16 клапанный инжектор. клапанные моторы на автомобилях марки ВАЗ

Одну из важных ролей в автомобиле играет электропроводка. От неё зависит правильна работа основных устройств и систем, а также автомобиля в целом. Сегодня рассмотрим принципиальные схемы электропроводки семейства ВАЗ-2110.

Электропроводка ВАЗ-2110 двух типов: карбюратор и инжектор . В них есть небольшие отличия, но основные принципы в работе и прокладывании проводки одинаковые. По месту расположения проводка различается на: подкапотную и салонную . Все электрооборудование автомобиля соединено с помощью проводов определённого цвета. К каждому элементу через колодки, предохранители идет свой жгут проводов.

Напряжение бортовой сети 12В постоянное, минус на корпусе автомобиля.

Имея схему электропроводки и зная принципы работы основных узлов автомобиля совсем не трудно найти неисправность и причину её возникновения.

Перед началом ремонта электропроводки автомобиля (если это не связано с поиском неисправности) с аккумулятора (АКБ) следует снять клеммы.

Электрическая схема карбюраторной системы зажигания автомобиля

На первых выпусках ВАЗ-2110 устанавливался карбюратор, который впоследствии сменился на инжектор, как более современная и надежная система, обеспечивающая экономичную стабильную работу двигателя. Электропроводка двигателя с карбюратором включает в себя практически те же системы жизнеобеспечения автомобиля, что и с инжектором.

1 – блок-фара 37 – комбинация приборов
2 – датчик износа колодок передних тормозов 38 – выключатель заднего противотуманного
света
3 – датчик включения электродвигателя
вентилятора
39 – контрольная лампа противотуманного
света
4 – электродвигатель вентилятора системы
охлаждения двигателя
40 – контрольная лампа обогрева заднего
стекла
5 – звуковой сигнал 41 – часы
6 – генератор 42 – выключатель обогрева заднего стекла
7 – датчик уровня масла 43 – подрулевой переключатель
8 – блок управления электромагнитным клапаном
карбюратора
44 – колодка для переключения проводов
при установке блок-фар другого типа
9 – контроллер отопителя 45 – выключатель освещения приборов
10 – выключатель клапана рециркуляции 46 – выключатель зажигания
11 – лампа подсветки рычагов управления
отопителем
47 – колодки для подключения жгута проводов
очистителей фар
12 – коммутатор 48 – розетка для переносной лампы
13 – концевой выключатель карбюратора 49 – плафон направленного света
14 – датчик контрольной лампы давления
масла
50 – выключатель сигнала торможения
15 – свечи зажигания 51 – плафон освещения салона
16 – электромагнитный клапан карбюратора 52 – блок бортовой системы контроля
17 – датчик указателя температуры охлаждающей
жидкости
53 – датчик указателя уровня топлива
18 – распределитель зажигания 54 – выключатель аварийной сигнализации
19 – катушка зажигания 55 – датчик ремня безопасности водителя
20 – стартер 56 – прикуриватель
21 – электродвигатель вентилятора отопителя 57 – лампа подсветки пепельницы
22 – дополнительный резистор электродвигателя
отопителя
58 – выключатель лампы освещения вещевого
ящика
23 – датчик скорости 59 – колодка для подключения бортового
компьютера
24 – выключатель света заднего хода 60 – лампа освещения вещевого ящика
25 – микромоторедуктор привода заслонки
отопителя
61 – боковой указатель поворота
26 – клапан рециркуляции 62 – выключатель в стойке передней двери
27 – датчик уровня тормозной жидкости 63 – выключатель в стойке задней двери
28 – колодки для подключения электродвигателя
омывателя заднего стекла
64 – выключатель контрольной лампы стояночного
тормоза
29 – аккумуляторная батарея 65 – фонарь освещения багажника
30 – электродвигатель омывателя ветрового
стекла
66 – датчик температуры воздуха в салоне
31 – датчик уровня омывающей жидкости 67 – наружный задний фонарь
32 – датчик уровня охлаждающей жидкости 68 – внутренний задний фонарь
33 – электродвигатель очистителя ветрового
стекла
69 – фонарь освещения номерного знака
34 – монтажный блок 70 – колодка для подключения элемента
обогрева заднего стекла
35 – колодки для подключения жгута предупредительного
света
71 – колодка для подключения дополнительного
сигнала торможения
36 – переключатель наружного освещения

А — порядок условной нумерации штекеров в колодках монтажного блока,
комбинации приборов, выключателя зажигания и моторедуктора очистителя ветрового
стекла
Б — порядок условной нумерации штекеров в колодках датчика-распределителя
зажигания и датчика скорости

Примечания:
1. В жгуте проводов панели приборов вторые концы проводов белого, черного,
оранжевого цветов, белого с красной полоской и желтого с голубой полоской соединены
между собой в одних точках.
2. Изгибы проводов в местах входа в жгут показывают направления их прокладки
в жгуте.

Электрическая схема бесконтактной системы зажигания автомобиля

Карбюратор – это уже устаревшая деталь автомобиля. Он и менее надежен, и не в силах обеспечить такую точную подачу топливной смеси. В поздних выпусках карбюраторная система зажигания была заменена на инжекторную. Контролер в этой системе «считывает» работу всех систем, тем самым определяя и задавая многие показатели – расчет топливной смеси и т.п.

