Автомобиль грузовой газ 3302. Габаритные размеры «Газели. Основные данные для регулировок и контроля

Марка «Газель» существует с 1994 года, первыми с конвейера сошли малотоннажные грузовики, а в дальнейшем на Горьковском автозаводе стали также дополнительно производиться фургоны, микроавтобусы, различная спецтехника.

За всю историю существования марки произведено бесчисленное множество различных модификаций авто, на машинах устанавливались различные двигатели.

В этой статье будут рассмотрены на автомобилях Газель: технические характеристики, типы силовых агрегатов и трансмиссии, будет дано общее описание моделей в разных кузовах.

В СССР малого коммерческого транспорта практически не было, а из относительно небольших грузовиков в Советском Союзе выпускалась только «полуторка» ГАЗ-АА. Но к 1950 году производство легендарного грузового автомобиля было прекращено, в дальнейшем грузы перевозились только автомашинами грузоподъемностью не менее двух тонн, и габариты такого транспорта были внушительными. Потребность в перевозках небольших партий товара и грузов возникла с развитием рынка в России, первой в классе легких коммерческих авто (LCV) стала «Газель».

Сначала полуторатонные автомашины ГАЗ-3302 оснащались двигателями ЗМЗ-402 (Аи-92) и ЗМЗ-4021 (А-76), механическими 4-х и 5-ти ступенчатыми коробками передач, «чайковским» задним мостом. Кабина рассчитывалась на трех человек, с учетом водителя, на «полуторку» можно было установить тент, которым все бортовые автомашины комплектовались с завода.

Четырехступенчатая коробка передач было откровенно слаба для малотоннажного грузовика, и к 1996 году завод перестал их устанавливать, автомобили теперь комплектовались только 5-ст. МКПП. Также приблизительно в это время для Gazel был разработан мост собственной конструкции, а «чайковский» (типа ГАЗ-3102) сняли с конвейерной линии. В 1997 году на автомашине в серию пошел карбюраторный 110-сильный ДВС ЗМЗ-4063.10.

За всю историю существования ГАЗ-3302 всего дважды подвергался рестайлингу – в 2003 и 2010 году, а начиная с 1995 года производится полноприводный грузовик 33027. В последний год дорестайлинговой версии (2002-й) начался выпуск автомашин с удлиненной рамой, шасси получило индекс 330202. Хотя грузоподъемность автомашины осталась практически такой же, но на авто с удлиненным кузовом уже можно было перевозить длинномерные грузы. Технические характеристики ГАЗ-3302 (образца 1994-2003 года) следующие:

  • количество дверей – две;
  • кол-во пассажирских мест (учитывая пассажирское место) – 6;
  • тип кузова – пикап;
  • грузоподъемность – 1500 кг;
  • колесная база – 290 см;
  • снаряженная масса – 1600 кг;
  • колея колес задних/ передних – 156/ 170 см;
  • максимальный вес груженого ТС (полная масса) – 3,5 тонны;
  • габариты (длина/ ширина/ высота) – 5,120/ 1,970/ 2,120 м (высота берется по кабине, без учета тента);
  • радиус дисков колес – R16;
  • размер шин – 175/80;
  • объем бензобака – 60/ 70 литров, в зависимости от модификации ТС;
  • передняя/ задняя подвеска – зависимая, на рессорах.

Следует отметить, что первые «Газели» комплектовались пластмассовыми 60-литровыми топливными баками, и лишь позднее на них решили устанавливать 70-литровые металлические бензобаки. На задней оси бортового ГАЗ-3302 имеется по два ската с каждой стороны, задний мост крепится на рессорах.

Через год после начала выпуска бортового 3302 ГАЗ приступил к производству грузовых малотоннажных грузовиков с двойной кабиной, модель получила название «Фермер». Это модификация авто первоначально рассчитывалась на использование в сельском хозяйстве, но мини грузовику быстро нашли применение и других сферах, в частности, автомобиль, пригодился для перевозки выездных бригад.

Основное отличие ГАЗ-33023 от 3302 – это кабина, объем которой увеличен до четырех с половиной кубических метров, и в ней имеется два ряда сидений (шесть мест). Так же как и на полуторатонном грузовике, у «Газели Фермер» есть длиннобазная версия, а также полноприводный вариант авто. В дорестайлинговой версии автомобиль комплектовался двумя типами двигателей – бензиновыми карбюраторными движками ЗМЗ-402 (100 л. с.) и ЗМЗ-4063 (110 л. с.). а с 2000 года «Фермер» дополнительно оснащался дизельными моторами ГАЗ-560 и 5601 (5602), собранными по лицензии австрийского концерна Steyr.

ГАЗ 330232 – это «Газель Фермер» с удлиненной базой, всего имеется несколько модификаций:

  • 330232-216 – с двигателем УМЗ-4216, с гидроусилителем руля;
  • 330232-404 – с мотором ЗМЗ-40524;
  • 330232-408 – с мотором ЗМЗ-40524, с ГУР;
  • 330232-748 – с ДВС Chrysler 2400 см³; с ГУР;
  • 330232-531 – с ДВС ГАЗ-5602, с ГУР.

Двигатель ГАЗ-5602, устанавливаемый на автомобиль ГАЗ-330232-531 – это модернизированный вариант турбодизеля ГАЗ-5601, в отличие от последнего он уже отвечает экологическим нормам Euro-3 (ГАЗ-5601 соответствует Евро-2). Колесная база в удлиненном варианте увеличена на 0,6 м, соответственно, у автомашины больше и размеры «борта». Все модели оснащаются клеенчатым тентом, кабина рассчитана на шесть пассажирских мест (с учетом водителя).

У автомобиля Газель Фермер ГАЗ-330232 с двигателем ЗМЗ-405 технические характеристики следующие:


Через несколько месяцев после выхода в свет «Газель Фермер» Горьковский автозавод приступил к производству цельнометаллического фургона ГАЗ-2705 (с декабря 1995-го). Этот автомобиль выпускается с двумя вариантами кабины – в 3-местном и 6-местом исполнении (2705 «Комби»), фургон имеет одну боковую сдвижную и две распашные двери сзади. В трехместном варианте автомашина имеет грузоподъемность 1,35 тонны, в шестиместном исполнении – 1 тонну.

