Аквапланирование шин автомобиля: причины появления, способы предотвращения. Как предотвратить аквапланирование. Что такое аквапланирование, его опасности

Здравствуйте, уважаемые автомобилисты! Даже, если вашей детской мечтой является покорение бурной морской стихии на доске для виндсерфинга, где-нибудь на тихоокеанском побережье, не стоит претворять её в жизнь на автомобильной дороге.

Аквапланирование автомобиля – это бич сегодняшнего дня по нескольким причинам, которые все до единой находятся в руках автомобилиста. Высокоскоростные автомобили, тенденция к омоложению большего числа автомобилистов, нарушение технологи укладки асфальтового покрытия, приводящее к появлению луж, и отсутствие знаний и опыт.

Зачастую, все эти факторы в комплексе, приводят к непоправимым последствиям на дороге, связанным с эффектом аквапланирования автомобиля. И не стоит недооценивать аквапланирование, ведь оказавшись на скорости в 80-100 км/час, без возможности управлять автомобилем, вы становитесь просто статистом в драматической ситуации.

Аквапланирование – красивое слово с неприятными последствиями

Судя по названию, вы прекрасно понимаете, что эффект аквапланирования связан с водной поверхностью. Но, в отличие от виндсерфинга, доставляющего удовольствие человеку, аквапланирование автомобиля может привести: к стрессовой ситуации и нервному возбуждению водителя (это в лучшем случае), либо к серьезгому дорожно-транспортному происшествию, в зависимости от ситуации на дороге.

Аквапланирование – это потеря автомобилем сцепления с дорожным покрытием. Может быть как частичная, так и полная потеря. Например, у переднеприводных автомобилей, эффект аквапланирования начинают задние колеса, а заднеприводных, наоборот.

А отсутствие сцепления колес авто с дорогой. означает не что иное, как потеря управления автомобилем, со всеми вытекающими последствиями. И, хорошо, если это кратковременная потеря управления, а если «нет»? Вот давайте и попробуем разобраться: с причинами аквапланирования авто, и действиями водителя при возникновении эффекта аквапланирования.

Почему возникает аквапланирование

По большому счету, главной причиной аквапланирования можно назвать самую, основную: вход автомобиля на критической скорости в лужу. В результате именно критической скорости, возникает гидродинамический клин. То есть протекторы шин банально не успевают, удалять воду из пятна контакта шины с дорожным покрытием.

Применение в дождливую погоду специальных дождевых шин, по мнению наших экспертов, только усугубляет ситуацию. Почему? Нет, это не связано с конструкцией протектора. Как раз шина справляется, но вот водитель.

Психология многих новоиспеченных «шумахеров» такова, что они думают, - если автомобиль обут в дождевые шины, то в любую лужу можно «влетать» на предельной скорости. Ну как же. Ведь шины-то, дождевые.

Факторы, влияющие на возникновение аквапланирования:

  • высокая скорость при входе в лужу, даже небольшую;
  • небольшая остаточная глубина протектора шины, попросту говоря, износ протектора выше нормы (лысая резина);
  • неровность дорожного покрытия, и соответственно, неравномерность водного слоя;
  • несоответствующие параметры давления воздуха в шинах;
  • и, как ни странно, состояние подвески автомобиля.

Критическая скорость для возникновения аквапланирования – 70-100 км/час. Хотя, не факт, что она не может быть и ниже, и в комплексе с вышеперечисленными факторами, вполне может возникнуть аквапланирование на скорости 50 км/час.

Как не стать асфальтовым серфингистом, и что делать при аквапланировании автомобиля

Исходя из факторов, благотворно влияющих на возникновение эффекта аквапланирования, а практически все они зависят от водителя, и можно посоветовать как избежать аквапланирования.