Поиск неисправности проводки необходимо начинать искать в контактах. Причем, проверять нужно все провода, которые входят в жгут: их визуальную целостность, сопротивление, надежность контактов и т.п. Подкапотная проводка имеет идентичные штекера.

Кроме той проводки, которая предусмотрена для ВАЗ 2110- карбюратор, «десятка» - инжектор укомплектована также рядом плавких предохранителей, которые защищают почти всю ее от возможности замыкания. Блок предохранителей и реле в автомобилях ВАЗ-2110 находится в салоне автомобиля у водительского сиденья, левее и ниже руля.

Блок предохранителей ВАЗ-2110, ВАЗ-2111, ВАЗ-2112

Предохранители ВАЗ-2110 (номер, номинал и за что отвечает)

Конструктивно не предусмотрены предохранители только для подачи тока проводом от аккумулятора, в цепи запуска машины и зажигания, а также для провода, идущего к генератору.

Чтобы заменить неисправный предохранитель, сначала найдите тот, который сгорел и обязательно устраните причину. После этого установите новый того же номинала.

Не заменяйте плавкие предохранители на перемычки из-за этого может прийти в негодность блоки и устройства, а также возгорание проводки!

F1 - 5А - Лампы фонарей освещения номерного знака. Лампы освещения приборов. Контрольная лампа габаритного света. Лампа освещения багажника. Лампы габаритного света левого борта.
F2 - 7,5А - Левая фара (ближний свет).
F3 - 10А - Левая фара (дальний свет).
F4 - 10А - Правая противотуманная фара.
F5 - 30А - Электродвигатели стеклоподъемников дверей.
F6 - 15А - Переносная лампа.
F7 - 20А - Электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя. Звуковой сигнал.
F8 - 20А - Элемент обогрева заднего стекла. Реле (контакты) включения обогрева заднего стекла.
F9 - 20А - Клапан рециркуляции. Очистители и омыватели ветрового стекла и фар. Реле (обмотка) включения обогрева заднего стекла.
F10 - 20А - Резервный.
F11 - 5А - Лампы габар.итного света правого борта.
F12 - 7,5А - Правая фара (ближний свет).
F13 - 10А - Правая фара (дальний свет). Контрольная лампа включения дальнего света.
F14 - 10А - Левая противотуманная фара.
F15 - 20А - Электрообогрев сидений. Блокировка замка багажника.
F16 - 10А - Реле-прерыватель указателей поворота и аварийной сигнализации (в режиме аварийной сигнализации). Контрольная лампа аварийной сигнализации.
F17 - 7,5А - Лампа освещения салона. Лампа индивидуальной подсветки. Лампа подсветки выключателя зажигания. Лампы стоп-сигнала. Часы (маршрутный компьютер).
F18 - 25А - Лампа освещения вещевого ящика. Контроллер отопителя. Прикуриватель.
F19 - 10А - Блокировка замков дверей. Реле контроля исправности ламп стоп-сигнала и габаритного света. Указатели поворота с контрольными лампами. Лампы света заднего хода. Обмотка возбуждения генератора. Блок индикации бортовой системы контроля. Комбинация приборов. Часы (или маршрутный компьютер).
F20 - 7,5А - Лампы задних противотуманных фонарей.

Реле блока предохранителей (номер и что включает)

К1 – реле контроля исправности лампочек;
К2 – реле передних дворников;
K3 – реле-прерыватель повторителей и аварийной сигнализации;
К4 – реле включения ближнего света;
К5 – реле включения дальнего света;
К6 – дополнительное реле;
К7 – реле включения обогрева заднего стекла;
K8 – резервное реле (на автомобилях серии 110 не устанавливается);

Электрическая схема автомобиля ВАЗ-21102

1 — блок-фара 35 — выключатель освещения приборов
2 — датчики износа колодок передних тормозов 36 — выключатель зажигания
3 — выключатель света заднего хода 37 — монтажный блок
4 — электродвигатель вентилятора системы охлаждения двигателя 38 — выключатель клапана рециркуляции
5 — звуковой сигнал 39 — контроллер отопителя
6 — моторедуктор блокировки замка правой передней двери 40 — выключатель аварийной сигнализации
7 — реле включения электростеклоподъемников 41 — лампа освещения рычагов управления отопителем
8 — предохранитель на 8 А 42 — лампа освещения вещевого ящика
9 — стартер 43 — выключатель лампы освещения вещевого ящика
10 — аккумуляторная батарея 44 — прикуриватель
11 — генератор 45 — блок индикации бортовой системы контроля
12 — электродвигатель омывателя ветрового стекла 46 — лампа освещения пепельницы
13 — датчик уровня омывающей жидкости 47 — выключатель сигнала торможения
14 — моторедуктор блокировки замка левой передней двери 48 — моторедуктор блокировки замка левой задней двери
15 — переключатель электростеклоподъемника левой передней двери 49 — переключатель электростеклоподъемника левой задней двери
16 — датчик уровня охлаждающей жидкости 50 — моторедуктор электростеклоподъемника левой задней двери
17 — моторедуктор очистителя ветрового стекла 51 — розетка для переносной лампы
18 — клапан рециркуляции 52 — часы
19 — микромоторедуктор привода заслонки отопителя 53 — моторедуктор электростеклоподъемника правой задней двери
20 — электродвигатель отопителя 54 — переключатель электростеклоподъемника правой задней двери
21 — выключатель замка багажника 55 — моторедуктор блокировки замка правой задней двери
22 — переключатель электростеклоподъемника правой передней двери 56 — боковой указатель поворота
23 — моторедуктор электростеклоподъемника правой передней двери 57 — выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
24 — блок управления системы блокировки замков дверей 58 — датчик ремня безопасности водителя
25 — дополнительный резистор электродвигателя отопителя 59 — плафон направленного света
26 — датчик уровня тормозной жидкости 60 — плафон освещения салона
27 — моторедуктор электростеклоподъемника левой передней двери 61 — датчик температуры воздуха в салоне
28 — переключатель наружного освещения 62 — выключатель в стойке передней двери
29 — комбинация приборов 63 — выключатель в стойке задней двери
30 — выключатель заднего противотуманного света 64 — наружный задний фонарь
31 — контрольная лампа противотуманного света 65 — внутренний задний фонарь
32 — контрольная лампа обогрева заднего стекла 66 — фонари освещения номерного знака
33 — выключатель обогрева заднего стекла 67 — фонарь освещения багажника
34 — подрулевой переключатель

