Автокраны. Основные параметры автомобильного крана Определение грузоподъемности крана по графику грузовой характеристики

Автомобильные краны - это стреловые полноповоротные краны, смонтированные на стандартных шасси грузовых автомобилей нормальной и повышенной проходимости. Автокраны обладают довольно большой грузоподъемностью (до 40 т), высокими транспортными скоростями передвижения (до 70...80 км/ч), хорошей маневренностью и мобильностью, поэтому их применение наиболее целесообразно при значительных расстояниях между объектами с небольшими объемами строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ. В настоящее время автомобильные краны составляют более 80 % от общего парка стреловых самоходных кранов.

При использовании на строительно-монтажных работах автокраны обычно оборудуют сменными удлиненными стрелами различных модификаций, удлиненными стрелами с гуськами, башенно-стреловым оборудованием.

Каждый автокран оснащают четырьмя выносными опорами, устанавливаемыми, как правило, с помощью гидропривода. Для повышения устойчивости кранов во время работы задние мосты автомашин оборудованы гидравлическими стабилизаторами для вывешивания заднего моста при работе на выносных опорах и для блокировки рессор при работе без опор. Автокраны могут перемещаться вместе с грузом со скоростью до 5 км/ч. При движении грузоподъемность автокранов снижается примерно в 3...5 раз.

Основное силовое оборудование автокранов - двигатель автомобиля. При включении трансмиссии крановых механизмов трансмиссия автомобиля отключается.

Привод крановых механизмов может быть одномоторным (механическим) и многомоторным (дизель-электрическим и гидравлическим), подвеска стрелового оборудования - гибкой (канатной) и жесткой. Управление крановыми механизмами осуществляется из кабины оператора, расположенной на поворотной платформе, управление передвижением крана - из кабины автошасси.

В России производят автомобильные краны 2-5-й размерных групп грузоподъемностью 6,3...36 т, имеющие механический и гидравлический приводы крановых механизмов.

Краны с механическим приводом имеют гибкую подвеску стрелового оборудования, краны с гидравлическим приводом - жесткую.

Автомобильные краны второй размерной группы с механическим приводом КС-2561К и КС-2561 К-1 грузоподъемностью 6,3 т монтируют на шасси грузового автомобиля ЗИЛ-431412 или ЗИЛ-433362(4 х 2).

Рис. 1. Автомобильный кран КС-2561 К-1: а - общий вид; б - кинематическая схема

Краны состоят из неповоротной и поворотной частей, опорно-поворотного устройства и стрелового оборудования (рис. 1, а). Поворотная и неповоротная части соединены между собой роликовым опорно-поворотным устройством 13.

Неповоротная часть крана включает ходовую раму 12, жестко прикрепленную к раме автошасси 11, коробку отбора мощности, промежуточный конический редуктор, зубчатый венец опорно-поворотного устройства 13, выносные опоры 1 и стабилизирующее устройство. Поворотная часть крана состоит из поворотной платформы 2, на которой смонтированы решетчатая стрела 7, двуногая стойка 4, противовес, грузовая 5 и стреловая 3 лебедки, реверсивно-распределительный механизм, механизм поворота крана и кабина машиниста 6 с рычагами и педалями управления. Краны оснащаются жесткой решетчатой или выдвижной основной стрелой длиной 8 м в выдвинутом положении.

В комплект сменного оборудования кранов входят: удлиненная выдвижная стрела (длиной 10,4 м в выдвинутом положении) и две решетчатые удлиненные (до 12 м) стрелы - прямая и с гуском длиной 1,5 м. Изменение угла наклона стрелы осуществляется стреловой лебедкой 3 через стреловой полиспаст 8, подъем-опускание крюковой подвески 10 (груза) - грузовой лебедкой 5 через грузовой полиспаст 9. Крановые механизмы приводятся в действие от двигателя (рис. 1, б) шасси автомобиля через коробку отбора мощности 21, промежуточный редуктор 20 и реверсивно-распределительный механизм 15, который обеспечивает распределение крутящего момента между стреловой 3 и грузовой 5 лебедками и поворотным механизмом 16, их независимый раздельный привод и реверсирование. На выходном валу поворотного механизма закреплена поворотная шестерня 18, находящаяся во внутреннем зацеплении с зубчатым венцом 19 опорно-поворотного круга.

Операции подъема-опускания груза и поворота стрелы в плане могут быть совмещены. Регулирование рабочих скоростей крановых механизмов производится за счет изменения частоты вращения вала двигателя автомобиля. Лебедки снабжены индивидуальными ленточными нормально замкнутыми тормозами: автоматическим электропневмоуправлением. Механизм поворота оснащен ленточным постоянно замкнутым тормозом 17.

