Анаксагор философия откуда взялся разум. Философия анаксагора. Космогония и космология

Философия анаксагора. Валентин Фердинандович Асмус: античная философия

Анаксагомр -- древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской философской школы. Один из самых выдающихся ионийских философов, сын богатых и знатных родителей, родился в Клазоменах около 500 года до н. э., небольшом, но в то время, процветающем приморском городке малоазийской Ионии. С ранних лет Анаксагор отказался от удовольствий, на которые мог рассчитывать по своему богатству, и пристрастился к философии. Был первым философом, который осел в Афинах.

Привлечённый кипучей умственной жизнью Афин, начавшейся после блестящих побед над персами, 45-летний Анаксагор переселился туда, вступил в близкие отношения с Периклом и первый стал излагать философию в общедоступной форме. Кроме самого Перикла, его учениками были Фукидид, физик Архелай и Еврипид.

В философском учении Анаксагора есть черты, сближающие его с предшествовавшим ему материализмом, и есть черта совершенно новая. Эта черта -- утверждение Анаксагора, будто существующий мировой строй образовался и продолжает образовываться деятельностью «ума», который приводит в порядок первоначально беспорядочные, хаотически смешанные материальные частицы - семенах вещей, которые он называл гомеомериями. В них, в отличии от его предшественников, он видел основу мира. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим. Отдельные вещи состоят из отдельных семян. Характер вещи, ее свойства зависят от преобладания того или иного типа семян. Возникают все вещества из "подобочастных" частиц-семян, что выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все". Семена, из которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы. Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их соединяться и разъединяться, является ум (нус). Если бы Анаксагор под своим «умом» понимал бестелесное, чисто духовное начало, то его учение походило бы на возникшее в XVII в. учение Декарта, который предполагал в природе существование двух совершенно различных, не имеющих между собой ничего общего начал, или субстанций: субстанции телесной, протяженной, с одной стороны, и субстанции духовной, мыслящей -- с другой. Тогда в Анаксагоре следовало бы видеть одного из родоначальников древнегреческого идеализма. Есть однако, веские основания полагать, что вводя «ум» в качестве движущей силы и начала, упорядочивающего первоначальный хаос, Анаксагор понимал под «умом» не столько духовное, мыслящее начало, сколько материальную -- механическую -- движущую силу. анаксагор философия разум

В области познания Анаксагор считал, что главная роль принадлежит чувствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того, он придавал особое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их существовании посредством ума, они постигаются только умом.

Вопросы, занимавшие Анаксагора, восходили к парменидовскому учению о бытии. Что надо понимать под истинным бытием, которое не меняется, не увеличивается и не уменьшается, но всегда остается равным самому себе, -- вот проблема, стоявшая перед мыслителями V в. Каждый из них решал эту проблему по-своему. Решение Анаксагора было в известном смысле наиболее радикальным. Истинное бытие, по его мнению, присуще всем качественно-определенным вещам окружающего нас мира, иначе говоря, всем физически однородным веществам, и прежде всего тем веществам, из которых состоят животные и растительные организмы. Анаксагор называл их «существующими вещами». Они существуют не потому, что доступны нашему восприятию (они могут и не восприниматься нами, как это имеет место в первичной смеси). Они существуют в строгом онтологическом смысле -- в смысле парменидовского бытия. Каждая из этих вещей есть и не может не быть. Таким образом, важнейшее положение теории материи Анаксагора: все «существующие вещи» не возникают и не уничтожаются, а существуют всегда в одном и том же количестве.

Предмет созерцательного постижения Анаксагора--космос, мировой строй, природа, человек как существо природы. В центре анаксагоровского учения о природе находилась космогоническая концепция -- концепция происхождения и эволюции космоса. В этом отношении Анаксагор был прямым продолжателем традиций мыслителей милетской школы К. Маркс писал: «Анаксагор первый физически объяснил небо и, таким образом, -- в другом смысле, чем Сократ, -- приблизил его к земле». Подобно своим предшественникам, Анаксагор считал, что мир получил развитие из неопределенного и бесформенного первичного состояния. Оно не совпадало у него ни с водой, ни с воздухом и вообще ни с каким из конкретных чувственно воспринимаемых веществ, хотя и имело вполне вещественную, материальную природу. Первичное состояние мира, по Анаксагору, представляло собой смесь всех веществ, которые потом обнаруживаются в этом мире, -- или (как писал сам Анаксагор) всех «существующих вещей». Эти вещества были раздроблены на бесконечно малые, не воспринимаемые нашими органами чувств частички, перемешанные настолько совершенным образом, что ни одно из веществ не преобладало ни в какой точке пространства.

