А если кончится бензин? Полный бак и едем

Достаточно неожиданно для многих в феврале нынешнего года российские дилеры компании Toyota начали приём заказов на автомобиль Prius четвёртого поколения. На этот смелый шаг японцы пошли в то время, когда многие производители сокращают модельный ряд на российском рынке или вовсе уходят с него.

Toyota Prius в России доступен в единственной и весьма богатой комплектации — люкс. За такой автомобиль придётся выложить 2 112 000 рублей. Весьма немало даже по нынешним временам и даже для Тойоты. К примеру, Toyota Camry с 3,5-литровым двигателем V6 в комплектации люкс стоит на сто тысяч дешевле. Чем же так хорош новый «Приус», если он столько стоит? Чтобы выяснить это, мы отправились в Казань, где состоялся первый тест-драйв Prius, проведённый компанией Toyota для небольшой группы российских журналистов.

История модели

Всё началось в далёком уже 1993 году, когда давно имевшиеся планы компании Toyota по созданию инновационного автомобиля XXI века оформились в виде проекта под кодовым названием G21 (сокращение от «Global 21st Century»). Целью проекта было создание доступного пятиместного семейного автомобиля, который бы отличался высокой топливной экономичностью. Инженеры намеревались разработать автомобиль, который потреблял бы вдвое меньше топлива, чем типичный седан того времени с 1,5-литровым бензиновым двигателем. Достичь таких показателей было возможно, только используя гибридную схему, в которой к классическому ДВС добавлялся электромотор.

В начале своего пути специалисты определили для себя 80 возможных гибридных конфигураций, постепенно сузив круг до 20 вариантов. После цикла симуляций было решено ограничиться четырьмя перспективными схемами. После оценки затрат на разработку каждого из этих вариантов японцы остановились на схеме, при которой ДВС и электромотор могли работать как параллельно, так и последовательно и при этом были подключены к ведущей паре колёс.

Предварительные работы и испытания заняли около года, и уже в 1994 году началось создание первого концептуального автомобиля, который осенью 95-го был показан на Токийском автосалоне. Но перед этим случилось важное событие: руководство концерна приняло решение пустить концепт в серию, а гибридная схема была утверждена в качестве основы для будущего серийного автомобиля.

В 1996 году для ускорения разработки гибридных систем были объединены отделы, отвечающие за подготовку систем управления, электропривод и другие компоненты, а также была создана специальная межфункциональная внутренняя структура. В январе 1997-го на её основе было сформировано подразделение по разработке гибридных и электрических транспортных средств. В марте 1997 года работы над гибридной системой были завершены, и японцы официально представили Toyota Hybrid System (THS). Система включала электрический двигатель и генератор, соединённые с устройством разделения мощности, в результате чего была создана своеобразная комбинация последовательной и параллельной гибридной схем. Автомобиль был готов к запуску в продажу в конце 1997 года. Основные компоненты THS, электродвигателя и инвертора были изготовлены собственными силами, а производство никель-металлгидридной аккумуляторной батареи, которая исползовалась в качестве вторичной батареи, было поручено Panasonic EV Energy — это созданное TMC и Matsushita Electric Industrial в декабре 1996 г. совместное предприятие.

Проект создания Prius первого поколения был беспрецедентным в том плане, что, взяв за основу практически неизвестную и недоказанную технологию, компания смогла его завершить и довести до массового производства всего за два года с официального старта разработки. Это и для разработки обычного автомобиля весьма небольшой срок, что уж говорить о запуске первого в мире массового гибридного автомобиля.

Производство первого «Приуса» продолжалось до 2003 года, в 2000-х модель начала официально продаваться в США и Европе. Всего в мире было продано около 120 тыс. таких автомобилей, подавляющая часть была реализована в Японии. В апреле 2003 года в Нью-Йорке состоялась премьера Prius второго поколения. Из седана он превратился в среднеразмерный лифтбэк, по размеру заняв место между «Короллой» и «Камри» . Автомобиль стал больше на 15 см, но потреблял меньше топлива, чем предшественник. Во многом это было заслугой низкого аэродинамического сопротивления, коэффициент Cx у автомобиля был всего 0,26.

Toyota Prius второго поколения (XW20)

Prius второго поколения стал намного успешнее пионера, разойдясь тиражом почти в 1 млн 200 тысяч автомобилей. Его до сих пор можно встретить на дорогах, в том числе и российских. В январе 2009 года дебютировал Prius третьего поколения. Внешне автомобиль не очень сильно отличался от предшественника, сохранив его форму кузова.

Toyota Prius третьего поколения (XW30)

Prius XW30 получил двигатель объёмом 1,8 литра (предшественники имели 1,5-л мотор), а общая мощность достигла 134 л. с. Автомобиль присутствовал на рынке до 2015 г., объём продаж составил около 2 млн шт.

⇡ Toyota Prius четвёртого поколения

Мировая премьера новинки состоялась в сентябре 2015 г. в Лас-Вегасе, а уже в декабре начались продажи машины в Японии. Toyota Prius четвёртого поколения — первый автомобиль, построенный на новой глобальной архитектуре TNGA (Toyota New Global Architecture). В рамках этой архитектуры каждая платформа создаётся из набора готовых технологических решений, что максимально эффективно с точки зрения размещения компонентов и вариантов настройки под специфику конкретной модели. Как утверждает Toyota, возможности TNGA позволяют добиться улучшения всех ключевых характеристик автомобиля — прочности кузова, снижения центра тяжести, уменьшения общей высоты автомобиля и высоты капота, увеличения полезного объёма салона и багажника, уменьшения клиренса и высоты расположения водительского кресла относительно дороги. И это не просто слова: например, у нового «Приуса» линия капота и высота спойлера стали ниже на 55 мм, нижняя точка передних сидений опустилась на ту же величину. В результате автомобиль стал ниже на 20 мм, а места над головой передних пассажиров стало больше — на 25 мм. Объём багажного отделения заметно увеличился — на 57 литров.

Новый кузов обеспечивает Prius на 60 % большую жёсткость на кручение и на 50 кг меньшую массу. Этого удалось достичь благодаря широкому использованию высокопрочных и особо высокопрочных сплавов, а также усилению нижней зоны центральных стоек крыши и мест соединения структурных элементов кузова. На снижение снаряжённой массы повлияло и применение алюминиевых капота, рамки пятой двери и более лёгких элементов гибридного силового агрегата. Очевидно, что более жёсткий кузов и сниженный центр тяжести положительно сказывается на управляемости автомобиля. Стоит отметить и низкий коэффициент аэродинамического сопротивления: Cx=0,24.

По сравнению с предшественником, выпущенным в далёком 2009 году, новый Prius стал гораздо технологичнее. Новая гибридная силовая установка Prius четвёртого поколения отличается рекордными показателями экологичности и экономичности: заявленный расход топлива в смешанном режиме составляет лишь 3 л на 100 км пути. В основе гибридной силовой установки лежит бензиновый двигатель объёмом 1,8 литра, развивающий максимальную мощность 98 л.с. Благодаря использованию системы рециркуляции отработанных газов, а также новых методов терморегуляции и уменьшения потерь на трении, двигатель Prius может похвастать самым высоким среди всех серийных бензиновых ДВС в мире уровнем термодинамической эффективности — 40 %!

Мощность электромотора составляет 53 кВт, крутящий момент — 163 Н·м. Суммарная мощность гибридной силовой установки по сравнению с предшественником стала меньше: 122 л. с. против 134 л. с., однако время разгона до 100 км/ч почти не изменилось — 10,6 с. Блок управления мощностью стал на треть компактнее, а потери снижены на 20 %. Инвертер также потерял в размерах около 30 %. Новая никель-металлгидридная батарея стала легче на 1 кг, на 10 % компактнее, при этом она быстрее заряжается и лучше сохраняет заряд. Более скромные размеры блока аккумуляторов позволили разместить его под задним сиденьем. При этом пол багажного отделения удалось сделать ниже на 11 см, что способствовало как оптимальной развесовке, так и увеличению объёма багажника.

⇡ Экстерьер

Автомобили Prius никогда не были эталоном красоты — всё-таки их внешний облик всегда был заложником выбранной концепции: минимальное лобовое сопротивление, максимальная экономия топлива и разумное использование каждого литра свободного пространства. Тем не менее каждый следующий «Приус» был симпатичнее предыдущего, и четвёртое поколение — не исключение. Да, образцом стиля Prius по-прежнему не выглядит, но его дизайн получился футуристичным, даже несколько авангардным — на дороге он привлекает взгляды.

Передняя часть автомобиля имеет достаточно сложную форму. Центральным элементом дизайна являются фары, заметно оживляющие облик. Как можно заметить, основным геометрическим элементом дизайна нового Prius является треугольник, который рефреном повторяется в форме различных элементов навесного оборудования, включая внутреннее строение фары головного света, росчерк габаритного огня и задние фонари.

Силуэт автомобиля остался узнаваемым, напоминая своих предшественников, хотя новый Prius стал ниже и шире, что добавило облику немного стремительности. При взгляде сбоку в глаза бросаются небольшие колёса с высоким профилем.

Сзади автомобиль выглядит особенно необычно. Очевидно, что такая форма продиктована соображениями аэродинамики и заботой об объёме багажника, но получилось довольно неплохо. Огромные задние фонари в форме бумеранга простираются почти до низа бампера автомобиля.

⇡ Интерьер

Prius в России доступен как со светлым, так и с тёмным салоном. Белая отделка смотрится богаче, а чёрный цвет отделки понравится практичным людям.

Впрочем, даже в варианте с тёмным салоном отдельные элементы выполнены из пластика белого цвета: это накладка в районе рычага КПП и спицы рулевого колеса. Как и в предыдущих «Приусах», панель приборов находится не позади руля, а по центру.

