Аккумулятор восстановление работоспособности. Восстановление аккумулятора – четыре действенных способа реанимации автомобильных АКБ

Аккумуляторная батарея — один из основных приборов авто, который имеет свойство изнашиваться в ходе эксплуатации. Поэтому время от времени автовладельцам приходится менять АКБ из-за того, что он не может выполнять свои функции. Подробнее о том, как осуществляется восстановление аккумулятора автомобиля в домашних условиях, вы сможете узнать ниже.

[ Скрыть ]

Восстановление малым током

Как вернуть к жизни и оживить свой автоаккумулятор? Этот прибор обеспечивает беспрерывную передачу тока для питания электрооборудования транспортного средства. Соответственно, без этого устройства нормальная работа приборов будет невозможной, тем более, что со временем батарея уже не может держать номинальный заряд, необходимый для питания. Не все АКБ, которые плохо работают, нужно выбрасывать — старый аккумулятор можно попробовать реанимировать. Это позволит избежать непредвиденных финансовых затрат.

Устройство и обозначение составляющих конструкции АКБ

Если говорить о кислотно-щелочных батареях, то структура представляет собой несколько положительных и отрицательных свинцовых пластин в серной кислоте. На сегодня приборы такого типа являются самыми распространенными среди автомобилей, использующихся в странах бывшего СССР. Несмотря на свою распространенность, ресурс эксплуатации батарей более низкий.

Восстановление автомобильного аккумулятора своими руками может быть проведено с применением технологии неоднократной подзарядки. При этом должен использоваться ток небольшой силы. Процедура заряда с помощью зарядно восстановительного устройства должна осуществляться с перерывами. Начиная от первой зарядки прибора и до последней уровень напряжения, который присутствует в АКБ, будет постепенно увеличиваться. В итоге устройство должно прекратить разряжаться.

Зарядно восстановительное устройство должно работать с паузами, это позволит потенциалам электродов, которые находятся в пластинах, выровняться. Сама процедура восстановления для электродов безопасна. Использование зарядно восстановительного девайса с паузами обеспечит переход наиболее плотного электролита от пластин в пространство, между электродами.


Откручивание пробок банок батареи

В результате использования техники частичного разряда увеличение емкости АКБ способствует повышению плотности электролита. От владельца авто требуется дождаться того момента, в который напряжение будет соответствовать 2.5 вольтам, а параметр плотности будет соответствовать номинальному. И в этом случае нельзя забывать, что аккумулятору автомобиля нужен перерыв, поэтому зарядно восстановительное устройство нужно периодически отключать. Для полной реанимации циклическая процедура восстановления должна быть повторена 8 раз. Нужно учитывать, что показатель используемого тока должен быть меньшим в 10 раз по сравнению с емкостью заряженного АКБ.

Замена электролита

Восстанавливать АКБ можно путем замены электролита, такой метод доказал свою эффективность на практике. Чтобы произвести замену электролита, жидкость из конструкции необходимо полностью слить, после чего система должна промыться теплой или горячей водой. После промывки потребуется несколько ложек обычной пищевой соды — 3 ложки разбавляются на 100 мл воды, при этом желательно использовать дистиллят.


Залив раствора соды в батарею

Смешанный раствор нужно прокипятить и залить в конструкцию вместо слитого электролита, после чего оставить батарею на 20-30 минут. Затем жидкость слить из прибора, а процедуру повторить еще три раза. После последнего цикла конструкцию опять промыть горячей водой, желательно несколько раз.

Метод актуален для многих типов аккумуляторов. После того, как конструкция промыта, в нее нужно налить новый электролит и поставить АКБ на зарядку. Зарядно-восстановительное устройство нужно включить на 24 часа.

Затем производится циклическая зарядка прибора — по 6 часов ежедневно на протяжении 10 дней. При этом отметим, что само ЗУ должно обладать такими свойствами — параметр напряжения должен составлять не более 16 вольт и не менее 14. Что касается силы тока, то показатель должен быть не более 10 ампер.

Обратная зарядка

Как восстановить автомобильный аккумулятор? Для этого можно использовать метод обратной зарядки. Произвести процедуру дома вполне возможно, но для этого потребуется достаточно мощный источник тока, к примеру, сварочный аппарат. Устройство, которое будете использовать, должно иметь напряжение не ниже 20 вольт, при этом его сила тока должна быть не меньше 80 ампер. После того, как достаните оборудование, необходимо выкрутить пробки сверху конструкции АКБ и произвести процедуру обратной зарядки.

Для выполнения этой задачи нужно подключить положительный выход зарядного оборудования к отрицательной клемме аккумулятора. К положительной подключается отрицательный выход зарядного прибора. Если все сделано правильно, то процедура увеличит ресурс эксплуатации батареи на несколько лет.

Отметим, что в ходе зарядки автомобильный аккумулятор может кипеть, не стоит переживать. Процедура заряда устройства должна осуществляться ровно 30 минут, не больше и не меньше. После этого электролит из конструкции надо слить, а само устройство промыть горячей водой. Когда будут выполнены все действия, в конструкцию можно заливать новый электролит. По завершению этих действий батарею нужно будет подключить к обычному ЗУ (параметр тока которого не должен превышать 15 ампер) и заряжать прибор на протяжении следующих 24 часов.

Восстановление заряда в дистиллированной воде

Если вы не определились, как восстановить аккумулятор и какой способ для этого использовать, предлагаем еще один вариант. Используя его, восстановить работоспособность прибора можно менее, чем за 60 минут. Если автомобильный аккумулятор полностью разрядился, его нужно будет заранее зарядить. Из заряженного АКБ необходимо полностью слить старый электролит, предварительно открутив пробки на крышке, после чего конструкцию можно промыть водой. Как и в предыдущих случаях, для этого лучше использовать дистиллят.

