Автомобильные бренды: кто кому принадлежит. Каким компаниям принадлежат известные автомобильные марки

Почти тридцать лет назад легендарный Ли Якокка предсказывал, что к началу 21 века в мире останется всего несколько автопроизводителей. Бывший президент Ford и Chrysler прекрасно видел тенденции развития мирового автопрома, и поэтому неудивительно, что его предсказания практически полностью подтвердились.

Это только кажется, что в мире существует множество независимых автопроизводителей. На самом же деле подавляющее большинство автомобильных фирм входят в составы различных групп и альянсов. Если быть точнее, то Ли Якокка оказался прав во всем – в настоящее время в мире действительно осталось всего несколько крупных автопроизводителей, которые фактически разделили между собой мировой автомобильный рынок.


Что касается бывшего места работы Ли Якокки – Ford и Chrysler, то эти столпы американского автопрома, наравне с General Motors, понесли наиболее серьезные потери во время экономического кризиса, причем подобных потерь они не знали за всю свою историю. General Motors и Chrysler обанкротились, а Ford устоял лишь чудом. Однако за выживание была заплачена очень дорогая цена. Ford лишился премиального отделения Premiere Automotive Group, куда входили Jaguar, Volvo и Land Rover. Помимо этого Ford был вынужден продать английского производителя суперкаров Aston Martin, избавится от контрольного пакета акций Mazda и ликвидировать марку Mercury. В настоящее время от некогда огромной империи Ford остались лишь два бренда – сам Ford и Lincoln.


Не менее серьезные потери понес General Motors. Американцы лишились SAAB, Hummer, Saturn но, несмотря на банкротство, смогли отстоять Opel и наиболее ценный бренд – Daewoo. В настоящее время в General Motors входят Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden и Vauxhall. Плюс ко всему американский концерн имеет российское СП GM-АвтоВАЗ, выпускающее внедорожники Chevrolet Niva.
Что касается Chrysler, то американский концерн отныне является стратегическим партнером Fiat, который до этого уже собрал под своим «крылом» такие марки как Alfa Romeo, Ferrari, Maserati, Lancia. Теперь к ним добавились Chrysler, Jeep, Dodge и Ram.


Совсем иначе, чем в Америке, обстоят дела в Европе. Кризис тоже внес коррективы в расстановку сил, но на положении грандов европейского автопрома это никак не сказалось. Volkswagen продолжает пополнять свою «коллекцию» брендов, приобретя в 2009 году Porsche. Теперь в Volkswagen Group входят девять марок – Volkswagen, Audi, Porsche, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Skoda, Seat и производитель грузовиков Scania. Не исключено, что скоро эту компанию дополнит Suzuki – в 2009 году Volkswagen Group выкупил 20% акций Suzuki Motor.
Два других крупнейших немецких автопроизводителя – Daimler AG и BMW таким обилием брендов похвастать не могут. Daimler AG выпускает автомобили под марками Mercedes, Maybach и Smart, а BMW кроме одноименного бренда владеет еще Rolls-Royce и Mini.


Еще одним крупнейшим мировым автопроизводителем является альянс Renault-Nissan, которому принадлежат такие марки как Renault, Dacia, Nissan, Infiniti, Samsung. Кроме того, Renault владеет 25% акций АвтоВАЗа, так что отныне марка Lada так же входит в орбиту влияния французско-японского альянса.
Другой крупнейший французский автопроизводитель – концерн PSA владеет марками Citroen и Peugeot.
Из всех японских автопроизводителей лишь Toyota может похвастаться неплохой «коллекцией» брендов – Lexus, Scion, Daihatsu и Subaru. Кроме того, в состав Toyota Motor входит производитель грузовиков Hino.