Все показания приборов выводятся на пару цветных дисплеев с диагональю 4,2 дюйма каждый. Экраны радуют высоким разрешением и симпатичной графикой.

Мультимедийная система здесь практически такая же, как на . Отличия заключаются разве что в возможности вывода информации о работе гибридной силовой установки и наличии навигационной системы.

Блок управления работой климатической установкой также перекочевал из «Короллы». Чуть ниже расположен маленький джойстик КПП, окружённый накладкой из белого пластика. Здесь же расположены клавиши выбора режима работы гибридной силовой установки.

Есть в Prius и проекционный дисплей, на который выводятся показания спидометра, а также информация о текущем режиме движения и заряде батареи.

Багажник Toyota Prius имеет ёмкость в 502 литра — достаточно неплохой показатель для автомобилей данного класса.

Технические характеристики Toyota Prius

Двигатель
Бензиновый двигатель
Рабочий объём, см 3 1798
Число цилиндров 4
Степень сжатия 13,0
Максимальная мощность, л. с. / кВт при об/мин 98 / 72 при 5200
Максимальный крутящий момент, Н·м при об/мин 142 при 3600
Мотор-генератор
Тип Синхронный на постоянных магнитах
Максимальное напряжение, В 600
Максимальная мощность, л. с. 72
Максимальный крутящий момент, Н м 163
Высоковольтный генератор
Тип Никель-металлгидридный
Ёмкость, А·ч 6,5
Максимальная мощность, л. с. 50
Общая мощность гибридной силовой установки, л. с. 122
Динамика
Разгон до 100 км/ч, с 10,6
Максимальная скорость, км/ч 180
Трансмиссия
Коробка передач Гибридная трансмиссия (бесступенчатая трансмиссия с электронным управлением)
Привод Передний
Ходовая
Передняя подвеска Независимая, пружинная, типа МакФерсон, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска Независимая, на продольных и поперечных рычагах
Передние тормоза Дисковые, вентилируемые, 255 мм
Задние тормоза Дисковые, невентилируемые, 259 мм
Размер шин 195/65 R15
Усилитель руля Электроусилитель
Кузов
Габариты, длина/ширина/высота, мм 4540/1760/1470 1490
Колёсная база, мм 2700
Дорожный просвет, мм 136
Масса, снаряжённая (полная), кг 1450-1475 (1790)
Число мест/дверей 5/5
Объём багажника, л 502
Топливо
Рекомендуемое топливо АИ-91
Объём бака, л 43
Расход на 100 км, городской/загородный/смешанный цикл, л 2,9/3,1/3
Актуальная цена, руб. 2,112 млн

На российском рынке Toyota Prius предлагается в одной-единственной комплектации люкс стоимостью 2 112 000 рублей. За окраску кузова в любой отличный от белого цвет придётся доплатить ещё 21 000-32 000 рублей. Столь высокая цена отчасти объясняется большим количеством опций, которые уже есть в автомобиле. Prius оснащается светодиодными фарами ближнего и дальнего света, светодиодными же «противотуманками» и задними фонарями, кожаным салоном, бесключевым доступом в салон, запуском двигателя с кнопки, датчиками давления в шинах, аудиосистемой JBL с 10 динамиками, беспроводной зарядкой для смартфонов, навигационной системой, проекционным дисплеем, камерой заднего вида. Удивляет отсутствие электрических регулировок сидений, подогрева руля, лобового стекла и задних кресел, систем безопасности (нет даже контроля слепых зон). Видимо, их наличие увеличило бы и без того высокую цену автомобиля.

⇡ На дороге

Для первого знакомства журналистов с «российскими» Prius Toyota выбрала «третью столицу России» — Казань. Программа тест-драйва была довольно короткой, но зато включала заезды по гоночной трассе Казань Ринг , участие в разработке которой принимал сам Герман Тильке. На треке журналистам предлагалось прочувствовать нюансы управляемости нового лифтбэка и сравнить его поведение с поведением «Приуса» предыдущего поколения, который тойотовцы тоже пригнали на трассу.

Когда пересаживаешься из старого «Приуса» в новый, становится очевидно, что машины разделяют целых шесть лет. Материалы отделки, панель приборов, обзор, удобство посадки — по всем этим параметрам новинка значительно выигрывает у предшественника. На ходу ситуация ровно такая же — превосходство молодого бойца над сородичем практически по всем статьям, кроме разве что динамики: тут наблюдается паритет за счёт более мощной силовой установки у предшественника (134 л. с. против 122 л. с.).

Новым Prius приятно управлять, несмотря на его не самые выдающиеся динамические показатели. Рулевое настроено очень здорово, а по управляемости Prius близок к «Королле», превосходя её в незначительных нюансах — за счёт низкого центра тяжести и небольшого клиренса гибрид отлично входит в повороты и практически не кренится, а пожаловаться можно разве что на не совсем прозрачную обратную связь при прохождении затяжных поворотов. Хорошую работу проделали и специалисты по шумоизоляции, а при езде на электрическом движке «Приус» практически бесшумен.

Представители компании Toyota предложили журналистам устроить соревнование на треке, правда, дисциплина была совсем не типичной для гоночной трассы. Необходимо было проехать 3,5-км трассу с лучшим показателем экономичности. Мой результат — 3,3 литра на 100 км — оказался в числе лучших. Хотя это больше заявленных показателей экономичности Prius, нужно понимать, что на гоночном треке со значительным перепадом высот и резкими поворотами автомобиль априори будет тратить больше топлива, чем на дорогах общего пользования.

Что касается поведения Toyota Prius в условиях города и загородных шоссе, то тут гибрид находится в своей стихии. В городе автомобиль с тремя пассажирами в салоне ел около 4-4,5 литров бензина на 100 км. Заявленные три литра вполне достижимы при отсутствии пассажиров в салоне и спокойной манере езды. С учётом того, что в «Приус» можно заливать 92-й бензин, расходы на топливо будут минимальны.

Аудиосистема JBL GreenEdge с 10 динамиками и 6-канальным усилителем мощностью 432 Вт играет на твёрдую четвёрку — чуть хуже премиум-систем в автомобилях вроде Lexus, но лучше большинства конкурентов.

Вообще, поездка за рулём Prius чем-то напоминает игру в автомобильный симулятор. Визуализация процесса работы гибридной силовой установки добавляет вождению интереса, а попытка достичь рекордных показателей экономичности на дороге привносит азарт. В качестве аналога пройденных на симуляторе уровней можно использовать другие «ачивки» — проехал на одном баке 1000 км, Achievement Unlocked! Добился среднего расхода в 4 л/100 км — ещё одно достижение покорено.

Два с лишним миллиона за автомобиль С-класса — да, это очень много. Toyota Corolla в топовой комплектации стоит сейчас около 1,4 млн. Но у неё не будет кожаного салона, проекционного дисплея, навигационной системы, беспроводной зарядки для смартфонов, аудиосистемы JBL и прочих наворотов. И бензина она будет есть вдвое больше. Но всё это не оправдывает столь солидной разницы в цене. Toyota Prius — автомобиль нишевой. Покупать его будут закоренелые «приусоводы», адепты зелёных технологий и настоящие «гики». В пользу покупки Prius говорит и тот факт, что по результатам тестов EURONCAP японец был назван самым безопасным большим семейным автомобилем 2016 года. Кроме того, в авторитетном рейтинге надёжности J. D. Power Prius лидирует в своём сегменте. Будет интересно посмотреть, сколько автомобилей Prius удастся продать Toyota в этом году. Мы же обязательно ещё возьмём Prius на продолжительное тестирование и изучим его более подробно.

У тро, в которое мне предстояло забирать из офиса российского представительства компании Toyota гибридный «Приус», выдалось пасмурным. Стою на стоянке, жду, пока мне принесут заветный ключ. Корпоративная этика вынуждает сотрудников ставить на парковку перед зданием только автомобили Toyota и Lexus, все остальные спрятаны на паркинге сзади. Здесь и новые Toyota Land Cruiser Prado, и веселые малыши iQ, и премиальные «Лексусы». На фоне всех остальных необычным каплевидным силуэтом выделяется белоснежный Prius.

В нешний вид точь-в-точь как в фильмах будущего 10-летней давности, в которых автомобили с причудливыми формами словно парят над улицами современных мегаполисов, где наравне с людьми миром управляют роботы с продвинутым интеллектом, который во что бы то ни стало должен захватить мир и уничтожить человечество.

П очему-то Toyota Prius вызывает у меня именно такие ассоциации. Сложная передняя оптика с двумя светодиодными линзами, горбатая крыша, фирменные значки Toyota с голубым ореолом, свидетельствующем о сложной гибридной начинке этого дорожного аппарата, причудливые легкосплавные диски, выполненные для улучшения сопротивления воздушным потокам – экстерьер «Приуса» можно описывать до бесконечности. Однако разрабатывая этот автомобиль, японские инженеры в первую очередь думали не о высокой моде и автомобильных подиумах, а об аэродинамических характеристиках. Ведь философия гибридного привода – это защита окружающей среды и экономия топлива. Надо сказать, что с этой задачей «тойотовцы» справились хорошо: коэффициент аэродинамического сопротивления у Toyota Prius равен 0,25 Сх.

В салоне тема будущего нашла продолжение в электронной комбинации приборов, пухлом руле-штурвале со стесанной нижней площадкой, «парящей» центральной консоли и филигранно выполненном селекторе трансмиссии. Все скромно, не вычурно, но достаточно функционально и современно. Передние кресла отличаются сносным профилем, но из-за очень скользкой кожаной отделки в повороте пассажиров буквально выбрасывает из сиденья. В поворотах приходится изо всех сил упираться в площадку для левой ноги и держаться за пухлое рулевое колесо.