После того, как батарея заряжена и промыта, в конструкцию следует залить специальный раствор трилона Б амиачного типа. Раствор включает 2% трилона и 5% аммиака. С помощью жидкости осуществляется процедура десульфатации, которая проводиться не более часа. Когда батарея будет восстанавливаться, можно будет заметить выделение газа из ее конструкции, что также сопровождается незначительными брызгами, которые будут появляться на поверхности. Эти газы безвредны для организма и здоровья человека, но лучше поставить батарею в проветриваемое помещение. Когда система перестанет выделять газ, это будет свидетельствовать о прекращении процесса десульфатации.

Когда действия выполнены, конструкцию нужно промыть дистиллированной водой — промывка осуществляется несколько раз. После промывки в устройство нужно залить электролит соответствующей плотности. Прибор опять нужно зарядить и после этого можно считать восстановившимся. В целом процедура заряда и восстановления работоспособности аккумуляторной батареи — не сложная, с ней справится даже неопытный автолюбитель.

Не все современные аккумуляторы поддаются восстановлению. Иногда устройство можно реанимировать на сутки, несколько дней или на неделю, а иногда восстановление позволяет обеспечить работоспособность АКБ на несколько лет. Многое зависит, как использовалась батарея, в каких условиях, много ли электроприборов было подключено к ней на протяжении всего срока эксплуатации. Немаловажную роль играют условия использования — если девайс часто эксплуатировался в разряженном состоянии, есть вероятность, что восстановить его не получится.

Нужно уточнить момент по использованию зарядного устройства. ЗУ должно быть исправным, иначе его использование приведет к поломке батареи. Наш ресурс уже писал о и использовании специальных ЗУ. Подробно с рекомендациями по этому вопросу можете ознакомиться в .

Никогда не помешает понять, что конкретно с ней произошло и можно ли восстановить ее. Нередко оказывается так, что АКБ можно возвратить к жизни тем или иным способом, и она может работать еще долгое время. Безусловно, всегда важно помнить о том, что восстановление аккумуляторов - процесс, требующий конкретных навыков с соблюдением определенной техники безопасности. Но если самостоятельно этому научиться, можно значительно сократить свои денежные расходы. Чтобы разобраться с тем, как проводится , нужно понять, как они функционируют.

Устройство и принцип работы

Содержимое автомобильных аккумуляторов помещено в прочный пластиковый корпус. Внутри него есть две свинцовые пластины, имеющие заряды со знаками «плюс» и «минус», а также жидкий электролит в виде . Материалом для изготовления пластин может служить не только свинец. Например, во многих современных батареях они изготовлены из сплавов никеля или кадмия.

Когда к батарее подается ток определенной величины, она начинает накапливать энергию и преобразовывать ее в электрическую. При достижении предела емкости аккумулятор становится накопителем энергии с напряжением на выходе 12 В.

Почему аккумулятор перестает работать

При каждом цикле «заряд-разряд» пластины АКБ постепенно повреждаются вследствие интенсивных электрохимических процессов внутри автомобильных аккумуляторов. Кроме того, автоаккумулятор не любит глубокого разряда и постоянного использования при высоком напряжении. И в том, и в другом случае происходит процесс, который называется сульфатация. Иными словами, на пластинах (если они свинцовые) образуется труднорастворимый сульфат свинца, который, в конечном итоге, и становится главной причиной выхода батареи из строя. Если пластины батареи целые, на них можно увидеть белый налет. В таком случае показана .

Когда восстановление невозможно

Если электролит внутри оказался черного или буро-коричневого цвета, вероятнее всего, восстановление АКБ уже невозможно. Если батарея разбухла и вздулась, ее сразу следует утилизовать.

Пластины могут осыпаться или рассыпаться вообще, вследствие чего в батарее может произойти замыкание одной или нескольких «банок». После замыкания восстановление автомобильного аккумулятора также проводить не рекомендуется. Поэтому всегда нужно смотреть, что произошло внутри АКБ, прежде чем заниматься ее восстановлением - разумеется, соблюдая возможную технику безопасности.

Чтобы не доводить источник питания до такого состояния, соблюдайте .

Восстановление автомобильного аккумулятора

Несмотря на то, что никаких пошаговых руководств по восстановлению аккумуляторных батарей нет, многие автолюбители уже давно проводят восстановление своими руками.

В популярных изданиях и даже на улице до сих пор часто мелькают объявления о том, что кто-то занимается скупкой старых кислотных аккумуляторов. Обычно такие скупщики сами «реанимируют» старые АКБ, а потом продают их по умеренным ценам.

Есть много способов, как провести самостоятельное восстановление аккумулятора автомобиля. Один из самых надежных и популярных - с помощью специальной присадки. Перед началом процесса старый электролит из батареи сливается, а внутренность тщательно промывается дистилированной водой. Заодно, по ходу дела, оценивается и состояние аккумулятора: как выглядят пластины, насколько хорошо сохранился пластиковый корпус, и так далее.

В электролите, имеющем плотность 1,28 гр/см 3 , растворяется десульфатизирующая присадка, и раствор оставляется в таком состоянии на два дня. Все необходимые пропорции указаны в руководстве по использованию присадки. Электролит заливается в батарею с обязательной проверкой его плотности. Пробки «банок» АКБ вывинчиваются, и включается зарядное устройство. Проводится несколько циклов «заряда-разрядки» батареи для поднятия уровня ее емкости. Весь процесс зарядки проводится током с показателями 10% от максимального.

Аккумулятор не должен сильно нагреваться, нельзя допускать его «закипания». Следить за показателем напряжения: при его стабилизации от 13,8 до 14,4 В уменьшить подачу тока до 5%. Ждать около двух часов, контролировать показатель плотности в электролите. Если в течение этого времени она остается неизменной, батарея зарядилась, и можно прекращать процесс зарядки.

