Алгоритм экономичной эксплуатации MAN. Секреты экономии топлива на грузовых автомобилях и спецтехнике

В настоящее время, когда цены на ГСМ неустанно растут, вопрос о расходе топлива для большинства водителей является первостепенным.

Способы экономии топлива автомобиля

К сожалению, очень часто аппетит железного коня не радует автовладельцев, и они становятся вынужденными хитрить. Сегодня, уважаемые читатели, мы поговорим с вами о том, как можно сэкономить топливо.

Надо отметить, что принцип работы у автомобилей на бензине практически такой же, как и у дизельных братьев, однако советы, которые мы вам сообщим, больше подходят все-таки для дизеля, хотя некоторые из них актуальны и для бензина.

На расход дизельного топлива влияет множество факторов, поэтому для достижения вышепоставленной цели необходимо проводить комплекс процедур.

Начать необходимо с замены воздушного фильтра. Данная операция дает возможность работать двигателю без лишнего напряжения, на низких оборотах, что в результате позволит уменьшить потребление топлива. К слову, заменить воздушный фильтр сможет каждый автовладелец, даже тот, который с автомобилем пока еще на Вы, данной процедуры мы уже сообщали, поэтому повторяться не будем.

Правильно подобранное масло в двигатель – это еще один шажок к достижению поставленной цели по снижению потребления топлива. Для дизельных моторов следует выбирать масла низкой вязкости, поскольку подобный тип даст возможность двигателю работать более свободно. Учитывая предлагаемый сегодняшним рынком смазочных материалов ассортимент масел, при покупке доверяйте именитым маркам, которые производят по-настоящему качественное масло – следование такому нехитрому совету позволить снизить аппетит вашего автомобиля до 10%, согласитесь, что экономия довольно существенная.

Вы, возможно, удивитесь, да и мало кто знает, но на расход топлива влияет даже давление в шинах. Желая добиться снижения потребления дизеля, советуем не упускать данный факт из своего внимания, и ездить на немного перекачанных шинах (примерно на 0,3 атмосферы выше рекомендованного давления), которые позволят уменьшить сопротивление качению, тем самым снизить аппетит. Однако, прежде чем вы прибегните к этой хитрости, следует знать, что езда на перекачанных колесах довольно губительна для подвески автомобиля, поэтому вам придется периодически заезжать на СТО для ее диагностики, да и ремонтировать ее вы будете вынуждены чаще.

Экономим топливо с умом

Несмотря на все сказанное выше, не лишним будет констатировать, что на аппетит вашего железного коня влияет не только его техническое состояние, но и в первую очередь ваша манера езды. Речь не идет о соблюдении ПДД или следовании , мы говорим именно о манере. Так находясь за рулем автомобиля, старайтесь избегать резких рывков с места, езды на повышенных оборотах, но в тоже время следует отметить, что если постоянно ездить на слишком низких оборотах, то это может пагубно отразиться на двигателе автомобиля. Выбирайте, что для вас важнее – экономия на топливе или исправно работающий двигатель!

Ни для кого не секрет, что турбированные двигатели более прожорливы, чем их аналоги без турбины. Однако не все так страшно и печально – даже и из этой ситуации есть выход – при езде следите за тем, чтобы турбина не работала на полную мощь, не накачивала активно цилиндры, поскольку именно в этом случае ваши деньги, затраченные на топливо, в буквальном смысле вылетают из выхлопной трубы. Идеальным вариантом будет отключение, конечно, если это позволяет конструкция двигателя, этой самой турбины, но в этом случае, надо признать, заметно снизится тяга. Вновь выбор за вами, что для вас необходимее – экономия или мощь.

Регулярные скачки цен на топливо заставляют водителей и транспортные компании серьезно задумываться о том, как добиться экономии и какие установки для этого есть. И одним из быстро окупаемых способов является установка на полуприцепы специальных обтекателей – боковых «юбок» (англ: Trailer Skirt) и тыльных «хвостов» (англ: Trailer Tail).

Боковые и задние обтекатели – что это?

Боковой базовый обтекатель, или «юбка», представляет собой специальную панель, которая крепится к нижней базе полуприцепа. Юбка-отражатель успешно защищает полуприцеп от турбулентности под днищем и порывов бокового ветра. В дождливую погоду боковые обтекатели существенно уменьшают разбрызгивание из-под шин автопоезда воды, которая снижает видимость для водителей легковых автомобилей.