В 1996 году начался выпуск полноприводной версии ГАЗ-27057, в 2002 году появилась модификация коммерческого авто с пластиковой крышей, которая располагалась выше, и за счет этого увеличился полезный объем (11 кубических метров вместо 9-ти в стандартном варианте). Модернизированные автомобили получили индексы 2705-90 и 27057-90 (в полноприводном исполнении).

Технические характеристики ГАЗ-2705 фургон (с двигателем ЗМЗ 405) следующие:

Весной 1996 года на Горьковском автозаводе начался выпуск микроавтобусов (минивэн), базовая модель получила название ГАЗ-3221. Летом этого же года была выпущена полная версия ГАЗ-32217, автомобиль рассчитан на эксплуатацию по грунтовым дорогам. В микроавтобусе «Газель» размещается 13 пассажиров, также производится модернизированная версия ГАЗ-32213, она отличается от базового варианта высокими мягкими сиденьями.

Базой микроавтобуса является фургон 2705, минивэн ГАЗ-3221 имеет следующие технические характеристики:

Первый рестайлинг

В 2003 году на Gazel был произведен первый рестайлинг, в первую очередь модернизация коснулась внешнего облика автомобиля:

  • стали другими передние фары, и если они на модели 1994-2003 года имели прямоугольную форму (позаимствованы с легкового авто ГАЗ-31029/ 3110), то на новой автомашине оптика уже была своя;
  • приобрел другую форму капот;
  • изменились передние крылья;
  • на заводе решили установить новые бампера, решетку радиатора.

Изменения коснулись также и внутреннего интерьера – поменялась панель приборов, а приборный щиток был взят от «Волги» ГАЗ-3110. Двигатель ЗМЗ-402 был снят с производства, и на обновленную «Газель» он уже не ставился. На рестайлинговой версии с 2003 года серийно устанавливается мотор ГАЗ-5602, с 2007-го – УМЗ-4216, и с 2008-го – ЗМЗ-40524.

В 2010-м году Gazel подвергалась рестайлингу во второй раз, именно это обновленная версия и называется «Газель Бизнес». Внешних изменений в рестайлинговой версии немного (радиаторная решетка, передний бампер), в основном новый автомобиль отличается новыми комплектующими – в этой марке появилось много импортных деталей. Основные устанавливаемые силовые агрегаты – это ульяновский бензиновый движок УМЗ-4216 (в двух модификациях) и американский турбодизель китайской сборки Cummins 2800³.

ГАЗель-Next

В апреле 2013 года ГАЗ приступил к серийному выпуску авто «Газель Некст», и это уже был не рестайлинг, а абсолютно новая машина второго поколения. Дизайн у коммерческого авто Next совершенно поменялся – внешний вид его отвечает представлениям о современном автомобиле, и он выглядит ничуть не хуже любой иномарки.

С самого начала выпуска на «Некст» устанавливался только один тип двигателя – это дизель Cummins 2800 см³. В дальнейшем линейка силовых агрегатов расширилась, она дополнилась ульяновским бензиновым ДВС Evotech E-4 объемом 2700 см³. Трансмиссия хотя и подверглась модернизации, но ставится на машину та же механическая 5-ст. КПП, других коробок передач на авто не предусмотрено.

«Next» получила от «Газели Бизнес» раму, задний мост, выхлопную систему и топливный бак, но кабина и кузов совершенно новые, также установлена совершенно другая передняя подвеска. У авто второго поколения ГАЗ увеличилась колесная база, на машине установлено много импортных деталей. Базовым вариантом считается бортовой грузовик, на его шасси также выпускается:


В базовом варианте (бортовой грузовик) у автомобиля Газель Некст технические характеристики следующие:

  • габариты (длина/ высота/ ширина) – 5,630/ 2,140/ 2,070 м (высота берется по кабине, без учета тента);
  • дорожный просвет (клиренс) – 17 см;
  • количество дверей – две;
  • число пассажирских мест (с учетом водителя) – 3;
  • колея колес задн./ передн. – 156/ 175 см;
  • снаряженная масса – 1985 кг;
  • колесная база – 3,145 м (с длинной рамой – 3,745 м);
  • грузоподъемность – более 1500 кг;
  • максимальный вес груженого ТС (масса полная) – 3,5 тонны;
  • тип кузова – пикап;
  • размер шин – 175/80 (185/75);
  • радиус колесных дисков – R16;
  • объем бензобака – 70 литров;
  • передняя подвеска – независимого типа, задняя – мост на рессорах.

Модель автомобиля, ГАЗ 3302 33023 33027 330273 2705 27057 330202 330232
Тип автомобиля 4×2 4×2 4×4 4×4 4×2 4×4 4×2 4×2
Полная масса, кг 3500 3500 3500 3500 3500 3500 3500 3500
1790 1920 2010 2140 1960
2070 1)
2180
2290 1)
1950 2005
Нагрузка на ось полностью груженого автомобиля, кг
переднюю 1200 1260 1380 1470 1245
1215 1)
1430
1400 1)
1290 1345
заднюю 2300 2240 2120 2030 2255
2285 1)
2070
2100 1)
2210 2155
База, мм

Габаритные размеры, мм:

2900 2900 2900 2900 2900 2900 3500 3500
длина 5480 5480 5480 5480 5475 5475 6616 6295
ширина 2066 2066 2066 2066 2075 2075 2066 2066
высота 2) 2120 2274 2210 2364 2200 2300 2120 2274
высота по тенту 2570 2570 2660 2660 - - 2570 2570
Колея передних колес 1700 1700 1720 1720 1700 1720 1700 1700
1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560
170 1560 1560 1560 1560 1560 1560 1560
5,5 5,5 7,5 7,5 5,5 7,5 6,7 6,7
Контрольный расход топлива по ГОСТ 20306–90 при
движении с постоянной скоростью, л/100 км:
60 км/ч 10,7 10,7 12,0 12,0 10,7 12,0 10,7 10,7
80 км/ч 13 13 14 14 13 13 13 13
Максимальная скорость автомобиля на горизонтальном
участке ровного шоссе, км/ч
130 130 130 130 130 130 130 130
Углы свеса (с нагрузкой), °:
передний 24 24 29 29 22 29 22 22
задний 24 24 27 27 18 19 17 23
Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем, с полной нагрузкой, % 26 26 30 30 26 30 26 26
Погрузочная высота, мм 960 960 1060 1060 725 825 1000 1000

1) Для автомобилей ГАЗ-2705 и мод. с двумя рядами сидений.