Если плотность электролита выше требуемой, ее нужно скорректировать с помощью дистилированной воды, а если она, наоборот, выше, долить в батарею электролит более высокой плотности.

Теперь необходимо снова разрядить АКБ путем подключения нагрузки в виде небольшой лампочки. Ток подавать небольшой, 1 А для 12-вольтовой батареи, либо 0,5 А для 6-вольтовой. Контролировать напряжение до его понижения: 10,2 В для АКБ в 12 В, либо 5,1 В для АКБ в 6 В. Засечь время и вычислить емкость, приобретенную аккумулятором после восстановления. Для этого ток разряда умножается на его время. Если емкость небольшая, цикл повторяется.

В заключение долить в батарею небольшое количество десульфатизирующей присадки и завинтить пробки обратно. Как показывает практика, такой аккумулятор будет работать еще несколько лет.

Восстановление методом переполюсовки

Немного из курса химии и о качестве аккумуляторных пластин

Прежде чем проводить восстановление свинцовых аккумуляторов с помощью переполюсовки, необходимо еще раз напомнить себе о том, что две свинцовые пластины внутри него содержат разные заряды: одна, состоящая непосредственно из свинца, «минусовая», а другая, из диоксида свинца - «плюсовая». Обычно наиболее жесткому процессу десульфатации подвержена именно диоксидовая пластина. Это хорошо видно на примерах некоторых аккумуляторов китайского производства, которые могут быть неважного качества.

Если речь заходит о таком методе восстановления, как переполюсовка аккумулятора, опытные автомобилисты в один голос утверждают, что качество любого старого аккумулятора советского производства отличается завидной прочностью свинцовых пластин, и поэтому даже самый «махровый» экземпляр теоретически подлежит восстановлению таким способом. В практике встречались случаи, когда батарея, простоявшая где-нибудь в гараже 20 лет и более, неплохо поддавалась процессу восстановления. Рассказывают, что емкость в подобных случаях удавалось возвращать на 70%.

Процесс переполюсовки: меняем полярность

Аккумулятор разряжается до нулевых показателей напряжения, что контролируется замерами вольтметром на его полюсах. Чтобы разрядка осуществилась быстрее, к батарее подключается нагрузка в виде небольшой лампочки. Обычно, если емкость батареи низкая, то она разряжается быстро, и лампочка перестает гореть. Затем меняется полярность АКБ: плюсовые пластины становятся минусовыми, а минусовые - плюсовыми. Зарядку аккумулятора проводить уже с этой переполюсовкой.

Переполюсованный аккумулятор: заряжаем правильно

Очень важно помнить о том, что показатель тока при зарядке переполюсованной АКБ не должен превышать 2 А. Если ток будет больше, и без того ослабленные пластины, особенно плюсовые из диоксида свинца, могут совсем разрушиться. Переполюсованный аккумулятор начнет очень сильно и быстро нагреваться. Максимальная температура его нагрева - 50°С, при этом, 60°С - это уже верхняя, критическая отметка. Напряжение - 14,2-14,4 В.

Если температура нагрева становится выше 60°С, следует сразу уменьшить ток до 1,5А следующим образом: снизить напряжение до 14,2 или даже 14 В, но не ниже 13,8 В. Далее заряжать аккумулятор при таких показателях. Зарядиться он должен, как обычно, до 12,7 В. Если переполюсовывается батарея неизвестного, сомнительно производства, лучше сразу снизить показатель тока до 1,5 А, потому что 2 А - это довольно большое напряжение.

Конечно, во время процесса зарядки после переполюсовки напряжение будет расти, а банки аккумулятора нагреваться. Когда банки начнут «кипеть», а напряжение достигнет 14 В и выше, аккумулятор нужно снять с зарядки и проверить . Как правило, все сульфаты при таких интенсивных процессах кипения растворяются, и переполюсованный аккумулятор восстанавливает свою емкость примерно до 80 %.

Метод двойной переполюсовки: батарею следует вновь разрядить лампочкой и перенести клеммы на прежние места. Затем опять разрядить аккумулятор «в ноль» и зарядить снова. После такой переполюсовки аккумулятора может полноценно работать 2-3 года.

Восстановление АКБ, не подлежащих обслуживанию

Таким образом, каждый из предложенных методов восстановления автомобильных аккумуляторов требует определенных усилий, внимательности и осторожности, но если эти способы будут освоены и применены на практике, можно на какое-то время избавиться от необходимости дополнительных финансовых расходов.

У всех аккумуляторов есть срок годности, с многочисленными циклами заряда-разряда и множеством проработанных часов аккумулятор теряет свою емкость и держит заряд все меньше и меньше.
Со временем емкость аккумулятора настолько падает что дальнейшая его эксплуатация стает невозможна.
Вероятно у многих уже накопились аккумуляторы от бесперебойников (UPS), систем сигнализаций и аварийного освещения.

В множестве бытовой и офисной техники находятся свинцово-кислотные аккумуляторы, и в независимости от марки аккумулятора и технологии производства, будь то обычный обслуживаемый автомобильный аккумулятор, AGM, гелевий (GEL) или маленький аккумулятор от фонарика, все они имеют свинцовые пластины и кислотный электролит.
По окончание эксплуатации такие аккумуляторы выбрасывать нельзя потому как они содержат свинец, в основном их ждет судьба утилизации где свинец извлекают и перерабатывают.
Но все же, не смотря на то что такие аккумуляторы в основном "необслужываемые", можно попытаться их восстановить вернув им прежнюю емкость и использовать еще некоторое время.

В этой статье я расскажу о том как восстановить 12вольтовый аккумулятор от UPSa на 7ah , но способ подойдет для любого кислотного аккумулятора. Но хочу предупредить что данные меры не следует производить на полностью рабочем аккумуляторе, так как на исправном аккумуляторе добиться восстановления емкости можно всего лишь правильным способом зарядки.