Краны КС-2561К и КС-2561К-1 оснащают выносными опорами с гидравлическим приводом. Питание гидродомкратов выносных опор и гидроцилиндров блокировки подвески осуществляется гидронасосом 22 с приводом от коробки мощности 21.

Техническая характеристика кранов второй размерной группы моделей V2561K и КС-2561К-1 приведена в табл. 1.

Таблица 1. Техническая характеристика кранов второй размерной группы
Параметры
Модель КС-2561К, КС-2561 К-1

Грузоподъемность, т:

на выносных опорах

без выносных опор

Вылет стрелы, м

Тип стрелы

Решетчатая

Число секций стрелы

Стреловое оборудование* :

основное

Длина стрелы, м

Наибольшая высота подъема крюка при втянутой стреле, м

Скорость подъема груза, м/мин

Скорость посадки груза, м/мин

Частота вращения поворотной платформы, мин -1

Скорость изменения вылета крюка, м/мин

Скорость передвижения, км/ч:

транспортная

рабочая с грузом

Привод кранового оборудования

Механический

Базовый автомобиль

Мощность двигателя, кВт

Габаритные размеры в транспортном положении, мм

10600 х 2500 х 3600

Маcca крана с основной стрелой, кг

* Н - с невыдвижной основной стрелой; В - то же, с выдвижной; У - с невыдвижной удлиненной стрелой; УГ – то же, с гуськом.

Наибольшее распространение в России получили автомобильные краны с гидравлическим приводом исполнительных механизмов, обеспечивающим простоту управления краном, плавное бесступенчатое регулирование в широком диапазоне рабочих скоростей крановых механизмов, малые посадочные скорости грузозахватного рабочего органа, совмещение крановых операций.

Отечественные гидравлические автомобильные краны различных производителей выполнены по единой конструктивной схеме с широкой унификацией узлов и агрегатов как внутри типоразмерного ряда, так и между размерными группами (унифицированы грузовые лебедки, механизмы поворота, кабины оператора, выносные опоры, гидроцилиндры, гидронасосы, гидромоторы, гидроаппараты).

Автомобильные краны с гидравлическим приводом выпускаются 3-5-й размерных групп и оборудуются жестко подвешенными телескопическими стрелами (основное рабочее оборудование), длину которых можно изменять при рабочей нагрузке. В качестве сменного рабочего оборудования кранов применяются удлинители стрел, гуськи и башенно-стреловое оборудование, башней которого служит основная телескопическая стрела.

На краны устанавливают телескопические двухсекционные стрелы с одной выдвижной секцией, трехсекционные стрелы с двумя выдвижными секциями и четырехсекционные стрелы с тремя выдвижными секциями. Перемещение выдвижных секций стрел осуществляется с помощью длинноходовых, последовательно действующих гидроцилиндров двойного действия (ход поршня до 6 м) или с помощью гидроцилиндров и канатного полиспаста.

В качестве источника энергии рабочей жидкости на всех кранах применяют аксиально-поршневые гидронасосы.

Рис. 2. Типовая гидрокинематическая схема автомобильного крана четвертой размерной группы грузоподъемностью 20 т

На рис. 2 показана типовая гидрокинематическая схема автокрана четвертой размерной группы грузоподъемностью 20 т, смонтированного на шасси КрАЗ-65101 (6x4).

Гидравлический привод рабочего оборудования машины обеспечивает изменение длины телескопической стрелы, подъем и опускание груза, изменение угла наклона стрелы, поворот стрелы (платформы) в плане на 360°. Причем операции подъема-опускания груза или стрелы могут быть совмещены с поворотом платформы или выдвижением - втягиванием телескопической стрелы. С помощью гидропривода производится также управление четырьмя гидродомкратами выносных опор, гидроцилиндрами выдвижения - втягивания выносных опор и двумя гидроцилиндрами механизма блокировки подвески. Кран может работать на опорах без выдвижения опорных балок, что позволяет эксплуатировать его в стесненных условиях.