Классическая прямая форма юбки может быть усовершенствована специальными аэродинамическими отверстиями, сделана из сегментов, которые можно заменять по отдельности, или даже иметь стреловидную форму. Изготавливаются юбки-отражатели из легких и прочных материалов, а монтаж осуществляется в течение 3-5 человеко-часов.

Тыловой обтекатель, или «хвостовик», напоминает кормовую часть фюзеляжа самолета и крепится к задним дверцам полуприцепа. Его назначение — уменьшение разрежения позади трейлера и ослабление вихревого следа, которые ухудшают управление автопоездом при обгоне или встречном разъезде.

Форма, размер и материалы могут быть различными – от пирамидальных или конусообразных «коробок» из пластика или металла до надувных рамок из синтетических полимеров. В зависимости от модели установка хвостовика может занимать полтора-два человека-часа.

Почему устанавливать обтекатели выгодно?

Установив боковые и тыльные обтекатели, можно добиться уменьшения расхода топлива до 8%! Преимущества обтекателей:

  • стоимость в США и Канаде – цена юбки-отражателя, в зависимости от модели, варьируется в пределах 1,500-3,000$, а хвостовика — в пределах 1,500 -3,000$;
  • экономия топлива при использовании самого простого бокового обтекателя – 4%, улучшенного – 7%;
  • хвостовик экономит минимум 1% топлива, по некоторым данным до 5%;
  • окупаемость юбок – от 10 месяцев для стандартных моделей и от 7 месяцев – для улучшенных;
  • окупаемость тыльных обтекателей – от 4 лет.

Шины расходуют топливо, потому что поглощают энергию, деформируясь при каждом повороте колеса. Один бак топлива грузового автомобиля из трех расходуется за счет шин. Тем не менее не все шины обладают одинаковыми характеристиками, поэтому топливная экономичность во многом зависит от правильного выбора шины. Владельцы парков грузовых автомобилей поняли это, в частности благодаря испытанию Michelin Challenge. Теперь они знают, что установка на их автомобили шин с низким сопротивлением качению Michelin Energy способствует снижению расхода топлива, значительно уменьшая таким образом второй по размеру после заработной платы пункт расходов. Сегодня компания Мишлен идет еще дальше и демонстрирует, каким образом шина на каждом этапе своей эксплуатации вносит вклад в повышение топливной экономичности. Если автомобили парка используют соответствующие шины Michelin, которые обслуживаются должным образом, автопредприятия могут экономить топливо и значительно повысить объемы чистой прибыли.

В сентябре 2006 года два идентичных грузовика приняли участие в пробеге Challenge, преодолев расстояние в 1250 километров от Клермон-Феррана (Франция) до Ганновера (Германия). Разными были только шины. По прибытии в Ганновер было установлено, что грузовик, оборудованный шинами Michelin A2 Energy, расходовал на 2,3 литра топлива меньше на каждые 100 километров, чем другой грузовик. Для автотранспортного предприятия с автомобильным парком из 50 грузовых автомобилей, каждый из которых проходит 120000 километров в год и экономит по меньшей мере один литр топлива на каждые 100 километров, экономия составит 60000 литров, что приблизительно равняется 51000 евро (из расчета 0,85 евро за 1 литр).

Но не только новые шины способны экономить топливо. Шины Michelin имеют высокотехнологичную конструкцию, позволяющую как минимум один раз нарезать протектор, затем его восстановить и, наконец, нарезать восстановленный протектор во второй раз. То есть одна шина «проживает четыре жизни». В результате шина Michelin Energy способна сэкономить до:

  • 2,3 литра топлива на каждые 100 километров для новой шины (при использовании в таких же условиях, как и во время пробега Challenge);
  • 2 литра на 100 километров после первой нарезки протектора (увеличивающей общий пробег на 25% по сравнению с новой Energy A2);
  • 2,3 литра на 100 километров после восстановления протектора по технологии Michelin Remix компании Мишлен, после чего шины становятся «точно как новые» даже в том, что касается топливной экономичности;
  • 2 литра на 100 километров после второй нарезки протектора.

Таким образом, за весь срок эксплуатации шины Michelin гарантируют значительную экономию топлива.

Эти показатели могут быть еще выше, если шины эксплуатируются и обслуживаются должным образом, а поэтому представители Мишлен дают перевозчикам действительно конкурентоспособное преимущество. Более 1000 специалистов компании Мишлен в Европе посещают компании грузового автотранспорта и помогают им оптимизировать работу их автомобильного парка, а также выбрать, содержать и использовать свои шины для достижения максимальной топливной экономичности. Они также обучают представителей дилеров, чтобы те, в свою очередь, могли более эффективно работать с потребителями, помогая им получить максимум от продукции Michelin.

