А3 в4 моторное масло расшифровка. Размеры форматов листов А0 – А7. Класс E: для мощных дизелей спецтехники

Как следует из названия, организация АСЕА была создана крупными автостроительными концернами для координации производства и принятия единых стандартов качества продукции. Автолюбителей в первую очередь интересует классификация масел АСЕА – как правило, соответствующие цифро-буквенные коды написаны на канистрах со и помогают покупателю выбрать нужный продукт.

О стандарте

Изначально похожее объединение образовалось в США (API), но разница в конструктивных деталях автомобилей подтолкнула европейцев к основанию АСЕА. В 1996 году была определена первая классификация моторных масел АСЕА, в которой отдельные разделы были посвящены смазочным материалам для машин, работающих на бензине и . Позднее, в 2008 году, начали выпускать углеводороды, подходящие для обеих категорий двигателей, и документацию отредактировали. Теперь товар маркируется: АСЕА А1/В1, АСЕА А3/В3 и т. п. «А» характеризует смазку для бензинового мотора, «В» - для дизельного.

Что означают цифры и буквы в классах АСЕА

Теперь поговорим о значении цифро-буквенных кодов в классификации моторного масла АСЕА.

Классы

По составу и сфере применения данные нефтепродукты разделены на три класса: А/В, С и Е.

  1. Буквы А/В на канистре говорят о том, что внутри смазочный материал, рекомендованный для и слабонагруженных дизельных моторов.
  2. С – масла для дизельных и бензиновых инжекторных двигателей, обладающие экологичными свойствами и дополняющие различные фильтры для нейтрализации вредных веществ при выхлопе.
  3. Е – категория масел, предназначенных для тяжёлых автомобилей с дизельным мотором. В последней редакции добавлены разряды Е6 и Е7.

Цифры от 1 до 7, приписанные к буквам, уточняют свойства смазочного материала и его состав.

Документация

В целом документация АСЕА напоминает российский ГОСТ и состоит из классификации моторных масел, требований к ним, описания проведённых испытаний, в результате которых тот или иной продукт был выпущен на рынок под эгидой сообщества. За соблюдением стандартов АСЕА следит европейская комиссия EELQMS. Каждый производитель, стремящийся получить допуск моторного масла от Ассоциации Европейских Автоинженеров, обязан провести исследования в лабораториях, рекомендованных объединением, и доказать, что его продукция соответствует всем техническим требованиям.

Описание классов и категорий

А1/В1 – всесезонные масла с умеренной вязкостью для бензиновых и дизельных ДВС (в машинах с небольшой нагруженностью). Такой углеводород можно не менять на протяжении двух лет. Однако он подходит не ко всем двигателям, а также не рекомендовано применять его в жарком климате, где температура приближается к показателю выше +25.

А3/В3 – тоже применимо как к бензиновым, так и к дизельным моторам (в лёгком транспорте) с той лишь разницей, что в данном случае речь идёт о двигателях с высокой мощностью. Данный вид смазки является всесезонным в умеренном климате и в течение длительного времени не требует замены.

Моторное масло АСЕА А3/В4 – практически тот же самый вид, что А3/В3, но предназначенный для более новых автомобилей с инжекторной системой подачи топлива.

Масло АСЕА A5/B5 – низковязкий тип для машин с инжекторной системой подачи топлива. Его смазки нельзя назвать всесезонными – они или сурового климата, а некоторым двигателям противопоказаны.

С1 – категория для бензиновых и дизельных инжекторных ДВС с пониженным содержанием солей фосфора и серы. Нацелено на экономию топлива и распад до нейтральных веществ при выхлопе. Обладает низкой вязкостью, чтобы подходить к мощным двигателям с маленькими зазорами между деталями. Подобный нефтепродукт нельзя использовать, если машина изрядно устарела или ранее работала на более агрессивном смазочном материале.

С2 – углеводород с более высоким, в сравнении с предыдущей категорией, содержанием фосфатов и сульфатов. Также смазки предназначены для экономичных инжекторных двигателей с системой фильтрации выхлопных газов.

