А. П. Боголюбов. Биография. Крым. Живопись Алексея Петровича Боголюбова. Закат на берегу моря


(1824-1896)

А. П. Боголюбов - "моряк-художник", как он сам себя назвал, - был замечательным пейзажистом и не менее замечательным человеком.

Всю жизнь он совершенствовал свое мастерство, целеустремленно и вдумчиво работал, не позволяя себе ни на минуту расслабиться, - и оставил очень интересное художественное наследие. Кроме того, много сил и все свое весьма значительное состояние отдал делу развития русской художественной школы. В среде русских художников пользовался глубочайшим уважением.

Родился Боголюбов в семье ветерана Отечественной войны 1812 г., по матери он - внук А. И. Радищева. В 1841 г. окончил Морской кадетский корпус и служил на флоте, побывал во многих странах. С 1849 г. посещал классы Петербургской Академии Художеств, учился у М. Н. Воробьева и Б. П. Виллевальде. Однако наибольшее влияние оказал па пего И. К. Айвазовский .

В 1853 г. Боголюбов выходит из стен АХ с большой золотой медалью и аттестатом 1-й степени на звание классного художника. Одновременно он добивается отставки от службы и назначается художником Главного морского штаба.
В 1854-60 гг. ездит по Европе, упорно и много работает с натуры, не упускает случая вновь поучиться у значительных художников. В Риме знакомится с А. А. Ивановым , который хвалит его работы, отмечает живописную одаренность и советует больше внимания обратить на рисунок.
В Дюссельдорфе Боголюбов берет уроки у А. Ахенбаха. В Париже восхищается барбизонцами и одновременно критикует их. Французские художники, в свою очередь, оценили оригинальность Боголюбова, его преданность натуре, нежелание заниматься сочинительством в пейзаже. В мастерской Боголюбова любил бывать К. Коро. Ш.-Ф. Добиньи обменивался с русским художником этюдами.

Возвратившись в 1860 г. в Россию с огромным количеством картин и этюдов (среди которых были "Ярмарка в Амстердаме", ок. 1859; "Рыбный рынок в Схевенингене", 1859, и др.), Боголюбов показал свои работы на выставке в АХ и получил от изумленного академического Совета звание профессора и особую благодарность. Некоторое время он преподавал в АХ.

В 1860-х гг. совершил три поездки по Волге. Великая русская река поразила Боголюбова ширью необъятной и красотой мест. Именно тогда из произведений Боголюбова окончательно исчезает романтический налет в духе Айвазовского и остается красота самой действительности, появляется другая нота - эпическая. Он пишет пейзажи с широким охватом пространства, передает определенное освещение, состояние дня ("Ипатьевский монастырь под Костромой", 1861; "Крестный ход в Ярославле", 1863; этюд "Астрахань. Адмиралтейство" и др.).

По заказу Главного морского штаба Боголюбов в 1850-70-х гг. выполняет серии картин, посвященных морским баталиям Крымской и русско-турецкой войн, а также историческим битвам XVIII в. ("Синопское сражение 18 ноября 1757 года", 1857-59; "Сражение русского флота со шведским в 1790 году вблизи Кронштадта при Красной горке", 1866; "Бой у озера Эзель 24 мая 1719 года", 1866-72; "Взрыв турецкого монитора", 1877, и др.). Условия заказа диктовали точность в изображении всех деталей корабельной оснастки и передаче исторических подробностей. Отсюда - известная сухость этих произведений.

Лондон. Аукцион Sotheby"s.

Живопись Алексея Боголюбова.


28 ноября, Лондон, Аукцион Sotheby"s "Important Russian Art".


И. Е. Репин. Портрет Боголюбова. 1876

28 ноября 2011 года на аукционе Sotheby"s будет выставлена на продажу картина русского художника, Алексея Петровича Боголюбова.


Лот № 10 "THE ROSTRAL COLUMN NEAR THE STOCK EXCHANGE, ST PETERSBURG". Оценка 500000 - 700000 GBP.