Большое прогрессивное значение для своего времени имели развитые Анаксагором представления о небесных светилах как о раскаленных каменных глыбах и данное им объяснение солнечных и лунных затмений. И самое главное во всем этом -- стремление рационально объяснить все акты и явления природы, не прибегая ни к каким потусторонним или сверхъестественным силам. Правда, это стремление было присуще не одному Анаксагору: оно было характерной чертой всех досократовских учений, но у Анаксагора эта черта выражена особенно отчетливо.

В целом, в философии Анаксагора много внимания уделялось практическим вопросам. Высказывались интересные взгляды о частных вопросах естествознания, но были и ложные наблюдения и обобщения. В определенной связи с его общей теорией был и взгляд на природу восприятия. Анаксагор опирался на обобщение определенных наблюдений, ибо то, «что является таким же холодным и одинаково теплым, как мы, не греет нас и не охлаждает, когда до него дотрагиваешься». Дальнейшее обобщение этих наблюдений привело к разработке принципа относительности восприятия. Кроме того, Анаксагор оперировал понятием «порога сознания». Он знал, что порог различен для различных видов животных и людей и различных органов; заметил зависимость восприятия от строения чувственных органов, которые он все-таки понимал наивно. Он считал, что животные, имеющие большие и чистые глаза, видят лучше и на большем расстоянии, чем те, которые имеют маленькие глаза, поскольку они видят меньшие предметы и на более близком расстоянии. Зная факт чувственной окрашенности восприятия, Анаксагор думал, что любые восприятия являются реакциями на противодействие, связанное с болью, которую мы ощущаем, в любом случае, когда есть большая интенсивность восприятия: «блестящие цвета и сверхмерный звук вызывают боль, настолько сильную, что мы не можем ее выдержать достаточно длительное время».

Таким образом, все мысли и стремления Анаксагора были направлены на раскрытие и учения закономерностей, лежащих в основе явлений окружающей нас природы.

Анаксагор (500-428 до н.э.)

Греческий философ родился в ионийском городе Клазомене. Говорят, он был очень задумчивым человеком, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся. Был учеником Анаксимена. Целиком отдался исследованию природы, не участвуя в общественных делах.

К образу Анаксагора существует еще один штрих: он говорил, что рожден для того, чтобы «созерцать Солнце, Луну и небо» - свою истинную родину.

Из сочинений Анаксагора до нас сохранилось только произведение «О природе».

Основная задача философии Анаксагора - согласование провозглашенной элеатами вечности, бестелесности истинного сущего с изменениями, движением и множеством, о которых свидетельствуют чувства.

В философии Анаксагора находят развитие идеи плюралистического основания бытия. Основу вещей он видит в бесчисленном множестве качественно определенных материальных частиц. Обратите внимание на тот факт, что в отличие от Эмпедокла, сводившего многообразие вещей к четырем далее неразложимым элементам, Анаксагор считает делимость бесконечной. Поэтому для него мельчайшая частица в этом отношении сродни целой вещи. Подобная концепция была существенным шагом вперед в трактовки категории субстанции как первоосновы мира. Место стихий (воды, воздуха, огня) заняла дифференцированная материя, благодаря чему углубился анализ проблемы о строении материи.

Первичную материю Анаксагор понимает как инертную массу и именно из этой безразличной, но не бескачественной массы в результате смешения и разделения, наслоения различных элементов возникает космос. Особой силой, приводящей эту инертную

Мир, считает Анаксагор, не есть единство чуждое различий и множества. Мир состоит из бесконечного множества «семян», гомеомерий (слово означает «подобно частное»). Эти семена вещей делятся на еще мелкие части до бесконечности. «В малом, пишет Анаксагор, нет наименьшего, но всегда есть меньшее. Здесь он плюралист.

Гомеомерии, как бы они не делились, всегда сохраняют все качества соответствующего вида тел, например, семена крови обладают всеми качествами крови, семена железа - качествами железа. Качества вечны и неизменимы.

Любая гомеомерия неоднородна. Она есть множество и неисчерпаема.

Рост и увеличение вещей происходит за счет подобного: от принятия одной и той же пищи, например, хлеба, возникает много непохожих вещей: мясо, кости, жилы, мускулы, волосы, ногти, а при случае - перья и рога. Это означает, что в хлебе есть частицы мяса, волос, ногтей, т. е. в каждой вещи есть частица каждой другой.

