Автомотрисы, мотовозы, дрезины - особенности, серии, модификации. Велодрезина: от идеи к изделию

Классическая дрезина с ручным мускульным приводом

    Dresin kongensgruve kongsbe.jpg

    Классическая дрезина с ручным мускульным приводом - Королевские шахты, Конгсберг, Норвегия.

«Классическая» дрезина с ручным мускульным приводом была введена на железных дорогах в 1839 году .

Она состояла из лёгкой рамы на четырёх колёсах, имеющих реборды наподобие колёс железнодорожных вагонов. В передней части дрезины находится скамейка с подножкой, представляющая место для двух-трёх человек. Сзади помещаются рабочие, из которых двое также могут приводить дрезину в движение вращением рукояток, а двое для смены.

На дрезине хорошей конструкции при весе её около 650 килограммов, приводимой в движение двумя рабочими, может быть на подъёме в 1:2000 достигнута скорость от 25 до 30 километров в час.

Важной характеристикой дрезин с мускульным приводом является лёгкость её удаления с рельсов, так как иногда приходится быстро соскочить с дрезины и снять её с пути ввиду приближающегося поезда.

Велодрезины

    Narrow gauge Quadricycle 1940.jpg

    Четырехколесная велодрезина (железнодорожный велосипед-квадроцикл), 1940

    Draisine-templin.jpg

    Четырехколёсная велодрезина
    на линии Темплин - Фюрстенберг, Германия

Велодрезины - частный случай дрезин с мускульным приводом. Так называют дрезины, приводимые в движение усилиями мышц ног через специальную систему передач. Отличаются достаточной лёгкостью приведения в движение, так как сопротивление их качению по рельсам очень незначительно.

Часто это устройства, сходные по конструкции с велосипедами. Иногда это просто обычный велосипед, поставленный на рельсы, оборудованный дополнительным опорным колесом или колёсами для движения по второму рельсу.

Существуют (существовали) и четырёхколёсные велодрезины, где усилие все передается не на одно, а на два или все четыре колеса, являющиеся в таком случае ведущими. В частности, экипаж такого рода был испытан [когда? ] на французской Восточной железной дороге. На нём могут поместиться два человека. Один рабочий может снять его с пути.

В наши дни велодрезины (железнодорожные велосипеды) используются на многих закрытых железных дорогах Европы для развлечения туристов.

Дрезины с комбинированным приводом

Паровые дрезины обеспечивали возможность езды с достаточно большими скоростями (от 50 до 70 километров в час).

Мото- и автодрезины

В настоящее время на железных дорогах абсолютным большинством являются дрезины, приводимые в движение двигателями внутреннего сгорания.

Такие дрезины подразделяются на мотодрезины и автодрезины.

Ранее к автодрезинам относили лёгкие съёмные (до 300 кг) машины, оснащённые мотоциклетными двигателями (называвшиеся также мотодрезинами); как следствие, существовало подразделение автодрезин в зависимости от массы на съёмные и несъёмные . К настоящему моменту такая классификация является устаревшей: съёмные машины классифицируются как мотодрезины , тогда как под термином «автодрезины» подразумеваются исключительно несъёмные машины .

По конструкции небольшая автодрезина напоминает автомобиль. Так же, как и на автомобиле, передача на авто- и мотодрезине механическая, но, в отличие от автомобиля, трансмиссия мотодрезины имеет реверс-редуктор с одинаковыми передаточными числами для переднего и заднего хода (то есть дрезина может с одинаковой скоростью ехать вперёд и назад). Место водителя стараются оборудовать таким способом, чтобы ему было удобно управлять дрезиной при любом направлении движения.

Иногда в качестве дрезин используют переоборудованные автомобили, зачастую просто заменяя пневматические колёса на металлические, но это приводит к определённым неудобствам, так как при движении задним ходом водителю приходится выворачивать шею или пользоваться услугами своеобразного «лоцмана»-«назадсмотрящего».

Для решения этой проблемы автомобили-дрезины иногда оборудуют специальным разворотным устройством. Оно представляет собой опускающуюся опору, установленную под днищем, строго под центром тяжести машины. В рабочем положении она опускается на рельсы с помощью встроенного домкрата, машина приподнимается над рельсами и разворачивается на 180° вокруг оси домкрата .

Пионерка

Пионерка (также жаргонное «бешеная табуретка ») - лёгкая, как правило, самодельная мотодрезина.

В пятидесятых годах серийно выпускалась лёгкая дрезина ТД-5 и ТД-5У «Пионерка» (узкоколейная). Её распространённость привела к тому, что в России и странах СНГ название «Пионерка» стало нарицательным, и так стали называть различные самодельные устройства.