С3 – такой же по составу, как и С2, но более вязкий тип масла – для эксплуатации в южном климате.

С4 – в свою очередь схож по составу с С1, но обладает большей вязкостью.

Е4 – масло, предназначенное исключительно для дизельных двигателей крупных грузовых автомобилей. Помогает нейтрализовать N2O, даже если не установлен специальный фильтр, препятствует образованию сажевых отложений.

Е6 – практически то же самое, что Е4, но для автомобилей, оснащённых системой фильтрации.

Масло моторное АСЕА Е7 – усовершенствованная версия Е4 для машин без фильтров. Очищает поршневые цилиндры и турбокомпрессоры. Смазка не требует .

Возможно, вы также встречали масла с пометками на канистре А1/В1-04 или 96. Эти дополнительные цифры – отсылка к редакции АСЕА. То есть, узнать свойства данного продукта можно в видовой АСЕА-классификации за 2004 или 1996 годы.

Чтобы правильно выбрать смазочный материал для своего двигателя, таблицы масел по АСЕА недостаточно: нужно внимательно прочитать технические характеристики машины, изучить смежную документацию (допуски Американского нефтяного института – API, SAE – классификацию по вязкости и т. п.).

Это Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей. Данная организация была создана для лоббирования интересов автопроизводителей. Одним из направлений деятельности ACEA стал выпуск требований по применению моторных масел в двигателях входящих в данную организацию компаний.
На сегодняшний день состав ее членов очень впечатляет: BMW, DAF, Daimler-Crysler, Fiat, Ford, GM-Europe, Jaguar Land Rover, MAN, Porshe, PSA Peugeot Citroen, Renault, SAAB-Scania, Toyota, Volkswagen, Volvo.

Последняя редакция классификации моторных масел ACEA принята в 2004 году. С этого года моторные масла для дизельных и бензиновых двигателей легковых автомобилей по АСЕА объединены в одну категорию. Но, в связи с тем, что далеко не все новейшие автомасла, которые классифицируются по новой редакции АСЕА, могут применяться в двигателях более ранних годов выпуска, производители автомасел до сих пор часто пишут на упаковках моторного масла присвоенные ранее классы качества по предыдущей редакции 2002 года.

Обратите внимание, что любой производитель автомасла, который использует в своей рекламе и на упаковке стандарты ACEA, должен в обязательном порядке провести необходимые испытания согласно требованиям организации, отвечающей за соответствие качества моторных масел стандартам ACEA.

Что означают цифры и буквы в классах АСЕА?

В последней редакции ACEA (2004г.) автомасла поделены на три категории:

А/В - моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных). На сегодняшний день существует четыре класса в этой категории: A1/B1-04, A3/B3-04, A3/B4-04, A5/B5-04.

С – новый класс - автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA. На сегодняшний день существует три класса в этой новой категории: С1-04, С2-04, С3-04.

Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта. Эта категория существовала с самого введения классификации (с 1995 г.). В 2004 году произведены косметические изменения, добавлены 2 новых класса Е6 и Е7, а также исключены два других, устаревших класса.