Вождение автомобиля в дождливую погоду – это уже процедура повышенной опасности, поэтому: автомобиль, особенно покрышки и подвеска, должен находиться в технически исправном состоянии. Скорость вхождения в лужу должна быть минимальной. Стоит вам помнить об этом перед каждой лужей, и вы ни разу не испытаете ощущения внезапной потери управления автомобилем.

Но, уж если всё же, произошло, и ваш автомобиль вошел в аквапланирование, нужно вооружиться хладнокровием, в первую очередь.

  • нога убирается с педали газа;
  • никакого резкого торможения педалью, только двигателем, переключаясь на пониженную передачу;
  • гидродинамический удар при входе в лужу, может выбить руль из рук, поэтому положение рук должно быть классическим: по циферблату 10-2 или 9-3;
  • не нужно «дёргать» руль и пытаться выровнять колеса. Сцепления с дорогой нет, но когда оно возникнет, а колеса уже вами повернуты, то наступает эффект повторного заноса. При повторном заносе вы должны скорректировать положение колес коротким поворотом руля в сторону заноса и вернуть колеса в положение прямолинейного движения.

А теперь подумайте, - они вам нужны, все вот эти испытания вашего профессионального водительского мастерства? Скорее всего – нет. Поэтому, для того, чтобы избежать аквапланирования автомобиля: перед лужей сбросьте скорость и старайтесь преодолеть её по прямой траектории.

Удачи вам в преодолении луж на нашем дорожном покрытии.

За последние два дня на нашем сайте появились две статьи: Занос на трассе в Рязанской области и Занос с ДТП на трассе М4 Дон с видео материалом об авариях при аквапланировании, вот мы и решили написать небольшую инструкцию для начинающих авто любителей, хотя, и для водителей со стажем она лишней не будет.

АКВАПЛАНИРОВАНИЕ – такое неприятное и опасное явление назвали таким красивым словом, а ведь эффект аквапланирования опасен для любого водителя, для профессионала он страшен внезапностью, а для новичка – водителя это вообще ужас.

Вот что говорит по нашей теме Вики:

Аквапланирование - это возникновение гидродинамического клина в пятне контакта шины - то есть полная или частичная потеря сцепления, вызванная присутствием водяного слоя, отделяющего шины движущегося транспортного средства от дорожной поверхности. При этом транспортное средство практически неуправляемо. Возникает, когда скорость достигает критического значения, при котором колесо не успевает удалять воду из пятна контакта. Чем больше водная плёнка на поверхности дороги и меньшая остаточная глубина протектора шины, тем выше риск аквапланирования.

Причины аквапланирования.

На самом деле причин этого эффекта не так уж и много, и в то же время многие факторы влияют на возникновение аквапланирования.

Эффект получается из-за возникновения в пятне контакта шины автомобиля т.н. гидродинамического клина, а именно: протектор шины не успевает удалять воду из пятна контакта с дорогой.

Аквапланирование может возникать по целому ряду причин:

Высокая критическая скорость при входе в лужу;

Маленькая остаточная глубина протектора шины;

Неровности дорожного покрытия с водяным слоем (лужей);

Толщина, либо неравномерная толщина водного слоя;

Параметры давления в шинах автомобиля;

Общее состояние подвески автомобиля.

Обратите внимание, что практически все перечисленные причины зависят от водителя и, соответственно, от состояния автомобиля.

Как избежать аквапланирования

Первое и основное правило, дабы избежать аквапланирования – это не входить в лужу на скорости. В результате испытаний определена критическая скорость аквапланирования – 70 – 100 км/час. Хотя не факт, что эффект аквапланирования может не возникнуть и на меньшей скорости (см. причины).

Правильно подобранные шины и их состояние: конструкция протектора должна содержать глубокие водоэвакуационные каналы. Естественно износ шин не должен превышать параметры указанные производителем. Наиболее удачными брендами шин считаются: Michelin; Dunlop; Pirelli; Goodyear.

При выборе шин для авто следует обращать внимание на наличие пиктограммы обозначающей дождь или наличие слов в названии модели: water или aqua – вода, rain – дождь.