Достижение Honda гораздо скромнее. Кроме премиум-бренда Acura да мотоциклетного отделения, японцам больше похвастать нечем.
В последние годы в число лидеров мирового автопрома стремительно вырывается альянс Hyundai-Kia. В настоящее время альянс выпускает автомобили под марками Hyundai и Kia, но в ближайшем будущем корейцы планируют создать премиум-бренд. По неподтвержденной пока информации он будет называться Genesis.
Из слияний и поглощений последних лет хотелось бы отметить переход марки Volvo под контроль китайской Geely и покупку индийской Tata Motor английских премиальных брендов – Jaguar и Land Rover. Наиболее курьезной в этом ряду выглядит приобретение крошечным голландским производителем суперкаров Spyker шведского бренда SAAB.
От некогда мощного британского автопрома сейчас остались одни воспоминания. Известнейшие британские автопроизводители давно потеряли независимость, но даже и небольшие английские фирмы перешли к иностранным владельцам. Легендарная фирма Lotus принадлежит малазийской Proton, а MG купила китайская компания SAIC. В то же самое время SAIC продала корейскую SsangYong Motor индийскому автопроизводителю Mahindra&Mahindra.
Все эти поглощения, объединения, альянсы и стратегические партнерства лишний раз доказывают правоту Ли Якокки. В современном мире фирмам-одиночкам уже не выжить. Есть, конечно, исключения типа английской Morgan, японской Mitsuoka или той же малазийской Proton. Но эти фирмы независимы в полном смысле этого слова. От них в мировом автопроме не зависит ровным счетом ничего. Но вот чтобы продавать автомобили сотнями тысяч в год, не говоря уж про миллионы, надо иметь очень крепкие «тылы». Которые обеспечивают либо партнеры, как в случае альянса Renault-Nissan, либо целый выводок брендов, как это практикует Volkswagen Group. А вот такие фирмы как Mazda или Mitsubishi в дальнейшем будут испытывать все большие и большие сложности. И если Mitsubishi готовы оказать посильную помощь партнеры из PSA, то Mazda со всеми невзгодами вынуждена бороться в одиночку. А это в современном мире становится с каждым днем делать все сложнее. О чем еще тридцать лет назад предупреждал Ли Якокка.

С приходом лета самое время подумать о том, чтобы сменить автомобиль на более экологичное и полезное для здоровья транспортное средство — велосипед. Тем более что для этого вовсе не обязательно изменять любимому бренду.

Многие автопроизводители продают под своей эмблемой экологически чистые транспортные средства мощностью в одну человеческую силу. Audi, BMW, Land Rover, Mini, Mercedes-Benz, Peugeot, Skoda и даже Ferrari — все эти компании готовы удовлетворить желание своих клиентов пересесть с машины на велосипед той же марки. И хотя продажа «педальных коней» для автопроизводителей — побочный заработок, не приносящий такой же прибыли, как продажа машин, они готовы вкладывать в это направление немалые средства. Для чего это делается? Главным образом для того, чтобы клиент сохранял лояльность марке даже тогда, когда вместо педали газа он нажимает на педаль цепного привода своего байка.

Двухколесный эксклюзив

Ежегодно во всем мире выпускается около 100 млн велосипедов — в разы больше, чем машин. Но лишь немногие из них несут на раме эмблему автокомпании. «Автомобильные» велосипеды — товар эксклюзивный и потому недешевый. Хотя все зависит от того, с чем сравнивать. Если с продающимся на каждом углу китайским безымянным ширпотребом, то, действительно, стоит такой «аппарат» немало. Но если сопоставить те же изделия со схожей по характеристикам продукцией всемирно известных велобрендов, то разница переплаты за марку будет минимальной.

Любопытно, что история многих автокомпаний неразрывно связана с выпуском велосипедов (с этого направления 115 лет назад началась деятельность компании Skoda), но лишь единицы из них сохранили собственное велопроизводство до наших дней. Сейчас большинство автопроизводителей предпочитает не заниматься выпуском велосипедов, размещая заказ на стороне — у компаний, хорошо зарекомендовавших себя на рынке велопродукции. Но бывают и исключения. Так, марка Peugeot имеет подразделение Peugeot Cycles France, занимающееся производством велосипедов без малого 130 лет. Продукция Peugeot Cycles France пользуется популярностью не только во Франции, но и далеко за ее пределами. Представлена она и в России: с широким ассортиментом велопродукции, насчитывающей несколько десятков (!) моделей, можно ознакомиться на сайте cycles.peugeot.ru .

Цены на двухколесные «пыжики» существенно разнятся в зависимости от размеров и сложности их конструкции: так, самая простая детская модель стоит 13 990 руб., за взрослую придется отдать минимум двадцатку, ну а продвинутая кроссовая или шоссейная модель обойдется в 100—150 тыс. «деревянных». И это не предел: новейший электробайк Peugeot стоит 200 тыс.! Понятно, что желающих купить подобное чудо техники найдется немного, ведь за такие деньги можно присмотреть подержанную малолитражку одноименной марки, причем в весьма неплохом состоянии. Но, будь на этом велосипеде значок более именитого бренда, например BMW, «задушить жабу» было бы гораздо проще.

Плата за бренд

Как и Peugeot, баварский автоконцерн также предпочитает выпускать велосипеды самостоятельно, хотя и в гораздо меньших объемах, чем их французские коллеги. Велопродукция для BMW — не столько источник прибыли, сколько имиджевый продукт, направленный на популяризацию здорового образа жизни среди поклонников марки, а также дань традициям. Ведь после Второй мировой войны именно велосипедное направление позволило компании удержаться на плаву. В разоренной Германии немногие могли позволить себе покупку и содержание автомобиля, поэтому дешевый и неприхотливый двухколесный транспорт стал для немцев самым массовым средством передвижения и одновременно палочкой-выручалочкой для баварского концерна, давший ему возможность развивать производство на оккупированной союзными войсками территории.