Жизнь мира, по Анаксагору, есть процесс, поэтому объяснить ее из одного существования частиц и их делимости невозможно. Кроме того, как считает Анаксагор, вначале все вещи были вместе в хаосе, неопределенности, все сдерживалось воздухом, эфиром. И в добавок к этому, гомеомерии сами по себе являются пассивными началами. Все эти факторы привели Анаксагора к решению, что нужна сила, активное начало, которое бы смог упорядочить вес космос и привести в движение семена вещей. Такое начало Анаксагор называет «умом», «Нусом» божественным. Он говорит о Нусе так: «Разум - бог, и бог разум».

Мировой ум у Анаксагора имеет две функции: он движет миром, и он познает мир.

Нус един, он действует посредством мышления, он бесконечен, самодержавен и не смешан ни с какой вещью, он чист.

Познавая мир, нус обладает совершенным знанием обо всем и имеет величайшую силу.

Важно понять, что «нус» у Анаксагора не является некоей первичной по отношению к материи духовной субстанцией. Одновременно, он не является и неким телеологическим принципом, по которому мир строится как разумная, планомерная система. По словам Анаксагора, «нус» есть мельчайшее и чистейшее из всех вещей. Его призвание - дать материи первый толчок к движению.

В учении Анаксагора о растительном и животном мире явно прослеживается гилозоистическая тенденция. По его мнению, разумом наделены не только высшие, но и низшие организмы, а умнейшим существом является человек в силу обладания руками.

Подумайте, так ли наивна вышеизложенная мысль Анаксагора?

Что касается семян живых существ, они тоже разновидность гомео- мерий, и они существовали всегда.

Мы уже говорили, что у Эмпедокла познание происходит подобного подобным, а Анаксагор считает, что все познается себе противоположным; скажем, теплое познается холодным, сладкое - горьким, соленым - пресное и т. д.

Чувственное познание Анаксагор считает элементарной ступенью познания, но при этом он уверен что ощущения не дают истины, так как гомеомерии познаются лишь умом, а не чувствами.

Космогония Анаксагора

По Анаксагору, «Земля имеет плоскую форму и возносится, потому что нет никакой пустоты и весьма плотный воздух несет парящую

Землю. Солнце, звезды - это воспламененные камни». В природе господствует необходимость, «судьба» ничего не определяет в мире и есть просто пустое имя. Солнечные затмения объясняются прохождением Луны между Землей и Солнцем.

И наконец, несколько слов о значении философии Эмпедокла и Анаксагора.

В их учении материализм приобретает новые черты по сравнению с материализмом ионийцев.

Во-первых, сильно рационализируются мифологические представления, связанные с философскими понятиями. Миф становится лишь поэтической формой. Освобождение от мифов особенно заметно у Анаксагора.

Во-вторых, изменяется понятие о материальной первоначале: милетцы в качестве первоосновы выделяли одно вещество (вода, воздух, огонь и т. д.) а у Эмпедокла и Анаксагора первоосновой является множество начал (плюрализм).

Биографические сведения. Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э. - древнегреческий философ родом из г. Клазомены (Иония), по пригла­шению Перикла приехал в Афины, где он долгое время жил и работал. Враги обвинили Анаксагора в безбожии; Перикл спас его 1 , но Анакса­гору пришлось вернуться в Ионию.

Основные труды. «О природе» - сохранились фрагменты.

Философские воззрения. Первоначало. Первоначала бытия - это гомеомерии, «семена всех вещей»; они являются мельчайшими невидимыми частицами, каждая из которых есть носитель определен­ного качества. Гомеомерии вечны и неизменны. Исходный принцип Анаксагора - «все есть во всем». Это значит, что любая вещь содер­жит в себе гомеомерии всех видов. Свойство вещи, состоящей из гомео­мерии, определяется тем, каких гомеомерии в ней больше. Так, в огне больше всего гомеомерии огня, в железе - гомеомерии железа, хотя и в огне, и в железе присутствуют гомеомерии всех остальных видов. Изменение, превращение вещи связано с тем, что в ней одни гомеоме­рии заменяются на другие.

Но этот принцип относится и к самим гомеомериям. Каждая гомеомерия есть множество более мелких гомеомерии и содержит в себе гомеомерии всех качеств, т.е. в гомеомерии золота содержатся гомео­мерии железа, меди, белизны, жидкости и т.п. Но данная гомеомерия является гомеомерией золота потому, что большинство входящих в ее состав более мелких гомеомерии есть гомеомерии золота. Гомеомерии бесконечно делимы, любая, сколь угодно мелкая гомеомерия состоит из еще более мелких.