Описание классов и категорий

A1/B1 Масла, предназначенные для применения в бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с).
Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
A3/B3 Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств и/или для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в соответствии с рекомендациями изготовителей двигателей, и/или для применения в особо тяжелых условиях эксплуатации, и/или всесезонного применения маловязких масел.
A3/B4 Стойкие к механической деструкции масла с высокими эксплуатационными свойствами, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива.
A5/B5 Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами между сменами масла в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, в которых возможно использование масел, снижающих трение, маловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (от 2,9 до 3,5 мПа·с). Эти масла могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
С1 Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с). Эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей. Необходимо руководствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
C2 Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с). Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива. Необходимо руковотствоваться инструкцией по эксплуатации и справочниками.
C3 Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних.
C4 автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, требующих SAPS(сниженным содержанием сульфатированной золы, фосфора, серы) и минимальной вязкости HTHS(3.5mPa.s), оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC, увеличивают срок службы последних.
E6 Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей. Они применимы при наличии или отсутствии сажевых фильтров и для двигателей с рециркуляцией отработанных газов, с системой катализаторов снижения уровня оксидов озота. Масла данной категории следует применять в сочетании с малосернистым дизельным топливом (содержание серы не более 0,005%).
E7 Стойкие к механической деструкции и старению масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, малый износ и предотвращающие негативное влияние сажи на свойства масла. Рекомендованы для применения в высокооборотных дизелях, работающих в особо тяжелых условиях эксплуатации, выполняющих требования Euro-1, Euro-2, Euro-3 и Euro-4 по эмиссии токсичных веществ, и работоспособных при значительно увеличенных интервалах между сменами масла в соответствии с рекомендациями автопроизводителей. Обладают высокими противоизносными свойствами, стойкостью к старению, предотвращают образование отложений в турбокомпрессоре и негативное влияние сажи на свойства масла. Они применимы в автомобилях без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, имеющих рециркуляцию отработанных газов и систему катализаторов снижения уровня оксидов озота.

Большая часть стандартной полиграфической продукции печатается стандартными форматами: А6 , А5, А4 , А3, А2, DL «евроформат» - 99x210 мм (1/3 А4) или же размерами, которые удобно ложатся на формат листа.

Это понятно, минимальное количество бумажного «отхода» при печати выгодно всем: производителям печатного оборудования, производителям бумаги, типографиям и полиграфическим центрам. Поэтому при разработке макета обязательно этот момент нужно учитывать.

Если Вы предложите типографии напечатать неформатное изделие, скорее всего, придется переплатить за бумагу, которая попадёт в мусор, а в лучшем случае на переработку. Главным образом это касается бумаг которые предназначены для цифровой и офсетной печати. А вот, например, дизайнерские картоны и бумаги имеют размер в большинстве случаев 700х1000 мм (примерно В1 формат 707х1000мм). При печати на таких бумагах нужно более тщательно подойти к размеру изделия, так как стоимость таких материалов на порядки выше.
Я постараюсь максимально кратко, но информативно описать формат печатного листа серии А, как одного из основных в мире. Понимая различие в размерах, Вам будет намного проще общаться с менеджерами типографий.

Таблица форматов бумаги (размеры в мм), стандарт ISO 216

А6 – 105х148 А2 – 420х594
А5 – 148х210 А1 – 594х841
А4 – 210х297 А0 – 841х1189
А3 – 297х420

Таблица форматов бумаги (размеры в см)

А6 – 10,5х14,8 А2 – 42х59,4
А5 – 14,8х21 А1 – 59,4х84,1
А4 – 21х29,7 А0 – 84,1х118,9
А3 – 29,7х42

Формат листа SRA3

Преимущественно, цифровые печатные машины имеют основной размер печатного листа SRA3 – 320х450 мм. Максимально и оптимально в этот размер войдут такие изделия (с учетом вылета под обрез 2мм на сторону)

Стандарт ACEA (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей), представляет сертификацию моторного масла по применению и работе, и учитывает требования 15 автопроизводителей (BMW, DAF, Daimler-Crysler, Fiat, Ford, GM-Europe, Jaguar Land Rover, MAN, Porshe, PSA Peugeot Citroen, Renault, SAAB-Scania, Toyota, Volkswagen, Volvo).

В декабре 2008 года АСЕА ввела обновленную и самую последнюю на сегодняшний день классификацию моторных масел «ACEA 2008 European Oil Sequences for Service-Fill Oils», в которой появились новые классы С4 и Е9, а также внесены коррективы по требованиям к маслам антиокислительной стабильности и элементному составу масел в связи с энергосбережением и экологической политикой.

Новая классификация делит масла на три класса по типу двигателей: A (бензиновые), B (легкие дизельные) и E (тяжело нагруженные дизельные двигатели).

