Американские фуры марки. Автомобили вокруг нас. Самые легендарные фургоны

Итак, американские грузовики настолько безупречны, что даже Задорнову не нашлось бы ни одного повода для шуток. В сравнении с «тяжеловесами» других стран, американские имеют узнаваемый дизайнерский почерк и стиль. Перед вами самые продаваемые грузовики за всю историю США.

Peterbilt 386 hybrid

Год: 2009

Количество экземпляров: 120 560

Созданный на базе уже существующего 386-го «Петербилта» в 2009 году, «Гибрид» был встречен более радушно, чем предшественник – виной тому небольшое усиление рамы, так как вес машины вырос на 3 тонны. Машинка стала красивее, и даже нежно-зеленый цвет грузовика пришелся по душе суровым дальнобойщикам. Главный плюс для такого тягача – это экономный расход топлива (25 литров на 100 км). Автомобиль снискал популярность, несмотря на то что официальные дилеры предупреждают о плохом преодолении подъемов на старте.

International LoneStar Tractor Trailer

Год: 2008

Количество экземпляров: 152 456


Раньше считалось, что покупатели грузовиков абсолютно не обращают внимания на характеристики автомобиля. Однако при выпуске очередной модели конструкторы LoneStar решили провести опрос, что клиентам больше всего понравилось в модели International LoneStar Tractor Trailer. 73% проголосовали за футуристический дизайн кабины. Также популярность грузовику частично обеспечили гарантийные условия продажи от производителя – детали и ремонт со скидкой. International LoneStar оснащаются 12.4-литровым силовым агрегатом MaxxForce, мощностью 475 л. с. Среди значительных преимуществ LoneStar специалисты также отмечают отличную маневренность, высокую производительность, низкий уровень шума и вибрации в кабине.

Freightliner FLA 9664

Год: 1984

Количество экземпляров: 160 070


Данная модель не могла бы собрать указанного количество продаж. Посудите сами – тесный спальный отсек, большой расход топлива (45 л. на 100 км), крутящий момент – 1900 Нм при 1200 об./мин. Обычно Freightliner выпускает грузовики на славу. Однако почему-то именно этот тягач приглянулся Джеймсу Кэмерону, который использовал его в самой динамичной сцене второго «Терминатора», где Джон Коннор на своем кроссовом мотоцикле пытается скрыться от Т-1000 на Freightliner FLA 9664. Во время погони тягач был представлен таким мощным и устрашающим, что это сделало самый «слабенький» тягач фирмы самым продаваемым

Kenworth W 900

Год: 2005

Количество экземпляров: 155 367


В 2005 году магистральные тягачи с капотами прошли очередную модернизацию. W 900 выполнен в классическом «олдскульном» стиле, но не смотря на это имеет оригинальный дизайн кабины. Она была оборудована таким образом, что между сидячими местами идет своеобразный тоннель к комнате отдыха водителя. Без преувеличения, место отдыха – это почти маленький номер в отеле. Полноценное спальное место, система кондиционирования, аудиосистема – все это располагает к приятному сну и досугу. Kenworth W900 оснащается двигателем Caterpillar. И, хотя производитель сделал возможным установку двигателей Detroit Diesel и Cummins, заказы на последние единичны.

Mack R 700

Год: 1965

Количество экземпляров: 215 670


Обычно модели грузовиков держатся на рынке несколько лет, потом происходит апгрейд модели в новое поколение. «Семисотый», как его прозывали дальнобойщики, держался на рынке 25 лет, приобретая за все это время незначительные модернизации. R700 семидесятых годов очень похож дизайном на наш КрАз восьмидесятых. Обычно советские конструкторы не равнялись на плохие модели, так что можно судить о культовости этого тягача. Неоднократный герой фильмов и компьютерных игр, «семисотый» также очень частый участник гонок и жертва тюнинга – переделки в лоурайдер и биг-фут. Кстати, именно этот грузовик попал в 1972 году в книгу рекордов Гиннесса за самый быстрый разгон от 0 до 100 км/ч. Рекорд составлял 17 секунд. В 2005-м его побил Kenworth.