Самодельные пионерки часто используются на узкоколейках местными жителями, как личный транспорт. Встречаются «пионерки» и на дорогах широкой колеи, но гораздо реже.

Внешние медиафайлы
Серийные и самодельные «пионерки»
Изображения
Видеофайлы
«Бешеные табуретки»: документальный фильм про путешествия на пионерках по УЖД в Коли , Ленинградская обл. (29 мин.) / Режиссёр: Александр Киселев. Сценарист: Анастасия Матвеева. Оператор: Сергей Шульц - Россия: Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, 2003.

Бронедрезины

Броневая дрезина (бронедрезина, БД), бронелетучка - самодвижущаяся железнодорожная боевая машина , бронированная железнодорожная моторизованная дрезина (мото- или автодрезина ).

Предназначается для осуществления разведки и охранения вдоль железнодорожного пути , а в некоторых случаях - и для выполнения самостоятельных боевых задач .

Бронедрезины самых разнообразных конструкций широко применялись многими странами на железных дорогах в первой половине XX века , впоследствии практически полностью выйдя из употребления.

    Drezyna pancerna typu TKS.jpg

    Польская бронедрезина типа - танкетка «TKS » в направляющей раме, установленной на жележнодорожные катки, не позволяющей танкетке сваливаться с рельсов, 1920-е годы.

Ракетная дрезина

Ракетная дрезина

Берлин , 24. По сообщению агентства Вольфа, испытание первой ракетной дрезины, действующей отдачей взрывающихся газов, окончилось неудачей. Дрезина была построена германской автомобильной фирмой Опель и представляла собой продолжение опытов с ракетным автомобилем, который недавно был испытан на берлинском автодроме.
Испытание ракетной дрезины состоялось на прямолинейном участке железнодорожного пути Ганновер - Целле , вблизи Бургведеля . На испытании присутствовало свыше 10 тысяч зрителей.

Первый рейс, с уменьшенным числом ракет и без водителя, дрезина прошла удачно. При второй попытке число ракет и заряд пороха были увеличены в четыре раза. Из предосторожности дрезина и на этот раз была пущена без водителя. Тотчас после старта дрезина сошла с рельс. Вторичная попытка также окончилась неудачей. При второй попытке дрезина была разбита.

Напишите отзыв о статье "Дрезина"

Комментарии

Примечания

  1. Автодрезина / Добросельский К. М. // А - Ангоб. - М . : Советская энциклопедия, 1969. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 1).
  2. Мотодрезина // Моршин - Никиш. - М . : Советская энциклопедия, 1974. - (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969-1978, т. 17).
  3. Дрезина // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев . - М .: Большая Российская энциклопедия , 1994. - С. 125. - ISBN 5-85270-115-7 .
  4. Воробьёв В. В., Самсонов М. А., Чекулаев В. Е. Автомотрисы и автодрезины. Управление и обслуживание. - М .: Транспорт , 1987. - С. 5. - 215 с. - 30 000 экз.
  5. Автомотриса // Железнодорожный транспорт: Энциклопедия / Гл. ред. Н. С. Конарев . - М .: Большая Российская энциклопедия , 1994. - С. 23. - ISBN 5-85270-115-7 .
  6. Бронелетучка // Словарь синонимов ASIS / В. Н. Тришин. - 2013.
  7. Бронедрезина // Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров . - 3-е изд. - М . : Советская энциклопедия, 1969-1978.
  8. Бронедрезина // А - Бюро военных комиссаров / [под общ. ред. А. А. Гречко ]. - М . : Военное изд-во М-ва обороны СССР, 1976. - С. 598. - (Советская военная энциклопедия : [в 8 т.] ; 1976-1980, т. 1).
  9. Бронедрезина // Советский энциклопедический словарь / гл. ред. Прохоров А. М.. - 3-е изд. - М .: Советская энциклопедия , 1984. - С. 170. - 1600 с. - 1 000 000 экз.

Ссылки

  • «Бешеные табуретки», документальный фильм про путешествия по УЖД на пионерках:
    • . .