Гомеомерии сами по себе пассивны. В качестве движущей силы Анаксагор вводит понятие Нус (Мировой ум), который не только дви­жет мир, но и познает его.

Космология и космогония. Первоначальную смесь гомеомерии Нус приводит в круговое движение, отделяя теплое от холодного, свет­лое от темного и т.д. В центре собирается плотное, влажное, тяжелое и т.п. - так образуется Земля. Теплое, светлое, легкое и т.п. устремляет­ся вверх - так образуется Небо. Вращение эфира, окружающего Зем­лю, отрывает от нее куски - так образуются Солнце, Луна, звезды (ко­торые есть раскаленные камни). Гносеология. Все познается противоположным себе: холодное - теплым, сладкое - горьким и т.п. Ощущения не дают истины, гомеоме­рии познаются только умом.

Судьба учения. Анаксагор оказал непосредственное влияние на Демокрита и Сократа. Учение Анаксагора об Уме получило развитие в философии Платона и Аристотеля. Учение о гомеомериях остава­лось «не востребованным» вплоть до XX в., когда ряд физиков, зани­мающихся квантовой механикой, пришел к выводу, что элементарные частицы похожи скорее на гомеомерии Анаксагора, нежели на атомы Демокрита.

Пифагорейский союз

Пифагорейский союз (табл. 20), созданный Пифагором, был научно-философской школой и политическим объединением. Это была закры­тая организация, а учение его - тайным.

Анаксагор (ок. 500-428 гг. до н.э.) родился в Ионии в г. Клазомены. Еще в молодости, отказавшись от наследства, он решил полностью посвятить себя науке. Позднее он переселился в Афины, где прожил около тридцати лет. В Афинах, переживавших период расцвета, Анаксагор входил в круг приближенных Перикла - фактического правителя этого города-государства. Однако, в конце жизни Анаксагор подвергся судебному преследованию и едва не был приговорен к смертной казни, в соответствии с законом, который приравнивал к государственным преступлениям непочитание богов и объяснение небесных явлений естественным образом. Только вмешательство Перикла спасло философа, но он был вынужден покинуть Афины. Он вернулся в Ионию и вскоре умер.

Анаксагору принадлежит сочинение под традиционным для того времени названием "О природе", от которого сохранилось около двадцати фрагментов.

Мировоззрение Анаксагора сформировалось под влиянием учений Парменида, Эмпедокла и милетской школы. Но в отличии от большинства тогдашних древнегреческих мыслителей, Анаксагор первоначалами мира считал не какую-то одну природную стихию, как это было у ионийских философов, и даже не смешение этих стихий, о чем говорил Эмпедокл. Первоначала - это мельчайшие, невидимые частицы всех вещей, которые только могут быть в мире. Сам Анаксагор называл эти частицы "семенами всех вещей". Впоследстии Аристотель назвал эти семена "гомеомериями".

Каждая гомеомерия представляет собой частицу какого-либо вещества - земли, воды, огня, золота, дерева и т.д. Гомеомерии бесконечны по числу и по делимости, т.е. могут делиться до бесконечности, сохраняя при этом свойства того или иного вещества. Именно гомеомерии составляют в итоге любое вещество. Более того, в каждой веще, в каждом веществе существуют и все гомеомерии. Анаксагор говорил: "Во всем содержатся все вещи". Качественное же существо той или иной вещи возникает в том случае, когда гомеомерии одного рода преобладают над гомеомериями других родов. Так, золото является золотом потому, что гомеомерии золота в данном веществе составляют большинство. Такие же гомеомерии золота содержатся и в дереве, но они - лишь небольшая часть среди других гомеомерий, в дереве же преобладают гомеомерии дерева.

Гомеомерии существовали изначально, они не обладают моментом рождения или моментом уничтожения. Анаксагор, опираясь на мнение Парменида, утверждал, что не может нечто возникнуть из ничего: "Каким образом из не-волоса может возникнуть волос и из не-плоти - плоть?"

Первоначальное состояние мира - это смесь гомеомерий, неподвижная и бесконечная. Однако существует и сила, способная начать движение этой смеси. Таковой силой Анаксагор считал Ум (Нус). Ум - понятие чисто идеальное, и единственное, не смешанное ни с чем другим. Ум обладает абсолютным могуществом. Именно силой Ума начинается мировое круговращение, во время которого происходит смешение и разделение гомеомерий, и, соответственно, возникновение тех или иных реальных вещей.