А — колодки для подключения электродвигателя омывателя заднего стекла.
В — колодки для подключения жгута системы впрыска.
С — к колодке жгута предупредительного света.
D — колодка для подключения к бортовому компьютеру.
Е — к колодке жгута очистителей фар.
F — колодка для подключения к датчику уровня топлива в модуле электробензонасоса.
G — к элементу обогрева заднего стекла.
H — колодка для подключения дополнительного сигнала торможения.
J — к моторедуктору замка багажника.

Применяется на ВАЗ 2110 8 клапанов инжектор для регулировки впырыска топлива в систему. Малейшие отклонения в его работе негативным образом отражаются на функционировании двигателя «железного коня». В конце 70-х гг ушедшего столетия инжекторный двигатель ВАЗ 2112 стал результатом многолетних поисков экономически обоснованной формы. Использованное техническое решение делает моторы безопаснее — при возможном обрыве поршни не будут ударяться о клапаны.

Инжектор — устройство, осуществляющее смешение потоков воздуха и топлива в соотношении 14 к 1. Чем точнее это происходит, тем выше мощность двигателя транспортного средства. Ходовые показатели «железного коня» зависят от соотношения атмосферного давления окружающего воздуха и вакуума. Оптимизировать впрыск топлива помогают датчики, контролирующие параметры двигателя ВАЗ 2112 и 2110.

На впускном коллекторе расположена рампа, где локализована смесь воздуха и топлива. Перекачку из топливного бака производит топливный насос, работающий на электрическом приводе. В идеальном состоянии двигатель ВАЗ 2112 характеризуется герметичностью, обеспечивающей надлежащий уровень давления в системе. Второй важный элемент системы — заслонка дросселя.



При нормальных условиях упомянутый элемент отвечает за количество подаваемого в двигатель ВАЗ 2110 бензина. Система подачи топлива включает в себя:

  • бензиновый насос, который приводится в движение ротором двигателя;
  • фильтр;
  • трубки;
  • рампу в моторе;
  • гибкие патрубки;
  • дроссельный узел;
  • схему датчиков (расположены между фильтром и дросселем).

Понять, чем именно отличается двигатель ВАЗ 2110 и более поздней модели с инжекторной системой впрыска, можно только при детально осмотре. С конструктивной точки зрения новая и стая формы «сердца» автомобиля не имеют различий. Несовпадения проявляются на уровне небольших деталей. К примеру, двигатель ВАЗ 2112 или 2110 имеет ровно 8 клапанов. Не стоит упускать из поля зрения термостат.

Инжекторный мотор характеризуется наличием большого количества деталей, часто выходящих из строя. Именно во время профилактических осмотров в обязательном порядке проверяется термостат с инжекторной формой впрыска топлива. Если регулярный осмотр мотора не проводится, то повышается вероятность длительного простоя из-за поломки.



Диагностирование технических неисправностей

Распространенный недуг двигателя ВАЗ 2112 — сбой в работе одного из многочисленных датчиков. Первым в списке потенциальных мишеней расположен контроллер массового расхода воздуха. Самостоятельно определить поломку в моторе сложно, но можно. Внимание необходимо обратить на обороты двигателя транспортного средства и уровень потребления ГСМ. Если показатели превышают указанные в инструкции по технической эксплуатации значения, следует провести диагностику. Медлить с этим не стоит, иначе ВАЗ 2112 16 клапанов рискует надолго стать не выездным из гаража. На втором месте находится сбой в работе гибкого патрубка.

В рабочем состоянии его длина достаточна для формирования необходимого для работы двигателя количества топливной смеси. Как только нарушается герметичность, происходят поломки мотора. К основным последствиям относятся:

  • повышенный расход ГСМ;
  • снижение мощности;
  • уменьшение динамики разгона;
  • появление в моторе слоя отложений неотфильтрованных веществ.

