже семимиллиметровым слоем воды, мы выяснили, что наилучшими дренажными свойствами обладают шины Pirelli, Formula и Hankook. А раньше других «всплывут» шины Cooper.

Теперь — сухой асфальт. Разница между шинами и при торможении, и при езде по извилистой трассе уже не столь велика. При торможении со 100 км/ч разброс результатов не превышал четырех метров, а лучший результат и здесь на счету шин Continental.

В финале программы — оценка влияния шин на плавность хода и на акустический комфорт. На каждом комплекте мы проезжаем по небольшому маршруту спецдорог, где есть участки неровного асфальта «а-ля рюс», есть уступы, стыки, колодезные люки. Больше других комфортом порадовали шины Continental, Goodyear и Toyo. А самые жесткие и шумные — Bridgestone и Nordman.

Несмотря на то что из года в год нам становится все труднее определять разницу между шинами, особенно теми, что выпускаются ведущими компаниями, на этот раз шины Continental ContiPremiumContact 5 продемонстрировали безоговорочное лидерство. Выдающиеся сочетаются с самым высоким комфортом!

Единственное, что насторожило по ходу заездов по трассе сухой управляемости, — это износостойкость. После шести «боевых» кругов в плечевой зоне покрышек появилась выработка резины, которой не наблюдалось у остальных шин.

И все же, видя столь явное преимущество шин ContiPremiumContact 5, мы терзались сомнениями. Ведь эти шины были предоставлены нам производителем — компанией Continental. Может, для нас «сварили» специальные покрышки? Теоретически такая возможность есть. Чтобы облегчить душу, мы в ближайшем шинном магазине купили комплект таких же шин — и сравнили их с шинами из «победного» комплекта. Результаты совпали, и уже теперь мы утверждаем без тени сомнения: шины ContiPremiumContact 5 — лучшие.

Каждое утро на трассу «мокрой» управляемости выезжает эта цистерна — чтобы хорошенько промочить асфальт перед заездами. А уже потом работает основная оросительная система — вода подается с одной стороны дороги и стекает в дренажную канаву с другой.

Среди остальных участников теста образовалась плотная группа пусть не столь выдающихся, но очень достойных шин: в их числе Pirelli Cinturato P7, Hankook Ventus Prime2, Toyo Proxes CF2, Michelin Primacy 3, Goodyear EfficientGrip Performance. Все они набрали в итоговом рейтинге почти одинаковое количество баллов.

Шины «первой линии»

Шины «второй линии»

Стоит обратить внимание и на шины Matador MP 44 Elite 3 — они не только стали лучшими среди шин «второй линии», но и по числу набранных баллов практически сравнялись с шинами Michelin и Goodyear. Не сильно отстали и шины Formula Energy — из относительно доступных это тоже хороший вариант.

Замеры твердости резины протектора дядя Ваня выполняет после того, как шины прошли несколько тестов — твердость резины протектора новых, необкатанных шин, как правило, выше на три-четыре единицы по Шору. На этой «плохой», по мнению французов, дороге мы оценивали влияние шин на комфорт.

Не обошлось и без разочарований — покрышки Cooper Zeon CS6 выступили крайне слабо, особенно на мокром асфальте.

А среди шин «второй линии» в аутсайдерах покрышки Sava Intensa и Viatti Strada Asimmetrico.

На трассе «мокрой» управляемости важна не только скорость, но и надежность управления: на одних шинах скольжения плавные, легко контролируемые, на других — резкие срывы. Все это учитывается в субъективных оценках.

Continental ContiPremiumContact 5 Общая оценка: 9,6

  • Сцепные свойства на мокром асфальте
  • Комфорт
  • Недостаточная износостойкость при активной езде

Безоговорочная победа во всех упражнениях на мокром асфальте! На извилистой трассе — идеальный баланс между сносом и заносом, начало скольжений мягкое, легко прогнозируемое. Шины дождя? Не совсем: в сильный дождь они будут «всплывать» на лужах чуть раньше, чем покрышки Pirelli или Formula.

И на сухом асфальте — минимальный тормозной путь и лучшие показатели комфорта: это самые тихие и мягкие шины в нашем тесте. Но на трассе сухой управляемости эта мягкость оказалась во вред: реакции автомобиля не блещут четкостью. К тому же после шести быстрых кругов плечевая зона протектора оказалась изношена сильнее, чем у шин-конкурентов.

Прекрасные шины для нормальных условий эксплуатации. А для трек-дней лучше подобрать что-нибудь другое.

Pirelli Cinturato P7 Общая оценка: 9,1

  • Сцепные свойства на мокром асфальте
  • Акустический комфорт
  • Склонность автомобиля к заносу на мокром асфальте
  • Недостаточная плавность хода

Модели Pirelli Cinturato P7 пошел уже пятый год, но второе место в нашем рейтинге подтверждает, что шины были подвергнуты успешной модернизации. В сцепных свойствах на мокром асфальте они уступают только шинам Continental, а аквапланированию сопротивляются лучше всех. На трассе мок­рой управляемости не всегда уместно проявляется спортивный характер шин Pirelli — срывы в скольжения резковаты, отмечена и порой излишняя склонность к заносу.