Топливная экономичность не только позволяет грузовым компаниям повысить свою прибыль, но также благотворно сказывается на окружающей среде. Экономия одного литра топлива эквивалентна сокращению выбросов углекислого газа в 2,66 кг. В процессе роста дерево поглощает 25 кг углекислого газа в год, поэтому десять литров сэкономленного топлива позволяют спасти одно дерево. Вот почему теперь европейское законодательство признает, что шины играют значительную роль в сокращении объема вредных выбросов.

Использование шин Michelin Energy, последующая нарезка и восстановление протектора для большей топливной экономичности действительно представляют собой «движение к совершенству».

Часть I

Экономия топлива с самого первого километра эксплуатации с шинами серии Michelin Energy

Более 15 лет исследователи компании Мишлен работают над уменьшением расхода топлива за счет снижения сопротивления качению, то есть той энергии, которую поглощает колесо движущегося автомобиля.


Шины серии Michelin Energy

В 1992 году компания Мишлен стала первым производителем, использующим в протекторе кремний вместо технического углерода, который придает шине ее традиционный цвет. Изготовленный путем переработки песков высокой степени чистоты, кремний обладает особыми свойствами, среди которых способность улучшить сопротивляемость резины порезам и разрывам. В сочетании с синтетическим эластомером и при помощи химического связующего вещества он помогает снизить сопротивление качению, не ухудшая при этом такие качества шины, как сцепление, особенно на мокрых поверхностях, и износ протектора. Адаптированная в 1994 году для производства грузовых шин, эта технология использовалась в разработке уже нескольких поколений шин.

На сегодняшний день сопротивление качению грузовых шин Michelin снизилось на 6% (по сравнению с показателями шин E2 для региональных грузовых перевозок), в результате чего достигается экономия топлива от 1 до 2 литров на 100 километров.

Поскольку каждая ось имеет свои специфические требования, серия Michelin Energy представлена тремя типами шин:

Michelin XZA 2, XFA 2 Energy и новая шина X Energy XF (с использованием Michelin Durable Technologies) для рулевой оси.

Michelin XDA 2 + Energy и X One XDA 2 Energy (с использованием Michelin Durable Technologies) для ведущей оси.

Michelin XTA 2 Energy для прицепной оси.


Доказано в испытаниях Challenge

Расходы на топливо составляют приблизительно 27% расходов среднего европейского перевозчика. Дизельное топливо, цены на которое за пять лет выросли на 40%, все более и более неблагоприятно сказывается на прибылях. В результате этого снижение расходов на топливо стало критической проблемой для современных грузовых автопарков.

Статьи расходов в сфере автомагистральных перевозок в Европе


Составляя всего 2,3% расходов компаний грузового автотранспорта, шины расходуют один бак топлива из трех. Вот почему они играют такую важную роль в топливной экономичности.

Компания Мишлен решила доказать это утверждение, организовав в сентябре 2006 пробег Challenge.

В этом объективном испытании в реальных условиях два идентичных грузовика 25 сентября отправились из исследовательского центра Ladoux компании Мишлен близ Клермон-Феррана (Франция) на автосалон IAA в Ганновере (Германия), куда они прибыли на следующий день. Оба грузовика преодолели одинаковое расстояние в 1250 километров, следуя по одному и тому же маршруту, двигаясь с одинаковой скоростью и имея одинаковую нагрузку. Они отличались только шинами: один автомобиль был оснащен шинами Michelin E2+, а другой — шинами с низким сопротивлением качению Michelin A2 Energy.

Система контроля расхода топлива, установленная на обоих грузовиках, показала, что в результате шины Michelin A2 Energy сэкономили 28,69 литра топлива по сравнению с шинами Michelin E2+, в среднем экономия составила 2,3 литра на каждые 100 километров.

Нижеприведенная таблица демонстрирует экономические показатели, рассчитанные для руководителя компании грузового автотранспорта с автомобильным парком средних размеров.

Цена дизельного топлива 0,85 евро за литр
Экономия топлива
благодаря шинам Michelin A2 Energy
1 литр (1) / 100 км
Количество грузовиков
в автомобильном парке (пример)
50
Среднее пройденное расстояние
каждым грузовиком (в км)
120 000
Годовая экономия
на автомобильный парк из 50 грузовиков
51 000 €
Экономия в переводе на шины 128 шин (2) (почти годовая стоимость шин для автомобильного парка из 50 грузовиков)

(1) Средняя экономия топлива, достигаемая шинами до нарезки или восстановления протектора по технологии Michelin Remix.
(2) Из расчета средней цены одной шины в 400 евро.