White GMC WX 64

Год: 1994

Количество экземпляров: 171 332


Несмотря на отличные характеристики, WX64 так никогда и не была использована в качестве тягача. Ее предназначение быть бензовозом, бетономешалкой, мусоровозом, уборочной машиной. Этим и обусловлено большое количество произведенных моделей – если производитель рассчитывает на муниципальные заказы, то это существенно экономит траты на производство при хорошей предоплате. Не очень популярный бренд грузовых авто White Motor Company создавал свой легендарный WX64 вместе с конструкторским бюро General Motors. В результате получился автомобиль, который хвалили все, – от горожан, не испытывавших дискомфорт от шума грузовика, до водителей.

Sterling Trucks Acterra

Год: 2004

Кол ичест во экземпляров: 90 980


История компании Sterling Trucks коротка. В 1998-м ее организовал гигант автопрома Freightliner как одно из производственных подразделений, выпускающих технику с собственной сетью дилерских центров и сервисных центров. Спустя несколько лет компания перешла в Daimler, а в 2008-м новый хозяин объявил, что марка будет ликвидирована. За этот недолгий промежуток существования компания смогла выдать шедевральную модель Acterra, которая после ликвидации компании продолжала выпускаться, но уже под маркой Ford (модель LNT 9000). Некоторые модели попали и в страны СНГ, однако после развала компании их цены резко возросли. Сейчас найти на нашей территории в продаже Sterling Acterra крайне сложно.

A 75 T Autocar

Год: 1961

Количество экземпляров: 140 058


Перед вами дедушка американского автопрома. Ни одна выставка не обходится без новинок Autocar. Однако модель A75T заслуживает особого внимания. Грузовик был внедрен не только в тяжелую промышленность, но и в сельское хозяйство. В 1961 году она стала народной маркой, поскольку производитель отпускал ее почти по себестоимости (так говорилось). Как бы там ни было, авто было дешевле, нежели продукция конкурентов, и это при том, что под капотом стоял двигатель Caterpillar. Очень популярным А75Т стал еще и потому, что 1961 был годом скачка цен на бензин. Модель закрепила за собой репутацию «грузовика, едущего даже на разбавленной солярке». К слову, в Америке топливо никто никогда не разбавляет, поэтому когда какие-то умники пробовали разводить топливо и машина оказывалась на ходу – это было чудом для американца.

Kenworth (Киркленд, штат Вашингтон, 1923-…). Один из самых известных брендов грузовой техники, принадлежащий ныне концерну Paccar. Сама фирма появилась ещё в 1912-м, но на первых порах производством не занималась, а была лишь дилером по продажам автомобильной техники. Называлась она Gerlinger Motor Car Works, а в 1915-м выпустила первый собственный грузовик под брендом Gersix. В 1917-м компанию выкупили партнёры Эдгар Уортингтон и Фредерик Кент, которые в 1923 году переименовали производство, сделав название из начальных букв своих фамилий (Ken + Worth). На снимке — классика, модель Kenworth W900.

Freightliner (Портленд, штат Орегон, 1942-…). Компания грузоперевозок Consolidated Freightways была основана Лиландом Джеймсом в 1929 году, а с 1942-го начала строить собственные машины под брендом Freightliner (буквально — «грузовой лайнер»). Финансовые проблемы на рубеже семидесятых — восьмидесятых вынудили продать компанию корпорации Daimler AG, которая она принадлежит и по сей день. На снимке — Freightliner CL Columbia 2010 года.


International (Лайсл, штат Иллинойс, 1902-…). В 1902 году слились компании McCormick Harvesting Machine Company и Deering Harvester Company — благодаря этому образовалась компания International Harvester. Она базировалась в Чикаго и производила широчайший спектр продукции — сельскохозяйственную технику, грузовые и легковые (!) автомобили. Бренд International использовался в основном для грузовиков. В 1985 году сельскохозяйственное отделение компании было продано, легковые машины перестали производить ещё раньше, и фирма, переименованная в Navistar International, сфокусировалась исключительно на грузовиках и армейской технике — чем занимается и поныне. На снимке — седельный тягач из линейки International Lonestar 2015 года.