Актуальность последнего пункта возрастает по мере ухудшения технических условий эксплуатации. Нередко езда в большом городе негативным образом сказывается на работе фильтра мотора. Химические элементы, присутствующие в воздухе мегаполисов, приводят к неспособности упомянутого устройства подавать в смесительную камеру чистый воздух. В результате ремонт двигателя ВАЗ становится неизбежным.

Восстановление работоспособности автомобиля

Внимание автовладельца — залог здравия «железного коня». Отсутствие реакции мотора на поворот ключа зажигания в системе говорит о проблемах, в первую очередь, с инжектором. Первоначальный осмотр начинается с визуального изучения. ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов не должен иметь визуальных повреждений или сколов. Для осмотра при помощи инструментов бережно снимается крышка штуцера мотора.

Сразу после удаления золотника надлежит проверить корректность работы двигателя. В нормальном состоянии моторы ВАЗ характеризуются показателями манометра в пределах от 2,8 до 3,2 атм. Если фактический показатель ниже указанного значения, мотор нуждается в углубленной проверке. Велика вероятность, что причина неисправности кроется в гибком патрубке.



В нормальном состоянии ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов полностью герметичен. Если проверка в условиях гаража или СТО не помогла выявить место разгерметизации, сломанный мотор нуждается в замене вышедшего из строя агрегата. Сложнее, если показания манометра выше указанных значений. В этом случае двигатель 16 клапанный или его аналог нуждается в замене стартера. Схема действий при этом следующая:

  • снять тяговое реле;
  • открутить 2 болта ключом на 13;
  • снять одну гайку; если моторами долгое время профессионально не занимались, то указанная процедура несколько затрудняется; ослабить ход по резьбе поможет увеличенное физическое усилие; тем не менее, слишком сильно стараться не нужно, иначе 16 или 8 клапанный двигатель выйдет из строя;
  • демонтировать корпус стартера;
  • проверить щетки — самый уязвимый элемент; 8 или 16 клапанный двигатель нередко выходит из строя именно в результате нарушения целостности упомянутых щеток. Выявленные минимальные повреждения на них — повод осуществить немедленную замену. Медлить с указанной процедурой не стоит.

Значительно реже причиной неисправности становится засоренный редуктор. Стандартный 8 клапанов инжектор характеризуется повышенной чувствительностью к внешним загрязнителям.

Тщательная прочистка редуктора существенно снижает вероятность возникновения проблем с мотором.


Редко встречаемые виды поломок

В случае если все вышеперечисленное не принесло желаемого эффекта, необходимо искать причину дальше. С большой вероятностью можно утверждать, что ВАЗ 2110 инжектор 8 клапанов стал жертвой сбоя в работе шестерни редуктора. При значительных нагрузках они гораздо быстрее изнашиваются.

При регулярных технических обслуживаниях устройство двигателя ВАЗ 2110 служит исправно, но если таковые осмотры носят нерегулярный характер, с ВАЗ 2110 16 клапанов случаются неприятности. Если и техосмотр не помог устранить проблемы с автомобильным мотором, в ручном режиме проверяются все детали редуктора.

Он устроен таким образом, что при незначительной поломке всего одной детали все устройство перестает функционировать. Оживить ВАЗ 2110 16 клапанов поможет углубленный осмотр. С моторами ВАЗ случаются различные поломки, но определить и устранить таковые можно за 2-3 часа. Если по истечении указанного срока ВАЗ 2112 устройство не раскрыло тайну поломки, проще заменить редуктор.

Значительно реже винить следует неправильно осуществленный тюнинг «железного коня». При установке дополнительных элементов, не предусмотренных первоначальной комплектацией на моторы, допускается нарушение герметичности системы. На втором месте находится экологическая проблема. Увеличенный объем проходящего воздуха несет больше частичек пыли, грязи и химических элементов, засоряющих систему.


Инжекторная система двигателей улучшила ходовые показатели модельного ряда ВАЗ. При этом водитель вынужден уделять больше внимания техническому состоянию «железного коня», что снизит вероятность простоя ввиду поломки.

Двигатель 2111 продолжил серию силовых установок, выпускаемых ВАЗом, сменив на конвейере модели 21083 и 2110. Этот мотор считается первым полностью доработанным отечественным инжекторным движком.

Применение и общая характеристика двигателя

Агрегат 2111 мог устанавливаться на всю линейку Самара", начиная с 2108 и заканчивая 2115, а также на «десятку» и ее модификации (2110-2112).

Рабочий цикл 2111 (инжектор) - классический, то есть осуществляется в четыре такта. Топливо в камеру сгорания подается через форсунки. Цилиндры расположены в один ряд. Распредвал установлен сверху. Охлаждение ДВС осуществляется принудительно при помощи закрытой жидкостной системы, а смазывание деталей обеспечивает комбинированная система смазки.

Технические характеристики инжекторного двигателя ВАЗ-2111

  • Число цилиндров (шт.) - 4.
  • Количество клапанов (общее) - 8 шт. (по два на каждый цилиндр).
  • Рабочий объем - 1490 см куб.
  • Величина сжатия - 9,8.
  • Мощность при скорости вращения коленвала 5400 об/мин. - 77 л. с., или 56,4 кВт.
  • Минимально возможная частота коленвала, при которой мотор продолжает работать устойчиво - 750-800 об./мин.
  • Диаметр одного цилиндра - 82 мм.
  • Длина вертикального хода поршня - 71 мм.
  • Крутящий момент (максимальный) - 115,7 Нм (при 3 тыс. об./мин.).
  • Порядок воспламенения смеси в цилиндрах стандартный: 1-3-4-2.
  • Рекомендуемый тип топлива - Аи-95.
  • Рекомендуемый тип свечей зажигания - А17 ДВРМ или их аналоги, например, BPR6ES (NGK).
  • Масса мотора без учета тех. жидкостей - 127,3 кг.