Часть II

Экономия топлива благодаря «четырем жизням» шины Michelin

Нарезка протектора, а также последующее восстановление способствуют увеличению пробега шины без снижения уровня безопасности. Технологии, разработанные компанией Мишлен, увеличивают срок эксплуатации шин в 2,5 раза, при этом затраты на сырье снижаются до уровня от 70 до 75%. Менее известным является тот факт, что оба эти процесса также приводят к значительной экономии топлива.


Нарезка протектора — это важный этап в жизни шины, для осуществления которого уже в процессе разработки шины инженеры компании Мишлен предусматривают достаточный подпротекторный слой резиновой смеси, что в дальнейшем дает возможность выполнения высококачественной нарезки без потери шиной прочности и жесткости, которые являются основой ее безопасности.

Обычно нарезка протектора производится, когда глубина рисунка протектора еще составляет 2-4 миллиметра (приблизительно 50000 километров пробега по автомагистралям). Нарезка осуществляется техническим специалистом, восстанавливающим оригинальный рисунок протектора с помощью специального инструмента для нарезки, активируемого при нагревании. В результате шина приобретает новые грунтозацепы и глубина рисунка протектора восстанавливается до 6-8 миллиметров без снижения прочностных свойств.

Нарезанная шина считается окончательно изношенной, когда протектор достигает максимально допустимого предела износа в один миллиметр. После этого она демонтируется и восстанавливается. Далее шина может повторно использоваться до тех пор, пока глубина рисунка протектора не достигнет 2-3 миллиметров, после чего ее во второй раз нарезают, давая шине четвертую жизнь.

Практически все шины Michelin имеют индикаторы глубины нарезки, расположенные в центре индикатора износа, позволяющие выполнять высококачественную нарезку.


Восстановление по технологии Michelin Remix придает шине характеристики новой продукции, при этом повторное использование изношенной шины способствует уменьшению расхода сырья. Компания Мишлен является единственным производителем, восстановленные грузовые шины которого имеют такой же протектор и резиновую смесь, как и новые шины. Это достигается благодаря применению технологии Michelin Remix «точно как новые».

После проведения многочисленных проверок и подготовительных этапов на каркас шины Michelin накладывается новый протектор и боковины, и шина помещается в пресс-форму, придающую ей ее окончательный вид. По составу резиновые смеси идентичны применяемым при производстве новых шин. Восстановление шины по технологии Michelin Remix, являющееся по сути частью производственного процесса новых шин, гарантирует постоянную толщину между верхним слоем протектора и защитными слоями. В результате этого позже шина может быть нарезана так же, как и новая шина.

Компания Мишлен постепенно расширяет применение технологии Michelin Remix для грузовых шин: теперь она используется также для восстановления боковин. Это технологическое усовершенствование применяется сегодня в шинах серии A2 Energy. Для поддержки этого ноу-хау в промышленных масштабах компания Мишлен оборудует свои заводы инновационным микроэкструзионным оборудованием.

Влияние на расход топлива

Потребитель №1: с нарезанными шинами

На этом этапе жизни шины расход топлива минимален, а пробег шины увеличивается приблизительно на 25% + 25% = 50% от новой шины до момента нарезки.


Нарезка протектора производится, когда сопротивление качению шины падает до минимума. Поскольку изношенный протектор испытывает меньшую деформацию, он меньше нагревается, что приводит к снижению сопротивления качению и расхода топлива. Когда шина 40-тонного автопоезда изнашивается до уровня показателя износа, ее сопротивление качению составляет лишь 60% от сопротивления качению новой шины, а расход топлива снижается на 6-10%.

Для автопоезда экономия топлива может составить до двух литров на 100 километров по сравнению с грузовиком, оборудованным новыми шинами, в зависимости от количества осей с нарезанными шинами.

Поскольку шина, восстановленная при помощи технологии Michelin Remix, становится «точно как новая», уровень сопротивления качению у нее такой же, как и у новой шины. Например, шина Michelin A2 Energy, восстановленная при помощи технологии Michelin Remix, экономит до 2,3 литра топлива на каждые 100 километров.


Влияние на окружающую среду

Увеличивая срок эксплуатации шины, нарезка протектора снижает количество непригодных для переработки старых шин. Помимо того, что нарезанная шина выделяет меньше углекислого газа в атмосферу, она расходует меньше топлива.