2) Для бортовых автомобилей указана высота по кабине.

4.2. Автомобили ГАЗ-3221 и мод. Общие данные

Модель автомобиля ГАЗ 3221 32212 32213 32217 322173 322132 322133
Тип автомобиля 4×2 4×4 4×2
Полная масса 1) , кг 2905 3215 3180 3115 3390 3160 3230
Масса снаряженного автомобиля, кг 2260 2215 2180 2470 2390 2160 2230
Нагрузка на ось полностью груженого автомобиля, кг:
- переднюю 1020 1195 1115 1165 1255 1110 ИЗО
- заднюю 1885 2020 2065 1950 2135 2050 2100
База, мм: 2900 2900 2900 2900 2900 2900 2900
Габаритные размеры, мм:
- длина 5475 5475 5475 5475 5475 5475 5475
- ширина 2075 2075 2075 2075 2075 2075 2075
- высота 2200 2200 2200 2300 2300 2200 2600
Колея передних колес 1700 2700 1700 1720 1720 1700 1700
Колея задних колес (между серединами сдвоенных шин), мм 1560 1560 1560 1560 1560 1560 | 1560
Дорожный просвет (под картером заднего моста при полной массе), мм 170 170 170 190 190 170 170
Минимальный радиус поворота по колее наружного переднего колеса, м 5,5 5,5 5,5 7,5 7,5 5,5 5,5
Контрольный 2) расход топлива по ГОСТ-2030690 при движении с постоянной скоростью, л/100 км:
60 км/ч 10,7 10,7 10,7 12,0 12,0 10,7 10,7
80 км/ч 13 13 13 14 14 13 13
Максимальная скорость автомобиля на горизонтальном участке ровного шоссе, км/ч 130 130 130 130 130 130 130
Углы свеса (с нагрузкой), град: 22 22 22 28 28 22 22
- передний 17 17 17 19 19 17 17
- задний Максимальный подъем, преодолеваемый автомобилем с полной нагрузкой, % 26 26 26 30 30 26 26

1) Полная масса автомобилей указана с учетом посадки водителя и пассажиров по количеству установленных мест.

2) Контрольный расход топлива служит для оценки технического состояния автомобиля и проверяется в условиях, регламентированных соответствующими стандартами, и не является показателем эксплуатационных норм расхода топлива.

4.3. Двигатель

Модель УМЗ-42160
(Евро-3)
УМЗ-42164
(Евро-4)
Тип 4-тактный, впрысковый
Количество цилиндров и их расположение 4, рядное
Диаметр цилиндров и ход поршня, мм 100×92
Рабочий объем цилиндров, л 2,89
Степень сжатия 8,8 9,5
Номинальная мощность, нетто кВт (л.с.) 78,5 (106,8)
Максимальный крутящим момент, нетто,
даН×м (кгс×м)
22,5 (220,5)
при частоте вращения коленчатого вала,
об/мин
2500
Порядок работы цилиндров 1–2–4–3
Частота вращения коленчатого вала в ре-жиме холостого хода, об/мин:
- минимальная (n min xx) 800±50
- повышенная (n пов xx) 3000±50
Направление вращения коленчатого вала (наблюдая со стороны вентилятора) Правое

4.4. Трансмиссия

Сцепление Однодисковое, сухое, с гидравлическим приводом
Коробка передач Механическая, 5-ступенчатая с синхронизаторами на всех передачах
Передаточные числа:
1 передача - 4,05
2 передача - 2,34
3 передача - 1,395
4 передача - 1,0
5 передача - 0,849
Задний ход - 3,51
Раздаточная коробка автомобилей типа 4×4 Механическая, имеет две передачи: высшую (i=l,07) и низшую (i=l,87), а также симметричный межосевой дифференциал с принудительной блокировкой
Карданная передача Два вала с тремя карданными шарнирами и промежуточной опорой Три вала (для автомобилей типа 4×4) с
шестью карданными шарнирами
Передний мост автомобилей типа 4×4:
главная передача Гипоидная, передаточное число - 5,125
дифференциал Конический, шестеренчатый
поворотные кулаки С карданными шарнирами неравных угловых скоростей
Задний мост:
главная передача Гипоидная, передаточное число 5,125 - для автомобилей типа 4×4; 4,3 - для автомобилей типа 4×2
дифференциал Конический, шестеренчатый

Условный знак, заменяющий букву варианта комплектации двигателя.