Итак берем аккумулятор, в данном случае старый и разряженный, поддеваем отверткой пластмассовою крышку. Скорее всего она точечно приклеена к корпусу.


Подняв крышку видим шесть резиновых колпачков, их задача не обслуживание аккумулятора, а стравливания образующихся при зарядке и работе газов, но мы воспользуемся ними в наших целях.


Снимаем колпачки и в каждое отверстие, с помощью шприца, наливаем 3мл дистиллированной воды, следует заметить что другая вода не годится для этого. А дистиллированную воду можно легко найти в аптеке или на авторынке, в самом крайнем случае может подойти талая вода от снега или чистая дождевая.


После того как мы долили воду, ставим аккумулятор на зарядку и заряжать его будем с помощью лабораторного (регулируемого) блока питания.
Подбираем напряжения пока не появляются какие то значения зарядного тока. Если аккумулятор в плохом состояние то зарядного тока может не наблюдаться, поначалу, вообще.
Напряжения надо повышать, пока не появится зарядный ток хотя бы в 10-20мА. Добившись таких значений зарядного тока нужно быть внимательным, так как ток будет со временем расти и придется постоянно уменьшать напряжение.
Когда ток дойдет до 100мА дальше напряжения уменьшать не надо. А когда ток заряда дойдет до 200мА нужно отключить аккумулятор на 12 часов.

Дальше снова подключаем аккумулятор на зарядку, напряжение должно быть таким чтоб ток зарядки для нашего 7ah аккумулятора был в 600мА. Также, постоянно наблюдая, поддерживаем заданный ток на протяжении 4 часов. Но смотрим за тем чтоб напряжение зарядки, для 12вольтового аккумулятора, было не больше 15-16 вольт.
После зарядки, спустя примерно час, аккумулятор нужно разрядить до 11 вольт, сделать это можно с помощью любой 12вольтовой лампочки (например на 15ват).


После разрядки аккумулятор нужно снова зарядить с током в 600мА. Лучше всего проделать такую процедуру несколько раз, то есть несколько циклов заряд-разряд.

Скорее всего вернуть номинальную емкость аккумулятору не получится, так как сульфатация пластин уже понизила его ресурс, а к тому же имеют место быть и другие пагубные процессы. Но аккумулятор можно будет дальше использовать в штатном режиме и емкости для этого будет достаточно.

По поводу быстрого износа аккумуляторов в бесперебойниках, было замечено следующие причины. Находясь в одном корпусе с бесперебойником, аккумулятор постоянно поддается пассивному нагреву от активных элементов (силовых транзисторов) которые кстати говоря нагреваются до 60-70 градусов! Постоянный прогрев аккумулятора ведет к быстрому испарению электролита.
В дешевых, а порой и даже некоторых дорогих моделях UPSов отсутствует термокомпенсация заряда, то есть напряжение заряда выставлено на 13,8 вольта, но это допустимо для 10-15градусов, а для 25 градусов, а в корпусе порой и намного больше, напряжение заряда должно быть максимум 13,2-13,5 вольта!
Хорошим решением будет вынести аккумулятор за пределы корпуса, если хотите продлить его срок службы.

Также сказывается "постоянный маленький под заряд" бесперебойником, 13.5 вольтами и токе в 300мА. Такая подзарядка призводит к тому что когда кончается активная губчатая масса внутри аккумулятора то начинается реакция в его электродах что призводит к тому что свинец токоотводов на (+) становится коричневым (PbO2) а на (-) стает "губчатым".
Таким образом, при постоянном пере заряде, мы получаем разрушение токоотводов и "кипение" электролита с выделением водорода и кислорода, что приводит к увеличению концентрации электролита, что опять способствует разрушению электродов. Получается такой замкнутый процесс что призводит быстрому расходу ресурса аккумулятора.
Кроме того такой заряд (пере заряд) большим напряжением и током от которого электролит "кипит" - переводит свинец токоотводов в порошковый оксид свинца который со временем осыпается и может даже замыкать пластины.

При активном использование (частом заряде), рекомендуется раз в год доливать в аккумулятор дистиллированную воду.

Доливать только на полностью заряженный аккумулятор с контролем как уровня электролита так и напряжения. Некоем случае не переливать, лучше ее не долить потому как назад отбирать ее нельзя, потому что отсасывая электролит вы лишаете аккумулятор серной кислоты и в последствие концентрация меняется. Думаю понятно что серная кислота нелетучая поэтому в процессе "кипения" во время зарядки, она вся остается внутри аккумулятора - выходит только водород и кислород.

На клеммы подключаем цифровой вольтметр и шприцем на 5мл с иглой заливаем в каждую банку по 2-3мл дистиллированной воды, одновременно светя внутрь фонариком чтобы остановиться если вода перестала впитываться - после заливки 2-3мл смотрите в банку - увидите как вода быстро впитывается, а напряжение на вольтметре падает (на доли вольта). Повторяем доливку для каждой банки с паузами на впитывание по 10-20сек(примерно) до тех пор пока не увидите что "стекломаты" уже влажные - то есть вода уже не впитывается.

После доливки осматриваем нет ли перелива в каждой банке аккумулятора, вытираем весь корпус, устанавливаем на место резиновые колпачки и приклеиваем на место крышку.
Так как аккумулятор после доливки показывают примерно 50-70% зарядки, вам надо его зарядить. Но зарядку нужно осуществлять или регулируемым блоком питания или же бесперебойником или штатным устройством, но под присмотром, то есть во время зарядки необходимо пронаблюдать за состоянием аккумулятора (нужно видеть верх аккумулятора). В случае с бесперебойником, для этого придется сделать удлинители и вывести аккумулятор за пределы корпуса UPSa.