Постепенно, в процессе кругообращения плотное, влажное, холодное и темное сходятся в одно место и образуют землю, а разряженное, горячее, сухое и светлое устремляются вверх и возникает небо. Вокруг всего мира находится эфир, который Анаксагор не отождествляет с обычным воздухом. Эфир, продолжая вращаться, отрывает от земли камни, которые, воспламеняясь превращаются в звезды, солнце и луну. Но отдельные камни продолжают падать на землю - это метеориты.

Проблему возникновения жизни Анаксагор решал путем признания того, что в первичной смеси гомеомерий существовали и гомеомерии живых существ. Со временем они стали падать на землю, что и привело к зарождению будущих живых организмов.

Учение Анаксагора стоит несколько особняком в системе древнегреческой философии. Ни до него, ни после античные философы не акцентировали внимание на том, что все мире состоит из изначально существовавших "семян всех вещей". В то же время его учение о безгранично могущественном Уме, повлияли на последующих философов, сторонников идеалистических учений.


© Все права защищены

Древнегреческий философ, математик и астроном, основоположник афинской

философской школы Был обвинен в безбожии и изгнан (431). Автор учения о

неразрушимых элементах -- "семенах" вещей (гомеомерий). Движущий принцип

мирового порядка - ум (нус), организующий элементы.

Анаксагор родился около 500 года до н э в Клазоменах - небольшом, но в то время

процветавшем приморском городке малоазииской Ионии Отец Анаксагора, Гегесибул

(или Евбул), был зажиточным человеком, оставившим после своей смерти

значительное

состояние. Однако у Анаксагора уже в раннем возрасте пробудился страстный

интерес к научным изысканиям и абсолютное равнодушие к любой практической

деятельности. Поэтому он вскоре уступил полученное им в наследство имущество

(включавшее значительную земельную недвижимость) ближайшим родственникам, а сам

покинул Клазомены и отправился странствовать

Неизвестно, совершил ли он, подобно Демокриту, путешествия в страны Ближнего

Востока (эпоха греко-персидских войн, на которую пришлась молодость Анаксагора,

возможно, не очень этому благоприятствовала), но в какое-то время Анаксагор

оказался в Афинах и там обосновался.

Переезд Анаксагора в Афины связан с глубокими историко-культурными последствиями

он символизировал перенесение ионийской учености на аттическую почву. Афины,

бывшие до этого родиной государственных деятелей, законодателей, полководцев,

обрели, наконец, первого крупного философа Ученик Анаксагора, Архелай, был уже

коренным афинянином, таким образом, Анаксагора можно считать основоположником

афинской философской школы, давшей впоследствии миру многих блестящих

мыслителей, и в первую очередь, конечно, Платона и Аристотеля

Несмотря на то что, будучи метеком, то есть иноземцем, не обладавший правами

афинских граждан, Анаксагор не мог принимать участия в политической и

общественной жизни Афин, он вскоре занял заметное положение в духовной элите

города, чему несомненно способствовала его дружба с вождем демократической

партии Периклом, в дальнейшем ставшимся фактическим правителем афинской

республики. Многие позднейшие источники называют Перикла учеником Анаксагора

Прямое ученичество здесь вряд ли могло иметь место, но можно считать

несомненным, что Перикл уважал Анаксагора и прислушивался к его мнениям и

советам Вторая жена Перикла, знаменитая Ас-пасия, женщина умная и образованная,

сформировала кружок выдающихся представителей тогдашней афинской интеллигенции,

включавший трагика Еврипида, скульптора Фидия и др. К этому кружку принадлежал и

Анаксагор , оказавший, в частности, большое влияние на Еврипида, о чем

свидетельствует ряд фрагментов из произведений знаменитого трагика, содержащих

несомненные отзвуки воззрений Анаксагора

К концу 30-х годов V века до н э, когда положение Перикла в качестве главы

государства стало менее прочным, его политические противники возбудили судебные

преследования лиц, которые были к нему близки, в том числе Фидия, Аспасии и

Анаксагора Обвинительные формулировки в каждом случае были различны, но

политическая подоплека этих дел была ясна все они были направлены на подрыв

населения Анаксагор обвиняется в безбожии и в распространении учений о небесных

светилах, противоречивших традиционным религиозным представлениям Философу

грозит смертный приговор, при содействии Перикла он тайно покидает Афины.