Отрывок, характеризующий Дрезина

– Да, вот он, мой герой, – сказал Кутузов к полному красивому черноволосому генералу, который в это время входил на курган. Это был Раевский, проведший весь день на главном пункте Бородинского поля.
Раевский доносил, что войска твердо стоят на своих местах и что французы не смеют атаковать более. Выслушав его, Кутузов по французски сказал:
– Vous ne pensez donc pas comme lesautres que nous sommes obliges de nous retirer? [Вы, стало быть, не думаете, как другие, что мы должны отступить?]
– Au contraire, votre altesse, dans les affaires indecises c"est loujours le plus opiniatre qui reste victorieux, – отвечал Раевский, – et mon opinion… [Напротив, ваша светлость, в нерешительных делах остается победителем тот, кто упрямее, и мое мнение…]
– Кайсаров! – крикнул Кутузов своего адъютанта. – Садись пиши приказ на завтрашний день. А ты, – обратился он к другому, – поезжай по линии и объяви, что завтра мы атакуем.
Пока шел разговор с Раевским и диктовался приказ, Вольцоген вернулся от Барклая и доложил, что генерал Барклай де Толли желал бы иметь письменное подтверждение того приказа, который отдавал фельдмаршал.
Кутузов, не глядя на Вольцогена, приказал написать этот приказ, который, весьма основательно, для избежания личной ответственности, желал иметь бывший главнокомандующий.
И по неопределимой, таинственной связи, поддерживающей во всей армии одно и то же настроение, называемое духом армии и составляющее главный нерв войны, слова Кутузова, его приказ к сражению на завтрашний день, передались одновременно во все концы войска.
Далеко не самые слова, не самый приказ передавались в последней цепи этой связи. Даже ничего не было похожего в тех рассказах, которые передавали друг другу на разных концах армии, на то, что сказал Кутузов; но смысл его слов сообщился повсюду, потому что то, что сказал Кутузов, вытекало не из хитрых соображений, а из чувства, которое лежало в душе главнокомандующего, так же как и в душе каждого русского человека.
И узнав то, что назавтра мы атакуем неприятеля, из высших сфер армии услыхав подтверждение того, чему они хотели верить, измученные, колеблющиеся люди утешались и ободрялись.