Телелескопическая стрела крана состоит из трех секций коробчатого сечения - неподвижной наружной (основания), шарнирно прикрепленной к стойкам поворотной платформы, и выдвижных средней и верхней секций. На переднем конце верхней секции установлены неподвижные блоки 3 грузового полиспаста для подъема-опускания крюковой подвески 2. Выдвижение и втягивание секций стрелы производится двумя длинноходовыми гидроцилиндрами 4 двойного действия и осуществляется в такой последовательности: сначала выдвигается средняя секция, а затем после полного ее выдвижения, верхняя секция. Стрела может выдвигаться с грузом 4 т на длину до 14,7 м, с грузом 2 т - на полную длину (21,7 м). Изменение угла наклона стрелы производится гидроцилиндром 5. Стрела может быть оборудована удлинителем 9 м и гуськом со вспомогательной крюковой подвеской.

Грузовая лебедка крана состоит из регулируемого аксиально-поршневого гидромотора 8, цилиндрического двухступенчатого редуктора 10, барабана 9 и нормально замкнутого ленточного тормоза 7 с гидроразмыкателем, включенным параллельно гидромотору. Регулируемый гидромотор грузовой лебедки позволяет осуществлять ускоренный подъем грузов массой до 6 т со скоростью 18,2 м/мин, вдвое превышающей номинальную. Кран оборудован вспомогательной лебедкой, но конструкции аналогичной грузовой, которая обслуживает крюковую подвеску гуська.

Рабочее оборудование крана смонтировано на поворотной платформе, которая опирается на ходовую раму шасси с помощью стандартного роликового опорно-поворотного устройства. Механизм поворота включает аксиально-поршневой гидромотор 6, двухступенчатый редуктор 13 и нормально замкнутый колодочный тормоз 14 с гидроразмыкателем. На выходном валу редуктора закреплена шестерня 11, входящая в зацепление с зубчатым венцом 12 опорно-поворотного устройства.

Гидравлические двигатели крановых механизмов, гидроцилиндры выносных опор и механизма блокировки рессор питаются от двух аксиально-поршневых насосов 16 и 17, привод которых осуществляется от дизеля 1 базовой машины через коробку передач 18 и раздаточную коробку 15. При выключенных насосах от раздаточной коробки приводится в действие механизм передвижения крана. Рабочая жидкость от насосов поступает по трубопроводам к гидроаппаратуре на поворотной платформе через вращающееся соединение. Управление крановыми механизмами осуществляется из кабины машиниста с помощью гидрораспределителей. Рабочие скорости крановых механизмов регулируются изменением частоты вращения вала двигателя автомобиля (и, следовательно, гидронасосов) и дросселированием потоков жидкости, подводимых к гидравлическим двигателям. Рабочее давление жидкости в гидросистеме крана составляет 12…16 МПа.

Технические характеристики гидравлических кранов различных производителей приведены в табл. 2-6.

Технические характеристики
Таблица 2. Техническая характеристика гидравлических автомобильных кранов «Галичанин» грузоподъемностью 15...22,5 т
Параметры
Индекс машины
КС-35719-3
KC-35719-5
КС-45719-1
КС-45719-2
КС-45719-4
КС-45721

Телескопическая

число секций

Сменное оборудование

на основной стреле

на выдвинутой стреле

со сменным оборудованием

Номинальная скорость подъема-опускания груза, м/мин

Скорость посадки груза м/мин

Кратность полиспаста

Модель базового автомобиля

КамАЗ-53213

КамАЗ-53228

Колесная формула

Мощность двигателя, кВт

Транспортная скорость, км/ч

Опорный контур, м:

база опор

расстояние между опорами

Изготовитель

Таблица 3. Техническая характеристика гидравлических автомобильных кранов «Галичанин» грузоподъемностью 25…36 т
Параметры
Индекс машины
КС-55713-1
КС-55713-2
КС-55713-3
КС-55713-4
КС-55715
КС-55721

Максимальная грузоподъемность при вылете 3,2 м, т

Максимальный, грузовой момент кН м

Телескопическая

число секций

Сменное оборудование

Длина сменного оборудования, м

Максимальная высота подъема крюка, м:

на основной стреле

на выдвинутой стреле

со сменным оборудованием

Скорость подъема- опускания груза, м/мин:

номинальная

максимальная

Скорость посадки груза м/мин

Кратность полиспаста

Максимальная частота вращения поворотной части, мин -1

Модель базового автомобиля

КамАЗ-53213

КамАЗ-53228

КамАЗ-53229

Колесная формула

Мощность двигателя, кВт

Транспортная скорость, км/ч

Преодолеваемый уклон пути, град

Габариты крана в транспортном положении (длина х ширина х высота), м

Опорный контур, м:

база опор

расстояние между опорами

Масса крана в транспортном положении, т

Изготовитель

ОАО «ГАКЗ» (г. Галич, Костромская обл.)