4.5. Ходовая часть

4.6. Рулевое управление

4.7. Тормозное управление

4.8. Электрооборудование

Тип электрооборудования Постоянного тока, однопроводное. Отрицательные выводы источников питания и потребителей соединены с корпусом
Номинальное напряжение, В 12
Генератор 3282.3771000
Стартер 422.3708000 или 5732.3708000
Дополнительное реле стартера 711.3741–02
Система управления двигателем УМЗ-4216 (Евро-3):
блок управления - микас М10.3 (4216.3763–82) - для автомобилей типа 4×2 (главная пара i=4,3)
- микас М10.3 (4216.3763–12) - для автомобилей типа 4×4 (главная пара i=5,125)
датчик положения дроссельной заслонки 0280 122 001 (ф. BOSCH“)
датчик кислорода 25.368889
датчик фазы 4063847050–01 или ДФ-1
датчик синхронизации 23.3847 или ДС-1
датчик детонации GT-305
электромагнитные форсунки 0 280 150 560 (ф. BOSCH“), ZMZ 9261

ВЕКА 10 (ф. SIEMENS“)

регулятор холостого хода РХХ60
катушка зажигания сдвоенная 48.3705 или 5810.3705
датчик температуры ОЖ системы 234.3828
управления
Система управления двигателем УМЗ-4216 (Евро-4):
блок управления - микас 12.1 (42164.3763000) - для автомобилей типа 4×2 (главная пара i=4,3)

Микас 12.3 (42164.3763000–10) - для автомобилей типа 4×4 (главная пара i=5,125)

Форсунка ZMZ6354 DEKA1D
Катушка зажигания сдвоенная 48.3705 или 5810.3705
Патрубок дроссельный с электроприводом 40624.11481099
Модуль педали газа 6PV010033–00 (Hylic“)
Модуль погружного электробензонасоса 7Д5.883.046 СЭПО - ЗЭМ“ г. Саратов или Э04.4100000–21 АВТЭЛ“, г. Калуга
Клапан продувки адсорбера 21103–1164200–02 или 1103–1164200–03 или 21103–1164200
Свечи зажигания WR15YC (ф. BRISK“) или WR7BC (ф. BOSCH»)
Датчик сигнализатора аварийного давления масла 30.3829 или ММ 111В
Датчик абсолютного давления со встроенным датчиком температуры ATPTSNSR-0239
Аккумуляторная батарея 6CT-66LR
Фары:
правая 0301215 202 или 1512.3775000
левая 0301215 201 или 1502.3775000
Задние фонари:
для автомобилей с платформой 171.3716 или 7702.3716
для автомобилей с цельнометаллическим кузовом 7202.3776 (правый), 7212.3776 (левый)
Стеклоочиститель 60.5205010 или 70.5205000
Комплект звуковых сигналов 20 20.3721–01 Г/201.3721–01Г

4.9. Кузов 1)

4.10. Кабина и платформа

4.11. Основные данные для регулировок и контроля

Давление масла на прогретом двигателе при частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу, кПа (кгс/см 2) 127 (1,3)
Зазор между коромыслами и клапанами на холодном двигателе при 15–20° С, мм
- для выпускных клапанов 1 и 4 цилиндров 0,3–0,35
- для остальных клапанов 0,35–0,4
Нормальная температура жидкости в системе охлаждения, °С 80–105
Минимальная частота вращения коленчатого вала в режиме холостого хода, об/мин 800–850
Зазор между электродами свечей, мм 0,7–0,85
Прогиб ремня вентилятора при нажатии с усилием 4 даН (4 кгс), мм 7–9
Прогиб ремня водяного насоса и генератора при нажатии с усилием 4 даН (4 кгс), мм 8–10
Прогиб ремня насоса гидроусилителя руля при нажатии с усилием 4 даН (4 кгс), мм 6–10
Свободный ход педали сцепления, мм 7–15
Ход штока рабочего цилиндра сцепления, мм 18–20,5
Свободный ход 5) педали тормоза при неработающем двигателе, мм 3–5
Минимально допустимая толщина фрикционного слоя, мм:
для колодок передних дисковых тормозов 3,0
для накладок задних барабанных тормозов 1,0
Суммарный люфт рулевого колеса, ° Согласно ГОСТ Р 51709–2001
Уклон, на котором автомобиль с полной нагрузкой удерживается стояночной тормозной системой, не менее, % 16
Углы установки передних колес: развал 6) 0°30"-1”
поперечный наклон шкворня 6)
продольный наклон шкворня 6) 3°28"+30” (4°) 7)
схождение колес, мм 0–3
Давление воздуха в шинах, кПа (кгс/см 2):
передних колес 290+10 (3,0+0,1)
330+10 (3,4+0,1) 7)
240+10 (2,5+0,1) 8)
задних колес 290+10 (3,0+0,1)
240+10 (2,5+0,1) 8)
270+10 (2,8+0,1) 9)

Примечание: давление воздуха в шинах каждой оси должно быть одинаковым согласно указанным величинам.

1) Для автомобилей с цельнометаллическим кузовом.
2) Для автомобилей ГАЗ-2705 с двумя рядами сидений.
3) Для ГАЗ-330202.
4) Для ГАЗ-330232.
5) Свободный ход обеспечен конструкцией вакуумного усилителя тормозов.
6) Параметр обеспечен конструкцией передней оси (переднего моста), регулировке не подлежит.
7) Для ГАЗ-330202 и ГАЗ-330232.
8) Для автомобиля типа 4×4.
9) Для ГАЗ-3221 и ГАЗ-32212.

ГАЗ 3302 – серия малотоннажных грузовых автомобилей, выпускаемых Горьковским автомобильным заводом. Модель по праву считается самым распространенным коммерческим транспортом отечественного производства. Дебютный представитель семейства появился почти 25 лет назад. За короткий промежуток времени модели удалось завоевать огромную популярность. Изначально ГАЗ 3302 выпускался в формате небольшого грузовика с грузоподъемностью 1,5 тонны, но большой спрос заставил Горьковский автозавод расширить линейку.

ГАЗ 3302 стал «первооткрывателем» семейства малотоннажной коммерческой техники российского производства. Главным достоинством модели стала низкая стоимость и простота конструкции. Сборка различных модификаций из отечественных машинокомплектов выполнялась на предприятиях ближнего и дальнего зарубежья.

Серия (особенно первые версии) имели ряд недостатков, характерных для российских машин. Однако доступная стоимость, ремонтопригодность и легкость управления обеспечили ей устойчивый спрос на рынке.