Каждый класс подразделяется на категории различного уровня эксплуатационных свойств:

  • Четыре для бензиновых и легких дизельных двигателей (А1/В1, А3/В3, А3/В4, А5/В5);
  • Четыре специально для бензиновых и легких дизельных двигателей, оборудованных каталитическими системами доочистки (С1, С2, С3, С4);
  • Четыре для тяжелонагруженных дизельных двигателей (Е4, Е6, Е7, Е9).

Более подробное представление классификации ACEA

А/В - моторные масла для бензиновых двигателей и дизелей легковых автомобилей, фургонов, микроавтобусов

A1/В1 - Стойкие к перепадам температур и сложным условиям применения масла. При высоких температурах и большим градиентом сдвига экономят расход топлива и не теряют стабильные смазывающие свойства. Помогают увеличить интервалы замены для бензиновых и дизельных легковых двигателях, а так же для легких грузовых транспортных средств. Разработанных для применения масел с самой низкой степенью текучести.

А3/В3 - Всесезонные масла с высокими эксплуатационными свойствами. Предназначены для бензиновых и дизельных двигателях легковых и легких грузовых транспортных средств с усредненными интервалами замены.

А3/В4 - для применения в высокопроизводительных бензиновых двигателях и дизелях с непосредственным впрыском топлива. Могут применяться вместо масел класса A3/B3. Высокие характеристики помогают снижать расход топлива.

А5/В5 - Стойкие к механической деструкции масла, предназначенные для применения с увеличенными интервалами замены масла в высокофорсированных бензиновых и дизельных двигателях легких транспортных средств, в которых возможно использование маловязких масел, снижающих трение, с динамической вязкостью при высокой температуре и высокой скорости сдвига (HTHS) от 2,9 до 3,5 мПа с.

С - моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей с катализаторами восстановления отработанных газов

С1 - Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с). Эти масла имеют наименьшую сульфатную зольность и самое низкое содержание фосфора и серы и могут быть не пригодны для смазывания некоторых двигателей.

Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами. Они пригодны для двигателей, в которых возможно использование масел, снижающих трение, масловязких при высокой температуре и высокой скорости сдвига (2,9 мПа·с). Эти масла увеличивают срок службы сажевых фильтров и катализаторов и дают экономию топлива.

Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, оборудованных сажевыми фильтрами и трехкомпонентными катализаторами, увеличивают срок службы последних.

Автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Стойкие к механической деструкции масла, совместимые с агрегатами нейтрализации отработанных газов, предназначенные для применения в высокофорсированных бензиновых двигателях и дизелях легких транспортных средств, требующих SAPS(сниженным содержанием сульфатированной золы, фосфора, серы) и минимальной вязкости HTHS(3.5mPa.s), оборудованных сажевыми фильтрами DPF и трехкомпонентными катализаторами TWC, увеличивают срок службы последних.

E - моторные масла для мощных дизелей грузовых автомобилей

Моторные масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям норм Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (при рекомендациях производителя). Могут применяться только в двигателях без сажевого фильтра, и в некоторых двигателях с системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.

Моторные масла, обеспечивающие высокую чистоту поршней, защиту от износа, имеющие высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям норм Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в очень тяжелых условиях со значительно удлиненными интервалами замены (при рекомендациях производителя). Могут применяться в двигателях с системой рециркуляции выхлопных газов, с или без сажевого фильтра, и для двигателей с системами снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оборудованных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы.

Моторные масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям норм Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (при рекомендациях производителя). Рекомендованы для применения в двигателях без сажевых фильтров и для большинства двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота.

Моторные масла, эффективно обеспечивающие чистоту поршней и защиту от лаковых отложений. Обеспечивают отличную защиту от износа, имеют высокую стойкость от загрязнения сажей и стабильные свойства на протяжении всего периода эксплуатации. Рекомендованы для современных дизельных двигателей, отвечающих требованиям норм Евро-1, Евро-2, Евро-3, Евро-4 и Евро-5 и работающих в тяжелых условиях с удлиненными интервалами замены (при рекомендациях производителя). Могут применяться в двигателях с или без сажевых фильтров и в большинстве двигателей, оснащенных системами рециркуляции выхлопных газов и снижения выбросов оксидов азота. Масла данного класса настоятельно рекомендованы для двигателей, оснащенных сажевыми фильтрами и предназначенными для работы на топливе с низким содержанием серы.