Жизнь и творчество моряка-художника


Биография и творчество Алексея Петровича Боголюбова (1824 - 1896)
А.П. Боголюбов, внук А.Н. Радищева, вначале был морским офицером. В чине лейтенанта он служил на фрегате "Камчатка", на котором в 1847 году отправились на остров Мадейру Карл Брюллов и Максимилиан Лейхтенбергский, президент Академии художеств. Будущий художник последовал совету президента Академии и оставил военную службу, чтобы поступить в Академию художеств.


Вид на Смольный монастырь с Большой Охты. 1851


Вид Смольного монастыря с Большой Охты. 1851


Вид Ревеля. 1852

По окончании Академии за пейзаж "Вид Ревеля" и "Вид Санкт-Петербурга от взморья" А.П. Боголюбов получает Большую Золотую медаль. В 1854 году Боголюбов отправлен за границу, в Италию, но решил остановиться в Дюссельдорфе, где поступил учеником в мастерскую А. Ахенбаха. Затем посетил Берлин, Дрезден и Антверпен.


Берег моря (Сорренто). 1850-е


Вид Неаполя. Италия. 1851


Порт Гавр. 1852


Город на реке. Амстердам. 1870-е


Долина Рейна около Рагаца. 1856

В Риме Боголюбов встречается с русскими художниками, знакомится с Александром Ивановым. Иванов одобрил его произведения, но посоветовал больше заниматься рисунком. "Молодежь ошибочно думает, - говорил Иванов, - что кисть есть все, - нет, она только тогда совершенна, когда ею художник и пишет и рисует"


Рим. 1857


Пиза. Вид на баптистерий и собор. 1863


Сорренто. Италия. 1855-1856

В 1856 году Боголюбов едет на Дунай и Черное море и создает ряд произведений ("Синоп", 1856, Гос.художественный музей им. А.Н. Радищева, Саратов), этюды для картин на темы русско-турецкой войны.


Синоп. Турция. 1856


Синоп


Бой 44-пушечного фрегата Флора с тремя турецкими пароходами у мыса Пицунда 9 ноября 1853 года. 1854


Бой пароходофрегата Владимир с турецко-египетским военным пароходом Перваз-Бахри 5 ноября 1853 года. 1850-е

Через год, в 1857 году Боголюбов отправляется в Париж, где поступает в школу исторического живописца Кутюра, знакомится с Энгром, сближается с Коро и художниками барбизонской школы - Добиньи, Руссо, Тройоном.


Венеция ночью. 1850-е


Венеция. 1851


Вид Венеции. Дворец дожей. 1860

В 1860 году художник вернулся в Петербург и устроил выставку своих произведений в залах Академии, присудившей ему звание профессора.
В 1861 году он вместе с братом совершает поездку по Волге от Твери до Астрахани; в следующем году поездка повторяется; в 1869 году художник еще раз едет на Волгу, пораженный ее величественной красотой.


Вид на Казань. 1861


Вид на Нижний Новгород с Волги


Вид Нижнего Новгорода. 1878


Зима в Борисоглебске


Казань. 1861


Столбичи на Волге. 1861

В 1872 году Боголюбов исполнил большую картину "Устье Невы" (ГТГ), изумившую всех новизной в передаче воздушной среды, серебристым колоритом и реализмом. Картина была приобретена П.М. Третьяковым.


Устье Невы. 1872

С 1873 года художник поселился во Франции. В 70-е годы им созданы картины "Вёль", "Прачки в Этрета", "Утро", "Мельница в Вёле" и другие.


Вёль. Прибой у дамбы. 1874


Вель. 1874


Мельница в Веле


Мельница в Веле


Прачки в Этрета. Утро. 1874


Прачки в Виши. Франция. 1870


Прачки в Нанте. 1876


Прачки во Франценсбаде. 1873

    - (16 марта 1824 7 ноября 1896 года в Париже) художник маринист. Некролог Грустное известие получено нами из Парижа: там 7 ноября (26 октября) скончался наш знаменитый художник маринист Алексей Петрович Боголюбов. Покойный родился 16 марта 1824… … Большая биографическая энциклопедия