(1) Средняя экономия дизельного топлива за весь срок эксплуатации шины
(2) Один литр израсходованного дизельного топлива равняется 2,66 килограмма углекислого газа, выброшенного в атмосферу

Восстановление протектора также снижает расход сырья, поскольку количество резиновой смеси, требующейся для восстановления протектора, составляет около 20-30% необходимого количества для производства новой шины, что обеспечивается за счет того, что большая часть материалов уже использована.

Часть III

Экономия топлива благодаря профессионализму и высокому уровню обслуживания специалистов компании Мишлен

Регулярное техническое обслуживание позволяет оптимизировать эксплуатационные характеристики шины, тем самым, увеличивая доходность компаний грузового автотранспорта. Эффективное управление шинным хозяйством способно рационализировать затраты, сэкономить топливо, снизить время техобслуживания и содержать парк грузовых автомобилей в безопасном рабочем состоянии.

В Европе более 1000 представителей компании Мишлен помогают компаниям грузового автотранспорта выбрать подходящие шины в зависимости от условий эксплуатации и применимости по осям. Например, шины серии A2 Energy рекомендованы для установки на транспорт для дальних перевозок, а шины XDN2 Grip — для региональных перевозок в сложных погодных условиях. Специалисты Мишлен также дают потребителям советы относительно сроков и способов нарезки протектора, а также оптимальных программ ротации шин. Более того, они обеспечивают раннюю диагностику состояния транспортных средств и в случае возникновения необычных проблем могут обратиться к сети высокопрофессиональных технических специалистов компании Мишлен.

Езда на недокаченных или неверно подобранных шинах напрямую влияет на эффективность по трем направлениям: создавая угрозу безопасности, увеличивая расход топлива и/или снижая срок эксплуатации шин.

У автомобиля, движущегося с постоянной скоростью 90 км/ч на шинах, накаченных на 1 бар ниже, чем рекомендовано, расход топлива увеличивается на одну четверть литра на 100 километров, а пробег шины снижается приблизительно на 5%.

Консультанты компании Мишлен также используют программный продукт, называемый Michelin Value Added, который позволяет подсчитать возможную экономию топлива, в зависимости от типа шины, условий эксплуатации и использования «четырех жизней» шин Michelin. Консультант вводит в программу данные потребителя, такие как размер автомобильного парка, размерность шин, количество осей, тип дорожного покрытия и средний расход топлива. Эти данные служат базой для сравнения, которое может быть использовано для подготовки финансового прогноза влияния шины на расход топлива и поиска наиболее оптимального решения для потребителя.



В то же время, представители компании Мишлен по всей Европе проводят сравнения топливной экономичности в автопарках потребителя в реальных условиях эксплуатации.

Для крупных компаний-перевозчиков компания Мишлен разработала комплекс предложений Michelin Fleet Solutions полную систему управления шинным хозяйством автомобильного парка, разработанную для повышения доходности. Основанная на уникальной бизнес-модели, при которой счета клиентам выставляются в зависимости от пробега, а не от количества купленных шин, она позволяет клиентам сосредоточиться на своем основном бизнесе, таким образом, высвободив дополнительные ресурсы для его ведения.

С помощью регулярного контроля состояния шин и применения концепции «четырех жизней» шин компании Мишлен достигаются оптимальные эксплуатационные характеристики при высоком уровне безопасности и работоспособности автомобиля. Правильный выбор шины, поддержание рекомендованного давления, своевременная нарезка и восстановление изношенных шин при помощи технологии Remix — все это важные факторы снижения расхода топлива и себестоимости километра пути.

Благодаря регулярно проводимым проверкам такой превентивный подход также снижает количество непредвиденных поломок и простоев автомобилей, приводя к повышению производительности компаний грузового автотранспорта.


Приложение 1

Сопротивление качению

Хотя расход топлива зависит от многих факторов, один бак топлива из трех идет непосредственно на преодоление сопротивления качению. При качении колеса шина деформируется и давит на дорогу. При этом компоненты шины нагреваются, и часть энергии, передаваемой двигателем, теряется на создание противодействующей силы. Сопротивление качению и есть та самая теряемая за счет шин энергия, в противоположность энергии, приводящей автомобиль в движение.



В представленных с 1992 года для легковых и с 1995 года для грузовых автомобилей шинах с низким сопротивлением качению серии Michelin Energy использована резиновая смесь, разработанная для максимального снижения энергетических потерь. Кроме этого, особая конструкция шины уменьшает ее деформацию при качении.