Навигация

Назначение

ГАЗ 3302 представляет собой маневренный и компактный грузовой автомобиль, адаптированный к российским условиям эксплуатации. Модель прекрасно чувствует себя в городских условиях с узкими подъездами к складам, объектам инфраструктуры и торговым точкам. Машина может использоваться для перевозки рабочих бригад и специального оборудования, что обуславливает ее популярность у строительных компаний.

В состав серии ГАЗ 3302 входят версии с газобаллонным оборудованием, которые пользуются большим спросом у россиян. Себестоимость эксплуатации таких модификаций существенно ниже.

Другим преимуществом ГАЗ 3302 является класс транспортного средства. Серия не относится к полноценным грузовым автомобилям, потому для управления водителю необходимы лишь права категории B.

История

Потребность в компактном грузовом автомобиле была продиктована новыми рыночными отношениями, активно развивающими в стране в начале 1990-х годов. Постоянное увеличение числа малогабаритных грузоперевозок привело к резкому росту спроса на небольшой коммерческий транспорт, который российская автомобильная промышленность удовлетворить не могла. На рынке просто отсутствовал доступный и качественный продукт. Первой на образовавшуюся потребность отреагировала группа ГАЗ, представив линейку ГАЗель. Пустующую нишу предполагалось заполнить весьма интересной разработкой – малотоннажным грузовиком ГАЗ 3302.

Появление принципиально новой модели в 1994 году поменяло механизм междугородних и городских перевозок, заметно упростив его. Технические характеристики ГАЗ 3302 обеспечили быстрый рост и широкие возможности. Новый принцип построения стал переломным моментом в понимании грузоперевозок, а сама модель на долгие годы стала одной из наиболее востребованных на российском рынке.

Дизайн ГАЗ 3302 сложно было назвать ошеломляющим. Обтекаемая кабина простой формы без каких-либо интересных элементов. Модель получила стандартную внешность и изначально комплектовалась старомодной решеткой радиатора, дополненной прямоугольными фарами. Приоритетом у разработчиков были функциональные возможности.

Летом 1995 года Горьковский автозавод выпустил небольшую серию полноприводных ГАЗ 33027 с двухскатной ошиновкой сзади и постоянным полным приводом. Модификация предназначалась для работы в труднопроходимых районах и на грунтовых дорогах.

В 2002 году появилась удлиненная версия ГАЗ 330202, изначально комплектовавшаяся исключительно платформами-эвакуаторами и кузовами-автолавками. Впоследствии на нее стали устанавливать стандартные надстройки. Модификации с увеличенной длиной позволили частично закрыть нишу между моделями «Валдай» и «ГАЗель».

В 2003 году серия ГАЗ 3302 пережила незначительный рестайлинг, сделавший дизайн более привлекательным.

Следующего обновления пришлось ждать 7 лет. Глобальная модернизация привела к смене названия. Машина стала именоваться «ГАЗель-Бизнес». Дизайн кабины разработчики позаимствовали у модели Ford Transit, что положительно сказалось на уровне комфорта и привлекательности. Внутреннее пространство «ГАЗель-Бизнес» увеличилось (в салоне могли свободно разместиться 3 человека). Обзорность также улучшилась. При этом Горьковский автозавод не стал отказываться и от производства первой модификации с более доступной стоимостью.

В 2011 году началось производство 2-тонной модели с усиленным задним мостом.

Еще в 1995 году стартовала разработка газобаллонной версии ГАЗ 33205 для стран СНГ, но масштабное производство модели несколько раз откладывалось. В серию автомобиль поступил лишь весной 2010 года. Ранее все газифицированные модификации ГАЗель оборудовались газобаллонным оборудованием через небольшие специализированные фирмы по индивидуальным заказам. При этом потребитель терял заводскую гарантию, что негативно сказывалось на спросе на данную модель.

Модификации

Линейку ГАЗ 3302 принято делить на 2 большие группы:

  • ГАЗ 3302 «ГАЗель» – грузовой автомобиль с грузоподъемностью до 2 тонн и стандартной кабиной на 2 пассажиров.
  • ГАЗ 33023 «ГАЗель-фермер» – грузопассажирская модель, рассчитанная на перевозку груза массой до 1 тонны и 5 пассажиров.

Серия ГАЗ 3302 «ГАЗель»:

  • ГАЗ 3302-216 – тентованная версия с агрегатом УМЗ-4216;
  • ГАЗ 3302-404 – тентованная модель с мотором ЗМЗ-40524;
  • ГАЗ 3302-408 – аналог ГАЗ 3302-404, отличающийся наличием гидравлического усилителя руля;
  • ГАЗ 3302-531 – дизельная тентованная версия с мотором ГАЗ-5602;
  • ГАЗ 3302-748 – тентованная вариация с иностранным агрегатом Chrysler 2.4L-DOHC;
  • ГАЗ 330200-0404 – удлиненная модель с тентом и мотором ЗМЗ-40524;
  • ГАЗ 330200-0748 – версия с удлиненной базой, тентом и двигателем Chrysler 2.4L-DOHC;
  • ГАЗ 330200-1404 – удлиненная модификация с 3,7-метровой платформой, тентом, кабиной со спальным местом и агрегатом ЗМЗ-40524;
  • ГАЗ 330200-1748 – удлиненная версия с 3,7-метровой платформой с тентом, кабиной со спальником и двигателем Chrysler 2.4L-DOHC;
  • ГАЗ 330202-216 – модель с удлиненной базой, тентом и мотором УМЗ-4216;
  • ГАЗ 330202-404 – версия с удлиненной базой, тентом и агрегатом ЗМЗ-40524;
  • ГАЗ 330202-408 – удлиненная вариация с тентом, мотором ЗМЗ-40524 и гидроусилителем руля;
  • ГАЗ 330202-531 – модификация с удлиненной базой, платформой с тентом, гидроусилителем руля и дизельным агрегатом ГАЗ-5602;
  • ГАЗ 330202-748 – удлиненная модель с тентом и мотором Chrysler 2.4L-DOHC;
  • ГАЗ 33027-408 – полноприводная модификация с тентом, гидроусилителем руля и агрегатом ЗМЗ-40524;
  • ГАЗ 33027-531 – дизельная модель с двигателем ГАЗ-5602, полным приводом, тентом и гидроусилителем руля;
  • ГАЗ 3302-210 («ГАЗель-эконом») – бюджетная версия в минимальной комплектации без тента, дополненная мотором УМЗ 4216 (99 л.с.).