Под аккумулятор подстелем салфетки или целлофановые мешочки, заряжаем до 100% и смотрим, не протекает из какой либо банки электролит. Если вдруг такое произошло, прекращаем зарядку и убираем салфеткой подтеки. С помощью салфетки смоченной в растворе соды - очищаем корпус, все впадины и клеммы куда попал электролит, для того чтоб нейтрализовать кислоту.
Находим банку откуда произошло "выкипание" и смотрим, если в окошке видно электролит, отсасываем излишки шприцем, а потом аккуратно и плавно заправляем этот электролит обратно внутрь волокна. Часто случается что электролит после доливки не равномерно впитался и вскипел вверх.
При повторной зарядке наблюдаем за аккумулятором как описано выше и если "проблемная" банка аккумулятора снова начнет "изливаться" при зарядке, излишки электролита придется удалить из банки.
Также под осмотром следует проделать хотя бы 2-3 полных цикла разряда-заряда, если все прошло отлично и нет никаких подтеков, аккумулятор не греется (легкий нагрев при заряде не в счет), то аккумулятор можно собирать в корпус.

Ну а теперь рассмотрим особо кардинальные способы реанимации свинцово-кислотных аккумуляторов

Из аккумулятора сливается весь электролит, а внутренности промываются сначала пару раз горячей водой, а потом уже горячим раствором соды (3ч.л соды на 100мл воды) оставив в аккумуляторе раствор на 20 минут. Процесс можно повторить несколько раз, а вконце хорошенько промыв от остатков раствора соды - заливают новый электролит.
Дальше аккумулятор сутку заряжают, а спустя, в течение 10 дней, по 6 часов вдень.
Для автомобильных аккумуляторов током до 10 ампер и напряжением 14-16 вольт.

Второй способ это обратная зарядка, для этой процедуры понадобится мощный источник напряжения, для автомобильных аккумуляторов например сварочный аппарат, рекомендуемый ток - 80ампер напряжением 20 вольт.
Делают переполюсовку, то есть плюс к минусу а минус к плюсу и на протяжение пол часа "кипятят" аккумулятор с его родным электролитом, после чего электролит сливают и промывают аккумулятор горячей водой.
Дальше заливают новый электролит и соблюдая новую полярность, на протяжение сутки заряжают током 10-15 ампер.

Но самый эффективный способ делается с помощью хим. веществ.
Из полностью заряженного аккумулятора сливают электролит и после неоднократной промывки водой, заливают аммиачный раствор трилона Б (ЭТИЛЕНДИАМИНТЕТРАУКСУСНОКИСЛОГО натрия), содержащий 2 весовых процента трилона Б и 5 процентов аммиака. Происходит процесс десульфатации на протяжение 40 - 60 минут, на протяжение которого с небольшими брызгами выделяется газ. По прекращению такого газообразования можно судить о завершение процесса. При особо сильной сульфатации аммиачный раствор трилона Б следует залить снова, убрав перед этим отработавший.
Вконце процедуры внутренности аккумулятора тщательно промывают несколько раз дистиллированной водой и заливают новый электролит нужной плотности. Аккумулятор заряжают стандартным способом до номинальной емкости.
По поводу аммиачного раствора трилона Б, его можно разыскать в химических лабораториях и хранить в герметичных емкостях в темном месте.

А вообще если интересно то состав электролита которые выпускают фирмы Lighting, Electrol, Blitz, akkumulad, Phonix, Toniolyt и некоторые другие, это водный раствор серной кислоты (350-450гр. на литр) с прибавлением сернокислых солей магния, алюминия, натрия, аммония. В составе электролита фирмы Gruconnin кроме того содержатся калиевые квасцы и медный купорос.

После восстановления аккумулятор можно заряжать обычным для данного типа способом (например в UPSe) и не допускать разряда ниже 11вольт.
В многих бесперебойниках присутствует функция "калибровка АКБ" с помощью которой можно осуществлять циклы разряд-заряда. Подключив на выходе бесперебойника нагрузку в 50% от максимума ИБП, запускаем эту функцию и бесперебойник разряжает АКБ до 25% а потом заряжает до 100%

Ну а на совсем примитивном примере зарядка такого аккумулятора выглядит так:
На аккумулятор подается стабилизированное напряжение 14.5 вольта, через проволочный переменный резистор большой мощности или через стабилизатор тока.
Ток заряда расчсчитывается по простой формуле: емкость аккумулятора разделяем на 10, например для аккумулятора в 7ah будет - 700мА. И на стабилизаторе тока или с помощью переменного проволочного резистора необходимо выставить ток в 700мА. Ну а в процессе зарядки ток начнет падать и нужно будет уменьшать сопротивления резистора, со временем ручка резистора придет до упора в начальное положение и сопротивление резистора будет равно нулю. Ток будет дальше постепенно уменьшатся до нуля пока напряжение на аккумуляторе не станет постоянным - 14.5 вольта. Аккумулятор заряжен.
Дополнительную информацию по "правильной" зарядке аккумуляторов можно найти

светлые кристаллы на пластинах - это сульфатация

Отдельная "банка" батарея аккумулятора подвергалась постоянному недозаряду и в результате покрыта сульфатами, ее внутреннее сопротивление росло с каждым глубоким циклом, чтоб привело к тому что, во время заряда она стала "закипать" раньше всех, из-за потери емкости и выведения электролита в нерастворимые сульфаты.
Плюсовые пластины и их решетки превратились по консистенции в порошок, в следствие постоянного подзаряда бесперебойником в режиме "стенд-бай".

Свинцово кислотные аккумуляторы кроме автомобилей, мотоциклов и разнообразной бытовой техники, где только не встречаются и в фонариках и в часах и даже в самой мелкой электронике. И если вам попал в руки такой "нерабочий" свинцово-кислотный аккумулятор без опознавательных знаков и вы не знаете какое напряжение он должен выдавать в рабочем состояние. Это легко можно узнать по количеству банок в аккумуляторе. Отыщите защитную крышку на корпусе аккумулятора и снимите ее. Вы увидите колпачки для стравливание газа. по их количеству станет понятно на сколько "банок" данный аккумулятор.
1 банка - 2вольта (полностью заряженная - 2.17 вольта), то есть если колпачка 2 значит аккумулятор на 4 вольта.
Полностью разряженная банка аккумулятора должна быть не ниже 1.8 вольта, ниже разряжать нельзя!