Caterpillar (Дирфилд, штат Иллинойс, 1925-…). Знаменитая компания Caterpillar ассоциируется у нас с карьерными самосвалами, конкурентами «БелАЗов», а также с тракторами, кранами и прочей строительной или шахтной техникой. Тем более удивительно, что у Cat есть целая линейка шоссейных седельных тягачей. Почему мы о ней ничего не знаем? Так о ней и американцы почти ничего не знают — седельные тягачи компания из Иллинойса делает только для Австралии! Надо сказать, что грузовики для дорог общего пользования компания начала строить совсем недавно — в 2011 году, первой моделью был самосвал Cat CT660. На снимке — последняя новинка, сверхтяжёлый седельный тягач Caterpillar CT630LS (2017) специально для австралийского рынка.


Western Star (Портленд, штат Орегон, 1967-…). В 1967 году промышленный гигант White Motor Company создал подразделение White Western Star со штаб-квартирой в Кливленде, Огайо. Подразделение много раз переходило из рук в руки — после разорения White оно стало частью Volvo, затем его купил австралийский бизнесмен Терренс Пибоди, а с 2000 года оно принадлежил DaimlerChrysler и является частью компании Freightliner. На снимке — сохраняющая классические черты модель Western Star 4900 EX.


Mack (Гринсборо, штат Северная Каролина, 1900-…). Одна из старейших американских компаний была основана Джоном Мэком и начинала с производства автобусов. За свою долгую историю компания выпустила десятки грузовых машина, а также автобусов и троллейбусов самого разного класса и назначения. В 1980-х дела Mack пошли плохо и пакеты её акций начала постепенно скупать французская корпорация Renault. Финальная сделка произошла в 1990 году — Mack стал полностью принадлежать французам. В 2001-м Renault перепродала бренд Volvo — но Mack по‑прежнему производит грузовики и является одной из ведущих американских машиностроительных компаний. На снимке — Mack Anthem 2017 года.


Autocar (Хэгерстаун, штат Индиана, 1897-…). Компания, основанная Луисом Кларком в Питтсбурге, с 1899 по 1911 год делала легковые автомобили, а грузовики были «дополнительной линейкой». Но в 1911-м Autocar решил отказаться от легковушек, и грузовики (в частности, модель Type XVII) стали единственной продукцией компании. Вскоре после войны, в 1953-м, Autocar стала частью империи White, а после разорения последней, в 1980-м, перешла к Volvo. Шведы решили сохранить бренд. А потом случилось странное. В 2001 году Volvo выкупили североамериканские грузовые активы корпорации Renault, из-за чего получилось, так, что, по сути, около 80% производителей грузовиков в США стали принадлежать Volvo. Этому воспротивилась антимонопольная служба, вынудив Volvo продать часть брендов в третьи руки. Autocar был выкуплен новосозданной компанией Grand Vehicle Works Holdings, LLC — и снова, спустя почти полвека, стал независимым! На снимке — классика, тягач Autocar S64F 1972 года.


Brockway (Кортланд, штат Нью-Йорк, 1875−1977). Компания Brockway была основана задолго до автомобильной эры как производитель экипажей. В 1909-м она построила свой первый грузовик, а во время II Мировой зарекомендовала себя надёжным и успешным грузовым шасси B666. В 1956 году бренд был выкуплен компанией Mack, а в 1977-м владельцы Mack решили закрыть подразделение по финансовым причинам. На снимке — один из последних Brockway, модель 360 (1977).


Sterling (Редфорд, штат Мичиган, 1907−1953, 1997−2009). Оригинальная компания Steling, основанная в 1907 году, базировалась в Висконсине и производила большую линейку самых разных грузовых машин и специальной техники. В 1951-м компанию «проглотил» White, а двумя годами позже упразднил бренд. В 1997-м компания Freightliner купила у Ford лицензию на производство пикапов и грузовиков — и стала их строить под возрождённым брендом Sterling, наряду с тракторами и другой сельхозтехников. В 2009-м и реинкарнация старого бренда была ликвидирована по экономическим причинам. На снимке Sterling периода «реинкарнации».