Сегодня шины Michelin Energy снижают сопротивление качению примерно на 6% (по сравнению с показателем шин E2 для региональных грузовых перевозок) и экономят около 1-2 литров топлива на каждые 100 километров.

Существенное влияние на топливную экономичность автомобиля оказывают следующие факторы:

  • экономичность двигателя
  • масса автомобиля
  • расход энергии на преодоление сил трения в трансмиссии
  • сила сопротивления качению колес автомобиля
  • сила сопротивления инерции
  • условия движения
  • стиль вождения автомобиля
  • техническое состояние автомобиля

Экономичность двигателя и определяющие ее факторы рассматривались в теории ДВС.

Полную массу автомобиля желательно снижать путем уменьшения его собственной массы. Это можно осуществить путем рациональной компоновочной схемы автомобиля, широкого применения прогрессивных облегченных и высокопрочных материалов, создания равнопрочных конструкций. При этом экономию топлива следует определять с учетом увеличения энергозатрат на производство новых материалов.

Для грузовых дизельных автомобилей при движении по ровной дороге со скоростью 60-80 км/ч снижение массы на 10 % дает экономию 5-6 % топлива, а для автомобилей с карбюраторными двигателями - 6-8 %. При движении по горным дорогам экономия топлива составляет 10 % и более.

Тип и параметры трансмиссии оказывают влияние не только на скоростные качества, но и на топливную экономичность автомобиля. Это было отчасти изложено при рассмотрении тягового расчета автомобиля. По данным исследований оптимизация параметров силовой передачи и грузовых автомобилей и автобусов позволяет повысить их топливную экономичность на 10-15% (без снижения производительности, а иногда и повысив ее).

Потери энергии на трение в узлах трансмиссии снижаются путем повышения качества обработки трущихся поверхностей, улучшения условий смазки. Например, в зимнее время вязкость масла в агрегатах трансмиссии повышается и КПД трансмиссии падает. Такое уменьшение КПД можно частично предотвратить, утеплив агрегаты трансмиссии путем установки специальных тепловых экранов, которые предотвратят интенсивный отвод теплоты в окружающую среду.

Сопротивление качению зависит от величины сил внутреннего трения в шине колеса, а эти силы увеличиваются с ростом толщины протектора шины. Вместе с тем, увеличение толщины протектора повышает срок службы шины. Для устранения этого противоречия используют шины новых конструкций.

Установлено, что шины с радиальным расположением корда (радиальные) имеют почти на 25 % меньшее сопротивление качению, чем шины с диагональным расположением корда. Еще лучшие показатели имеют шины с металлокордным бреккером или полностью металлокордной конструкции.

Значительный перерасход топлива вызывает снижение давления воздуха в шинах. Например, снижение давления в шинах грузовых автопоездов на 10 % ведет к перерасходу топлива до 5,5 %, а на 20 % - до 7,5 %.

Неплохие результаты дает и правильно выбранный режим движения : при снижении скорости движения на 10 % сопротивление качению снижается примерно на 15 %, а расход топлива как минимум на 3 %.

Аэродинамическое сопротивление для грузовых автомобилей и автобусов при скоростях движения до 60 км/ч незначительно; при скорости 70-80 км/ч оно приравнивается к силе сопротивления качению, при более высоких скоростях становится доминирующим. Доля расхода топлива на преодоление сопротивления воздуха может достигать 30 % от общего расхода топлива. Путем улучшения обтекаемости грузовых автомобилей можно уменьшить расход топлива на 7-10 %. Пути улучшения аэродинамики автомобилей были рассмотрены ранее.

Инерционное сопротивление наиболее существенно при интенсивном разгоне автомобиля на низших передачах, где ускорения разгона наибольшие. Так, например, составляющая расхода топлива, обусловленная преодолением сопротивлений инерции, при разгоне автопоезда с дизелем (полная масса 28 т) с места составляет 21 %, а при разгоне в интервале 40-90 км/ч - до 5 %. Снизить эту составляющую можно за счет уменьшения полной массы автомобиля.

Окружающая среда, т. е. атмосферные и дорожные условия влияют на работу двигателя, силовой передачи и ходовой части, а следовательно, и на его топливную экономичность.

Так при повышении температуры отработавших газов на 10 °С мощность двигателя снижается на 1,8-2,2% (больше у дизелей). Изменение температуры окружающей среды на 10 °С приводит к тому, что суммарное сопротивление движению изменяется примерно на 8-10 %, расход топлива на 6-7 %. При снижении температуры окружающего воздуха на 30 °С расход топлива может увеличиться на 25 %.