ГАЗ 33023 («ГАЗель-фермер») имеет широкую сферу применения (от узких городских улиц до сельских дорог). Объем кузова данной модификации составляет 4,5 куб.м, что позволяет перевозить достаточно объемные грузы. Для потребителей доступны удлиненные и полноприводные версии линейки.


ГАЗ 33023 «ГАЗель-фермер»:

  • ГАЗ 33023-216 – модификация с тентом, гидроусилителем руля и мотором УМЗ-4216;
  • ГАЗ 33023-404 – тентованная версия с агрегатом ЗМЗ-40524;
  • ГАЗ 33023-408 – аналогичная модель с гидроусилителем руля;
  • ГАЗ 33023-748 – версия с тентом, гидроусилителем руля и мотором Chrysler 2.4 L-DOHC;
  • ГАЗ 33023-531 – дизельная вариация с гидроусилителем руля, тентом и агрегатом ГАЗ-5602;
  • ГАЗ 330232-216 – удлиненная модель с тентом, гидроусилителем руля и двигателем УМЗ-4216;
  • ГАЗ 330232-404 – версия с удлиненной базой, тентом и мотором ЗМЗ-40524;
  • ГАЗ 330232-408 – аналог 33023-404 с гидроусилителем руля;
  • ГАЗ 330232-748 – удлиненный вариант с тентом, гидроусилителем руля и силовой установкой Chrysler 2.4 L-DOHC;
  • ГАЗ 330232-531 – удлиненная тентованная модель с дизелем ГАЗ-5602 и гидравлическим усилителем руля;
  • ГАЗ 330273-408 – полноприводная модификация с тентом, агрегатом ЗМЗ-40524 и гидроусилителем руля;
  • ГАЗ 330273-531 – версия с полным приводом, гидроусилителем руля, тентом и дизелем ГАЗ-5602.

Технические характеристики

Стандартные версии ГАЗ 3302:

  • колесная формула – 4 на 2;
  • длина – 5840/5140 мм;
  • ширина – 2380 мм;
  • количество сидячих мест – 3;
  • колесная база – 2900 мм;
  • передний свес – 1030 мм;
  • задний свес – 1550/1210 мм;
  • передняя колея – 1700 мм;
  • задняя колея – 1560 мм;
  • дорожный просвет – 170 мм;
  • радиус поворота – 5500 мм;
  • высота погрузки – 960 мм;

Удлиненные модификации ГАЗ 330202:

  • колесная формула – 4 на 2;
  • длина – 6616/6130 мм;
  • ширина – 2380 мм;
  • высота (по кабине/по тенту) – 2110/2570 мм;
  • количество сидячих мест – 3;
  • колесная база – 3500 мм;
  • передний свес – 1030 мм;
  • задний свес – 2086/1600 мм;
  • передняя колея – 1700 мм;
  • задняя колея – 1560 мм;
  • дорожный просвет – 170 мм;
  • радиус поворота – 6700 мм;
  • ширина погрузочной площадки – 1978 мм;
  • длина погрузочной площадки (внутренняя) – 4166 мм;
  • высота погрузочный площадки (борт/тент) – 380/1565 мм;
  • высота погрузки – 960 мм;
  • размерность колес – 175 R16 и 185/175 R16.

Полноприводные модели ГАЗ 33027:

  • колесная формула – 4 на 4;
  • длина – 5480/5140 мм;
  • ширина – 2380 мм;
  • высота (по кабине/по тенту) – 2110/2570 мм;
  • количество сидячих мест – 3;
  • колесная база – 2900 мм;
  • передний свес – 1030 мм;
  • задний свес – 1550/1210 мм;
  • передняя колея – 1720 мм;
  • задняя колея – 1560 мм;
  • дорожный просвет – 190 мм;
  • радиус поворота – 7500 мм;
  • ширина погрузочной площадки – 1978 мм;
  • длина погрузочной площадки (внутренняя) – 3056 мм;
  • высота погрузочный площадки (борт/тент) – 380/1565 мм;
  • высота погрузки – 1060 мм;
  • размерность колес – 195 R16 и 185/175 R16.

Весовые характеристики базовой модели ГАЗ 3302:

  • снаряженная масса – 1850 кг;
  • грузоподъемность – 1500 кг;
  • полная масса – 3500 кг;


Скоростные показатели:

  • максимальная скорость – 115 км/час;
  • время разгона до 60 км/час – 17 сек;

Линейка ГАЗ 33023 «ГАЗель-фермер» имеет схожие характеристики, а главным отличием является большая кабина, рассчитанная на 5 человек без водителя, и уменьшенная до 1000 кг грузоподъемность.

Двигатель

Линейка двигателей семейства ГАЗ 3302 представлена следующими агрегатами:

  • ЗМЗ-4025.10/ЗМЗ-4026.10 – 4-цилиндровые карбюраторные двигатели, работающие на бензине и устанавливаемые на первые модификации серии. Агрегаты имели номинальную мощность в 90 и 100 л.с. В настоящее время не используются;
  • ЗМЗ-40524 – бензиновый инжекторный мотор от Заволжского моторного завода. Получил наибольшее распространение среди моделей линейки ГАЗ 3302. Агрегат представляет собой рядную «четверку» с жидкостным охлаждением. Мотор отвечает экологическим нормам Евро-3. Характеристики двигателя ЗМЗ-40524: рабочий объем – 2,46 л, номинальная мощность – 133 л.с., максимальный крутящий момент – 214 Нм. Средний расход горючего составляет 11,5 л/100 км;
  • УМЗ-4216 – бензиновый агрегат, изготавливаемый Ульяновским моторным заводом. 4-цилиндровый мотор с рядной компоновкой отличался небольшим габаритами и надежностью. Модели ГАЗ 3302 комплектовались моторами УМЗ-4216 класса Евро-3. Характеристики двигателя: рабочий объем – 2,89 л, номинальная мощность – 123 л.с., максимальный крутящий момент – 235 Нм. Главной особенностью агрегата УМЗ-4216 была возможность монтажа газобаллонного оборудования в специализированном центре;
  • Chrysler 2.4L-DOHC – бензиновый агрегат иностранного производства. Мотор характеризовался рядной конструкцией с 4 цилиндрами, 16-клапанным ГРМ и системой распределенного впрыска горючего. Тихий, надежный и мощный двигатель требовал повышенного ухода. Характеристики агрегата Chrysler 2.4L-DOHC: рабочий объем – 2,43 л, номинальная мощность – 150 л.с., максимальный крутящий момент – 224 Нм;
  • ГАЗ-5602 – дизельный мотор от Горьковского автозавода. Агрегат разрабатывался на основе двигателя STEYR M14 и получил схожую компоновку, предполагающую наличие 4 цилиндров с рядным расположением, турбонаддува и микропроцессорной системы управления подачей топлива. Характеристики мотора ГАЗ-5602: рабочий объем – 2,13 л, номинальная мощность – 95 л.с., максимальный крутящий момент – 204 Нм.

Емкость стандартного топливного бака – 70 л.

Устройство

Большинство моделей ГАЗ 3302 имеют колесную формулу 4 на 2 с задним приводом. Однако в линейке присутствуют и полноприводные версии с постоянно подключенным посредством межосевого дифференциала передним мостом. Данные модификации имеют увеличенный дорожный просвет.

В основе всех вариаций ГАЗ 3302 лежит прочное рамное шасси, к которому крепятся основные элементы. Ходовая часть представлена зависимой рессорной подвеской в передней и задней части, дополненной гидравлическими амортизаторами телескопического типа. На задней оси устанавливается стабилизатор, предназначенный для снижения кренов при повороте.

Широкая линейка агрегатов ГАЗ 3302 функционирует совместно с безальтернативной 5-скоростной 3-вальной полностью синхронизированной коробкой передач механического типа. Главная передача – гипоидная с передаточным числом 5,125. Трансмиссия взаимодействует с мотором при помощи однодискового сухого фрикционного сцепления с гидравлическим приводом.

Тормозная система представлена двухконтурным механизмом с вакуумным усилителем и гидравлическим приводом. На передних колесах применяются дисковые элементы, на задних колесах – классические барабанные механизмы. Стояночный тормоз оборудован тросовым приводом. Запасная тормозная система – каждый контур основной системы.

Система рулевого управления представлена устройством «винт-шариковая гайка». Для некоторых модификаций предусмотрен гидравлический усилитель.

ГАЗ 3302 выглядит предельно просто. Стандартная кабина обтекаемой формы отличается компактностью и небольшими размерами. В передней области располагается капот, под которым находится мотор. В классической версии кабина рассчитана на 3 человек, включая водителя (для версии ГАЗ 33023 «ГАЗель-фермер» – на 6 человек, включая водителя). Доступны модификации со спальным местом. Внутреннее оформление автомобиля такое же непривлекательное, как и внешний вид. Текстильная обивка отличается простотой и дешевизной. Панель приборов представлена старыми черными ползунками, красно-синими регуляторами и кнопками. Решетки печи сделаны очень грубо. Функциональность сидений минимальна, но позволяет менять положение. Для регулировки угла наклона и перемещения вперед-назад предусмотрены специальные кнопки. В последних версиях центральная панель имеет более интересные формы, сменившие прежние прямоугольные акценты.

Цена нового и б/у

В настоящее время оригинальный ГАЗ 3302 не выпускается, потому данная модель доступна исключительно на вторичном рынке.

Версии 2005-2006 года выпуска обойдутся в 150-240 тысяч рублей, 2009-2010 года выпуска – в 270-340 тысяч рублей.

Следует отметить, что производство «ГАЗель-Бизнес» продолжается. Стоимость автомобиля начинается от 920 тысяч рублей. На модели серии предоставляется гарантия – 2 года или 80000 км.

Подумать только, автомобиль ГАЗ-3302, по-простому, именуемый «Газелью» поступил в серийное производство в 1994 году. Эта цифра вызывает достаточно смешанные чувства, с одной стороны, уже целых двадцать лет прошло, а с другой – такое ощущение, что были всегда.

Без неё уже даже невозможно представить наши дороги, настолько прочно этот автомобиль вошёл в нашу жизнь. Насколько своевременно он появился, и какую удачную, долгое время пустовавшую нишу на рынке грузоперевозок он собой заполнил.

Так выглядит автомобиль ГАЗ-3302

Наверное, можно говорить о том, что создание именно такого автомобиля, как ГАЗ 3302, было самой удачной разработкой за всю историю автомобильного производства на всём постсоветском пространстве. Популярен этот небольшой, юркий и маневренный и необыкновенно трудолюбивый грузовичок не только в РФ, но и в Украине, в Беларуси, Казахстане и так далее по всему списку.

На право быть легендарным этот мини-грузовик претендовать пока не может, всё-таки, не так много времени прошло, но зашкаливающая популярность и востребованность в разнообразных областях человеческой деятельности дают возможность полагать, что придёт такое время, что можно будет сказать, что «Газель» – это легенда наших дорог.

легендарная Газель

И потом мы, конечно же, вспомним, что будущая легенда, на самом деле, была всего лишь реакцией на требования рынка, и началась она 20 июля 1994 года, когда на началось производство первых «Газелей» ГАЗ-3302.

Подобное производство, пусть и не воспроизводящее весь цикл, производилось ещё на нескольких предприятиях. Некоторые даже находились за пределами России, но производство там было неполным, то есть, из узлов и деталей, произведённых на ГАЗе, но основное производство продолжало оставаться в Нижнем Новгороде.