Расположение под капотом автомобиля

Двигатель 2111 в совокупности с коробкой передач и механизмом сцепления составляет единый силовой блок, который в подкапотном пространстве машины закреплен на трех резинометаллических опорах.

Справа (если смотреть по направлению движения автомобиля) от блока цилиндров расположен комплекс приводов: вала распределительного, а также насоса для перекачки по системе охлаждения антифриза. Приводы выполнены в виде соединенных одним ремнем. С этой же стороны установлен генератор, который также посредством соединен со шкивом коленвала.

Слева на блоке цилиндров закреплен термостат с датчиком температуры.

В передней части снизу стоит стартер. Между ним и генератором находится модуль зажигания, от которого идут высоковольтные провода к свечам. Там же (правее модуля) установлен щуп, погруженный в картер двигателя, для ручного контроля уровня масла.

В задней части БЦ установлен ресивер с топливной рампой и форсунками, чуть ниже находится масляный фильтр, а также впускной и выпускной коллекторы.

Особенности блока цилиндров двигателя 2111 (инжектор, 8 клапанов)

Прежде всего, отличить блок цилиндров модели 2111 от блока 21083 можно по дополнительным отверстиям, используемым для крепления кронштейна генератора, а также модуля зажигания и детонационного датчика.

Отверстия под болты для монтажа головки блока имеют размер резьбы М12 х 1,25. Высота блока, если за эту величину брать расстояние от оси коленвала до площадки, на которую устанавливается ГБЦ, составляет - 194,8 см. Исходный диаметр цилиндра равен 82 мм, но ремонтную расточку можно проводить на 0,4 мм или же на 0,8 мм. Предельный износ «зеркала» (поверхности) цилиндра не должен быть больше 0,15 мм.

В двигателе 2111 установлен коленвал мод. 2112-1005015. По своим посадочным местам он идентичен валу 2108, но его противовесы имеют больший размер, и кроме того, они прошли дополнительную заводскую обработку, в результате которой удалось добиться значительного снижения вибрации при вращении, а также повысить его общую надежность.

Поршни и шатуны

По своим размерам поршни двигателя 2111 (инжектор) аналогичны тем, что устанавливались на 21083 и также имеют противоударную выемку на днище, обеспечивающую сохранность клапанов, если произошел обрыв ремня ГРМ.

Отличие заключается в специальных канавках под стопорные кольца, которые предотвращают смещение поршневого пальца. Сам палец отличается от того, что использовался на модели 2108. Если наружный диаметр остался прежним, то есть - 22 мм, то внутренний уменьшили до 13,5 мм (был - 15). Кроме того, его немного укоротили - на 0,5 мм (60,5 мм).

Размер поршневых колец не модифицировался - 82 мм, а вот шатун переделали: его нижняя головка стала более массивной, поменялся профиль, для его изготовления использовался более прочный сплав, устойчивый к механическим воздействиям.

Длина шатуна составляет 121 см.

Головка блока цилиндров

ГБЦ инжекторного двигателя 2111 такая же, как устанавливалась на модель 21083, отличие только одно - крепежные болты головки имеют большую длину.

Аналогичен 2110. Его посадочные размеры совпадают с валом от 2108, но профиль кулачков несколько иной, из-за чего увеличился подъем клапанов: впускные - 9,6 мм, выпускные - 9,3 мм (на 2108 и те и другие поднимались на 9 мм). Кроме того, были измены углы наклона кулачков относительно паза, в который устанавливается шпонка шкива приводного ремня ГБЦ.

Благодаря внесенным изменениям производителю удалось улучшить характеристики двигателя 2111.

Что касается привода ГРМ, то он конструктивно такой же, как и на 21083. Ремень (шириной 19 мм) имеет 111 зубьев с эвольвентным профилем.

Другие особенности двигателя

Из-за того что после обновления двигателя в нем возрос крутящий момент, была изменена и конструкция маховика: поверхность под сцепление увеличилась со 196 до 208 мм, ширина венца также возросла до 27,5 мм (прежняя была 20,9), кроме того, изменились размеры и форма его зубьев.

Стартер соответствует модели 2110, ведущая шестерня которого имеет 9, а не 11 зубцов.

На этом силовом агрегате установлен масляный насос 2112, отличие которого от модели 2108 заключается лишь в том, что крышка корпуса изготовлена из алюминия, на которую крепится датчик коленвала.

Водяная помпа в составе системы охлаждения такая же, как и на 2108.

Генератор имеет маркировку 9402 3701 (80 А).

Управление двигателем осуществляется электронным блоком (ЭБУ). На эту роль подходят контроллеры (Bosch, GM или «Январь»).