Современные велосипеды BMW мало похожи на своих «прадедушек»: они гораздо технологичнее и уже не столь дешевы, как прежде. К примеру, двухподвесная горная модель Enduroс, изготовленная путем гидроформовки, с алюминиевой рамой и гидравлическими дисковыми тормозами стоит в России 182 790 руб., а «круизная» версия с передним амортизатором и богатым обвесом (шины Continental Cruise Contact, дисковые тормоза 180 мм Shimano BR-M395, 30-ступенчатая трансмиссия Shimano Deore) обойдется «всего» в 57 920 руб. Согласитесь, что на фоне стоимости велосипедов Peugeot продукция баварского концерна не выглядит переоцененной, ведь здесь клиент платит не только за сам товар (кстати, первоклассный), но и за бренд.

Высокие технологии

Компания Audi, не менее известный баварский автопроизводитель, также разработала собственную линейку велосипедов, но, в отличие от коллег по цеху из BMW, их производство отдала на аутсорсинг. Сборкой двухколесных Audi занималась немецкая компания Merida & Centurion (ее продукция известна велосипедистам во всем мире), а алюминиевые рамы для них (совместная разработка подразделения Quattro GmbH и инженеров Aluminium Centre в Неккарзульме) выпускались компанией ADP Engineering GmbH. Наиболее продвинутая модель велосипеда под логотипом из четырех сплетенных колец — Audi design Cross Pro RS. Такой «аппарат», разработанный в дизайн-студии автоконцерна и оснащенный по самым передовым технологиям, предлагался немецкими дилерами за 4 тыс. евро.

Почему мы говорим в прошедшем времени? Потому что сейчас велосипеды исчезли из ассортимента Audi: в компании решили сосредоточиться на производстве электробайков и даже создали многообещающий E-Bike с карбоновой рамой, но дальше концепта дело не пошло...

А вот Mercedes-Benz отказываться от выпуска двухколесных моделей не собирается. Более того, в разработку подобной техники компанией вкладываются немалые средства, и проектируется она с не меньшей тщательностью, чем автомобили. В частности, облик велосипедов с трехлучевой звездой разрабатывается в дизайн-центре Mercedes-Benz в Зиндельфингене. Однако собственного велозавода у «Мерседеса» нет: при незначительных объемах производства содержать его попросту невыгодно. Поэтому, как и в случае с Audi, был найден надежный партнер в лице вышеупомянутой компании ADP Engineering GmbH, специалмсты которой собаку съели на производстве велосипедов премиум-класса. Посмотреть на результаты совместной работы двух немецких грандов в своих областях можно на сайте mercedes-benz.ru . Ценовой разброс — от 24 800 руб. за простую детскую модель до 272 500 руб. за навороченный горный двухподвес.

Дороже денег

В отличие от автомобиля, велосипед — вещь менее яркая и эпатажная. Доказывать свою крутизну гораздо проще за рулем дорогого внедорожника, чем дорогого байка. Поэтому даже состоятельные владельцы Mercedes-Benz при виде пятизначного ценника на велосипеде того же бренда, скорее всего, пройдут мимо. Да что «Мерседес»! Много ли найдется владельцев Porsche, которые решатся купить карбоновый хардтейл (т. е. без амортизаторов) модели RS стоимостью 348 124 руб.? Ответ очевиден. Но именно поэтому обладатель такого «аппарата» сможет ощутить свою уникальность, чего не скажешь про владельцев автомобилей Porsche, которых на дорогах Москвы или Петербурга уже не многим меньше, чем «жигулей». И с этой точки зрения велосипед по цене новенькой Lada Granta кажется более правильным капиталовложением, чем покупка машины за те же деньги.

Кстати, если цена в три с половиной сотни тысяч рублей за двухколесный Porsche кажется вам завышенной, знайте — это еще не предел! Так, выпущенный в 2009 году голландским производителем суперкаров Spyker велосипед Koga Aeroblade с алюминиевой передней вилкой, титановой рамой, а также колесами и крыльями из углеволокна на старте продаж оценивался в рекордные12 540 долларов. А учитывая лимитированный тираж в 50 экземпляров, этот велосипед уже перешел в разряд коллекционных, и его цена стала еще выше. На этом фоне выпущенный совместно с итальянской компанией Montante двухколесный Maserati 8 CTF стоимостью 3600 евро (порядка 180 000 руб.) уже не кажется дико дорогим, ну а велосипеды Ferrari, при средней цене менее тысячи долларов, вообще выглядят как настоящие «бюджетники».