    Боголюбов, Алексей Петрович, художник маринист (1824 1896). Воспитывался в морском корпусе. Еще будучи кадетом, Боголюбов занимался живописью. В 1849 г. был в числе офицеров корабля Камчатка, на котором отправился на Мадеру герцог Максимилиан… … Биографический словарь

    - (1824 1896), русский живописец. Маринист. Учился в петербургской АХ (1850 53) у М. Н. Воробьёва и Б. П. Виллевальде; пенсионер АХ (1854 60), работал в Париже, Дюссельдорфе. Член ТПХВ (с 1873; см. Передвижники). С 1873 жил преимущественно… … Художественная энциклопедия

    Русский живописец маринист. Морской офицер, с 1853 художник Главного морского штаба. Учился в петербургской АХ (1850‒53) у М. Н. Воробьева и Б … Большая советская энциклопедия

    Боголюбов Алексей Петрович - (1824—1896), живописец, маринист. Внук А. Н. Радищева. Учился в петербургской АХ (1850—53), академик с 1858; преподавал там же (1861—65). Основатель Художественного музея имени А. Н. Радищева (1885) и Рисовального училища (1897) в… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1824 96) российский живописец. Передвижник. Поэтичные пленэрные пейзажи (Устье Невы, 1872), сцены морских сражений … Большой Энциклопедический словарь

    - (1824 1896), живописец, маринист. Внук А. Н. Радищева. Учился в петербургской АХ (1850 53), академик с 1858; преподавал там же (1861 65). Основатель Художественного музея имени А. Н. Радищева (1885) и Рисовального училища (1897) в Саратове … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1824 1896), живописец маринист. Внук А. Н. Радищева. Поэтичные, написанные на открытом воздухе пейзажи («Лес в Вёле. Нормандия», 1871), сцены морских сражений. Основал Художественный музей им. Радищева и Рисовальное училище в Саратове. * * *… … Энциклопедический словарь

    Алексей Петрович Боголюбов И. Е. Репин. Портрет Боголюбова, 1876 год. Дата рождения: 16 марта 1824 Место рождения: село Померанье, Новгородская губерния, Российская империя … Википедия

    Боголюбов, Алексей Петрович - БОГОЛЮ/БОВ Алексей Петрович (1824 1896) российский морской офицер, художник маринист, художник историограф российского флота (1853), академик живописи (1858), профессор (1861), общественный деятель, гуманист. Окончил Морской корпус (1841).… … Морской биографический словарь

Книги

  • Боголюбов , Голицына Ирина Анатольевна , Создатель живописной истории русского флота, Алексей Петрович Боголюбов жил и творил во второй половине XIX века. Почти четверть века он прожил в Париже, но его творчество и общественная… Категория: Отечественные художники Серия: Мастера живописи Издатель: Белый город ,
  • Боголюбов , Голицына И. , Создатель живописной истории русского флота, Алексей Петрович Боголюбов жил и творил во второй половине XIX века. Почти четверть века он прожил в Париже, но его творчество и общественная… Категория:

(1824-1896)

Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта 1824 года в селе Померанье Новгородской губернии и там же провел свое детство, пока не поступил в Морское училище. Его отец, Петр Гаврилович Боголюбов был отставным полковником. А дедушкой Алексея Петровича был Александр Радищев, известный писатель, философ и поэт. Будучи кадетом, Боголюбов начал увлекаться рисованием. В 1839 году начал службу во флоте. 8 января 1841 года был произведен в мичманы, а через пять лет получил чин лейтенанта. В 1849 году познакомился с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским, который посоветовал Боголюбову начать развивать свой природный дар. И вскоре в 1850 году Боголюбов оставляет морскую службу и поступает в Академию Художеств. Его первыми учителями стали профессора М. П. Воробьев и Б. И. Виллевальде. В 1852 году получил вторую золотую медаль за три картины: "Вид Смольного монастыря с Охты", "Бой брига "Меркурия" с двумя турецкими кораблями" (из турецкой войны 1828 года) и "Отбытие Е. И. В. герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона". А "Вид Ревеля с моря" доставил ему первую золотую медаль в 1853 году. Боголюбов вышел из академии в 1863 г., тогда же по высочайшему повелению был назначен художником Главного морского штаба и на казенный счет отправлен за границу. В течение семи лет (1853-1860) А. П. Боголюбов посетил Женеву и Париж, где работал в мастерской у Калама и Изаба, долго прожил в Дюссельдорфе, учась живописи у знаменитого пейзажиста Андрея Ахенбаха. В 1861 году картины Боголюбова ("Синоп", "Подвиг капитана Сенявина", "Буря в проливе Сэн-Валери", и "Ночная ярмарка в Амстердаме"), написанные за границей, появились на выставке и тут же обратили на себя внимание. Вскоре в 1860 году художник получил от Академии звание профессора живописи морских видов. В царствование Александра II им было написано много образцовых картин из истории русского флота при Петре Великом; в царствование Государя Александра III - несколько картин из истории Русско-турецкой войны 1877 года и большая картина "Прибытие русской эскадры в Тулон" (1893). Последние двадцать лет Боголюбов жил в Париже, только изредка приезжая в Россию из-за плохого состояния сердца. В доме Боголюбова в Париже частыми посетителями были: И. А. Тургенев, И. Е. Репин, В. Д. Поленов, В. В. Верещагин. Также по его инициативе в 1885 году был учрежден музей имени А. Н. Радищева в городе Саратове, а также при нем художественно-промышленная школа. Боголюбов умер 3 февраля 1896 года в Париже. После его смерти все его состояние (около 200 тысяч рублей) было передано музею и художественному училищу, которое была открыто после смерти А. П. Боголюбова в 1897 году и названо в его честь (Боголюбовское Рисовальное Училище). Среди художников его окончивших были известные живописцы, такие как Виктор Борисов-Мусатов и Павел Кузнецов.

Портрет А.П. Боголюбова. 1882 (И.Е. Репин)


Встреча с Карлом Брюлловым, определившая творческую судьбу; Академия художеств, каноны видовой перспективной живописи; беседы с Александром Ивановым в Риме и в Париже; годы учения у мастеров французского и немецкого пейзажа, дружба с Коро, Добиньи, музыкальные "четверги" Шумана; работа над пейзажами в Голландии и в Крыму, в Нормандии и на Волге; дружба и сотрудничество с Крамским и передвижниками, совместная борьба с Академией; парижский художественный кружок, забота о молодых русских художниках во Франции; Тургенев, Золя, Виардо, французские музыканты; создание в царской России первого общедоступного музея в память революционера А. Н. Радищева - вот страницы полной контрастов биографии Алексея Петровича Боголюбова, создателя живописной истории русского флота, своеобразного мастера русского и европейского пейзажа. Почти четверть века Боголюбов прожил в Париже, но творческая и общественная жизнь его неразрывными узами связана с судьбами русского искусства.


12-пушечный пароходофрегат Камчатка. 1848


Алексей Петрович Боголюбов родился 16 марта в 1824 году в селе Померанье, бывшей Новгородской губернии. Отцом его был полковник Петр Гаврилович Боголюбов, ветеран Отечественной войны 1812 года, а матерью - Фекла Александровна Радищева, дочь известного русского революционера-демократа XVIII века А.Н. Радищева.


Аллея в Виши. 1870


Отец его всю молодость провел в военных походах и умер в 1830 году от последствий тяжелого ранения, полученного во время Отечественной войны 1812 года.



Мать Боголюбова, Фекла Александровна, окончила Смольный и, как вспоминает в "Записках моряка-художника" А. П. Боголюбов, "будучи сиротою, после выпуска осталась при институте пенсионеркою, а потом классною дамою. В это время она познакомилась ближе с старою француженкою... которая имела большое влияние на ее развитие: они вместе читали Дидерота, Вольтера и т. д.". Двух сыновей своих - Николая и Алексея - она с детства воспитывала в уважении к памяти их "крамольного" деда.


Баку. Улица в полдень. 1861


В 1832 году Алексей Боголюбов был отдан в Александровский малолетний корпус, откуда через два года его перевели в Морской кадетский корпус. Уже тогда Боголюбов обнаружил большую любовь к рисованию. Молодой художник был "...отчаянной веселости и озорного нрава...". "Страсть к рисованию меня тоже губила, - вспоминал он, - ибо я ударялся в часы досуга в карикатуры, что также умножало мои беды".