Состояние подвески автомобиля – по умолчанию должно соответствовать норме. Особенно это касается состояния амортизаторов вашего авто.

Действия при возникновении аквапланирования

Бывает. Произошло. Никто не застрахован. Что делать, чтобы свести к минимуму нежелательные последствия аквапланирования. В первую очередь – не паниковать, и убрать ногу с педали газа.

Никаких резких торможений. Резкое торможение при аквапланировании провоцирует занос автомобиля. Торможение производится только двигателем.

Положение руля. При скоростном входе в лужу руль может быть выбит из рук из-за неравномерного входа колес в зону аквапланирования и возникающего гидродинамического удара. Поэтому, руль держим крепко и по правилам: циферблат 10-2 или 9-3.

Никаких резких движений рулем с попыткой выровнять колеса. Дело в том, что колеса реагировать не будут, но в момент вновь возникшего сцепления с дорогой, происходит повторный занос уже в ту сторону, куда повернуты колеса авто. Повторный занос авто корректируется короткими, в сторону заноса движениями руля с возвратом колес в положение «прямо».

По большому счету, всё это можно и не запоминать, нужно всего лишь помнить об эффекте аквапланирования, не въезжать в лужи на критической скорости и стараться преодолевать их по прямой траектории. И не забывать, систематически проверять состояние шин автомобиля и подвески, всегда, но особенно в сложно-дорожные времена года: осень – зима – весна.

Удачи вам в предотвращении аквапланирования.

Чем оно опасно? Этой статьей мы продолжаем серию материалов из категории "Школа вождения". Весна, лето -хорошая школа для начинающих водителей. Однако, если не быть подготовленным к этому явлению, могут возникнуть очень серьезные проблемы. Итак - что такое аквапланирование ?

Может возникнуть при наезде на водную преграду, при этом слой воды препятствует нормальному контакту шины с дорогой. Из-за потери сцепления с дорожным покрытием машина становится практически неуправляемой. Такой эффект возникает в том случае, если скорость транспортного средства является критической, то есть пятно контакта шины не успевает очищаться от воды. Следовательно, на возникновение аквапланирования влияют три основных фактора:

1. Скорость, с которой движется авто.

2. Толщина водяной плёнки.

3.Рельеф протектора и износ шины.

В тоже время, эффект аквапланирования усиливается за счёт не правильного давления в шинах и в следствии плохого состояния ходовой части.

Согласно проведённым испытаниям, критической можно считать скорость от 70 до 100 км/ч. , плохого дорожного покрытия, изношенности покрышек, подвески - аквапланирование возникает уже на скорости 40–50 км/ч.

Попав одним колесом в лужу, вы почувствуете снижение скорости авто. Это связано с увеличением сопротивления движению. Кроме того, этот эффект может сопровождаться ударом. Поэтому во избежание непроизвольного поворота нужно крепко зафиксировать руки на рулевом колесе.

Непроизвольный поворот возможен и при попадании в лужу обоими колёсами: вода распределяется неравномерно, одно из колёс может быстрее коснуться твердой поверхности, спровоцировав тем самым резкий поворот.

Стабилизируя транспортное средство, неопытный автомобилист выворачивает колёса в одну из сторон. При выезде из лужи колёса обретают сцепление с дорожным покрытием, поэтому-то и возникает занос. Дабы обезопасить себя от этого, нужно короткими движениями – множественными поворотами руля на маленький угол – вернуть его в исходное положение.

Разумеется, наехав в лужу, передвигаясь со скоростью 100 км/ч на машине с толщиной протектора в 1 мм, вы лишь усугубите эффект аквапланирования . Возникнет водяной клин, отрывающий колесо от дороги, – машина плывёт.

Примечание: не стоит путать аквапланирование с обыкновенным скольжением; риск возникновения скольжения на мокрой дороге присутствует всегда, достаточно резко затормозить или проделать необдуманный маневр. Фактически под скольжением стоит понимать обыкновенное ухудшение контакта покрышек с дорогой.