Автомобильная индустрия всегда отличалась тем, что во взаимоотношениях компаний-производителей было весьма трудно разобраться. Вслед за тем, как всемирный финансовый кризис нанёс ей серьёзный удар буквально во всех странах, автомобильные гиганты США и Европы стали лихорадочно перепродавать свои марки. В этой кутерьме стало и вовсе непонятно, кто сегодня находится в ответе за знаменитые бренды. На форуме потребителей часто обсуждаются эти вопросы. Попробуем прояснить историю запутанных взаимоотношений ведущих автомобильных марок.

Собственниками германского Porsche являются семьи Порше и Пих, потомкии основателя фирмы Фердинанда Порше и его сестры Луизы Пих. Семейство владеет количеством акций компании, предоставляющим право принимать ключевые решения, а меньшая часть привилегированных акций котируется на немецких фондовых рынках. Между прочим, этот семейный клан существенным образом воздействует на рынок автомобилей в Германии. В частности внук Фердинанда Порше, Фердинанд Пих, в период 1993–2002 гг. был главой компании Volkswagen.

В 2009 г. у семейной фирмы появился и первый значительный иностранный акционер. Им оказался Катарский эмират, который приобрёл 10% акций концерна. Кстати, самим холдингом Volkswagen фактически владеет Порше и с 2009 г. компании Volkswagen принадлежит 49,9% акций фирмы Porsche AG. Первоначально автокорпорация Volkswagen была государственной, но в 1960 г. была реорганизована в акционерное общество. При этом 20% акций имеют германское федеральное правительство и правительство Земли Нижняя Саксония.
Кроме собственного производства, структурными подразделениями группы Volkswagen сегодня служат: Audi (куплена у Daimler-Benz в 1964 г.), Seat (с 1990 г. Volkswagen Group принадлежит 99,99% акций), Lamborghini (концерн был приобреёен дочерней фирмой Audi в 1998 г.), Bugatti, Bentley.

Японским концерном Toyota Motor Corporation, президентом которого является Акио Тойода, внук основателя корпорации, на 6,29% владеет The Master Trust Bank of Japan, 5,81% принадлежит Toyota Industries Corporation, 6,29% - Japan Trustee Services Bank, и 9% приходится на казначейские акции.

Из всех производителей автомобилей в Японии только Toyota может похвалиться отличным набором брендов (Daihatsu, Scion, Lexus) и Subaru. Помимо этого, в составе Toyota Motor находится ещё и Hino, производитель грузовиков.

Успехи Honda более скромные. Помимо премиум-марки Acura да мотоциклетного подразделения, похвастать больше нечем.

Автокомпанией Peugeot-Citroen до сей поры на 30,3% (или 45,1% акций, обладающих голосом) владеет семейство Пежо. Также акции принадлежат работникам корпорации (2,76 %), имеются и казначейские акции (3,07%). Прочие акции пребывают в свободном обращении.

Между прочим, корпорация Peugeot SA купила 38,2% акций концерна Citron ещё в 1974 г., а уже спустя пару лет достигла удельного веса до 89,95%. Таким образом «Пежо» в настоящее время практически целиком контролирует некогда отдельный «Ситроен».

Другим крупнейшим мировым производителем авто является автоальянс Renault-Nissan, который владеет такими брендами, как Renault, Infiniti, Nissan, Dacia и Samsung. Также с декабря 2012 г. Renault-Nissan принадлежит 50% плюс одна акция «АвтоВАЗа», так что сегодня маркой Lada также фактически владеет французско-японский концерн.

За последние 60 лет компания «Рено» понемногу вышла из-под государственного контроля. До 1945 г. концерн Renault был частным на 100%. Впрочем, во время войны предприятия фирмы подверглись разрушению, а сам Луи Рено был обвинён в сотрудничестве с нацистами и осуждён. Предприниматель скончался в заключении, а его компания была национализирована. Однако с течением времени доля государственного участия стала снижаться. И если ещё в 1996 г. Renault была государственной компанией более чем наполовину, то в 2005 г. доля государства составляла всего лишь 15,7% акций. А в 1999 г. между фирмами «Рено» и «Ниссан» был заключён, вероятно, самый прочный автомобильный союз в мире. Концерном «Ниссан» на 44,4% владеет французский производитель, а 15% акций «Рено» владеют японцы.

Пятую по величине автомобильную компанию Daimler Chrysler полюбили арабы. Собственником топовых брендов Maybach, Mercedes-AMG, Mercedes-Benz и Smart, в качестве основного акционера является арабский инвестфонд Aabar Investments (9,1%), 7,2% акций принадлежит правительству Кувейта, ещё примерно 2% владеет эмират Дубай. По соседству с такими марками удивительно наблюдать наш КАМАЗ, 10-процентную долю которого Daimler купил в 2008 г. Немецкая компания внесла плату 250 млн USD за акции КАМАЗа моментально, оставив ещё 50 млн до 2012 г. По итогам сделки Daimler приобрёл один пост в совете директоров производителя грузовиков. В феврале же текущего года концерн увеличил свою долю ещё на 1% акций КАМАЗа.