Ну а вконце дам небольшую идею, для тех кому не хватает средств на покупку новых аккумуляторов. Найдите в вашем городе фирмы которые занимаются компьютерной техникой и УПСами (бесперебойниками для котлов, аккумуляторами для систем сигнализаций), договоритесь с ними чтоб они не выбрасывали старые аккумуляторы от бесперебойников а отдавали вам возможно по символической цене.
Практика показывает что половина AGM (гелевых) аккумуляторов можно восстановить если не до 100% то до 80-90% точно! А это еще пару лет отличной работы аккумулятора в вашем устройстве.

Автопроизводители стремятся обеспечить достойный срок эксплуатации своих изделий в целом, а также их отдельных элементов. Однако, есть способы, помогающие расширить рамки установленные этими компаниями. Примером может служить реанимация основного электрического прибора в авто. В статье подскажем, как восстановить автомобильный аккумулятор, чтобы он отработал несколько дополнительных месяцев или нет.

Покупка новой АКБ в этом случае не отменяется, а лишь откладывается на этот период. Для экспериментов подойдут изначально качественные батареи. Сопутствующие материалы, помогающие «оживить» выработанный агрегат, доступны для любого автовладельца.

Когда аккумулятор подвергается частой полной разрядке и длительному простою в таком положении, то при такой эксплуатации возникает основная «болезнь» АКБ – сульфатация пластин. Следствием этого процесса является заметное понижение емкости. Из-за этого такая батарея не может прокручивать стартер во время запуска мотора.

Сульфатация пластин АКБ

Узнать о начинающейся сульфатации можно по нескольким признакам:

  • повышенное напряжение на клеммах;
  • заметный разогрев пластин во время работы;
  • иногда закипает электролит;
  • снижается емкость заряда.

Еще одной причиной поломки может стать разрушение пластин, которое приводит к короткому замыканию между ними. Иногда случается полный отрыв пластины со своего места. Причиной для этого повреждения может стать переизбыток напряжения, поданного для заряда АКБ при недостатке электролита в емкости.

Нужно знать, что как недостаточный, так и избыточный заряд способен привести к разрушению автомобильного аккумулятора.

После проведения ремонтных работ с батареей, чтобы оживить аккумулятор автомобиля, необходимо будет избавиться от источника разрушения электрического элемента.

Наружные повреждения батареи

Перед началом устранения определим разновидности неполадок и возможности их устранения. В качестве внешних неисправностей присутствует окисление клемм. За счет покрытия слоем окалины, не происходит качественного контакта между поверхностью аккумуляторного электрода и контактирующим с ней проводом.

Зачистив поверхности можно восстановить выходные электрические характеристики АКБ. Иногда клемма насажена достаточно плотно, прикипает к электроду, поэтому требуется раскрутить соединение и проконтролировать наличие хорошего сопряжения.

Второй по популярности внешней проблемой является повреждение корпуса батареи. Происходит это вследствие внешнего механического повреждения или из-за внутренних неисправностей. Восстановление автомобильного аккумулятора и заделывание пробоины возможно только на обслуживаемых АКБ. Для этого откидываются контакты, снимается батарея, сливаются остатки электролита и паяется наружная стенка с помощью пластиковой латки. Проверить герметичность можно с помощью дистиллята. Лишь затем в емкости вливается свежий электролит.

Внутренние поломки АКБ

Основной проблемой, которая портит аккумулятор изнутри, является покрытие пластин солями реакции кислоты и свинца. Они препятствуют перемещению заряженных частиц от одного электрода к другому. Параллельно растет сопротивление, что приводит к снижению общей емкости батареи. Ранние периоды такого процесса являются обратимыми, но если реакция значительно повредила пластины, то возобновление работоспособности агрегата невозможно.

Прибор для измерения плотности электролита

Иногда возможно осыпание частиц с пластин, приводящее к замыканию. Если это случилось не так давно, то выручит промывка внутренности дистиллированной водой. Чтобы не получить раздутие корпуса от сильных длительных морозов, не стоит оставлять батарею в автомобиле. Расширившийся за счет этого процесса электролит разрушит конструкцию АКБ, который после такого «стресса» не получится восстановить.

Способы восстановления аккумулятора

Опишем наиболее популярные способы возобновления работоспособности, при которых ремонт аккумулятора автомобиля даст ему дополнительное время жизни.


Защита аккумулятора

Как правильно эксплуатировать аккумулятор

Оттянуть ремонт аккумулятора автомобиля и продлить срок его службы можно с помощью выполнения простых правил:

  • хотя бы раз в сезон необходимо контролировать плотность электролита;
  • во время морозов выше 20-25 С необходимо доводить плотность до 1,35-1,4 г/мл;
  • для зарядки АКБ применяется сила тока, меньшая в 10 раз от числового значения емкости;

если автомобиль может оказаться на открытой стоянке во время мороза от -25 С, то его желательно укрыть или забрать с собой, чтобы замерзший электролит не вывел агрегат из строя.

За время использования мобильного аппарата батарея обязательно будет расходовать свой ресурс и «стареть». Проявляется это в быстром снижении заряда и медленной зарядке. Иногда аппарат после выключения просто не включается и не реагирует на нажатие кнопок. Это характерное и привычное явление для литиевых аккумуляторов, которые используются на данный момент во всех смартфонах. Можно приобрести новый источник заряда, но при желании сэкономить есть варианты самостоятельного реанимирования батареи.