К ак настоящий автомобиль будущего, Toyota Prius имеет в своем арсенале парочку примочек для «развлечений». Первая – проекция скорости и данных навигационной системы на лобовое стекло. Вроде бы обычное дело, но и здесь Toyota пошла дальше: специальными клавишами картинку можно регулировать по высоте и яркости.

Т акже нельзя не отметить и возможность автоматической парковки. И «Приус» опять удивил! Он может парковаться не только параллельно, но и перпендикулярно. Правда, процедура это муторная, да и условия для парковки должны быть идеальными.

С зади Toyota Prius просторная и удобная – центрального тоннеля фактически нет. Расстраивает лишь все та же пресловутая скользкая кожа. Объем багажника составляет 445 литров. Немного? Зато под полом умудрились разместить полноразмерную запаску, да еще и комплект аккумуляторов, питающих электрическую составляющую гибридного привода.

С уммарная мощность гибридной силовой установки Toyota Prius составляет около 136 л.с., которые складываются из 99 л.с. 1,8-литрового бензинового двигателя и 79 л.с. электромотора. Сложная арифметика, не правда ли? Все дело в том, что из «идеальных» 178 л.с. нужно вычесть часть мощности, которая уходит на подпитку электродвигателя, чем занимаются генератор и комплект аккумуляторов.

Ф илигранный селектор трансмиссии, расположенный на «парящей» консоли, отвечает только за ездовые режимы, «паркинг» включается отдельной кнопкой. Рядом примостились еще три клавиши, отвечающие за режимы работы. Первый EV активирует только электротягу. В результате Prius превращается в настоящий «троллейбус». Но здесь есть свои ограничения: газ сильно не нажимать, больше 35 км/ч не разгоняться. Да и заряд батареи в режиме EV тает на глазах. Экономичный режим Eco больше подходит для толчеи в пробках. Отклики на педаль акселератора вялые, но и расход топлива соответствующий. После нажатия клавиши PWR гибридная Toyota преображается. Реакции на газ становятся быстрее, а ускорение – динамичнее.

Р улится «Приус» синтетически. На скорости нередко требуются излишние подруливания, необходимость которых вырастает при сильном боковом ветре, который так и норовит вытолкнуть хэтчбек на соседнюю полосу. В поворотах досаждает явно ненатуральное усилие на руле, в результате чего водителю приходится играть в «угадайку» при выборе правильной траектории. Зато в городе тойотовский гибрид в своей тарелке. «Короткий» руль, хорошая маневренность и легкость в управлении отлично сочетаются с урбанистическим пейзажем большого мегаполиса.

Т еперь о главном, об экономичности. Ведь как ни крути, а гибридный привод появился именно с целью сократить количество вредных выбросов в атмосферу, что находится в прямой зависимости от расхода топлива. Здесь Prius не подкачал. Согласно показаниям бортовой электроники, средний расход топлива составил около 5 литров на 100 км пути. Причем феномен гибрида заключается в том, что и в пробке, и на трассе эта цифра если и имеет отклонения, то буквально на пару десятых. Ведь в пробке большую нагрузку берет на себя электромотор, а на трассе бензиновый двигатель по законам жанра сам занимается экономией. Конечно, при желании и на «Приусе» можно поднять расход топлива до серьезных высот, но создавался автомобиль совсем не для этого.

С тоимость Toyota Prius у официальных дилеров составляет 1 249 000 рублей. Сумма немалая. За эти деньги большинство россиян предпочтут автомобиль классом выше. Однако постепенно и в нашей стране люди начинают задумываться об экономичности, все больше и больше обращая внимание на современные дизельные моторы. Может, когда-нибудь дойдет очередь и до гибридов. Только для этого мало расхода 5 литров на 100 км. Для владельцев гибридных автомобилей нужно ввести льготный транспортный налог, сделать скидки на топливо. И только тогда мечты о зеленой планете с чистым воздухом и кристальными реками могут стать немножко реальнее. А пока технологичный «Приус» вынужден соседствовать на дороге с 20-летними полуразвалившимися грузовиками, у которых на стекле красуется новенький талончик техосмотра, а из выхлопной трубы валит дым вперемешку с моторным маслом…

Р услан Галимов

Что должно произойти, чтобы хардкорный водила вдруг оказался за рулем гибрида? Трудно сказать. А меж тем Приусы все чаще мелькают на наших дорогах. Они обычно не новые, повидавшие жизнь и все её тяготы. И всё же этих невзрачных внешне машин становится всё больше и больше. Но новенькая Toyota Prius IV явно выбивается из этой когорты.

Г ибридомобиль четвёртого поколения появился в 2015 году, но до нас дошел только сейчас. За это время он умудрился собрать массу отзывов. От «суперская тачка!» до «чё курили дизайнеры?!». Причем большая часть обсуждений была посвящена именно дизайну, а не каким-то там техническим инновациям. А что тут удивляться: именно внешность всегда была ахиллесовой пятой Toyota Prius.

Откуда и куда растёт Prius?

Естественно, Япония не оскудела на креативщиков. Вся концепция Prius изначально была несколько «вегетарианской», и если на заре выхода первого поколения в 1997 году она мало кого смущала, то спустя 20 лет и веганы стали другими, и требования к экстерьеру тоже.

На фото: Toyota Prius ‘1997–2000

Если «первый» Prius в кузове седан, который я просто видел вживую, вызывал у меня улыбку своими тщедушными колесами, то «второй», 2003 года, оставил куда более глубокие впечатления. Полгода длительного теста в условиях Москвы и не только зацепили не по-детски. Да, фирменному цвету «васаби» не хватало внутренней остроты – машинка не вызывала убойных ощущений ни в чем, но сгонять в Питер и назад, не особо отказывая себе в скорости, с расходом топлива в 5 л на сотню было приятно.

Третье поколение образца 2009 года было совсем другим. Почти красивым, да и расход в 3,1 л/100 км оказался совершенно реальным. Правда, при максимально плавном нажатии газа и средней скорости километров так 40-50 в час. Колонна законопослушных шведов, покорно двигавшихся за мной по двухполоске в окрестностях Стокгольма, выдержала минут пятнадцать. Далее один за другим водители обгоняли меня через сплошную полосу, не преминув показать поднятый вверх палец. Естественно, большой.

А что же будет сейчас, очередной тест на минимальный расход? Конечно же, нет! Автомобиль с фантастическим малиново-красным цветом, который в зависимости от освещения меняет оттенок, должен ездить как надо. А если учесть, что в его физиономии я узрел мотивы, напомнившие мне о Дарте Вейдере, а в корме попросту технику «Звездных войн», то новый Prius должен просто летать или стать героем будущего сериала «Гибридные войны».



Так или иначе, бить эту машину не стоит. Столь сложные формы бамперов, да и полностью светодиодной оптики можно найти разве что у Lexus, и для любого жестянщика выправить что-либо в кузове будет полным кошмаром. Хвалить дизайн или ругать – дело каждого читателя, я этого делать точно не стану. Но что касается светотехники, скажу сразу: лучшего диодного света мне еще встречать не приходилось.

И все же вернемся к технике. Несмотря на новую платформу GA-C, построенную на модульной тойотовской архитектуре TNGA, , по многим параметрам Prius IV схож со своим предшественником.

Прежде всего, неизменной осталась колесная база в 2 700 мм, но за счет удачного расположения блока никель-металлгидридных батарей под диваном места сзади стало больше. Прежде всего, подушка ушла вниз на 23 мм, хотя передние кресла опустили куда сильнее – на 55 мм.

Багажник с полноразмерной запаской прибавил 57 л и вырос до 502 л. Эти цифры не столь важны в сравнении с конфигурацией проема, через который в Prius можно загрузить самые невероятные предметы. Причем пятая дверь поднимается на высоту под два метра, и зацепить её головой почти нереально.

1 / 4

2 / 4

3 / 4

4 / 4

В целом же «гибрид» потерял 20 мм в высоте, зато прибавил 60 мм в длине и 15 в ширине. Показатели, в принципе, мизерные, но автомобиль преобразился в расчете на любую комплекцию.

Буйство инновации

Кожаный или, скорее, экокожаный салон выстроен под стать экстерьеру. Футуризм – да, в чем-то и так. Но материалы панелей идеальны и мягки, а их подгонка безупречна — правда, кое в чем я всё же нашел несколько просчетов.

1 / 7

2 / 7

3 / 7

4 / 7

5 / 7

6 / 7

7 / 7

Первое – это глянцевая центральная консоль. По уверениям Toyota, этот пластик не царапается и за ним легко ухаживать. Но стоило достать камеру и сделать несколько снимков, как выяснилось, что сверкает каждая пылинка. По меньшей мере, на его черной части, так что кусочек микрофибры в межкресельном подлокотнике возить придется.

Второе – неудачное размещение кнопок обогрева сидений, опять же под центральной консолью, в глубине. Там их почти не видно, да и дотягиваться неудобно. Но регулируемая интенсивность и площадь обогрева есть, с этим не поспоришь. И с климатической установкой всё ОК: без всяких там премудростей, двухзонник с привычными установками и управлением. Правда, через меню бортового компьютера можно выставить особый приоритет климата для водителя. Ничего подобного в автомобилях гольф-класса я не встречал, а вот автономный электрообогреватель салона – штука известная.

1 / 2

2 / 2

Привыкать приходится к отсутствию приборного щитка перед носом: его заменяет проекционная система HUD с индикацией скорости и экономичности вождения на лобовом стекле да верхний ярус-надстройка на передней панели. На широкоформатный дисплей при помощи кнопок на правой спице руля выводятся практически любые параметры движения и работы гибридной системы. Часть из них можно посмотреть на основном 7-дюймовом тачскрине.