Баварская компания BMW, которую в 1959 г. Герберт Квандт фактически спас от продажи своим единоличным решением, до сих пор находится под контролем его семейства. В конце 50-х убыточной германской маркой заинтересовался конкурирующий концерн Daimler-Benz, однако Квандт не продал её, хорошенько вложившись в неё сам. В настоящее время под контролем его детей Стефана и Сюзанны и вдовы Джоанны Квандт находится 46,6% акций BMW, что позволяет им жить весьма неплохо. Стефан Квандт некоторое время даже занимал должность заместителя председателя правления концерна. Невзирая на то, что в разные периоды General Motors, Ford, Volkswagen, Fiat и Honda предлагали очень выгодные условия сделки, наследники Герберта Квандта отказывались от продажи, так как считают сохранение семейной марки делом чести.

В последнее время в число лидеров мировой автоиндустрии стремительным образом вырвался альянс Hyundai-Kia. Сегодня он производит автомобили под брендами Kia и Hyundai, однако корейцы в ближайшем будущем намереваются создать и премиум-марку. По неподтвержденным пока сведениям, она будет носить имя Genesis.

Фирму Hyundai Motor практически поднял с колен один-единственный человек - Чунг Монг Ку, старший сын основателя индустриальной группы Hyundai. На исходе 90-х годов он основательно принялся за повышение качества автомашин. За каких-то шесть лет кореец смог поднять продажи на американском рынке до 360%, заняв 4 место среди импортных автобрендов.

Ford Motor управляется правнуком легендарного Генри Форда - Уильямом Фордом-младшим. Сам Генри Форд издавна желал пребывать единоличным владельцем компании. В 1919 г. Генри с сыном Эдселом выкупили акции завода у остальных акционеров, став единственными его собственниками. В том, что свои доли им продали легко, сомневаться не приходится, поскольку первыми акционерами были: торговец каменным углём, его бухгалтер, банкир, доверявший торговцу углём, 2 брата, владевших мастерской по производству моторов, плотник, пара юристов, один клерк, собственник галантерейной лавки и человек, изготовлявший пневматические ружья и ветряные двигатели.

До недавней поры «Форд» мог похвалиться ещё парой британских марок - «Ягуар» (в 1989 г. «Форд» за 2,5 млрд долларов приобрёл Jaguar) и «Лэнд Ровер» (в 2000 г. куплен «Фордом» у BMW за 2,75 млрд долларов). В 2008 г. оба бренда по причине громадных долгов были выставлены на аукцион, где в июне 2008 г. их приобрёл индийский концерн Tata Motors.

В настоящее время кроме автомобилей под собственным именем Ford Motor является собственников брендов Mercury и Lincoln. Также концерну принадлежит 9,4% акций «Киа Моторс Корпорэйшн» и 33,4% акций Mazda.

General Motors, долгие годы удерживавший лидирующие позиции на авторынке, в настоящее время находится под контролем государства (61% акций). К его главным акционерам относятся: Канадское правительство (12%), Объединённый профсоюз работников автоиндустрии США (17,5%). Оставшиеся 10,5% акций распределены между ведущими кредиторами.

Легендарной автокомпании до сих пор принадлежат такие марки, как Chevrolet, Opel, Pontiac, Cadillac и Buick. Совсем недавно она ещё являлась собственником контрольного пакета акций шведского концерна Saab (50%), однако с приходом кризиса в январе 2010 г. шведская фирма была продана голландскому производителю спортивных авто Spyker Cars.

Летом 2008 г. концерном General Motors было принято решение о продаже бренда Hummer, он почти целый год пытался продать её, то китайцам, то индусам, то россиянам. В итоге единственное перспективное соглашение с китайским Sichuan Tengzhong Heavy Industrial Machinery Co подверглось срыву и 26 мая 2010 г. сошёл последний внедорожник данной марки с конвейера предприятия General Motors в американском Шривпорте.

Fiat Group с 1 января 2011 г. разделилась на 2 дочерних фирмы по двум сегментам: Fiat SpA - легковые машины, и Fiat Industrial - промышленные виды транспорта. Из поглощений и слияний последних лет следует отметить переход бренда Volvo под контроль китайской компании Geely и приобретение индийской Tata Motor британских премиальных марок Land Rover и Jaguar. Наибольшим курьёзом в ряду данных событий служит покупка голландским карликовым производителем суперкаров Spyker шведской марки SAAB.