Березовая роща деревни Юдино. 1868


Однажды Боголюбов чуть было не пострадал, нарисовав карикатуру на экзаменационную комиссию. Его простили, но взяли слово, что он не будет рисовать, пока не наденет эполет.


Биржа ночью. Петербург. 1878


В январе 1841 года Боголюбов, имея от роду семнадцать лет, окончил Морской корпус и был выпущен со званием мичмана и с тех пор постоянно ходил в заграничные плавания.


Вид вечерней Москвы. 1880-е


С годами любовь к искусству у юного моряка возрастала, чему в значительной степени способствовали продолжительные заграничные плавания, дававшие богатый материал впечатлительному молодому художнику.


Дорожка. Экуан. 1880


Сохранилось несколько картин и рисунков Боголюбова периода его морских плаваний в 40-х годах ("Фрегат "Усердный", "Пароход "Камчатка" и др.). Они еще далеки от профессионального мастерства, но в них уже наметилось то глубокое, пытливое начало в изучении натуры и жизни, что так характерно для всей многолетней творческой деятельности художника Боголюбова.


Дюркгейм2. 1884


Бывая за границей, Боголюбов знакомился с произведениями лучших западноевропейских художников. Так, в 1847 году, плавая в качестве лейтенанта на фрегате "Камчатка", он побывал в Лондоне, где впервые увидел пейзажи Тернера с их приподнятым настроением, с гармоничной красочностью, со стремительно летящими облаками и бурлящей водой. "Гармония красок навсегда запала в мою душу", - пишет Боголюбов в своих "Записках моряка-художника", упоминая о Тернере.


Закат на берегу моря


В том же году на острове Мадера произошла встреча Боголюбова с Карлом Брюлловым. Об этой встрече Боголюбов рассказывает так: "Брюллов попросил, конечно из вежливости, показать работы, которые были в папке, сделал замечания про рисунки, но, увидев этюды с натуры, сказал: "Эге, да вы, батюшка, краску бойко месите, продолжайте, а главное, рисуйте построже". Этот отзыв великого русского художника подбодрил Боголюбова, и он с еще большей энергией работает, решив посвятить себя целиком искусству.


Заутреня в Кремле


С современной европейской школой живописи Боголюбов познакомился в 1848 году, посетив музеи Амстердама, Гарлема и Роттердама.


Константинополь. 1856–1857


О живописных работах Боголюбова этого периода дает представление картина "Пароход-фрегат "Камчатка" (1848, Центральный военно-морской музей, Санкт-Петербург). Условность композиции и освещения, наивная пестрота красок делают эту картину похожей на эскиз театральной декорации с прыгающим по волнам игрушечным корабликом. Нет ничего удивительного в том, что молодой художник, внимательный к деталям, но еще очень неопытный и далекий от мастерства, пишет подражательно и испытывает влияние марин Айвазовского, находившегося тогда в зените славы.


Крейсер. 1880-е


В конце 1848 года президент Академии художеств герцог Максимилиан Лейхтенбергский совершал на пароходе "Камчатка" путешествие на остров Мадейру. Герцог заинтересовался рисунками молодого лейтенанта и посоветовал ему серьезно заняться живописью. "Заместо того, чтобы быть дюжинным офицером, - говорил он, - будьте лучше хорошим морским художником, знатоком корабля, чего у нас нет в России, а эта специальность лежит в вашем образовании". Впоследствии герцог получил у Николая I разрешение принять Боголюбова в Академию художеств с оставлением его во флоте, ибо художник не имел других средств к существованию, кроме тех, что давала ему морская служба.


Лунная ночь на море. 1871


С осени 1849 года Боголюбов начинает посещать классы Академии художеств.
В Академии художеств Боголюбов учится у М. Н. Воробьева и В. П. Виллевальде. Но они не оказали на Боголюбова столь сильного влияния, какое оказал известный художник-маринист, И. К. Айвазовский, хотя он н не был профессором Академии художеств.