Зато повороты на сухом асфальте проходятся как по рельсам. И без шума. Мелкие швы и стыки сглаживаются хорошо, а вот ухабы покрупнее заметно отдаются в салоне. Чувствуется высокая «каркасная жесткость».

Хороший вариант для активных водителей.

Hankook Ventus Prime2 Общая оценка: 8,95

  • Сцепные свойства на мокром асфальте
  • Управляемость на сухом асфальте
  • Акустический комфорт
  • Недостаточная
  • Недостаточная плавность хода

В этом году шины Hankook одобрены для первичной комплектации аж целого Мерседеса S-класса! И ведь прогресс и впрямь налицо. Шины Hankook Ventus Prime2 обеспечивают прекрасные сцепные свойства на мокром асфальте, уверенно противостоят аквапланированию. На мокрой трассе поведение автомобиля резковато — чем-то напоминает езду на шинах Pirelli, но и те и другие позволяют ехать быстро.

А на сухом асфальте — быстро и с удовольствием. Реакции на повороты руля понятны и точны даже на скорости 150 км/ч. И за комфорт у шин Hankook такие же оценки, как у Pirelli. Уровень шума при качении одинаков, а отличие в том, что шины Hankook чуть жестче откликаются на мелкие неровности, а крупные, наоборот, проходятся мягче.

Вас все еще смущает корейское происхождение шин Hankook? Нас — уже нет. По крайней мере летние шины Hankook можно со спокойной душой ставить на автомобили премиум-класса. Вот зимние модели пока отстают.

Toyo Proxes CF2 Общая оценка: 8,95

  • Cцепные свойства и управляемость на мокром асфальте
  • Комфорт
  • Недостаточная надежность управления на сухом асфальте

Шины японской компании Toyo все еще остаются для российского потребителя «темной лошадкой» — объемы продаж заметно меньше, чем японских же шин Bridgestone или Yokohama, а новые модели появляются «без лишней огласки». А зря: Toyo Proxes CF2 — отличные шины! Отставание от европейских лидеров на мокром асфальте минимальное, автомобиль отлично ведет себя и на трассе управляемости.

На сухом асфальте шины Toyo обеспечивают уверенное торможение, но на трассе управляемости заметны легкие запаздывания откликов на повороты руля, причем на скоростной дуге уже требуются подруливания, а иногда и коррекция заноса. Зато они обеспечивают тихое мягкое качение. И легкое: по коэффициенту сопротивления качению эти шины входят в тройку лучших.

А самое важное достоинство — цена. Среди шин «первой линии» самые ­доступные покрышки — Toyo Proxes CF2. Рекомендуем.

Michelin Primacy 3 Общая оценка: 8,9

  • Надежность управления на мокром асфальте
  • Невысокие сцепные свойства на мокром асфальте
  • Недостаточные показатели комфорта

Шины Michelin Primacy 3 появились в прошлом году. На мокром асфальте тормозной путь на 2,5 метра больше, чем на шинах Continental, заметно отставание и на трассе управляемости. В поворотах преобладает снос передней оси, зато нет и намека на занос задней оси, отчего легко ехать даже без системы стабилизации.

На сухом асфальте шины Michelin традиционно хороши и в секторе торможения, и на трассе управляемости. И качение хорошее — легче катятся только шины Goodyear. Хуже с комфортом: шум ненавязчив, но его уровень выше, чем у ведущих конкурентов.

Жаль, что за рамками наших испытаний остается оценка долговечности шин, а ведь именно ходимость — традиционное преимущество шин Michelin. Впрочем, и без этого мы можем рекомендовать шины Michelin Primacy 3 — особенно тем, кто живет в южных регионах и любит быструю езду. Главное — не увлекаться ею на мокрых покрытиях.

Goodyear EfficientGrip Performance Общая оценка: 8,9

  • Управляемость на мокром асфальте
  • Комфорт
  • Низкое сопротивление качению
  • Невысокие тормозные свойства на мокром асфальте
  • Управляемость на сухом асфальте

Шины Goodyear традиционно сильны на мокром асфальте (АР №6, №7, 2013), и модель EfficientGrip Performance не исключение. На трассе управляемости они уступают лидеру теста, шинам Continental, лишь 0,3 секунды с круга длиной 2,3 км. На руль автомобиль реагирует мягко и точно. И только при торможении появляется неуверенность — колеса рано блокируются. Со скорости 80 км/ч Octavia останавливается почти на пять метров дальше, чем на шинах Continental!