Полк князя Андрея был в резервах, которые до второго часа стояли позади Семеновского в бездействии, под сильным огнем артиллерии. Во втором часу полк, потерявший уже более двухсот человек, был двинут вперед на стоптанное овсяное поле, на тот промежуток между Семеновским и курганной батареей, на котором в этот день были побиты тысячи людей и на который во втором часу дня был направлен усиленно сосредоточенный огонь из нескольких сот неприятельских орудий.
Не сходя с этого места и не выпустив ни одного заряда, полк потерял здесь еще третью часть своих людей. Спереди и в особенности с правой стороны, в нерасходившемся дыму, бубухали пушки и из таинственной области дыма, застилавшей всю местность впереди, не переставая, с шипящим быстрым свистом, вылетали ядра и медлительно свистевшие гранаты. Иногда, как бы давая отдых, проходило четверть часа, во время которых все ядра и гранаты перелетали, но иногда в продолжение минуты несколько человек вырывало из полка, и беспрестанно оттаскивали убитых и уносили раненых.
С каждым новым ударом все меньше и меньше случайностей жизни оставалось для тех, которые еще не были убиты. Полк стоял в батальонных колоннах на расстоянии трехсот шагов, но, несмотря на то, все люди полка находились под влиянием одного и того же настроения. Все люди полка одинаково были молчаливы и мрачны. Редко слышался между рядами говор, но говор этот замолкал всякий раз, как слышался попавший удар и крик: «Носилки!» Большую часть времени люди полка по приказанию начальства сидели на земле. Кто, сняв кивер, старательно распускал и опять собирал сборки; кто сухой глиной, распорошив ее в ладонях, начищал штык; кто разминал ремень и перетягивал пряжку перевязи; кто старательно расправлял и перегибал по новому подвертки и переобувался. Некоторые строили домики из калмыжек пашни или плели плетеночки из соломы жнивья. Все казались вполне погружены в эти занятия. Когда ранило и убивало людей, когда тянулись носилки, когда наши возвращались назад, когда виднелись сквозь дым большие массы неприятелей, никто не обращал никакого внимания на эти обстоятельства. Когда же вперед проезжала артиллерия, кавалерия, виднелись движения нашей пехоты, одобрительные замечания слышались со всех сторон. Но самое большое внимание заслуживали события совершенно посторонние, не имевшие никакого отношения к сражению. Как будто внимание этих нравственно измученных людей отдыхало на этих обычных, житейских событиях. Батарея артиллерии прошла пред фронтом полка. В одном из артиллерийских ящиков пристяжная заступила постромку. «Эй, пристяжную то!.. Выправь! Упадет… Эх, не видят!.. – по всему полку одинаково кричали из рядов. В другой раз общее внимание обратила небольшая коричневая собачонка с твердо поднятым хвостом, которая, бог знает откуда взявшись, озабоченной рысцой выбежала перед ряды и вдруг от близко ударившего ядра взвизгнула и, поджав хвост, бросилась в сторону. По всему полку раздалось гоготанье и взвизги. Но развлечения такого рода продолжались минуты, а люди уже более восьми часов стояли без еды и без дела под непроходящим ужасом смерти, и бледные и нахмуренные лица все более бледнели и хмурились.
Князь Андрей, точно так же как и все люди полка, нахмуренный и бледный, ходил взад и вперед по лугу подле овсяного поля от одной межи до другой, заложив назад руки и опустив голову. Делать и приказывать ему нечего было. Все делалось само собою. Убитых оттаскивали за фронт, раненых относили, ряды смыкались. Ежели отбегали солдаты, то они тотчас же поспешно возвращались. Сначала князь Андрей, считая своею обязанностью возбуждать мужество солдат и показывать им пример, прохаживался по рядам; но потом он убедился, что ему нечему и нечем учить их. Все силы его души, точно так же как и каждого солдата, были бессознательно направлены на то, чтобы удержаться только от созерцания ужаса того положения, в котором они были. Он ходил по лугу, волоча ноги, шаршавя траву и наблюдая пыль, которая покрывала его сапоги; то он шагал большими шагами, стараясь попадать в следы, оставленные косцами по лугу, то он, считая свои шаги, делал расчеты, сколько раз он должен пройти от межи до межи, чтобы сделать версту, то ошмурыгывал цветки полыни, растущие на меже, и растирал эти цветки в ладонях и принюхивался к душисто горькому, крепкому запаху. Изо всей вчерашней работы мысли не оставалось ничего. Он ни о чем не думал. Он прислушивался усталым слухом все к тем же звукам, различая свистенье полетов от гула выстрелов, посматривал на приглядевшиеся лица людей 1 го батальона и ждал. «Вот она… эта опять к нам! – думал он, прислушиваясь к приближавшемуся свисту чего то из закрытой области дыма. – Одна, другая! Еще! Попало… Он остановился и поглядел на ряды. „Нет, перенесло. А вот это попало“. И он опять принимался ходить, стараясь делать большие шаги, чтобы в шестнадцать шагов дойти до межи.
Свист и удар! В пяти шагах от него взрыло сухую землю и скрылось ядро. Невольный холод пробежал по его спине. Он опять поглядел на ряды. Вероятно, вырвало многих; большая толпа собралась у 2 го батальона.
– Господин адъютант, – прокричал он, – прикажите, чтобы не толпились. – Адъютант, исполнив приказание, подходил к князю Андрею. С другой стороны подъехал верхом командир батальона.
– Берегись! – послышался испуганный крик солдата, и, как свистящая на быстром полете, приседающая на землю птичка, в двух шагах от князя Андрея, подле лошади батальонного командира, негромко шлепнулась граната. Лошадь первая, не спрашивая того, хорошо или дурно было высказывать страх, фыркнула, взвилась, чуть не сронив майора, и отскакала в сторону. Ужас лошади сообщился людям.
– Ложись! – крикнул голос адъютанта, прилегшего к земле. Князь Андрей стоял в нерешительности. Граната, как волчок, дымясь, вертелась между ним и лежащим адъютантом, на краю пашни и луга, подле куста полыни.
«Неужели это смерть? – думал князь Андрей, совершенно новым, завистливым взглядом глядя на траву, на полынь и на струйку дыма, вьющуюся от вертящегося черного мячика. – Я не могу, я не хочу умереть, я люблю жизнь, люблю эту траву, землю, воздух… – Он думал это и вместе с тем помнил о том, что на него смотрят.
– Стыдно, господин офицер! – сказал он адъютанту. – Какой… – он не договорил. В одно и то же время послышался взрыв, свист осколков как бы разбитой рамы, душный запах пороха – и князь Андрей рванулся в сторону и, подняв кверху руку, упал на грудь.
Несколько офицеров подбежало к нему. С правой стороны живота расходилось по траве большое пятно крови.
Вызванные ополченцы с носилками остановились позади офицеров. Князь Андрей лежал на груди, опустившись лицом до травы, и, тяжело, всхрапывая, дышал.
– Ну что стали, подходи!
Мужики подошли и взяли его за плечи и ноги, но он жалобно застонал, и мужики, переглянувшись, опять отпустили его.
– Берись, клади, всё одно! – крикнул чей то голос. Его другой раз взяли за плечи и положили на носилки.
– Ах боже мой! Боже мой! Что ж это?.. Живот! Это конец! Ах боже мой! – слышались голоса между офицерами. – На волосок мимо уха прожужжала, – говорил адъютант. Мужики, приладивши носилки на плечах, поспешно тронулись по протоптанной ими дорожке к перевязочному пункту.
– В ногу идите… Э!.. мужичье! – крикнул офицер, за плечи останавливая неровно шедших и трясущих носилки мужиков.
– Подлаживай, что ль, Хведор, а Хведор, – говорил передний мужик.
– Вот так, важно, – радостно сказал задний, попав в ногу.
– Ваше сиятельство? А? Князь? – дрожащим голосом сказал подбежавший Тимохин, заглядывая в носилки.
Князь Андрей открыл глаза и посмотрел из за носилок, в которые глубоко ушла его голова, на того, кто говорил, и опять опустил веки.
Ополченцы принесли князя Андрея к лесу, где стояли фуры и где был перевязочный пункт. Перевязочный пункт состоял из трех раскинутых, с завороченными полами, палаток на краю березника. В березнике стояла фуры и лошади. Лошади в хребтугах ели овес, и воробьи слетали к ним и подбирали просыпанные зерна. Воронья, чуя кровь, нетерпеливо каркая, перелетали на березах. Вокруг палаток, больше чем на две десятины места, лежали, сидели, стояли окровавленные люди в различных одеждах. Вокруг раненых, с унылыми и внимательными лицами, стояли толпы солдат носильщиков, которых тщетно отгоняли от этого места распоряжавшиеся порядком офицеры. Не слушая офицеров, солдаты стояли, опираясь на носилки, и пристально, как будто пытаясь понять трудное значение зрелища, смотрели на то, что делалось перед ними. Из палаток слышались то громкие, злые вопли, то жалобные стенания. Изредка выбегали оттуда фельдшера за водой и указывали на тех, который надо было вносить. Раненые, ожидая у палатки своей очереди, хрипели, стонали, плакали, кричали, ругались, просили водки. Некоторые бредили. Князя Андрея, как полкового командира, шагая через неперевязанных раненых, пронесли ближе к одной из палаток и остановились, ожидая приказания. Князь Андрей открыл глаза и долго не мог понять того, что делалось вокруг него. Луг, полынь, пашня, черный крутящийся мячик и его страстный порыв любви к жизни вспомнились ему. В двух шагах от него, громко говоря и обращая на себя общее внимание, стоял, опершись на сук и с обвязанной головой, высокий, красивый, черноволосый унтер офицер. Он был ранен в голову и ногу пулями. Вокруг него, жадно слушая его речь, собралась толпа раненых и носильщиков.
– Мы его оттеда как долбанули, так все побросал, самого короля забрали! – блестя черными разгоряченными глазами и оглядываясь вокруг себя, кричал солдат. – Подойди только в тот самый раз лезервы, его б, братец ты мой, звания не осталось, потому верно тебе говорю…

с целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям. Дрезины как правило не оборудуются сцепками.

Название своё дрезина получила по имени лесничего , который в изобрёл самокат (двухколесный экипаж) для собственного передвижения, прототип современного .

Дрезины с мускульным приводом

«Классическая» дрезина в нынешнем её виде введена на железных дорогах в году. Она состоит из лёгкой рамы на четырёх колесах, имеющих закраины наподобие колёс железнодорожных . В передней части дрезина утверждена скамейка с подножкой, представляющая место для двух-трёх человек. Сзади помещаются рабочие, из которых двое приводят дрезину в движение вращением рукояток, а двое для смены. На дрезине хорошей конструкции при весе ее около 650 килограммов, приводимой в движение двумя рабочими, может быть на подъёме в 1:2000 достигнута скорость от 25 до 30 километров в час. Для возможности езды с большими скоростями (50 до 70 километров в час) введены были паровые дрезины.

Были построены также дрезины, сходные по конструкции с и приводимые в движение с чрезвычайною легкостью, так как сопротивление их качению по рельсам очень незначительно. Четырехколёсный экипаж такого рода был испытан на французской Восточной железной дороге. На нём могут поместиться два человека. Один рабочий может снять его с пути. Лёгкость удаления дрезины с рельсов имеет большое значение, так как иногда приходится соскочить с дрезины и снять её с пути в виду приближающегося . В наши дни велодрезины (железнодорожные велосипеды) используются на многих закрытых железных дорогах Европы для развлечения туристов.

Мотодрезины

В настоящее время на железных дорогах дрезины с мускульным приводом замененны мотодрезинвми. Первоначально на таких дрезинах использовалась , потом стали использовать бензиновые и дизельные двигатели.

По констркуции небольшая дрезина напоминает . Также как и на автомобиле передача на мотодрезине механическая, но в отличие от автомобиля мотодрезина имеет устройство реверсионного хода (то есть дрезина может с одинаковой скоростью ехать вперёд и назад). Место водителя стараются оборудовать таким способом, что бы ему было удобно управлять дрезиной при любом направлении движения.