Как предотвратить аквапланирование

1. Не въезжайте в лужи на большой скорости.

2. Старайтесь преодолевать водные преграды по прямой.

3. Следите за состоянием подвески. К примеру, амортизаторы, изношенные на 50%, ухудшают управляемость в случае проявления эффекта аквапланирования .

4. Выбирайте водоотталкивающие покрышки.

Запомните, аквапланирование гораздо легче предотвратить, нежели остановить. Но что же делать, если подобная неприятность произошла? Об этом мы и поговорим далее.

Что делать, если вы увидели водную преграду

1. Максимально снизьте скорость движения.

2. Включите щётки стеклоочистителя в максимально быстрый режим, чтобы не потерять обзор во время обильного попадания воды на лобовое стекло.

3. Правильно держите руки на руле (положение 10-2 или 9-3). При этом кисти крепко держат руль, а локти разводят в стороны. Нужно быть предельно сконцентрированным, чтобы при наезде в лужу руль попросту не выбило из ваших рук.

4. Колёса должны смотреть прямо, никаких поворотов.

Как нейтрализовать эффект аквапланирования

Прежде всего, стоит отметить, что поведение автомобиля в данном случае может отличаться в зависимости от его привода. Начнём с заднеприводных машин, на которых данное явление, как правило, начинается с передней оси. В первые мгновения потери контакта с дорогой руль становится «мягким». Это уже сигнализирует об опасности. При последующем наезде в лужу поглубже возникнет аквапланирование .

Совет специалистов: отпустите педаль газа и начинайте плавно притормаживать, резкое нажатие на педаль тормоза приведёт к заносу.

С переднеприводной машиной дела обстоят несколько иначе. начинается с задней оси. Изначально неопытный водитель, скорее всего, ничего не заметит. Но резкий сброс скорости при торможении может привести к непоправимым последствиям – блокировка колёс, заглушенный двигатель, занос и т.д. Поэтому нужно плавно отпустить педаль акселератора, не прибегая к нажатию педали тормоза.

Исходя из всего вышесказанного, становится понятно, почему так важен правильный подбор шин. Давайте разберёмся, как выбрать хорошие водоотталкивающие шины.

Подбор шин

Так называемые , изображающей капли дождя. На некоторые модели нанесена соответствующая надпись:

В ходе испытаний было доказано, что На одной и той же скорости дождевая шина гарантирует хороший контакт с дорожным полотном, в то время как обычный протектор подвержен начальному этапу аквапланирования.

Кроме маркировки, есть и другие визуальные признаки водоотталкивающих шин:

1. Присутствие глубокой центральной канавки, которая, в свою очередь, должна быть продольной.

2. Поперечные канавки «навылет».

Эффективно справляются с задачей водоотводы, образующие «ёлочку». Когда вершина этой «ёлочки» контактирует с дорогой, вода, попадая в канавки, выводится по обеим сторонам и сзади покрышки.

ИНТЕРЕСНО: если давление в шинах будет ниже положенного заводом-изготовителем, вероятность аквопланирования увеличивается в несколько раз. Это связано с тем, что на спущенных покрышках сужаются водоотводящие каналы. К примеру, при падении давления на 0,5 атмосферы площадь контакта сокращается вдвое. Если же давление с двух атмосфер упадет до одной – площадь контакта снизится в четыре раза.

Когда оно опустится ниже нормы, это негативно скажется на ходовой части авто, а также на всех показателях, предусмотренных заводом-изготовителем.

Потенциальные опасности аквапланирования

Тормозной путь на мокрой дороге с типичным асфальтовым покрытием в три раза больше, нежели на сухой. Он на одну треть больше тормозного пути на дороге, укрытой снегом или льдом. Это, разумеется, ведёт за собой появление определённых рисков. К тому же, как показывает практика, далеко не каждый водитель-новичок способен отличить сухой асфальт от того, который покрыт тонким водяным слоем (он является самым опасным).