Тип и сложность маршрута влияют на среднее передаточное число трансмиссии, число переключений коробки передач, и загрузку низших ступеней трансмиссии, а следовательно, и на расход топлива. Характерно, что городские маршруты влияют на расход топлива даже больше, чем в горной местности.

В горных и городских условиях значительно влияние радиусов поворота дорог и скоростей движения по ним. Так, при прохождении грузовым автомобилем с колесной формулой 6 х 4 со скоростью 25 км/ч поворотов радиусом 20 и 40 м разница в расходе топлива составляет 40 %; если поворот радиусом 30 м проходить со скоростями 25 и 35 км/ч, то разница в расходе топлива составит 45 %.

При ухудшении профиля дорожного покрытия от асфальто-бетонного до булыжного, скорость грузового автомобиля снизится примерно на 35-40 %, а расход топлива увеличится на 30-40 %.

Таким образом, повышение топливной экономичности автомобильного транспорта достигается не только путем совершенствования подвижного состава, но и улучшением дорог.

Стиль вождения автомобиля также влияет на его экономичность. Это проявляется в том, что каждая случайная остановка автомобиля ухудшает его экономичность; чем выше степень использования высоких передач при движении, тем экономичнее работа; использование выбега на пологих спусках выгодно, а на горизонтальных участках малоэффективно; езда с интенсивным торможением не экономична; работа на холостом ходу на остановках значительно снижает экономичность двигателя; при разгонах передачи должны переключаться с возрастающей частотой вращения коленчатого вала и уменьшением времени разгона на каждой передаче и т. д.

Пятидневное обучение малоопытных водителей экономичному вождению автомобиля позволяет добиться экономии топлива не менее чем на 5 %, а месячное обучение - до 15-25 %.

Для облегчения выбора оптимальных режимов работы двигателя и автомобиля используются электронные устройства, которые либо сами осуществляют управление двигателем и трансмиссией, либо выдают информацию, на основе которой такое управление выполняет водитель. Получил широкое распространение прибор «Стоп-старт», который автоматически выключает двигатель при переходе на холостой режим работы во время непродолжительных стоянок. При трогании прибор осуществляет быстрый пуск двигателя при нажатии водителем на педаль подачи топлива. Это исключает непроизводительный расход топлива во время стоянок, которые особенно часты при движении автомобиля в городских условиях.

Техническое состояние автомобиля влияет на непроизводительные энергетические затраты автомобиля. Наиболее значительное влияние на экономичность автомобиля оказывают неисправности двигателя. К неисправностям шасси автомобиля, способным увеличить расход топлива, относятся неправильная регулировка зубчатых колес главной передачи, радиально-упорных подшипников и тормозных механизмов, небольшое давление воздуха в шинах, неправильно отрегулированное схождение колес Данные неисправности могут увеличить расход топлива на 10-20 %.

Внушительная экономия при содержании парка грузового транспорта или тяжёлой техники достигается за счёт сокращения расходов на горюче-смазочные материалы, топливо, запчасти и ремонтные работы.

В настоящее время транспортные компании готовы потратить значительные средства на установку тахографов (согласно законодательству) и приборов ГЛОНАСС, чтобы исключить махинации с топливом со стороны водителей. Впрочем, не стоит забывать и о других способах экономии топлива.

Экономим бензин

Какие факторы, определяют расход топлива во время перевозки грузовым автомобильным транспортом? Если движение тяжёлого грузовика напрямую зависит от работы двигателя, трансмиссии и колёс, то соответственно, необходимо обратить внимание на скорость движения, а также на аэродинамику (сопротивление транспортного средства встречному воздуху). Грамотное использование законов физики в системе на деле докажет их практичность, что опытному водителю, конечно, не в новинку. При низких скоростях сопротивление воздуха абсолютно незначительно.

Однако, при нарастании скорости движения машина вынуждена преодолевать силу встречного потока воздуха. При регулярной эксплуатации многотонного грузовика и тяжёлой техники на скоростях свыше 70 км в час необходимо учитывать, что доля потребления топлива при таких условиях значительно увеличивается. К этому стоит прибавить умение достаточно быстро разгоняться (медленный разгон увеличивает количество затрачиваемого бензина или дизтоплива) и равномерно ехать.