Последние годы Анаксагор проводит в Лампсаке - богатом торговом городе на берегу

Геллеспонта Умер он в 428 году до н э. окруженный почетом и уважением

лампсакских граждан В течение длительного времени после смерти философа

лампсакцы устраивали в его память ежегодные детские празднества.

Такова внешняя канва жизни Анаксагора. Труднее сказать что-либо о его научной

биографии, в частности об эволюции его философских воззрений. Интерес к науке,

как уже было сказано, пробудился у него еще в ранней молодости Живя в

Клазоменах, расположенных недалеко от Милета, Анаксагор мог без труда разыскать

и прочесть сочинения знаменитых милетцев - Анаксимандра и Анаксимена, оказавшие,

судя по всему, громадное влияние на формирование его собственного мировоззрения.

Не случайно позднейшие доксографы называют Анаксагора учеником Анаксимена.

Непосредственно слушать Анаксимена Анаксагор, конечно, не мог, даже будучи

мальчиком: последний великий представитель милетской школы умер, по-видимому,

еще до рождения Анаксагора, но его идеи оказали влияние на молодого клазомен-ца.

Прежде всего это касается учения о происхождении и структуре космоса,

рассматриваемого как нечто целое. Об Анаксагоре рассказывают, что в молодости он

любил наблюдать за небесными явлениями с вершины мыса Миман-та, находившегося по

соседству с Клазоменами. Можно предполагать, что это не были точные

астрономические наблюдения за восходом и заходом светил, движениями планет и т.

д. Астрономом в строгом смысле слова Анаксагор никогда не был, и его

астрономические познания даже в поздний период его деятельности оставались

весьма примитивными. В этом отношении Анаксагор уступал современным ему

пифагорейцам, не говоря уже о вавилонских астрономах, владевших совершенной

методикой астрономических наблюдений. Отношение Анаксагора к ночному небесному

своду имело, скорее, эстетический характер. Согласно преданию, когда Анаксагора

спросили, ради чего лучше родиться, чем не родиться, он ответил: "Чтобы

созерцать небо и устройство всего космоса". Космос поражал Анаксагора

совершенной разумной организацией, которая, как ему представлялось, не могла

быть результатом действия слепых, беспорядочных сил.

Анаксагор, как и предшествующие ему древнегреческие философы , ставил вопрос о

том, что есть основа мира. В отличие от своих предшественников эту основу мира

он видел в маленьких материальных частицах - семенах вещей, которые он называл

гомеомериями. Согласно Анаксагору, мир вечен, он несотворим и неуничтожим.

Отдельные вещи состоят из отдельных семян Характер вещи, ее свойства зависят от

преобладания того или иного типа семян Так, в кости имеются различные семена, но

преобладают косточки, в мясе также имеются всевозможные семена, но больше всего

кусочков мяса Остальные семена, которые присутствуют в отдельной вещи, просто не

наблюдаемы. Возникают все вещества из "подобочастных" частиц-семян, что

выражается в двух постулатах: "все во всем", "из всего - все". Семена, из

которых состоят вещи, понимались Анаксагором как инертные неподвижные частицы.

Движущим толчком, который приводит в движение эти семена и заставляет их

соединяться и разъединяться, является ум (нус). В истории философии были попытки

(например, Платон) интерпретировать нус Анаксагора как духовное начало, однако

на самом деле ум понимается Анаксагором и как духовная, и как материальная

механическая сила. Она определяет порядок в мире. Нус Анаксагора выступает как

причина или основа мировой упорядоченности.

В области познания Анаксагор считал, что главная роль принадлежит чув-

ствам. Однако он не абсолютизировал чувственное познание, понимая, что чувствам

не достает надежности, истинности, их показания требуют исправления. Более того,

он придавал особое значение уму в процессе познания, считая, что семена, из

которых состоят вещи, не могут восприниматься непосредственно, мы знаем об их

существовании посредством ума, они постигаются только умом.

С космологическими воззрениями Анаксагора связано одно событие, дата которого

известна более или менее точно. Это падение большого метеорита в 467-466 годах

до н. э. вблизи устья реки Эгоспотамы (на северном побережье Эгейского моря).