Стал очередным конструктивным прорывом для “Автоваза”. Наконец то 4-цилиндровые силовые агрегаты отечественного производителя получили современную систему ГРМ с двумя распредвалами и 4 клапанами на цилиндр. Всего на “десятку” устанавливали два основных 16-клапанных инжектора. Это двигатель объемом 1.5 литра модели 2112 и 21124 объемом 1.6 литра.

Самое интересное, что инжекторный мотор объемом 1.5 литра мощнее, своего более объемного собрата. Двигатель ВАЗ-2112 развивает 93.5 лошадиные силы, в то время как ВАЗ-21124 всего 89 л.с. Компрессия в 1.5 литровом 16-клапаннике чуть выше. Однако мотор 2112 имеет один недостаток. В случае обрыва ремня гнутся клапана, что приводит к очень дорогостоящему ремонту. У двигателя ВАЗ-21124 эту проблему решили, сделав в днище поршней специальные выемки под клапана, это конечно снижает компрессию, зато клапана не гнутся при обрыве ремня ГРМ.

Характеристики ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов

В техническом плане 16-клапанные моторы ВАЗ 2110 практически одинаковы, однако из-за разницы рабочих объемов есть некоторые отличия. Так двигатель 21124 имеет увеличенных ход поршня, поэтому высота чугунного блока цилиндров на несколько миллиметров больше. Диаметр цилиндров обоих двигателей одинаков – 82 мм. Далее более подробные технические характеристики инжекторных двигателей “десятки” с 16-клапанами.

ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов 1.5 литра

  • Рабочий объем – 1499 см3
  • Количество цилиндров – 4
  • Количество клапанов – 16
  • Диаметр цилиндра – 82 мм
  • Ход поршня – 71 мм
  • Мощность – 93 л.с. (68 кВт) при 5600 оборотах в минуту
  • Крутящий момент – 128 Нм при 3800 оборотах в минуту
  • Степень сжатия – 10.5
  • Разгон до 100 км/ч – 12.5 секунд
  • Максимальная скорость – 180 километров в час

ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов 1.6 литра

  • Рабочий объем – 1596 см3
  • Количество цилиндров – 4
  • Количество клапанов – 16
  • Диаметр цилиндра – 82 мм
  • Ход поршня – 75.6 мм
  • Мощность 16 кл. – 89 л.с. (65.5 кВт) при 5600 оборотах в минуту
  • Крутящий момент 16 кл. – 131 Нм при 3800 оборотах в минуту
  • Степень сжатия – 10.3
  • Система питания – распределенный впрыск
  • Разгон до 100 км/ч – 12 секунд
  • Максимальная скорость – 185 километров в час
  • Средний расход топлива – 7,2 литра

При всех плюсах 16-клапанного бензинового двигателя ВАЗ-2110, этот силовой агрегат технологически сложнее своих 8-клапанных собратьев. Головка блока цилиндров изготовлена из алюминиевого сплава и имеет довольно внушительные размеры. Банальная регулировка клапанов занимает довольно длительное время, а уж капитальные ремонт ГБЦ 16-клапанного двигателя довольно трудозатратное мероприятие.

Чаще всего практически все владельцы 16-клапанных инжекторных моторов “десятки” сталкиваются с заменой ремня ГРМ, что тоже требует повышенного внимания. Ведь шкивов распредвала уже два, плюс добавляется обводной ролик ГРМ. При установке нового ремня необходимо совместить три метки, на шкивах распредвала и шкиве коленвала. В теории это выглядит примерно вот так, как на изображении далее.

Это подробная схема ГРМ 16-клапанного инжектора ВАЗ-2110 . А вот так все выглядит на реальной фотографии установленного ремня ГРМ.

Устройство ГРМ ВАЗ 2110 инжектор 16 клапанов в принципе мало отличается от устройства двигателей DOHC иномарок. Так что если у вас есть опыт замены ремня на “десятке”, то проблем с этой операцией на других автомобилях с таким же мотором проблем не вызовет. Стоит еще раз напомнить, что неправильная установка ремня на 16-клапанном моторе объемом 1.5 литра может привести к загнутым клапанам. Так что обязательно перепроверьте, что все метки четко совпадают. Так же ремень должен быть достаточно натянут, в противном случаем может случится перескакивание ремня ГРМ, что вызовет неизбежные проблемы.

ВАЗ-2112 стал последним в линейке 10-й модели. Это современная и динамичная машина, в которой значительно улучшились эксплуатационные, а также внешние показатели. Стоит сказать, что это самое продаваемое авто. Покупатели привлекаются низкими ценами, отличной ремонтопригодностью, а также высокой практичностью.

История модели

Десятое семейство переднеприводных моделей Волжского завода началось в 1995 году, с модели 2110 с кузовом седан. Затем в 1998 году на заводе запустили сборку универсала - 2111. В 99-м завод стал выпускать хетчбеки.

В первые годы выпуска для 2110 использовали 1,5-литровый шестнадцатиклапанный двигатель. В то время это был максимум возможностей завода.

В 2000 году завод представил новую версию хетчбека - ВАЗ-2112, 16 клапанов. По сравнению с обыкновенной восьмиклапанной версией автомобиль имел больше мощности и динамичности. Модель сразу же покорила автолюбителей, внешность ее была спортивной.