От былой мощи английской автоиндустрии сегодня остались лишь одни воспоминания. Знаменитые британские автопроизводители давно утратили былую независимость, однако даже и небольшие английские компании перешли под контроль зарубежных собственников. Знаменитой фирмой Lotus владеет малазийская Proton, а MG приобрела компания SAIC из Китая. В это же самое время у SAIC индийский автопроизводитель Mahindra&Mahindra купил корейскую SsangYong Motor.

Установили бы Вы себе на телефон приложение для чтения статей сайта epochtimes?

Человеку, не особо интересующемуся автомобилями, может показаться, что в мире существует большое число независимых автопроизводителей. На самом же деле, среди автомобильных марок можно выделить гигантские концерны и альянсы, в которые входят несколько автопроизводителей. Так давайте посмотри, кто кому принадлежит среди автомобильных брэндов.

Концерн Volkswagen

Головной компанией концерна является Volkswagen AG . Volkswagen AG полностью владеет промежуточным холдингом Porsche Zwischenholding GmbH, во владении которого находится производитель престижных автомобилей Porsche A. G. Ну а 50,73% акций самой Volkswagen AG принадлежат холдингу Porsche S.E., владельцами которого являются семьи Порше и Пиех – потомки основателя компании Фердинанда Порше и его сестры Луизы Пиех. Также в концерн Volkswagen входят компании Audi (была куплена у Daimler-Benz), SEAT , Skoda , Bentley , Bugatti и Lamborghini . Плюс производители грузовиков и автобусов MAN (Volkswagen принадлежат 55,9% акций) и Scania (70,94%).

Компания Toyota

Президентом японской компании Toyota Motor Corp. является Акио Тойода, внук основателя компании. 6,29% акций компании владеет The Master Trust Bank of Japan, 6,29% — Japan Trustee Services Bank, 5,81% — Toyota Industries Corporation, плюс 9% приходится на казначейские акции. Среди японских производителей Toyota владеет самым большим количеством марок: Lexus (компания была создана самой Toyota как производитель люксовых автомобилей), Subaru , Daihatsu , Scion (автомобили с молодёжным дизайном для продажи в США) и Hino (производит грузовики и автобусы).

Компания Honda

Другой японский автопроизводитель Honda владеет лишь одной маркой, и то созданной самой же Honda для производства люксовых автомобилей – Acura .

Концерн Peugeot – Citroen


Image with PSA Peugeot

Концерн является вторым по величине автопроизводителем в Европе после Volkswagen. Крупнейшими акционерами концерна являются семья Пежо – 14% акций, китайский автопроизводитель DongFeng – 14% и правительство Франции – 14%. Что касается отношения компаний внутри концерна, то Peugeot SA владеет 89,95% акций Citroen.

Альянс Renault-Nissan

Альянс Renault-Nissan был основан в 1999 году и представляет собой стратегическое партнёрство между компаниями в области развития машиностроения. Что касается собственников компаний, то 15,01% акция Renault принадлежат правительство Франции и 15% — компании Nissan. Доля Renault в Nissan, в свою очередь, составляет 43,4%. Renault частично или полностью контролирует следующие марки: Dacia (99,43%), Samsung Motors (80,1%), АвтоВАЗ (более 50% акций).

Nissan же контролирует лишь своё подразделение Infiniti , занимающееся производством престижных автомобилей, и марку Datsun , которая в настоящее время производит бюджетные автомобили для продажи в Индии, Индонезии, ЮАР и России.

Концерн General Motors

Американский концерн General Motors в настоящее время владеет следующими марками: Buick , Cadillac , Chevrolet , Daewoo , GMC , Holden , Opel и Vauxhall . Вдобавок к этому дочерняя компания GM — GM Auslandsprojekte GMBH владеет 41,6% акций совместного предприятия GM и АвтоВАЗа – GM-АвтоВАЗ, которое выпускает автомобили Chevrolet Niva.

В настоящее время концерн контролируется государством (61% акций). Остальными акционерами концерна являются Объединённый профсоюз работников автопромышленности США (17,5%), правительство Канады (12%). Остальными 9,5% акций владеют различные крупные кредиторы.

Компания Ford

Компания Ford в настоящее время контролируется семьёй Форд, ей принадлежать 40% акций. Уильям Форд-младший, правнук легендарного Генри Форда, занимает должность председателя совета директоров компании. До кризиса 2008 года Ford владел такими брендами, как Jaguar, Lincoln, Land Rover, Volvo и Aston Martin, а также 33% акций японской Mazda. В связи с кризисом все марки, за исключением Lincoln, были проданы, а доля акций Mazda была уменьшена до 13% (а в 2010 – вообще до 3%). Jaguar и Land Rover выкупила индийская компания Tata Motors, Volvo – китайская Geely, Aston Martin был продан консорциуму инвесторов, по сути, превратившись в независимую марку. В итоге в настоящий момент в собственности Ford находится лишь брэнд Lincoln , который выпускает автомобили класса «люкс».