Иногда в качестве дрезин используют переобрудованные автомобили, но это приводит к неудобствам, так как у автомобиля есть только одна задняя скорость. К тому же при движении заднем ходом водителю приходится или выворачивать шею, или пользоваться услугами «лоцмана». Для решения этой проблемы автомобили-дрезины иногда оборудуют специальным разворотным устройством. Оно представляет собой домкрат, установленный под днищем машины на вертикальной оси. К домкрату прикрелена опора, которая опирается на рельсы. Таким образом автомобиль приподнимается над рельсами и разворачивается вручную на 180° вокруг оси домкрата (фото).

При написании этой статьи использовался материал из (1890-1907).

Дрезина - тележка, которая передвигается по рельсам механическим способом и служит для осмотра путей и других служебных поездок работников железнодорожного транспорта. Раньше дрезины , как правило, не комплектовались сцепками, или были приспособлены только для буксировки специально смонтированных прицепов. Сейчас все дрезины комплектуются сцепками и для транспортировки на большие расстояния могут включаться в подвижной состав.

Название «дрезина » появилось благодаря тому, что лесничий Карл Дреза изобрёл для передвижения в 1817 самокат (двухколёсный экипаж), прототип современного велосипеда.

«Классическая» дрезина в сегодняшнем её виде и комплектации введена на железных дорогах в 1839 году. Дрезина состоит из лёгкой рамы на четырёх колесах, имеющих закраины подобно колёсам ж/д вагонов. Спереди дрезина имеет скамейку с подножкой, которая представляет из себя место для нескольких пассажиров (обычно 2-3 человек). В задней части помещаются рабочие, двое из которых вращают рукоятки и приводят дрезину в движение, а двое других для смены.

На дрезине нормальной конструкции при суммарном весе около 650 килограммов, приводимой в движение двумя рабочими, может быть достигнута скорость 25-30 километров/час. Чтобы было возможно ездить с большими скоростями 50-70 км/час введены были паровые дрезины .

Велодрезина (железнодорожный велосипед)

Существуют также дрезины , похожие по конструкции с велосипедами и приводятся они в движение с легкостью, так как сопротивление их качению по рельсам является незначительным. Такой четырехколёсный экипаж впервые был испытан на французской Восточной железной дороге. На нём возможно размещение двух человек. С помощья одного рабочего возможно снять дрезину с пути.

Важно отметить, что лёгкость удаления дрезины с рельсов очень важна и имеет большое значение, так как иногда приходится быстро слезть с дрезины и снять её с пути, т.к. приближается поезд. На многих закрытых железных дорогах Европы для развлечения туристов используются велодрезины (железнодорожные велосипеды).

В Америке на многих железных дорогах, а в Европе очень редко, распространено использование для поездок дорожных мастеров и сторожей дрезины, которая состоит из скамейки, зафиксированной на двух колёсах, расположенных последовательно одно за другим и движущихся вдоль одного из рельсов.

Переднее, большое колесо с помощью рычага и системы зубчатых зацеплений приводится в движение вращением руками и ногами. Третье малое колесо соединенное укосиной с общей рамой служит точкой опоры, колесо движется по другому рельсу. На такой трёхколесная дрезине могут передвигаться один-два человека.

Мотодрезины

Микроавтобус УАЗ используемый в качестве мотодрезины. Сейчас время на железных дорогах дрезины с мускульным приводом поменяли на мотодрезины. Первоначально на таких дрезинах применялась паровая машина, потом стали применять бензиновые и дизельные двигатели.

По структуре небольшая дрезина напоминает автомобиль. Передача на мотодрезине механическая, как и на автомобиле. Однако, в отличие от автомобиля дрезина может с равной скоростью ехать вперёд и назад, т.к. мотодрезина имеет устройство реверсионного хода. Что бы водителю было удобно управлять дрезиной при любом направлении движения, водительское место стараются оборудовать соответствующим способом.