Лунная ночь на Неве близ Биржи. 1850-е


С Айвазовским Боголюбов познакомился еще до поступления в Академию художеств и стал часто бывать у него на квартире. Насколько сильное впечатление на молодого Боголюбова произвели эффектные картины Айвазовского, можно судить по его воспоминаниям: "... я увидел в первый раз такой блеск красок на холсте, что даже забыл Тернера. Синие, желтые, белые, серые и красные картины просто меня ослепили."


Мастерская художника. 1870-е


Первые самостоятельные картины Боголюбова - два вида Кронштадтской гавани, "Наводнение в Кронштадтской гавани в 1824 году", "Бой брига "Меркурий" с двумя турецкими кораблями", "Вид Смольного монастыря с Большой Охты" и "Отбытие герцога Максимилиана Лейхтенбергского из Лиссабона" - относятся к 1851 году. Три последние были удостоены Малой золотой медали.


Москва. Вид Кремля. 1879


Тем не менее живопись первых картин Боголюбова суха и однообразна. Полотна наивно перегружены деталями, которые мешают ему передать общее; композиции очень "придуманны", и творческая фантазия с налетом академического романтизма то и дело заменяет художнику строгое профессиональное мастерство и верность натуре. Более всего Боголюбов остается самим собой в рисунках: альбом ранних его набросков, хранящийся в Киевском музее русского искусства, дает представление о живой непосредственности молодого художника, об его остром и юмористическом восприятии действительности.


Оливы в Ментоне. 1881


Картины Боголюбова академического периода представляют собой характерные образцы видовой живописи середины прошлого столетия. Но в них уже чувствуется решительное и упорное стремление к изучению натуры и познанию жизни, к передаче правдивого и реального состояния в природе.


Осень в селе Глебово-Стрешнево. 1891


В 1853 году за три вида Ревеля, исполненных по программе, и за "Вид С.-Петербурга от взморья" Боголюбов получил Большую золотую медаль, дававшую выпускникам Академии право на заграничную командировку.


Парусное судно на якоре


Перспективно-видовые картины, подобные "Катанию на Неве" (1854, Третьяковская галерея), были только одной стороной творчества Боголюбова, ибо еще в Академии проявилась его склонность к другому, батальному виду живописи. К столетию Морского корпуса художник создал одну из первых своих баталий - "Афонское сражение 19 июля 1807 года". Начавшаяся в 1853 году Крымская война дала ему новый материал. Боголюбов издает "Альбом подвигов Черноморского флота в 1853 и в 1854 гг." и получает заказ от Николая I: исполнить семь больших картин из истории Крымской войны. Несмотря на военные действия, Боголюбова, офицера флота, выпускают в отставку и сразу же назначают художником Главного морского штаба.


Пейзаж2


В конце апреля 1854 года Боголюбов отправился за границу. Путь его лежал через Берлин в Дрезден. Он уезжал с твердым намерением учиться в Дюссельдорфе у известного немецкого пейзажиста Андрея Ахенбаха. Но в это время Ахенбах находился в Италии, и Боголюбов поехал в Брюссель и Антверпен. Здесь он подробно знакомился с живописью Рубенса и Ван-Дейка и усердно занимался натурными зарисовками кораблей, имея в - виду царский заказ. Вскоре Боголюбов переехал в Швейцарию, где пользовался советами известного пейзажиста Калама, много путешествовал.


Портрет А.А.Радищева (сын А.Н.Радищева). 1855


Этюды первых лет пенсионерства не были свободны от несколько условного колорита и говорят о том, что Академия дала Боголюбову не многое: чувствуется бедность и условность художественного языка, неумение схватить основное в пейзаже. Цвет воспринимается локально. Таков этюд "Женевское озеро близ замка Шильон" (1854), таков же "Синоп" (1856) - этюд, в котором локализация цвета особенно проявилась: оранжевое небо, синяя вода, а между ними фиолетовая полоса возвышенного берега. Пространство строится также условно. В пейзаже "Замок св. Ангела в Риме" (1859) передний план, выдержанный в коричнево-черных тонах, силуэтом выделяется на светлом втором плане, третий план тонет в голубой дымке.