Таблица 4. Техническая характеристика гидравлических кранов «Ивановец» ОАО
Параметры
Индекс машины
КС-35714
КС-35714К
КС-35714-2
КС-35715
КС-35715-2
КС-45717-1
КС-45717А-1
КС-45717К-1
КС-55717
КС-55717А

Наибольшая грузоподъемность, т

Телескопическая

число секций

Сменное оборудование

Длина гуська, м

Максимальная высота подъема крюка, м:

на выдвинутой стреле

со сменным оборудованием

Максимальный вылет, м

Скорость подъема-опускания груза, м/мин:

номинальная

максимальная (груз массой до 4,5 т)

Скорость посадки груза, м/мин

Частота вращения поворотной платформы мин -1

Базовый автомобиль

КамАЗ-53215

КамАЗ-53229,КамАЗ-53215

КамАЗ-53229

Колесная формула

Мощность двигателя, кВт

Транспортная скорость, км/ч

10,7х2,5хЗ,75

Изготовитель

ОАО «Автокран» (г. Иваново)

Таблица 5. Техническая характеристика гидравлических автомобильных кранов грузоподъемностью до 16 т
Параметры
Индекс машины
КС-35719-5
КС-35719-5-02
КС-35719-7-02
КС-35719-8-02

Максимальный грузовой момент, кН м

Телескопическая

число секций

Сменное оборудование

Длина гуська, м

Наибольшая высота подъема крюка, м:

на выдвинутой стреле

со сменным оборудованием

Наибольший вылет, м

Скорость подъема - опускания груза, м/мин:

номинальная (с грузом до 16т)

максимальная (с грузом до 6 т)

Скорость посадки груза, м/мин

Частота вращения поворотной платформы, м -1

Базовый автомобиль

КамАЗ-43118

КамАЗ-53215

Колесная формула

Мощность двигателя, кВт

Транспортная скорость, км/ч

Габаритные размеры крана в транспортном положении (длина х ширина х высота), м

Опорный контур (база х расстояние между опорами), м

Масса крана с основной стрелой, т

Изготовитель

ОАО «КАЗ» (г. Клинцы, Брянская обл.)

Таблица 6. Техническая характеристика автомобильных гидравлических кранов «Ульяновец» серии МКТ грузоподъемностью 25 т
Параметры
Индекс машины
МКТ-25.1(МКТ-25.2)
МКТ-25.3 (МКТ-25.4)
МКТ-25.5
МКТ-25.6

Максимальная грузоподъемность, т

Грузовой момент, кН м

Длина телескопической стрелы, м

Число секций стрелы

Длина гуська, м

Вылет стрелы, м

Высота подъема крюка, м:

на основной стреле

на стреле с гуськом

Скорость подъема-опускания номинального груза, м/мин:

основная стрела

стрела с гуськом

Скорость посадки груза, м/мин

Скорость выдвижения-втягивания стрелы, м/мин

Частота вращения поворотной части, мин -1

Базовое шасси

КамАЗ-55111, (КамАЗ-53215)

КамАЗ-53228,(КамАЗ-53229)

КрАЗ-65101, КрАЗ-65053

Мощность двигателя, кВт

Колесная формула

Транспортная скорость передвижения крана, км/ч

Радиус поворота, м

Габаритные размеры крана в транспортном положении (длина х ширина х высота), м

Маcca крана с основной стрелой, т

Изготовитель

ОАО «УМЗ № 2» (г. Ульяновск)

Основные параметры автомобильного крана


Основные технические данные, характеризующие конструкцию крана и его технологические возможности при работу называют основными параметрами,
Вылет L (м)-расстояние от оси вращения поворотной часта. крана 00 (рис. 4) до центра зева крюка.

Вьшт от ребра опрокидывания А (м) -расстояние по горизонтали от ребра опрокидывания до центра зева крюка А (при работе без выносных опор) или А% (на выносных опорах), Пара-» метры L и А определяют дальность подачи груза по горизонтали.

Грузоподъемность Q (т) - масса максимально допустимого груза для заданного вылета. Величина грузоподъемности автомобильного крана зависит от вылета крюка. Грузоподъемность крана при наименьшем вылете крюка в несколько раз больше.