Когда в качестве дрезин используют переобрудованные автомобили, это приводит к неудобствам, в результате того, что у автомобиля есть только одна задняя скорость, а так же при заднем ходе водителю необходимо или выворачивать шею, или пользоваться помощью «лоцмана». Для избежания этой проблемы автомобили-дрезины иногда комплектуют специальным разворотным устройством, которое представляет собой домкрат, на вертикальной оси, установленный под днищем машины. К домкрату прикреплена опора, опирающаяся на рельсы. Поэтому автомобиль приподнимается над рельсами и разворачивается вручную на 180° вокруг оси домкрата. По материалам: kammash.ru

В доме было тихо. Только ходики мерно тикали. Сергей надел тренировочный костюм, кеды. Выглянул в окно. Кругом сонное царство. Пират развалился у конуры. От речки тянуло утренней свежестью. Солнце вот-вот выглянет из-за поля, на котором колосилась пшеница.
Мальчик бесшумно выпрыгнул из окна. Пират настороженно поднял голову, но, узнав хозяина, забарабанил хвостом по земле.
Сергей вошел в сарай и стал вытаскивать из-под вороха сена трубки, уголки, прутки, колеса. «Уж сегодня я ее закончу, - как бы подталкивая себя к решительным действиям, подумал он. - Завтра суббота. Надо спешить…»

Две недели назад он поспорил с Васькой Степановым. Было это так. Ребята купались, загорали. Сергей не припомнит, с чего начали спор, но вдруг Васька бросил:
- Ты не словами - руками докажи, на что способна твоя голова!

И докажу!..
Ударили по рукам. Разбивали их человек пять. Решили: через две недели Сережка выезжает из ворот на самоходной коляске собственной конструкции или… Сергей догадывался, что скрывалось за этим «или»: какая-нибудь обидная кличка.
Сергей приподнял и поставил на верстак похожую на букву П раму, над которой он тайно от всех ребят возился ровно двенадцать дней. Сегодня предстояла сборка.
Сергей не посвятил в свою тайну даже никого из домашних. Когда он таскал в сарай железки, пилил их ножовкой, сверлил дрелью отверстия, так и сяк примерял, никто не мог догадаться, что это будет. Не отвечал иа вопросы. Хотелось проверить себя, все сделать самому. Только мать, изредка проходя мимо, искоса поглядывала иа сына, сердцем чувствуя в нем какую-то перемену. Сначала думала: мол, скоро бросит это занятие - ведь за что только он не брался прежде. Но шли дни, а сын упорно продолжал делать то, что задумал. Бывали даже дни, когда на речку не ходил.

К завтраку сборка была закончена. Скрывать работу было теперь незачем. Сергей вывел свою «телегу» из сарая и, оттолкнувшись правой ногой, проехал круг по двору. Пират спрятался в конуру и с удивлением смотрел на странную машину. Машина прекрасно слушалась руля, без заметных усилий двигалась вперед.
Во двор вышел отец.
- Ну-ка покажи, что смастерил?
- Дрезину! - ответил сын, радуясь тому, что неожиданно нашлось ей название.
- Но дрезина - это на железной дороге.
- У меня принцип тот же. А на железную дорогу кто меня пустит?
Сергей решил субботы не дожидаться. Дрезину он покажет ребятам непременно сегодня.
И вот наступила волнующая минута. По улице к реке шла ватага мальчишек. Он открыл калитку и замер иа старте. Как только ребята поравнялись с его домом, вылетел на улицу. Сделав красивый разворот, покатил под горку, прямо к реке. Ребята сначала остановились, а потом всей гурьбой бросились догонять.
Васька проспорил. И его заставили бегать следом за дрезиной, пока вся ватага ее не испытала.
Наверное, на этом можно было бы и завершить рассказ, но давайте узнаем, как устроена дрезина и как она приводится в движение.
…Лишь на третий день после спора у Сергея созрел план. И чем больше ои думал над ним, тем яснее представлял отдельные детали и всю конструкцию. Он решил взять колеса-дутики от детского велосипеда и самоката. Уже несколько лет пылились они в сарае без дела. Прикинув расстояние между осями и колесами, определил размеры рамы.

В ходе работы случились две заминки.
Первая, когда думал о том, какой выбрать привод. Сначала все мысли обращались к приводу ножному, как на велосипеде. А потом вдруг вспомнил фильм «Адъютант его превосходительства», тот момент, когда мчится по рельсам дрезина и идет стрельба…
Два дня созревала идея. Он решил использовать двухступенчатую велосипедную передачу - руками ведь вращать колеса труднее, чем ногами.
Вторая заминка отняла три дня. Ручной привод на двухступенчатую передачу - это хорошо. Но как осуществлять повороты, каким должен быть руль? Он совместил руль с ручным тяговым приводом. Чтобы разобраться, как он работает, обратимся к рисунку.

Перемещая руль вверх-вниз, мы заставляем большую звездочку первой ступени вращаться. Велосипедная цепь передает вращение на маленькую звездочку и жестко связанную с ней большую звездочку второй ступени привода. Далее вращение передается на маленькую звездочку задней оси и на колеса. Для облегчения вращения, а заодно, когда дрезина поедет под уклон, для аккумулирования механической энергии на первой оси Сергей установил маховик весом 2 кг.
Руль можно, словно баранку автомобиля, поворачивать. Тогда вступает в действие вертикальная тяга. Она перемещает тягу горизонтальную, и передние колеса поворачиваются.
В. ЗАВОРОТОВ. Рисунки А. СТАСЮКА. Журнал Юный техник.