Концерн Fiat

Итальянский концерн собрал в свою коллекцию такие брэнды, как Alfa Romeo , Ferrari , Maserati и Lancia . Плюс в начале 2014 года Fiat полностью купил американского автопроизводителя Chrysler вместе с марками Jeep , Dodge и Ram . Крупнейшими собственниками концерна на сегодняшний день являются семья Аньелли (30,5% акций) и Capital Research & Management (5,2%).

Концерн BMW

В конце 50-х годов прошлого века баварский концерн BMW находился в больших убытках. В это время один из акционеров BMW, промышленник Герберт Квандт, купил крупный пакет акций компании и фактически спас её от банкротства и продажи извечному конкуренту – фирме Daimler. Семья Квант и сегодня владеет 46,6% акций концерна. Остальные 53,3% акций компании торгуются на рынке. Концерн владеет такими марками, как Rolls- Royce и MINI .

Концерн Daimler

Главными акционерами концерна являются арабский инвестиционный фонд Aabar Investments (9,1%), правительство Кувейта (7,2%) и эмират Дубай (около 2%). Daimler выпускает автомобили под марками Mercedes- Benz , Maybach и Smart . Концерн также владеет 15% акций российского производителя грузовиков – компании «Камаз ».

Концерн Hyundai

Крупнейший автопроизводитель Южной Кореи, помимо собственной марки, также владеет 38,67% акций марки KIA (компания входит в Hyundai Motor Group).

Независимые автопроизводители

Среди популярных марок, которые не состоят ни в каких альянсах, и не владеют другими марками, можно назвать трёх японских автопроизводителей – Mazda , Mitsubishi и Suzuki .

Однако сегодняшние реалии показывают, что в будущем выживать независимым автопроизводителям будет всё сложнее и сложнее. Чтобы продавать свои автомобили по всему миру, необходимо иметь прочный «фундамент», который обеспечивают либо партнёры, либо партия из нескольких марок. Ещё тридцать лет назад легендарный управляющий Ли Якокка, который в своё время был президентом компании Ford и председателем правления корпорации Chrysler, предположил, что к началу 21 века в мире останется лишь небольшое число автопроизводителей.

Ребята из Ингольштадта далеко не первые, кто выпустил на рынок имиджевую коляску для детей. Подобные товары есть в арсенале BMW, Aston Martin, Porsche и McLaren. Модели последней, кстати, у российских мамочек пользуются повышенной популярностью. Однако в Audi решили пойти еще дальше и предложили родителям-модникам гибрид трехколесной прогулочной «повозки» и анатомического автомобильного сиденья. При необходимости шасси убираются прямо в подушку, и коляска превращается в самое настоящее автокресло. Остается лишь закрепить его в машине и пристегнуть малыша ремнями безопасности.

Honda: бешеная газонокосилка

Ни для кого не секрет, что японцы давно практикуют изготовление газонокосилок . А вот тот факт, что временами их превращают в гоночные болиды, пожалуй, знают немногие. Речь о модели Mean Mower от Honda, обученной выполнять не только свои прямые обязанности по стрижке газона, но еще и рассекать по асфальту, развивая скорость свыше 200 км/ч. В движение болид приводится 110-сильным мотором, заимствованным у спортивного байка Honda VTR Firestorm, а в паре с ним выступает 6-ступенчатая коробка передач. С таким набором и при массе 140 кг газонокосилка способна выдавать первую сотню с места за четыре с небольшим секунды.

Ford: уголь для пикника

А как вам это - фирменный древесный уголь от заокеанского Ford? Некогда дочерняя контора, принадлежащая автогиганту, мелкими партиями закупала оборудование для брикетирования угля у американо-немецкой компании Buehler. Спустя время янки наладили крупномасштабное производство и стали выпускать фасованный уголь для барбекю из отходов древесины хвойных пород под брендом Kingsford. На сегодняшний день производитель является полноправным лидером в данном сегменте, контролируя более 80% местного рынка.

General Motors: туалетная вода для мужчин

Американский автоконцерн успел поработать сразу с несколькими парфюмерными компаниями. К слову, совместное сотрудничество с Coty привело к созданию туалетной воды Corvette, а партнерство с Riviera Concepts закончилось появлением аромата Hummer . Поговаривают, что сейчас General Motors готовит очередной «вкусный» сюрприз для поклонников. Неужели в честь нового Chevrolet Camaro? Впрочем, не дремлют и конкуренты - собственный парфюм есть также у Mercedes-Benz, Ferrari, Bentley, Bugatti, Jaguar и даже Kia.