На сухом покрытии ситуация обратная — с тормозами все хорошо, но в поворотах реакции становятся «размазанными».

Matador MP 44 Elite 3 Общая оценка: 8,85

  • Сцепные свойства и управляемость на мокром асфальте
  • Сцепные свойства и управляемость на сухом асфальте
  • Сопротивление аквапланированию
  • Невысокий уровень комфорта

Успех шин Matador в своем сегменте легко предугадать, если вспомнить, что c 2009 года словацкая фирма Matador на 100 процентов принадлежит концерну Continental. Раньше шины Matador производились и на совместном предприятии Матадор-Омскшина в Омске, но теперь компания Continental будет производить для России часть моделей на своем заводе в Калуге, а часть — поставлять из Словакии.

По тормозным свойствам на мокром асфальте шины Matador на третьем месте в «абсолюте»! Да и по трассе управляемости можно ехать быстро. Чуть резковат переход в скольжения, но автомобиль остается под контролем.

На сухом асфальте шины Matador тоже работают отменно: тормозные свойства хороши, в повороты можно входить быстро и не опасаясь скольжений — автомобиль продолжает однозначно реагировать на управление рулем и тягой.
Шумность и плавность хода — на среднем уровне.
В целом очень хорошее сочетание цены и качества. Рекомендуем.


Nokian Hakka Blue Общая оценка: 8,2

  • Надежность управления на мокром асфальте
  • Надежность управления на сухом асфальте
  • Низкая плавность хода

На наших тестах уже побывали и «зеленые», и «черные» шины Nоkian — модели Hakka Black и Hakka Green (АР № 6, 2012, АР №6, 2013). Результаты не были выдающимися. В случае с «голубыми» шинами картина похожая. На мокром асфальте, несмотря на заявленные производителем новые технологии (полированные канавки протектора, специальный состав силики), шины не смогли на равных соперничать с лидерами. Хотя поведение автомобиля на трассе управляемости понравилось: автомобиль мягко переходит в скольжения, их легко контролировать. Главное — избегать глубоких луж: на них шины Nokian «всплывают» рано.

На сухом асфальте реакции быстрые и точные, но движение сопровождается повышенным шумом и тряской. Отчасти это можно объяснить маркировкой «Extra Load» — шины рассчитаны на высокую нагрузку и, соответственно, имеют усиленную, более жесткую конструкцию каркаса. А более «мягких» вариантов и нет: вся линейка шин Hakka Blue имеет маркировку «Extra Load».


На сухом асфальте тормозные свойства и показатели управляемости на среднем уровне, а вот комфорт — ниже среднего (на мелких неровностях на кузов передаются ощутимые удары). Отчасти это предопределено тем, что и эти шины — повышенной грузоподъемности. Утешением может служить лишь то, что извечный конкурент, шины Bridgestone, еще жестче.



Не впечатлило и поведение на сухом асфальте, а тормозной путь при экстренном замедлении со скорости 100 км/ч превысил 40 метров, хотя все шины лидирующей пятерки вписываются в 39 метров.

Шины раздражают повышенным шумом на шершавом асфальте и чрезмерной жесткостью на неровностях. Последнее можно объяснить повышенной грузоподъемностью (Extra Load), причем каркас шины Bridgestone Turanza T001 двухслойный, в то время как основные конкуренты имеют однослойную конструкцию каркаса. Остается надеяться, что второй слой обеспечит шинам Bridgestone повышенную «ударную» прочность при попадании в ямы или наезде на препятствия.

Cooper Zeon CS6 Общая оценка: 7,1

  • Низкое сопротивление качению
  • Средний уровень комфорта
  • Низкое сопротивление аквапланированию
  • Сцепные свойства на мокром и сухом асфальтеа
  • Управляемость на мокром и сухом асфальте

Американская компания Cooper Tire and Rubber входит в первую десятку мировых производителей автомобильных шин, выпуская в год около 45 млн шин. Но в России покрышки этой марки пока в диковинку. И шины Cooper Zeon CS6 не заставили нас об этом пожалеть. С такими сцепными свойствами на мокром асфальте можно конкурировать разве что с шинами второй линии. Автомобиль плохо тормозит, в поворотах рано срывается в скольжения. По трассе управляемости приходится ехать заметно медленнее, чем на шинах-конкурентах. Но самое неожиданное, что изрезанные многочисленными поперечными канавками покрышки раньше других «всплывают» на лужах.

На сухом асфальте торможение посредственное, на трассе управляемости автомобиль нестабилен в скоростных поворотах: задняя ось порой в самый неподходящий момент «уплывает» в занос. Но комфорт не самый плохой — средний уровень шума и плавности хода. Шины весьма посредственного качества, которые предлагают в России по неоправданно высокой цене.


Formula Energy Общая оценка: 8,05

  • Высокое сопротивление аквапланированию
  • Сцепные свойства на мокром асфальте