Marmon-Herrington (Луисвилл, штат Кентукки, 1931-…). В 1931 году владелец автомобильной компании Marmon Уолтер Мэрмон решил начать новый бизнес. Он объединился с Артуром Херрингтоном и основал компанию Marmon-Herrington, быстро сделавшую себе имя на производстве авиационных топливозаправщиков и другой военной и околовоенной техники. В разгар Великой Депрессии, в 1933 году, Мэрмон закрыл производство легковых автомобилей Marmon, сосредоточившись на коммерческой и промышленной технике. Впоследствии он добавил к линейкам автобусы и троллейбусы. В начале 1960-х компания была продана семье Притцкер, после чего многократно переходила из рук в руки и меняла сферу деятельности — MH строила самолёты, ракеты «земля — земля» и комплектующие космической техники. Сегодня бренд принадлежит конгломерату Berkshire Hathaway и производит комплектующие — мосты, оси, двигатели, а также «конвертирует» грузовики из обычных в полноприводные. Последний грузовик Marmon был сделан в 1997 году. На снимке — Marmon Conventional, «роллс-ройс среди грузовиков», 1986 года.


Общее описание американских тяжелых грузовиков серии Freightliner Argosy. Это современные бескапотные тягачи (cabover — кабина над двигателем) Фрейтлайнер. Особенности и преимущества, опции. Варианты кабин, фотографии интерьера и внешнего вида.

Седельный тягач Freightliner Century Class S/T имеет аэродинамический дизайн и оснащён различными инновационными решениями, повышающими эффективность и безопасность эксплуатации. Общее описание, опции, варианты кабины, интерьер. Фотографии.

Тяжелые грузовики Classic и Classic XL сочетают традиционный американский стиль "вестерн" снаружи и современные технологии внутри. Отделка салона выполнена в роскошном стиле. Далее — общее описание, фотографии, варианты кабины, интерьер.

Эти тяжёлые грузовики от Фрейтлайнер, соединяя неприхотливость обслуживания, топливную экономичность и современный дизайн 21-го века, пользуются большой популярностью среди автотранспортных компаний Северной Америки.

Американские тяжелые грузовики / седельные тягачи Freightliner Coronado разрабатывались компанией Фрейтлайнер как грузовые автомобили высшего класса, объединяющие стиль, роскошный интерьер, производительность и эффективность.

Основные технические характеристики, габаритные размеры и другие параметры американских тягачей International 9200i в конфигурациях SBA 4x2 и SBA 6x4. Таблица весовых и габаритных характеристик для различных модификаций шасси.

Основные технические характеристики, габаритные размеры и другие параметры американских тягачей International 9400i SBA 6x4. Таблица весовых и габаритных характеристик для различных модификаций шасси.

Общее описание американских грузовиков International 9900i и 9900ix. Это наиболее мощные грузовые автомобили International 9000-й серии. Особенности стандартного оснащения и список популярных опций. Фотографии: внешний вид.

Основные технические характеристики, габаритные размеры и другие параметры американских грузовиков International 9900i и International 9900ix. Таблица весовых и габаритных характеристик для различных модификаций шасси.

Обзор серии тяжелых американских тягачей International 9000i. В эту серию входят модели 9200i, 9400i, 9900i, 9900ix. Особености присущие всем грузовым автомобилям этой серии, оснащение салона, варианты спальников, фотографии интерьера.

Volvo VT880 — это флагман среди магистральных грузовиков Volvo, произведённых для американского рынка. Мощность, безопасность и комфорт. Аэродинамика и эффективность в сочетании с классическим стилем и большой кабиной. Новый мощный двигатель Volvo,

США является одним из крупнейших в мире производителей седельных тягачей. Благодаря тому, что в Америке нет таких жестких ограничений на длину автопоезда как в Европе, американские тягачи отличаются большим объемом спального отсека и большим моторным отсеком. Впрочем, есть и множество моделей с «укороченными» спальниками, и кабины вообще без спальника (так называемая «дневная» кабина: day cab). Большинство моделей американских тягачей имеют капотную компоновку, но есть и бескапотные варианты (кэбоверы), например Freightliner Argosy. Все американские грузовики можно условно разделить на две группы: машины, выполненные в традиционном американском стиле West Coast («вестерн») с прямыми формами и обилием хромированных деталей, и тягачи, кабина которых имеет современную аэродинамическую форму. Впрочем, некоторые современные американские грузовики нельзя однозначно причислить к какой-либо одной группе, они сочетают элементы американского стиля и хорошую аэродинамику. К «истинно традиционным» можно отнести например тягачи International серии 9900.



Темы:

Началом расцвета эпохи вэнов можно назвать конец 60-х. Именно тогда начала формироваться культура, окружавшая этот тип авто. Во многом, надо сказать, этому поспособствовали «дети цветов», разъезжавшие по городам на раскрашенных во все цвета радуги Volkswagen T1.