Рис. 4. Схема к определению основных параметров автомобильных стреловых самоходных
кранов: 0101 и 02Os - условное расположение ребра опрокидывания крана при его работе соответственно без выносных опор и на выносных опорах

Рис. 5. График грузоподъемности крана К-64 при работе на выносных опорах со стрелой длиной 7,35 (7) и 11,75 м (2) и без выносных опор со стрелой длиной 7,35 (3) и 11,75 м (4)

Зависимость грузоподъемности от вылета крюка изображают в виде графика (рис. 5): на вертикальной оси откладывают в некотором масштабе величину грузоподъемности крана, а на горизонтальной-величину вылета крюка. Точки пересечения линий, проведенных параллельно осям, образуют кривую, которая позволяет определить грузоподъемность крана в зависимости от вылета.

На графике видна зависимость грузоподъемности автомобильного крана от наличия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них. Например, у крана К-64 со стрелой длиной 7,35 м на высоте 4 м грузоподъемность на выносных опорах 4,5 т, а без выносных опор - только 2 т.

По графику грузоподъемности можно определить массу груза, который кран может поднять на любом (возможном для него), вылете.

Следует помнить, что при работе с грузозахватными приспособлениями их масса входит в массу наибольшего допускаемого груза, определенного по графику для заданного вылета.

Грузовой момент М (тс. м) определяют как произведение величины вылета и соответствующей ей грузоподъемной силы.

Грузовой момент наиболее полно характеризует технологические возможности крана и позволяет оценить его экономическую эффективность.

При оценке технико-экономических показателей кранов иногда пользуются параметром «грузовой момент от ребра опрокидывания», который определяется как произведение величины вылета от ребра опрокидывания и соответствующей ей грузоподъемности.

Высота подъема крюка Н (см. рис. 4) - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в верхнем (высшем) рабочем положении.

Глубина опускания крюка h - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем (низшем) рабочем положении.

Скорость подъема или опускания Vn (м/мин) -скорость вертикального перемещения груза.

Скорость посадки VM (м/мин) -минимальная скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов, при работе с предельными грузами и т. п.
в).

Рис. 6. Схема определения основных параметров шасси автомобильных кранов: колея при колесах: а - односкатных, б-двускатных; в -база; г - радиус поворота крана

Скорость поворота г (об/мин) -угловая скорость вращения поворотной части крана. Иногда вместо термина «скорость поворота» применяют термин «скорость вращения поворотной части». Скорость изменения вылета крюка VK (м/мин) - горизонтальная составляющая скорости перемещения крюка при изменении его вылета.

Время изменения вылета t (мин)-время, необходимое на изменение вылета от одного предельного положения до другого.

Рабочая скорость передвижения крана Vnp (км/ч) -скорость, передвижения крана в рабочем положении с подвешенным грузом.,

Транспортная скорость передвижения крана Vm (км/ч) - скорость передвижения крана в транспортном положении.

Скорости рабочих движений крана определяют важнейший параметр крана - производительность. Вместе с тем практически каждая из них имеет важное самостоятельное значение. Например, скорость посадки, а также минимальные скорости поворота крана и изменения вылета крюка надо знать, чтобы определить пригодность крана для выполнения тех или иных монтажных работ.

Рабочая масса крана Gp (т) - масса крана со стреловым оборудованием, противовесом и полной заправкой.

Конструктивная масса крана GK (т) -сухая масса крана с основной стрелой и противовесом.

Колея крана К (м) -расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины опорных поверхностей ходового устройства: К - при односкатных (рис. 6, а), С-при двускатных (рис. 6, б) колесах.

База крана В (м) - расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес (рис. 6, в).

База тележки крана Лт (м) -расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной ходовой тележки крана.

Расстояние меоюду выносными опорами В0 (м)-расстояние между вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов задних или передних выносных опор в их рабочем положении.

Радиус поворота крана Rn (м)-радиус окружности, описываемой внешним передним колесом при движении крана по криволинейному пути (рис. 6, г).

Нагрузка на ходовую ось Р (тс) -величина наибольшей вертикальной нагрузки, приходящейся на одну ось крана в его транспортном положении.

Преодолеваемый уклон пути а (град) - наибольший угол подъема, преодолеваемый краном с постоянной скоростью.

Рабочий цикл tn (с) -время, затрачиваемое с момента начала подъема груза до момента начала подъема следующего очередного груза.

Производительность крана П (тс/ч или тс/смена) -общий вес грузов и конструкций, перемещаемых или монтируемых краном за час (тс/ч) или смену (тс/смена). Часто измеряют производительность крана по числу рабочих циклов, совершаемых краном в единицу времени. Зная производительность крана, легко подсчитать С – число рабочих циклов, необходимое для выполнения какого-нибудь заданного объема работ в требуемые сроки. Производительность Ov крана зависит не только от его конструкции, но и от технологии V^H организации производства работ. Поэтому, называя производительность крана, указывают и условия производства работ. Если такого указания нет, то имеют в виду среднее значение этого параметра.