метеорита, причем они усматривали в этом предсказании проявление величайшей

мудрости философа. Разумеется, ни о каком предсказании в строгом смысле слова не

могло быть и речи. Ближе всего к истине был, по-видимому, Плутарх, который писал

об этом так: "Говорят также, будто Анаксагор предсказал, что если находящиеся на

небе тела подвергнутся какому-либо колебанию или сотрясению, то одно из них

может сорваться и упасть..."

Из слов Плутарха следует, что Анаксагор не предсказал падение данного

конкретного метеорита, а обосновал возможность таких явлений. Падение метеорита

в 467-466 годах до н. э. казалось блестящим подтверждением его концепции

небесных тел как раскаленных каменных глыб, удерживаемых в высоте силой

круговращательного движения. Эта концепция была развита им еще до указанной даты

Отсюда и видимость предсказания. Представляется вероятным, что Анаксагор

совершил поездку к месту падения метеорита и сам осмотрел его. Мы не знаем, жил

ли он уже в это время постоянно в Афинах или это был период его странствий по

городам Греции. Свидетельства, указывающие, что он прожил в Афинах около

тридцати лет, говорят скорее в пользу второй возможности. А если это так, то в

Афины он прибыл как человек, уже прославившийся своей мудростью и ученостью.

Физическая теория Анаксагора, ставшая предметом особого внимания Аристотеля, с

одной стороны, а с другой - современных исследователей античной философии была

разработана, по-видимому, в более поздний период жизни философа. Как и

аналогичные концепции других современных Анаксагору мыслителей - Левкиппа и

Эмпедокла, она испытала мощное воздействие идей Парменида. Мы не знаем,

встречался ли когда-либо сам Анаксагор с Парменидом (это могло произойти во

время известного посещения Парменидом и Зеноном Афин в середине V века до н. э.,

о котором сообщается в нескольких платоновских диалогах), или же он был знаком

со взглядами элейского мудреца лишь по его поэме, приобретшей к тому времени

широкую известность. Во всяком случае в дошедших до нас фрагментах сочинения

Анаксагора мы явно ощущаем отзвуки парменидовских (а может быть, также и

зеноновских) формулировок Более спорным является вопрос, был ли знаком Анаксагор

с учением об элементах Эмпедокла и с атомистикой Левкиппа. Категорически

отрицать ни ту ни другую возможность мы не имеем права, поскольку свое

сочинение, в котором были изложены итоги его научно-философских изысканий,

Анаксагор написал, по-видимому, уже на склоне лет. Ведь нельзя считать случайным

указание Ари-

стотеля, что Анаксагор был "по возрасту раньше Эмпедокла, а по делам своим позже

него" Вполне возможно, что именно появление и быстрое распространение этого

сочинения послужило формальным предлогом к обвинению Анаксагора в безбожии

Этот труд Анаксагора был также и единственным, в этом отношении Анаксагор не

отличался от большинства философов-досократиков Сообщения о том, что у

Анаксагора были еще и другие сочинения, совершенно недостоверны Римский ученый

что Анаксагор, так же как и Демокрит, писал что-то по вопросу театральной

перспективы, однако это были, по-видимому, не научные сочинения, а лишь краткие

инструкции для художников-декораторов Плутарх сообщает, что, находясь в тюрьме,

Анаксагор занимался проблемой квадратуры круга Это была модная тогда проблема,

над решением которой трудились софисты Гиппий и Антифонт, математик Гиппократ

Хиосский и др Но что касается Анаксагора, то нет никаких свидетельств о том, что

эти его занятия привели к каким-либо результатам

Сочинение Анаксагора было написано простои и ясной прозой, послужившей образцом

для трактатов Демокрита и других позднейших ученых И в этом отношении Анаксагор

следовал своему милетскому предшественнику Сочинение Анаксагора состояло, по-

видимому, из нескольких книг в первой из них была изложена космогоническая

концепция и формулировались общие принципы его теории материи, а последующие

кнши были посвящены конкретным вопросам космологии, метеорологии, физической

географии, биологии (в частности, эмбриологии), психологии (в частности,

проблеме ощущений) и т д Мы не знаем, содержались ли в книгах Анаксагора какие-

либо суждения исторического или социологического характера, позднейшие источники

хранят по этому поводу полное молчание Но и без этого сочинение Анаксагора

охватывало всю совокупность тогдашних знаний "о природе"