1 / 3

2 / 3

3 / 3

Естественно, основное его предназначение – демонстрировать навигационную карту с пробками (для чего нужно зарегистрироваться на специальном сайте) и динамически размеченную картинку с камеры заднего вида, управлять аудиосистемой JBL Green Edge c десятью динамиками, а также иногда помогать заниматься интернет-серфингом и работать со смартфоном.

1 / 6

2 / 6

3 / 6

4 / 6

5 / 6

6 / 6

Если с основными задачами, включая Bluetooth-сопряжение с чтением сокровенных SMS, система справилась, то подключиться к Wi-Fi, расшаренному с моего Android, она не пожелала. Впрочем, скорее всего, по вине моего китайского аппарата. Блуждать по эко-вкладкам, наслаждаясь графиками производительности электромотора, соотношения работы ДВС, заряда аккумуляторов, а также их рекуперации и прочей статистической скукотищи мне быстро надоело. При всей красоте завораживающей анимации, я все же сижу в автомобиле, а не на киносеансе.

1 / 5

2 / 5

3 / 5

4 / 5

5 / 5

Движется он при помощи последовательно-параллельного гибридного привода. Причем если батарея полностью сядет, что маловероятно – в ней всегда остается резерв, – стартовать не получится. Первые метры, а иногда и километры, Prius едет неслышно, на электротяге. Хоть 1,8-литровый 98-сильный ДВС с циклом Аткинсона и остался неизменным с прошлой модели, зато характеристики электромотора тут чуть иные.

Синхронный электродвигатель на постоянных магнитах максимальной мощностью 50 л.с. соединен с наружной венцовой шестерней. Генератор, размещенный несоосно тяговому электромотору, «привязан» к центральной шестерне. А коленвал бензинового двигателя – к водилу планетарной передачи. И вся эта схема уместилась в корпусе коробки передач. Принципиально это вариатор, но традиционного металлического ремня в нем нет, только планетарный делитель мощности, отсюда и минимальный уровень шума. Кстати, суммарная мощность складывается из мощности двигателя и мощности электромотора при питании от батарей. Потому простое сложение дает совершенно иную цифру.

Электроны, вперёд!

Тем, кто никогда не ездил на Prius, я бы рекомендовал просто попробовать освежить ощущения из детства. Помните электрические машинки на «автодромах» в городских парках? Только те подвывали, а Prius, по крайней мере, на первых порах, все делает беззвучно.

Поставил лапку переключения передач в D – едет вперед. В R – милости простим назад. Режим B позволяет тормозить двигателем и отправлять дополнительную порцию кулонов в аккумулятор. Впрочем, едва ли владелец гибрида захочет вникать во все технические подробности.

Но он не сможет не отметить, что 163 Нм крутящего момента от электродвигателя ощущаются сразу, на старте. Поначалу с акселератором я осторожничаю, наслаждаясь легким шуршанием 15-дюймовых шин, но чуть привыкнув, даю себе волю и пробую нажать газ в пол.

Машины, на которых при старте вдавливает в кресло, можно пересчитать по пальцам. А с такой, казалось бы, небольшой мощностью их и вовсе нет. Но эффект Prius совершенно явный, хотя и кратковременный. Да, динамика до сотни у этого хэтча не особо спортивная – навскидку чуть меньше десятки секунд до сотни, но эффект почти мгновенной передачи момента на колеса из этой песни не выкинешь.

Особенность нашего ДВС – работа только на высоких оборотах. Именно потому Prius стартует только на электротяге. После набора минимальной скорости бензиновый двигатель, работающий, кстати, и на 92-м бензине, по мере надобности помогает электрическому. Потом он работает с ним в паре, передавая часть мощности на колеса, а часть – на зарядку аккумулятора.

При отпущенной педали газа вся энергия, включая и полученную от наката или торможения, идет на зарядку. Чем больше циклов торможений или наката – тем быстрее заряжается батарея. Чувствуете, чем дело пахнет? Конечно же, городом.

От цифр расхода в 4 с хвостиком литров на сотню голова идет кругом. Да, Toyota обещала около 2,9, но и за то, что есть, на неё никто не обидится. Когда толчея в ползучих пробках не бьет по карману, и вы понимаете, что не палите бензин впустую, отданных за гибрид 2 миллионов рублей становится не так и жалко. Главное – не застрять в глухих пробках, да еще по зиме или жаркому лету, когда работают автономные водяная помпа и электродвигатели печки или кондиционера.

Краткие технические характеристики

Габариты (Д / Ш / В):

01 /3

Не получится сэкономить и на дальних перегонах при движении с постоянной высокой скоростью. И даже на круиз-контроле, который естественно, предусмотрели. Аккумулятор быстро разряжается, особенно при обгонах, и ДВС приходится волей-неволей включаться, чтобы восстановить энергетический статус-кво. Расход в 6 литров в этом случае, скорее всего, обеспечен. Но если не спешить и использовать профиль дороги, можно уложиться и в паспортные 3,1 л на сотню.

Для этого лучше всего перейти в режим ECO, который минимизирует энергопотребление, чуть притупит акселератор и позволит наслаждаться красотами за окном. А еще и великолепной энергоемкой подвеской, которую в «четверке» полностью перетряхнули. Передний Макферсон обновлен по части деталей и настройкам, а задняя многорычажка и вовсе сделана с нуля.

Не побоюсь высокопарности, но такая плавность хода и отсутствие кренов присущи разве что представителям немецкого S-класса. Конечно же, профиль и мягкость кресел играют здесь не последнюю роль, но факт остается фактом. За подвеску пять баллов.

А если зажечь и перестать смотреть на графики экономии? Оказывается, и это можно, если переключиться в режим Power. У Prius просыпается весьма приятный, даже чуть гортанный голос, ДВС молотит без устали, и вот уже на первый взгляд вальяжный гибрид может наделать на трассе шороха. При этом подвеска настолько многофункциональна, что даже жесткие перестроения удаются без артефактов.

В качестве значимого минуса при всех многочисленных плюсах, пожалуй, упомяну тормоза. В первой трети хода их как бы недостает, но чуть более жесткое давление почти моментально останавливает автомобиль. Непристегнутые пакеты и сумки поначалу срывались со своих мест. Впрочем, через сутки педаль тормоза была покорена.

Немного разочаровал и руль. Прежде всего, своей чрезмерной легкостью на малых и средних скоростях и отсутствием обогрева, столь важного для нашей зимы. Но стоило набрать скорость под сотню, эффект улетучился. Вместе со стереотипом, что Toyota Prius предназначена для неторопливой, размеренной езды.

Помните анекдот, в котором сотрудник одной сотовой компании продал дьяволу душу и чехольчик в придачу? Так вот, примерно та же ситуация выходит и с Prius. Машина чертовски хороша, но «чехольчиков», которые вы будете вынуждены купить вместе с ней, великое множество. Впрочем, практика показывает, что в некоторых ситуациях лишними они не будут.

Отзывы о Тойота Приус с момента ее существования только положительные. Автомобиль действительно хорошо продуман, более двенадцати лет он выпускается в различных модификациях. Всего этого автомобиля выпущено более двух миллионов экземпляров. В Швеции на 1000 человек приходится 6 таких авто. Такая востребованность на данное средство транспорта обусловлена экологическими качествами и экономичностью топлива.

Немного истории

Первые автомобили вышли в 1997 году и только через шесть лет была выпущена следующая волна этих средств транспорта. 2011 год ознаменовался выходом третьего поколения Тойоты Приус и любители гибридных авто сразу были покорены ним. Последнее поколение отличается от предыдущих характеристиками ДВС. Старые модели выпускались с двигателями объемом 1,5 л, а мощность их была меньше на 20 л.с., чем у современных каров.

Концепция

Если упустить технологические новшества, которые гениальные японские разработчики реализовали в этом авто, то полным обзор Тойота Приус назвать будет нельзя. Вся суть гибридных автомобилей состоит в установке силовых агрегатов в количестве 2 штук. Один это обычный ДВС, а второй – электрический двигатель. Машина запускается от ДВС сразу же. За счет энергии движения (кинетической) собирается энергия электрическая, позволяющая перейти на электрический двигатель для экономии топлива. Большим плюсом является одновременная работа двух двигателей. Для работы данной системы нужен обязательно аккумулятор, накапливающий на первых парах электрическую энергию, без которой не возможна работа электрочасти силовой установки.

Вид внутри и внешне

Современная модификация Тойоты Приус не сильно отличается от второго поколения, хотя смещена немного назад кабина, удлинился чуть капот. Внешний вид теперь представляет динамичный и сбалансированный автомобиль для семьи.

Больше информации предоставляет современная модель на панели приборов. В центе ее расположен большой дисплей, информирующий водителя о состоянии авто. Здесь же вы увидите кнопку, запускающую двигатель. Немного дальше расположился рычаг, переключающий скорости.

Делая обзор Toyota Prius, хочется упомянуть обязательно о сидениях. Кресло водителя по сравнению со старой модификацией расположено выше, нет такого и в машинах, принадлежащих такому классу. Такой ход позволил улучшить для водителя углы обзора, а также процедура высадки и посадки стала проще.

Остальные места посадки тоже очень удобные, в них имеется индивидуальная регулировка. Авто выполнено на высшем уровне, его можно относить к высшему классу. Но есть и минусы – двери имеют пластиковые вставки и материал для сидений.

По внешнему виду есть сходство с Короллой и все же авто имеет собственные черты. Для освещения используются только светодиодные лампы.

Нам поставляют автомобили с колесными дисками в 15 дюймов, а вот в Скандинавию и Северную Америку в 17 дюймов. Если и вам захочется их заменить, то проблем не будет.

Технические характеристики

Рассмотрим технические характеристики авто.