Существует ещё один базовый показатель - влияние качения на сопротивление шин. Чтобы поддерживать постоянную скорость движения транспортного средства необходимо определённое количество усилий. Многотонному грузовику и тяжёлой спецтехнике требуется затратить большое количество энергии, которая подаётся на механизмы за счёт топлива, чтобы двигаться по магистрали с определённой одинаковой скоростью.

Во время движения автомобиля, происходит системная деформация шины: резина, изготовленная на 80% из каучука, растягивается и восстанавливается, приобретая первоначальный вид. Причём скорость движения существенного влияния на этот процесс не оказывает. Сопротивление шин качению во многом зависит от веса транспортного средства, массы груза, давления в шинах, рисунка протектора, уровня износа резины, от внешнего вида и конструктивных особенностей колёс и шины.

Этот показатель в настоящее время указывается производителем в технических характеристиках реализуемых шин. Чем ниже сопротивление качению, тем значительнее может оказаться экономия топлива при перевозках грузовым автомобильным транспортом.

Пресекаем хищения

Век инновационных технологий предлагает контролировать расход топлива с помощью электронных устройств. На российском рынке транспортной телематики давно и прочно обосновалась компания Omnicomm, реализующая приборы контроля расхода ГСМ и топлива. FMS-система гарантирует возврат топливных отчислений в крупной компании в размере от 30-40%.

При работе в тестовом режиме выясняются основные этапы потери ГСМ. Всё начинается с момента заправки. Бензин и дизтопливо на АЗС не доливают. Работа с топливозаправщиком усугубляет ситуацию. В том случае, если заправка осуществляется ночью в нерабочее время в отсутствие оператора, система округляет количество реализуемых литров бензина в большую сторону.

Приборы FMS, установленные на тяжёлой спецтехнике и грузовиках чётко укажут дату, время и количество топлива, залитого в бак. Потери топлива на этом этапе составляют порядка 15%! С такой же лёгкостью прибор выявит и сливы горючего. Во время перевозки грузовым автомобильным транспортом, прибор фиксирует расход по моточасам. Поэтому резкое снижение дизтоплива в баке тяжёлого грузовика сразу отражается в показаниях системы.

В порядке эксперимента, операторы тяжёлой спецтехники, зная о системе контроля FMS, были тем не менее уличены в попытке слива. Компания зафиксировала дополнительный расход топлива на 15%. При этом прибор сразу обнаружит потери солярки из бака при работе двигателя на холостом ходу, или через "обратку", пропущенную в канистру.

Ремонтируем сами

Услуги сервисных центров стремительно дорожают. Растёт стоимость импортных запчастей и комплектующих. Собственники грузовиков и тяжёлой техники вынуждены переходить на самостоятельное обслуживание своего транспорта. Ряд компаний предпочли передать ремонт техник на аутосоринг.

Ещё одним существенным способом экономии становится закупка неоригинальных, но аналогичных комплектующих. Впрочем, существует возможность приобретения запчастей у официальных дилеров, но по более доступной цене, которая может формироваться, например, за счёт скидок, акций или специальных программ производителя.

Эксперты констатируют факт увеличения затрат на обслуживание именно импортных машин. В условиях экономического кризиса выигрывают компании, имеющие на балансе отечественные грузовики и тяжёлую спецтехнику. Запчасти, ремонт, обслуживание и возможность заключения партнёрских соглашений, - эта роскошь стала доступнее в отношении владельцев машин производства российских автозаводов.

Если грузовики и тяжёлая техника не находится на гарантийном ремонте, тогда стоит попытаться отремонтировать её самостоятельно. Для этого необходимо иметь в штате высококвалифицированного механика и солидную ремонтную базу. Важное замечание: к ремонту своими руками импортных машин, а также комплектующих и агрегатов следует относиться с осторожностью. Можно установить некачественные "левые" детали, которые угробят весь механизм. Поэтому на приоритетном месте в данном вопросе всё-таки остаются машины, произведённые в России.

Психология большинства людей устроена таким образом, что они готовы тратить в полной мере те средства, которые смогут заработать. Чем больше заработная плата, тем больше расходов. Это относится и к бизнесу по перевозке грузовым автомобильным транспортом. Безусловно, следует вкладывать финансы только в те проекты, которые впоследствии принесут доход.

Например, на привлечение в штат грамотного слесаря-механика или на установку системы контроля топлива. Столкнувшись перед необходимостью сокращения затрат, необходимо проанализировать их обоснованность. Возможно, такая политика поможет компании не только переждать тяжёлые времена, но и развить последующий успех в своей сфере.

Видео: Аренда спецтехники и услуги грузоперевозки без посредников!