Lamborghini: двойная кофеварка

А вот итальянская Lamborghini, начинавшая когда-то с выпуска тракторов, решила удивить мир своей кофемашиной с селектором в виде рукоятки коробки передач, неоновой подсветкой и способностью приготовить напиток на две кружки одновременно. Но уникальность ее не только в этом. Помимо использования высококачественной нержавеющей стали собирают каждый такой аппарат исключительно вручную. Естественно, ограниченными партиями или под заказ.

Ferrari: спортивный ноутбук

Уже тринадцатый год подряд компания Acer является эксклюзивным поставщиком вычислительной техники для команды Scuderia Ferrari в Formula-1.

В рамках сотрудничества штампуют компьютеры и для массового потребителя.

За это время, к слову, мы увидели несколько моделей ноутбуков из линейки Acer Ferrari. К их отличительным особенностям можно отнести огненно-красный корпус с логотипом марки, выполненный из легкого, но в то же время сверхпрочного углеродного пластика, а также прорезиненные боковины и выдержанную в едином стиле мышку.

Комплект также дополняет яркая фирменная салфетка для ухода за монитором. Самое время запустить Gran Turismo и почувствовать себя гонщиком.

Mercedes-Benz: доска для серфинга

Пока конкуренты из BMW работали над созданием бобов для бобслея, а Porsche выпускала детские сани, Daimler организовал производство досок для серфинга. Содействие в развитии проекта немцам оказал знаменитый американский серфингист Гарретт Макнамара, который изобразил идеальную, по его словам, доску для катания по волнам. Линейка пробковых серфов, получившая название MBoard (Mercedes-Benz Board), представлена моделями золотого и серебряного цветов с красующимся на них автографом экстремального спортсмена.

MINI : самокат на электротяге

Британцы представили самокат, который оценят по достоинству не только дети, но и их родители. В основу двухколесного средства передвижения лег небольшой электромотор, позволяющий развивать скорость до 25 км/ч. Без дополнительной зарядки литий-ионных батарей самокат способен преодолеть расстояние около 30 км. Впрочем, ездить на нем можно и по старинке, отталкиваясь одной ногой от асфальта.

Bentley: часы для эстетов

В отличие от своих коллег по автопрому - Aston Martin, Ferrari и Morgan, довольно успешно поэкспериментировавших с выпуском собственных часов, англичане предложили ценителям прекрасного не просто стильный аксессуар, а хронограф, который можно собрать по индивидуальному заказу. Клиентам предоставляется возможность указать любую деталь и полностью скомпоновать начинку будущих часов. А помогают в этом Bentley легендарные швейцарские специалисты из Breitling. Эксклюзивную коллекцию так и назвали - Breitling for Bentley.

Mitsubishi: карандаши для письма

Не удивляйтесь, но японская компания помимо автомобилей славится не только выпуском аудиовидеотехники и кондиционеров. Еще два века назад Mitsubishi опробовала свои силы в изготовлении деревянных карандашей. Сегодня же это крупный производитель разного рода канцелярских товаров, в том числе шариковых и автоматических ручек, механических пишущих инструментов и держателей для грифелей. Примечательно, но для создания, казалось бы, обычного карандаша для письма используется многолетняя древесина благородных пород.

Volkswagen: кетчуп для сосисок

«Почему бы не подзаработать на продуктах питания?» - подумал в конце 90-х годов автостроитель из Вольфсбурга и поставил на поток производство кетчупа для сосисок. Изначально товар был ориентирован на корпоративных сотрудников машиностроительных площадок, а спустя пару лет VW стал поставлять бутылочки с томатной пастой на внутренний рынок Германии. Но картина была бы неполной без самих сосисок, которые довольно быстро дополнили пищевой прейскурант бренда. Кстати, неплохая идея для проведения стимулирующих акций. Скажем, купил новый Polo - получи в подарок месячный запас продовольствия!

Peugeot: кухонная перечница

Второй век кряду французы отмечаются изготовлением мельниц для перемалывания перца, соли и прочих специй. Главной особенностью кухонной утвари помимо наличия эмблемы в виде пресловутого льва является сочетание уникальных материалов, задействованных в производстве. Это и сталь с посеребренным металлом, и фарфор, и натуральное дерево. А в подтверждение безупречного качества исполнения компания предоставляет на свои товары пожизненную гарантию. Такую бы да на автомобили!

Hyundai: морские суда

А корейцы вдарили по тяжелой, став одной из крупнейших судостроительных верфей в мире. Ежегодно Hyundai Heavy Industries производит и спускает на воду более 60 морских тяжеловесов. В их числе - сухогрузы, контейнеровозы, гигантские танкеры и даже плотины, которые составляют костяк всего современного судоходства и международной торговли. Более того, компания постоянно трудится над собственными технологиями, в частности, отвечающими за безопасность. Одной из таких разработок, к примеру, стала интеллектуальная система определения препятствий на воде в пределах 50 км, самостоятельно перестраивающая маршрут следования во избежание столкновения.