Комплектации

Автомобиль выпускался и предлагается в комплектациях «Люкс» и «Норма». «Норма» от люксовой версии отличается лишь тем, что не было маршрутного компьютера, противотуманных фар, комплекта легкосплавных дисков, системы очистки фар.

«Норма» оснащена электрическими стеклоподъемниками для всех четырех окон, центральным замком, приводом дистанционного открытия багажника, рулевой колонкой с возможностью регулировок по высоте, иммобилайзером.

Что самое интересное, ни в одной из комплектаций (насколько дорогими они бы ни были) нет кондиционера. По сегодняшним меркам это достаточно большой минус, из-за которого водители все чаще смотрят в сторону подержанных иномарок.

Внешний вид и устройство кузова

Что касается габаритов, то ВАЗ-2112 (16 клапанов) уменьшился в длину на 93 мм. Это изменение произошло в районе заднего свеса. Но при этом размер колесной базы не трансформировался. Длина кузова составила 4170 мм. А высота 1676 мм и ширина 1430 мм остались традиционными для «десятого» семейства. Линия верха на этом кузове очень плавно превращается в достаточно короткий задний свес и большое антикрыло. Эта конструкция позволила разработчикам сделать автомобиль более управляемым.

Если сравнить этот хетчбек с более классическими моделями ВАЗ, то стоит отметить, что «двенашка» имеет лучшие аэродинамические характеристики и современный внешний вид. Модель является очень популярной у любителей тюнинга.

Полностью оцинкованный кузов «десятки», ставший в свое время очень популярным, все-таки подвергается коррозии. Многие владельцы новых автомобилей не посчитали нужным выполнить антикоррозийную обработку. Днище очень быстро ржавело до дыр.

Интерьер и салон

В интерьере ВАЗ-2112 (16 клапанов) - все лучшее от двух братьев. Здесь соединились самые лучшие характеристики салона универсала. Спинки задних кресел разделяются на две части. Каждую из них можно сложить. Так значительно увеличивается объем багажника. И это единственное достоинство. В салоне все скромнее, чем в любых иномарках таких же классов и тех же годов.

Владельцы говорят, что мало света как в салоне, так и на приборной панели. Все панели, казалось бы, отлично собраны, но вот все равно где-то что-то поскрипывает. Центральный тоннель рядом с ручным тормозом оснащен кнопками для управления стеклоподъемником - считается, что пользоваться этим не очень удобно. Для пассажиров сзади таких опций нет - в базовой комплектации даже механических ручек не предусмотрено.

Еще один минус, как считают владельцы автомобиля ВАЗ-2112 (16 клапанов), - полное отсутствие хоть какой-нибудь звукоизоляции. При движении с включенной музыкой отчетливо слышно, как трудятся двигатель и гидроусилитель.

Большая беда - неимоверно тесный блок педалей.

От края тормоза до консоли - чуть более 10 см. Многие жалуются на этот очень узкий проем. Для того чтобы работать с педалью газа, приходится вывернуть ногу боком. А если не вывернуть, то при зажатии педали акселератора нога цепляет тормоз. В 2110 с этим все в порядке. Может быть, причина здесь в том, что платковая накладка сделана более выпуклой? Возможно.

А передние кресла выполнены удачно. Они дополнительно оснащены поддержкой сбоку. Но и тут все не так однозначно. Многие жалуются на неудобные регулировки. Но крупные люди отлично помещаются в салон и в водительское кресло - это достоинство, так как места немного.

Еще одной положительной чертой считается маленькая высота полки багажника. Стоит открыть пятую дверь, и ничто не мешает погрузке.

В машине хорошая обзорность. Но зеркалом в салоне пользоваться не слишком удобно из-за больших стоек и наклона стекла. Задние пассажиры тоже отмечают отличные характеристики в этом плане. Но мало места над головами сзади.

Ходовая часть и рулевое управление

Основная претензия к ходовой - излишняя мягкость. Это все из-за переработанной системы подвески. Но многим водителям не хватает обратной связи. И при этом машина отлично управляется. Немного повернув рулевое колесо, вы сразу почувствуете результат. По инерции этот хетчбек во много раз превосходит и седан, и универсал. Но вращать руль при малых скоростях довольно тяжело. Вина в этом полностью ложится на гидроусилитель. Он снижает усилие, однако машина не делается от этого более послушной.

Ездовые характеристики достаточно уверенные. На льду автомобиль управляется. ABS здесь, конечно, нет. Тормоза с вакуумным усилителем и дисками - спереди, а сзади - барабанные. Тормозят - и хорошо.

Двигатель ВАЗ-2112 (16 клапанов)

В качестве силового агрегата инженеры использовали кое-что новое. Создавали агрегат не заново, а на базе Он сохранил все геометрические характеристики 83-го, однако при этом полностью отличается от него как по мощности, так и по другим характеристикам. В разработке его принимали участие именитые автомобильные бренды. Двигатель отличается высокой экономичностью. Среди минусов - слабый крутящий момент на низких оборотах. Также владельцы пишут в отзывах о слабом ременном приводе, если оборвется ремень ГРМ.

ВАЗ-2112 (16 клапанов) имеет объем двигателя 1,5 л. Мощность, которую он может выдать, - 93 л. с. Крутящий момент составляет 133 Нм на 3300 об. Что касается экологических норм, то мотор разработан под "Евро-3". На каждый цилиндр работает по 2 клапана. Один - на впуск, второй - на выпуск.