  • Начнем с марки - Toyota Prius Wagon.
  • Изготавливается в Японии.
  • Тип кузова – Хетчбек.
  • Дверей и мест в авто по 5.
  • Двигатель объемом 1797 куб.см.
  • Мощность – 99л.с., 5200 об.мин.
  • Скорость максимально развивает до 165 км/ч.
  • За 10 с разганяется до 100 км/ч
  • Параллельный тип привода.
  • 5 АКПП – КПП
  • Топливо – бензин, с расходом на 100 км по городу 4,2 л, а по трассе – 3,8 л
  • Ширина авто 1775 мм, длина – 4615 мм, клиренс – 140 мм, высота – 1575 мм
  • Шины - 205/60R16
  • Полная масса авто- 1805 кг, снаряженная – 1470 кг
  • Топливный бак объемом 45 л.

Приступим к обсуждению двигателей, которых в автомобиле 2. Работать могут они поочередно или в паре. Основным агрегатом является ДВС, имеющий объем 1,8 л. Скорость авто может составлять 180 км/ч, но все же благоприятнее режимы при езде менее 140 км/ч. Если включить кондиционер или печку, то на сто километров потребуется 8 литров бензина.

Электрический же двигатель, установленный в авто может иметь предельную скорость 70 км/ч. Этот агрегат наделен максимальной мощностью в 82 л.с.

Над оптимизацией работы данной машины японские конструкторы поработали максимально. Так силовая установка имеет два режима работы: EcoMode и PWR Mode. В первом режиме авто едет не слишком резво, но зато максимально экономиться бензин. Второй режим наиболее динамичный, упор в нем ставится на скорость, и нет практически контроля расхода топлива.

Технические характеристики, присущие Тойоте Приус, позволяют экономно расходовать топливо – на 100 км – 2 л. А это фантастический показатель.

Следующим объектом рассмотрения станет подвеска автомобиля, не являющаяся чем-то особенным. Впереди установлена подвеска McPherson, а сзади полунезависимая, наделенная одной Н-образной балкой. Над передней осью находится блочок, в который входит силовая часть и электроника. Под задним сиденьем расположилась тяговая батарея.

Техническая часть автомобиля организована грамотно, что дает положительные отзывы Тойота Приус.

Гарантия

Японская корпорация предоставляет на данный автомобиль выгодные гарантийные условия. Так полная гарантия составляет пробег 100 тыс. км или три года. Выбирать условия гарантии может покупатель. Отдельная гарантия предоставляется и на гибридные части, к ним относится и аккумуляторная батарея. Срок этой гарантии 5 лет. Покупая данный автомобиль, поломок бояться не следует, ведь японский производитель обещает не оставлять в беде.

Экология

В западной Европе давно при покупке машины делается ставка на количество выбросов СО2, СО и угарного газа. Объясняется это определенными дотациями и налоговыми льготами. Эти авто наносят минимальный вред окружающей среде. Переплачивая за автомобиль, покупатель в тех странах компенсирует затраты льготами. Поэтому эти машины очень популярны по всему миру.

В нашем отечестве не получил распространения подобный «зеленый тариф». Нет нужных законодательных инициатив, базой которых может стать мировой опыт.

Ценовая политика

Данное гибридное средство транспорта представлено в двух модификациях: базовая и улучшенная. Цена Тойота Приус базовой модификации составляет один миллион 125 тысяч рублей. Улучшенная модификация дороже на 249 тысяч рублей, но переплачивать стоит. Конечно, отталкиваться нужно от своего бюджета.

Итоги

Тест драйв Тойота Приус нами заканчивается. Автомобиль, несомненно, стал культовой моделью в мировых масштабах. На просторах отечества он только начинает свой путь, его шажки еще маленькие. Преград много – бюрократические в плане законодательства, завышенная стоимость. Но радует, что автомобиль у нас начинает осваиваться и занимать свою нишу. Такие автомобили с каждым годом все востребование. Такой транспорт в мире станет основным. Может и наши автолюбители, смогут идти в ногу со временем и пересядут на такое авто.

Автомобиль на тест-драйве "Автодел":
Двигатель: бензиновый 1,8 л DOHC, 16-ти клапанный VVT-I 98 л.с. (5200 об/мин), 72 Нм (5200 об/мин), АИ-92, Евро-6
Мотор-генератор (электродвигатель): синхронный на постоянных магнитах 72 л.с. 163 Нм
Высоковольтный аккумулятор: никель-металлогидридный, 6,5 Ач, 50 л.с.
Трансмиссия:
бесступенчатая гибридная трансмиссия с электронным управлением e-CVT
Максимальная скорость (км/ч): 180
Габариты (ДхШхВ, мм): 4540х1760х1470-1490
Колесная база (мм): 2700
Дорожный просвет (мм): 136
Масса без нагрузки / Макс. разрешенная масса (кг) : 1400 / 1790
Объем топливного бака (л): 43
Колеса/шины: 195/65 R15
Стоимость тестового автомобиля:
комплектация Люкс от 2 186 000 руб
Производство автомобиля: Япония, префектура Айти, завод Цуцуми (Tsutsumi plant)
Гарантия на автомобиль: на все компоненты гибридной силовой установки гарантия 5 лет или 100000 км
Межсервисный пробег: 10000 км или 1 раз в год.

Когда первый раз видишь новый Toyota Prius, сразу понимаешь, что это - автомобиль из будущего. Смелый футуристический дизайн привлекает к нему внимание не хуже любого, самого скандального, транспаранта. Острые грани, ломаные линии, эффектная светодиодная оптика - поначалу трудно предположить, что за всей этой красотой скрывается целый сонм специализированных инженерных решений, направленных на оптимизацию аэродинамических и ходовых свойств автомобиля, а также максимальную безопасность.

ГОЭЛРО. XXI век.

На заре появления гибридов и электромобилей часть «продвинутой» публики немедленно кинулась скупать экологически чистые новинки. Тогда казалось, ещё чуть-чуть, и электромобили с легкостью сметут с рынка устаревшие двигатели внутреннего сгорания.

Апломб многих неофитов электрификации был столь велик, что начал даже вызывать раздражение у «живущих по-старинке». И, надо сказать, вполне справедливое раздражение: если отвлечься от того, что ДВС действительно выдает выхлопные газы, суммарные экологические затраты на производство, эксплуатацию и утилизацию делают «электроников» не такими уж и привлекательными. По крайней мере, выгода их для будущего всей планеты, а не для локального счастья избранных богатых городков, становится не столь очевидной. К тому же двигатели внутреннего сгорания совершенствуются, становясь более экономичными и экологичными, а опыт их широкомасштабного использования в максимально разнообразных условиях куда больше.

Экологична ли электрификация?

Возьмем хотя бы производство и утилизацию аккумуляторных батарей - мероприятия, очень далекие от идеальных картин борцов за экологию. Если производство ещё можно как-то запихнуть в экологический рай, то отживший свой век аккумуляторы - настоящий «подарок природе», если индустрия переработки и утилизации отходов в стране находится в доэмбриональном состоянии.

Например, обычный автомобильный аккумулятор можно сдать в магазин, чтобы обменять на новый или получить утешительные «сто рублей». Однако с обычными пальчиковыми батарейками дела обстоят уже хуже - надо проявить недюжинную смекалку, чтобы их пристроить на утилизацию. Куда же будет деваться огромная высоковольтная никель-металлогидридная батарейка «экологичного авто»? Конечно, срок её службы дольше, но когда-нибудь и её придется утилизировать!

В России ответа на этот вопрос нет - производители электрокаров и гибридов не затрудняют себя вопросами дальнейшей утилизации и переработки своих электронакопительных устройств. Государство тоже - у него и с «обычным» мусором всё как-то странно выходит. И вовсе не из-за «проклятых неграмотных обывателей». А потому, что свалки куда выгоднее переработки (не обычным гражданам, конечно). В итоге, у чиновников, зачастую получающих немалую прямую или косвенную выгоду от подобной ситуации, куда лучше получаются разнообразные повышения пенсионного возраста, чем налаживание сложных экономических и производственных процессов, требующих к тому же настоящих инвестиций с медленной отдачей. Поэтому последствия загрязнения природы далеко не самыми полезными веществами вследствие стихийной утилизации отработанных аккумуляторов «экологичных авто» остаются на совести покупателей - в соответствии с уровнем их экологической ответственности и образованности.

Следующий вопрос - зарядка электрического «сердца» автомобиля. Нагрузки на электросети растут ежегодно, растут и выбросы электростанций в атмосферу. И даже самые экологичные из них - это всё равно электростанции, которые так или иначе вторгаются в природу. Зарядить же электромобиль - это даже не запрещённую к продаже лампочку накаливания на 100 Вт водрузить на кухне!

Но, здесь с претензиями, пожалуй, можно и остановиться. Toyota Prius - гибрид, и именно вопрос зарядки решает достаточно элегантно, чтобы рассказать об этом поподробнее.

Юмор для посвященных

Если заглянуть в свидетельство о регистрации транспортного средства Toyota Prius, то там будут стоять 98 лошадиных сил. Кто-то сразу начнет воротить нос: «Фу! И что с этим делать?! Такая мощность только для нищебродствующих фанатов экономии! Да за два с лишним миллиона рублей можно «зажигалку» взять!»

Если вы в теме, тут можно начинать хихикать над оппонентами. Да-да, потому что Toyota Prius - не только обладатель чрезвычайно вызывающей внешности. Словно интернет-тролль, он притаился в компании невинных «хомячков», ожидая нужного момента «для вброса». И, согласно канону, в итоге «хомячки» должны быть элегантно «съедены». В общем, если вы устали от интернет-жаргона, всё дело в гибридности: не ДВС-ом единым Приус богат.