Мощность силовой установки N - это мощность установленного на кране двигателя внутреннего сгорания. Для кранов с электроприводом в характеристике указывается и мощность электродвигателей отдельных механизмов. Мощность двигателей внутреннего сгорания измеряют в лошадиных силах (л. с,) а электродвигателей- в киловаттах (кВт).

К атегория: - Общие сведения о автомобильных кранах

Величины, характеризующие техниче­ские возможности и технологические свойства машины, называют параметра­ми. Рассмотрим основные параметры ав­томобильного крана.
Грузоподъемность Q - наибольшая масса груза, поднимаемого на данном вылете стрелы.
Вылет L (рис. 4) - расстояние (по го­ризонтали) от оси вращения поворотной части крана 00 до центра зева крюка С.
Вылет от ребра опрокидывания - рас­стояние (по горизонтали) от ребра опро­кидывания до центра зева крюка: А1 - при работе без выносных опор, Л2 - на выносных опорах.
Грузоподъемность крана зависит от вылета L. Эту зависимость называют гру-зовой характеристикой и изображают в виде графика (рис. 5,(7): на горизон­тальной оси откладывают в масштабе вылет L, а на вертикальной - грузоподъ­емность g, соответствующую этому вы­лету. Точки пересечения линий, прове­денных параллельно осям, образуют кри­вую, которая позволяет определить гру­зоподъемность крана в зависимости от вылета. Чем больше вылет, тем меньше грузоподьемность крана.
С помощью графика грузоподъемно­сти можно определить массу груза, кото­рую кран, оборудованный той или иной стрелой, может поднять на заданном вы­лете. На графике также видна зависи­мость грузоподъемности крана от нали­чия выносных опор: грузоподъемность крана при работе на выносных опорах в несколько раз больше, чем при работе без них. Например, у крана со стрелой длиной 9,75 м на вылете 5 м грузо­подъемность на выносных опорах 11,5 т, а без выносных опор - только 4 т.

Рис. 4. Основные параметры автомобиль­ных стреловых самоходных кранов:
O^O1 и 0202 - условное расположение ребра опрокидывания крана при его работе соответ­ственно без выносных опор и на выносных опорах

Рис. 5. График грузоподъемности {а) и зона работы (б) крана КС-4571:
1-3 - грузоподъемность крана с длинами стрел 9,75; 15,75; 21,75 м на выносных опорах, 4 - грузоподъемность крана с длиной стрелы 9,75 без выносных опор