До нас дошло около двадцати фрагментов этого сочинения, большая часть которых

цитируется неоплатоником Симпликием (VI век до н э) в его комментариях к

"Физике" Аристотеля Почти все эти фрагменты относятся к первой книге,

интересовавшей Аристотеля в наибольшей степени

О популярности сочинения Анаксагора в Афинах в конце V века до н э

свидетельствует Платон, ссылающийся на это сочинение в "Апологии Сократа",

"Федоне" и "Кратиле", причем из слов Сократа в "Апологии" следует, что незнание

этого сочинения считалось в то время признаком невежества Любопытно, что там же

имеется место, рассматриваемое многими исследователями как указание на цену,

которую платили тогда в Афинах за копию (вернее, за один свиток) сочинения

Анаксагора Хорошо помнили афиняне и самого Анаксагора, о котором ходили

многочисленные рассказы, впоследствии образовавшие устойчивую, прошедшую через

многие века легенду Из этой легенды - при всей недостоверности ее отдельных

деталей - вырисовывается цельный и, по-видимому, исторически верный образ

философа

Прежде всего легенда представляет Анаксагора как человека, целиком посвятившего

себя науке, то есть как ученого-профессионала В Греции сере-

дины V века до н э это был новый тип человека Все предшественники Анаксагора, о

жизни которых у нас имеются какие-либо сведения, - Фалес, Пифагор, Ксенофан,

Гераклит, Парменид - были государственными деятелями, поэтами, религиозными

вождями, но профессиональных ученых среди них не было

Весьма необычным, с точки зрения греков того времени, было у Анаксаго ра

отсутствие узкого патриотизма, приверженности к родному полису Покинув Клазомены

Город, где он родился и вырос и где у него остались родственники, Анаксагор,

насколько известно, никогда не хотел туда вернуться Как сообщает Диоген

Лаэртский, на вопрос "Неужели родина тебя нисколько не интересует9" - Анаксагор

ответил, указав на небо "Помилуй бог1 Родина даже очень интересует меня" А

согласно другому рассказу, когда Анаксагор умирал в Лампсаке и друзья спросили

его, не желает ли он быть перевезенным на родину, в Клазомены, он сказал "Совсем

этого не нужно ведь путь в подземное царство отовсюду одинаково длинен"

Вторая черта Анаксагора как человека - равнодушие к материальным благам

Отказавшись от полученного им по наследству имущества, Анаксагор полагал, что

тем самым он обрел внутреннюю свободу, столь необходимую для философа,

посвятившего себя поискам истины По свидетельству Аристотеля, Анаксагор не

считал счастливыми ни богача, ни властелина, говоря, что он не удивился бы, если

бы по-настоящему счастливый человек показался толпе глупцом У нас нет сведений о

частной жизни Анаксагора, но можно с основанием предполагать, что его быт

отличался скромностью и простотой В этом отношении Анаксагор полностью

соответствовал аристотелевскому идеалу философа, ведущего умеренный,

"созерцатеаьный" образ жизни Кроме того, он был неизменно серьезен (по словам

одного источника, его никогда не видели ни смеющимся, ни улыбающимся) и, по-

видимому, не отличался особой общительностью - свойство, объясняющее, почему,

живя в одном городе с Сократом, он никогда с ним не беседовал

Еще одна черта Анаксагора, отмечавшаяся древними авторами, - твердость духа в

любых, даже самых тяжелых для него обстоятельствах Во многих источниках

сообщается о словах Анаксагора, якобы сказанных им при получении известия о

смерти сына "Я знал, что родил его смертным" Некоторые авторы говорят о смерти

сразу обоих сыновей философа и о том, что он сам хоронил их

Другой рассказ, характеризующий ту же черту Анаксагора, связан с судебным

преследованием, которому он подвергся в Афинах Узнав о вынесении ему смертного

приговора, Анаксагор будто бы спокойно сказал "Природа давно присудила [к

смерти] и меня, и их [судей]"

Как же случилось, что такой достойный и уважаемый человек был осужден в Афинах -

в городе, который к тому времени уже стал признанным центром греческой культуры9

Обвинение заключалось в том, что взгляды Анаксагора действительно резко

расходились с господствовавшими в то время религиоз ными представлениями

Утверждения Анаксагора, что звезды - это раскаленные камни, оторванные от Земли

силой космического круговращения, что Солнце - огромная воспламенившаяся глыба,

а Луна - тело, во многом подобное Земле и, может быть, обитаемое, не могли не

вызывать возмущения

у ревнителей старых традиций и обычаев. Убеждение в божественной сущности

небесных светил было одной из неотъемлемых черт греческой, да и вообще любой

политеистической религии.

Анаксагор не отрекся публично от своих взглядов и вынужден был бежать из Афин.