Этот автомобиль принадлежит к категории автомобилей Н1 (М1), это автомобили массой, не превышающей показатель в три с половиной тысяч и килограммов, что даёт возможность не относить его к разряду грузовых автомобилей, по официальной версии, а это, в свою очередь, позволяет управлять ими водителям с открытой у них категорией «В».
За исключением тех случаев, когда речь идёт о микроавтобусах на базе «Газели». Нельзя не отметить удачный маркетинговый ход создателей автомобиля, поскольку управлять им – это, по сути дела, то же самое, что и управлять легковым авто, только с грузоподъёмностью грузового.

Бортовая газель

Пример автомобиля ГАЗ-2705

Эта модель имеет кузов, изготовленный из цельного металла. Грузоподъёмность её составляет одна тысяча триста пятьдесят килограмм, при этом стандартно наличествуют два пассажирских места.

Возможность её использования в качестве грузового автомобиля несколько ограничивается размерами металлического фургона. А размеры его, кстати, составляют ширина – почти два метра, высота два метра двадцать сантиметров. При общей длине автомобиля пять с половиной метров.

Микроавтобусы ГАЗ-3221 и ГАЗ-3221 32

Следующая модификация представляет собой тот самый случай, когда уже недостаточно водительской категории «В» для управления этим автомобилем. Речь идёт о микроавтобусе ГАЗ-3221, вместимость, которого тринадцать пассажирских мест, серийный выпуск начался с 1996 года.

микроавтобус ГАЗ-3221

К 2003 году, когда положение этого микроавтобуса на дорогах было уже достаточно уверенным и привычным для пассажиров произошли достаточно серьёзные мероприятия, направленные на повышение уровня комфортабельности автомобиля. Была оптимизирована вентиляционная система в салоне, отопительная система.

Рынок сбыта: Россия.

«ГАЗель» по праву заслужила звание самого распространенного в России коммерческого автомобиля. Первая модель «полуторки» с колесной базой 2900 мм сошла с конвейера в июле 1994 года. Дважды подвергалась рестайлингу: в 2003-м и 2010-м. С модернизацией 2010 года модель получила название «ГАЗель-Бизнес». Базовый бортовой автомобиль семейства — ГАЗ-3302 — выпускается как со стандартным, так и с удлиненным шасси. Имеются два варианта кабины, рассчитанные на три или шесть мест. Грузовик комплектуется бензиновыми и дизельными двигателями рабочим объемом 2,7 л, 2,8 л и 2,9 л, мощностью 107-120 л.с. Имеются также версии с заводским ГБО (газ и газ/бензин).


Модель ГАЗ-3302 представляет собой бортовой грузовик с цельнометаллической двухдверной кабиной и тремя сиденьями (2+1). Стандартное оборудование включает галогеновые фары, боковые зеркала с электроподогревом и встроенными повторителями, имеется аудиоподготовка (2 динамика), тахометр в приборной панели и бортовой компьютер, вертикальная регулировка руля, система вентиляции дополнена фильтром. В списке опций — кондиционер и электропакет, CD-плейер с кнопками управления на руле, блокируемый дифференциал. Шестиместная модель имеет второй ряд сидений, но и в этом варианте кабина остается двухдверной, поэтому попасть назад можно лишь откинув правое кресло первого ряда.

Семейство «ГАЗель» с 2010 года комплектуется следующими двигателями. Бензиновый инжекторный «УМЗ-А274 Evotech» при рабочем объеме 2,7 литра (2690 куб. см) выдает максимальную мощность 107 л.с. (при 4000 об/мин) и крутящий момент 221 Нм (при 2350±150 об/мин). Автомобиль также оснащался мотором «УМЗ-4216» объемом 2,9 литра (2890 куб.см) с теми же рабочими показателями. Дизельные модификации оснащаются агрегатом «Cummins ISF 2.8L» с турбонаддувом и охладителем наддувочного воздуха — максимальная мощность 120 л.с. (при 3600 об/мин), крутящий момент 270 Нм в диапазоне 1400-3000 об/мин. Предлагаются также версии с использованием углеводородного топлива на базе бензиновых агрегатов с комплектом газобаллонного оборудования — их мощность 100-107 л.с. Все двигатели комплектуются механической 5-ступенчатой коробкой передач с гидравлическим приводом управления. Доступно полноприводное исполнение.

ГАЗ-3302 построен на раме лонжеронного типа, с зависимыми рессорными подвесками спереди и сзади. Тормозная система с дисковыми механизмами на передних колесах и барабанными на задних. Руль во всех версиях комплектуется гидроусилителем. Размер колесной базы — 2900/3500 мм. Радиус разворота 5,5-7,5 м. Размеры грузовой платформы 3089 x 1978 x 400 со стандартным шасси и 4168 x 1978 x 400 с удлиненным. Максимальная грузоподъемность — 1225-1660 кг в зависимости от модификации. Высота дорожного просвета — 150 мм у заднеприводных машин и 190 мм с колесной формулой 4х4. Полноприводные «Газели» оснащены блокируемым межосевым дифференциалом и 2-скоростной раздаточной коробкой. Система привода — Part-time.

Особым богатством систем безопасности на борту «ГАЗель» в базовой комплектации похвастать не может. Панели салона и рулевое колесо имеют травмобезопасную конструкцию, все модели ГАЗ-3302 оборудованы ремнями безопасности, за доплату автомобиль можно дооснастить антиблокировочной системой и вспомогательной системой торможения, круиз-контролем.

По количеству всевозможных модификаций «ГАЗель» является одним из лидеров российского рынка. У машины простая и ремонтопригодная конструкция, нет проблем с доступностью запчастей, имеются полноприводные модификации. Качество сборки модернизированной модели по сравнению с прежними годами несколько улучшилось, но все же нередки жалобы владельцев на низкий ресурс отдельных узлов — автомобиль требует постоянного внимания.

Читать полностью