В документах на машину (ровно как и в налоговой квитанции, и в полисе ОСАГО) не учитывается одна маленькая деталь: мотор-генератор мощностью 72 л.с. и крутящим моментом 163 Нм. И это многое меняет! Чтобы понять, как и насколько, мы и поехали в Казань с тест-драйвом Toyota Prius четвертого поколения.

Немного технических деталей

В мире существует несколько вариантов гибридных автомобилей, и разработка Toyota - одна из наиболее удачных. Однако в России к гибридам относятся настороженно. Во-первых, они дорогие. Во-вторых, хоть первое насыщение автомобилями прошло, пока благосостояние народа не доросло до той стадии, когда среди интересов жителей глобальные проблемы планеты начинают уверенно выходить на первый план.

В «жирные» годы несколько автопроизводителей пытались вывести на наш рынок свои гибриды, но из-за высокого ценника особой популярности они не получили. Поэтому российскому обывателю гибрид знаком в основном под названием Toyota Prius. Его характерная синяя ручка-джойстик для переключения режимов работы электронного вариатора знакома каждому, кто хоть раз интересовался гибридами.

Toyota Prius относится к последовательно-параллельным гибридным системам, когда ДВС и мотор-генератор могут работать одновременно. Их усилия могут тратиться как на движение автомобиля через делитель мощности, так и на зарядку главной батареи. Здесь можно блеснуть модным «синергетическим эффектом», что и делает Тойота, называя свою гибридную силовую установку Hybrid Synergy Drive (HSD) - гибридный синергетический привод.

На разгонах преимущественно работает мотор-генератор: в отличие от двигателей внутреннего сгорания, электромотор выдает максимальную мощность и крутящий момент в очень широком диапазоне оборотов, практически не достижимом для ДВС. Поэтому 72 «лошадки» выдают совершенно неожиданные 163 Нм и разгон получается впечатляющим.

ДВС включается в работу, в трех случаях. Когда надо разогнаться ещё быстрее или требуется повышенная мощность (например, когда машина едет в горку, груженая) - тогда оба двигателя работают на вращение колес. Именно поэтому новый Prius впервые может буксировать прицеп массой до 725 кг.

Другой случай работы ДВС, когда высоковольтная батарея нуждается в подзарядке (Prius всегда бдит, чтобы её заряд был достаточным для работы мотор-генератора). И, конечно, на высоких скоростях, когда расходы на работу мотор-генератора превышают выгоду от работы ДВС.

Поскольку бензиновый двигатель преимущественно работает в наиболее оптимальных для себя режимах, ему не нужны всякие привередливые турбонаддувы, повышающие мощность на низах. Поэтому Prius может легко «питаться» бюджетным 92-м бензином.

Хотя поставляемый в Россию Prius не умеет заряжаться от электросети, его бензиновому двигателю не всегда нужно вкалывать на «барина в багажнике». При торможении и снижении скорости «умная» система рекуперации эффективно забирает ненужную энергию и возвращает ее в батарею. Поэтому тормозить Prius умеет очень эффективно и, главное, полезно.

Наш подопытный Prius - это четвёртое поколение гибридов Тойоты. В этой генерации полностью изменилась трансмиссия, обновился мотор-генератор и электрогенератор, был переработан ДВС и доработана система рекуперации. Переработаны были и высоковольтные батареи: теперь они могут быть литий-ионными и никель-металлогидридными. Первый вариант дает больше экономичности, но там, где зима сурова, предпочтителен второй вариант из-за более стабильной работы в разных температурных условиях. Поэтому в Россию поставляются исключительно никель-металлогидридные Приусы.

В блоке управления гибридной системой Toyota Prius также произошли серьезные изменения: переработанная логика улучшила взаимодействие мотор-генератора и батареи, что позволило сделать педаль газа более острой и отзывчивой.

Благодаря модификациям, гибридная установка Toyota Prius стала эффективнее и компактнее, поэтому «обычный» 12-вольтовый аккумулятор переместился из багажника под капот, а в багажнике добавились 57 литров пространства. В багажнике теперь есть не только место для сумок: тут с комфортом разместилось и запасное полноразмерное колесо на легкосплавном диске. Приятно то, что пол можно поставить над запаской домиком - весьма остроумное и удобное решение, когда надо добраться до колеса.

Новый Toyota Prius - первый представитель Новой Глобальной Архитектуры Toyota (TNGA) на российском рынке. В данном случае архитектура TNGA позволила сделать кузов жестче и на 50 кг легче, сместить вниз центр тяжести и улучшить обзорность. Для улучшения ходовых характеристик, поведения на скорости и в поворотах в Приусе четвертой генерации была изменена геометрия передней подвески и полностью обновлена задняя. И, наконец, финальным аккордом технических изменений можно считать новые литые диски, которые стали чуть легче и жестче.

«5 звёздочек»

По краш-тестам EuroNCAP 2016-го года новенький Toyota Prius получил безусловные 5 звёзд в классе больших семейных автомобилей. Его достижения выглядят впечатляюще:

Водитель или взрослый пассажир: 92%
Пассажир-ребенок: 82%
Пешеход: 77%
Устройства обеспечения безопасности: 85%

Надо сказать, когда выезжаешь в дальнюю дорогу, знание о высоком уровне безопасности автомобиля серьезно повышает душевный настрой и водителя, и пассажира.

Сдаем багаж или чашечка кофе перед стартом

Почему-то мне казалось, что багажник у Toyota Prius должен быть неприлично маленьким. Когда мы стали укладывать сумки, оказалось, что я серьезно ошибалась.

Это вполне вместительный багажник, и для двоих его более чем достаточно. С точки зрения функциональности в повседневной жизни претензий к нему нет - сидения заднего ряда легко складываются, образуя почти ровный пол, шторка снимается.

Хотелось бы побольше крючков для фиксации багажа, но искусственный фетр позволяет использовать держатели на липучках.

К полному комплекту пассажиров Приус тоже вполне готов. Хотя это далеко не самая большая машина на рынке, места сзади достаточно, чтобы пассажиры могли себя чувствовать комфортно даже во время длительной поездки. Конечно, комфортнее сзади ехать вдвоем, но и трое не очень больших пассажиров смогут тут при желании разместиться.

Полный бак и едем

Не только снаружи, но и внутри Приус выглядит гостем из будущего, когда Луна стала ближайшим пригородом, а на Марс можно слетать на выходные. Интерьер Приуса настолько необычен, что кажется, будто это быстроходный катер из будущего, который с лёгкостью выходит с дороги на воду или отращивает крылья. Элегантным и свежим решением выглядит замена хрома и алюминия в отделке руля и торпедо на белый перламутр.

По счастью, разумная доля автомобильной классики в виде привычных органов управления и знакомой логики работы электронного вариатора позволяет легко освоиться в новом Приусе. Пожалуй, лишь «ножник» вместо «ручника» может вызвать неудобство для тех россиян, которые не знакомы с особенностями автомобилей, ориентированных на американский рынок.

Передние кресла удобные - ноги и спина мягко фиксируются, регулировок достаточно, чтобы подобрать комфортное положение для разнокалиберных путешественников.

Некоторое недоумение вызывает практически полная механизация процесса настройки положения кресел - автомобиль недешев и единственная кнопочка регулировки поясничной поддержки водительского сидения, выглядит очень одиноко. Неплохо было бы также поработать и над увеличением диапазона регулировки руля по вылету - имеющиеся возможности в целом достаточны, но от красавца-Приуса ждешь идеала.

В центральном тоннеле есть подлокотник, в котором спрятан ящик для мелочи. Он достаточно удобен, но невозможность регулировать его положение может сыграть неприятную шутку с высокими водителями, когда надо резко работать рулем.

Поскольку Prius - это современный автомобиль, без беспроводной зарядки тут не обошлось. Правда, работать она будет только с устройствами, поддерживающими стандарт Qi. В остальных случаях зарядка превращается в удобную полочку для телефона.

В современных машинах автопроизводители любят максимальную «цифровизацию», делая мультимедийную систему «сердцем» управления чуть ли не всеми функциями автомобиля. Иногда это чересчур усложняет элементарные процедуры, например, настройку работы климатической системы.

Казалось бы, столь модерновый Prius обязан был стать жертвой моды на «цифру». Но в нём как раз сохранилась идеальная доля классики: работой двухзонного климат-контроля заведует отдельный блок, придающий системе необходимую эргономичность и элегантность.

Зима!.. Крестьянин, торжествуя…

Зимы в России длинные, холодные и приходят с неожиданной регулярностью. Поэтому посмотрим, что может предложить Prius в качестве зимней подготовки.

О том, что высоковольтная никель-металлогидридная батарея предназначена для холодного климата, уже говорилось. Точных данных о том, насколько низкую температуру он может выдержать, нет, но и особых указаний тоже. В отсутствие специализированных требований для Toyota Prius, рассматривать приходится стандартное официальное ограничение работы для всех моделей Тойота в РФ, которое составляет минус сорок градусов.

Поскольку бензиновый двигатель гибрида может не успевать прогревать салон, главным дополнением российского Приуса является отдельный электрический обогреватель салона. Он, конечно, влияет на экономичность, зато комфорт зимних поездок заметно вырастает. Поимо этого есть двухступенчатый подогрев передних сидений и обогрев зеркал. Индикатор низкого уровня омывающей жидкости тоже можно отнести к специальной подготовке автомобиля в зимних условиях.

Кому чья, а мне досталась трасса… М7

На Казань ведет знаменитая «Владимирка» - трасса М7. Её традиционные заторы на протяжении почти 100 км от Москвы заставляют нервно вздрагивать каждый раз при мысли о поездке в Казань. Но наш маршрут позволял максимальной дугой объехать самые проблемные места, и первые 400 километров до Нижнего Новгорода мы летели в режиме расслабляющего путешествия.