Известно, что размеры форматов листов А0, А1, А2, А3 и А4 по А10 соответствуют утвержденному российскому стандарту — ГОСТ2.301-68.

На всех заводах РФ, основные размеры листов бумаги соответствуют значениям, которые представлены в таблице ниже.

Формат бумаги Размеры бумаги в миллиметрах Размеры форматов в сантиметрах Описание формата
Лист формата А0 841 * 1189 мм 84,1 * 118,9 см Лист данного формата имеет площадь 1 м². Это формат наибольшего размера. Остальные размеры получаются путем деления формата А0.
Лист формата А1 594 * 841 мм 59,4 * 84,1 см Основная сфера применения листов форматов А1 — профессиональное проектирование и макетирование. Данный формат часто называют чертёжным ватманом, ватманским листом или просто ватманом. Данный формат получается путем деления формата А0 пополам.
Лист формата А2 420 * 594 мм 42 * 59,4 см Основная сфера применения листов формата А2 — печать баннеров, курсовых и дипломных работ в типографии, а также традиционных газет. Это половина ватмана А1 разрезанного поперёк.
Лист формата А3 297 * 420 мм 29,7 * 42 см Основная сфера применения листа формата А3 — студенческие работы. Листы данного размера отлично подходят для флористики, создания декоративных панно, коллажей, картин. Такой формат имеют газеты-таблоиды. Кроме того лист данного размера является максимальным, применяемый в копировальных машинах потребительского класса.
Лист формата А4 210 * 297 мм 21 * 29,7 см Основная сфера применения листов формата А4 – использование для детей, начинающих рисовать. Бумага данного размера идеально подходит для мелких зарисовок, а также для печатной продукции. Формат широко применяется в типографии. Это самый распространённый формат бумаги, на которых обычно всё и печатают и ксерят.
Лист формата А5 148 * 210 мм 14,8 * 21 см Сфера применения листов формата А5 – печать брошюр, методичек малого тиража, которые печатаются либо на принтере, либо на копировальном аппарате.
Лист формата А6 105 * 148 мм 10,5 * 14,8 см Листы формата А6 — это размер маленького блокнота.
Лист формата А7 74 * 105 мм 7,4 * 10,5 см Листы формата А8 имеют размер обычного карманного календаря.
Лист формата А8 52 * 74 мм 5,2 * 7,4 см
Лист формата А9 37 * 52 мм 3,7 * 5,2 см
Лист формата А10 26 * 37 мм 2,6 * 3,7 см

Эти форматы не измены. Кроме РФ, данные размеры зафиксированы и международными стандартами. Нужно сказать, что это очень удобно, еще бы, ведь документы используются повсеместно.

Бумага кроме форматов и размеров делится на ряд серий. Все их три: А, В и С. Данное деление соответствует международным стандартам ISO.

  • Бумага серии А преимущественно используется для документов. К примеру, в России для оформления различных документов используется формат бумаги А4.
  • Бумага серии В применяется для изготовления полиграфической продукции.
  • Бумага серии С используется для конвертов.

Формат бумаги — это стандартизованный размер бумажного листа.

Стандартные размеры бумаги были различны в разное время в разных странах. На сегодняшний день преимущественно используются:

  • международный стандарт ISO 216 (A4 и сопутствующие) и
  • североамериканская система.

Стандарт ISO 216 был создан в 1975 году из немецкого DIN 476 стандарта и определил серии А и B форматов бумаги. Стандарт основывается на метрической системе мер и основан на формате листа бумаги площадью 1 м². Стандарт был принят всеми странами, за исключением США и Канады.