Принцип работы телефонного аккумулятора

Большая часть гаджетов имеет функцию работы от батареи. Существует несколько видов аккумуляторов для телефонов:

  • Ni-Cd – никель-кадмиевые;
  • Ni-Mh – никель-металлгидридные;
  • Li-Ion – литий-ионные.

Самый большой объем заряда имеют NiCd-аккумуляторы, они легко изготавливаются, хранятся и эксплуатируются. Часто используются для питания медицинского оборудования, радиостанций, мощных инструментов и профессиональных видеокамер. NiMh-батареи выделяют больше тепла во время заряда, требует использование сложного алгоритма для определения полного заряда. По этой причине большинство таких батарей имеют внутренний температурный датчик. Заряжается NiMh долго (превышает в 2 раза длительность восполнении заряда NiCd) но и емкость их намного больше.

Аккумуляторы типа Li-Ion при пересчете показателей на один килограмм веса в 2 раза превышают величину NiCd. По этой причине литий-ионные батареи сейчас используются во всех телефонах, ноутбуках, где важно кроме время автономной работы еще и вес изделия. Сама конструкция батарейки очень проста: два графитовых листка из оксида лития и кобальта, которые смазаны электролитом и свернуты в рулон.

Почему разряжается батарея

Владельцы смартфонов через год или полтора начинают отмечать снижение работоспособности аппарата, заряд быстро уходит. Это может происходит по нескольким причинам, некоторые из них можно решить программным путем (отключение ненужных функций, wi-fi, чистка от вирусов), другие же можно только технически исправить, восстановив емкость аккумулятора. Популярным причинами, почему разряжается батарея выступают следующие факторы.

Подавляющее большинство смартфоном работают на операционной системе Android, которая из-за сложности и открытого кода подвержена сбоям, оптимизация работы ОС находится на низком уровне. Автоматически в фоновом режиме работают несколько десятком программ, даже в режиме ожидания (с выключенным экраном) они продолжают «сжирать» заряд и приводят к быстрому снижению емкости батареи. Многие из этих фоновых программ не нужны рядовому пользователю и их следует отключить.

  • Вирусы

Система Андроид является бесплатной, поэтом приобрела такую популярности, хакеры не могли обойти это стороной и начали создавать под нее вредоносные программы. Деятельность таких вирусов приводит к быстрому снижения заряда аккумулятора телефона. Кроме этого падает производительность смартфонов даже с сильными процессорами. Определить наличие «вредителей» помогут следующие признаки (кроме антивирусов): появление рекламных объявлений в неположенных местах, рост температуры корпуса гаджета, притормаживание системы.

  • Неисправный аккумулятор

Поломка батареи привозит к быстрой потери энергии. Чаще это происходит при длительном использовании, как правило, после двухгодичного срока. Это неизбежный процесс расхода ресурса оборудования. Иногда снижение номинальной емкости аккумулятора происходит из-за загрязнения анода и катода. Это приводит к замедлению физико-химических процессов, влияющие на способность батареи высвобождать накопленный заряд. Используя некоторые методы, можно добиться первоначального значения батарейки.

Емкость аккумулятора и срок годности

Восстановительные процессы при постоянном использовании устройства не смогут возвращать стопроцентно в то ж количество напряжения. Со временем мощность АКБ снижается, он изнашивается и становится непригодным к использованию. Li-Ion батареи имеют срок годности 2 года с момента изготовления. За этот промежуток времени теряется от 20% до 35% их мощности. Восстановление старого АКБ – непростая задача, поэтому обращайте внимание на дату изготовления телефона.

Как проверить аккумулятор телефона

Для теста вам необходим прибор под название вольтметр, который помогает замерять напряжение оборудования. Рекомендуется сначала провести визуальный осмотр аккумулятора. Если АКБ был длительное время в эксплуатации, то его структура могла подвергнуться деформированию, к примеру, вздуться. Если на контакты попала жидкость, то окислиться. Эти факторы влияют на емкость аккумулятора и снижению удельного значения. Чтобы проверить батарею нужно:

  • извлечь аккумулятор из устройства;
  • к положительному полюсу приложить положительный контакт вольтметра;
  • то же сделать с отрицательным;
  • в настройках установиться номинальное значения замеряемого напряжения.

Напряжение, которое вы получили при замере и будет отображать степень заряда батареи. Для оценки показателя можно воспользоваться следующими значениями:

  • меньше 1 В – нужно зарядить аккумулятор;
  • около 2 В – АКБ заряжен, емкость средняя;
  • 3,6-3,7 В – полностью заряженная батарея с высокой емкостью.

Восстановление батареи телефона

При желании можно попробовать восстановить «жизнь» батарейке при помощи некоторых методов. Восстановление аккумулятора смартфона – временная мера, ресурс устройства не бесконечный, поэтому в какой-то момент АКБ все равно придется заменить. Внизу описаны методы увеличения емкости батареи, которые можно выполнить самостоятельно дома. Для некоторых понадобятся дополнительные инструменты, умение работать руками. Если вы новичок в этой сфере, то лучше не восстановить, а купить новый АКБ.

С помощью специального зарядного устройства

Восстановить Li-Ion аккумулятор можно при помощи мультиметра и «Аймакс В6». Последний прибор легко купить, он хорошо походит при необходимости реанимации АКБ в домашних условиях. Сначала проверяем саму батарею при помощи мультиметра. Подключите его, выставив на режим замера напряжения. При наличии глубокого разряда мультиметр покажет это в минимальном значении U в милливольтах.

Иногда измерять настоящее количества напряжения не дает контроллер. Имеется два вывода – плюс и минус, которые непосредственно идут с аккумулятора на котроллер. Напряжение на выводах, как правило, 2, 6 В, но для литиевых батареек это мало, чтобы получить реальное напряжение нужно зарядить аккумулятор до 3, 2 В. Тогда мультиметр начнет отражать настоящее напряжение. Необходимо заземлить минусовой провод, а красный подключить к питанию, выставлять большой ток нет необходимости.