Единственной особенностью нашей «тайной тропы» была её почти полная двухполосность и частая необходимость обгонов. Здесь Приус показал завидную динамичность, совсем не ожидаемую от 98-ми «лошадок» по паспорту. Лёгкость, с которой он набирает скорость, и предсказуемая отзывчивость на прикосновение к педали газа заставляют уважать этого гибрида.

Есть тут только одна проблема: новый Приус отличается хорошей шумоизоляцией и привычной песни двигателя под капотом не хватает. Мотор-генератор работает бесшумно и лишь изредка можно услышать тихий рокоток бензинового двигателя.

Проблема излишней тишины в салоне решается музыкой погромче, но снаружи работу Приуса тоже не слышно! Словно шпион он крадется по дворам и парковкам, двигаясь настолько бесшумно, что окружающие просто не осознают, что автомобиль едет! Поэтому кошек, собак и детей перед началом движения приходится отпугивать от машины гудками.

Давить на газ в дальней дороге интересно лишь вначале, пока не привыкнешь к неожиданным способностям Приуса. Тут в дело вступает круиз-контроль - он хорошо способствует защите кошелька от штрафов из-за скоростных умений гибрида.

Круиз-контроль настолько точно держит скорость, что километров через двести ловишь себя на мысли - почему же здесь нет голосового управления? Зачем здесь эта педаль газа? Почему каждый раз при смене скоростного режима нужно менять режим работы круиз-контроля вручную? Это все-таки 21-й век или нет? Ну, ладно. Может, голосовое управление и излишество. Но почему же нет хотя бы двух предустановок на разные скоростные режимы?

Подвеска, рулевая и ходовая часть Приуса оставляют самое благоприятное впечатление. Ход у него упругий, раскачки нет. Машина отлично держит прямую и входит в повороты, с легкостью игнорирует чуть ли не ураганный ветер и мало подвержена аквапланированию. Вроде бы небольшого - 136 мм - дорожного просвета хватает, чтобы достаточно спокойно чувствовать себя практически на любых асфальтовых дорогах и даже съезжать на более-менее приличные грунтовки.

Ближний и дальний свет близки к идеалу - отлично высвечивается дорожное полотно и подсвечивается обочина, перепад яркости между тенью и световым пятном комфортен для глаз.

Регулировки яркости цифровых приборов достаточно, но способ настройки можно было сделать более дружелюбным и простым.

Приус настолько хорошо приспособлен к дальним путешествиям, что почти девятьсот километров пути пролетают незаметно - словно путешествуешь на поезде. Но, в отличие от поезда, тут куда более удобные кресла, к тому же можно слушать приятную музыку, глазеть по сторонам и останавливаться в приглянувшихся местах по своему усмотрению.

Хотя по дороге встретилось несколько пробок, и дорога оказалась достаточно долгой, усталости от руля нет. Поэтому после заселения в гостиницу остаются силы еще и по городу погулять.

Но первым делом стоит подбить бюджет: ведь главным достоинством Приуса должна оказаться экономичность.

Экономичный или нет?

Производитель заявляет фантастические цифры расхода топлива: 2,9 -3,1 литра бензина на 100 км. Конечно, тут же следуют оговорки про идеальные условия. Однако живём мы не в утопии, а в реальной жизни и интересует нас, что же происходит на самом деле.

Наш средний расход составил 4,9 - 5,0 л на 100 км, то есть почти 900 км до Казани мы доехали практически на одном баке, истратив 45 литров бензина при емкости бензобака 43 литра.

Компьютер Toyota Prius оказался строже к расчетам, выдав 5,1 л/100 км в максимуме. Даже по сегодняшним, взлетевшим ценам на бензин это чуть больше 2000 тысяч рублей. Конечно, получилось не три литра на сотню, но цена за поездку оказалась более чем разумной. Особенно, если учесть, что к экономичной езде по дороге в Казань я не стремилась, пробуя тестовый Приус в различных режимах работы.

Забегая вперед, скажу, что при более вдумчивом использовании возможностей рекуперативного торможения и плавного разгона, расход топлива удалось снизить до 4,0 л на 100 километров.

Но на все 900 километров размеренной езды меня не хватило - стоило начаться двухполосной дороге и постоянным обгонам, как расход немедленно начал подбираться к пяти литрам на сотню. И когда мы снова и снова не видели заветных 3-литровых цифр, Приус каждый раз выдавал мне немного обиженное пожелание уменьшить ускорение на старте.

А если кончится бензин?

Несмотря на то, что Toyota Prius частично электромобиль, осушать бензобак не стоит. Как и обычному автомобилю, ему требуется регулярная заправка углеводородным топливом. Если бензин кончится (или вдруг бензиновый двигатель не заведётся), Приус попросту не «включится» и, соответственно, никуда не поедет. Так что и за 12-вольтовым аккумулятором надо следить, и за «попрошайкой» у стрелочки уровня топлива в бензобаке приглядывать.

В случае длительного простоя может критически разряжаться и основная высоковольтная батарея. На этот случай (простой порядка трех месяцев и больше) нужно отключать батарею от остальной системы. Для этого в багажнике установлен специальный силовой размыкатель, который позволяет сохранить необходимый для дальнейшей работы уровень заряда. Если батарея «умрёт», например, от многолетнего простоя, то помочь сможет только её полная замена.

Интересно, что Prius настолько тихо работает, что его можно попросту забыть включенным. И тогда компьютер посчитает какой-то фантастический средний расход на 100 км.

Prius покоряет Казань

Приусы в Казани очень редки и наш новенький, вызывающе красный Prius четвёртого поколения вызывал на улицах города настоящий фурор.

Казань с любопытством и удовольствием разглядывала дерзкого пришельца. Даже готовившиеся к футбольному мундиалю полицейские и охранники относились к нему очень благосклонно, разрешая позировать с достопримечательностями города. Конечно, если тот не мешал горожанам и другим туристам, силами которых в городе можно было формировать настоящие первомайские демонстрации.

Надо сказать, что за последние 20 лет Казань расцвела и преобразилась. Сейчас мало что напоминает, что когда-то, ещё в советские времена, она была не просто немного мрачноватым городом - Казань носила звание криминальной столицы СССР. Однако внимание к проблемам города, многолетнее развитие инфраструктуры, работа по созданию комфортной жизненной среды, наконец, принесли свои плоды. В Казани стало красиво, чисто, спокойно и интересно.

Успешное проведение в Казани ряда крупных спортивных мероприятий сделали город и горожан совершенно иными, дав всем возможность поверить в себя, научиться наслаждаться жизнью и любоваться своей красотой.

Конечно, жаль, что обновление городов в России редко когда обходится без недостатка уважения к исторической архитектуре. Но новый облик Казани в целом ей к лицу и возможность гулять по красивому городу до тех пор, пока ноги не отвалятся, пожалуй, может стать оправданием ряда волюнтаристских перекосов.

В Казани наш тестовый Приус, наконец-то, смог пройти испытанием городом. Большую помощь в успехах оказала навигационная система - Казнь большая и движение тут запутанное. Во всей красе ей себя показать не удалось из-за частично-хаотичного перекрытия движения в связи с финальной подготовкой города к чемпионату мира по футболу. Однако, вдвоем с мобильным навигатором и некоторой помощью друзей, навигация Приуса стала надежным помощником как по дороге в город, так и в самой Казани.

Пожалуй, в городе Приус умеет подкупить. Очень плавный, приятный старт, шикарное размеренное торможение и великолепная маневренность заставляют просто влюбиться в эту машину.

Прекрасная обзорность и ощущение габаритов позволяют ювелирно лавировать на узких улочках и маневрировать среди машин на тесных парковках.

Особую прелесть Приусу придает элегантное решение для двери багажника: под высоким спойлером прячется дополнительное стекло.

Когда погода хорошая, оно дает серьезное улучшение обзорности и позволяет практически не прибегать к услугам камеры заднего вида.

В дождь его, конечно, забрызгивает водой и тогда Приус превращается в обычный хэтч с ограниченной обзорностью сзади. Однако отлично настроенные зеркала позволяют с лёгкостью пережить эту неприятность.

В городе любопытно отслеживать, как Prius расходует бензин и электроэнергию. Сразу видны стоячие пробки, в которых система рекуперации не позволяет восполнить потерю электроэнергии - здесь расход бензина растёт. Падение же расхода топлива означает более размеренное движение, когда торможения хватает, чтобы зарядить батарею.

Суммарный расход топлива у нового Приуса в итоге снова оказывается достаточно приятным: 4,3 - 4,9 литра бензина на 100 километров. Это, конечно, не заявленные три литра, но если сильно постараться на короткий срок можно увидеть и близкие к этому цифры. Главное, чтобы по пути удачно перемежались спуски и подъемы.

Настала пора прощаться с Казанью. Город впереди ждал футбольный праздник, а нас - обратная дорога.

Неожиданная польза Приуса

Пожалуй, редкий случай, когда дальняя дорога кажется настолько лёгкой, что нестерпимо хочется ещё куда-нибудь заехать. Однако хорошая погода и расслабляюще приятная езда на Toyota Prius делают это возможным.

Недалеко от Казани расцвёл еще один «заморыш» советской эпохи - Свияжск. Город-ключ к Казани, который позволил войскам Ивана Грозного взять в свое время столицу Казанского ханства благодаря недюжинной смекалке и инженерному искусству. Жаль, что многие имена военных инженеров, сумевших в Угличе соорудить целую крепость, сплавить её по Волге и потом собрать за 4 недели на полуострове, под боком столицы Казанского ханства, канули в лету.

Долгие годы тут было красивое место, но в советское время воинствующие атеисты превратили его в юдоль печали и надругательства над историей: «трудовые коммуны» для исправления детей, затем психиатрическая больница в стенах монастыря и овощехранилища в храмах.