В меньшей степени грузоподъемность
крана зависит от длины стрелы крана. Так, при стреле длиной 9,75 м на вылете 5 м грузоподъемность крана 11,5 т, а при стреле длиной 15,75 м - 8,7 т. Эта разни­ца в грузоподъемности крана определяет­ся увеличением массы более длинных стрел.
Следует помнить, что при работе гру­зозахватным приспособлением его масса входит в массу наибольшего допускаемо­го груза, определенного по* графику для заданного вылета. В массу наибольшего допускаемого груза входит также масса грейфера или магнита, если они исполь­зованы в качестве грузозахватного уст­ройства.
При подъеме груза массой Q на грузо­захватное устройство крана -действует грузоподъемная сила (вес груза) G = = 9,81Q м-т-с-2 = 9,81Q кН – 10Q кН. Отсюда следует, что с помощью графика грузоподъемности можно определить не только грузоподъемность Q крана, но и грузоподъемную силу G, действующую на грузозахватное устройство крана.
Произведение вылета на соответ­ствующую ей грузоподъемную силу на­зывают грузовым моментом М = G L, где L - вылет от ребра опрокидывания; G - соответствующая ему грузоподъем­ная сила. Грузовой момент наиболее полно характеризует технологические возможности крана.
Высота подъема крюка Н (см. рис. 4) - расстояние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящего­ся в верхнем (высшем) рабочем положе­нии.
Глубина опускания крюка h - расстоя­ние от уровня стоянки крана до центра зева крюка, находящегося в нижнем (низ­шем) рабочем положении.
Параметры L и А(А1 или А2) опреде­ляют возможность перемещения груза по горизонтали, а параметры Я и h - но вертикали. При работе на выносных опо­рах значение А2 зависит от значения В - расстояния между вертикальными осями, проходящими через середины опорных элементов двух соседних вы­носных опор, когда они находятся в ра­бочем положении: A2 = L - 0,5 В. Это расстояние называется поперечнойВ^ или продольной В2 (см. рис. 5,<5) базой вы­носных опор.
При вращении поворотной части кра­на стреловое оборудование перемещается относительно шасси машины в некото­ром секторе о, а, Ь, с,.. ., о, образуя рабо­чую зону. Если через точки опирания вы­носных опор провести окружность а Ъ с’, а то в рабочей зоне образуется кольцо а, Ъ, с, с’, Ъ а’, а, в котором кран может производить подъем, пере­мещение и опускание груза. Площадь а, Ь, с, с Ь а’, а называется полезной ра­бочей зоной.
Центральный угол (3, соответствую­щий двум крайним положениям стрело­вого оборудования, называется зоной ра­боты крана. Если кран может работать при любом положении стрелового обору­дования относительно шасси, то зона ра­боты крана Р = 360°.
Рабочий цикл Т - время, затрачивае­мое с момента начала подъема груза до момента начала подъема следующего очередного груза.
Производительность крана П - общая масса грузов и конструкций, переме-
щаемых или монтируемых краном за час (г/ч) или смену (т/смена). Часто произво­дительность крана измеряют по числу ра­бочих циклов, совершаемых краном в единицу времени. Зная производитель­ность крана, легко подсчитать число ра­бочих циклов, необходимое для выполне­ния какого-нибудь заданного объема ра­бот в требуемые сроки. Производитель­ность крана зависит не только от его конструкции, но и от технологии и орга­низации производства работ. Поэтому, называя производительность крана, указывают и условия производства ра­бот. Если такого указания нет, имеют в виду среднее значение этого параметра.
Скорость подъема или опускания груза vu - скорость вертикального перемеще­ния груза.
Скорость посадки vM - минимальная скорость опускания груза при монтаже и укладке конструкций или грузов, при работе с предельными грузами и т. п.
Частота вращения п поворотной части крана в единицу времени. Иногда вместо этого термина применяют «скорость по­ворота» или «скорость вращения пово­ротной части», что недопустимо.
Скорость изменения вылета vB- гори­зонтальная составляющая скорости пере­мещения крюка при изменении его выле­та.
Время изменения вылета t - время, не­обходимое на изменение вылета от одно­го предельного положения стрелы до другого.
При невыдвижных стрелах параметры IV и t определяют при изменении вылета за счет подъема (опускания) стрелы, а при выдвижных и телескопических стрелах - при изменении вылета как за счет подъ­ема (опускания) стрелы, так и за счет вы­движения ее секций.
Скорость движения секций выдвижных или телескопических стрел vc - скорость движения секций относительно основной (невыдвижной) секции при изменении длины стрел.
Рабочая скорость передвижения крана vnp- скорость передвижения крана по ра­бочей площадке со стреловым оборудо­ванием, находящимся в рабочем положе­нии, и подвешенным грузом, если пере­движение с грузом предусмотрено его технической характеристикой.
Транспортная скорость передвижения крана vn T - скорость передвижения крана, стреловое оборудование которого нахо­дится в транспортном положении.
Скорости рабочих движений крана в значительной мере влияют на его про­изводительность, а следовательно, и на такие технико-экономические показатели его работы, как стоимость машино-смены, приведенные затраты и т. п. Вме­сте с тем практически каждая из скоро­стей имеет важное самостоятельное зна­чение. Например, скорость посадки, а также минимальные частоту поворота крана и скорость изменения вылета крю­ка надо знать, чтобы определить пригод­ность крана для выполнения тех или иных монтажных работ.
Общая (эксплуатационная) масса крана Gp - масса крана со стреловым оборудо­ванием и противовесом при полной за­правке крана топливосмазочными мате­риалами.
Конструктивная масса крана GK - мас­са крана со стреловым оборудованием и противовесом.
Р0 или коле­со Рк - наибольшая вертикальная нагруз­ка, приходящаяся на одну ось или одно колесо в транспортном положении крана.
РВш0 - наибольшая вертикальная нагрузка, при­ходящаяся на одну опору при работе кра­на (стрела располагается над опорой).
Среднее давление выносной опоры на грунт уво- отношение нагрузки на вы­носную опору к площади ее башмака или инвентарной подкладки.
Колея крана К - расстояние между вертикальными осями, проходящими че­рез середины опорных поверхностей хо­дового устройсгва: К1 (рис. 6, а) - при односкатных, К2 (рис. 6, б) - двускатных колесах.
База крана Вк (рис. 6, в) - расстояние между вертикальными осями передних и задних ходовых тележек или колес.
База балансирной тележки шасси В г - расстояние между вертикальными осями передних и задних колес одной хо­довой тележки крана.
Минимальный радиус поворота шасси Rmin (рис. 6, г) - расстояние от центра по­ворота до средней точки опоры наиболее удаленного управляемого колеса при максимальном угле его поворота.
Габаритный коридор шасси Дш - ши­рина полосы, в которую при минималь­ном радиусе поворота шасси крана Rmin вписывается шасси.
Минимальный радиус поворота крана RK (рис. 7, а) - расстояние от центра пово­рота до наиболее удаленной точки крана при минимальном радиусе поворота шас­си крана.
Минимальная ширина разворота Дх-
ширина полосы, на которой кран может развернуться на 180° при минимальном радиусе поворота шасси крана.
Габаритный коридор въезда Д2 (рис. 7,6) и выезда Д3 крана - ширина полосы, в которую при минимальном ра­диусе поворота шасси вписывается кран при въезде в поворот и выезде из него.
Преодолеваемый уклон пути я - наи­больший угол подъема, преодолеваемый