Аймакс удобен тем, что он поддерживает несколько режимов, которые отличаются для разного типа АКБ телефона. Активируйте соответствующий режим (литий-полимерный или литий-ионный), выставите напряжение 3,7 В, а заряда – 1 А. Начнет подниматься напряжение, что указывает на успешное восстановление емкости. Показатель должен достигнуть 3, 2 Вольта и батарея «раскачается». Потом ее можно вставить обратно в планшет, телефон или полностью дозарядить при помощи родного прибора.

Восстановление емкости аккумулятора телефона от другой батареи

Вам понадобится любой другой АКБ на 9 Вольт, изолента, тонкий простой провод. Это восстановление аккумулятора телефона своими руками будет интересно всем любителям электроники. Восстановить емкость можно по следующему алгоритму:

  1. Подведите проводки к контактам аккумулятора, который необходимо восстановить. Для каждого полюса нужен свой.
  2. Нельзя замыкать плюс и минус одним и тем же проводом, это приведет к короткому замыканию и восстановить АКБ вы уже не сможете.
  3. Закрепите контакты изолентой, сделав пометку маркером + и -.
  4. Подсоедините плюсовой контакт с «+» на 9-волтовой батарейке, точно так же и минусовой.
  5. С этой стороны тоже закрепите контакты изолентой.
  6. Через какое-то время аккумулятор должен начать нагреваться.
  7. Когда батарея станет заметно теплой, нужно отсоединить ее от «донора» и поставить в телефон, чтобы проверить ее работу.
  8. После включение сразу проверьте уровень заряда, поставьте заряжаться мобильный в стандартном режиме.

С помощью резистора и "родного" зарядного устройства

Этот способ простой, не понадобится специальных приборов или аппаратов, вам нужно будет только ваше родное зарядное устройство. Ремонт аккумулятора телефона потребует следующего:

  • резисторное устройство с номиналом минимум 330 Ом, максимум – 1 кОм;
  • источник питания 5-12 В (подходит зарядное от телефона).

Чтобы восстановить батарейку вам нужно выполнить следующую простую схему подключения: минус от адаптера к минусу АКБ, плюс выводится через резистор к плюсу. Затем нужно подать питание и начнется рост напряжения на аккумуляторе. Вам следует довести его до показателя в 3 В, на этой уйдет от 10 до 15 минут. Затем можно использовать аккумулятор в привычном режиме.

Восстановление аккумулятора телефона с помощью вентилятора

Вам обязательно понадобится блок питания с выходным напряжением не менее 12 В. К минусовому разъему вентилятора подключите соответствующий с устройства, так же соедините и минусовой и зафиксируйте вручную на батарейке провода. БП подключите к розетке, вентилятор должен начать крутится, что говорит о подаче тока. Долго держать зарядку не следует, до необходимого показателя U хватает 30 секунд. Это поможет «оживить» АКБ и заряжать его без проблем от обычной розетки.

Реанимация батареи холодом

Этот вариант, как восстановить аккумулятор телефона срабатывает редко, но попробовать можно, потому что нет риска его испортить. Необходимо положить батарею в полиэтиленовый пакет (фольга или бумага не подходят), чтобы не попала в телефон вода. Чтобы реанимировать аккумулятор телефона, нужно положить его в холодильник (морозилку) на 12 часов. После охлаждения дайте ему в комнате нагреться, не забудет насухо протереть. При помощи замораживания удается восстановить немного емкости, чтобы можно было зарядить через обычную розетку.

Как восстановить литиевый аккумулятор после глубокого разряда

Если долго не использовать устройство, может произойти глубокий разряд. Опускается напряжение до недопустимых показателей, устройство наглухо отключается контроллером и зарядить его не получается от розетки. Восстановить АКБ в этом случае можно только, отпаяв систему защиты. Затем проводится запитка при помощи специального прибора, к примеру, Turnigy Accucell 6. Устройство само будет отслеживать процессы восстановления батареи.

При помощи кнопки «Type» можно выбрать программу заряд. Нажмите на кнопку «Старт, затем для Li-ion – 3,5 V, для Li-pol – 3,7 V. Ток должен быть установления на 10% от номинальной емкости АКБ. Для этого нужно нажимать на кнопки «+» и «-». Когда значение достигнет 4.2V начнется смена режима на «стабилизация напряжения». Устройство выдаст аудиосигнал после окончания зарядки, а на экране появится сообщение «Full»

При вздутии батареи

При деградации АКБ может начаться физическое деформирование. Вздутие делает устройство непригодным для использования, но можно попробовать восстановить его. Вам нужно найти на батарейке своеобразный колпачок, который находится под платой датчика. Далее вам понадобится иголка или гвоздь. Проколите этот колпачок, выполнять это нужно аккуратно, отделив от корпуса АКБ верхнюю часть с платой датчик с контактами. Дождитесь, чтобы из корпуса вышел весь скопившийся газ, поставьте на место металлическую пластинку. Для этого нужно:

  • положит АКБ на ровную поверхность;
  • полоижте сверху пластинку;
  • легко сдавить ее корпус;
  • когда он выровняется, припаяйте плату датчик обратно;
  • место прокола закройте водостойким клеем.

Полная зарядка и разрядка аккумуляторной батареи телефона

Это самый простой, но малоэффективный способ восстановить емкость АКБ. Вам нужно «погонять» батарейку несколько раз до полного разряда, а затем полностью восстановить его. Для этого:

  • скачайте ресурсоемкую утилиту (AnTuTu) или игру и полностью посадите телефон (до выключения);
  • подключите питание и дождитесь 100% зарядки;
  • повторите предыдущие пункты 3-4 раза.

Видео