Когда мы слышим фразу «классический автомобиль», в голове обычно всплывают образы спортивных купе родом из 60-х, 70-х и 80-х годов прошлого века, и это неудивительно, ведь быстрые и мощные авто всегда привлекали много внимания. Однако, список классических автомобилей включает в себя и другие особенные классы. Один из таких классов широко распространился в США в конце шестидесятых и начале семидесятых годов — фургоны или вэны. О них-то и пойдет речь в сегодняшней статье.

История возникновения

Среди любителей вэнов бытует мнение, что если спросить кого-то из них, с чего начался так называемый вэннинг, - каждый найдет что ответить, но вы не услышите ни одного одинакового рассказа. Постараемся взглянуть на этот вопрос с точки зрения истории автопрома. Первым вэном принято считать легендарный Volkswagen Type 2 (впоследствии модель стала называться T1), выпущенный в 1950 году. Автомобиль активно распространился в Европе и добрался до Североамериканского континента. Благодаря невысокой цене, легкости в обслуживании и вместительности он стал популярен как среди населения, в качестве идеального автомобиля для путешествий, так и в бизнес сфере — легкий и компактный коммерческий транспорт. Вскоре американские компании, поспевая за развивающимся трендом, произвели на свет ряд конкурирующих моделей — сначала Ford Econoline и Chevrolet Corvan 95 в 1961 году, а затем, в 1964 и 1965 годах — Chevrolet Van и Dodge A-100.

Культура и особенности

Началом расцвета эпохи вэнов можно назвать конец 60-х. Именно тогда начала формироваться культура, окружавшая этот тип авто. Во многом, надо сказать, этому поспособствовали «дети цветов», разъезжавшие по городам на раскрашенных во все цвета радуги T1 и шокировавшие своими выходками местное население. Популярность вэнов росла с огромной скоростью, например, на фестивале «Вудсток» в 1969 году фургоны составили чуть ли не половину всех транспортных средств.

Всеобщее помешательство на вэнах захватило США в начале 1970-х. Молодые американцы по достоинству оценили универсальность фургона, ведь он обеспечивал базовый принцип свободы того времени: возможность уехать куда угодно в любой момент. На нем можно было отправиться на пляж с друзьями, прихватив доски для серфинга, перевезти мотоцикл или поехать в тур с музыкальной группой, а при необходимости даже жить в фургоне.

Фургонов становилось все больше на дорогах США, и потребность их владельцев в самовыражении волной обрушилась на эти автомобили. Их начали активно «кастомизировать», то есть переделывать и видоизменять в зависимости от собственных предпочтений. Появление нового «холста» для творчества ознаменовало и конец эпохи хот-родов. К тому времени, достать родстер 30-х годов в хорошем состоянии становилось все сложнее. Культовые модели Ford Т, А и B выросли в цене и уже были далеко не так доступны американской молодежи, как в ранние 50-е. А учитывая, что в фургоны ставились мощные V-образные «восьмерки», они вполне могли также называться «горячими». По всей стране начали появляться клубы владельцев вэнов, которым хотелось общаться друг с другом и вместе ездить, хвастаясь своими авто. Такая возможность не заставила себя долго ждать.

Связующим звеном между вэнами и хот-родами стал редактор журнала Hot Rod Magazine Терри Кук (многие роддеры, кстати, до сих пор недолюбливают его за статьи о вэнах, выходившие с завидной популярностью на фоне угасания интереса к традиционным хот-родам). В 1973 году он не только объединил движение, организовав первый в истории массовый съезд владельцев фургонов — National Truck-in, но и повлиял на дальнейшее развитие этой культуры. Местом проведения первой встречи «вэннеров» выбрали городок под названием Тайгер Ран в штате Колорадо, который принял более 1000 автомобилей.

Вторая встреча прошла в том же году, и на нее съехалось в 1,5 раза больше фургонов. Такой интерес не мог оставаться незамеченным и вскоре появились те, кто хотел на нем заработать. Так, в 1974 году организатором третьего по счету National Truck-in стала организация под названием National Street Van Association (NSVA). Многие остались недовольны проведенным событием, так как выбранная площадка просто не смогла вместить всех желающих. В следующем году, место проведения не изменилось, мероприятие больше напоминало коммерческое развлечение, нежели встречу друзей. Ко всему прочему на фестивале были замечены полицейские в штатском, что значительно увеличило число недовольных.