Главный риск данного явления состоит в потере управляемости. Следовательно, есть вероятность слёта с дороги или столкновения со встречным автомобилем.

Закрепляем правила минимизации риска аквапланирования

1. При наезде в лужу нельзя крутить рулевое колесо.

2. Никаких резких торможений.

3. Не паникуйте. Вы должны полностью контролировать ситуацию.

И последнее. С одной стороны - осторожность и благоразумие! С другой - не оправданный риск и лихачество!

Во время дождя ситуация на городских и загородных дорогах становится опаснее. И дело не только в том, что потоки воды ухудшают видимость. Есть еще такое явление как аквапланирование, из-за которого произошла не одна авария.

Что такое эффект аквапланирования

При движении автомобиля шины и дорожное полотно соприкасаются друг с другом, создавая так называемое «пятно контакта». Эффект аквапланирования возникает тогда, когда между шиной и дорогой нет контакта, а между ними находится водная пленка. В этом случае автомобиль практически неуправляем, причем практически любые действия приводят только к ухудшению ситуации, а не к ее исправлению.

Как и отчего возникает аквапланирование

При движении по мокрой дороге шины выталкивают воду из-под себя, образуя пятно контакта с дорогой. Вода перед колесами автомобиля образует валик, который хорошо видно пешеходам. При определенных условиях шины не справляются с отведением воды и контакт с дорожным полотном теряется, машину «ведет», она не слушается руля.

Причин возникновения аквапланирования довольно много. Во-первых, это скорость. При большой скорости даже незначительное количество воды на дороге может вызвать потерю контакта с дорожным полотном. Потому в дождь или на мокрой дороге лучше ехать на умеренных скоростях. Тем более по хорошей дороге. Потому как гладкий асфальт может стать еще одной причиной появления аквапланирования. На такой дороге даже небольшая пленка воды сильно уменьшает сцепление с дорогой.

В-третьих, изношенные шины и малая глубина протекторов также часто приводят к тому, что вода из-под колес не уходит. Если вы едете на лысой резине, в дождь снижайте скорость и обязательно тормозите перед лужами. Четвертая причина также связана с шинами: неправильное давление в них также может привести к аквапланированию. Специалисты утверждают, что на проявление этого эффекта также влияет состояние подвески. Если она изношена на 50%, то возможность появления между колесами и дорожным полотном воды увеличивается в несколько раз.

Устойчивость к аквапланированию проверяют на полигоне. О том, как проявляет себя эффект аквапланирования в зависимости от высоты протектора, можно увидеть в видео.

Как избежать аквапланирования

Из всего этого следует, что для того чтобы снизить риск возникновения эффекта аквапланирования нужно правильно подобрать шины и правильно накачать их. При выборе летних шин нужно обязательно обращать внимание на рисунок протектора. Шины, которые хорошо отводят воду, обязательно имеют хотя бы одну продольную глубокую канавку, идущую вдоль.

От нее должно отходить множество ламелей (поперечных канавок), которые проходят насквозь. Лучше всего отводят воду от пятна контакта шины, ламели которых идут под углом от продольной канавки и направлены назад. Такой рисунок напоминает елочку в схематическом изображении. Еще важно правильно установить дождевые шины, чтобы «елочка» была направлена назад, т.е. вода уходила в сторону и назад.

Большую роль для безопасного движения в дождь или на мокрой дороге имеет скорость. Рассчитано, что порог проявления эффекта аквапланирования находится в промежутке от 70 до 100 км/час. Но если шины и подвеска изношенные, то машина может поплыть по дороге и при 60км/час и даже при меньшей скорости. Тут еще играет роль гладкость покрытия и толщина слоя воды. Из-за множества переменных тяжело предсказать поведение автомобиля на дороге и пока не найден способ как рассчитать скорость при аквапланировании, но однозначно этот тот случай, когда тише едешь, дальше будешь.