Особенности конструкции

Четырехтактный двигатель автомобиля ВАЗ-2112 (инжектор 16 клапанов) отличается рядным расположением цилиндровой и Коленчатый вал в этом агрегате общий для двух распределительных валов. Система охлаждения на основе жидкости, закрытого типа. Циркуляция охлаждающей жидкости принудительного типа. Смазочная система комбинированная.

Блок цилиндров, шатуны, поршни

Двигатель ВАЗ-2112 (16 клапанов) оснащен блоком, отлитым из чугуна высокой прочности. С первого взгляда кажется, что он полностью аналогичен модели 21083. Но это не так. Основное отличие - меньший на 10 мм диаметр болтов головки. Другие приливы под датчики системы впрыска и другая технология хонингования.

Шатуны изготовлены из стали методом ковки. Они отличаются двутавровым сечением. Эти же шатуны можно найти на 2110.

Поршни стальные, полые, плавающие. Палец имеет диаметр 22 мм. Длина - 60,5 мм.

Головка ВАЗ-2112 (16 клапанов)

Это совершенно новая ГБЦ. В ней работает два распределительных вала. Создана она при поддержке специалистов из «Порше». Так, два вала работают от зубчатого привода. Они отлично защищены от загрязнений и пыли. В клапанном приводе применили гидротолкатели, и теперь больше нет необходимости в ручной

Клапанная группа

Расположены они в два ряда V-образно. Конструкция их напоминает модель 2110, однако диаметр тарелок и стержней уменьшенный. Каждый клапан имеет по одной пружине.

ВАЗ-21124

Также на «двенашки» ставили агрегат 21124. Здесь объем 1,6 л, мощность - 89 л. с., крутящий момент - 131 Нм. также представляет собой распределенный впрыск. Двигатель поддерживает "Евро-3" и "Евро-4".

Этот двигатель является продолжением линейки 2112. Увеличить объем удалось при помощи коленчатого вала с большим радиусом кривошипа при том же диаметре цилиндра. Блок цилиндров здесь также имеет увеличенную высоту.

Здесь смогли решить проблему загиба клапанов, а характеристики находятся на спортивном уровне.

Система зажигания

В качестве сердца системы используется электронный модуль. Автовладельцы много пишут о том, что он достаточно проблемный. Следует очень тщательно подбирать свечи для него.

Зажигание ВАЗ-2112 (16 клапанов) имеет с двумя катушками. Одна служит для работы первого и четвертого цилиндров, вторая - для второго и третьего. При проблемах в модуле искра пропадает попарно. Сама по себе система не обслуживается и не ремонтируется. Управление ею целиком и полностью отдано контроллеру.

В системе работает несколько датчиков. Это датчик положения коленчатого вала, который отдает сигнал в ЭБУ, а затем «электронный разум» рассчитывет, как работать катушкам. В образовании смеси и зажигании работает знакомый многим ДМРВ, охлаждающей жидкости, датчик детонации. Так же работают и другие датчики ВАЗ-2112 (16 клапанов). Например, датчик кислорода, отработанных газов.

Типичные неисправности двигателя

Многие автолюбители, владеющие "железным конем" с мотором 2112, жаловались на деформацию клапанов при обрыве ГРМ. Это типичная неисправность. Ремонт простой. Нужно просто сменить поршни на те, что стоят на 21124. Там проблема решена, но в качестве платы за это снизится мощность. Если нет желания терять в этом показателе, нужно постоянно следить за ремнем. Слушайте звуки. Сначала ролики пищат, затем шуршат.

Кроме того, двигатель может троить. Как бороться с этим неприятным явлением? Проверяйте уровень компрессии, модуль зажигания, провода. Если плавают обороты, тогда можно подозревать дроссельную заслонку, датчики положения коленвала, ДМРВ.

Отмечают еще одну неисправность. Она может возникать на холостых оборотах и на ходу. Мотор при смене передачи иногда глохнет. Очистите дроссельную заслонку или ее датчик.

Если агрегат вовсе не заводится, то проверьте стартер и батарею.

Также может барахлить зажигание или система питания.

При должном уходе за этим двигателем автомобилю ВАЗ-2112 (16 клапанов) ремонт не понадобится. Просто следуйте регламенту производителя и регулярно проводите обслуживание. Все инструкции об основных операциях не вызовут затруднений.

Цены

В самом начале за этот хетчбек просили больше, чем за другие модели. Он считался довольно дорогим. Возможно, причина тому - электрические стеклоподъемники и замок. Однако чуть позже цены снизились, а комплектации и оснащения стали побогаче.

На сегодняшний день в среднем на автомобиль ВАЗ-2112 (16 клапанов) цена составляет от 90 до 250 тысяч рублей в зависимости от комплектации, тюнинга, двигателя. Автомобиль пригоден для различных изменений, поэтому владельцы дорабатывают его.

По отзывам пользователей, наиболее оптимальная стоимость - порядка 150 тысяч рублей. Так как на этом уровне предлагается отнюдь не хлам.

Итак, мы выяснили, какие имеет автомобиль ВАЗ-2112 технические характеристики, цену, отзывы и комплектации. Удачной покупки!