31 32 33 34 35 36 37 38 39 ..

УКАЗАТЕЛИ ГРУЗОПОДЪЁМНОСТИ И НАКЛОНА НА АВТОКРАНАХ

На автомобильных кранах установлены указатели грузоподъемности и наклона крана.

Указатель грузоподъемности (или указатель вылетов и грузоподъемностей), показывающий грузоподъемность крана в зависимости от вылета стрелы, установлен в нижней части стрелового оборудования в поле зрения машиниста и позволяет визуально определить, какой груз может быть поднят краном при данном положении стрелы.

Рис. 88. Указатели грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелового (а) и башенно-стрелового (б) оборудования:
1 - стрела, 2 - стрелка, 3 - паз, 4 - метка, 5 - шкала, 6 - болт, 7 - башня, 8 - пружина, 9 - тросик, 10 - блок

Указатель грузоподъемности кранов с гибкой подвеской стрелового оборудования для невыдвижных и выдвижных стрел (рис. 88, а). Стрелку 2 устанавливают так, чтобы зазор между ней и шкалой 5 был около 3 мм. В транспортном
положении стрелы 1 стрелку закрепляют пружинным фиксатором. Шкала закреплена на стреле болтами 6, размещенными в ее пазах 3. Наличие пазов дает возможность точно регулировать положение шкалы относительно стрелки.

Для каждого вида стрелового оборудования изготовляют свою шкалу, соответствующую грузовой характеристике крана с этим видом оборудования. Положение шкалы на стреле регулируют, устанавливая кран на горизонтальной площадке. Поднимают груз, соответствующий одной из крайних точек шкалы, и, поднимая или опуская стрелу, устанавливают соответствующий этому грузу (по паспорту крана) вылет. Затем снимают груз и, передвигая шкалу, добиваются соответствия между положением стрелки и показаниями шкалы. После этого поднимают груз, соответствующий другой крайней точке шкалы, и производят последовательно те же операции, что и в первом случае. После закрепления шкалы рекомендуется сделать на ней и стрелке метку 4, которая облегчит повторную установку шкалы.

Указатель грузоподъемности башеннострелового оборудования кранов с гибкой подвеской (рис. 88,6). Стрелка закреплена на блоке 10. Тросик 9 одним концом крепится на стреле, а вторым - к пружине 8, укрепленной на кронштейне башни 7. Пружина компенсирует изменение расстояния между блоком и точкой крепления тросика на стреле при изменении ее вылета. Регулируют указатель по крайним точкам показателей шкалы, так же как и в предыдущем случае. Отвернув болт, освобождают стрелку и после снятия груза добиваются соответствия ее показаний массе поднятого груза. После этого затягивают болт.

Рис. 89. Указатель грузоподъемности кранов с жесткой подвеской телескопической стрелы:
1 - кронштейн, 2 - поводок, 3 - стрелка, 4 - шкала, 5 - пята стрелы, 6 - тяга

Указатель грузоподъемности кранов с жесткой подвеской телескопической стрелы (рис. 89). Шкала 4 закреплена на кронштейне 1. Стрелка 3 через поводок 2 связана тягой 6 со стрелой. При подъеме стрелы тяга отводит поводок вправо и стрелка перемещается относительно шкалы. На шкале нанесены кривые, показывающие грузоподъемность крана в зависимости от длины стрелы и от того, установлен кран на выносные опоры или нет. Устанавливают и регулируют шкалу грузоподъемности для телескопической стрелы по вылетам, замеряемым при подъеме соответствующего груза.