Как проявляет себя эффект аквапланирования

Информирован – значит, вооружен, и, зная, как ощущается машина, когда она «поплыла», вы сможете адекватно отреагировать и вернуть контроль над ситуацией. Поведение машины при аквапланировании зависит от привода. Иногда появляется ощущение, будто снижается скорость и кто-то держит автомобиль сзади – так проявляется сопротивление воды. Обычно это происходит, если на большой скорости влететь в приличной глубины лужу.

Влетев в лужу вы можете почувствовать, что машина «поплыла»

Причем на переднеприводных авто часто при попытке торможения на мокрой дороге начинается вращение. Если ведущие колеса задние, то при аквапланировании руль становится мягким, но как бы вы не крутили его, машина никак не реагирует.

Как действовать при возникновении эффекта аквапланирования

Первая реакция, которая возникает при потере управления, — ударить по тормозам. Но любое нажатие на тормоз, если машина потеряла контакт с дорогой, приводит к ухудшению ситуации и авто может закрутить. Так что первое что делаем – убираем ногу с педали газа .

Снижение скорости может восстановить контроль, но делать это нужно только при помощи мотора. Потихоньку снижая обороты, уменьшайте скорость. Крутить рулем не нужно . Колеса будут менять направление, но на направлении движения это никак не отразится. А вот при появлении пятна контакта, если руль у вас вывернут, машину может снова занести.

Если у вас переднеприводный автомобиль и вы заметили, что зад начинает «подплывать», небольшое увеличение скорости может вытащить машину из планирования на воде. Но такое решение доступно для опытных водителей и тех, которые хорошо чувствуют машину и не теряют головы в экстренных ситуациях. Если к таким людям вас отнести тяжело, снимаете ногу с педали газа, крепко держите двумя руками руль и не крутите его, дожидаясь пока мотор скинет обороты. Не тормозите. Этим вы спровоцируете занос. Вот и все действия.

Собственно само явление аквапланирования явление не смертельное, но опасное, если водитель впал в панику. А чтобы такая неприятность с вами не случилась, достаточно ездить в дождь на невысокой скорости и притормаживать вовремя перед лужами, следить за шинами и давлением в них.

Аквапланирование шин это процесс неуправляемого скольжения автомобиля по водной поверхности на большой скорости. Так как аквапланирование – неуправляемое движение автомобиля, то оно сопряжено с большими опасностями и требует большой осторожности на дороге.

При аквапланировании шин происходит частичная или полная утеря сцепления шин с дорогой из-за образования водяной пленки между колесом и дорожным покрытием, приводящей к скольжению автомобиля. При аквапланировании даже самый опытный водитель может потерять управление автомобилем.


Видео показывает что такое аквапланирование автомобиля на большой скорости. Машины одна за другой выезжают из тоннеля и попадают на участок дороги покрытый водой. Ситуация вдвойне опасней из за того, что это происходит на виадуке в ограниченном пространстве. В результате многочисленные столкновения автомобилей.


Авария на трассе в результате аквапланирования автомобиля на скользком участке покрытом водой. Будьте осторожны на дороге. Берегите себя. Смотрите видеоролики бесплатно.


Машину развернуло при повороте на мокрой дороге. Всё обошлось на этот раз. Будьте осторожны на дороге. Берегите себя. Смотрите видеоролики бесплатно.


Машину BMW M3 развернуло при обгоне по мокрой дороге во время дождя и бросило на отбойник. Превышение скорости, аквапланирование и авария в результате. Видео дураки на дороге.


Аквапланирование на прямом участке скользкой дороги. Вид из кабины машины. Смотрите видеоролики бесплатно.


Видео с камеры наблюдения на оживленной трассе. Дождь и многочисленные столкновения и аварии на мокрой дороге. Смотрите видеоролики бесплатно.