This entry was posted on Вторник, Октябрь 26th, 2010 at 11:27 and is filed under , . You can follow any responses to this entry through the feed.

С целью осмотра железнодорожного пути и по другим служебным надобностям. В прежние годы дрезины, как правило, не оборудовались сцепками, либо были приспособлены только для буксировки специально приспособленных прицепов. В настоящее время все дрезины оборудуются сцепками и для пересылки на большие расстояния могут включаться в состав поездов .

Название своё дрезина получила по имени лесничего Карла Дреза , который в изобрёл самокат (двухколёсный экипаж) для собственного передвижения, прототип современного велосипеда .

Дрезины с мускульным приводом

«Классическая» дрезина в нынешнем её виде введена на железных дорогах в 1839 году . Она состоит из лёгкой рамы на четырёх колёсах, имеющих реборды наподобие колёс железнодорожных вагонов . В передней части дрезины находится скамейка с подножкой, представляющая место для двух-трёх человек. Сзади помещаются рабочие, из которых двое приводят дрезину в движение вращением рукояток, а двое для смены. На дрезине хорошей конструкции при весе её около 650 килограммов, приводимой в движение двумя рабочими, может быть на подъёме в 1:2000 достигнута скорость от 25 до 30 километров в час. Для возможности езды с большими скоростями (50 до 70 километров в час) были введены паровые дрезины.

Велодрезины

Были построены также дрезины, сходные по конструкции с велосипедами и приводимые в движение с чрезвычайной лёгкостью, так как сопротивление их качению по рельсам очень незначительно. Четырёхколёсный экипаж такого рода был испытан на французской Восточной железной дороге. На нём могут поместиться два человека. Один рабочий может снять его с пути. Лёгкость удаления дрезины с рельсов имеет большое значение, так как иногда приходится соскочить с дрезины и снять её с пути в виду приближающегося поезда . В наши дни велодрезины (железнодорожные велосипеды) используются на многих закрытых железных дорогах Европы для развлечения туристов.

Пионерка

Пионерка (также жаргонное - «бешеная табуретка») - лёгкая, как правило, самодельная мотодрезина.

В пятидесятых годах серийно выпускалась лёгкая дрезина ТД-5 и ТД-5У «Пионерка» узкоколейная. Её распространенность привела к тому, что в России и странах СНГ название стало нарицательным, и так стали называть различные самодельные устройства.

Самодельные пионерки часто используются на узкоколейках местными жителями как личный транспорт. Встречаются пионерки и на дорогах широкой колеи, но гораздо реже.

Бронедрезины

Все армии стран, участвовавших в Первой мировой войне , использовали бронепоезда , в том числе армии Германии, Австро-Венгрии, России, Франции, Италии. На фронтах применяли и отдельные подвижные единицы - бронедрезины.

  • Бронедрезина, созданная на базе Т-28 - моторный броневой вагон (МБВ). Создан на основе использования агрегатов, узлов и орудийных башен танка Т-28. Вооружение: три 76,2-мм пушки КТ-28 (или Л-11 , которые в период Великой Отечественной войны были заменены на Ф-34), 8 пулемётов ДТ и 4 пулемёта «Максим». Выпущено 2 экземпляра.

Галерея

Примечания

Ссылки

  • «Бешеные табуретки», документальный фильм про путешествия по УЖД на пионерках:

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Дрезина" в других словарях:

    Беговая машина с двумя колесами; назв. по имени изобретателя Дреза. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ДРЕЗИНА небольшая платформа на маленьких колесах; употребляется для небольших переездов по рельсам … Словарь иностранных слов русского языка

    Дрезина - грузовая. ДРЕЗИНА [немецкое Draisine, от имени немецкого изобретателя К.Ф. Дреза (1785 1851)], тележка с ручным приводом или вагон с двигателем (автодрезина, мотодрезина), передвигающиеся по рельсам; служит для перевозки грузов и пассажиров на… … Иллюстрированный энциклопедический словарь Толковый словарь Ожегова - [нем. Draisine, от имени изобретателя К. Ф. Дреза (К. F. Drais; 1785 1851)], автодрезина, мотодрезина, трансп. средство, передвигающееся по рельсам; служит для перевозки хоз. грузов и людей на небольшие расстояния; имеет привод от автомоб. или… … Большой энциклопедический политехнический словарь