В 1976 году противостояние оригинальных организаторов в лице Терри Кука и новоявленной NSVA вылилось в раскол движения и появление, так называемых, 2% вэннеров. Кука поддерживали два крупных клуба — Rocky Mountain Vans и Midwest Vans, вместе они пытались доказать свое право на бренд "National Truck-in", на что руководитель NSVA заявил, что имеет полное право организовывать мероприятие под этим именем, так как представляет 98% любителей вэнов. Те самые 2% недовольных выступили с заявлением, призывая владельцев фургонов держаться вместе, поддерживать локальные клубы, а не мнимые «национальные» ассоциации с новыми правилами.

Культура вэнов продолжала активно развиваться, в 1977 году на экраны вышел фильм The Van (Фургон), главную роль в котором «сыграл» желтый Dodge Street Van.

National Truck-in собирал все больше автомобилей, каждый из которых был по-своему уникален. Помимо форсированных двигателей и широченных колес, владельцы фургонов гордились, конечно же, внутренним убранством своих авто, ведь размеры позволяли воплотить даже самые смелые идеи.

В 1980-х фургонов становилось все больше и больше и владельцы фупгонов перестали быть одним сплоченным сообществом. Теперь это скорее была небольшая группа фанатов среди сотен тысяч обычных людей, покупавших фургоны благодаря их практичности. В середине 1980-х начали появляться как отдельный класс первые минивэны, дорогу им проложил Dodge Caravan в 1984 году. Эти автомобили прочно заняли нишу семейных авто, а традиционные большие вэны перекочевали в коммерческие перевозки. Постепенно, движение «вэннинга» теряло своих последователей.

Самые легендарные фургоны

Volkswagen T1

Тот самый автомобиль, породивший вэннинг. Идея создания микроавтобуса принадлежала Бену Пону, одному из дизайнеров Volkswagen. Руководству концерна она пришлась по вкусу и в 1950 году мир увидел VW T1, изначально называвшийся Type 2 (под именем Type 1 мы знаем VW Beetle). Двигатель и трансмиссия были взяты от «Жука» и располагались в задней части автомобиля. Кузов выпускался в различных модификациях: помимо уже знакомого нам микроавтобуса, были также платформенные грузовики, удлиненные и кемпинговые модели, даже версии для спецтранспорта.

Dodge Street Van

Dodge Street Van

Street Van от Dodge, произведенный в 1976 году - это яркий пример влияния «вэннинга», как движения, на автомобильную промышленность. Street Van появился как заводская модификация Ram Tradesman и отличалась обилием хрома на кузове, широкими колесами и различными вариациями внутреннего пространства. Автомобиль позиционировался в рекламе как «Игрушка для взрослых» и мог похвастаться не только внешней красотой и удобством, но и производительными двигателями V8 от 5,9 до 7,2 л.

Chevrolet Van (третье поколение)

Третье поколение Chevrolet Van производилось компанией General Motors с 1971 по 1996 год с огромным количеством различных модификаций. Одним из самых известных Chevy Van считается GMC Vandura, который многие помнят по сериалу «Команда А». В разные годы автомобиль комплектовался двигателями от рядной шестерки, объемом 4,1 л до мощнейшего V8 объемом 7,2 л.

Ford Econoline E-series

Ford Econoline E-series

Модель Ford Econoline производится с 1961 года по наши дни, но в вэннинг культуре популярны второе и третье поколения, которые выпускались с 1968 по 1991 год. Именно Econoline второго поколения открыл новую страницу в жизни американских фургонов, уйдя от безкапотного дизайна и перенеся двигатель вперед. В следующие 6 лет, два других представителя Большой Тройки — GMC и Chrysler переделают свои фургоны по аналогии с Ford.

Сейчас эти, когда-то позабытые, но не растерявшие своего обаяния фургоны, переживают второе рождение. Я очень надеюсь, что движение будет расти и развиваться дальше, ведь всегда приятно смотреть, когда автомобиль, снятый с производства 30-40 лет назад, в заботливых руках своего владельца приобретает вид, в котором он когда-то сошел с конвейера, и вновь начинает радовать окружающих особенной харизмой.

Текст: Степан Гордиенко