Искусство древних русских художников и мастеров в советское время безжалостно уничтожалось с корнем, чтобы и памяти об этом не осталось. Но жизнь интересная штука и умеет поворачиваться в неожиданные стороны. Расцвет Казани - не единственный добрый знак Татарстана. По счастью, достаточно много уделяется внимания налаживанию жизни не только в столице, но и в целом по республике. И немало делается дел по восстановлению исторических памятников. Не остался в стороне и Свияжск. Добрые трудолюбивые руки превратили юдоль скорби в цветущее место, где можно отдохнуть, насладиться красотой архитектуры и природы.

Ровно перед возращением в нашей команде случилась беда: штурман безнадёжно подвернула ногу и практически не могла ходить. Казалось, что никаких экскурсий по Свияжску не получится, ведь здесь хоть и есть местные жители, туристам предлагаются пешие маршруты. Однако служители музея-заповедника, узнав о нашей беде, решили нам помочь и после подробного инструктажа разрешили прокатиться по Свияжску на автомобиле самостоятельно.

Немалую роль, конечно, сыграло то, что время было раннее и туристов ещё было мало. Но главное, что наш автомобиль был гибридом, то есть умел ездить бесшумно и, при необходимости, без выхлопных газов - спецрежим на недолгое время может заставить ездить его исключительно как электромобиль. Вот уж совсем неожиданная польза от Приуса!

Думаю, в этой ситуации нас бы и так пустили из-за очень раннего прибытия и бесконечно доброжелательной внимательности сотрудников музея, но режим электромобиля в нашем Приусе стал последней соломинкой, которая распахнула для нас их сердца.

Подводим итоги

Toyota Prius - обладатель столь дерзкой внешности и столь пышной ауры из огромного количества мифов, что мне очень захотелось разобраться, а стоит ли всё это больше двух миллионов рублей? На поверку вопрос оказался не таким простым, как казался вначале. Дело в том, что прямых конкурентов у Toyota Prius в России нет. Это единственный гибрид, который продается на нашем рынке. Поэтому и сравнивать его цены не с чем.

Пожалуй, наиболее близко к понятию конкурент подбирается Audi A3 Sedan с двигателем 1.4 TFSI cylinder on demand (который при необходимости умеет отключать два цилиндра) и коробкой передач S tronic. Если отвлечься от гибридности, это примерно схожие машины: 150 л.с. Audi A3 примерно соответствуют ощущениям от мощности силовой установки Toyota Prius, они сходны размерами, схожи классами. Так что попробуем сравнить.

Начнем с налога. В разных регионах разница между «до ста» и «после ста» лошадиных сил варьируется, однако, в среднем тарифы различаются в два или больше раза. В 2018-м году владелец Приуса в Москве будет платить 1176 рублей, в то время как владелец Audi A3 мощностью 150 л.с. заплатит уже 5250 рублей. То есть, разница составит 4074 рублей в год.

Страхование ОСАГО также учитывает мощность двигателя. Если для 98 л.с. коэффициент по мощности составит 1, то свыше 100 л.с. уже 1,2. Например, если «базовый» расчет стоимости дал 4000 рублей, то экономия составит как минимум 800 рублей.

Эти два пункта - безусловная выгода Toyota Prius по сравнению Audi A3 Sedan и экономия за 5 лет эксплуатации составит почти 25000 рублей.

К сожалению, дальше очевидные плюсы заканчиваются. Хотя Приусы не входят в число угоняемых машин, а «лошадок» в нём мало, это редкий автомобиль. И если страховаться по КАСКО, вся прибыль от налогов и ОСАГО уйдет на добровольное страхование, причем Audi A3 может выиграть с существенным отрывом.

Но предположим, что вам удалось найти страховщика, у которого стоимость КАСКО для этих двух автомобилей окажется одинаковой. Тут же встанет вопрос планового техобслуживания. Здесь Audi A3 также выиграет, поскольку межсервисный пробег у него составит 15000 км.

Поскольку условия гарантии разные, теперь требуется общий подсчет стоимости километра пути. Если сравнивать заявленный расход для Audi A3 и реальный для Toyota Prius, цифры кажутся примерно одинаковыми. Однако не стоит забывать про «идеальные условия»: для японского гибрида заявленный расход составляет 3 л/100 км, а «честный» средний оказывается 5,0 л /100 км. Поэтому реальный расход Приуса в максимуме окажется ниже среднего для Audi A3, тем более, что практика езды на подобных автомобилях подсказывает, мало какой водитель может пересилить спортивный норов этих агрегатов и начать ездить экономично. В этом плане размеренная уверенность Приуса больше способствует экономичности и достижению заявленных результатов. Во-вторых, Toyota Prius использует 92-й бензин, а Audi A3 - 95-й.

Вот нехитрые расчеты сравнительной стоимости эксплуатации автомобилей без учета стоимости прохождения регулярного техобслуживания и цены КАСКО.

Гипотетический автомобиль-конкурент (150 л.с.)

Цена

2 186 000 руб

Стартовая заявленная цена без учета акций: 1 830 000 руб.

Неизвестно

Разница в цене с Audi A3

356 000 руб

Расход топлива

5,0 л / 100 км (реальный расход)

4,0 л / 100 км (экономичная езда)

5,0 л/ 100 км (округленный заявленный расход для смешанного цикла)

Средний расход 8,0 л / 100 км

Количество литров бензина на 10000 км, л

Бензин

АИ-92, цена 43 руб/л

АИ-95, цена 46 руб/л

Стоимость 10000 км пути, руб.

Стоимость 100000 км, руб.

Экономия для Toyota Prius по сравнению с Audi A3

Audi A3

Экономия по сравнению с расходом топлива 8л/100 км на 100000 км пути

Неснижаемая стоимость эксплуатации: налоги, ОСАГО

Налог на ТС

1176 руб. в год

5250 руб в год

5250 руб в год

5880 руб. за 5 лет

26250 руб. за 5 лет

26250 руб. за 5 лет

20370 рублей выгоды за 5 лет

ОСАГО: коэффициент для Москвы, минимальная разница в цене полиса

Плюс 800 рублей в год (3000 руб. за 5 лет)

Кстати, если самостоятельные подсчеты стоимости путешествий вести утомительно, можно обучить делать это Приус - достаточно вести учет стоимости топлива при заправке.

Получившаяся экономия выглядит не столь существенной, как хотелось бы. Да, за пять лет эксплуатации реальная стоимость Приуса окажется меньше: в зависимости от манеры езды, в самом минимальном варианте выгода от эксплуатации снизит ценник от 36000 рублей до 79000 рублей. Это существенно, но не покрывает оставшейся разницы в цене между Toyota Prius и Audi A3, которая составляет 356 000 рублей.

Предположив, что мы ездим на Приусе экономично, максимально выгадывая на топливе. Тогда получаем разницу в цене с Audi A3 в 277000 рублей.

Очевидно, что при реальном расходе в 4 - 5 л/100 км в разных условиях Prius будет выигрывать на больших пробегах благодаря экономичности. И чем больше пробег, тем больше выгода. Посмотрим, что с гарантией производителя.

Гарантия на Prius пятилетняя, но ограничена достижением 100 000 км (при этом Тойота гарантирует отсутствие сквозной коррозии и производственных дефектов лакокрасочного покрытия кузова автомобиля Toyota в течение 36 месяцев).

В свою очередь, на автомобили марки Audi производителем предоставляется гарантия качества на срок 2 года, а также еще на дополнительные 2 года или до достижения общего пробега автомобиля 120 000 км (в зависимости от того, какое событие наступит ранее), при этом в первые два года пробег не ограничивается и не учитывается.

Глядя на эти условия гарантии, просто не верится, что именно первый вариант относится к гибриду, чья экономичность проявляется на больших пробегах!

Компенсировать условную разницу в 277 тысяч рублей возможно только за счет увеличения пробега. Исходя из 5-летней гарантии, для безусловной выгоды Приус должен «бесплатно» набегать на 55400 рублей в год. Очевидно, что при разнице в полторы тысячи рублей на 10000 километров подобный результат в реальных условиях недостижим. Если ездить на Audi A3 экономично, старательно добиваясь идеального расхода топлива, Приус окажется дороже именно на эти самые 277 тысяч рублей и никакой выгоды не получится.

Поэтому посмотрим, что произойдет, если средний расход сравниваемой с Toyota Prius машины окажется в районе 8 л/ 100 км.

Необходимый для получения нивелирования разницы в цене дополнительный километраж не слишком большой для одной из самых надежных в мире марок. Да, за маркой Toyota закрепилась слава надежности и это всерьез обнадеживает. Но в сумме автомобиль должен пробежать куда больше гарантийного пробега, чтобы стать выгодным и это многих остановит при выборе автомобиля.

Жаль, но объявленный ценник на Toyota Prius при сегодняшних ценах на бензин и существующих условиях гарантии не даёт очевидной выгоды от покупки Приуса.

Лично мне это показалось очень грустным результатом, поскольку есть в Toyota Prius бесконечное очарование счастливого будущего, когда человечество заботится о природе, все живут в мире, счастье, дышат чистым воздухом и пьют чистую воду.

Toyota Prius красив и удобен. Однако при существующих рыночных условиях он останется прекрасным выбором для тех, кто не взирая на цены, ищет приятный и очень необычный автомобиль, ярко выделяющийся из общей массы.

Если же вдруг производитель решит пересмотреть свои гарантийные обязательства или изменит сервисные условия, а может, организует локальную сборку модели и снизит цену… а тут ещё вздорожает бензин или повсеместно начнут запрещать въезд неэкологичных автомобилей, то Toyota Prius немедленно станет не только мечтой идеалистов, но и привлекательным вложением денег для прагматиков.

Текст и фотографии Натальи Парамоновой
Тест-драйв подготовлен редакцией издания "Автодела